святитель Иоанн Златоуст

Глава ХLIV

Иер. 44:2. Тако глаголет Господь.

Смотри, что может быть яснее этого? Перед глазами имели пример, это были не слова, а дела, которые вопияли. Они видели причину несчастий.

Иер. 44:14. И не будет уцелевша ни единого от вставших Иудиных, обитающих в земли Египетстей, еже возвратитися на землю Иудину, в ней же тии надеются душами своими возвратитися тамо: не возвратятся, разве избегший.

Опять угрожает смертью вышедшим в Египет, как борющимся с волей Божией, и тем, что потерпят худшее, чем (оставшиеся) в Иерусалиме; говорит, что спасутся те одни, которые, при наступивших бедствиях, стремятся в Иудею, как знающие непобедимую силу Божию; и из тех, которые, по-видимому, находятся в безопасности, отдает во власть врагам, и населяет землю, бывшую пустынею, спасая всех, прибегающих в нее. Что это так, далее показывает яснее, говоря:

Иер. 44:16. Слово, еже глаголал еси.

Скажи мне, (кто) эта царица неба? Постоянно слышишь: Бог сотворил небо и землю; и этой царицей называешь луну? И благо нам бысть. Откуда же голод, скажи мне? Откуда смерть? О, бесстыдство! Поэтому напоминает им.

Иер. 44:21. Не каждение ли, еже кадисте.

Не за это ли, говорит, плен? Не за это ли все несчастия?

Как хорошо было вам? Не поэтому ли Бог не мог терпеть вас? Какое бедствие может быть хуже? Какие безумцы произнесли эти слова?

Иер. 44:26. Аще будет ктому имя мое.

Опять угрожает голодом и нескончаемыми узами, чтобы гнали, что это истинно. (И через несколько слов). Поэтому так оставил, чтобы защититься пред Тобою в том, что справедливо сжег их город. Если таковы убежавшие, то что сказать о других?

Иер. 44:17, 27–28. И исчезнут весь Иуда, живущий в земле Египетстей, мечем и гладом, дóндеже скончаются: и уцелевшии от меча возвратятся на землю Иудину малым числом. Яко творяще сотворим всякое слово, еже изыдет ив уст наших, кадити царице.

То есть воинству небесному. Здесь эпонимия произвела неодинаковость понимания, так как мелход (Μελχέθ) значит: войско, а мелхеф (Μελχέθ) – царица. Так бесстыдно предававшимся нечестию опять угрожая совершенным пленением, в подтверждение слов ссылается на настоящее, говоря:

Иер. 44:28. Слово чие пребудет.

Выражение: чие слово будет показывает, что ища Меня в бедствиях не найдете, а оставшимся ваши страдания послужат в пользу.

Иер. 44:30. И сие знамение.

Знамение ваших бедствий – имеющий погибнуть фараон. По Моей воле, а не своею силою, взял и Седекию вавилонский царь; погибнет и этот, как остающийся нечестивым, и как приводящий нас к сознанию того, что благо есть уповати на Господа, нежели уповати на князи (Пс. 117:9). Приведши это пророчество, связанное с историей, напоминает более древнее пророчество, которое во дни Иоакима велено было объявить Варуху.

Иер. 44:30. Тако рече Господь: се аз предаю фараона Вифрия, царя Египетска, в руце враг его (ἐχθρῶν) и в руце ищущих души его, якоже дах Седекию царя Иудина в руце Навуходоносора.

Когда Иерусалим был взят, египетский (царь), опасаясь за все, у Евфрата сталкивается с вавилонским (царем), когда и был взят. Когда это не было еще ясным, когда война еще колебалась, угрожая Египту завоеванием, а иудеям – гибелью, в подтверждение слов указал на поражение фараона.


Вам может быть интересно:

1. Беседы на слова пророков Исаии и Иеремии – Беседа 5. На слова пророка Исаии: святитель Иоанн Златоуст

2. Книга пророка Иеремии – Глава 43 преподобный Ефрем Сирин

3. Книга пророка Михея – Глава 7 профессор Павел Александрович Юнгеров

4. Толкование на пророка Осию – Глава 14 святитель Кирилл Александрийский

5. Толкование на книгу пророка Аввакума или опыт церковной теодицеи – ПРИЛОЖЕНИЕ 8. Гомилетическое приложение: Святые богоборцы протоиерей Геннадий Фаст

6. Книга толкований на пророка Наума – Глава II преподобный Иероним Блаженный, Стридонский

7. Охридский пролог – 1. Святой пророк Аггей святитель Николай Сербский

8. Толкование на паримии из новозаветных книг – Паримия из книги Деяний Апостольских в день памяти св. Апостола Матфия. (9 августа, Деян. I, 15–26.) епископ Виссарион (Нечаев)

9. Историческое учение об Отцах Церкви. Том II – § 179. Астерий Амасийский: жизнь его. святитель Филарет Черниговский (Гумилевский)

10. Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том VII – Иоанн Зигомала профессор Александр Павлович Лопухин

Комментарии для сайта Cackle

Ищем ведущего программиста. Требуется отличное знание php, mysql, фреймворка Symfony, Git и сопутствующих технологий. Работа удаленная. Адрес для резюме: admin@azbyka.ru

Открыта запись на православный интернет-курс