Нынешние несториане, их учение и богослужение
Содержание
I. Современное состояние несториан II. Учение несториан а) Учение о Святой Троице б) Учение об Иисусе Христе в) Учение о Божией Матери г) Учение о Святом Духе д) Учение о таинствах е) О крещении ж) О миропомазании з) О причащении и) О покаянии к) О священстве л) О браке м) Об елеосвящении н) Об иконах III. Богослужение нeстоpиан А. Место общественного богослужения у несториан В. Времена общественного богослужения а) Суточное богослужение б) Недельное богослужение в) Годовое богослужение С. Лица, действуюіцие при богослужении D. Священнодействия О совершении таинства крещения Покаяние Священство Брак Елеосвящение О совершении таинства причащения Литургия Нестория Канон
В нынешнем веке и запад Европы, и север Америки, предчувствуя и как бы предвидя падение церкви несторианской, со своими филантропическими идеями устремились в горы Курдистана, в долины Персии, Месопотамии и Сирии. Миссионеры Англии, Франции, Италии и Америки, пропагандисты католичества и протестантства проходят сушу и море, переходят хребты и ущелья гор, чтобы приобрести себе хоть единого пришельца (прозелита) из упадающей и, так сказать, отживающей церкви несторианской. Действия пропаганды нельзя назвать совершенно бесплодными. Несториане, впрочем, больше заявляют сочувствия к английским миссионерам; и это частью потому, что эти последние, в беседах своих с несторианами о вероисповеданиях, искусно обходят или значительно смягчают все резкие разности в учении и богослужении англиканцев и несториан, a частью и потому, что английское общество своею благотворительностью и богоугодными делами среди страждущих от деспотизма, грабежа и невежества несториан, заслужило преимущественную признательность от них, a частью и потому, что Англия, как сильная держава, чрез религиозное объединение несториан с англиканцами, может обеспечить и обезопасить быт несториан и внешнее положение несторианской церкви. Как бы то ни было, а то несомненно, что несториане еще в сороковых годах нынешнего столетия представили английскому примасу, архиепископу Кентерберийскому и прочим епископам англиканской церкви проект присоединения1. Слышно2, что и в 1862 году приезжали в Лондон два члена несторианской секты – священник Йоганан или Йогана и дьякон Иуксхак (Исаак) в надежде обратить внимание английской державы на свое положение как материальное, гражданское, так и религиозное, церковное.
Не думаем, чтобы желание несториан вступить в союз с церковью англиканскою было у них общим; но все-таки тяжело становится на душе православного от того, что бедные и бедствующие несториане ищут себе и своей церкви поддержки не там, где следовало бы. При сличении их учения и особенно богослужения, открывается, что они и тем, и другим во многих пунктах и случаях подтверждают православие восточной церкви, резко опровергают учение и церковную практику западных христианских обществ, наконец, в своей истории и своих богослужебных книгах содержат обличения на нынешние и некоторые свои отступления от древнего своего и в то же время общехристианского церковного благочиния и благоустройства.
И в самом деле, в последнее, весьма недавнее время стали до нас доходить утешительные, хотя еще не вполне определенные, слухи о желании несториан присоединиться именно к православной, восточной церкви, с которою они некогда и составляли, до своего отпадения, одно нераздельное целое.
По всем этим обстоятельствам, а также и по бедственному внешнему положению, несториане, ищущие света истины, заслуживают особенного внимания и глубокого сочувствия со стороны православных.
Исследования наши будут состоять из трех частей. В первой будет изображено нынешнее состояние несториан, во второй – их учение, в третьей – их богослужение3.
* * *
Проект присоединения, в извлечении буквально точном, мы изложим в отделе «об учении».
См. № 30 «Совр. лет.» Рус. Вестника за 1862 г.
Источниками для нас служили сочинения английских и американских миссионеров –Смита (Smith), Дуайта (Dwight), Баджера (Badger) и Грэнта (Grant), которые обращались среди несториан в нынешнем столетии. По отношению к учению и богослужению нынешних несториан оказал особенную услугу английский пресвитер Баджер, который жил среди несториан дважды: в первый раз в 1842–1844, а во второй – в 1850 году.