Святитель Иоанн Златоуст

Глава XVI

Иер. 16:1. И ты да не поймеши.

Подлинно достойно удивления то, почему повелевает не брать (жены)? Чтобы не родить (детей) при несчастий. Смотри, как был молод пророк; и это для того, чтобы они были уверены в ожидающих их бедствиях. Не было никого, кто, видя пророка, не вступающего в брак, и зная причину этого, не поверил бы.

Ведь к наступающим бедствиям, говорит, народу нужно быть готовым и не обременять себя женой и детьми.

Иер. 16:3. Яко сия глаголет Господь.

Не о сыновьях и дочерях (только) сказано, но и об отцах и матерях, родивших (их). Поэтому и убеждает не вступать в брак.

Иер. 16:4. Смертию.

Часто говорит то же и это не доходит до слуха; не трогает их и оставление без погребения; особенно их печалят – голод, тяжкая смерть, убийство, большой позор – лежать без погребения, не возбуждая (ни в ком) сострадания, и кроме того – сделаться пищей зверей. На кого это не действовало?

Иер. 16:5. Сия глаголет Господь: да не внидеши в дом их пирный, ни да ходишь плакати, ни да рыдаеши их, понеже отъях мир мой от людей сих, рече Господь, и далее.

В древности делали нарезы (на теле); диавол сначала старался довести дело Божие до крайнего безобразия. Прельстив разум, обезображивает красоту самого тела. Смотри, какие выдумывает хитрые способы: первый – сладострастие: румяны, притирания и тому подобное; затем – печали, состоящие в терзании себя; и тот и другой имеют сочувственное (душевное) расположение – там блуд, здесь – скорбь; третий (способ) – праздник Реи, на котором делает (людей) изнеженными и жестокими. И не только старается привести его124в состояние безобразия, но и уничтожить самую способность – иметь потомство. Ни о чем (он) так не старался, как о том, чтобы уничтожить наш род и обвинить Бога, как создавшего нечто излишнее. Затем (выдумал) блуд, чтобы гибли дети.

То есть не ходи в собрание их. Пирным домом называет дружеское собрание, которое (состоит) в пиршестве и (бывает) и во время печали для утешения скорбящих.

Иер. 16:12. И вы горше делаете, неже отцы ваши.

Вам нужно было страшиться впасть в те же грехи, а вы поступили напротив, так как делали хуже отцов ваших. Но как же может быть не противным разуму то, что они, греша, ничего не терпели, а мы наказываемся? Нисколько; и они понесут наказание, но не теперь, а вы теперь, так как (оказались) хуже их, не воспользовавшись долготерпением. Как один человек, если кто согрешит и Бог не накажет, не должен поэтому делаться беспечнее, так и относительно других грехов. Он согрешил, не наказан, – не будь нерадив, как не имеющий понести наказание. Если бы Бог не делал то же самое со всеми, мы очень скоро все погибли бы. Он явил к нему долготерпение, призывая его к покаянию, и тебя делая лучшим.

Иер. 16:13. И отрину вас.

Говорит о жестокости чуждых богов. Они не милуют и служащих им. Меня бесчестили, и Я миловал, чтобы вы видели из сравнения, кто Я и кто они. Если кто исследует наказания, (то найдет), что долготерпение не менее полезно благоразумным.

Для чего указывает на счастливые события? Не для того, чтобы расслабить их, а чтобы поверили и в наиболее печальные. Особенно (указывает) на возвращение, чтобы имели веру в удаление.

Иер. 16:15. Но живет Господь, иже изведе.

Для чего это прибавлено? Для удостоверения. Если мог дать тем после сорока лет, то тем более вам: ведь (это) способно было привести их в отчаяние.

Иер. 16:16. Се аз послю рыбари многи, рече Господь, и уловят их: по сем послю многи ловцы и уловят их (ст .16).

Говорит о вавилонянах, то есть о Навуходоносоре и его воинах. Отдай рыболовам и охотникам, то есть разыскав и скрывающихся предаст наказанию. Поэтому говорит: и уловят их на всякой горе, и на всяком холме, и от пещер каменных.

Ведь знающий тайное может предать и скрывающихся, особенно, когда много ловцов. Некоторые относят это к апостолам, чему не препятствую; между тем будем держаться истории. Когда Бог предаст, никто не защитит.

Иер. 16:18. И воздам.

Сказанное может устрашать многих, особенно если мы не ожидаем быть наказанными, надеясь на Божие человеколюбие. А он говорит о сугубых (беззакониях), Исаия же – яко прият от руки Господни сугубы грехи своя (Ис. 40:2). Чтобы ты не считал сказанного за угрозу, он (пророк) свидетельствует, что это произошло. Что же? Люди наказывают сообразно с важностью грехов, а Бог – сверх этого? Нет, а что (значит)? Вдвое согрешили, вдвое и получат наказание. Или сугубыми называет потому, что не только лишатся благ, но и подвергнутся бесчисленным бедствиям. И нам будет сугубое наказание: лишение царства и гееннское мучение; каждое из этих зол само по себе велико и тяжко.

Иер. 16:19. К тебе язы́цы.

Иудеи, имеющие благочестивых отцов, уклонились в нечестие, а эти – наоборот. Это говорит пророк, обвиняя тех и показывая, какая будет польза от их наказания для других, а вместе с тем и возбуждая иудеев. Те, которые вблизи, бесчестят Тебя, а находящиеся вдали придут к Тебе.

Иер. 16:20. Еда сотворит.

Как то, что сделано, может быть Богом?

* * *

124

Разумеется тело

Комментарии для сайта Cackle