Источник

О св. иконах

I. Православное учение об иконопочитании

Иконопочитание указано Самим Богом еще в Ветхом Завете. Сам Бог повелел Моисею устроить Ковчег завета и поставить его в важнейшей части первого ветхозаветного храма – во Святом святых (Исх. 25:10 и далее, 26:33. Втор. 10:1–5). А ковчег завета был ничто иное, как видимый образ присутствия Бога невидимого,– образ, всегда напоминавший Иудеем Иегову и возводивший мысль их к Первообразу. (Чис. 10:35–36).

Израильтяне с чувством благоговейного почтения относились также и ко всем святыням скинии, так как последние устроены были по повелению Самого Бога. Сам Бог повелел, например, Моисею сделать два изваянных изображения херувимов и поставить их во Святая святых (Исх. 25:19–22). Повелел Бог также сделать истканные, изображения херувимов на завесе, отделявшей Святое святых от святилища (Исх. 26:31–33), подобно тому, как в православной Церкви иконостас отделяет алтарь от самого храма. Такие же изображения херувимов по повелению Бога были сделаны на попонах виссонных, которые покрывали не только верх, но и стороны скинии и служили для нее вместо стен (Исх. 26).

После Моисея, Соломон по образцу переносной скинии выстроил другой постоянный храм Богу, поставил в нем на самой средине Святого святых два кипарисовые и позлащенные изображения херувимов, которые одними крилами своими соприкасались друг к другу, другими достигали противоположных сторон храма (3Цар. 6:27; 2Пар. 3:10–13), соткал такие же изображения на церковной завесе (2Пар. 3:14). И что же? Сам Господь не только не осудил за то Соломона, по еще выразил особое благоволение и к строителю храма и к самому храму. (3Цар. 9:3. 8:10–12).

С ветхозаветными священными .изображениями, по Божию повелению устроенными и присутствием Самого Бога освященными, имеют точное сходство и св. иконы, в Церкви христианской употребляемые. Как те изображали существо истинных, ближайших божественных служителей, так и наши иконы суть изображения истинного Бога и святых, Ему благоугодивших. Если же изображение херувимов в скинии свидения было устроено по непосредственному повелению Самого Бога, то не законно ли простирать это повеление на употребление священных изображений и в храмах христианских? Если Сам Бог заповедал употребление свящ. изображений в скинии и вне скинии и одобрил их употребление в храме Соломоновым, то почему же они не могут быть употребляемы в храмах новозаветных и вне храмов?

Если бы в самом деле такое употребление свящ. изображений было неугодно Богу или несогласно, как утверждают сектанты, с христианской религией, то несомненно, было бы об этом разъяснено Христом и апостолами. Между тем из свидетельств Евангельской истории, записанной и в св. Писании Нового завета, открывается совершенно другое.

Великий Основатель христианства–Господь наш Иисус Христос, пришедший нe разрушить Моисеев закон, а дополнить и усовершенствовать (Mф. 5:17), не только не отверг почитание храмов с его свящ. изображениями и предметами, но и Сам ходил на поклонение Богу в храм иерусалимский. Посещая храм Божий, Христос ревностно охранял святость храма с его священ. предметами, как дома Божия (Ин. 2:14–17). Когда изгнал Христос из храма торговцев, то не только не осудил находившихся там свящ. изображений, но даже назвал храм Иерусалимский «домом молитвы для всех народов» (Мк. 11:17). Если бы Христос в храме не поклонялся, то книжники и фарисеи, всячески старавшиеся обвинять Его во всем, несомненно, обвинили бы Христа и за это, но такого обвинения они не высказывали. В беседе же с самарянкою Христос прямо сказал: «мы знаем, чему кланяемся» (Ин. 4:22).

Да если бы поклонение пред свящ. изображениями было предосудительно в новозаветной Церкви, то Христос никогда не сказал бы такой притчи, как притча о мытаре и фарисее, пришедших помолиться в храм, где были свящ. изображения и откуда, по словам притчи, мытарь, усердно молившийся, вышел оправданным (Лк. 18:13–14).

Что касается кумиров и идолов, с которыми сектанты злонамеренно смешивают священные изображения, то значение слов – кумир и идол несомненно наилучше знал тот, кто сам впервые употребил их в речи и написал о них, т. е. прор. Моисей. От имени Божия Моисей почти одновременно обявляет, а) строгое запрещение производить и употреблять всякие изображения и литые фигуры кумиров и идолов (Исх. 20:4. Лев. 19:4), и б) прямое повеление сделать для употребления фигурные изваяния и изображения на полотне херувимов (Исх. 25:18–26). Очевидно, сам Моисей не всякую фигуру и не всякое изображение религиозное считал кумиром или идолом. Нужно выяснить, какая именно фигура и изображение есть кумир и идол, и можно ли считать св. иконы за одно с кумирами и идолами, дабы, по заповеди Господней, научиться отличать священное от посвященного и чистое от нечистого. (См. Лев. 10:10. Иез. 44:23). К различению кумиров и свящ. изображений и к обличению сектантского лжемудрования служит еще следующее соображение. Воспрещенные Господом кумиры и идолы с дозволенными Господом изображениями или св. иконами, хотя в некоторых внешних и второстепенных чертах и сходствуют, но зато сильно различаются в чертах внутренних и существенных, а именно, в своем происхождении, достоинстве и значении. На основании показаний самого св. Писания кумирам и идолам мы должны дать такое, определение: кумир или идол есть придуманный неразумными и злыми людьми предмет, представляющий собою никогда неуправлявшего миром ложного бога, богопротивное чествование которого развращает человека и устрояет ему гибель; короче, идол или кумир есть вредное изображение ложного бога, или: идол и кумир есть изображение такого бога, которого никогда не было, и который ничего не стоит.

Наоборот, св. изображение или св. икона есть спасительное для нас изображение истинного Бога, Который был, есть и будет, и Который есть Творец и Спаситель наш.

Как нашего Государя Императора мы не считаем подобным тем веществам золота, серебра, камня или бумаги, на которых сделан портрет Его, так и в сделанных из золота, серебра, бумаги, дерева св. иконах Божество у нас не считается подобным этим веществам, но подобными считаются только сделанные на них очертания бывших в действительности Богоявлений. Между тем у язычников за божество считались самые вещества – золото, дерево, камень (см: Прем. 13:10. Пс. 44:17. Иер. 2:27).

Девятьсот лет с лишним тому назад и мы, русские, поклонялись идолам и кумирам и считали их за богов, но при кн. Владимире, когда русский народ просвещен был св. православной верой, все кумиры и идолы были истреблены. В настоящее время кумирам и идолам покланяются только некоторые инородцы в Сибири, а также разные полудикие народы Азии, Африки и Австралии.

Православное учение об иконопочитании находит для себя подтверждение и в данных истории. С этой стороны особенно важно то обстоятельство, что в самой глубокой древности, начиная со времен Иисуса Христа и св. апостолов, в христианской новозаветной Церкви было обычно почитание священных изображений в христианских храмах. Так, история сохранила нам древнейшее сказание, признанное вполне достоверным Церковью,– это сказание о нерукотворенном образе, отпечатленном непосредственно Самим Иисусом Христом на убрусе или полотенце и посланном Авгарю. Другое, также сохраненное древним преданием сказание о том, что Евангелистом Лукою написаны были три иконы Богоматери (см. у историков Феодора Чтеца, Никифора Каллиста, Симеона Метафраста); из них две находятся в Москве: одна в Смоленском Успенском соборе, а другая, так называемая Владимирская, в Московском Успенском соборе (Христ. Чт. 1855 г. № 12). О способе чествования всех святых икон седьмой вселенский собор высказал: «насколько часто чрез изображение на иконах видимы бывают (святые лица), постольку взирающие на оные побуждаемы бывают воспоминать и любить первообразных им и чествовать их лобызанием и по питательным поклонением, не истинным по вере нашей Богопоклонением, которое подобает одному Божескому естеству, но почитание по тому способу, как изображению честного и животворящего креста и святому Евангелию и прочим святыням, каковой у древних благочестивых обычай был. Ибо честь, воздаваемая образу, восходит к первообразному, и покланяющийся иконе покланяется существу, изображенному на ней». (Догм. 7-го всел. собор.)

Богоугодность употребления и чествования св. икон ясно подтверждается множеством происшедших при св. иконах чудес (ср. Лев. 16:2. Ин. 12:37), которых Господь не сотворил бы, если бы чествование икон Ему не угодно было (ср. Лев. 26:30). О современных нам чудесах много свидетельствовали и свидетельствуют не только книги и журналы духовно нравственные, но и светские периодические издания; всю совокупность этих свидетельств уж никоим образом нельзя заподозрить в умышленной ложности и недостоверности.

Из примера Иисуса Навина (7:6–10) мы должны видеть, что коленопреклонная молитва пред св. иконами богоугодна, а не богопротивна, как суемудрствуют сектанты.

Итак, в заключение должно сказать, что если из 27 новозаветных св. книг не сохранилось ни одного автографа, и мы все-таки признаем происхождение этих книг от апостолов, то тем более мы должны признавать апостольское происхождение св. икон, когда время сохранило нам столько древних и подлинных памятников священной иконописи апостольского и ближайшего после апостольского времени (напр., признаем же мы то, что св. Еванг. Лука написал Евангелие и Деяния св. апостол, так почему же не признавать и то, что тот же апостол, как знавший живописное искусство, написал несколько образов Божей Матери)?

Св. икона есть как бы Библия, написанная красками, которую может читать каждый неграмотный человек и каждое дитя; равным образом Библия может быть названа иконой, которая для грамотных написана буквами. Таким образом св. книги и св. иконы взаимно восполняют одни других (см. Догм. 7 вселен. собора).

Всем без исключения людям быть грамотными трудно и невозможно, так что св. книгами все люди сами никогда не могут пользоваться, а между тем все без исключения грамотные и неграмотные должны иметь правильное понятие о Боге, о жизни и учении Господа Нашего Иисуса Христа и Его Матери Приснодевы Марии и св. угодников. Здесь и являются на помощь св. иконы, которыми могут пользоваться сами люди все и всегда. Вследствие этого кто отнимает у неграмотного человека св. икону, тот старается держать людей во тьме духовной и является злейшим врагом всего народа. (Ольшевский, стр. 102). Наконец, и естественные требования человеческой природы красноречиво говорят о необходимости иконопочитания. Если каждому человеку свойственно иметь у себя изображения любимых и уважаемых лиц, (за невозможностью видеть их лично), то не естественно ли поэтому иметь людям у себя изображения Господа, Его Матери, святых Ангелов и святых людей и воздавать им надлежащее чествование? При том же иконы напоминают нам о безчисленных благодеяниях к нам Господа и святых Его, о тех отношениях, которые должны мы иметь к ним, о тех высоких подвигах, которым нам нужно подражать. Отсюда почитание икон возбуждает и воспитывает в нас чувства веры, надежды, любви и других христианских добродетелей; следовательно, св. иконы, напоминая о событиях и лицах священных, в религиозной жизни христианской имеют весьма важное нравственно-поучительное значение. (Оболенский, стр. 342).

II. Основания из священного Писания для православного учения о святых иконах

а) Возможность святых изображений

Происхождение св. икон восходит ко временам Ветхого Завета, но возможность полного употребления их явилась только в Новом Завете, что видно из следующих доводов. В течение ветхозаветной жизни лишь немногие святые люди были удостоены видеть Господа лицом к лицу:

Исх. 33:20. И потом сказал Он: лица Моего не можно тебе увидеть, потому что человек не может увидеть Меня, и остаться в живых.

21.И сказал Господь: вот место у Меня: стань на этой скале.

22.Когда же будет проходить слава Моя, Я поставлю тебя в расселине скалы, и покрою тебя рукою Моею, доколе не пройду.

23.И когда сниму руку Мою, ты увидишь Меня сзади, а лице Мое не будет видимо (тебе).

И только под конец ветхозаветного периода некоторые пророки, на которых как бы упал отблеск от первых лучей восходившего солнца – Господа Христа (ср. Ин. 1:18), удостоились лицезреть Господа:

Ис. 6:5. И сказал я: горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа.

Дан. 7:13. Видел я в ночных видениях: вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями, и подведен был к Нему.

14.И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его – владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится.

При таком положении дела изображения Господа в Ветхом Завете истинными не могли быть, и потому при построении ветхозав. скинии и храма они не были допущены (Втор. 4:12. 15; см. выше V). Но св. Ангелов ветхозаветные люди много видели, наприм.:

Быт. 16:7. И нашел ее Ангел Господень. у источника воды в пустыне, у источника на дороге в Суру.

8. И сказал (ей Ангел Господень): .Агарь, служанка Сарина! откуда ты пришла, и куда, идешь? Она сказала: я бегу от лица Сары, госпожи Моей.

Быт. 19:1. И пришли те два Ангела в Содом вечером, когда Лот сидел у ворот Содома. Лот увидел и встал, чтобы встретить их, и поклонился лицем до земли.

Следовательно, изображения св. ангелов могли быть истинными, и потому дано было Господом прямое повеление употреблять иконы св. ангелов:

Исх. 25:18. И сделай из золота двух херувимов, чеканной работы, сделай их на обоих концах крышки.

Исх. 26:1. Скинию же сделай из десяти покрывал крученого виссона, и из голубой, пурпуровой и червленой шерсти, и херувимов сделай на них искусной работой. (Срав. Исх. 25:18).

Иконы ангелов действительно были в широком употреблении в ветхозаветном храме:

3Цар. 6:23. И сделал в давире двух херувимов из масличного дерева, вышиной в десять локтей.

35.И вырезал на них херувимов и пальмы, и распускающиеся цветы, и обложил золотом по резьбе.

2Пар. 3:7. И вырезал на стенах херувимов.

10.И сделал он во Святом Святых двух херувимов резной работы и покрыл их золотом.

14.И сделал завесу и изобразил на ней херувимов.

Изображений св. мужей и св. жен в Ветхом Завете не было и не могло быть потому, что люди тогда не были искуплены и оправданы, а были «все под грехом», т. е. первородным.

Рим. 3:9. Итак что же? имеем ли мы преимущество? Нисколько; ибо мы уже доказали, что как Иудеи, так и Еллины, все под грехом.

25. Которого (Христа) Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его чрез веру, для показания правды Его в прощении грехов, соделанных прежде.

Так как оправдание и искупление принесено на землю Господом Иисусом Христом (Гал. 3:13. 4:4 – 5), то в Новом Завете люди удостоились лицезрения всех трех лиц Пресвятой Троицы,–Бога Отца:

Дан. 7:9. Видел я наконец, что поставлены были престолы, и возсел Ветхий днями; одеяние на нем было бело, как снег, и волосы главы Его, как чистая волна; престол Его, как пламя огня, колеса Его – пылающий огонь.

13. Видел я в ночных видениях, вот с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями, и подведен был к Нему.

Ин. 14:9. Иисус сказал ему (Филиппу): столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца, как же ты говоришь: покажи нам Отца?

Бога Сына:

Ин. 1:14. И Слово стало плотью, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца.

18.Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил.

Бога Духа Святого:

Лк. 3:22. и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глоголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!

Из приведенного выше видно, что люди Нового Завета удостоились видеть всевозможного для человека лицезрения Божества, что подтверждается:

Кол. 2:9. ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно.

16. И безпрекословно – великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе.

После искупительной жертвы Господа Христа и благочестивые люди получали полное оправдание и освящение:

1Кор. 6:11. И такими были некоторые из вас, но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего.

Посему-то в Новом Завете явилась полная возможность делать истинные изображения истинного Бога и Господа нашего и окружающих Его сонмами св. ангелов и св. человеков.

б) Различие между кумиром или идолом и священным изображением

1) В религиозном зпачении:

В кумирах и идолах язычники видели своих богов, богинь и разных небожителей.

Прем. 13:10. Но еще более жалки те и надежды их на бездушных, которые называют богами дела рук человеческих, золото и серебро, изделия художества, изображения животных, или негодный камень, дело давней руки. Ср. гл. 15, 14. 15. и Откр. 9:20.

Но фигуры на крышке ковчега Завета и на занавеси представляют собою изображения небожителей – херувимов, среди которых являл Себя Сам Господь, и которые сделаны были по заповеди Господней: см. Исх. 25:18, 26:1; Лев. 16:2.

2)В религиозном употреблении свящ. изображения:

Изображения херувимов на занавеси и на крышке ковчега Завета поставлены были в храме в срединной части, куда лицом обращен был молящийся народ. И здесь пред изображением первосвященник по повелению Божию курил фимиам:

Исх. 40:26. И поставил золотой жертвенник в скинии собрания пред завесою.

27.И воскурил на нем благовонное курение, как повелел Господь Моисею. Сравн. Лев. 16:12–15. 3Цар. 8:7; 22.

Кумиры и идолы первоначально появились вследствие человеческого «неведения», «заблуждения», «тщеславия», «вымысла»:

Иер. 10:14. Безумствует всякий человек в своём знании, срамит себя всякий плавильщик истуканом своим; ибо выплавленное им есть ложь и нет в нем духа. Срав Прем. 15:1–10; 14:12–21.

Изображения херувимов или св. икон делаются людьми, верующими в истинного Бoгa, вследствие прямого повеления святейшей воли Божией:

Исх. 26:1. Скинию же сделай из десяти покрывал крученого виссона, и из голубой, пурпуровой и червленной шерсти и херувимов сделай на них искусной работой. Ср. Исх. 25:18 – 21

Языческие кумиры и идолы не представляют собой решительно ничего божественного и священного, так как в них признаваемы за богов и чествуемы были бессмысленные камни и вообще вещи:

Ис. 44:16. Часть дерева сожигает в огне, другою частью варит мясо в пишу, жарит жаркое, и ест до сыта, а также греется, и говорит: «хорошо, я согрелся, почувствовал огонь».

17.А из остатков от того делает бога, идола своего, покланяется ему, повергается перед ним, и молится ему, и говорит: спаси меня, ибо ты бог мой. Сравн. Иер. 2:28; Авв. 2:18 –19; Прем. 13:10.

Идолы представляют из себя разных животных (Деян 7:41; Рим. 1:23. Прем. 15, 18, 19), неразумные силы природы и светила (Деян. 7:42–43. Прем. 13:1–3), затем даже грешного человека со всеми его страстями (Рим. 1:23. Прем. 14:15–21. Дан. 14:3–6).

А сделанные по заповеди Божией иконы херувимов представляют нам действительных священных личностей, которые наиболее приближены ко Господу:

Пс. 17:11. И воссел на херувимов и полетел и понесся на крыльях ветра.

Иез. 10:4. И поднялась слава Господня с херувима к порогу Дома и Дом наполнился облаком, и двор наполнился сиянием славы Господа.

5. И шум от крыльев херувимов слышен был даже на внешнем дворе, как бы глас Бога всемогущего, когда Он говорит.

18.И отошла слава Господня от порога Дома, и стала над херувимами.

19.И подняли херувимы крылья свои, и поднялись в глазах моих от земли; когда они уходили, то и колеса подле них: и стали у входа в восточные врата Дома Господня, и слава Бога Израилева вверху над ними.

Христианские св. иконы вообще представляют нам действительные явления истинного Бога и святых лиц, тогда как кумиры и идолы обнаруживают бессилие вообще и особенно в сравнении с действительными священными предметами:

1Цар. 5:3. И встали Азотяне рано на другой день, и вот Дагон лежит лицем своим к земле пред Ковчегом Господним.

И взяли они Дагона и опять поставили его на свое место.

4. И встали они по утру на следующий день, и вот Дагон лежит ниц на земле пред Ковчегом Господним, голова Дагонова и (обе ноги его и обе руки его) лежали отсеченные, каждая особо, на пороге осталось только туловище Дагона.

Дан. 14:23. Был на том месте большой дракон, и Вавилоняне чтили его.

27. Тогда Даниил взял смолы, жира и волос, сварил это вместе и, сделав из этого ком, бросил его в пасть дракону, и дракон рассеялся. И сказал Даниил: «и вот ваши святые».

Священные изображения по воле Божией нередко проявляют неземную силу:

2Цар. 6:6. И когда дошли до гумна Нахонова, Оза простер руку свою к Ковчегу Божию (чтобы придержать его) и взялся за него, ибо волы наклонили.

7.Но Господь прогневался на Озу и поразил его Бог там же за дерзновение, и умер он там у Ковчега Божия.

11.И остался Ковчег Господень в доме Аведдара Гефянина три месяца, и благословил Господь Аведдара и весь дом его. Ср. 1Цар. 5:4. Чис. 21:8.

Своих идолов и кумиров язычники не только называли «богами», но часто и совсем признавали за настоящих богов:

Прем. 13:10. Но более жалки те, и надежды их – на бездушных, которые называют богами дела рук человеческих, золото и серебро, изделия художества, изображения животных, или негодный камень, дело давней руки. Ср. Пс. 45:5.

Прем. 14:7. Благословенно дерево, чрез которое бывает правда!

8.А это рукотворенное проклято и само, и сделавший его – за то, что сделал; а это тленное названо богом.

Прем. 15:15. Они почитают богами всех идолов языческих, у которых нет употребления глаз для зрения. Ср. Ис.44:17.

Сделанные по Божию повелению фигуры никогда не признаются и не называются богами (в собственном смысле), но прямо называются «херувимами», «изображениями херувимов», так что св. иконы суть только как бы портреты св. личностей:

Исх. 6:29. И на всех стенах храма кругом сделал изображения херувимов и пальмовых дерев и распускающихся цветов, внутри и вне. Ср. Исх. 37:7.

Язычники при чествовании своих идолов и кумиров честь относили прямо к самой вещи или фигуре идола и кумира:

Прем. 14:16. По повелениям властителей изваяние почитаемо было, как божество.

Дан. 14:3. Был у Вавилонян идол, по имени Вил, и издерживали на него каждый день двадцать больших мер пшеничной муки, сорок овец и вина шесть мер.

6. Царь сказал: «не думаешь ли ты, что Вил не живой бог? Не видел ли, сколько он ест и пьет каждый день?

Напротив, при правильном христианском чествовании св. икон, честь и поклонение относится не к вещи, но через изображение возносится к самому лицу изображенному:

Исх. 30:8. И когда Аарон зажигает лампады вечером, он будет курить им! Это всегдашнее курение пред Господом в роды ваши.

Чествующие идолов и кумиров входят в общение с бесами:

1Кор 10:19. Что же я говорю? То ли, что идол есть что-нибудь, или идоложертвенное значит что-нибудь?

20. Нет; но что язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу; но я не хочу, чтобы вы были в общении с бесами.

А чествующие св. иконы входят в общение с истинным Господом Богом:

Исх. 30:6. И поставь его (жертвенник) пред завесою, которая пред Ковчегом откровения, против крышки, которая на Ковчеге откровения, где Я буду открываться тебе. Ср. 3Цар. 9:3.

в) Чествование святых икон

Св. икона есть правильное изображение истинного Бога, святых Ангелов и святых людей. Обязанность наша употреблять и чествовать св. иконы Бога указана в словах Спасителя:

Мф. 22:20 И говорит им: чье это изображение и надпись?

21. Говорят Ему: кесаревы. Тогда говорит им: и так отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу. Ср. Мк. 12:1 17. Лк. 20:24–25.

Царевы «изображение и надпись» – портрет и указ, а Божии – св. иконы и св. Писание.

Кроме того, как повествует св. Предание, Сам Иисус Христос собственный нерукотворенный образ Свой отправил Едесскому Авгарю Ухомо (см у историков Евсевия еп. Кесарийского, Евагрия Схоластика, Никифора Каллиста) В настоящее время этот образ находится в Риме.

Иконы св. ангелов от Господа заповедано было св. пророкам поставить в храме пред глазами молящихся:

Иез. 41:17. От верха дверей как внутри храма, так и снаружи, и по всей стене кругом, внутри и снаружи, были резные изображения.

18. Сделаны были херувимы и пальмы; пальма между двумя херувимами, и у каждого херувима два лица. Исх. 25:18; 26:1; 3Цар. 6:23–35.

Ковчег завета, а вместе с ним, конечно, иконы св. ангелов видел в небесном храме Иоанн Богослов:

Откр. 11:19. И отверзся храм Божий на небе, и явился ковчег завета Его в храме Его; и произошли молнии и голоса и громы и землетрясение и великий град.

Основанием для употребления икон святых людей служат и те случаи исцеления от болезней, которые были посредством «тени» (теневого отражения, очертания) проходящего Петра:

Деян. 5:15. Так что выносили больных на улицы и полагали на постелях и кроватях, дабы хотя тень проходящего Петра осенила кого из них.

Тень представляла собою очертание фигуры апостола и таким образом была первой иконой святого человека.

Богоугодность употребления и чествования св. икон ясно подтверждается множеством происшедших при св. иконах чудес (чит. Историю Церкви и жития святых).

Чудеса для верующих всегда были и будут очевидными, а неверующие даже и чудесам, которые творил Сам Господь во время земной Своей жизни,– не веровали:

Ин. 12:37. Столько чудес сотворил Он пред ними, и они не веровали в Него.

III. Возражения заблудшего и ответы православного сына Церкви о святых иконах

Заблудший . 2-ю заповедью всякие изображения запрещены.

Православный. Второй заповедью запрещены изображения богов ложных, бесовских или боготворение различных сил и предметов природы и бездушных истуканов, как подобия творения Божия (не освященного Духом Святым).

Заблудший . А вот у вас есть-же изображение людей, живших на земле.

Православный . Есть изображение святых (друзей Божиих); а разве это запрещено?

Заблудший . Бог запретил делать подобие того, что на земле, внизу.

Православный. Но разве святые эти на земле? Кто же делает изображения людей и почитает это священным, пока люди живы, хоть их и прославляет Господь? Никто. Изображения их делаются тогда лишь священными, когда Господь, по смерти их, прославит чудесами и нетлением мощей. Но мы прежде решим вопрос,–можно ли делать изображения Божии, и тогда для нас легко разрешится и предыдущий вопрос.

Заблудший . Бога никто нигде не видел.

Православный . И. Христос сказал: «видевший Меня, видел Отца и вы видели Его» (Ин. 14:7–9). Христос есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари (Кол. 1:15). «Великая благочестия тайна: Богь явился во плоти» (1Тим. 3:16).

И так, с тех пор, как И. Христос явился во плоти, сделался видимым для людей, никто не может сказать, что не видел Бога, или что Бог невидим. Отсюда и возможность Его священного изображения.

Заблудший . Но Бога Отца и Духа Святого все-таки не видели.

Православный . Бога Отца видел Адам (Быт. 2:22. 38. Быт. 32:30 и пр.) Моисей: «устами к устам говорю Я с Моисеем, сказал Господь, и явно, а не в гаданиях, и образ Господа он видит» (4 Чис. 12:8). Затем, Бога Отца видели пророки Иезекииль, Даниил и Иоанн Богослов (Иез. 1:26; Дан. 7:9–22; Откр. 4:2–4). А Дух Св. в виде голубя, телесно сходил на И. Христа при крещении (Лк. 3:22).

Заблудший . Я понимаю поклонение Богу, но не Его изображению.

Православный . Ковчег завета у евреев был простым ящиком (из черного дерева и обитый золотом, где лежали две каменные скрижали), но он почитался за великую святыню (как бы за Бога) и люди поклонялись ему, как Богу. Когда ковчег завета выносился, ковчегу говорили: «восстани, Господи, восстани (Чис. 10:34) и, падая на лица свои, поклонялись ему. На кивот евреи надеялись, как бы на Бога (1Цар. 4:3). Разве евреи нарушали этим вторую заповедь?

Заблудший . Из слова Божия не видно, чтобы Господь их за это наказывал.

Православный . И не могло быть видно, ибо что Бог освятил, того человек не должен почитать нечистым, а должен почитать святым и достойным поклонения.

Точно также священны и почтенны и изображения Самого Господа, ибо они служат напоминанием Его близости к нам и освящаются благодатию Св. Духа.

Заблудший . Но ведь это дерево, а не Бог.

Православный. Пусть то будет деревом или полотном, или чем другим (ковчег тоже был из дерева),– мы знаем, что «благословенно древо, чрез которое совершается правда» (Прем.14:7). «Хочешь Ты, чтобы не были напрасны дела премудрости Твоей: посему и малейшему древу вверяют люди души свои» (5–6), – вверяют, надеясь не на древо тленное, а на Того, кто на нем изображен – на Бога крепкого и живого. И мы видим, что Господь, благоволя к св. изображениям Своим, дает чрез иконы разные чудотворения и исцеления.

Заблудший . Если при св. иконах происходят чудеса, то отчего они совершаются или в давнее время, или вдали от нас, и отчего они не явятся перед нашими глазами для нашего уверения?

Православный . Вместо ответа прежде всего следует спросить тебя, отчего это Сам Господь являлся христианам и Сам творил пред ними много чудес в отдаленное от нас время при апостолах (см. Ин. 20:30. Деян. 1:3), а к нам не является? Требованием чуда мы не в праве искушать Господа (Мф. 12:39. 16:4): блаженны не видевшие и уверовавшие (Ин. 20:29; ср. 2Кор. 5:7).

Заблудший . Я не понимаю, – можно ли делать изображение Матери Божией и всех Святых.

Православный . Не только можно, а даже и должно.

Кто Матерь Божия? Богородица, высшая Херувимов и Серафимов. Если Бог дал заповедь почитать нам родителей своих, то не темли более мы должны по этой заповеди почитать Матерь Бога живого, И Христа? От кого Она зачала во чреве? От Бога Духа Святого, Сам Дух святый удостоил Ее непосредственного общения и этим возвеличил Ее29. Рассуди, какое величие заключается в этом обстоятельстве быть Материю (не братом и не сестрой, не сыном или дочерию) Господа! Посему верно слово Богородицы о Себе: «сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его; ибо отныне будут ублажать Меня все роды» (Лк. 1:48–49). Все роды, т. е. небесные и земные, а как будут ублажать? Небесные непосредственным почтением и поклонением, а земные –посредством почтения и поклонения пред св. Ее образом.

Заблудший . Хорошо; я согласен почитать образ Богородицы, так как Бог возвеличил Ее, но соблазняюсь почитать иконы святых.

Православный . А святые (Апостолы, пророки и пр.) разве не сидят на престолах, как Бог, разве они – не друзья Божии, разве не они будут судить мир? Вот послушай, что говорит слово Божие о святых: праведных души в руках Божиих. Бог искусил их и нашел достойными Себе. Они судят народы и обладают людьми. Бог дает им славу и державу (Прем. 3:1–5; 1Кор. 6:2; Пс. 67:36). Мне весьма честны были друзья Твои, Боже; весьма утвердилось владычество их (Пс. 138:17; Мф. 19:28). Признаки апостольства оказались пред вами всяким терпением, знамениями, чудесами и силами (2Кор. 12:12). Не написано ли в законе вашем: я сказал; вы – боги (Пс. 81:6). Святым, которым Господь удивительно открыл все хотения Свои в них (Пс. 15:3). Хранить Господь все кости их, и ни одна из них на земле не сокрушится (Пс. 33:21;66:14). Тогда станет с дерзновением многим праведник пред лицем оскорбивших его и отметающих труды его (ставящих ни во что), и возвеселится, когда увидит отмщение (им), руки свои умоет в крови грешника. Праведники во веки живут и попечение их у Вышнего, посему примут царство благолепия и венец доброты от Господа; помощию их многая бывает слава. Песнь всем преподобным Его (Пс. 57:11; Прем. 5:1–16; Притч. 28:12; Пс. 148:14). Но всех изречений о действительно святых, подобных Богу, и не перечтем. Скажу одно; как их не возвеличить и не почитать, если их превознес Сам Господь?! И если Бог их украсил благолепием и венцом славы, то велико-ль то, если мы украсим на земле их живописный образ?

Заблудший. Неужели, например, к каждому изображению человека с крыльями и к изображению женщины мы должны относиться, как к изображению херувимов и Богоматери.

Православный . Ответ на это дает нам библейская история: в храм Соломонов для молитвы пред изображениями люди стали являться только с того времени, когда этот храм с его изображениями был надлежаще освящен молитвою (см. 3Цар. 8:29. 63); также точно православные св. изображения получают молитвенное употребление только после того, когда они надлежаще освящены молитвою православного священника (ср. 1Тим. 4:5). (Ольшевск. стр. 94–101).

Заблудший . Я согласен почитать их духовно, но зачем образы?

Православный . Ты представляешь себе небесную скинию: Бога и всех святых на небе. Их престолы, благолепие и славу?

Заблудший . Представляю в душе.

Православный . Согласен в душе почитать их и почитаешь ли?

Заблудший . И на это согласен.

Православный . Важнее духовное или наружное?

Заблудший . Духовное.

Православный . И так, если ты в душе воображаешь небесную Скинию и почитаешь ее, поклоняясь духовно, не считая это за грех, то тем более не будет грехом, а будет пристойно и уместно эту небесную скинию (храм) перенести в живое изображение на земле, в храм Божий, дабы и ты сам и неверующие могли наглядно видеть твою веру и прославлять Бога и святых Его! (Лк. 8:17; Мк. 4:22)30.

Заблудший . Иконопочитание отвергнуто соборами в Испании в 305 году и Константинополе в 754 году.

Православный . Ельвирский собор в Испании был поместный, а на иконоборческом соборе в Константинополе не присутствовал ни один патриарх, и потому постановления этих соборов, после утвердившего иконопочитание полного вселенского собора в Никее в 787 году, не могут иметь никакой силы.

Заблудший . Иконопочитапие установлено только на VII вселен. соборе, раньше же его не было.

Православный . Настоящее возражение высказано всецело «от своей головы». Иконопочитание в век апостолов достаточно доказывается св. Приданием, а также уцелевшими самыми св. изображениями – нерукотворенным образом и иконописью евангел. Луки. Если верят, что евангел. Лука написал Евангелие и Деяния, то почему же не верить, что тот же апост. Написал образ Божией Матери? От времени послеапостольского, от первых трех веков, сохранилось до настоящего времени не мало старых священных изображений в римских и александрийских катакомбах. Здесь имеются изображения доброго Пастыря, и другие символы, изображены события из священной истории Ветхого Завета, представлены события из жизни Спасителя. Отцы VII вселенского собора в своем определении о св. иконах так выразились: «храним не нововводно все, писанием или без писания установленные для нас церковные предания, из коих одно есть относительно изображений иконного живописания... Сим последующие богоглаголивому учению св. отец и Преданию Кафолической Церкви (ибо знаем, что сие есть от Духа Святого, в ней живущего), со всякою достоверностью и тщательным рассмотрением определяем» (Догм. 7 вселен, собора).

Если из 27 новозаветных св. книг не сохранилось ни одного автографа, и мы все-таки признаем происхождение этих книг от апостолов, то тем более мы должны признавать апостольское происхождение св. икон, когда время сохранило нам столько древних и подлинных памятников священной иконописи апостольского и ближайшего послеапостольского времени.

Заблудший . Нам икон не нужно, – мы по клоняемся Самому Богу.

Православный . Ведь и православные покланяются Самому Богу, но разница здесь только та, что сектант, когда совершает поклонение, то перед его лицом и глазами в доме бывает – печка или стена, или окно, на дворе бывает скотина, или дерево, или облако и пр.

Когда же православный покланяется Самому Богу, то у него пред глазами бывает лик милосердого Спасителя, или христианское знамя – крест, вообще, что-нибудь наглядно напоминающее нам нашего Господа. Теперь пусть сектанты сами решают, при какой из указанных обстановок удобнее и лучше молиться и покланяться Господу.

Заблудший . В Новом Завете заповедь о св. иконах не выражена в св. Писании с такою ясностью, как в Ветхом Завете, и потому иконы не должны быть в таком широком употреблении, какое замечается у православных христиан.

Православный . В Ветхом Завете прямо повелено было Господом устроить изображения херувимов только на крышке ковчега и на занавеси (Исх. 25:18. 25:1), однако Соломон множество изображений херувимов сделал на стенах и разных вещах своего храма (3Цар. 6:23–35. 7:29–36), И это угодно было Господу (3Цар. 8:11.9:3); затем, ведь только в Ветхом Завете полно и определенно высказана была заповедь о степенях родства, в пределах которых невозможно вступление в брак (см. Лев. 18: 6–17), но в Новом Завете об этом совсем не повторено, и однако сами сектанты признают для себя обязательность этой заповеди, да наконец, сами десять заповедей, данные Моисею Богом, в Новом Завете все полностью не перечислены, а между тем нужно полагать, что ни один сектант не дерзнет ни одну заповедь признать ненужной.

Заблудший . Существующие снимки с нерукотворенного образа у православных в обыденной речи нередко называют прямо «нерукотворенный образ», изображения, напр. св. Николая, прямо называют «св. Николай», вообще иконы в простом народе называют даже «богами».

Православный . В этом случае возражающий обнаруживают незнание того, что и сама Библия сделанные для храма фигуры херувимов безразлично называет то «изображениями херувимов», то просто «херувимами» (3Цар. 6:29, срав. ст. 23:32), а саму Библию часто называют словом Божиим.

Когда икону св. Николая называют просто «св. Николай», то говорящие, конечно, понимают и чувствуют, что это есть только как бы портрет св. Николая, а не сам святитель, равно как это понимают и чувствуют, когда портрет Государя Императора называют просто Государь.

Пред св. иконами взывать ко Господу можно (см. Чис. 10:35. 36), но самыя св. иконы называть «богами», разумеется, не подобает. Если бы у нас молились «св. икона, моли Бога о нас», тогда бы упрек был уместен, но у нас так никто не молится.

Заблудший . Когда обнаружилось неправильное чествование построенного Моисеем медного змея, то благочестивый царь Езекия, согласно воле Божией, истребил этого змея (см. 4Цар. 18:3–4). Теперь также можно указать случаи неправильного чествования икон, напр., в названии икон–«боги»; поэтому иконы и следует истребить.

Православный . Для исправления недостатков в Новом Завете установлен совсем иной порядок, чем в Ветхом. Напр., но ветхозаветному закону должно было каждую женщину прелюбодейцу убивать (Втор. 22:22), а так-ли в Новом Завете Господь поступил с прелюбодейцею? (Ин. 8:3. 11). Равным образом, когда большинство из сектантов извращают Писание (см. 2Пет. 3:16), то неужели нужно истребить св. Писание для того, чтобы этим поправить зло?

Посему нам, христианам, исправлять недостатки должно не истреблением, как то делалось в Ветхом Завете, а научением и вразумлением, как это делал Сам Господь Христос. В вышеприведенных словах сектантов слышен отголосок злых фарисеев, которые искушали Господа (ср. Ин. 8:3–6).

Заблудший . Православные икопы некоторые люди рубят и жгут в печке, сами они разрушаются от времени, их часто портят разные насекомые. Если иконы суть предметы священные, то почему они не защищают себя и этим не проявляют своей святости?

Православный . В этих словах слышится голос сатаны и распинателей Иисуса Христа, которые посредством доставленных ими страданий Господу искушали Его требованием чуда; однако Господь не исполнил нечестивого желания сатаны (Мф. 4:3 – 7) и распинателей (Мк. 15:29–32), не исполнит нечестивого желания и сектантов. И как Господь долготерпит евреям, не оказывающим Ему и доселе должной почитательности и даже ругающимся Ему, так же долготерпит и сектантам, потребляющим изображения Господа нашего Иисуса Христа и Его святых угодников. Да наконец, ведь и кн. свящ. Писания также приходят в ветхость и жгут их, но это не значит, что их все надо истребить.

Чудеса от св. икон происходили и в недавнее время, пред нашими глазами. Пример сего – чудо над иконой Скорбящей Божией Матери в селении Императорского стеклянного завода 23-го июля 1888 г., чудо над иконой Курской Знаменской Божией Матери 7 марта 1898 г. Кроме того условием для совершения чуда служит искренняя вера тех людей, над которыми и для которых совершается чудо (Мк. 9:23–24; Мф. 17:20); сектанты веры в св. иконы не имеют, а потому и недостойны чудотворной силы Божией.

Заблудший . Зачем вы (православные) так украшаете свои образа золотом и серебром, не щадите для них драгоценных камней; если, как вы утверждаете, вы кланяетесь не самой иконе, а лицу, изображенному на ней, то зачем украшаете иконы, за что им такая честь?

Православный . Украшая икону, мы чрез то выражаем свою ревность в почитании лиц, изображенным на иконах. И такой способ выражать почтение Богу и Его святым угодникам имеет основание в св. Писании. Из Библии известно, что как богато была украшена скиния, которую Моисей устроил по образу, указанному ему Самим Богом (Исх. 25:26 гл. и др.), а также впоследствии и храм иерусалимский, особенно первый (и Пар. 28:11 и далее гл. 29 и др).

В Новом Завете Сам Господь наш Иисус Христос похвалил усердие вдовы, пожертвовавшей на храм две последних свои лепты (Лк. 21:1–4).

Притом же человеку весьма естественно выражать таким способом свое почтение к иконам. Если и в обыденной жизни портреты дорогих нам лиц, иногда совсем обветшавшие, мы держим в почетном месте и стараемся всячески украсить их, то не тем ли более таким же образом должно выражать свое почтение к святым лицам, изображенным на иконах.

IV. Для миссионерской полемики с сектантами о святых иконах


Тексты свящ. Писания, которыми сектанты оправдывают свое мудрование. Истинный смысл сих текстов. Тексты свящ. Писания, коими опровергается сектантское мудрование
а) Возможность изображений
I
1Ин. 4:12. Бога никто никогда не видал. Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас. 1Тим. 6:16. Единый, имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете. Которого никто из человеков не видел и видеть не может; Ему честь и держава вечная! Аминь. Примеч . Эти тексты сектанты выставляют против иконопочитания. Выставляющим эти места против иконных изображений Господа Бога, следует напомнить, что на св. иконах изображается не самое духовное и невидимое Существо Божие, а только бывшие в действительности и виденные человеческими очами явления на земле всемогущего и премудрого Бога. Утверждающие на основании этих мест, что буд-то люди совсем не видели Господа телесными глазами, говорят неправду (Ин. 1:14. 18; 1Тим. 3:16) и навлекают на себя имя антихриста, если ие замечают из свящ. Писания, что Единородный Сын Божий нам явился во плоти (1Ин. 4:3). В приведенных сектантами местах свящ. Писания говорится о полном существе Бога, кототорое смертный человек действительно не может видеть и жив остаться (Исх. 33:20), но Богочеловек нам являлся и с нами жил и следовательно явил нам возможность изображать Его в том виде, в каком явился Он на земле. Ин. 1:14. И Слово стало плотью, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как единородного от Отца. 18. Бога не видал никто никогда: Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил. 1Тим. 3:16. И безпрекословно, великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе. 1Ин. 4:3. А всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире.
II
Ин. 20:29. Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны не видевшие и уверовавшие. 1Пет. 1:8. Которого не видевши любите, и Которого доселе не видя; но веруя в Него, радуетесь радостью неизреченною и преславною. Примеч . Этими словами сектанты силятся доказать, что Бога нужно созерцать только в уме, а не на изображениях. Приводя эти места, сектанты забывают слова Самого Господа, сказавшего, что только «видящий» Сына и верующий в Него имеет жизнь вечную: Ин. 6:40. В указанных сектантами местах говорится об отсутствии необходимости телесными очами видеть непосредственно Самого Господа, так как для этого каждый раз потребно было новое чудо, а чудес без особой нужды Господь не творпт: Мк. 8:11–12. На св. иконах, без чудес и знамений мы можем и должны постоянно созерцать Господа, чтобы тем успешнее устроить свое спасение; другими словами, св. иконы своими изображениями нам проповедуют то же, что и свящ. Писание. Ин. 6:40. Воля Пославшего Меня есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день. Мк. 8:11. Вышли фарисеи, начали с Ним спорить, и требовали от Него знамения с неба, искушая Его. 12. И Он, глубоко вздохнув, сказал: для чего род сей требует знамения? Истинно говорю вам, не дастся роду сему знамение.
III
2Кор. 4:3. Если же и закрыто благовествование наше, то закрыто для погибающих. 4. Для неверующих, у которых бог века сего ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа, Который есть образ Бога невидимого. Примеч . По мнению сектантов, в этих словах осуждаются православные за иконопочитание. «Богом века сего» апостол назвал мироправителя тьмы века сего или духа зла: Еф. 6:12. «Погибающие» и «неверующие» люди, в которых этот Бог действует, суть «сыны противления» или вольнодумцы: Еф. 2:2. Не принимающий учения о св. иконах Иисуса Христа тем не принимает благовествований о Христе, Которого оне (св. иконы) суть образ: Кол. 1:15; здесь говорится, что Иисус Христос есть образ Бога невидимого, подобно сему и св. иконы суть образы–изображения Спасителя, как у погибающих Бог тьмы ослепил умы и закрыл благовествование, так закрыто благовествование и для сектантов, которые суть тоже погибающие сыны противления. Еф. 6:12. Потому что ваша брань не против крови и плоти, но против иачальств, против властей, против миропровителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных. Еф. 2:2. В которых вы некогда жили, по обычаю мира сего по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления. Кол. 1:15. Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари.
IV
Исх. 20:4. Не делай себе кумира, и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли. 5. Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого колена. Примеч . Кумиры и идолы вымышленных богов сектанты смешивают с изображением истинного Бога, и Его служителей. Вторая заповедь запрещает делать и чествовать кумиры и всякие изображения кумиров, т. е. ложных богов (см. о кумирах) и нисколько не касается истинных священных изображений, что видно с совершенной ясностью из того, что в одной и той же книге после изложения второй заповеди, излагается Моисеем Божие повеление сделать литое изображение из золота, но только изображения не кумира, а св. небожителей херувимов: Исх. 25:18. Эти изображения считаются не за богов каких-либо, а всякий знает, что изображены слуги Бога истинного Исх. 25:18. И сделай из золота двух херувимов; чеканной работы сделай их на обоих концах крышки. 19 Сделай одного херувима с одного края, а другого херувима с другого края; выдавшимися из крышки сделайте херувимов на обоих краях ее. 20. И будут херувимы с распростертыми вверх крыльями, а лицами друг к другу.
V
Исх. 33:20. Лица Моего не можно тебе увидеть, потому что человек не может ;увидеть Меня и остаться в живых. Втор. 4:12. И говорил Господь к вам (на горе) из среды огня; глас слов (Его) вы слышали, но образа не видали а только глас. 15. Твердо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, .когда говорил к вам Господь на (горе) Хориве из среды огня. Примеч . Сектанты говорят: если. Сам Бог сказал, что лица Его не можно видеть, то почему же допускаются изображения Бога? Здесь говорится о невозможности видеть Господа лицом к лицу для ветхозаветного человека, ибо если Моисей, с которым говорил Господь лицом к лицу, как бы говорил кто с другом своим, – не мог увидеть Бога, то тем более не могли Его видеть другие люди. Посему и в Новом Завете сказано: «Бога не видел никто никогда», но здесь же добавлено: «Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин. 1:18. 14:9). Да и из Ветхого Завета видно, что Господь иногда являлся в видении Своим избранным людям, напр.: Дан. 7:9. Следовательно, в приведенных сектантами местах говорится о том, что грешному человеку невозможно видеть Бога во всем Его существе. Ин. 1:18. Бога не видал никто никогда: Единородный Сын, сущий в недре Отчем. Он явил. Ин. 14:9. Иисус сказал ему: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь: покажи нам Отца? Дан. 7:9. Видел я наконец, что поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями; одеяние на Нем было как снег и волосы главы Его, как чистая волна: престол Его, как пламя огня, колеса его – пылающий огонь.
б) Различия между кумиром или идолом и священным изображением
VI
Деян. 17:29. И так мы, будучи род Божий, но должны думать, что Божество подобно золоту, или серебру, или камню, получившему образ от нскусства и вымысла человеческого. Примеч . По мнению сектантов, основанному,на приведенном тексте, выходит, что православные как буд-то считают св. иконы за самих богов, а не за изображения только истинного Бога и Его служителей. Изображаемые на св. иконах события и лица произошли не от вымысла, но были и существуют и в действительности, на самом деле, например: крещение Господне (Мф. 3:14–17), Преображение Господне (Мф. 17:1–5), Господь Вседержитель (Евр. 1:3, Откр. 14:14), Пресвятая Богородица с Младенцем (Мф. 2:14), Ап. Петр (Мф. 16:17). Между тем, предметы, изображаемые и называемые «богами» у язычников, никогда не творили и не управляли миром вместо Бога истинного, так как они сами произошли от человеческого вымысла: Гал. 4:8. Прем. 14:12–14, – например, телец, Молох, Ремфан: Деян. 7:43; Артемида, Диопет (Деян. 19:35). Поэтому указываемое место книги Деяний должно относить не к св. иконам, но к идолам и кумирам вымышленных богов Гал. 4:8. Но тогда, не знавши Бога, вы служили богам, которые в существе не боги. Прем. 14:12. Ибо вымысел идолов – начало блуда, и изобретение их – растление жизни. 13.Не было их в начале и во веки они не будут. 14.Они вышли в мир по человеческому тщеславию и потом близкий сужден им конец. Деян. 7:43. Вы приняли скинию Молохову и звезду бога вашего Ремфана, изображения, которые вы сделали, чтобы поклониться им: и Я переселю вас далее Вавилона (Ам. 25–27).
VII
Деян. 17:26. Между тем вы видите и слышите, что не только в Ефесе, но почти во всей Азии этот Павел своими убеждениями совратил не малое число людей, говоря, что делаемые руками человеческими не суть боги. Ис. 46:6. Высыпают золото из кошелька, и весят серебро на весах, и нанимают серебренника,чтоб он сделал из него бога; кланяются ему, и повергаются перед ним. 7. Поднимают его на плеча, несут его, и ставят его на свое место; он стоит, с места своего не двигается; кричат к нему, он не отвечает, не спасает от беды. Иер. 2:28. Где же боги твои, которых ты сделал себе? Пусть они встанут, если могут спасти тебя во время бедствия твоего? ибо сколько у тебя городов, столько и богов. Ср. Иер. 10:2–5. Ис. 44:9. Делающие идолов все ничтожны, и вожделеннейшие их не приносят никакой пользы, и они сами себе свидетели в том. Они не видят и не разумеют, и потому будут посрамлены. 10. Кто сделал бога и вылил идола, не приносящего никакой пользы? Ср. Прем. 13:1–15, Иез. 8:5–12, Авв. 2:18–19 и все послание Иеремии. Примеч . Все эти места свящ. Писания сектанты приводят в осуждение православных за украшение и почитание св. икон. Икону с идолом сравнивать нет никакого основания, ибо кроме выше приведенного доказательства (п. VI), опровержением сектантского лжемудрования служит еще и следующее: Св. икона отличается от идолов и кумиров и по своему происхождению и религиозному значению. Кумиры или идолы возникли вследствие человеческого «неведения о Боге», «заблуждения», «тщеславия», «вымысла»: Деян. 17:29, (см. п. VI); Прем. 13:1 – 2. Все эти обоготворенные твари представляют собою нечто воображаемое, в действительности не существующее, суть именно, как выразился апостол, «ничто»: 1Кор. 8:4, т. е. не представляют собою решительно ничего божественного и священного. Иконы же суть изображение или истинного Бога в том виде, в каком Он являлся миру, или святых Ангелов – небесных вестников, посылаемых Богом для тех, которые имеют наследовать спасение: Евр. 1:14,– или св. угодников, предстательствующих за нас пред Богом своими молитвами (Откр. 5:8). Значит, христианские св. иконы вообще представляют нам действительные явления истинного Бога и святых лиц, тогда как кумиры или идолы сами по себе признавались язычниками за настоящих богов: Пс. 95:5. Ис. 44:17. При чествовании идолов, честь прямо относилась к самой вещи или фигуре идола или кумира (Прем. 14:15. Ис. 44:17). Иконы же отнюдь не признаются богами и суть только как бы портреты св. личностей: Исx. 37:7. 3Цар. 6:29. Отсюда при правильном христианском чествовании св.икон, честь и поклонение относится не к вещи, но чрез изображение относится к самому лицу изображенному: Исх. 30:6. (Догмат. 7 Всел. Соб.). А потому все приведенные сектантами места нисколько не относятся к изображениям истинного Бога и Его служителей на св. иконах. Прем. 13:1. Подлинно суетны все люди, у которых не было ведения о Боге, кото рые из видимых совершенств не могли познать Сущего и, взирая на дела, не познали Виновника. 2. А почитали за богов, правящих миром, или огонь, или ветер, или движущийся воздух, или звездный круг, или бурную воду, или небесные светила (.и далее до ст. 10). 1Кор. 8:4. Итак об употреблении в пищу идоложертвенного мы знаем, что идол в мире ничто, и что нет иного Бога, кроме истинного Бога. Евр. 1:14. Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение? Пс. 95:5. Ибо все боги народов – идолы, а Господь небеса сотворил. Ис. 44:17. А из остатков от того делает бога, идола своего, поклоняется ему, повергается перед ним, и молится ему и говорит: спаси меня, ибо ты бог мой. Исх. 37:7. И сделал двух херувимов из золота; чеканной работы сделал их на обоих концах крышки. 3Цар. 6:29. И на всех стенах храма кругом сделал резные изображения херувимов и пальмовых дерев, и распускающихся цветов, внутри и вне. Исх. 30:6. И постав его пред завесою, которая пред ковчегом откровения, против крышки, которая на ковчеге откровения, где Я буду открываться тебе.
VIII
Рим. 1:21. Поскольку они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце, 22.Называя себя мудрыми, обезумели. 23.И славу нетленного Бога изменили в образ подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся: 24.то и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела; 25.они заменили истину Божию ложью, и поклонялись и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь. Относя эти слова к православным, сектанты утверждают, что православные, хотя и познали истинного Бога, но не прославили его; сердце их осуетилось и омрачилось и они начали почитать тварь вместо Творца, т. е. иконы вместо Бога невидимого. Сектанты, конечно вольны взводить на православных всякие нелепости, но правильное понимание слов Апостола не дает основания для такого упрека. В означенном месте изложено обличение римлян в идолопоклонстве. Хотя римляне могли приобресть познание о Боге из рассматривания окружающей их природы и некоторые действительно узнали Бога, но они не прославили и не возблагодарили Его. Напротив, покорив под свою власть всех народов древнего мира, они в свой храм (Пантеон) собрали богов всех завоеванных ими народов; здесь был Ваал вавилонский, Астарта финикийская, Апис (бык), крокодилы египетские и пр. и пр. Об этих-то богах апостол Павел и говорит римлянам. К спасительным изображениям истинного Бога, т. е. св. иконам, это место никакого отношения не имеет, ибо в лице Иисуса Христа слава Бога нетленного не изменена в тленный образ: Кол. 1:15. Евр. 1:3. Он имел облик человека, испытывал все потребности и нужды человеческие: Мф. 13:55–56. Флп. 2:6–8, и отличался от тленного человека только отсутствием греха: 1Пет. 2:22. Кол.1:15. Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари; Евр. 1:3. Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа все словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную (престола) величия на высоте. Мф. 13:55. Не плотников ли Он сын? Но Его ли Мать называется Мария, и братья Его Иаков и Иосий, и Симон и Иуда? 56. и сестры Его не все ли между нами? откуда же у Него все это? Флп. 2:6. Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; 7.но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став, как человек; 8.смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. 1Пет. 2:22. Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его (Ис.53:9).
IX
Пс. 113:12. А их идолы – серебро и золото, дело рук человеческих. 13.Есть у них уста, но не говорят; есть у них глаза, но не видят; 14.есть у них уши, но не слышат: есть у них ноздри, но не обоняют; 15.есть у них руки, но не осязают; есть у них ноги, но не ходят; и они не издают голоса гортанью своею. Срав. Пс. 134:15–17. Примеч . Эти слова сектанты также приводят против возможности употребления в деле религии св. изображений. Эти места неприложимы к св. иконам, ибо в них со всею силою и ясностью, как бы с непременной целью обличается лжетолкование сектантов, говорится об идолах, кумирах, богах, которые из металла, камня и дерева делали себе язычники. О православных же, воздающих почитание св. иконам, при всем желании сектантов нельзя этого сказать. Помня приведенное в п.п. VI и VII объяснение и слова св. Василия Великого; что честь изображения переходит к первообразу, православные почитают иконы не ради икон, но ради тех, кого они изображают, например: Ин. 14:8. Лк. 1:46–48, православные вполне могут сказать сектантам, что они заблуждаются. извращая свящ. Писание к собственной своей погибели (2Пет. 3:16). Ин. 14:8. Филипп сказал Ему: Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас. 9. Иисус сказал ему: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь: покажи нам Отца? Лк.1:46 И сказала Мария: величит душа Моя Господа, 47.и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, 48.что призрел Он на смирение Рабы Своей: ибо отныне будут·ублажать Меня все роды.
X
Исх. 20:3. Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим. Лев. 26:1. Не делайте себе кумиров и изваяний, и столбов не ставьте у себя, и камней с изображениями не кладите в земле вашей, чтобы кланяться пред ними; ибо Я Господь, Бог ваш. Втор. 4:15. Твердо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь на (горе) Хориве из среды огня. Втор. 27:15. Проклят, кто сделает изваянный или литый кумир, мерзость пред Господом, произведение рук художника, и поставит его в тайном месте! Весь народ возгласит и скажет: аминь. Примеч . Указанные в сих текстах запрещения делать кумиры сектанты по неразумению своему относят и к устройству изображении истинного Бога и Его друзей. Здесь высказывается запрещение покланяться кумирам или идолам, какой бы вид они не имели – мужчины ли: Деян. 14:11 – 12, женщины: Деян. 19:35, скота: Деян. 7:41, птицы и гада (напр. Деян. 14:41), небесного светила (напр. Деян. 7:42–43), и из какого бы материала и каким способом они ни были бы сделаны – вылитый из металла идол (напр. Исх. 32:4), в виде деревянного столба (напр. Иер. 10:2 – 5), кумир из камня: (напр. Авв. 2:18–19). Хотя св. икона также может иметь вид вылитого или чеканного изображения мужчины (напр. Исх. 25:18), и на ней может находиться изображение постороннее (напр. Чис. 21:8–9), однако поскольку св.иконы суть не идолы, то приведенные сектантами места свящ. Писания к вопросу об иконопочитании нисколько не относятся, а лишь обличают сектантское невежественное обращение со словом Божиим, – смешение слова «икона», что то же, подобия лица действительно существующого, со словом «идол», т е. подобие лица воображаемого, а в действительности не существующего. Ведь не называют же сектанты фотографии близких им лиц идолами и кумирами, на каком же основании они допускают такое кощунственное сравнение св. икон Господа Бога и Его угодников с изображениями языческих богов? Деян. 14:11. Народ же, увидев, что сделал Павел, возвысил свой голос, говоря по ликаонски: боги в образе челове ческом сошли к нам 12. И называли Варнаву Зевесом, а Павла Эрмием, потому что он начальствовал в слове. Деян. 19:35. Блюститель же порядка, утишив народ, сказал: мужи Ефесские! Какой человек не знает, что народ Ефес есть служитель великой богини Артемиды и Диопета? Деян. 7:41. И сделали в те дни тельца, и принесли жертву идолу, и веселились перед делом рук своих. 19. Горе тому, кто говорит дереву: встань! и бессловесному камню: пробудись! Научит ли он чему-нибудь? Вот, он обложен золотом и серебром; но дыхания в нем нет. См. Деян. 7: 43, п. VI. Исх. 25:18, п. VI. Чис. 21: 8. И сказал Господь Моисею: сделай себе (медного) змея и выставь его на знамя, и (если ужалит змей когого–либо человека) ужаленный взглянет на него, останется жив.
XI
Ис.2:18 И идолы совсем исчезнут. 20.В тот день человек бросит кротам и летучим мышам серебряных своих идолов и золотых своих идолов, которых сделал себе для поклонения им. Ис. 17:8. И не взглянет на жертвенники, на дело рук своих, и не посмотрит на то, что сделали персты его, на кумиры Астарты и Ваала. Сравн. Захар.13:2. Примеч .Пророчества эти о исчезновении идолов, сектанты силятся отнести и к св. иконам. Здесь говорится об истреблении «идолов» и «кумиров». Девятьсот с лишним тому назад лет, у нас в русской земле так истреблены были идолы и кумиры при св. князе Владимире, когда русский народ просвещен был св. православною верою. Указанными местами одобряется уничтожение вредных изображений языческих кумиров и идолов, но не дается нн малейшего права для истребления добрых изображений священных, которые не суть кумиры. Царь Ахаз «неугодное в очах Господа» сделал, когда снял и уничтожил даже не имевшие священного значения такие изображения, как фигуры медных волов в иерусалимском храме: см. 4Цар. 16: 2–17, ср. 2Пар. 4:2–4: 5–14. Истребители св. икон (сектанты), в этом случае поступают хуже Ахаза и совсем не могут быть сравниваемы с истребителями идолов, ибо истребляют они изображения не вымышленного бога, а истинного Творца неба и земли и Его слуг. 4Цар. 16:2. Двадцати лет был Ахаз, когда воцарился, и шестнадцать лет царствовал в Иерусалиме, и не делал угодного в очах Господа Бога своего, как Давид, отец его. 17. И обломал Ахаз ободки у подстав и снял с них умывальницы, и море снял с медных волов, которые были под ним, и поставил его на каменный пол. 2Пар. 4:2. И сделал море литое, – от края его до края его десять локтей, – все круглое, вышиною в пять локтей; и снурок в тридцать локтей обнимал его кругом. 3. И литыя подобия волов стояли под ним кругом со всех сторон; на десять локтей окружали море кругом два ряда волов, вылитых одним литьем с ним. Сравн. 2Пар. 5:14.
в) Чествование св. икон.
XII
Откр. 13:15. И дано ему было вложить дух в образ зверя, чтобы образ зверя и говорил и действовал так, чтоб убиваем был всякий, кто не будет поклонятся образу зверя. Откр. 14:9. И третий Ангел последовал за ними, говоря громким голосом: кто поклоняется зверю и образу его и принимает начертание на чело свое или на руку свою. 11. И дым мучения их будет восходить во веки веков, и не будут иметь покоя ни днем, ни ночью поклоняющиеся зверю и образу его и принимающие начертание имени его. Примеч . Образ зверя сектанты по своему невежеству сравнивают с образом истинного Бога и Его слуг. Здесь говорится об «образе» (по славян. иконе) зверя, т. е. говорится об изображении диавола, который пред кончиной мира будет иметь особенную власть и будет словами хулить Бога: Откр. 13:2–6. Употребленным здесь названием «образ», «икона» не унижается достоинство наших св. икон или образов так же, как применением к капищу языческого бога Молоха названия «скиния» не унижена та свящ. скиния, которая сделана была Моисеем по повелению Божию и по образу, Господом показанному: Деян. 7: 43, ср. ст. 44 (Исх. 25:9), или как применением названия «чаша» к трапезе бесовской не унижена чаша Господня: 1Кор. 10:21. Поэтому, приравнивающие образ зверя к св. образам Господа и святых Его, страшно богохульствуют, ибо какая совместимость образа зверя диавола с образом истинного Бога, Матери Божией и угодников Божиих. Отсюда со всею ясностию исполняются слова св. апостола Петра, сказавшого что «невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания»: 2Петр. 3:16. Откр. 13:2. Зверь, которого я видел, был подобен барсу; ноги у него, как у медведя, а пасть у него, как пасть у льва; и дал ему дракон силу свою и престол свой и великую власть. 6. И отверз он уста свои для хулы на Бога, чтобы хулить имя Его и жилище Его и живущих на небе. Деян. 7:43. Вы приняли скинию Молохову и звезду бога вашего Ремфана, изображения, которые вы сделали, чтобы поклоняться им. 44. Скиния свидетельства была у отцев ваших в пустыне, как, повелел Говоривший Моисею сделать ее по образцу, им виденному. 1Кор. 10:21. Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую; не можете быть участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовской
XIII
Втор. 7:25. Кумиры богов их сожгите огнем; не пожелай взять себе серебра или золота,которое на них, дабы это не было для тебя сетью. В этих словах сектанты находят оправдание для себя в истреблении свящ. изображений. Но здесь, как и во всех подобных местах говорится о кумирах и богах языческих, и к св. иконах слова этого места не могут относиться, тем более, что благоговейное внесение св. икон в дом сопровождается благословением Божиим, еще и в Ветхом Завете: 2Цар. 6:11, а в Новом Завете и невозможно исчислить всех благодеяний Божиих, явленных чрез св. иконы (чит. Истор. Церкви). 2Цар. 6:11.И оставался ковчег Господень в доме Аведдара Гефянина три месяца, и благословил Господь Аведдара и весь дом его. 12. Когда донесли царю Давиду, говоря: Господь благословил дом Аведдаря и все, что было у него, ради ковчега Божия, то пошел Давид, и с торжеством перенес ковчег Божий из дома Аведдара в город Давидов. См. Чис. 21:8, п. X.
XIV
4Цар. 18:4. Он (Езекия) отменил высоты, разбил статуи,срубил дубраву и истребил медного змея, которого сделал Моисей, потому что до самых тех дней сыны израилевы кадили ему и называли его Нехуштан. Примеч . По мнению сектантов, ложно основанному на этом тексте, выходит, что и св. иконы должно истреблять. Истребление медного змия сделано было не потому, что Господу неугодно было употребление и чествование фигурных изображений, тем более, что змей сделан был по повелению Божию (Чис. 21:8–9) и по Его же повелению было воскурение фимиама пред изображениями на занавеси и на крышке ковчега: Исх. 30:8. Из слов разбираемого места видно, что сыны Израилевы кадили «ему», т. е. честь относили к самому медному изображению, а не к Тому, Кого прообразовала медная фигура Ср. Ин. 3:14, Прем. Сол. 16:7. Исх. 30:8. И когда Аарон зажигает лампады вечером, он будет курить им. Это всегдашнее курение пред Господом в роды ваши. Ин. 3:14. И как Моисей вознес змию в пустыне, так должо вознесену быть Сыну Человеческому. Прем. 16:7. Ибо обращавшийся исцелялся не тем, на что взирал, но Тобою, спасителем всех.
XV
4Цар. 17:33. Господа они (Самаряне) чтили, и богам своим они служили по обычаю народов, из которых выселили их. 41. Народы сии чтили Господа, но и истуканам своим служили. Да и дети их и дети детей их до сего дня поступают так же, как поступали отцы их. Примеч . Эти слова, равно как и Иерем. 2:27– 28, сектанты относят к православн. христианам. Совершенно нелепо делается сектантами на основании приведенного места – сопоставлепие православных христиан с самарянами: православные христиане покланяются Господу и чествуют истинные изображения Господа; самаряне же покланялись Господу и чествовали «богов» и «истуканов», т. е. самаряне с чествованием Господа истинного соединяли чествование ложных богов и ложных изображений. Представляемое здесь для сопоставления Богопоклонение православное и самарянское имеет такое же взаимное сходство, какое было между Богопоклонением царя Соломона во дни юности его, когда за чествование Бога истинного и истинных изображений он удостоен был особых милостей Божиих, и между поклонением во дни его старости, когда с поклонением Богу истинному Соломон соединил чествование ложных «иных богов», и этим навел на себя гнев Божий: 3Цар. 6:23–35; 9:3. Срав. 11: 4–11. Православные же христиане за поклонение Богу чрез посредство свящ. изображений получали и получают не гнев, а благословение Божие, свидетельствуемое множеством чудес. 3Цар. 6:23. И сделал в давире двух херувимов из масличного дерева, вышиною в десять локтей. 35. И вырезал на них херувимов, и пальмы, и распускающиеся цветы, и обложил золотом по резьбе. 3Цар. 9:3. Я освятил сей храм, который ты построил, что бы пребывать имени Моему там во век: и будут очи Мои и сердце Мое там во все дни. 3Цар. 11:4. Во время старости Соломона, жены его склонили сердце его к иным богам, и сердце его не было вполне предано Господу Богу своему. 3Цар. 11:11. И сказал Господь Соломону: за то, что так у тебя делается и ты не сохранил завета Моего и уставов Моих, которые Я заповедал тебе, Я отторгну от тебя царство, и отдам его рабу твоему.
XVI
Иер. 2:27. Говоря дереву: «ты мой отец, и камню: «ты родил меня», ибо они оборотили ко Мне спину, а не лице; а во время бедствия своего будут говорить: «встань, и спаси нас». 28.Где же боги твои, которых ты сделал себе? Пусть они встанут, если могут спасти тебя во время бедствия твоего? Ибо сколько у тебя городов, столько и богов у тебя, Иуда. Применение этих слов к православным священникам, которые молятся пред деревянными и каменными св. иконами. так же неосновательно, как неосновательно было бы применение этих слов к св. пророку Моисею, который перед деревянным ковчегом и золотыми изображениями на нем восклицал: «восстань, Господи», «возвратись. Господи»: Чис. 10:35–36. В разбираемом месте говорится о «царях, князьях, священниках и пророках дома Израилева», которые предавались грубому идолопоклонству, дерево и камень признавали за «богов», что видно из того же приведенного сектантами места. Чис. 10:35. Когда поднимался ковчег в путь, Моисей говорил: восстань, Господи и рассыплются враги Твои, и побегут от лица Твоего ненавидящиеТебя! 36. А когда останавливался ковчег, он говорил: возвратись, Господи, к тысячам и тьмам Израилевым! Примеч . Как Моисей телесным языком взывал к ковчегу, а умом к Богу, так священники видимо взывают и молятся пред св. иконою, а всею душою обращаются к Первоисточнику.
XVII
Иез. 6:4. И жертвенники ваши будут опустошены, столбы ваши в честь солнца будут разбиты, и повергну убитых ваших перед идолами вашими. 5. И положу трупы сынов Израилевых перед идолами их, и рассыплю кости ваши вокруг жертвенников ваших. Эти слова сектанты (штундисты) пытаются применить к св. мученикам, защитникам иконопочитания. Применение это есть совершенное искажение смысла св. текста, так как в словах пророка говорится не об истинных изображениях и их поклонниках, а о «жертвенниках и столбах в честь солнца», об «идолах» и поклонниках их. Пострадавших за иконопочитание св. мучеников должно сравнивать со сражавшимися за «святыню» Маккавеями: 1Мак. 3:59; а указанных здесь павших идолопоклонников должно сравнивать с казненными чтителями золотого тельца: Исх. 32:19–28. 1Мак. 3:59. Ибо лучше нам умереть в сражении, нежели видеть бедствия нашего народа и святыни. Исх. 32:19. Когда же он приблизился к стану, и увидел тельца и пляски: тогда он воспламенился гневом и бросил из рук своих скрижали, и разбил их под горою. 28. И сделали сыны Левиины по слову Моисея: и пало в тот день из народа около трех тысяч человек.
XVIII
Иез. 8:8. И сказал мне: сын человеческий! прокопай стену; и я прокопал стену, и вот какая-то дверь. 9.И сказалт мне: войди, и посмотри на отвратительные мерзости, какие они делают здесь. 10.И вошел я, и вижу, и вот всякие изображения пресмыкающихся и нечистых животных, и всякие идолы дома Израилева, написанные по стенам кругом. 11.И семьдесят мужей из старейшин дома Израилева стоят перед ними, и Иезания, сын Сафанов, среди них; и у каждого в руке свое кадило, и густое облако курений возносится к верху. 12. И сказал мне:видишь ли, сын человеческий, что делаютстарейшины дома Израилева в темноте, каждый в расписанной своей комнате? Ибо говорят: «не видит нас Господь,оставилГосподь землю сию». В приведенных местах сектанты стараются видеть осуждение всех изображений, которые встречаются на стенах православных храмов, но такое применение настолько же неосновательно, насколько оно неосновательно было бы к храму, построенному Соломоном: 3Цар. 6:23–35. 8:11, а также к храму, виденному самим Иезекиилем: Иез. 41:17 – 19. 25. В рассматриваемом месте, устами прор. Иезекииля Господь осуждает чествование «идолов» и «нечистых животных», которое «старейшины дома Израилева» производили в языческих храмах и думали, что ничего этого «не видит Господь». Православные ни от кого не скрываются с изображениями истинного Бога, напротив, история нам показывает целый сонм мучеников, просиявших открытым подвигом защиты иконопочитания. Пусть докажут сектанты из истории хоть об одном иконоборце, прославившемся пред Богом так, как прославились защитники иконопочитания. 3Цар. 6:23–35. См. выше п. XV. 3Цар. 8:11. И не могли священники стоять на служении по причине облака, ибо слава Господня наполнила храм Господень. Иез. 41:17. От верха дверей храма, так и снаружи, и по всей стене кругом, внутри и снаружи были резные изображения. 18.Сделаны были херувимы и пальмы; пальма между двумя херувимами, и у каждого херувима два лица. 19.С одной стороны к пальме обращено лицо человеческое, а с другой стороны к пальме лице львиное; так сделано во всем храме кругом. 25. И сделаны на них, на дверях храма, херувимы и пальмы такие же, какие сделаны по стенам; а перед притвором снаружи был деревянный помост. Ср. 43:5.

* * *

30

Свящ. П.Тихвинский. Разговор правосл. С штундист., стр. 70–75.


Источник: Миссионерский щит веры в ограждение от сектантских заблуждений / Сост. диакон Иоанн Смолин. - Санкт-Петербург : ред. журн. "Миссион. обозрение", 1904. - [2], XIV, 336 с.

Комментарии для сайта Cackle