Азбука веры Православная библиотека протоиерей Иоанн Смолин Миссионерская памятка по вопросам православной веры и церкви, пререкаемым сектантам, с краткими историческими сведениями о русских сектах и их вероучении

Миссионерская памятка по вопросам православной веры и церкви, пререкаемым сектантам, с краткими историческими сведениями о русских сектах и их вероучении

Источник

Часть 1 →

Содержание

Предисловие

Миссионерские памятки I. О Церкви Христовой II. О свящ. Предании III. О священном Писании IV. О чтении и толковании свящ. Писания V. О соборах Церкви VI. О церковном учительстве VII. О благодати и пребывании Духа Святого в Церкви Христовой VIII. О поклонении Богу IX. О почитании Пресвятой Богородицы X. О почитании св. Ангелов XI. О почитании св. угодн. Божиих XII. О почит. нетлен. мощей св. угодн. Божиих XIII. О молитве и милостыне за умерших XIV. О вере и делах XV. О спасении XVI. О спасении XVII. О возрождении XVIII. Об искуплении XIX. О христианском единении и законе христианском XX. О чудесах и знамениях XXI. О священстве в Церкви Христовой XXII. О богоучрежденности церковной иерархии или священства XXIII. Против осуждающих пастырей XXIV. О праве священнослужителей на пропитание и внешние от мирян отличия XXV. О таинствах вообще XXVI. О таинстве св. Крещения О крещении детей XXVII. О таинстве св. Миропомазания XXVIII. О таинстве св. Причащения XXIX. О таинстве Покаяния XXX. О таинстве брака XXXI. О таинстве Елеосвящения XXXII. О церковном богослужении XXXIII. О жертвоприношении XXXIV. О праздниках XXXV. О посте XXXVI. Об обрядах XXXVIII. О приношениях в храм XXXIX. О почитании св. икон XL. Различия между кумиром или идолом и священным изображением XLI. О почитании св. креста XLII. О крестном знамении XLIII. О крестных ходах XLIV. О царской власти и о повиновении Богом установленным властям XLV. О клятве и присяге XLVI. О судах и судьях XLVII. О войне и воинском звании XLVIII. Об антихристе XLIX. О кончине мира и страшном суде L. О ложных учениях. (Разделения и расколы) LI. О лжеучителях и лжепророках LII. О сектантских лжеучениях и борьбе с ними LIII. Об отношении к сектантам LIV. Об отлучении от Церкви. (Анафематствование) LV. Ответ евангельским христианам LVI. О возникновении сект, ересей и о сущности их заблуждений LVII. О русском сектантстве LVIII. О «евангельских христианах» LIX. О секте Адвентистов LX. О секте баптистов LXI. 0 секте «бессмертников» LXII. О духоборческой секте LXIII. О секте Жидовствующих LXIV. О секте «евангеликов» LXV. О секте Иеговистов или «Сионской вести» LXVI. О секте Иудействующих LXVII. О молоканской секте XVIII. О секте «Назореев» в Закавказье LXIX. О секте пашковцев LXX. О секте скакунов LXXI. О сектантах-субботниках и воскресниках и субботниках-жидовствующих LXXII. О ереси толстовцев LXXIII. О штундизме LXXIV. О разных штундистских сектах LXXV. О сектантстве «братцев» LXXVI. О заблуждениях «братцев» Чурикова и его учеников LXXVII. О секте еноховцев LXXVIII. О секте малеванцев LXXIX. Об иоаннитах LXXX. Об Иоаннитских заблуждениях LXXXI. О секте «новый израиль» LXXXII. О секте «прыгунов» LXXXIII. О секте скопцов LXXXIV. О новоскопческой секте LXXXV. О секте хлыстов LXXXVI. О секте новохлыстов Кубанской области LXXXVII. О секте шалопутов LXXXVIII. О мелких видах хлыстовства LXXXIX. О мелких видах хлыстовства XC. О секте хихулитов (т. е. веселящихся) ХС. О «правилах», определяющих устройство сектантских молитвенных собраний (см. «Церк. Вед.» 1911 г. №9) Заключение Миссионерская памятка избранных стихов св. Писания 1) О Церкви Христовой а) Свят. учение и благод. средства вручены Господом Церкви б) Ц. устроена Господом в) Ц. будет существ. до скончан. века г) Ц. есть общ. истинно верующих д) Ц. руководится рукополож. пастырями е) Истинная Ц. возлюбл. и освящ. Господом ж) Ц. – тело, а Глава Христос з) Учение и действия Ц. – святы и) Связь Ц. земной с Ц. небесной и) Необход. принадл. к Церкви к) Церковь едина л) Христос допустил быть в Ц. и грешникам м) Святость Ц. не нарушается грешниками 2) О священ. Писании а) Богодухновенность свящ. Писания б) Обязательность всего Писания в) Из В. 3. Пис. утратились только прообразы г) Что же разуметь под «вторым»? д) Прочее в Писании все сохранило силу е) Итак, догматический закон Моисея в силе и в Новом Завете. 3) О чтении и толковании свящ. Писания а) Истин. смысл Писания не всем доступен б) В Писании есть и малопонятное в) Хвалиться знанием Писания нельзя г) Что нужно помнить при чтении Писания? д) В Священ. Писании возвещаются такие тайны, проникнуть в которые и для Ангелов является делом только желательным е) В Писании есть непонятное ж) И Апостолам не вдруг открывалось разумение Писания з) Слово Божее есть и) Изъяснителями слов. Божия могут быть только люди, которым дано знать тайны Царст. Божия 4) О свящ. Предании а) Что есть Предание? б) Свящ. Предание сохраняется в Церкви в) Свящ. Предание могло сохраниться г) Строгие прещения противн. Предания д) И. Христос апостолов наставлял словесно, также и апостолы других наставляли е) Из Предан. люди научил. познавать Бога ж) Моисей не все богооткр. учение записал з) Также распространялось Божественное учение и в начале Нов. Завета и) В Нов. Зав. не все записано, чему учил Господь и апостолы и) Предание нужно для правильн. совершения таинств и богослужения к) Без Предания не понятно Писание Но этим не отрицаются всякие наставления старцев и отцов Свящ. Пред. с пред. фарисеев не одинаковы 5) О соборах Церкви а) Предзнаменов. вселенских соборов б) Права соборов: выяснять и разрешать вновь возникшие вопросы в) Соборы Церкви – высшее судилище г) Необходимость введения новых правил благочиния в Церкви вытекает из понятия о самой Церкви, как теле живом, которое в своих членах д) Как в Ветх. Зав. церковные правила со временем пополнялись: читай е) Так и в Новом Завете апостолы вводили правила, в каких нуждалась Церковь их времени ж) Апостолы дали право и преемникам-пастырям благоустроять порядок в Церкви з) Православная Церковь, разрешая разные вопросы на соборах, основывалась на свящ. Писании и Предании Апостолов и) На вселенских соборах св. отцы проповедовали тоже, чему учили Христос и Апостолы, догматов не сочиняли, и брали их готовыми из свящ. Писания: напр., Символ веры весь основан на свящ. Писании. и) О семи вселен. соборах предсказано 6) О церковном учительстве а) Кому даны права цер. учительства? б) Апост. и их преемник. повелено охранять чистоту учения веры в) Дар на проповедь евангельского учения дар чудотворения – различные дары г) Иногда и бесы исповедовали Христа Сыном Божиим д) Но от этого не изменилась бесовская природа е) Проповедь должна иметь посланство ж) Поставил особых наставников 7) О поклонении Богу в духе и истине а) Вся жизнь человека должна быть служением Богу всем его существом б) В составе человека душа важнее тела, но поклоняться Богу должно и духом и телом в) Не одним духом, но и телом поклонялся Сам Иисус Христос г) Телом поклонялись Богу и Апостолы д) Образ телесного поклонения Богу дается и с неба 8) О благодати и пребывании Духа Святого в Церкви Христовой а) Благодать – Сила Божия б) Подается без всякой заслуги со стороны человека в) Благодать открыта для всех людей г) Благодать дается для достойного служения Богу: з) Одно чтение слова Божия не сообщит благодати и оправдания д) Благодать Божия для души человека, – что воздух для тела его е) Спасительная благодать Божия, очищающая грехи человека, подается верующим в святых таинствах Церкви, совершаемых законными священнослужителями ее ж) Откуда видно, что в Церкви Христовой всегда пребывает и действует Дух Святой? 9) О почитании Пресв. Богородицы а) Основание для названия Богородицею б) Приснодевою в) Владычицей, Царицей небесной г) Честнейшею херувимов... серафимов д) О духовн. величии Богоматери слово Божие говорит е) Иис. Христ. первый дал пример почитать Деву Марию, как Матерь Божию ж) Ее почитали еще при жизни Ее з) Основание для молитвенного прославления Богородицы и обращения к Ней 10) О почитании св. угодн. Божиих а) Угодники Божии – это те, которые угодили Господу истинною верою и добрыми делами б) Как Бог прославляет св. людей в земной жизни? в) Как Бог прославляет их в смерти? г) Воздаяние св. людям по смерти д) Блаженное состояние святых на небе е) Свящ. Писание учит нас почитать святых ж) Примеры почитания св. людей и поклонения им з) О молитвенном ходатайстве свят. угодников и) В чем заключается сила их молитвы? и) Сам Господь прославляется во святых к) Особенная близость святых людей к Богу л) Святые могут ходатайствовать и по отшествии своем на небо 11) О почитании св. Ангелов а) Основание почитания их б) Ангелы-хранители в) Примеры почитания св. Ангелов и молитвенное к ним обращение 12) О почитании нетленных мощей св. угодников Божиих а) В планах Творца было создать человека бессмертным не только по душе, но и по телу б) Смерть и тление явились по грехопадении в) Вера в будущее воскресение тел и вечную жизнь воскресших тел жила в народе г) По этой вере даже ветхозаветные люди питали уважение к телам умерших д) Доказательства от слова Божия о возможности нетления мощей св. угодн. Божиих е) Бог являл чудеса даже чрез кости ветхо-зав. праведников, еще не бывших в состоянии прославления ж) В нов. завете, когда совершено искупление человечества от первородного греха, явилась возможность сохраняться нетленными телам св. угодн. Божиих з) Христос уничтожил грех, всех зовет к святости, всем дарует нетление, но не все одинаково принимают дары Христовы и) Святые бегали дел плоти и) Не только телеса св. угодник. Божиих, как храмов Бога живого, могут иметь чудодейственную силу, но и одежда и даже тень их 13) О молитве и милостыне за умерших а) Молитвы за умерших богоугодны, и полезны для умерших б) Обычай подавать милостыни за умерших в) Как облегчить участь умерших г) В христианской церкви молитвы и благотворения за умерших являются исполнением заповеди Христа о любви к ближним д) Поминовение при бескровной жертве е) Польза милостыни для умерших грешников О ходатайстве. св. угодников Божиих 14) О законе христианском а) Закон дан Богом чрез посредство Моисея, Ангелов и посланников б) Закон совершен и верен, а потому его нужно сохранять в) Закон заповедует любовь к Богу и ближним г) Верою закон мы не уничтожаем, а утверждаем д) Повиновение закону составляет отличительное свойство верующих е) Закон христианский требует ж) Чтобы мы имели истинную веру и добрые дела з) Вероучение должно быть «здравым» или верным и) Согласными с «образцом» или символом, данным Господом и апостолами и) Необходимость единого истинного учения вытекает из того, что к) Дела наши должны состоять в исполнении всех заповедей Божественного закона м) Только нечестивые оставляют важное в законы и даже отвергают его, а соблюдают мелочи н) Страшное наказание уготовано отвергающим закон Божий 15) О вере и делах а) Веру и дела за одно признавать нельзя б) Вера в) Дела г) Название «вера» имеет не один смысл д) Истинное вероучение может быть только у послушных сынов церкви в) Сердечная вера у людей бывает различна ж) Сердечную веру, как и добрые дела, могут иметь и язычники з) Можно знать и держаться истинной веры и худо делать и) Христиане должны иметь веру твердую, разумную, а не слепую и легкомысленную и) Сердечная вера должна быть искренней и сильной к) Дела должны быть исполнением заповедей Божиих л) При том должно исполнять все заповеди 16) О спасении а) Слово Божие в деле спасения нашего различает две стороны б) Господь Иисус Христос избавил нас г) Для усвоения спасения от нас требуется кроме веры (Евр. 11:6) усилие нашей воли – «служение Господу исполнением Его заповедей» д) Соделывание спасения есть подвиг всей земной жизни е) По слову Божию христиане на земле только еще «спасаемые», но не спасенные ж) По своей свободн. воле и христианин, сподобившийся благодати, может отпасть от Христа 17) Об искуплении а) За преслушание заповеди первые люди лишились блаженства б) Как над человеком, так и над природой стало тяготеть проклятие в) Но Бог предопределил совершить искупление г) Искупление определено Богом совершить чрез Богочеловека д) Оно предсказано пророками в) Совершено кровью Христа ж) Искупление избавляет нас з) Искупление доставляет нам и) Бог совершил чрез Иисуса Христа искупление и) Искупление дарует небесное наследие к) Искупление в свящ. Писании описывается л) Искуплением верные О толковании свящ. Писания 18) О священстве (Иерархии) а) Первоначальное установление в церкви священства положено Самим Богом еще в ветх. завете б) Поставление ветхо-заветных священников в) Аароново священство было несовершенно и потому прекратилось г) Священство Ииcyca Христа д) Превосходство священства Христова пред священством Аароновым в) Пророчества о ново-заветном священстве ж) Как в ветхом завете, хотя и назывались все царством священников Но из них Господь избрал иных для особого священства з) Так и в Новом завете, хотя и говорится Но особое священство, тоже установлено 1) Предсказание о нем: и) И. Христос из всех уверовавших в Него избрал на особое служенге только 12 и) Апостолы поставлены на это служение действием Св. Духа к) Апостолы, преемники Христа л) Преемники Апостолов – пастыри м) Пастыри поставляются чрез преемственное от Апостолов рукоположение н) Чрез это рукоположение невидимо поставляет Сам Дух Святой о) право пастырства принадлежит не всем п) прочие верующие называются простолюдинами, которых пастыри: проповедуя слово Божие охраняют чистоту учения, совершают молитвы и обличают еретиков р) Внутреннее достоинство священников 19) Против осуждающих пастырей а) Пастыри люди подобострастные нам б) Пасомые хотя бы и недостойных пастырей должны слушаться 1) Средства содержания пастырей 2) Верующим повелено заботиться о содержании пастырей 20) О священническом благословении а) Оно началось еще в Ветхом завете б) Прообраз благословения во имя Пресвятой Троицы в) В Новом завете г) Благослов. во имя Св. Троицы д) Непринимающим благословение е) Целование благословляющей руки Отцы духовные Пастыри молятся и ходатайствуют за пасомых: (Иоил. 2:17). ж) Верующие обязаны оказывать пастырям, пекущимся о спасений душ пасомых – послушание и уважение 21) О служении пастырей с покрытою головою а) Слово Божие различает простое покровение головы от венчания ее для славы, и благолепия О длинных волосах Одежды священнические 22) О возрождении а) Без возрождения, никто не увидит царства Божия б) Бог возрождает человека по Своей любви к нему и милосердию в) Возрождение человека состоит г) Возрождение обновляет внутреннего человека (2 Кор. 4:16) 23) Об оправдании а) Для оправдания и спасения необходимо при истинной вере совершать и подвиги добрых дел б) Исполнение добрых дел ублажает Сам Господь в нагорной проповеди в) На страшном суде будет потребован отчет в исполнении добрых дел г) Верующие созданы на добрые дела 24) О таинствах вообще а) Совершители таинств названы б) Видимая сторона в таинствах в) Отличие таинств от обрядов г) Слово «таинство» употребляется в различном смысле д) Есть и особое священнодействие, сообщающее верующему невидимую благодать Божию е) Верующий – верит в совершенное Господом дело нашею искупления и пользуется теми благодатными средствами, какие установлены Господом ж) Благодать Божия не насилует и не подавляет свободной воли человека 25) О таинстве Крещения а) Необходимость крещения б) Крещение заменило обрезание в) К-м сообщается благодать Св. Духа, очищающая от первородного греха г) К-м человек возрождается и обновляется по душе д) Оправдывается и освящается е) Становится новою тварью ж) Прообразы крещения з) Господне повеление на совершение крещения и) Крещение должно быть водное г) От приемлющего крещение требуется: вера, покаяние и обещание Богу доброй совести к) Крещение д. б. совершаемо чрез погружение л) Основания для обрядов при крещении 26) О таинстве миропомазания а) Так как человек и после таинства крещения не свободен от естественных слабостей греховной природы (Рим. 7:14–15), то на борьбу с ними даны дары Св. Духа б) Крещению усвояется прощение грехов, а непосредственно за ним следующему священнодействию (руковозложению или миропомазанию) – сообщение дара Свят. Духа в) Руковозложение заменено помазанием во времена самих апостолов г) Прообраз руковозложения и миропомазания д) Действие на душу таинства миропомазания 27) О таинстве Покаяния а) Господь прощал грехи людям во время земной Своей жизни б) Эту власть Господь передал Апостолам в) Вязание и решение Духом Святым г) Покаяние было и при Апостолах д) От Апостолов власть вязать и решить перешла к пастырям Церкви, которые: е) Покаяние заповедано Богом ж) При покаянии должно быть сокрушение о грехах, плачь о них пред Богом и обещание проводить жизнь непорочно з) Необходимость покаяния для спасения и) Непрестанно нужно сознавать общую греховность своей жизни г) Каяться необходимо пред Богом как непосредственно, так и через пастырей Церкви 28) О таинстве Причащения (Евхаристии) а) Пророчество о причащении 6) Обетование Господне о причащении: в) Пресуществление г) Заповедь Господня совершать таинство Причащения д) На тайной вечере было две чаши: е) Необходимость причащения для всех людей ж) Плоды причащения з) Через Причащение исполняется слово Спасителя и) Получаем залог воскресения и будущей жизни и) Таинство Причащения совершалось по вознесении Спасителя и будет совершаться до второго пришествия к) Тягчайшему наказанию подлежит тот, кто не почитает за святыню Кровь завета 29) О таинстве брака а) Брак есть таинство б) Бракосочетание должно быть только в Господе в) Бракосочетание, как образ духовного союза Христа с Церковью – честно, безгрешно, свято и спасительно г) Цель Божественного установления брака д) Обязанности супругов друг к другу 30) О таинстве Елеосвящения а) Предзнаменование этого таинства б) Косвенное указание на это таинство дается в) Заповедь верующим врачевать своих болящих через пастырей церкви г) Польза от елеосвящения ? Где в Евангелии сказано, когда и как установил Христос таинство елеосвящения? ? Иак. 5:14–15. Помазание елеем – помазание учением Христовым ? Отчего ваши больные часто умирают и после елеосвящения? 31) О Храме О поклонении храму Господню Кому после Иудеев передано рукотворное святилище Храмы устр. Алтарями на восток О пожертвованиях на храмы Господни Храмовые праздники Колокола Алтарь, Престол, Жертвенник Кадило, семисвечник, богослуж. одежды, сосуды Приношения в храм, торговля в храме Копие, губка, лжица, св. колодцы Условия, на которых люди м. польз. храмом. Храм новозаветный исправлен 32) О св. иконах Чудеса от икон Можно ли в переносн. см. назв. иконы Богом О поклонении пред св. иконами Иконы пишут и грешники Откуда заимств. изображ. на иконах Иконы украшаются золотом Священное и несвящ. – Чистое и нечистое Освящение икон 33) О св. иконах и храмах К кому же относится вторая заповедь Идолы, упоминаемые в Библии Привески на иконах Сияния и венцы на иконах Хоругви Свечи и лампады Каждение Иконы должно иметь в домах Паломничество к св. местам 34) О храмах Храмы... в них живет Бог Храмы будут вечно Храм, – в нем Бог, когда и люди выходят Храмы, – по какому образцу строятся Храм называется церковью Храмы кто хулит О почитании св. Креста Крест – святыня Господня Прообразы Креста Христова Крест жертвенник Христов И. Хр. добровольно взошел на Крест Ветхозав. жертвенник был Свят Тем более свят крест Хр. – новозав. ж. Преступно Крест называть виселицей Крестное знамение Ношение духовного и вещественного креста Крестные ходы На недоумение в том, что не на все предметы и действия в религиозном обиходе православной Церкви имеются основания в свящ. Писании дает ответ само слово Божие, из которого видно, что многое делается без особ. повел. Бож. в Писании.  

 

«Не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они: потому что много лжепророков появилось в мире». (1Ин. 4:1)

«Учениями различными и чуждыми не увлекайтесь». (Евр. 13:9)

«Будем твердо держатся исповедания нашего». (Евр. 4:14)

Предисловие

В православно-миссионерской литературе, хотя и обогатившейся в последние годы многими разнообразными книгами и брошюрами, все же отсутствует доселе такое руководство для начинающих миссионерствовать и для ревнителей православия, в котором дана была бы схема для бесед по различным вопросам веры, пререкаемым сектантами, и здесь же имелись бы хотя краткие исторические сведения о всех русских сектах и их вероучении. Цель выпуска настоящей книжки Миссионерских Памяток и составляло заботу нашу восполнить упомянутый пробел.

Не нам судить о практичности настоящего труда, но надеяться себе позволяем, что, с Божией помощью, Миссионерские памятки значительно облегчат способ прохождения курса начальных миссионерских познаний не только человеку с образованием, но и малограмотному – ревнующему о своем уповании в вере православной и достаточно вооружат его в борьбе с врагами Церкви Христовой.

Напечатанные нами отдельно по каждому предмету Миссионерские памятки по своему формату могут служить закладками для Библии на случай беседы, а по дешевизне их (1/2 коп. за экз.) и для раздачи тем православным, из народа, коих явится надобность укрепить в том или ином предмете православного вероучения, а твердого в своем уповании вооружить на частную беседу с сектантом, уклоняющимся от беседы с пастырем или миссионером.

Диакон Иоанн Смолин


Источник: Миссионерская памятка по вопросам православной веры и церкви, пререкаемым сектантам, с краткими историческими сведениями о русских сектах и их вероучении / Сост. и изд. диакон И. Смолин. - Спб. : Типпо-лит. Т-ва «Свет», 1911. VIII, 172, 46 с.

Комментарии для сайта Cackle