святитель Иоанн Златоуст

Глава 4

1. «И ухватятся семь женщин за одного мужчину в тот день, и скажут: «свой хлеб будем есть и свою одежду будем носить, только пусть будем называться твоим именем, – сними с нас позор"" (Ис. 4:1). Пророк хочет показать происшедшее от войны оскудение в людях, как народ иудейский стал малочислен. Нам, говорили (женщины), не нужно покровительство, какое свойственно женам получать от мужей, но пусть муж останется совершенно свободным от такой обязанности, ласкать и любить, только бы нам как-нибудь избавиться от имени вдовства. Это означают слова: «сними с нас позор», – так как в древности вдовство считалось позорным. «В тот день отрасль Господа явится в красоте и чести, и плод земли – в величии и славе, для уцелевших сынов Израиля" («В день оный возсияет Бог в совете со славою на земли, еже вознести и прославити останок Израиля») (Ис. 4:2). Весьма тронув душу их угрозою бедствий, достаточно описав несчастия и предложив пространную речь о страшных событиях, пророк, наконец, переходит к предметам более утешительным. Отличный способ врачевания состоит в том, чтобы не только отсекать и прижигать, но и утолять происходящую отсюда боль смягчающими лекарствами. Так точно поступает и он. Все это, говорит он, разрешается не скорбями, но по окончании бедствий последуют события более утешительные, и будет не только избавление от скорбей, но и великая слава и великое торжество. «Сиянием» Божьим он называет то, которое рассеивает мрак скорби, производит светлый день и делает людей славными. А выражение "в совете" означает, что Бог устроит все разумно, с свойственной Ему премудростью. «Тогда оставшиеся на Сионе и уцелевшие в Иерусалиме будут именоваться святыми, все вписанные в книгу для житья в Иерусалиме» («И будет останок Израиля в Сионе и останок в Иерусалиме, святи нарекутся вси написаннии в жизнь во Иерусалиме») (Ис. 4:3). Чтобы ты не убедился, что не по какому-нибудь случаю совершилось спасение тех, которые избегли опасности, но при помощи высшего определения они, находясь среди бедствий, не были подавлены ими, для этого он говорит: «будут именоваться святыми, все вписанные в книгу для житья в Иерусалиме» («святи нарекутся вси написаннии в жизнь во Иерусалиме») – те, говорит, которые отделены, предусмотрены, назначены не потерпеть ничего худого. Справедливо он называет их "святыми", выражая то, что не напрасно они отделены и не без причины таково определение Божье, но несколько способствовал тому и добродетельный образ их жизни, или прежний, или последующий. Между ними хотя были добрые и кроткие, он и они от случившихся событий сделались еще лучшими и более исправными. Как золото, брошенное в огонь, очищается от всякой нечистоты, так и люди ревностные делаются еще более ревностными во время искушений, очищаясь от всякой беспечности. «Когда Господь омоет скверну дочерей Сиона и очистит кровь Иерусалима из среды его духом суда и духом огня» («яко отмыет Господь скверну сынов и дщерей Сионских, и кровь63 очистит от среды их духом суда и духом зноя») (эта ссылка расходится с современным текстом) (Ис. 4:4). Здесь, мне кажется, он разумеет двоякое очищение, – и то, что они получат наказание за грехи, и то, что они от этого сделаются более ревностными в будущем. Под "кровью Иерусалима» (у св. И.Злат. – иерусалимскою) он разумеет умерщвление, неправедные убийства. Потом, желая сильнее показать вину их, говорит: «из среды его» («от среды их»). Они не тайно и не скрываясь отважились на человекоубийства, но хуже разбойников и нападающих на больших дорогах. Эти, скрываясь во тьме и в пустых местах, совершают свойственные им дела; а те, среди площадей, среди города, в самых судилищах совершали свои беззакония. Но и эту, говорит, происшедшую отсюда нечистоту истребит наступающая война. Так при утешительных обстоятельствах он оправдывается в прежних скорбных, объясняя, что все прежде случившееся случилось для того, чтобы они омылись, чтобы очистились, чтобы как бы перегорели в огне, чтобы отложили всякую нечистоту, чтобы сняли с себя бесчестие грехов и убийств. Что значит: «духом суда и духом огня»? Он продолжает иносказание, заимствованное от веществ, подвергаемых плавлению. Как там воздух, входящий в плавильную печь, раздувающий пламя и делающий уголья более горячими, истребляет всякую примесь, так и здесь гнев Божий и набег неприятелей стал для города вместо огня, огня не истребляющего, но жгущего, очищающего, наказывающего, исправляющего. Выражение «духом суда» значит: посредством мучения, наказания, воздаяния. «И приидет Господь». Пришествием пророк называет Его действие. «И сотворит Господь над всяким местом горы Сиона и над собраниями ее облако и дым во время дня и блистание пылающего огня во время ночи; ибо над всем чтимым будет покров. И будет... для осенения днем от зноя и для убежища и защиты от непогод и дождя» («и будет все место горы Сиони, и вся яже окрест ея осенит облак во дни, и яко дыма и света огненна горяща в нощи, всею славою покрыется: и будет в сене дне64 от зноя и в покров и в сокровение от жестости и дождя») (Ис. 4:5, 6). Под "облаком» здесь он разумеет успокоение от бедствий; а под «огнем» – явление Бога, соединенное с утешением. Что – облако во время зноя, то – во время тьмы и глубокой ночи огонь, светло горящий; тот умиряет зной, а этот прогоняет тьму. Таким образом явление Бога он уподобляет свету огня, а успокоение – тени облака. Далее, желая показать, что бедствия будут уничтожаться не мало помалу, но вдруг, при самом господстве скорбей, произойдет перемена, чтобы отсюда убедились, что переворот к лучшему произошел не по обстоятельствам и по какому-нибудь случаю, но все совершено высшей силой, он говорит: «блистание пылающего огня во время ночи» («яко... света огненна горяща в нощи»), – так совершится перемена! «И будет шатер для осенения днем» («и будет в сене дне») Что будет? Помощь, говорит, и содействие Божье. Как тень во время зноя, и как кровля или убежище в какой-нибудь пещере сохраняет в безопасности укрывшегося в ней, когда падает сильный дождь, так точно помощь Божья и во время столь грозной войны не допустит потерпеть никакого зла тем, которых Он определил спасти в начале.

* * *

63

В ц.-сл. пер., согласно некот. гр. сп. пер. LXX: «кровь Иерусалимску».

64

Слово ήμερας­ «дне» в ц.-сл., согласно ват. код., не читается.


Вам может быть интересно:

1. Толкование на пророка Исайю – Глава 5 святитель Иоанн Златоуст

2. Книга пророка Исаии – Глава 4 преподобный Ефрем Сирин

3. Толкование на пророка Исаию – Книга первая святитель Кирилл Александрийский

4. Толкование на книгу пророка Исаии – Глава 4 профессор Александр Павлович Лопухин

5. Толкование на пророка Захарию блаженный Иероним Стридонский

6. Толкование на пророка Захарию – Глава 8 блаженный Феодорит Кирский

7. Толкования на Книги Ветхого и Нового Завета святой Беда Достопочтенный

8. Толкование на Книгу Бытия – Часть вторая. Первоначальная история мира и Церкви после потопа святитель Филарет Московский (Дроздов)

9. Книга пророка Исаии – Глава 4 профессор Павел Александрович Юнгеров

10. Толкование на книгу пророка Исаии – Часть 1 святитель Василий Великий

Комментарии для сайта Cackle