Святитель Иоанн Златоуст

Глава XVII

Иер. 17:5. Проклят125.

Иер. 17:1. Грех Иудин написан есть писалом железным, на ногти адамантове, начертан на скрижали сердца их.

Вместо того, чтобы сказать: неизгладимо (они) имеют нечестие в сердце своем, как вырезанное на адаманте и железе. А слова: и на розех олтарей их (сказаны), чтобы показать их усердие к идолам.

Надежда на людей производит то, что удаляет от Бога; или говорит не это, а то, что надеющийся на человека как бы отступает от Бога. Ничего так не хочет Бог, как того, чтобы мы постоянно от Него зависели. Для того Он все делает, желая не плод получить от нас, а облагодетельствовать нас; для этого Он создал нас столь нуждающимися во всем. Скажи, какая цель?

Иер. 17:6. И будет яко дивия мирика в пустыни.

Здесь указывает на Седекию, прибегшего к фараону против вавилонского (царя). Бесплодное это дерево и, произрастая всегда в пустыне, не пригодно для какого-либо дела и не украшается плодами. Слабое это дерево.

Иер. 17:6. И обитати будет в сухоте и в пустыни, в земли сланей и необитаемей.

То есть не будет пользоваться никаким благом, а будет бесплоден, и земля сланая, которая не населяется для получения плодов.

Иер. 17:7. И благословен.

Так говорит и Давид: и будет, яко древо насажденое при исходищих вод (Пс. 1:3). Не устрашится, будучи свободен от всякого нестроения. Христос ясно указал на это чрез пророчество. Кто верова Господеви и постыдеся (Сир. 2:10)? Если надежда имеет такую силу и это не требует труда, то почему мы не полагаем спасения в Том, надеждой на Кого мы спасены?

Иер. 17:9. Глубоко сердц126 паче всех, и человек есть, и кто познает его? Аз Господь.

Слово к тем, которые втайне поступают нечестиво и думают скрыть (это). Говорит о намерениях их, что Бог видит и скрывающихся. Ничто так неясно, как сердце человека. Поэтому другой говорит: «сердце глубокое сокровенное – человек, и кто познает его». Может быть, думаете скрыть, говорит. Напрасно; Я знаю все, что вы делаете.

Иер. 17:11. Возгласи ряб, собра, ихже не роди, творяй богатство свое не с судом.

Слово корыстолюбцам. А некоторые объясняли так: у куропаток, говорят, есть обычай, после того, как выйдут из яиц птенцы, звать их и отнимать у матери. Так, говорит, и эти собирают чужой труд, о котором они не заботились.

Иер. 17:11. В преполовении дней его (αὐτοῦ) оставят (καταλείφουσιν) его (αὐτόν127).

То есть не будет наслаждаться чужим.

Иер. 17:11. И на последок свой будет безумен.

То есть увидит тщету (своего) старания, умирая и оставляя богатство чужим. А некоторые объясняли так с еврейского: куропатка согревает и не рождает. Куропатка обыкновенно похищает женские яйца, потом, согревши и выведши, ведет на воду и, напоив, убивает. Таким образом показывает, что так напрасно корыстолюбец собирает богатство. В преполовении дней его оставят его. В еврейском (тексте), говорят, читается так: в половине дней тех оставит его, то есть, богатство.

Иер. 17:11. И на последок свой будет безумен.

Еврейский (текст) говорит: и конец его будет печален. Лучшею и более ясною считаю первую мысль.

Говорит об египетском (царе), указывая вместе на его несознательность (τὸ ἀσυνείδητον); и оставят его, то есть пленные будут уведены. Бог произвел их; он, воззвавши, был только услышан. На последок дней своих, будет безумен, то есть будет обличен, собирая не свое, а чужое. Что может быть неразумнее гордящегося не своим?

Иер. 17:12. Престол славы.

Говорит о царстве Божием, что оно не может быть взято и побеждено, и остается само по себе, хотя бы никого не было.

Иер. 17:12. Освящение (ἀγίασμα)128.

Не храм, не что другое, а Бог только.

Иер. 17:13. Да постыдятся.

Так как не имеют безопасности.

Иер. 17:13. Яко оставиша источник жизни (ζωῆν)129.

Постоянно так называет этот пророк Бога; почему? Потому что все получает жизнь от Него, Которому ничего не достает.

Иер. 17:14. Исцели мя Господи и исцелею.

Это нельзя сказать о человеке: часто лечит, а больной не выздоравливает. Не может пропасть надежда, возлагаемая на Тебя! И чем, говорит, болел ты? Исцели немощную душу, так как, вероятно, его тревожат нарекания.

Иер. 17:14. Спаси мя и спасен буду.

Это можно сказать одному Богу.

Оригена (в других – Златоуста). Что это значит? поелику он постоянно угрожал бедствиями, а они не верили словам и, насмехаясь над ним, всегда говорили: да приидет. Но я, говорит, не унывал, и будучи поносим.

Иер. 17:16. Ты веси исходящая от устен моих пред лицем твоим.

То есть, Ты знаешь, что говорю истину.

Иер. 17:17. Не буди ми в отчуждение, упование мое ты в день лют.

То есть не оказаться бы мне лжецом; не оказаться бы мне в их руках.

Иер. 17:18. Да постыдятся гонящии мя, аз же да не постыждуся.

Не о себе заботясь, говорит это, а потому что присоединялось к его стыду пророчество; если бы они, оставаясь (такими же), не понесли наказания в бедствиях, пророк был бы постыжен.

То есть пусть они понесут наказание и я не окажусь говорящим ложь.

Иер. 17:18. Сугубым сокрушение.

Что это значит? поелику нигде не сказал: воздам вдвое за грехи ее, то это – слово вразумления.

Иер. 17:21. Сия глаголет Господь: сохраните души ваша и не носите бремен в день суббот.

Приказано было им праздновать для умилостивления за грехи. А они обращали этот день в торговый и совершали сделки. Поэтому запрещает им эти действия.

* * *

125

Этим словом 5-го стиха начинается ХVII-ая гл. в Ватикан. и др. греч. сп., в которых отсутствуют первые 4 стиха этой главы.

126

Читаемому в Слав. Б. слову: человеку нет соответствующего в греческом тексте.

127

Славянский перевод: оставит е соответствует латинскому переводу.

128

В Слав. Б.: место святыни.

129

В Слав. Б.: живых вод соответствует еврейскому тексту или переводу блаж. Иеронима.

Комментарии для сайта Cackle