Источник

Беседа 24 на псалом 11373

Пс.113:1–2. Аллилуия. По исходе Израиля из Египта, дома Иакова – из варварского народа, Иудея стала святынею Его, Израиль – областью Его.

Почему прежде сказано об исходе Израильтян из Египта, а затем уже о том, что Иудея сделалась «святыней» Господа, и что значат эти последние слова? «Израиль область Его». – Особенное боже­ственное благодеяние Израилю при переходе через Иордан и образно выраженная Псалмопевцем радост­ная готовность сил природы исполнять волю Творца. – Имя: «Бога Иаковлева» и высота добродетели этого патри­арха. – Повиновение камней Творцу и ослушание людей. – Молитва Псалмопевца о новых божественных мило­стях не ради достоинства просящих, а для прославле­ния имени Божия и по Его человеколюбию. – Божественный промысел и долготерпение. – Бесчувственность идолов, бесстыдство совершаемого им служения, и несравни­мое превосходство Бога Израилева. – Благословение Бо­жие Израилю и всем обращающимся к Нему из дру­гих народов (прозелитам). – «Да приложит Господь (благ) вам, вам и сыновьям вашим» (Пс.113:22). – Различие благословения Божия в Ветхом и Новом Завете. – Как нужно по­нимать: «превысшее небо – Господу, а землю Он дал сынам человеческим» (Пс.113:24)? – Нескончаемое прославление Господа жи­вущими действительною (добродетельною) жизнью, а не умершими в нечестии.

1. Здесь пророк свидетельствует о великом снисхожде­нии и милости Божией. Какой? Той, что Он наперед являет собственную силу, а потом и требует поклонения Себе. Это вы­ражает пророк словами: «по исходе Израиля из Египта..., Иудея стала святынею Его». Тогда, говорит, Он явил силу Свою знамениями в Египте и в пустыне, тогда и усвоил Себе народ израильский. Так поступил Он и с Адамом: наперед сотворил мир и явил могущество Своей премудрости и силы, а потом создал человека и потребовал от него поклонения Себе. Так и Единородный Сын Божий наперед являл многие и различные знамения, а потом требовал веры. Потому и лю­дям, приходившим к Нему вначале, как еще не получив­шим от Него залога и доказательства Его божественности, Он не говорил: веруете ли, что могу сотворить это? – а только показывал знамения. Когда же он по всей Палестине оставил памятники Своей силы, исцеляя телесные недуги, истребляя зло, проповедуя о царстве, преподавая спасительные законы, тогда и стал требовать веры от приходивших к Нему. Люди стараются наперед приобрести власть, и тогда уже начинают благодетельствовать; а Бог начинает с благодея­ний. Но что я говорю о других благодеяниях, когда Он на­перед претерпел сам крест и потом победил вселенную, доказав делами Свое о ней попечение? Это и выражает здесь пророк в словах псалма: «по исходе Израиля из Египта, дома Иакова – из варварского народа, Иудея стала святынею Его».

«По исходе», т.е. при удалении, при освобождении из Египта. Не сказал просто: из Египта, но присовокупил: «из варварского народа», названием врагов показывая попечение Божие. От столь жесто­ких, бесчеловечных, варварских египтян они не могли бы освободиться, если бы не получили помощи от крепкой руки и непобедимой десницы. Действительно, египтяне были свирепее диких зверей, грубее камней; будучи поражаемы бесчислен­ными ударами, они не смягчались. Так, назвав египтян на­родом варварским, пророк выразил превосходство силы Бо­жией, которою Он столь дикий и столь жестокий народ отчасти убедил, отчасти принудил против воли отпустить рабов, а потом потопил противников в море, и таким образом освободил народ Свой.

Что значит: «Иудея стала святынею Его»? Иначе сказать: сде­лалась народом служащим Ему, народом преданным Ему, народом усвоенным Ему. Собственно же святынею назывались храм, святилище, святое святых, как и Захария говорит о некоторых спрашивающих: «если вниде (рус. вошел, вошла) здесь... святыня», или будем поститься74 (Зах.7:3), указывая на возвращение кивота и всего прочего. «Иудея стала святынею Его». Прежде она была страною нечистою и презренною; а когда вступил в нее народ изра­ильский, тогда сделалась «святынею Его», т.е. святыня введена в нее соблюдением закона, жертвоприношениями, богослужением и другими священными обрядами. «Израиль – областью Его». Что зна­чит: «Израиль – областью Его»? Значит: подвластен Ему. Хотя вся вселенная находится под властью Его, но эти люди подвластны и по особенной близости к Нему. Им он сообщал пророче­ства, беседовал с ними и преимущественно устроял дела их. Еще и в другом отношении эти люди были Его народом, именно в том, что по Его мановению они часто и выходили на войну и предпринимали многое другое. Освободив их из рук варваров, от насилия, рабства, крайней опасности и несчастья, Он сделался царем их. Потому и в другом месте, оправдывая Себя и показывая, что Он наперед Сам от Себя давал им, а потом требовал Себе воздаяния от них, Он сказал: «был ли Я пустынею для Израиля? был ли Я страною мрака?» (Иер.2:31) Смысл этих слов следующий: был ли. Я бесплодным для вас? Не сообщал ли Я вам бесчисленные блага? Не изменял ли саму природу? Не заставлял ли сти­хии служить вам? Не даровал ли вам жизнь, свободную от трудов человеческих? Поэтому Он и говорит: «был ли Я пустынею для Израиля?» Т.е. не сообщил ли Я вам бесчислен­ные блага; освобождение из Египта, избавление от варваров, явление чудес, жизнь в пустыне, наследие Палестины, поко­рение язычников, постоянные трофеи, непрерывные победы, чуд­ные знамения, непрерывные чудеса, плодородие земли, умножение вашего рода, славу по всей вселенной, и многие другие? Видишь ли благодеяния Божии? Поэтому Он и присовокупляет: «был ли Я страною мрака?» (Иер.2:31). Т.е. не пользовались ли вы от Меня бесчис­ленными плодами? Не благословлял ли Я вход ваш и исход ваш, стада ваши и паствы ваши, хлеб ваш и воду вашу? Не оградил ли Я вас безопасностью? Не сделал ли вас не­приступными, страшными и непобедимыми? Не текло ли к вам все, как из источников, с земли и с неба? Владыка тем особенно и являет Себя, что промышляет о подданных, пе­чется и заботится о них.

2. Потому и Христос не сказал: «пастырь добрый прини­мает честь и служение, но полагает жизнь свою за овец» (Ин.10:11). В том и заключается власть, в том и состоит мудрость пастырская, чтобы презирать свои выгоды и заботиться о благе подчиненных. Начальник – тоже, что врач, или даже больше врача. Врач доставляет исцеление своим искусством, а начальник, кроме того, и собственными опасностями. Так поступал и Христос, претерпевший заушения, распятие и бесчислен­ные страдания. Поэтому Павел и сказал: «ибо и Христос не Себе угождал, но, как написано: злословия злословящих Тебя пали на Меня» (Рим.15:3). Итак, пророк исчисляет здесь два или три и более благодеяний, говорит, что Бог избавил иудеев от варваров, освободил от иноплеменников, вывел из рабства, прекратил их труды и бедствия, совершил бесчисленные чу­деса, а потом удостоил их сделать Своею святынею и под­данными, потому что и это немалый род благодеяния, что Он избрал их в Свои подданные. «Море увидело и побежало, Иордан возвратился вспять» (Пс.113:3). Смотри, как он усиливает речь и указывает на большие благодеяния. Для чего, говорит, упоми­нать о варварах и язычниках, когда и сама природа покоря­лась, отступала и возвращалась назад, видя Предводителя и давая путь Вождю народа? Действительно, все тогда покорялось и уступало народу еврейскому, дабы он знал, что все происхо­дившее с ним было не следствием усилий человеческих, но чудесным действием божественной, неизреченной силы. И за­меть выразительность речи, как прекрасно пророк составил ее. Он не сказал: отступало, или удалялось, но что? «Море увидело и побежало». Выражением: «побежало» он хочет показать быстроту отступления, силу страха, легкость действия Божия.

А дабы кто не подумал, что это явление было периодическое или случайное, оно с того времени более не происходило, но было только однажды, когда повелел Бог, и притом действо­вало различно на различные лица. Беспорядочное течение вод, как бы разумное и одушевленное, по повелению Божию, одних спасло, а других погубило, для одних сделалось гробом, а для других колесницею. Тоже можно видеть и в пещи вавилонской. Огонь, действовавший простым и обыкновенным обра­зом, обнаружил великую разборчивость, когда Бог повелел, – одних, находившихся внутри его, он спас, а других, нахо­дившихся вне, объял и умертвил. «Иордан возвратился вспять». Видишь ли, как чудеса совершались в различные времена и в различных местах? Дабы иудеи знали, что сила Божия рас­простерта везде и не ограничивается местом, Бог являлся совершающим чудеса везде, и в пустыне, и в стране варва­ров, и в море, и в реках, и при Моисее, и при Иисусе; и везде сопровождали их знамения, чтобы, смягчив чудесами свою бесчувственную душу и грубый ум, они сделались покор­ными и способными к принятию богопознания. «Горы прыгали, как овны, и холмы, как ягнята у овец» (Пс.113:4). Здесь представляется нам немаловажный вопрос. Некоторые в недоумении говорят: о вышесказанном мы знаем, что оно было; история пере­дала нам, что и Чермное море разделилось при исходе Израиль­тян, и Иордан обратился назад, когда проходил кивот; а о том, чтобы горы и холмы скакали, мы не видим нигде пись­менного свидетельства. Что же сказать на это? То, что пророк, желая сильнее выразить радость и величие чудес, представляет и сами неодушевленные твари играющими и скачущими, как бывает с веселящимися. Поэтому он и употребляет подобие: «как ягнята у овец»; эти бессловесные, когда радуются, скачками выражают свою радость. Как другой пророк, изоб­ражая бедствия, говорит, что и виноград рыдал и вино пла­кало (Ис.24:7), не в том смысле, будто виноград действи­тельно рыдал, – разве может рыдать виноград? – но, желая выразить чрезмерность скорби, усиленным образом представ­ляет и неодушевленные твари как бы участвующими в скорби; так и здесь пророк представляет тварь участвующею в ра­дости, чтобы показать величие этой радости. Так и мы, встречая какого-нибудь почтенного мужа и желая выразить происходящую от того радость, обыкновенно говорим: ты наполнил дом ра­достью, разумея не стены дома, но выражая чрезмерность радости. «Что с тобою, море, что ты побежало? И что с тобою, Иордан, что ты возвратился вспять? (что с вами) горы, что вы запрыгали, как овны, – и холмы, как ягнята у овец?» (Пс.113:5–6) Продолжает речь в виде вопроса и обращается к стихиям опять в том же смысле, в каком изобразил их скачущими. Как там он говорил о них, не усвояя им чувства, но желая показать чрезмерность радости и величие со­вершившихся дел, так и здесь предлагает им вопрос не потому, чтобы они имели чувство и могли отвечать, но чтобы яснее выразить предмет и показать его чудесность.

3. Так как произошло нечто новое и необыкновенное, то он и делает такой вопрос, и сам предлагает ответ. Ка­кой? «От лица Господа подвинулась земля, от лица Бога Иаковлева» (Пс.113:7). Здесь опять названием движения выражает удивление, изумление, восторг, чтобы показать величие событий.

Желая при этом показать, как велика добродетель этого мужа (Иакова), имя раба соединяет с именем Господа. Так и Павел вменяет это в великую честь святым, и приписы­вает тому, что они отрешились от всего житейского. Он не только упоминает об этой чести, но излагает и причину ее, чтобы показать слушателю тот путь, которым он может до­стигнуть такого преимущества. Какого? Того, чтобы Бог назы­вался именем рабов. Потому и сказал: по этой причине не «не стыдится их, называя Себя их Богом» (Евр.11:16). Как же Бог назывался их именем? Он говорил: «Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова» (Исх.3:6). Излагая наперед при­чину такого названия, апостол говорит: «все сии умерли в вере, не получив обетований, а только издали видели оные, и радовались, и говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле». Вот причина, – потому и продолжает: по этой причине «и Бог не стыдится их, называя Себя их Богом» (Евр.11:13, 16). Какая же, скажи мне, причина этого? Та, что они исповедали себя странниками и пришельцами, не имели никакой привязанности к настоящему, но, отрешив­шись от всего житейского, жили таким образом в земле чужой. «Обратившего камень в озёра воды и нерассеченный – в источники вод» (Пс.113:8). Могут ли, скажи мне, получить прощение люди жестокие и упорные, когда камень, несекомый, твердый и грубый, повинуется велению Божию, а человек, украшенный ра­зумом, самое нежное создание, становится бесчувственнее камня? «Нерассеченный» (άχρότομον) пророк называет здесь камень, как не легко уступающий железу и только с поверхности (έχ των άχρων) едва раздробляемый ударом. Но и он изменил, говорит, свои естественные свойства и произвел источники вод. Творец природы может изменять сами законы ее и являть противопо­ложные им действия, как и поступал Он часто во многих случаях, показывая, что Он же создал все из ничего. Та­ким образом, сказав о древних благодеяниях, чудесах, знамениях, – как Бог избавил иудеев от рабства инопле­менникам, как вывел на свободу, как изменял стихии и все исполнял радостью, пророк обращается теперь к настоя­щему, прибегая к той пристани. И как прежнее совершалось не за заслуги людей, получавших благодеяния, а по человеко­любию Божию и «ради имени Моего, чтобы, как говорил Он, чтобы оно не хулилось» (Иез.20:9), но чтобы все видели из дел силу и могущество Его и посредством их поучались, – так и теперь пророк представляет то же основание и говорит: если мы неисправны по жизни и безответны по делам, то сделай это «ради имени Твоего», что говорил некогда и Моисей. Согласно с ним и псалмопевец говорит: «не нам, Господи, не нам, а имени Твоему дай славу, по милости Твоей и истине Твоей!» (Пс.113:9). Не для нас, говорит, не для того, чтобы нас сделать более славными и знаменитыми, но чтобы стала известною сила Твоя. А имя Его как тогда про­славляется, когда Он защищает и помогает, так просла­вляется и тогда, когда мы живем добродетельно и блистаем своим поведением. «Так да светит свет, сказал Господь, ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф.5:16). И как добродетельною жизнью нашею оно прославляется, так напротив по­рочною жизнью хулится. Указывая на это, Он сказал через пророка: «вас ради... имя мое хулится во языцех» (Ис.52:5). Та­ким образом, не имея возможности ничем оправдать их, псалмопевец прибегает к этому, как делал и Моисей.

Впрочем, Бог, пекущийся о спасении людей, не всегда так поступает. Если бы Он всегда так поступал, то многие из людей беспечных сделались бы еще худшими, имея вели­чайшую надежду на безопасность от бедствий в том, что Бог будет постоянно спасать их для Своей славы. Но этого не бы­вает, потому что Бог заботится не столько о своей славе, сколько о спасении людей. Если люди иногда презирают славу, то тем более Бог, Который ни в чем от нас не нуж­дается. Но пророк, принимая на себя ходатайство за них, как я сказал, представляет в защиту их то, что было возможно, и два раза повторяет выражение: «не нам, Господи, не нам, по­казывая великое недостоинство спасаемых, а имени Твоему дай славу». Мы достойны бесчисленных бедствий, но «по милости Твоей и истине Твоей!». Другой пере­водчик (неизвестный переводчик, см. Ориг. Экз.) говорит: «по милости твоей» (διά τό έλεόζ σου). Видишь, как ясно и сам пророк знал, что Бог часто, забывая о собственной славе, заботится только об исправлении грешников. Поэтому он и присовокупляет: «по милости Твоей и истине Твоей», т.е. по милости Своей окажи нам помощь; если Ты не желаешь Себе славы от людей, то – «по милости Твоей и истине Твоей». Бог мо­жет, да – может, не только милуя, но и наказывая, достигнуть славы; но не так, говорит, поступи с нами, а «по милости Твоей». Нам следовало бы воздать славу имени Твоему своею жизнью и поведением; но так как мы этого не сделали, то по­ступи с нами по Своему снисхождению, по милости и человеко­любию. «Пусть никогда не говорят язычники: «где Бог их?» (Пс.113:10)

4. Слышу, как и ныне многие, когда молятся, повторяют эти слова; но боюсь, чтобы когда-нибудь не пришлось им в другом смысле говорить: «где Бог их?» – когда многие ста­нут похищать, обижать и делать бесчисленные неприятности.

«Бог же наш на небе и на земле: все, что захотел, сотворил» (Пс.113:11). Здесь пророк говорит против заблуждения неразум­ных. Так как многие из них не знают, что есть Бог, то для истребления такого заблуждения он говорит: «Бог же наш на небе и на земле: все, что захотел, сотворил». Если на небе, то тем более на земле. Что же значит «на небе... все, что захотел, сотворил»? Здесь он разумеет или горние силы, бесчисленные сонмы их, или повеления Божии, которые легко исполняются. Если же на земле существует великое смятение и беспорядок, то не удив­ляйся. Это происходит от злобы людей, от порочности винов­ников этого, а не от бессилия Божия. О силе и могуществе Божием свидетельствует все, совершающееся на небе. Если же на земле не так, виновны в этом люди, сделавшие самих себя недостойными. Можно и иначе понимать это выражение, именно так, что Бог по долготерпению Своему за многое еще не наказывает по достоинству. Потому и нечестивые торжествуют над праведными, что человеколюбивый Бог не хочет тотчас же наказывать за каждое преступление; иначе род наш давно был бы истреблен. Пророк говорит здесь, что Бог силен, могуществен и в состоянии наказать, – это видно из дел Его на небе, – но Он не делает этого, соблюдая во всем дол­готерпение и располагая живущих порочно к покаянию. «Идолы язычников – серебро и золото – дела рук человеческих: уста имеют, но не проговорят, глаза имеют, но не увидят; уши имеют, но не услышат; ноздри имеют, но не обоняют; руки имеют, но не осяжут; ноги имеют, но не пойдут; не издадут голоса гортанью своею. Подобны им да будут делающие их и все надеющиеся на них!» (Пс.113:12–16).

В сто пятом псалме, описывая безумие идолопоклонников, пророк сказал: «и приносили в жертву сыновей своих и дочерей своих бесам» (Пс.105:37); в настоящем же он по­казывает бесчувственность их, по которой они прилепляются к бездушному веществу, и перечисляя все члены идолов, пространно посмевается им. Потом присовокупляет: «подобны им да будут делающие их и все надеющиеся на них». Хотя уподобе­ление Богу есть добродетель, но здесь оно послужило к прокля­тию. Представь же, каковы должны быть языческие боги, когда уподобление им подвергает решительному проклятию. Хорошо пророк составил речь свою, выставляя на вид крайнее их безумие и представляя их смешными.

В самом деле, не смешно ли, скажи мне, привязываться к истукану, представляющему крайнее бесстыдство? Кто захотел бы видеть нагую женщину? А бес сидит в нагом изобра­жении. Истуканы изображают то блуд, то безумную страсть к мужчинам. Что означает на них орел? Что – Ганимед? Что – преследующий деву Аполлон? Что – другие отвратительные изоб­ражения? Везде сладострастие, везде разврат, везде изображения незаконных кровосмешений и неистовых страстей. И истуканы, и празднества, и торжественные собрания, и обряды их суть выражения, памятники и училища бесстыдства, и не только бес­стыдства, но и убийств человеческих. Потому тем же они и воздают честь бесам. У них нет ничего, кроме разврата, невоздержного пьянства, жестокости, бесчеловечья, убийств, и, как может видеть всякий, все праздники их состоят в этом. Таким образом, выставив на посмеяние бесчувственность идолов и безумие надеющихся на них, пророк обращается к прославлению Бога и говорит: «Дом Израилев уповал на Господа; Он помощник и защитник для них. Дом Ааронов уповал на Господа; Он помощник и защитник для них. Боящиеся Господа уповали на Господа, Он – помощник и защитник для них» (Пс.113:17–19). Этими словами он изображает силу Божию и несравненное превосход­ство Его пред всеми. Описывая дела, совершенные между иудеями, он показал двоякое, или троякое благодеяние Божие: во-первых, то, что Он избавил их от бесов; во-вторых, то, что сообщил им познание о Самом Себе; в-третьих, то, что даровал им помощь Свою.

Теперь он говорит раздельно, об Израиле, о священни­ческом роде и о приходящих к Нему из язычников, потому что священник и мирянин не равны между собою, но первый имеет некоторое преимущество; поэтому он справедливо и делает разделение. Действительно, священникам предоставлена была большая честь.

5. Потом, желая показать, что промышление Божие не огра­ничивалось одними иудеями, он упоминает и о прозелитах, обращавшихся из язычников, выражая, что Бог простирал помощь и благословение Свое на всех. «Господь, вспомнив о нас, благословил нас: благословил дом Израилев, благословил дом Ааронов, благословил боящихся Господа, малых и великих» (Пс.113:20–21). Что значит: «благословил»? Т.е. даровал бесчисленные блага. И человек благословляет Бога, как, например, говорится: «благослови, душа моя, Господа» (Пс.102:1); но благословляя Бога, он сам приобретает пользу, получая себе просвещение, а не доставляя что-нибудь Ему; а Бог благословляя доставляет нам просвещение, Сам же от нас ничего не получает. Бог есть существо, ни в чем не имеющее нужды. Следовательно, и в том и в другом случае мы получаем пользу. Как же он благословил иудеев? Он дал им хлеб с неба, произ­вел воду из камня, охранял входы и исходы их, умножал стада их, назвал их народом избранным, царским священством, дал закон, посылал пророков. Возвещая то же и в другом месте, пророк говорит: «не сделал Он сего ни одному (еще) народу и судов Своих не явил им» (Пс.147:9). И другой пророк говорит: «есть ли какой великий народ, к которому боги его были бы столь близки, как близок к нам Господь?» (Втор.4:7) «Малых и великих». Ни одно поколение, говорит, не было лишено благословения, но на всех распростра­нялось оно. «Да приложит Господь (благ) вам, вам и сыновьям вашим!» (Пс.113:22). Видишь ли другой вид благословения – умножение рода? Поэтому другой пророк, представляя противоположное следствие в виде наказания, говорит: «мы умалены, Господи, паче всех народов» (Дан.3:37)75. Это благословение они получали в Египте, хотя было бесчисленное множество препятствий, труды, притеснения, жестокость приставников; но слова Божия ничто не остановило, и благословение Его действо­вало так, что в двести лет они умножились до шести сот тысяч. Тогда в этом заключалось благословение, а теперь, в новом завете, – в другом, гораздо лучшем. Потому Павел говорит: «благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах»; и еще: «тому, Кто действующею в нас силою может сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем, Тому слава в Церкви» (Еф.1:3; Еф.3:20, 21).

Потому и пророки в древности, желая оказать благодеяние, подавали это благословение. Так Елисей вознаградил жену, принявшую его, дарованием сына. В новом же завете благословением служит не это, а гораздо лучшее. Так порфиропродавщица не этого просила у апостолов, а чего? «Если вы признали меня верною Господу, то войдите в дом мой и живите .у меня« (Деян.16:15)76.

Видишь ли, какое различие между ветхим и новым заветом, – чего желали тогда, и чего теперь? Также Христос говорит: «радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах» (Лк.10:20). И Павел: «Бог же надежды да исполнит вас всякой радости и мира в вере, дабы вы, силою Духа Святаго, обогатились надеждою» (Рим.15:13). Видишь ли силу благословения, подающего неизреченные блага и не заключающего в себе ничего земного? И еще Павел говорит: «Бог же мира сокрушит сатану под ногами вашими вскоре» (Рим.16:20). А в ветхом завете, когда люди были более склонны к чувственности, предметы благословения были чувственные, и многочадие считалось величай­шим благом. Так как от греха произошла смерть, то Бог, желая утешить род человеческий и показать, что Он не истребит его и не предаст совершенной погибели, но еще сделает людей многочисленнее прежнего, сказал: «плодитесь и размножайтесь» (Быт.9:1). Когда же сделалось известным, что смерть есть сон, тогда открылось достоинство девства. Поэтому Павел и говорил: «желаю, чтобы все люди были, как и я»; и еще: «хорошо человеку не касаться женщины» (1Кор.7:1, 7). И Христос: «есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного» (Мф.19:12). Впрочем, и в древности Бог внушал прикровенно, что нужна добродетель, а не многочадие. Так, послушай, наприм., что говорит Премудрый: «не желай множества негодных детей и не радуйся о сыновьях нечестивых. Когда они умножаются, не радуйся о них, если нет в них страха Господня. Не надейся на их жизнь и не опирайся на их множество. Лучше один праведник, нежели тысяча грешников, и лучше умереть бездетным, нежели иметь детей нечестивых»; и лучше один, творящий волю Господа, нежели тьмы беззаконников (Сир.16:1–4). Но неразумные иудеи, всегда склонные к чувственности и нерадящие о добродетели, гово­рили: «он желал получить от Бога потомство» (Мал.2:15)? Поэтому Он, желая показать, что Он не этого требует, многократно предавал их погибели, когда оскудевала между ними добро­детель. «Благословенны вы Господом, сотворившим небо и землю» (Пс.113:23). Хорошо прибавил он: «Господом». Это особенно и есть благословение. Получается благословение и от людей, но оно касается вещей человече­ских; а это – величайшее благословение. Люди благословляют, т.е. хвалят и прославляют, обладающих богатством, властью и почестями; но такое благословение – временное и, когда оно продолжается, не приносит никакой пользы; а благословение Божие – вечно и приносит величайшую пользу Сотворшему «небо и землю».

6. Видишь ли, какова сила этого благословения? Слова Его становятся делами. Слово Его создало небеса. «Словом, говорит пророк, Господним небеса утверждены» (Пс.32:6). Этим же словом, столь могущественным, Он благословляет и тебя.

«Превысшее небо – Господу, а землю Он дал сынам человеческим» (Пс.113:24). Что говоришь ты? Неужели Бог избрал небо в жилище Себе, и заняв места горние, назначил нам здеш­ние? Нет, не так; но это – слова приспособительные к по­нятиям людей. Если бы это было так, то могли ли бы стоять другие слова, сказанные Богом: «не наполняю ли Я небо и землю? говорит Господь» (Иер.23:24)? Последние противоречили бы первым, если бы мы стали принимать те буквально, а не обратили внимания на заключающийся в них смысл. Что же значит: «превысшее небо – Господу, а землю Он дал сынам человеческим»? Он выражается приспособительно, не заключая Бога в небесах. И слова: «небо – престол Мой, а земля – подножие ног Моих» (Ис.66:1), равно как и слова: «не наполняю ли Я небо и землю» (Иер.23:24), также не вполне соответствуют достоинству Божию, а сказаны приспособительно к нам. Бог все объемлет, все носит, не нуждаясь в каком-нибудь месте, но Сам содержа все; небо же называется домом Его потому, что оно есть место, не оскверненное пороком. Здесь, следовательно, не говорится, что небо есть избранное место Его, точно так же, как и в следующих словах: «когда Всевышний давал уделы народам и расселял сынов человеческих, тогда поставил пределы народов по числу сынов Израилевых» (Втор.32:8), или: «Иакова избрал Себе Господь» (Пс.134:4). Здесь не говорится, будто иудеи принадлежат Ему, а прочие люди не принадлежат и лишены действий Его промыш­ления и творчества, – Он есть Бог общий всем, а выражение такое употреблено для того, чтобы показать любовь Его к ним, как бывшим по-видимому лучше других. А что не их одних Он избрал, но о всех промышлял, это показывают события, бывшие и прежде Моисея, и при нем, и после него в разных случаях. Так Он дал солнце, землю, море и все прочее всем вообще, и закон естественный внедрил во всех. Авраама персиянина Он возлюбил и переселил; но чрез него вразумлял и египтян, и жителей Ханаанской земли, и персов; также чрез сына и внука его исправлял многих из их соседей, сколько зависело от Него. Потом, когда родился Моисей, событиями происходившими с иудеями Он руководил к богопознанию египтян, жителей Палестины и затем вавилонян. Таким образом, когда пророк говорит: «превысшее небо – Господу», то выражает, что Господь пребывает в тамошних обителях, как свободных от всякого зла. Так и ты, если не будешь привязываться к земле, но сделаешься ангелом, то скоро войдешь на небо и в отеческий дом, и даже еще прежде вос­кресения переселишься отсюда и будешь обладать таким достоинством. Как многие из людей, избранных в члены великого сената, и живя в деревне носят это звание, так и ты, если захочешь быть гражданином неба, то и живя здесь можешь иметь это достоинство.

«Не мертвые восхвалят Тебя, Господи, не все нисходящие во ад, но мы, живые, будем благословлять Господа отныне и до века» (Пс.113:25–26). Мертвыми он называет здесь не скончавшихся, но умерших в нечестии, или истлевающих во грехах. Авраам, Исаак и Иаков и после кончины так живы, что и живущие приводят их на память. Так Моисей, молясь об управляемом им народе, их именем умоляет Бога, упоминая об них в молитве. Также три отрока их именем молятся о спасении и говорят: «не отними от нас милости Твоей ради Авраама, возлюбленного Тобою, ради Исаака, раба Твоего, и Израиля, святаго Твоего» (Дан.3:35). Если же они имели такую силу, то как они – мертвы? И Христос сказал: «предоставь мертвым погребать своих мертвецов» (Мф.8:22). Потому и Павел называет скончавшихся не мертвыми, но упокоившимися: «не хочу же оставить, говорит, вас, братия, в неведении об умерших» (χεχοιμηένων – усопших)» (1Сол.4:13). Праведник, и скончавшись, не умер, но спит. Кого ожидает лучшая жизнь, тот и по смерти спит; а кого ожидает беско­нечная смерть, тот и при жизни умер, и при жизни мертвец. Эти последние нисходят во ад, а первые взойдут на небо и будут со Христом. Потому-то и пророк не сказал просто: живые, но: «мы, живые», указывая на себя самого. Почему он не сказал: «живые, но прибавил: мы»? Так и Павел сказал: «мы живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших» (1Сол.4:15).

Как здесь прибавление: «мы» не дозволяет относить сказанного ко всем, а только к верным и по образу жизни подобным Павлу, – так и там прибавление: «мы живые» указывает на подобных Давиду, живущих доброде­тельно. «Отныне и до века». Видишь ли, как и это прибавление означает тоже? Что тоже? То, что пророк говорит о живущих добродетельно. Подлинно, никто из живущих в этой жизни не живет вечно, кроме только тех, которые живут всегда славной жизнью. И грешники живут, но живут в наказании, мучении и скрежете зубов; а те – во свете и славе, занимаясь вместе с бесплотными силами возношением таинственных песнопений Богу. Итак, чтобы и нам наслаждаться этою радо­стью, будем вести такую жизнь, чтобы достигнуть того состояния, которого не может представить ни слово, ни ум, и ничто другое, но которого блаженство можно познать только самым опытом; да сподобимся его все мы, благодатию и человеколю­бием Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава и держава, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

* * *

73

Псалмы в тексте даны в переводе П.Юнгерова – Редакция «Азбуки Веры»

74

Этих слов – η νηστεύσομεν – нет ни у 70 в данном месте, ни в еврейском.

75

Вместо έσμέν, как у 70, у Златоуста читается: έσμέν όλιγοστοί; вместо παρά πάντα τά έθνηπαρά πάντας τούς κατοίκοΰντας την γην

76

Вместо εί κεκρίκατέ με πιστην τω Κυρίω είναι – у Златоуста: εί ού κεκρίκατέ με άναξίαν τω Κυρίω


Источник: Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, в русском переводе. Издание СПб. Духовной Академии, 1899. Том 5, Книга 1-2, Беседы на Псалмы, с. 5-596.

Комментарии для сайта Cackle