Источник

VII. О толковании Священого Писания

Изложенное в слове Божием дело нашего спасения составляет собою тайну не только для нас, смертных людей, но даже для Ангелов (1Пет.1:12),для самих апостолов представляет много неудобовразумительного. Апостол Павел говорит об этом во всех посланиях, в которых есть «нечто неудобовразумительное, что невежды и неутверждённые, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания» (2Пет.3:16; ср. 1Пет.1:12; 1Тим.3:16; 1Кор.2:4). Неудивительно после этого, что сам человек не в силах изъяснить в Слове Божием никакого пророчества (2Пет.1:20–21). Даже ученикам Спаситель открывал ум «к уразумению Писаний» только после того, когда Сам всё изъяснял им (Лк.24:45). Кроме того, Слово Божие называется «живым и действенным и острее меча обоюдоострого, проникающим до разделения души и духа, составов и мозгов, и судящим чувствования и помышления сердечные» (Евр.4:12; ср. Еф.4:17; 1Кор.10:4), а потому неумелое и неправильное обращение с Словом Божиим может принести человеку не спасение, а гибель, как и сказано в Евангелии, что «тот, кто упадёт на этот камень, разобьётся; а на кого он упадёт, того раздавит» (Мф.21:44). Поэтому-то не всем, а только избранным людям Господь «дал знать тайны царствия небесного» (Мф.13611; Мк.4:14:34; Ин.17:8–9), чтобы эти люди «здраво» и «верно» истолковывали писаное и неписаное учение Христово (2Тим.1:13; 2Тим.2:15; Тит.1:9:2:1). И без этих высших истолкователей мы никак не можем понять Слово Божие (Деян.8:30–31:35; Рим.10:14), а такими истолкователями для нас являются святые отцы Церкви, сохранившие писанное апостольское наставление (Священное Писание) и записавшие неписанное (Священное Предание). Это те «верные люди», о коих говорит апостол Павел во 2 Послании к Тимофею: 2Тим.2:2, а также поставляемые чрез преемственное рукоположение от апостолов пастыри Церкви (Тит.1:5), пользуясь наставлениями коих мы доверяемся не им, а действующему в них Духу Святому (Деян.20:28). Люди же, не поставленные на проповедь и служение, отнюдь не должны принимать на себя права истолковывать Священное Писание. Как такие люди могут «проповедовать, если не будут посланы»? (Рим.10:15; ср. 1Кор.12:28–29). Если же за это дело берутся люди неподготовленные и злонамеренные, которые не посланы и не поставлены, то такие толкователи, на погибель себе и другим, превращают и повреждают Слово Божие (2Пет.3:16; 2Кор.2:17).

Краткое объяснение мест Священного Писания, извращаемых нномыслящими с Православной Церковью в вопросе о толковании Священного Писания

Ин.5:39. «Исследуйте Писания: ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне».

Объяснение. Писание, читаемое без исследования, может возбуждать недоумения, и могут быть некоторые места толкуемы ошибочно: 2Пет.3:16. Посему-то и требуется при чтении Писания руководство более сведущих учителей и пастырей Церкви: Тит.1:9; Деян.8:30–35; 2Пет.1:20–21. Что в деле спасения необходимо не одно новозаветное, но и ветхозаветное Писание, об этом свидетельствуется: Ин.5:45–46:20:30.

2Пет.3:16. «Как он (апостол Павел) говорит об этом и во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутверждённые, к собственной погибели, превращают, как и прочие Писания».

Объяснение. Главная причина «неудобовразумительности» в Писании заключается в том, что разум Божий безмерно превосходит разум человеческий: Ис.55:8–9; 1Кор.3:19; поэтому люди, не усвоившие главных истин Христова учения, тем более не могут усвоить деталей этого учения: 1Кор.2:14. Отсюда глубоко заблуждаются те, кто не признаёт необходимости руководства в деле спасения Священным Преданием, хранимым и передаваемым Церковью: 1Тим.3:15; 2Пет.1:19–20; Деян.8:30–31; 2Фес.2:15.

1Ин.2:27–28. «Впрочем, помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте.

Итак, дети, пребывайте в Нём, чтобы, когда Он явится, иметь нам дерзновение и не постыдиться перед Ним в пришествие Его».

Объяснение. Эти слова нужно разуметь не в отношении к каждому члену Церкви порознь, так как в ней есть и дети, имеющие нужду в научении, дети, по возрасту и по знанию требующие наставления, вразумления и учения, для всего этого есть и должны быть в Церкви отцы, учители, воспитатели, пастыри духовные: Еф.4:11–12; Рим.10:14–15. Не всякий и взрослый может понимать по надлежащему Писание: Деян.8:30–31; 2Пет.1:20; 1Кор.8:2, потому что в нём есть нечто неудобовразумительное: 2Пет.3:16.

1Кор.1:19:26–28. «Ибо написано: «погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну» (Ис.29:14). Посмотрите, братия, кто вы призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных... И незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее».

Объяснение. Несправедливо думать, будто Господь открывает Своё священное учение только людям незнатным и малограмотным: Мф.23:34. Великий апостол Павел был человек учёный и знатный: Деян.22:3:28; Иосиф Аримафейский был человек знатный: Лк.23:50. Корнилий сотник также: Деян.10:1. Здесь говорится о том, что мудрость мира сего, т.е. мудрость языческая – человеческая, ничто пред мудростью Божественной: 1Кор.3:19–20, чем осуждается горделивая самонадеянность человеческой мудрости. Писание одобряет смиренное и простосердечное отношение к истине одних и осуждает надменное отношение к ней других. Но никак не хвалит невежество и отнюдь не порицает возвышенной христианской мудрости: 1Кор.2:6–7.

1Кор.12:4–10. «Дары различны, но Дух один и тот же, и служения различны, а Господь один и тот же...

Но каждому даётся проявление Духа на пользу:

одному даётся Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом... иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков».

Объяснение. Здесь говорится об особых дарах духовных, которые ради особенных целей Божественных подаваемы были христианам апостольского века: 1Кор.12:28–30. Если бы они и теперь подавались всем верующим христианам, то не нужно было бы и самого Священного Писания. Применяющие к себе эти места и в то же время не могущие творить чудес сами себя зачисляют в список обманщиков и невежд, извращающих Писание: 2Пет.3:16; Иуд.1:19. Проповедовавшие нам истинное толкование учители Церкви чудеса творили, когда это было нужно (читай Историю Церкви, – 2Кор.2:17); и им было дано знать тайны Царства Небесного: Мк.4:11.

Гал.3:27–28. «Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе».

Объяснение. Перед Господом Иисусом Христом, главою Церкви: Еф.1:22, все мы члены этой Церкви равны, но между собою, в составе земной (воинствующей) церкви, люди различны в степенях служения: 1Кор.12:28–29; Еф.4:11–12, а отсюда понятно, что не всякий имеет право произвольно толковать Слово Божие или проповедовать, не будучи на то посланным: Рим.10:15; Евр.5:4; Иак.3:1.

Кол.3:16. «Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякой премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу».

Объясн. Этими словами не даётся каждому права проповедовать другим произвольные свои толкования. Если сказано, чтобы слово Христово вселялось обильно, то здесь должно разуметь то, что это слово должно вселяться чрез пастырей Церкви, как Богопоставленных проповедников Слова Божия: Рим.10:14–15, но ни в каком случае не через самозваных, не призванных учителей, не разумеющих ни того, о чём говорят, ни того, что утверждают: 1Тим.1:7; 2Пет.3:16; Апостолы же и их преемники, блюстители и пастыри Церкви Христовой, не повреждают Слова Божия: Деян.20:28; 2Кор.2:17.

Откр.2:12–13. «И Ангелу Пергамской церкви напиши: так говорит имеющий острый с обеих сторон меч:

знаю твои дела, и что ты живёшь там, где престол сатаны, и не отрёкся от веры Моей даже в те дни, в которые у вас, где живёт сатана, умерщвлён верный свидетель Мой Антипа».

Объяснение. Сближающие Пергамскую церковь с г. Петербургом делают это без всякого основания и тем обнаруживают грубое незнание истории и своё собственное неразумение. Пергам был идольский город, в Малой Азии, на реке Каике, в 9 милях к северу от Смирны. Неизвестно, кто был епископом Пергамской церкви в это время. Некоторые думают, что епископом был Карп: 2Тим.4:13.

Антипа, по толкованию Андрея, архиеп. Кессарийского, был мужественнейший мученик в Пергаме. О нём упомянул евангелист Иоанн для доказательства терпения верующих и жестокости заблуждающихся.

Основные места Священного Писания в вопросе о толковании его, которые необходимо заучить наизусть

1Ин.4:1. Возлюбленные! Не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они (Срав. Мф.7:15; Откр.2:2).

2Пет.1:20–21. Зная прежде всего то, что никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою. Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой: но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым.

1Кор.12:29. Все ли апостолы? Все ли пророки? Все ли учители? Все ли чудотворцы?

2Пет.3:16. Как он (апостол Павел) говорит об этом и во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутверждённые, к собственной погибели, превращают, как и прочие Писания.

2Кор.2:17. Ибо мы (апостолы) не повреждаем слова Божия, как многие: но проповедуем искренно, как от Бога, пред Богом, во Христе.

2Тим.4:3. Будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху.


Источник: Меч духовный в ограждение от сектантских лжеучений / Сост. и изд. диакон Иоанн Смолин. - Санкт-Петербург : Типо-лит. "Свет", 1910. - XII, 704 с.

Комментарии для сайта Cackle