cвятитель Иоанн Тобольский (Максимович)

Богомыслие четвертое. Да будет воля Твоя яко на небеси и на земли

Кто может противиться Твоей воле, о Отче! Ибо Ты все сотворил, что восхотел; мы однакож находим в нас самих волю развращенную, всегда воле Твоей сопротивляющуюся. Солнце, месяц и звезды, море и все стихии, вся тварь повинуется Твоей воле. Мы одни человеки, одаренные разумом не покоряемся; так пусть будет, Господи! Твоя воля на земли в нас, которые суть токмо земля и пепел, так же как на небе в духах небесных, всякое повеление немедленно исполняющих на самом деле. Какая же Твоя воля, о Отче небесный? Сия есть воля Отца нашего, говорит славный мученик Киприан, которой научил нас Сын Твой, Иисус Христос, и которую Сам сотворил: смирение в призывании, непременяемая крепость в вере, стыд и благоговение в словах, в делах справедливость, в действиях милосердие, в жизни наказание. Сия есть воля Его, чтобы не делать обид; обиду от других терпеливо сносить; жить с другими в нелицемерной любви, Бога всем сердцем любить, –

любить Его потому, что Он есть наш Отец; а бояться Его потому, что Он есть Бог наш: ничего не поставлять выше Христа; ибо и Он нас более Себя возлюбил и предпочел; всегда неразлучно пребывать с любовью Его; крест Его в сердце своем крепко водрузить; в случае словопрений о Его Святом имени и чести иметь мужество в ответах непреложное и постоянное, так как мы оное исповедуем: в прошении иметь веру, которую имеем; в смерти терпение, которым венчаемся. Одну в Тебе пусть познаваемую волю, которая имеет два действия: или относиться к тому, что Ты от века непременным благоволил быть; или к тому, что Ты заповедал, повелел, советовал и запретил. То предопределением, а сие благоволением называем. Первой никто не может противиться, а в последней предложил и попустил воле нашей произвол. Почему весьма часто не бывает в нас Твоей воли, и не исполняется; сам Ты с болезнью о сем говоришь: сколько раз Я хотел, и не восхотели. Так о сем, Господи! молю, сего желаю, сего одного ищу, чтобы во мне и чрез меня та и другая воля Твоя была, действовала и совершалась. Первая, чтобы для меня было благоприятно все то, что Ты от века о мне предопределил, восхотел и предуставил – благое ли, радостное ли то или печальное: вторая, чтобы нимало я не противился заповедям, повелениям и учению Твоему; но что Тебе угодно, о том бы везде прилагал попечение, хотя воле моей совершенно будет противно. С сего времени не хочу, чтобы что-нибудь делалось по моему желанию; и что мне покажется приятным и нужным, не буду искать сего. Не желаю, чтобы я сделал то, что советует мне разум мой в рассуждении родства и дружества, не приклоню слуха к миру; ни того, что плоть и кровь показует, предлагает и к чему возбуждает, не прииму: но то, чтобы во всем вся воля моя всегда Твоей последовала и твою исполняла волю; чтобы сие токмо одно меня веселило, сие только приятным мне было, чтобы в сем только состояла вся радость души моей; чтобы во всяком помышлении, слове и деле была для меня намерением и концем Твоя воля; дай мне того желать и делать, что соответствует Твоему величию! Истинно, Господи! ежели бы я был раздроблен на малейшие части для Твоей чести и должной Тебе славы, приятнее бы для меня было это, нежели наслаждаться благами всего мира, кроме того только, если сие будет относиться к величайшей Твоей любви и славе Твоего имени. Я не хочу благ для самых благ, но для благоугождения и чести Твоей. Ежели так сам Ты хочешь, то исполню; ибо Ты повелел просить, чтобы не моя, но Твоя воля совершалась. Ибо для меня нет ничего столь сладостнейшего, ничего приятнейшего, ничего любезнейшего, как то, чтоб я весь любовью Твоею истаял, и весь в волю Твою претворился. Это есть для меня неизъяснимое утешение; ибо не удобно без всецелой любви Твоей и чести воспринять и иметь оную в себе. В сем состоит радость Ангелов, желание Святых, веселие праведных, чтобы со всем усердием служить Тебе, Твоей воле уподобляться, и все, что они делают, в Твою обращать и исправлять славу. Знаю, Господи мой, совершенно знаю, что Ангелы Твои и души Святых более радуются на небе о славе и великолепии имени Твоего, нежели о своем воздаянии и чести; гораздо более веселятся о Твоем величии, нежели о своем прославлении: и таким образом воля их, с Твоею соединенная волею, всяким образом Тебе во всем удовлетворяет. Истинно, Отче! как на небе, так и на земли пусть совершается воля Твоя! Дай нам последовать ей с величайшим сердца желанием и радостью, в уничижении и в славе, в благополучии и злоключении, милость, страх и обещания презирая. Хотя наша воля развращенна и зла, однакоже как сучек от дикой маслины привить будучи к плодовитому древу масличному, обыкновенно произрастает одинаковое древо плодовитое и доброплодное; так и мы когда волю нашу бесплодную, и совершенно от Твоей отличную, к Твоей плодовитой воле присоединим; то будет одна воля добрая и благими делами изобилующая. К соединению же воли нашей с Твоею, Отче! потребна благодать Духа Твоего; ибо противное с противным соединиться не может без содействия силы превышеестественной. Таким образом подай мне, Отче! Духа Твоего Святаго, и Он научит меня творить волю Твою, положит Свой закон в мысли моей, и напишет его в сердце моем; пусть исправляет слепотствующую волю мою; дай ей руководителя, который разум мой просветит, окамененное мое сердце смягчит, разжения желаний моих небесною росою окропит, и немощное естество исцелит и укрепит, чтобы после сего удобно мне было и приятно отвернуться самого себя, принять крест свой и Тебе последовать. Ибо Ты один Бог наш, Ты один Отец, Ты один Царь царям и Господь господем; Тебе принадлежит всякое повиновение, честь, слава и хвала, ныне и во веки веков! Аминь.



Источник: Благочестивые чувствования богомыслящего христианина при чтении молитвы Господней [рукопись :] : Собрано из отеческих писаний.

Вам может быть интересно:

1. Руководство к духовной жизни в ответах на вопросы учеников – Вопрос 795. Во время неустройства, возникшего во Святой Божией Церкви, и когда ожидали, что по повелению царскому будут рукоположены... преподобные Варсонофий Великий и Иоанн Пророк

2. Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том III – Вариисус профессор Александр Павлович Лопухин

3. Споры об Апостольском символе – Экономическое состояние Римской империи и христианство профессор Алексей Петрович Лебедев

4. Миссионерский щит веры в ограждение от сектантских заблуждений – О повиновении властям протоиерей Иоанн Смолин

5. Письма к монашествующим. Отделение 2. Письма к монахиням. [Часть 3] преподобный Макарий Оптинский (Иванов)

6. Охридский пролог – 1. Святитель Амвросий, епископ Медиоланский святитель Николай Сербский

7. Опыт православного догматического богословия. Том III – Общее учение святитель Сильвестр (Малеванский)

8. Первая глава книги пророка Иезекииля профессор Михаил Николаевич Скабалланович

9. Изложение хроники Евсевия Памфила Евсевий Кесарийский (Памфил)

10. Словарь о бывших в России писателях духовного чина Греко-российской церкви – Памва Берында митрополит Евгений (Болховитинов)

Комментарии для сайта Cackle