О крестных ходах и хоругвях
I. Православное учение о крестных ходах и хоругвях
Что было в древности установлено Самим Господом, то свято и ненарушимо соблюдается в Церкви православной и поныне. Как в древности народ еврейский, которому вверена была величайшая святыня Кивота Завета Господня, призывая помощь Божию свыше, в важнейших случаях совершал торжественные процессии с Ковчегом Господним, так и ныне христиане совершают свои крестные ходы в преднесении креста, хоругвей и икон и не только в особые праздничные дни, но и во всяких особенно важных обстоятельствах общественно-религиозной жизни, во дни бедствий и посещения грозного гнева Божия, каковы: войны, голод, болезни, засухи, безведрие, мор скота, неурожай хлеба и т. п. А так как эти крестные ходы проявляли видимую великую чудодейственную силу, то в виду предносимой святыни, совершаются они с особым величием, пышностиью и торжественностью.
Нынешние крестные ходы ясно изображают нам самый первоначальный ход к Голгофе (Ин. 19:16–18). Как там Симон Киринейский впереди всех нес крест, – ему следовали Сам Иисус Христос и Матерь Его, преблагословенная Богородица, и с нею шествовали многие от святых и ученики Христовы, Апостолы, также жены мироносицы и много других, уверовавших во Христа, – так и у нас ныне в точности это исполняется при наших крестных ходах. У нас не один крест носят, но и священные образа, – образ Спасителя, образ Богородицы и образа многих святых. Все это напоминает тогдашний крестный ход: там при несении креста были первообразы, а ныне при ношении креста носятся их священные образа.
Как Кивот торжественно провожался с трубным гласом и пением, так и святыня христианская – крест и св. образа сопровождаются колокольным звоном, по примеру трубного гласа (Пс. 10:1 – 10) и умилительным пением священных песнопений. Евангелие предносится в знамение того, что оно есть светильник ногам и свет стезям нашим (Пс. 118:105). Каждение, совершаемое во время крестного хода знаменует, что Христово благоухание должно распространяться во всяком месте (2Кор. 2:14–15).
Начало крестных ходов, как прообраза, указано еще ветхозаветной Церковью:
Нав. 3:3. И дали народу повеление, говоря: когда увидите Ковчег Завета Господа Бога вашего и священников (наших и) левитов, несущих его, то и вы двиньтесь с места своего и идите за ним.
Прообразы крестных ходов наших совершали также благочестивые цари:
Давид: 3Цар. 6:1–3; 13:15; 1Пар. 13:1 – 7. 15:29 и Соломон: 3Цар. 8:1–5. Пар. 5:2–6.
В Новом Завете установителем крестных ходов был Сам Господь наш Иисус Христос:
Ин. 19:16. Тогда наконец он (Пилат) предал Его им на распятие. И взяли Иисуса и повели.
17. И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, поеврейски Голгофа.
Продолжателем сего божественного установления был Симон Киринейский:
Мф. 27:32. Выходя, они встретили одного Киринеянина, по имени Симона; сего заставили нести крест Его.
На крестоношение указывает и апостол, когда говорит:
Евр. 13:13. И так выйдем к Нему за стан, нося Его поругание.
II. Для миссионерской полемики о крестных ходах и хоругвях
Тексты свящ. Писания, которыми сектанты оправдывают свое мудрование. | Истинный смысл сих текстов. | Тексты свящ. Писания, коими опровергается сектантское мудрование |
I | ||
Иер. 10:2. Так говорит Господь: не учитесь путям язычников, и не страшитесь знамений небесных, которых язычники страшатся. 3.Ибо уставы народов – пустота; вырубают дерево в лесу, обделывают его руками плотника при помощи топора. 4.Покрывают серебром и золотом, прикрепляют гвоздями и молотом, чтобы не шаталось. 5.Они – как обточенный столп, и не говорят; их носят, потому что ходить не могут. Не бойтесь их, ибо они не могут причинить зла, но и добра делать не в силах. Примеч . Этим пророчеством сектанты силятся обличать православных за ношение в крестном ходу хоругвей. | Здесь говорится об идолах, кумирах, т. е. ложных богах, которых из металла и дерева делали себе язычники. Поступая таким образом, последние считали за божество самый материал, из которого сделаны были идолы:Ис. 44:17. Иер. 2:27. Церковные же хоругви означают то, что Церковь Христова на земле шествует к небу по пути крестному и воинствует с плотью, миром к диаволом под знаменем креста. В св. Писании хоругви именуются знаменами: Чис. 2:2. 10:14. Как ветхозаветные хоругви находились при всяком колене и племени сынов избранного народа Божия, как ополчения Его, – так и у нас ныне при каждой приходской церкви и храме имеются хоругви. При виде торжественного крестного хода дух христианина невольно воспламеняется любовью к Богу и возгорается готовностью служить одному Ему, подобно тому, как у воинов в сражении при виде знамени возгорается с большею силою храбрость и преданность царю и отечеству. | Ис.44:17. А из остатков от того дерева делает бога, идола своего, покланяется ему, повергается пред ним и молится ему, и говорит: «спаси меня, ибо ты бог мой» Иер. 2:27. Говоря дереву: «ты мой отец», и камню: «ты родил меня», ибо они оборотили ко Мне спину, а не лице; а во время бедствия своего будут говорить: «встань и спаси нас». Чис. 2:2. Сыны Израилевы должны каждый ставить стан свой при знамени своем, при знаках семейств своих; пред скиниею собрания вокруг должны ставить стан свой. Чис. 10:14. Поднято было во первых знамя стала сынов Иудиных по ополчениям их. Над ополчением их Наассон, сын Аминадава. |
III. Заключение
Какое высокое, глубоко – знаменательное зрелище представляет собою крестный ход! При блеске св. икон и хоругвей, при звоне колоколов, при громогласном и умилительном пении, сонм верующих из народа Божия, где служители алтаря и храма образуют собою особый род уготованных на дело, представляет шествие воинства Божия на земле молящихся. Кажется, что в это время ликует вся Церковь земная и небесная: мы, живущие, с радостным сердцем идем по земле, а святые угодники парят над нами в св. хоругвях и образах, молятся с нами и за нас Всемогущему Богу!..