Источник

VI. О чтении Священного Писания

Изъяснение Священного Писания есть преимущественная обязанность лиц, нарочито поставленных, однако читать Священное Писание полезно и необходимо каждому для собственного спасения и назидания, Для уяснения непонятных мест мы должны обращаться к руководству и наставлению тех людей, которым открыто это Самим Господом и которые для вразумления нашего поставлены (см. Толкование Священного Писания). При чтении Библии мы обязательно должны руководствоваться правильными приёмами. Следующие приёмы показаны нам для отыскания истинного смысла текста Самим Господом и свят. апостолами: 1) Необходимо понять каждое слово текста в его точном смысле, так как одно и то же слово может иметь разные значения (см. Гал.3:16; Еф.4:8–9; Евр.12:26–27). 2) Необходимо рассматривать данное место в общем ходе и последовательности речи (контекст) Священного Писания (см. Евр.10:3–10). 3) Для выяснения данного места сделать подбор однозначащих мест Священного Писания (см. Рим.15:8–12:3:19–18). 4) Сделать сопоставление с данным местом – мест, по содержанию родственных или противоположных (см. Евр.1:13–14). 5) Необходима бывает историческая справка (см. Деян.2:24–35:13:34–37). 6) Исторические сказания обязательно понимать в буквальном значении (см. Мк.2:25–26); притчи понимать непременно в смысле переносном (Мф.13:18–23:36–43).

Итак, для разумения истинного смысла Священного Писания необходимо основательное изучение всего Священного Писания и всего божественного учения. При самостоятельном чтении священного текста, для избежания ошибки, обязательно проверять своё понимание объяснениями людей, от Господа поставленных (см. Еф.4:11–12); если же чего-нибудь из Слова Божия человек не разумеет, то «пусть не разумеет» (1Кор.14:37–38), потому что он совсем не должен браться за то, что выше его сил и разумения (Сир.3:21–24:38:24–25).

Краткое объяснение мест Священного Писания, извращаемых иномыслящими с православной Церковью в вопросе о чтении и разумении Священного Писания

Мф.4:4. «Он же сказал ему в ответ: написано: «не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих»» (Втор.8:3).

Объяснение. Если и Сам Иисус Христос взалкал (Мф.4:2–3), то нельзя отвергать веществен. хлеб, как равно нельзя полагаться в деле спасения и на одно только чтение Писания, нужны и дела, с ним согласные: Рим.2:13; Иак.1:22. Кроме хлеба естественного и кроме Священного Писания есть ещё хлеб жизни: Ин.6:48–55.

Ин.1:12–13. «А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые не от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились».

Объяснение. Здесь разумеются уверовавшие во Христа и крестившиеся во Имя Его: Гал.3:26, и соблюдающие заповеди Его: Ин.15:10, а кто хотя и уверовал, и читает Слово Божие, но не творит того, что повелевает Господь, услышит: Лк.6:46.

Ин.12:48. «Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судью себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день».

Объяснение. Благодать Божия даётся не чрез одно чтение слова Божия, ибо Царство Божие не в слове, а в силе: 1Кор.4:20. Господь дал нам быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит: 2Кор.3:6; Иак.2:22–26; да и чтение Священного Писания должно быть осмысленное: 2Кор.2:17; Сир.3:21–24:38:24–25.

Иак.1:5. «Если же у кого из вас недостаёт мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, – и дастся ему».

Объяснение. Здесь говорится не о той мудрости, которая есть разумение Священного Писания: 1Кор.14:38; Сир.3:21–24; а о мудрости нравственной, т.е. истинно-христианской жизни, основанной на правильном познании высоты и назначения христианского звания: Иак.3:13–15. Вот истинная мудрость, в которой нуждаемся и которую нужно просить у Бога: Иак.3:17; Еф.5:15–16; Кол.4:5, но есть и ложная мудрость, ничтожная перед Богом: 1Кор.1:25.

2Кор.3:14–16. «Но умы их ослеплены: ибо то же самое покрывало доныне остаётся не снятым при чтении Ветхого Завета, потому что оно снимается Христом.

Доныне, когда они читают Моисея, покрывало лежит на сердце их; но когда обращаются к Господу, тогда это покрывало снимается».

Объяснение. Под «обращением к Господу» должно понимать обращение к Христовой вере; когда же говорится, что покрывало снимается Христом, то разумеется не одно непосредственное действие Христа: Он снимает покрывало с Ветхого Завета чрез писание Новозаветное, чрез Предание апостольское, чрез вразумляющие и руководящие внушения и действия пастырей Церкви, которая есть столп и утверждение истины: 1Тим.3:15:4:12–13. Здесь не выражается той мысли, будто всякому, обращающемуся к Господу, открывался полный и истинный смысл Священного Писания: Сир.38:24–25; 1Кор.14:38, а говорится лишь об ослеплении ума и сердца «сынов Израиля»: Лк.24:25:27.

Флп.3:15. «Итак, кто из нас совершен, так должен мыслить; если же вы о чём иначе мыслите, то и это Бог вам откроет».

Объяснение. Апостол разумеет мысли о праведности, и смиренный образ мыслей о ничтожности собственных дел пред заслугами Христа Спасителя представляет как общее правило для всех утвердившихся в вере: ст.7–9; Рим.3:22. Хвалящимся знанием буквы Священного Писания, без руководства Церкви, нужно помнить слова апостола: 2Кор.3:6; 2Тим.3:7; 1Кор.8:2.

2Тим.3:16. «Всё Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности».

Объясн. По отношению к Ветхому Завету необходимо, чтобы чтение его соединялось с познанием о Христе; по отношению к Новому не менее необходимо, чтобы чтение его соединялось с правильным разумением читаемого: 2Пет.3:16. Кто же может руководить человека к правильному разумению Писания и предостеречь его от толкований ложных? Читай: Деян.8:31–35. Благовествовать могут только посланные на это: Рим.10:15. Таким образом, совершенствование христианина поставляется в зависимость не от одного Писания, но ещё и от руководительства данных Христом учителей: Еф.4:11, которые, подобно Филиппу, благовествуют, «начиная от Писания».

Втор.8:3. «Он смирял тебя, томил тебя голодом и питал тебя манною, которой не знал ты и не знали отцы твои, дабы показать тебе, что не одним хлебом живёт человек, но всяким (словом), исходящим из уст Господа, живёт человек».

Объяснение. Чтобы жить словом Божиим, надобно исполнять его: Рим.2:13; Иак.1:23. А из уст Божиих изошло и слово необходимости питаться Плотию и Кровию Христовыми: Ин.6:53–54. Человек должен заботиться не об одном только насыщении тела, но должен заботиться и о душе, доставлять и ей наслаждение, какое и может заключаться в таинстве Причащения и в чтении Слова Божия.

Об учёности

Лк.10:21. «В тот час возрадовался духом Иисус и сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам; ей, Отче, ибо таково было Твоё благоволение».

Объяснение. Премудрыми и разумными Господь считает здесь тех, которые полагаются на свою мудрость так, как, например, богатые на своё богатство: Мк.10:24–25, такими «мудрецами» могут быть и безумные и слепые люди: Мф.23:7; под младенцами разумеются те, которые (подобно апостолам) в простоте сердца ищут премудрости Божией и своим разумом не превозносятся: 2Кор.10:5. Истинная мудрость и учёность Господом не отрицается: Мф.23:34; Деян.22:3.

О познаниях

Флп.1:9–10. «И молюсь о том, чтобы любовь ваша ещё более и более возрастала в познании и всяком чувстве, чтобы, познавая лучшее, вы были чисты и непреткновенны в день Христов».

Объяснение. Здесь различаются знание и чувство, как теоретическая и практическая способность познания. Первую можно назвать познанием, – вторую – благоразумием: ср. Притч.1:2–4. Хвалиться же этими способностями никто не должен: Сир.10:29–30; 1Кор.8:2; 2Тим.3:7.

О пытливости в делах веры

Рим.4:20–21. «Не поколебался в обетовании Божием неверием, но пребыл твёрд в вере, воздав славу Богу и будучи вполне уверен, что Он силен и исполнит обещанное».

Объяснение. Праведный Авраам, приемля обетование из рук Божиих, не на плоть свою умерщвлённую и не на мертвенность Саррину смотрел, а на неложное слово всемогущего Бога: Лк.1:37, и как он при сем смотрел только на единого Бога, могущего из камней воздвигнуть чад: Мф.3:9, то не изнемог верой, он сразу поверил, как только услышал слово обетования (ст.20). Чем же укреплён Авраам? Тем, что всё предоставил вере, а не разуму: ст.18. Отсюда святитель Златоуст выводит: «итак, не быть пытливым – значит славить Бога; а быть пытливым – значит грешить против Бога». Притч.3:5.

Основные места Священного Писания в вопросе о чтении его, которые необходимо заучить наизусть

Ин.5:39. Исследуйте Писания: ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне.

Евр.4:12. Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные.

2Пет.3:16. Как он говорит об этом и во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутверждённые, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания.

Если же чего-нибудь из Писания человек не разумеет, «пусть не разумеет» (1Кор.14:37–38). Ибо он совсем не должен браться за то, что выше его сил и разумения.

Сир.3:21–24. Чрез меру трудного для тебя не ищи, и что свыше сил твоих, того не испытывай.

Сир.38:24–25. Мудрость книжная приобретается в благоприятное время досуга, и кто мало имеет своих занятий, может приобресть мудрость. Как может сделаться мудрым тот, кто правит плугом и хвалится бичом, гоняет волов и занят работами их, и которого разговор только о молодых волах.


Источник: Меч духовный в ограждение от сектантских лжеучений / Сост. и изд. диакон Иоанн Смолин. - Санкт-Петербург : Типо-лит. "Свет", 1910. - XII, 704 с.

Комментарии для сайта Cackle