Источник

Письма. Часть вторая

Из ватопедского сборника «Опыты Божественной благодати»

Письмо 1

Иоанну, студенту Богословской семинарии Честного Креста,

Бруклин, Бостон

Святая Гора, 5 июня 1959

Дорогому моему Иоанну желаю крепкого здоровья и просвещения от Бога.

Да отверзет Он твой ум Духом Своим благим, как Он ниспослал Его святым Своим ученикам.

Итак, добрый сын, бойся Бога и твори Его заповеди, и благо тебе будет.

Сегодня я получил твое письмо, прочитал его и очень обрадовался тому, что ты просишь пищи для своей души. Понуждай себя, доброе мое дитя, и прежде всего твори Иисусову молитву. Поминай Имя Божие, дабы и Бог помянул тебя в час искушения.

Что бы ты ни делал, [делай то] с размышлением и рассуждением и говори себе в каждое мгновение: «Иоанн, будь внимателен, тебя видит Бог. Он здесь, рядом с тобой. Он всё видит и видит хорошо. Ты ничего не можешь сокрыть от Него. Ты – червяк рядом с Ним, муравей».

Ведь Бог есть Бог многоочитый, Он видит всё вокруг. Прежде чем твой ум попытается образовать помысл, Бог это уже знает. Почему же ты не видишь, [что это так]? Ви́дение Бога есть вéдение о Боге.

Итак, когда ты не грешишь, не лжешь, не осуждаешь, не имеешь злых помыслов против твоего ближнего, тогда у тебя есть страх Божий. Тогда ты мудр и постигаешь Бога. И дабы не опечалить Его, не грешишь. И это есть ви́дение Бога. И Бог, видящий всё, покрывает тебя от ловушек сатаны. Вот способ, как уберечь себя от ловушек сатаны, мой дорогой сын. Сего тебе пока достаточно.

Молюсь о вас.

Смиренный о. Иосиф

Письмо 2

Фотию, студенту Богословской семинарии Честного Креста,

Бруклин, Бостон

Святая Гора, 18 марта 1959

Дорогое чадо, Фотий, желаю тебе всего доброго, дитятко мое!

Фотий, получил я твое письмо и прочитал его, и возрадовался.

То, что ты пишешь, дитятко мое, – это помыслы от лукавого, который тебя мучает. Это пустяки, дитятко мое, всё это у тебя пройдет. Сотворим теперь Иисусову молитву. Уши зимой можно отморозить, и поэтому их надо держать в тепле. Искушение пользуется удобным случаем, чтобы напасть на тебя. Ты же не обращай внимания на то, что говорит тебе помысл. Мы прочитаем молитву над ваткой, я положу ее в письмо, а ты положишь ее себе в ухо. И не беспокойся.

Отвечаю тебе на твой вопрос об исповеди: то, что ты исповедовал, нет нужды повторять. Говори на исповеди только то, что ты не сказал прежде.

И заботься о том, чтобы всегда молиться. Твори Иисусову молитву, читай Святое Евангелие, Библию, Ветхий Завет и святых отцов, чтобы пробуждаться и просвещаться. Вот что спасает и сохраняет человека от греха. Остерегайся дурных компаний и слушайся советов отца Пантелеимона, он мое славное чадо.

Адрес твой потерялся. Я заболел, и все письма смешались в кучу, и твое, скорее всего, где-то затерялось. Поэтому я посылаю это письмо на адрес Пантелеимона.

Молюсь о тебе от всей души.

Смиренный Старец Иосиф

Письмо 3

Послушнице Екатерине

Святая Гора, 7 августа 1957

Чадо благословенное Екатерина, желаю тебе всего доброго!

Получил я твое письмо оттуда, куда ты поехала, как ты пишешь, принимать ванны 323 . Я замедлил с ответом, чтобы ты получила его, уже вернувшись в ваш монастырек.

Думаю, хорошо было бы тебе проявить терпение и не ездить на эти ванны. Ведь ты молода и это для тебя опасно. Если мы, дитя мое, вытерпим все скорби, то обретем благодать от Господа. Для того попускает нам Господь искушаться, чтобы нас испытать и сплести нам венцы.

Для этого необходимо терпение: без терпения человек не становится делателем. Итак, мужайся и укрепляйся о Господе, и будешь иметь награду на Небесах.

Люби Иисуса и твори непрестанно Иисусову молитву, и она будет тебя просвещать на Его пути.

Передаю тебе наилучшие пожелания от отца Ефрема и от всех отцов. Передай приветствие всем сестрам.

Благодарим вас за всё, что вы нам прислали.

Молюсь о вас.

Смиренный Старец Иосиф

Письмо 4

Послушнице Навсика́ е

Святая Гора, 25 августа 1958

Чадо благословенное Навсикая, желаю тебе всего доброго!

Получил я твое письмо и прочитал его.

Радуюсь я тому, что ты понуждаешь себя спасаться. Будь очень внимательна и понуждай себя, ибо употребляющие усилие овладевают Царством Небесным 324 .

Понуждай себя к Иисусовой молитве, и всё пройдет. Если вы творите эту молитву, то будете любы друг другу и не будет у вас разделений. Ведь в разделениях лукавый находит себе радость.

Понуждайте себя к Иисусовой молитве, дабы осенила вас благодать! И внимайте себе.

Мы о тебе помолимся. Да будет всё прощено, и да будет положено доброе начало!

Смиренно о тебе молюсь.

Старец Иосиф

На обороте пишу и сестре твоей Екатерине, ибо вы – сестры. Не смущайтесь.

Письмо 5

Иоанну, отцу Екатерины и Навсикаи

Господину Иоанну.

Дорогой мой и благословенный господин Иоанн, получил я твое письмо, и прочитал его, и радуюсь нежной твоей любви к твоим чадам.

Пожалуйста, позаботьтесь сделать так, как я ей пишу к пользе ее души, и тогда выздоровеет и ее тело.

И не беспокойте себя беганием по врачам, ибо вблизи всех нас есть Врач души и тела.

И мы здесь не перестаем поминать вас, дабы сохранил вас Господь.

Будьте здравы о Господе!

Наималейший Старец Иосиф

Письмо 7 *

* Текст шестого письма Ватопедского сборника приводится в первой части данного издания на с. 169 под номером 39.

Сестре Эргине (отрывок)

...Он опомнится и поймет, что жизнь – это сон, быстро проходящий [сон]. Суета, суета, всё проходит. Раз уж Всесильный послал ему напоминание, почему он, благословенный, этого не воспринимает? Нечто подобное было и со мной. Ты этого не помнишь? Увял цветок, увял – и дал мне понять суетность всего. Он наш брат, и мы за него переживаем. Но исцелится он своими собственными слезами, а не только нашими.

Теперь, дорогая моя сестра, расскажи о делах твоей семьи. Имей терпение – я с вами в вашем доме. Очами сердца ты можешь меня увидеть. О добрая моя сестра, ваш дом в Пирее значит для меня, грешного, больше, чем дом, где я родился.

Живя там, в этих стенах, я принял решение об уходе из мира. Там я собрал всю свою одежку и взял благословение нашей почтенной матери.

Принимайте нищих, поите жаждущих, утешайте страждущих. В вашем доме я отчетливо узрел истину.

С радостью я прожил бы с вами еще больше, но мне пора было отправляться в Скит.

Надеюсь, когда-нибудь вы сделаете ваш дом оазисом для многострадальных.

Милостыню твою мы все приняли с большой радостью. Прими и от меня кое-что в благословение для дорогой нашей невестки.

Да будет с Вами благословение всеобщей нашей Матери, сладчайшей Пресвятой Богородицы Миртидио́тиссы 325 ...

Письмо 8

Сестре Эргине (отрывок)

Сестра моя!

Дениска, дорогой мой племянник и сын твой, душа моей души, однажды станет апостолом. У него есть дарования, а [его] добродетели видны [даже] издалека.

Пожалуйста, сохрани икону Пресвятой Богородицы Миртидиотиссы, она – его.

О возлюбленная моя [сестра,] как я обрадовался, когда увидел его. Сподобит ли меня Господь снова увидеть его и его преуспеяние? Пусть он непрестанно творит Иисусову молитву, и тогда станет и смиренным, и [в то же время] великим...

Письмо 9

Племяннику Дионисию Батистатосу, сыну сестры Эргины (отрывок)

Дорогой Дениска, любимый племянник, [сын] любимой сестры!

Радуюсь твоему приезду, рад услышать новости о твоей семье и братьях во Христе. Божия любовь не оставляет меня, но по грехам моим Он меня лишил моих возлюбленных духовных братьев. Почему меня оставил мой брат?

Дениска, если ты его как-нибудь увидишь, задай ему этот вопрос, как если бы это я его спросил.

Вы просите моей молитвы. Прошу и я вашей в мгновения оставленности.

Нелегко мне писать дальше. Этот год стал годом боли, плача и страдания.

Творите Иисусову молитву. Бог есть любовь и слышит нас. Должны и мы слышать, когда Он призывает нас для нашего блага.

И если ушел мой брат, Бог его известит, Пресвятая Богородица вернет его назад. О, если бы, если бы он вернулся, свет моей души, прежде, чем уйду я!..

Письмо 10

Племяннику Дионисию Батистатосу (отрывок)

Дорогие мои чада, любимый племянник, [сын] многовозлюбленной сестры!

Огонь моей любви к вам велик. Пишу о тебе и о нашей невестке, которая родит чад Божиих.

Тело мое сильно изболелось, мне пора уходить. К счастью, есть у меня очи души, которые меня ведут. А сердце уже не выносит...

Письмо 11

Монахине Врие́не, племяннице, дочери сестры Эргины (отрывок)

Святая Гора, 8 апреля 1947

Возлюбленному моему чаду, утробе моей души, сладкогласному сла́вию, бряцающему в гусли, яко божественный Давид, священные из священных для священных божественные и пренебесные сладкопения, которыми прославляется Отец, веселится Сын и радуется Пресвятой Дух – благодать воз благодать 326 вашим благословенным душам и твоей душеньке.

Любимая моя дочь, ты возвеселила меня сказанным тобою. Ибо я получил твое письмо, с радостью его прочитал и всем умом и разумом возжелал устремиться за зрительной силой очей, дабы постигнуть и узнать имя 327 , новую Вриену, чтобы, наконец, насытилась вожделевательная часть моей души и прекратилась боль моих страданий о тебе и чтобы впредь я воздавал совершенные благодарственные гласы ко благому Дателю и Благотворителю всех Богу, Который яко Отец истинный и любвеобильный исполняет пожелания чад Своих, аще суть благоугодны Ему.

Итак, дорогая моя, облекись во всеоружие, которое ты получила, и крепко подвизайся, умело направляя стрелы против врагов, взирая на единственную цель и стараясь попасть в мишень – никогда не впадать в преслушание Старице игумении. Лучше опечалить Бога, чем свою духовную матушку, ибо если Он тобою будет опечален, то у тебя есть ходатаица Старица, которая умолит Его за тебя. Если же ты и ее опечалишь, кто тогда умилостивит для тебя Господа? 328

Поистине велико таинство послушания! Ведь если Сладчайший наш Иисус первым начертал этот путь и соделался для нас примером, то сколь усердно должны подражать Ему мы!

О, если бы и я был с вами, чтобы упражняться в воистину вожделенном для меня послушании! Ибо искренно исповедую со всею крепостию и с полным сознанием, что нет иного спасительного пути, [столь] далекого от всякой прелести и действия вражеского, как этот. И если кто истинно желает спастись и жаждет быстро обрести Сладчайшего Иисуса, то должен он оказывать послушание и с такой любовью почитать Старицу игумению, как если бы видел [в ней] образ Божий.

Ведь когда она, благословенная, берет на себя [хотя бы] только одну из вас, тягчайшая цепь обвивается у нее вокруг шеи. И нуждается она, воистину, во многих молитвах, чтобы облегчилась тяжесть. Нуждается в большой и неподдельной любви, а не в преслушаниях. Она нуждается в том, чтобы ваши уста источали мед и амброзию, а не прекословие. Нуждается в непрестанных поцелуях со слезами на глазах, а не в спорах. Нуждается не в распрях и битвах, а в том, чтобы со многими и невинными слезами вы просили Пресвятую Богородицу дать ей здравие души и тела.

Ведь каждое жестокое слово, которое вы скажете ей в час искушения, как ядом напояет ее душу, поскольку и происходит оно от лукавого змея, и она увядает, как цветок, побиваемый градом. И затем не может она даже о себе помолиться, пока не пройдет боль.

Но если всё, что мы здесь сказали, вы делаете с послушанием и любовью, то она расцветает как благоуханный цветок и стремится ввысь. Молится и просвещается. Дает советы, и ей [подается и еще] прибавляется [благодать]. И становится она неоскудным источником, расточающим всем благодать, которую подает ей Господь.

Итак, сему внимайте и научайтесь. Впрочем вам это уже говорили Старец и Старица. Поскольку же вы просите [совета] и от меня смиренного, хотя я и знаю, что в благах моих вы не нуждаетесь 329 , то лишь по большой любви к послушанию слушаюсь вас и яко раб творю то, что вы повелели. Вы попросили меня писать, я и пишу. Попросили: «Молись о нас» – я и молюсь. Я люблю вас и оказываю вам послушание. И если скажете мне прекратить, я прекращу.

Итак, если и вы меня любите как подлинного вашего брата, [то все,] от Старца и Старицы до самой младшей сестры, творите и обо мне молитву с болью души, с искренней любовью Христовой, да хранит меня Господь вашими молитвами. Ибо я имею совершенную веру в вас и неподдельную Иисуса моего любовь и уповаю, что вашими молитвами Он меня помилует, и тогда исполнится на нас реченное: брат от брата помогаемь, яко град тверд 330 ...

Письмо 12

Монахине Вриене, племяннице

Дорогое мое дитя, дочь возлюбленная [моей] возлюбленной сестры, желаю тебе пребывать в мире и непрестанном покаянии.

Узнал я, что [у вас] происходило. Может быть, вы забыли Бога и Его великую любовь? Почему вы не возлагаете всё ваше упование на Господа? Почему не держите в ваших душах то, что с большим трудом извлекаете из святых книг?

Монах меняет не место жительства, не цвет одежд и даже не [образ] мыслей. Монах и монахиня меняют ум вместе с сердцем. Они мыслят не так, как мирские.

Когда ты ушла от Старицы игумении, у тебя было предчувствие того, что за этим последует. Теперь на тебе ответственность и за других. Положение нелегкое. Требуется огненное пламя любви, нескончаемые часы молитв, непрестанное бодрствование ума.

Вспоминаю твою мать и возлюбленную мою сестру. Она непрестанно говорит в моем сердце, чтобы я о тебе заботился. Лучше тебе спрашивать нашего Дениску – у него есть дар давать советы и страдать вместе со страждущим.

Не огорчай другие души. Монах и монахиня терпят. Они подают пример терпения и прилагают усилия, чтобы пришли все добродетели, – когда того пожелает Божественная Любовь, а не когда думаем мы.

Из монастыря выходите только в случае абсолютной необходимости и останавливайтесь у Дениски в Пирее, согласно пожеланию и твоей матери, и матери твоей матери.

Переноси ошибки других, как и сестры переносят твои. Внимание, внимание, внимание, чадо мое! Искушения есть везде, а особенно в нашей келлии.

Повторяю: спрашивай нашего Дениску, у которого совершенно нет гордости и корыстолюбия. А есть у него благословение вашей матери и моей любимой сестры, ибо он много за ней ухаживал в последние ее годы.

Бог наш да помилует всех нас молитвами преподобных богоносных отцов.

Всесмиренно,

Старец Иосиф.

Письмо 13

Монахине Вриене, племяннице

(отрывок)

Итак, послушайте меня, внимайте моим словам, ибо я имею сказать вам воистину страшное и сокровенное великое таинство домостроительства Божия. Мне не жалко поделиться с вами полезным. Я не скрываю, подобно сокрывшему свой талант, того, что знаю. Я не страшусь угроз бесов, которые рыкают на меня, открывающего эти таинства, но уповаю на ваши молитвы.

Приидите все вместе по чину. Истиной очистите уста, постом соделайте непорочным тело и молитвой освятите ваш дух. Соделайтесь младенцами телом и владыками духом. Окрыляйтесь и из гусениц станьте бабочками. Ничего земного не оставляйте в вашем уме. Прилетайте поближе ко мне, а я буду предводительствовать вами. Нам предстоит пройти сквозь эфир! Нисколько не страшитесь, я многократно восходил и знаю путь. Следуйте за мной, серны Иисуса моего, одна за другой. Пусть ваш ум будет свободен, чтобы узреть небесное, и вот уже открывается нам дверь рая.

Тут и там предстоят ангелы, херувимы и серафимы. Справа и слева облетают шестокрылатые. Стены алмазные. Благовонные златосиянные цветы благоухают вокруг. Там птицы разнообразные многоцветные сладко поют разнообразные тэ-ри-рэмы 331 и ум наш возводят от созерцания к созерцанию. Земля – как снег бела, а посреди нее – великий дворец Царицы нашей и Пречистой Матери!

Итак, бегите, ибо вас ожидает сладкая наша Матушка! Не заглядывайтесь на ангелов, ибо написано: даже ангелы да не разлучат нас от любви Иисусовой 332 .

И вот, добрый привратник, огнезрачный ангел, открывает нам, и сладкая наша Матушка, как снег сияющая, восстает и оказывает нам прием.

О сладкая наша Матушка! О свет душ наших, о любовь неподдельная, о жизнь душ наших! Да предадим Богу наши души со именем Твоим на устах. Со сладчайшим лобзанием усрящи нас и на лоно Твое приими. О Матерь, сладчайший мед и нектар, о благоухание и благовонный аромат!

Падите на землю и облобызайте нозе и руце сладкой нашей Матушки и приимите неизреченное благоухание от Святой Девы. Не сомневайтесь, что Она Сама научила меня образу действия и дерзновению и любовь мне явила и подала.

Изреки нам, сладкая наша Матушка, таинство неизреченного Твоего домостроительства и нашего с Тобой сродства. Ты, Матушка сладчайшая, носящая присно во объятиях Твоих сладчайшего Младенца, – Того, Кто носит всё [Своим] мановением, ради нас [ставшего] Малюткой во времени и Безлетного и Ветхого деньми – скажи нам благоуханными Твоими устами то, к чему не могут и ангелы приникнуть 333 .

И вновь услышьте, сестры мои возлюбленные. Когда совершается Божественное Тайноводство, наша сладкая Матушка дает Младенца и Он приносится в жертву за нас. И когда мы причащаемся достойно, благодаря предваряющему посту, благодаря добровольному бдению, благодаря умилительной молитве, мы вкушаем Тело Иисусово и Кровь, ту самую, которую Он воспринял от пречистых кровей Пресвятой Богородицы. Также, вкушая Тело Господне, мы непрестанно питаемся млеком Пресвятой. И что при этом происходит с нами? Мы становимся подлинными чадами Богородицы, и братьями, и сестрами Христа, и, по благодати, сынами и чадами Божиими. И когда мы неизреченно содержим Христа в душе и теле, не приобщаясь [при этом] Ему по сущности 334 , тогда содержим и Отца со Святым Духом, ибо Сын со Отцем неразде́лен.

Таково преестественнейшее сродство, которое мы восприняли от Пресвятой Богородицы и сладкой нашей Матушки. Видите, какого дара нас удостоила сладкая наша Матушка? Видите, сколь много мы должны Ее любить?

Посему мы должны, как младенцы, непрестанно приближаться и часто принимать Ее божественные сосцы, дабы питаться, как незлобивые Ее чада. Всякий раз, когда мы готовимся причаститься, мысленно да принимаем для питания Ее сосцы, и сладкий Иисус, Малютка в ее объятиях, уступает и дает нам позволение. Он не ревнует изобильному раздаянию [пищи] Его Матушкой, но радуется и приглашает нас.

Закутайтесь, как младенцы, в одеяние нашей Матушки и наполнитесь чистотою от Ее божественного девственного тела, почерпните от Нее благоухание. Я не знаю ничего иного, чтобы столь угодно было Пресвятой Богородице, как чистота. И кто хочет стяжать великую Ее любовь, да позаботится очиститься, и тогда Она непрестанно будет лелеять его в Своих объятиях и будет подавать ему всякий небесный дар.

Письмо 14

Монахине Феодосии

Святая Гора, 20 августа 1930

Чадо Феодосия, радуйся и здравствуй о Господе душою и телом и проявляй терпение в скорбях, приходящих к тебе.

Не ропщи и перейми характер смиренного и прельщенного твоего Старца 335 , дабы помнила его, [и помнила,] как некогда ты с ним вместе подвизалась и спасалась в Герови́це Македонской. И молись, чтобы мы не разлучились в иной жизни, но были едины, славя с Феодорой, Феодорой, Евпраксией, Марией и Де́спиной и со всеми святыми девами Святое Имя Отца и Сына и Святаго Духа, аминь.

Прельщенный, смиренный Иосиф, монах

Письмо 15

Монахине Евпраксии

Святая Гора, 28 октября 1948

Чадце мое дорогое, утроба моей души, Евпраксия, желаю тебе всего доброго!

Дитя мое, Евпраксия моя, я получил твое письмо и твою фотографию и радуюсь, что ты здорова. Что же касается нашего здоровья здесь, то я всегда болен, а у остальных всё хорошо.

Понуждай себя, чадо мое. Понуждай себя к молитве, ибо дела наши очень плохи. Пресвятая Богородица потихоньку нас оставляет по грехам монахов.

Коммунисты пришли и сюда, женщины и мужчины, и разорили всё 336 . Магазины, монастыри. Золотыми монетами набивали мешки. Продуктовые лавки опустошили. Взяли пленными 300 рабочих и ушли. Оставшиеся заберут то, что не смогли унести сразу. Нагрузили 250 мулов и отправили их в Болгарию.

Женщины вошли в Иверский монастырь, где находится Вратарница 337 и куда царице не позволено было когда-то войти для поклонения. А теперь вошли разбойники. Конечно, разруха добралась и сюда, на наше место. Ибо Пресвятая Богородица это место оставит, и горе монахам, которые не будут найдены в покаянии.

Поэтому я тебе говорю: понуждай себя, чтобы мы были застигнуты в добрый час и Господь нас принял.

Молюсь о тебе от всей души.

Твой отец смиренный Иосиф

Письмо 16

Монахине Магдалине

Святая Гора, 16 апреля 1959

Чадо мое благословенное Магдалина, утроба моя божественная и священная, желаю, чтобы это письмо с радостным приветствием «Христос Воскресе!» нашло вас в полном здравии.

Возлюбленное мое чадо, получил я твое письмо, прочитал его и возрадовался твоему доброму покаянию, твоим замечательным словам, твоему благому произволению.

Бог, Которого я чту от юного возраста всей своей душой и всем своим сердцем, да пошлет тебе Духа Своего благого и живоначального и животворящего, и да отверзет тебе сердце твое, и да оросит твою душу Своею Божественною благодатию. Да омыет Он тебя миром Своего освящения и да усладит тебя росою райскою.

Возвеселила ты мое сердце своими прекрасными словами, и как фимиам взошло оно к Богу. Итак, дерзай, дорогое мое дитя. И как ты и написала, смотри по-матерински за Пантелеимоном моим, который невинен, как ангелочек, и благ, как незлобивый ягненок. Получил я и то, что ты завернула 338 , сегодня же отслужим панихиду.

А когда будет соборование, тогда я пошлю тебе святой елей, чтобы помазалась ты, и Пантелеимон, и все вы во здравие души и тела. Только бумагу и ватку, в которые будет завернут пузырек, всё, кроме стручцев 339 , сожги. Стручцы храни с фитильками, рядом с иконами, и если вы заболеете, помазывайтесь святым елеем.

Ты забыла мне написать имена своих родителей, чтобы я поминал их. Поминать их будет мне в большую радость. Очень прошу тебя: я написал твоему брату, моему Пантелеимону, чтобы вы без всякого шума, не вызывая ни у кого подозрений, отделились от отца Петра. Я всё это пишу Пантелеимону, ты это прочитаешь там.

Я забочусь о ваших душах. Я для вас сделаю всё, что хотите, только смотрите, не будьте нерадивы о вашем спасении. Иисусову молитву творите непрестанно, чтобы получить благодать.

Подражай святой Магдалине и плачь пред иконой Христа, отри власами своими Его образ, и удостоишься такого же благословения, которое услышала и та.

У тебя есть талант богатого твоего произволения, и ты обретешь равную ему меру великой Его любви. О, сколь сладок Его глас, сколь утешителен! Трепещет сердце, расширяется ум. О, сладкий глас Христа, услышанный Марией!

Ищи, как воспринять эту божественную любовь. Даждь мне, говори, Женише, сладчайший Иисусе мой, эту любовь. [Да подаст Он тебе] такую любовь, что лишь услышишь это Имя: сладчайший Иисусе мой, так твоя душа преисполняется радостью, и трепещет сердце, и текут слезы, как из родников, и ты не в силах их остановить.

Итак, взывай: «Иисусе мой, жизнь моя, свет моей души, сладкое мое дыхание, радость моя и жизнь моя!» Всеми сладкими словами, на которые ты только способна, согрей свою душу, дабы понудить Господа возлюбить тебя, и тогда увидишь, как сладка Его любовь.

Передай наилучшие пожелания моему Пантелеимону. И внимательно наблюдайте, чтобы проводить жизнь всегда со страхом Божиим и беседовать только о духовном. Тогда и Бог всегда будет с вами, сохраняя вас от всякого зла.

Передаю пожелание госпоже Василики́ и Клио́: «Господь да дарует вам мир».

Молюсь о тебе от всей души. Наилучшие пожелания передаю тебе от отца Ефрема и других духовных твоих братьев, от всех.

Смиренный твой Старчик и отец,

Иосиф, монах.

Это письмецо дай [прочитать] Пантелеимону. А ему письмо пишет отец Арсений, так как мой Пантелеимон написал ему.

Письмо 17

Монахине Вриене, монастырь Святых Константина и Елены Калогрео́ н, Калама ́ та

Святая Гора, 15 марта 1959

Чадо мое любимое и благословенное, Вриена, утроба моя божественная и священная, желаю тебе всего доброго.

Получил я твое письмо и прочитал его, и возрадовался твоему пожеланию, чтобы я выздоровел.

Дитятко мое младшее, благой наш Бог посетил меня – ибо Он любит меня – одной очень тяжелой болезнью, бронхопневмонией. Рядом со мной дежурили ночью, опасаясь, что я отойду. Плакали мои детки, но час еще не пришел. Мне сделали сто двадцать уколов. Наконец, я немного поправился. У меня страшная одышка, так что если я для облегчения не приму лекарство, то могу задохнуться.

Сейчас мне лучше, и мы опять пишем братьям. Итак, ты видишь, что благодать начинает тебя посещать, и сколько в твоих силах, понуждай себя говорить Иисусову молитву. И увидишь, что это принесет большую пользу твоей душе.

Вся сила души – это молитва. И как тело укрепляется пищей и разными приправами, которые мы употребляем, так и наша душа требует прежде всего молитвы, чтения, устного слова, примера перед глазами, – и так она мало-помалу пробуждается. Ведь, если ее оставить [без этого,] она засыпает, ею овладевает забвение, бесчувствие. И нужно на нее подуть, подобно тому, как мы дуем, стараясь разжечь огонь. Пример – это раздувание огня из углей, покрытых пеплом, который есть образ забвения. И от этих дуновений разгораются угли и производят теплоту. Так уходит бесчувствие, рождающее прелесть, когда человек думает, что всё у него хорошо, тогда как на самом деле – нехорошо.

Итак, ты, малое мое дитятко, теперь, пока у тебя есть время, плачь, чтобы возрадоваться. Скорби, взывай, обнимай икону Пресвятой Богородицы, как обнимаешь свою матушку. И, как младенец, зови Матерь: «Матушка моя, помоги мне, подай мне то, что по Твоему разумению полезно для моей души». И не жалей для Нее слов, и будешь черпать утешительную благодать всякий раз, когда будешь Ее просить. И так приобретешь любовь.

Она дарует тебе и молитву, Она зажжет пламя и любовь ко Христу, ибо ходатайствует за нас пред Сыном Своим. И Он все Ее прошения исполняет, ибо Она – Его Матушка, и Он не может Ей отказать.

Итак, всё, что хочешь, проси у Нее, как малое дитя, которое просит у своей матери и тянет ее за юбку, не отпускает ее, обнимает ее, орошает ее слезами.

Делай то, что я тебе говорю, и в скором времени увидишь, сколько любви ты обретешь от сладкой нашей Матушки. Проводи жизнь со многой простотой, дабы обрести чистоту души. Простота есть большое счастье для души. Прочитай о чудесах Богородицы в книге «Грешников спасение» 340 , чтобы у тебя появилась любовь, ибо любовь – всему голова. И я, поскольку поправился, молюсь о тебе, да укрепит тебя Господь и Пресвятая Богородица.

Остаюсь твоим молитвенником.

Старчик Иосиф

Письмо 18

Монахине Вриене, монастырь Святых Константина и Елены Калогреон, Каламата

Святая Гора, 9 апреля 1959

Дорогое мое дитя благословенное, Вриена, утроба моя божественная и священная, желаю тебе всего доброго.

Получил я твое письмо, прочитал его и возрадовался о твоем здравии.

Бог, дитя мое, есть любовь. И движимый любовью, Он всё сотворил, желая поделиться богатством Своей великой любви. Бог не имел и не имеет нужды в человеке. Он Сам по себе славен, Он – весь любовь. Поэтому и от человека Он не потребовал ничего иного, кроме любви. Возлюби,  – говорит Он, – Господа Бога твоего всем сердцем твоим, всею душею твоею, всем умом твоим и всею крепостию твоею 341 .

Таким образом, ты видишь, что надо всё желание своей души обратить к Нему. Да не разделяется твоя любовь на родителей, на детей, на что-то вещественное, но всю ее целиком обрати к Нему и взывай: «Иисусе мой, сладкое мое дыхание, свет моей жизни, моя единственная любовь, единственное мое поклонение! Я поклоняюсь Тебе, возлюби меня, яви мне рачение Твоей любви, да воздам Тебе Твоя от Твоих. Матерь сладкая Христова и моя, приведи меня к Твоему Сыну, Которого Ты родила и Которого носишь, Носящего вся».

Когда ты говоришь такие слова и многие другие, подвигающие к любви, невозможно не вкусить в скором времени любовь Христову. И тогда твое сердце, вся твоя внутренность будет трепетать, разгораясь от горячей Христовой любви.

Тогда откроются твои душевные очи и отбежит от тебя помрачение твоих страстей. Но и, опять же, искушения и непрестанные скорби не прекратятся.

Ибо, лишь только отойдет благодать ради испытания, сразу начинаются страсти и искушения. И тогда снова – понуждение, снова – полагание начала, снова – призывание: «Спаси мя, Господи». Снова – к сладкой нашей Матушке, снова – в Ее объятия, к Ее груди, как грудной младенец. И так мало-помалу ты просветишься.

Понуждай себя, не забывай об Иисусовой молитве, ибо в час искушения она тебе очень поможет.

Я не понял, что значит оставление игумении, о котором ты написала.

Итак, я желаю тебе доброй Пасхи, и да станет для тебя мое письмецо Пасхой духовной.

Я не вполне здоров, но благодатью Пресвятой Богородицы и с помощью лекарств держусь.

Смиренно молюсь о вас.

Старчик Иосиф

Письмо 19

Монахине Вриене, монастырь Святых Константина и Елены Калогреон, Каламата

Святая Гора, 12 июня 1959

И снова напишем-ка благословенной малой нашей дитятке, дорогой нашей малышке Вриене.

Прошло несколько дней, как получил я твое письмецо и прочитал его. Очень я огорчился, что потерялось мое письмо, ибо [там] были написаны прекрасные слова, еще более полезные, чем в предыдущих письмах. И Господь знает, что я был [тогда] очень тяжело болен, но я понуждаю себя всегда.

Сейчас ко мне привели врача из мира. Братия меня провела, сказав, что якобы пришел из мира очень хороший врач и сам хочет меня посмотреть. Так как я устал от врачей и не хотел [их звать,] братья сочинили выдумку.

У меня был сильный отёк [всего тела,] и я ничего при этом не ел. Поэтому и пишу тебе с задержкой. Так вот, привели его из Иериссо́са, и он меня в итоге посмотрел. Он мне сказал, что путешествует по Святой Горе – так его надоумили мне сказать – и ему доставит радость посмотреть меня. Он меня хорошо осмотрел два раза, всюду. Сказал мне, что я болен сердцем, что болезнь усугубилась. Если бы он меня увидел пару месяцев назад, то мог бы обещать полное выздоровление, а теперь – лишь частичное. Прописал внутривенные уколы каждый день, и другие – от отечности. И через час их забрала моторная лодка – их было двое – и отвезла обратно.

Сейчас с помощью Божией мне лучше, благодаря уколам. Их нам принес сюда другой врач. Меня хотят воскресить и сражаются за это. Таково мое плачевное состояние. Теперь, как только я пришел в себя, так сразу начал вам писать.

Итак, имей большую любовь ко Христу, и ты без промедления насладишься Им. Нет ничего выше любви. Этого проси, чтобы тебе [ее] даровал Господь и Его сладчайшая Матушка.

Когда ты творишь Иисусову молитву непрестанно и тебя осенит Его благодать, тогда согревается твоя душа от божественной любви и пламенеет твое сердце, так что хочет оно только Именем Христовым непрестанно заниматься. И это Имя да будет единственным твоим дыханием и твоей жизнью.

Тогда ты увидишь, что будет делаться внутри тебя. Слез не удержать. «Любовь, любовь, – звучит в тебе зов, – весь Он – любовь». Человек не может удержать волн [благодати,] и от этого душа хочет выйти из тела и пойти к Нему.

Этого теперь довольно.

И вновь я тебе желаю всего доброго.

Твой отченька Иосиф

Письмо 20

Монаху Пантелеимону

Святая Гора, 26 сентября 1957

Дорогому моему дитятке Пантелеимону.

Молимся о твоем здравии, любимое мое чадо.

Получил я твое письмо и очень обрадовался, что ты здоров. Печалюсь, что нет тебя рядом и я не могу рассказывать тебе о молитве, просвещать твой чистый ум, дабы и ты просвещал других и [сим] умножались бы добрые люди.

Все здешние мои отцы тебя помнят и молятся о тебе. Но ты нам не написал, почему остаешься в Афинах. Мы думали, что ты уже рядом со своими родителями и нашим отцом Ефремом. Он нам написал письмо, где пишет, что он сейчас на краю Америки, где на солнце можно испечь хлеб. И я ему ответил, чтобы он приехал к нам и обрел у нас покой.

Если бы ты был с нами, то многому бы научился. А пока ты находишься в миру, по крайней мере, позаботься творить Иисусову молитву, не оставайся без дела. Непрестанно молись с теплотой души, дабы родилась внутри тебя умная молитва и взывало твое сердце «Иисусе сладчайший, спаси мя».

Я обрадовался, что ты познакомился с этой избранной семьей Александра и Марии 342 . Я очень им благодарен за то, что заботятся они о моем болезненном, но дорогом дитятке. Обрадовался также, что вы поедете к святому Иоанну Русскому 343 . Это доставит тебе большую радость, и ты расскажешь об этом у себя, когда вернешься к своим родителям. Позаботься снова приехать к нам, чтобы мы тебя увидели и ты нас увидел, чтобы поговорили мы о дарах нашего благого Бога.

Передай наилучшие пожелания госпоже Марии и ее супругу. О вас молятся все, молюсь о вас и я.

Смиренный Старец Иосиф

Забыл написать: пришел сейчас к нам один серб, именем Бранко, знает греческий, может быть, ты с ним знаком.

Письмо 21

Монаху Пантелеимону

Святая Гора, 11 июня 1958

Чадо мое возлюбленное, утроба души моей, благоухание мое, цветочек райский, желаю тебе всего доброго!

Желаю тебе скорейшего возвращения домой, хотя и желал бы я видеть тебя рядом со мной.

Сегодня, 11-го по старому стилю, получил я твое, дорогое для меня, письмо и очень обрадовался. Однако и огорчился, что ты много потратил, чтобы сделать нам приятное. Хотя это и делается ради любви Христовой и Богородицы, я никого не желаю отягощать. Молюсь, чтобы Пресвятая Богородица помогала тебе во всём.

С тех пор как ты уехал от меня, я возложил на себя обязанность твоего духовного отца: молиться не как о чужом, а как о любимом чаде. И помимо литургии и других молитв, каждую ночь тяну за тебя и шесть четок.

Благодарю тебя за все, что ты для нас сделал. Параклитики́ 344  нам не требуется, поскольку ты прислал нам Октоих. В Цветной Триоди нужда есть. Если ты эти книги еще не выслал, оставь их у себя.

Когда ты – в добрый час! – отправишься [домой] и случится тебе увидеть отца Ефрема, нашего дорогого и незабвенного, передай ему множество поцелуев. И если у него есть в чем излишек, то может и он заказать [для нас] несколько икон, ибо всё, что у меня было, я истратил, и [теперь] мне не хватает только икон 345 .

Передай всем наилучшие пожелания, и другу, твоему спутнику, [также]. Мы ждем и его, чтобы он вновь пришел, как он нам сказал, осенью. Если тебя застанет там это мое письмо, напиши мне пару слов, что получил его.

Передай наилучшие пожелания господину Пападимитриу и его супруге, Урани́и, Никосу и всем.

Я тебя молитвенно лобызаю, и все наши отцы также.

Смиренный Старец Иосиф

Письмо 22

Монаху Пантелеимону

Святая Гора, 17 сентября 1958

Чадо мое любимое, утроба моей души, дитятко мое Пантелеимон!

Получил я твое письмо и очень обрадовался о твоем добром здравии. О дорогое мое дитя, ты не знаешь, как я опечалился и как больно мне было, что ты не получил моего письма. Я написал [там] много прекрасных слов об умной молитве, написал и для твоих родителей, и для бабушки твоей Макрины.

Здесь был Бранко – ты знаешь, серб, – и он должен был выйти в мир, и я дал ему письмо вместе с семью драхмами, чтобы он послал его авиапочтой. И когда он вернулся, то сказал, что отдал его на почте. Наверное, почтальон взял себе деньги, не послав письма. Ладно, что случилось, то случилось.

Мне, дитя мое, не в тягость писать тебе, ибо я хочу доставить тебе пользу. Я люблю твою душу, ты – утроба моя. Не забывай об Иисусовой молитве, с ней ты обретешь много благодати, твоя душа станет раем. В этом году к нам приехали из Германии только лишь ради Иисусовой молитвы. Когда ты эту молитву говоришь устами непрестанно, к ней привыкает ум и начинает ее творить внутренней речью.

Ум является кормильцем всех смыслов и мысленных движений, и добрых, и злых. И всё это он низводит в сердце. И если низведенное будет злым, постыдным, лукавым, то сердце, будучи центром, передает это повсюду, как электричество, так что напояет лукавым наслаждением все члены, возбуждая восстание влечений ко всевозможному злу.

Так вот, если ты говоришь молитву непрестанно, то происходит противоположное. Ум ее низводит в сердце. А ты своим собственным понуждением держи ум только в словах молитвы, так чтобы не принимать никаких мечтаний. Внимай только словам молитвы. Тогда ум, не успевая образовать злой помысл, к чему он привык, очищается и с удовольствием говорит только молитву.

Итак, благодаря непрестанному призыванию, прокладывается путь от ума к сердцу, посредством вдоха и выдоха, и ум, слово и сердце становятся одним, так что сердце очищается и принимает осеняющую благодать. Тогда внутри тебя делается Небо, рай.

До сих пор было делание, а то, что после, называется созерцанием. Достигни этого, и, если сладчайший Иисус подействует внутри тебя, я тебе скажу многое, гораздо более высокое. Ты только понуждай себя. Знай только, что всё дело – в Иисусе, без Него не происходит ничего. Стань достойным, чтобы Он тебя полюбил, и тогда и ты Его полюбишь и Он даст тебе Свою благодать. Сейчас ты уже положил начало. Итак, подвизайся, чтобы это начало не бросить. Учи этому и других там, где ты живешь. Чем больше людей мы наставим, тем больше возлюбит нас Господь.

Передай наилучшие пожелания Магдалине и прочитай ей то, что я тебе пишу, чтобы я не писал ей то же самое. И пусть позаботится и она подобным образом [исполнить написанное,] чтобы усладил ее сладчайший Иисус. И когда вы мне напишете, тогда я снова вам напишу.

Когда ты увидишь, что ум устает говорить Иисусову молитву, тогда говори ее непрестанно устами, а после ум возьмется за нее снова. Вначале требуется труд, но когда пройдут годы, тогда она сама звучит внутри непрестанно. Она сама очищает человека от всех страстей.

Ты мне пишешь о лампадках. Здесь, где мы построили [церковь,] мы их уже повесили. В нижней келлии Святого Предтечи нет лампадок, есть только сделанные из жестянок. Если какая-нибудь добрая христианка там у тебя захочет приобрести для этой келлии лампадки, то будет хорошо. У меня самого лампадки нет, поскольку я даже залез в долг. Ты не траться, ведь тебе приходится и за многое другое платить.

Отец Ефрем сходил в Русский монастырь 346 , как ты ему и написал, и взял там икону у Старца Давида 347 . Может быть, он тебе об этом написал.

Передай наилучшие пожелания своей бабушке Макрине, мы за нее молимся и поминаем ее.

О кресте для Магдалины я позабочусь. Теперь зима, [темно,] и я не вижу. Летом, если будем живы, я ей сделаю. А если умру, то сделает ей отец Ефрем.

Сестры монастыря Каламаты только вчера прислали письмо, и я им напишу ответ на их вопросы. Я жажду, алчу доставить пользу всякому христианину. Поэтому постоянно и пишу во все концы, каждому, кто нам пишет.

Все передают тебе наилучшие пожелания, они тебе напишут.

Если будете отправлять посылку, пришлите хорошую ручку, чтобы мне вам писать, такую, которая заправляется чернилами. Я взял здесь, но они плохие, быстро ломаются.

В следующий раз я тебе напишу побольше. Прими лобзания от старца Арсения и мои лобзаньица, которые полны любовью Иисусовой. Он непрестанно орошает их в моих устах манной великой Своей любви, как некое дыхание.

Смиренный С. Иосиф

Письмо 23

Монаху Пантелеимону

Святая Гора, 29 марта 1959

Любимому моему чаду Пантелеимону, дорогой моей утробе, райскому моему цветочку, желаю всего доброго! Сладкий наш Христос да хранит тебя и да наставляет исполнять Его святую волю.

Дорогое мое дитя, получил я твое письмо, и прочитал, и возрадовался, и взыграло сердце мое о том, что добрый наш Христос начинает показывать любовь, которую к тебе имеет. Итак, будь внимателен, дорогое мое дитя, чтобы лукавый не устроил тебе какую-нибудь ловушку, ибо он сильно ненавидит добро.

Я, благое мое дитятко, начал писать тебе это письмо, но из-за одышки, начавшей меня беспокоить, [приостановился и] ждал, когда она пройдет. Ибо лишь только воздух станет холодным, [так сразу] она у меня усиливается. Поэтому миновало несколько дней, и наконец сегодня, в Вербное воскресенье, пришло другое твое письмо, и вот я продолжаю. Я хотел тебе написать на другую духовную тему, но теперь, поскольку ты меня спрашиваешь об ином, я тебе о том и отвечу.

Монашеское жительство – это очень великое дело. Здесь требуется подвижничество. Оно очень нелегко. Люди – это не ягнята, чтобы мог их пасти кто угодно. У людей есть привычки и пожелания, мнения и неисцелимые страсти. И ревность у всех не одна и та же, и произволение не одинаковое. Легче будет очистить все нужники в Афинах, чем переделать людей из страстных во благих.

Тридцать пять лет я Старец, отец большой братии, до крайней степени обучившийся деланию и созерцанию. И я пролил всю мою кровь для того, чтобы переделать людей, и знаю, какой кровавый труд требуется, чтобы стал кто-нибудь истинным монахом. Очень мало тех, кто как Пантелейчик мой и маленький мой батюшка Ефрем, не познал зла. Благодать вас сохранила, и то доброе, что у вас есть, – от благодати Божией. Однако, когда нет благодати и внутри нас подействуют страсти, тогда нужно искусство из искусств и наука из наук, как называют святые монашеское жительство. Поэтому ты сейчас успокойся, а со временем Господь покажет, какова Его воля.

Если, дитя мое, монах не найдет непрестанную Иисусову молитву и не подействует посредством нее благодать, то невозможно, чтобы к нему не вернулись назад страсти. И тогда он станет хуже, чем был в миру. И опять же, чтобы найти утешение от молитвы, он должен подвизаться, с болью просить, плакать и, как кричащее малое дитя, молиться Христу и сладкой Его Матушке, чтобы Они отверзли ему очи. Я напишу тебе, если поправлюсь, каков монашеский чин.

А теперь, благое мое дитя, я очень благодарю тебя за то, что ты мне прислал. Бог да подаст награду тем, кто тебе это дает. Я всё это получил, но забываю написать тебе об этом, потому что я еще не здоров. Если я немного попишу или почитаю, меня начинает душить одышка, и я это дело оставляю. Благодарю и святого епископа Иоанна, всех вас благодарю.

Госпожа Василики́ не написала ни нового письма, ни исповеди. Как поживает Магдалина? Она больна, ей нездоровится? Пусть она срочно уйдет, очень ее прошу, от отца Петра, ибо он не с Богом, – я вынужден сказать то, что не следовало бы. Постарайся, чтобы она это не разболтала и не случилось бы искушения и соблазна. Пусть она уйдет так, чтобы у него не возникло какого-нибудь подозрения. Он спири́т. У него прежде была здесь 348 невеста. Он не подходил для священства. Его сделали священником старостильники вопреки канонам. Он уехал, нашел свою невесту, научился у нее спиритизму и считал ее за святую. Приехал опять на Святую Гору, но никто его не принимал. Он уехал с ней [из Греции] и приехал к вам, в Америку. Что было дальше, я не знаю. Господь меня известил, и я тебе пишу: уходите от него, чтобы не погибнуть. И легко не верь никому. Не всякому духу верьте,  – говорит Апостол, – но испытывайте349 .

Напишу и пару слов Магдалине. Так как я болен и мне тяжело писать, ведь мне сюда пишут многие, то пусть, если речь идет об исповеди, посылают ее игумену монастыря Святого Дионисия, отцу Гавриилу, потому что отец Иосиф очень прост и не изучал канонов.

Ты же, дорогое мое дитя, преподавая там ученикам, готовящимся к священству, говори им на основании Кормчей, что если кто один раз падет в грех или с женщиной, или с отроком, или с бессловесным животным, то священником стать уже не может. Также если совершит убийство, если убьет на войне, если даст ложную клятву, то не может стать священником. Это и [многое] другое написано в канонах в Кормчей. А то мирские люди этого не знают, и ад наполняется недостойными священниками.

Ведь хотя люди и отменили каноны, но их не отменил Бог. Они остаются в силе, как их установили [святые] отцы и божественные апостолы. Следовательно, мы их должны хранить, если хотим спасти нашу душу, чтобы нам не прийти в столкновение с Богом, защищающим законы возлюбленных Своих рабов.

Вот, дорогое мое дитя, мы уже и достигли святой Пасхи. Сегодня я заканчиваю письмецо тебе, по прошествии многого времени, как его начал, ибо одышка вместе с постом сильно меня бороли. Сегодня я поел сырка, яйцо и йогурт  350 , и открылись мои глаза, и верю, что быстро поправлюсь и напишу тебе слова от опыта и делания, а не от книг. И то, что я написал тебе о любви, – мое собственное изречение 351 . Как я это вкусил, так и сказал тебе в письме.

Итак, шлю тебе отеческие лобзания с большой любовью.

Смиренный С. Иосиф

Не помню, ответил ли я Иоанну, ибо был болен.

Письмо 24

Монаху Пантелеимону

Святая Гора, 21 мая 1959

Дорогое чадо, утроба моей души, дитятко мое благое, Пантелейчик мой, желаю тебе всего доброго!

Прошло довольно времени, как я тебе послал письмо, пространное послание. Я ответил тебе на то, что ты хотел узнать, и беспокоился, почему ты мне не пишешь. Может быть, ты заболел?

Сегодня – то есть вчера, 20 мая по старому стилю, – я получил письмо от Магдалины, которая мне пишет, что ты не получил письма. И я очень опечалился, что и это письмо не дошло. Как же я огорчился! Ведь я, будучи больным, столько потрудился, чтобы их написать. И ведь я тебе написал кое-что серьезное. Поэтому теперь это письмо я положу в письмо к Магдалине, пошлю его заказным, и она отошлет тебе уже оттуда, чтобы вновь не потерялось. Если окажется, что ты то письмо до сих пор не получил, то я должен снова написать то же самое. Итак, лишь только ты получишь это мое письмо, сразу ответь, чтобы я, [если нужно,] вновь написал тебе [то, что было в письме, которое не дошло].

Теперь же здесь напишу, что смогу, ибо возможно, что я [скоро] умру. Я ведь еще не вполне поправился. Деньги, которые Вы присылаете, я трачу на лечение, но выздороветь будет трудно. Расходы велики, а здоровья мало.

Если же ты получил письмо, то хорошо. А если нет, то напиши, чтобы я знал. Всё, что ты мне послал, я получил, не беспокойся. Всё это расходую на болезнь, но здоровья не видать. Жду твоего письма, чтобы узнать о твоем здоровье.

Если получил то письмо, то пишу я там об отце Петре, чтобы ты сказал и Магдалине, что вам нужно отделиться от него. Ибо не может он быть с Богом, занимаясь спиритизмом. Ничего ему не говорите, чтобы не получился скандал, только уйдите от него и больше не приходите. Он этому научился от своей невесты, когда приезжал сюда, а потом вновь вернулся туда [с ней] назад. Итак, убегайте от когтей сатаны и не верьте легко кому попало. Ибо, на первый взгляд, [такие] могут говорить сладко, но вы не попадайтесь в [их] ловушку. Сатана все средства употребляет, чтобы прельстить не ведающего зла человека.

Почти обо всём тебе написал. Внимательно наблюдай за своей душой и заботься о ней, и Бог да будет всегда с тобой. Передай от меня поклон Владыке.

Молюсь о тебе от всей души.

Смиренный Старчик Иосиф

Мне нездоровится, не знаю, продержусь ли я еще какое-то время.

Письмо 25

Монаху Пантелеимону

Святая Гора, 1 июня 1959

Чадо мое любимое, утроба моя божественная и священная, благословенное мое дитятко, Пантелейчик, желаю тебе всего доброго!

Прошло несколько дней, как я получил твое письмо, но меня мучает болезнь, и, пока она не отступит, я не могу ни читать, ни писать. Такова она, эта одышка. И даже есть не могу. Теперь я ем только утром, раз в день, что [у нас] найдется.

Мне говорят, что есть какой-то кислород, его вдыхают с помощью пузыря, и становится легче. Еще мне прислали какое-то лекарство, но моя болезнь очень тяжела и требует более сильного лекарства. Присланное лекарство называется «пробон», действует две минуты, а потом всё начинается снова. Если Преосвященнейший знает какого-нибудь ученого врача и существует более сильное лекарство, прекращающее одышку, то пришли мне его. Чтобы мне поспать полчаса, должны мне махать, иначе я задыхаюсь и не могу уснуть. Но хватит об этом.

Что касается твоего монастырька, о котором ты говоришь, для Магдалины было бы прекрасно его устроить, чтобы жили там две-три [сестры,] и Клио с ними. Для них это легко, так как они женщины. Для тебя же это очень трудно. О, если бы была возможность, чтобы ты побыл рядом со мной [хоть] немного времени и научился тонкому делу монашества! Только ты сможешь помочь другому [человеку,] никто иной из тех, кого, как ты мне говоришь, тебе пришлют, – ни Дионисий, ни другие из здешних. Никого не проси, ни на кого не рассчитывай. Ты, что можешь, делай сам, поскольку иначе не получается.

Устроишь небольшую церковку, две-три комнаты. Найдешь пару приятелей, хороших ребят, и безмолвствуйте, как пустынники. И когда состарится Преосвященнейший, тогда придет к вам и найдет в вас хороших ребяток, которые за ним поухаживают, как он сам о том и говорит. Если же все-таки ты сможешь приехать и остаться ненадолго с нами, то примешь великую схиму, – я тебя постригу, – и кое-чему научишься. И снова вернешься туда опытным пустынником, и других будешь постригать в великую схиму, и будете помогать словом и другим братьям.

Теперь много мне о тебе пишут, особенно о воздержании твоем и о внимательности. Об отце Петре, поскольку ты от него отделился, нет нужды писать еще. Мне Бог открыл, что он не с Богом. Пусть уйдет от него и Магдалина, и всё будет в порядке.

Что касается Клио, то она очень проста и незлобива. Мне она не пишет, что видит какие-то видения. А то, что она видела, – это не плохо, так как было по ее большой простоте, как и у твоей бабушки. Она послушная, таких много встречается в этом мире. Ты увидишь и услышишь много чего, только учись и становись от всего этого мудрым.

Передай от меня поклон нашему Владыке. Я тебе напишу много хорошего и замечательного, но только когда поправлюсь. Все твои деньги я расходую, но здоровья не видать. Слава Тебе Боже, оно найдется, когда я пойду в землю.

Тебе шлет наилучшие пожелания вся братия. Обнимаю тебя.

Твой Старчик Иосиф

Евангелие я послал моему почтенному Владыке. Оно было у меня, и я его читал Великой Четыредесятницей. Перечел его семь, восемь, десять раз. Масло от соборования – одно для Магдалины, одно для Клио, одно для Христины, тети Евтихия и Иоанна.

Письмо 26

Монаху Пантелеимону

Святая Гора, 10 июня 1959

Чадо мое любимое, утроба моя божественная и священная, Пантелейчик мой, святая моя душенька, желаю тебе всего доброго, дитятко мое!

Получил я твое письмо, и прочитал его, и возрадовался о желанном для меня твоем здоровье. Не прошло еще четырех дней, как и я отправил тебе письмо и начал писать тебе небольшое сочиненьице, чтобы было тебе на память.

Сейчас, в эти дни, отек дошел до пупка. И отец Ефрем, пойдя в Дафни, чтобы забрать твои заказные письма, договорился по телефону, тайком от меня, с одним хорошим известным врачом и пригласил его на Святую Гору.

И послал моторную лодку в Трипити, забрал его, а после снова отвез обратно. Мне же сказал неправду, что врач ходил по Святой Горе, зашел в Скит, и оттуда его привели сюда, чтобы он посмотрел меня. Итак, я поверил, и он меня осмотрел дважды, всё обследовал и сказал: «У тебя болезнь сердца, если бы я тебя увидел на два месяца раньше, то мог бы обещать тебе полное выздоровление. Но я пришел сейчас, когда ты уже приблизился к концу. Однако состояние мы улучшим». Я не хочу этого, но братия требует.

Теперь, дитятко мое, те, кто у меня в долгу, оттащат меня назад. И ты отправишься на Небеса поближе ко Христу, а я, бедный, пребуду на пути, как оставленный в заклад. Ты будешь меня искать среди святых, а я буду среди пустых. Плачу я, бедный, безутешно и без пользы. Долги есть долги. Я кричу им: «Оставьте меня, пусть уже я умру, пусть придет мой час». Нет, подавай им дырявить вены каждый день, пока не сделают меня ни на что не годным.

Такие дела, Пантелейчик мой. Сейчас с письмом Магдалины получил двадцатку, но даже подержать эти деньги я не успел. Я послал тебе скуфейку, поплавки для лампады, два Евангелия для Преосвященнейшего. Одно у меня хранилось много лет, с тех пор как напечатано. Оно хорошо для подарка, я перечитывал его Великим постом семь-восемь раз. Оно в кожаном переплете, и чехольчик его подходит для подарка Владыке. Теперь так не переплетают.

Я очень рад, что, когда умру, обо мне будет молиться наш Владыка.

Итак, у тебя, Пантелейчик, скоро твой праздник 352 , и я тебе желаю многая и благословенная лета, со многими дарами и благословениями Божиими. Ты сейчас получишь и фотографии, чтобы возрадовалась душа твоя и возвеселился дух твой. Раздай масло от соборования, о чем меня в письме попросили, одно – Клио, одно – Магдалине и одно – Христине.

Молюсь о тебе.

Твой батюшка Иосиф

Письмо 27

Отцу Ефрему Катунакскому 353

Святая Гора, март 1959

Утроба моя божественная и священная, возлюбленное чадо мое отец Ефрем, отечески тебя целую. Дарю тебе всю свою любовь, тебе даровано мое последнее благословение – то, которое мы преподали всего два дня назад. Последние десять дней мне было очень плохо, я ничего не ел. Два дня как пришли какие-то лекарства из Америки, и я начал их принимать и получил от них пользу. Посмотрим, до каких пор они будут помогать.

Я не думаю, что поправлюсь. Как ни бьется братия, ничего у них не получается, только задерживают мой уход. Организм мой отравлен. Тело мое не понравится червям и останется целым. Им не захочется его есть. Итак, будь спокоен. Пока еще не пришел час.

Передай благословение моему [дорогому] подвижнику Прокопию.

Обнимаю вас от всей души.

Смиренный и многострадальный С. Иосиф

Письмо 28

Неизвестной монахине

Желаю вам доброго здравия!

Получил я, чадо мое, твое письмо и весьма обрадовался, что ты просишь сло́ва Божия для пользы своей души.

Итак, отверзи свои ушеса, и я исполню их благ. Уста твои да поучаются непрестанно в Иисусовой молитве «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя». Да прилепится твое дыхание к Имени сладчайшего Христа. И если это будет совершаться немалое время, то ум приобретет привычку говорить это всегда, внутренней речью. Ты только наблюдай за тем, чтобы не принимать мечтаний. Внимай только словам молитвы и получишь большую пользу.

Ведь этой молитвой ум твой очистится и низведет ее в сердце, и будет проложен путь – единение ума, слова и сердца, – и внутри тебя возникнет рай.

Бог, дорогое мое дитя, взяв прах и замесив глину, создал глиняный сосуд, человека, как гончар создает какой-нибудь кувшинчик. Вдунул в него [Свое дыхание] – и создалась живая душа.

Видишь, дитя мое, какое достоинство дал нам Бог? Глина делается сродственной Богу. Видишь великую честь, которую даровал тебе Бог? Ты – дыхание Божие. И созерцая эту честь и столь великую любовь Божию к нам, остерегайся, чтобы не опечалить Его, столь благого нашего Бога, который из небытия привел тебя [в существование] и соделал Своим возлюбленным чадом посредством Своего дыхания только лишь по Своей великой любви.

Имей терпение в скорбях, в своих болезнях и призывай Христа. И сладкая Его и сладкая наша Матушка да покрывает тебя от всякого зла и да наставляет всегда творить волю Ее Сына.

Понуждай себя непрестанно творить Иисусову молитву, дабы освободиться от всех страстей. Ты и остальные сестры понуждайте себя проявлять терпение, быть смиренными, послушными игумении. Святой Лествичник говорит, что лучше Бога опечалить, чем игумена. Ибо если опечалишь Бога, то у тебя есть игумен, который помолится Ему, чтобы Он тебя простил. Но если ты опечалишь игумена, то кто помолится о тебе?

Имейте между собой любовь, единомыслие и непрестанную Иисусову молитву. Если преуспеете в этой молитве, то все эти блага в ней содержатся.

Понуждайте себя, и, если положите начало, сладчайший Иисус поможет вам. И если вновь напишете нам, мы вам ответим на вопросы, которые вы зададите. Монах, который не научился Иисусовой молитве, сам не знает, зачем стал монахом.

Я хочу вам написать многое, но не знаю, в какую почву бросаю слово. Если, однако, вы проявите произволение, я вам напишу и в другой раз.

Итак, понуждайте себя, детки мои, ибо мы приближаемся к концу и должны быть готовы всегда, каждое мгновение. Подражайте разумным девам и заботьтесь о вашей душе, чтобы насладиться сладчайшим Иисусом.

Этого для первого раза достаточно.

Молюсь о вас от всей души.

Старчик Иосиф

* * *

323

Речь идет о посещении курорта и приеме лечебных ванн.

325

Имеется в виду почитаемая в Греции чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Икона обретена в XIV в. на о. Ки́фира в зарослях миртовых деревьев, откуда и получила свое именование. Обретение иконы празднуется 24 сентября.

326

См.: И от исполнения Его мы вси прияхом и благодать воз благодать (Ин. 1, 16).

327

Речь идет о имени, которое было получено в монашеском постриге, совершившемся накануне.

328

См. примечание 65 на с. 74 в письме 14-м.

331

Тэ-ри-рэм – одна из кратим. Кратима (κράτημα – задержка) – певческая, мелодически развёрнутая вставка без слов, как правило, в конце великораспевного песнопения на праздничном богослужении. Кратима исполняется на слоги: тэ-ри-рэм, то-ро-ро, нэ-нэ-на и др. Кратимы выражают молитвенное состояние души на вершине вдохновения, когда уже иссякает всякое слово. Также они могут символизировать слышанные апостолом Павлом глаголы неизреченные (см.: 2Кор. 12, 4).

334

ἀνουσίως

335

Старец Иосиф имеет в виду себя.

336

Речь идет о вторжении партизан-коммунистов на Святую Гору 3/16 октября 1948 г., когда они, наряду с другими бесчинствами в Карее, осадили здания полиции и ватопедского представительства, в котором размещался губернатор Святой Горы.

337

Т.  е. Иверская икона Пресвятой Богородицы.

338

Т. е. деньги, вложенные в письмо.

339

Стручец – палочка, с помощью которой помазывают елеем.

340

«Грешников спасение» – книга аскетического и катехизического содержания, написанная Агапием Критским, впервые изданная в 1641 г. и приобретшая огромную популярность; включает в себя также собрание рассказов о чудесах Пресвятой Богородицы. См. рус. перевод: Единец, 2003.

342

Речь идет об А. и М. Пападимитри́у, владельцах афинского издательства духовной литературы «Асти́р», помогавших Старцу Иосифу и его общине.

343

Мощи св. Иоанна Русского находятся в г. Прокопи на о. Эвбея.

344

Богослужебная книга, аналогичная Октоиху.

345

Речь идет о новой церкви в общине Старца Иосифа.

346

Т. е. монастырь Святого Пантелеимона.

347

Иеродиакон Давид (Цубер; 1905–1987), в схиме – Димитрий, эконом Русского монастыря Святого Пантелеимона и его представитель в Киноте Святой Горы. Опубликована его переписка с архиепископом Брюссельским Василием: Василий (Кривошеин), архиеп. Переписка с Афоном. Письма и документы. М.–Брюссель, 2012.

348

Т. е. в Греции. Письмо адресовано в Америку.

350

Имеется в виду греческий национальный кисломолочный продукт, нечто среднее между простоквашей и сметаной, без сахара и других посторонних добавок.

351

По всей видимости, Старец имеет в виду следующее: «Стань достойным, чтобы Он тебя полюбил, и тогда и ты Его полюбишь и Он даст тебе Свою благодать» (Письмо 22 из данной части Собрания творений).

352

Имеется в виду день именин, память св. великомученика Пантелеимона, 27 июля ст. ст.

353

Оригинал письма опубликован в книге: Γέροντας Ἐφραὶμ Κατουνακιώτης, ἔκδοσις Ἱεροῦ Ἡσυχαστηρίου «Ἅγιος Ἐφραίμ», Θεσσαλονίκη, 2000. Σελ. 58. Русский перевод: Старец Ефрем Катунакский. М., 2002.


Источник: Полное собрание творений / Старец Иосиф Исихаст ; Перевод с греч. и примеч. архим. Симеона (Гагатика) – Москва, Ахтырка : Изд. Ахтырского Свято-Троицкого монастыря, 2016. – 496 с.

Комментарии для сайта Cackle