Афонские беседы
Ответы афонского старца на вопросы паломников
По благословению преосвященнейшего НИКОНА Епископа Липецкого и Елецкого
Аннотация
Автор этой книги – старец Иосиф Ватопедский, один из ныне здравствующих афонских подвижников. Почитаемый на всей Святой Горе и далеко за ее пределами насельник греческого Святого Великого Ватопедского монастыря, старец Иосиф несет живое, наполненное любовию о Христе слово людям со страниц своих книг. Будучи духовным чадом многоопытного и чтимого афонского старца Иосифа Исихаста (почил в 1959 г.), старец Иосиф в своих сочинениях доступно раскрывает необычайно глубокие духовные истины, указывает причины людских нестроений, объясняет суть Божественного порядка в этом мире.
Книга «Афонские беседы» написана старцем с целью дать современному человеку необходимые советы для сопряжения его повседневности с жизнью во Христе. Поэтому издатели сочли возможным сопроводить русское издание «Афонских бесед» старца Иосифа Ватопедского подзаголовком «Советы афонского старца».
Содержание
Часть 1. Афонские беседы Творение и падение человека 1. Для чего Бог сотворил мир и человека? 2. Какой была жизнь человека в раю? 3. Какова причина падения человека? 4. Для чего первым людям была дана заповедь? 5. Почему Бог, зная, что Адам падет, не воспрепятствовал этому? 6. Что такое прародительский грех и каковы его последствия? 7. Каковы свойства и силы человеческой души? 8. Что значит созерцать Бога? 9. Кто такой диавол и как он действует? 10. Что такое Правда Божия и в чем она состоит? 11. Что такое Промысл Божий и как он проявляется в нашей жизни? Страсти, болезни души 1. Что такое страсти? 2. Что такое удовольствия или наслаждения, и какие из них дозволены, а какие нет? 3. Что такое добро и зло и когда они действуют? 4. Как получается, что в одном месте господь говорит «не судите», а в другом «праведным судом судите»? 5. Как можно уврачевать слабохарактерного человека, легко впадающего в осуждение? 6. Что такое бесчувствие по учению отцов церкви? 7. Насколько вреден гнев и каковы причины, его вызывающие? 8. Что такое клевета, и почему мы должны переносить ее? Монашеская жизнь 1. Что значит быть монахом и из чего можно заключить, что тебе подходит монашеская жизнь? 2. Каким должен быть настоящий послушник? 3. Что такое отречение от мира? 4. Что такое помыслы, как они возникают, как действуют на человека и как с ними бороться? Возможно ли, чтобы они когда-нибудь прекратились? 5. Что такое невидимая брань? 6. В чем состоит внутренняя брань монаха? 7. В чем разница между той бранью, которую ведут монахи, и те, кто живет в миру? 8. Что означает чистота сердца и как ее достичь? 9. Что такое искушения и какова их цель? 10. Что такое духовничество? 11. Как истинные монахи переживают Божественные видения? 12. Что такое пророчества и почему в них ясно не указывается время? 13. Что такое беспечность и как с ней бороться? 14. Что такое бесстрастие и можно ли его достичь при желании? 15. Что такое Благодать Божия и можно ли ее описать? Путь покаяния 1. Что такое крещение и для чего мы крестимся? 2. Куда ведет человека настоящее покаяние? 3. Практические средства, которые ведут к покаянию и ему содействуют. 4. Для чего необходима исповедь? 5. Что такое плач и какая от него верующему польза? 6. Что такое вера? 7. Какая связь между мужеством и верой? 8. Что такое молитва, какой она должна быть, и каковы ее плоды? 9. Что такое умная молитва, почему она так называется и как ее стяжать? 10. Что такое похвальная дерзость? 11. Как человек узнает волю Божию? 12. Каковы качества благоразумного человека? 13. Почему божественная благодать иногда стучится в двери людей к ней безразличных и безпечных? 14. Что такое христова простота? 15. Что такое смирение? 16. Как можно достичь смирения? 17. Что такое кротость и что это за «земля, которую наследуют кроткие»? 18. Что такое милосердие и в чем оно состоит? 19. Почему святые, друзья Божии, бывают гонимы, а в гонениях радуются? 20. Какое значение в духовной жизни имеют нестроения? Часть 2. Выбранные места из добротолюбия Польза от искушений Страсти, болезни души Монашеская жизнь Кто такой настоящий монах? Невидимая брань Путь покаяния Молитва Любовь Брак и семья Очерк по истории афонаОТ АВТОРА
Духовный авторитет Афона бесспорен и объясняется как тем, что многие, подвизаясь здесь втайне, достигли святости, так и тем, что Покровительница Святой Горы, Пресвятая Богородица, в обилии изливает благодать на свой святой удел.
Приток на Афон в последнее время многочисленных паломников, а также их повышенный интерес к духовной жизни свидетельствует о духовном возрождении, что происходит в наше безплодное в духовном отношении время, которое характеризуется господством безудержного материализма и безрассудного потребительства.
Движимые благочестием, многие братья, миряне и монахи, предлагают нашему смирению свои недоуменные вопросы и проблемы. И поскольку многие возлюбленные о Господе посетители задают в общих чертах те же самые вопросы, да и проблемы их представляют интерес для многих, мы решили сейчас, находясь на закате жизни, собрать в одной книге все эти недоумения и проблемы вместе с ответами на них в надежде, что тем самым братья получат помощь.
Все эти вопросы, которые затрагивают несвязанные между собой темы, мы разбили соответственно их содержанию на отдельные разделы. Есть среди них вопросы простые, есть и более сложные, но мы ответим на все, ибо что все они занимают братьев.
Ясно, что некоторые братья не знают даже элементарных истин нашей веры, и противник наш диавол, пользуясь этим невежеством, сеет неверие, нерадение, отчаяние и уныние.
Настоящим изданием мы надеемся доставить помощь всем, кто подвизается добрым подвигом, а кто найдет для себя что-то полезное, пусть помолится и о нашем смирении.
старец Иосиф Ватопедский
Предисловие
Молчание, являясь нормой жизни монахов, оберегает их от безудержных и дерзких разговоров, от осуждения ближнего и злословия, которое есть смерть для души, избавляет их от ссор и споров и сохраняет необходимый для внутреннего углубления мир. Молчание – плод безмолвия внутреннего состояния, от которого рождается духовное слово.
Когда же позволяется молчать или говорить монаху? С рассуждением решает эту проблему авва Пимен. «Некий брат спросил авву Пимена: «Что лучше, говорить или молчать?» Отвечает ему старец: «Тот, кто говорит ради Бога, – поступает хорошо, подобным же образом и тот, кто молчит ради Бога». Молчание – всего лишь средство, а не цель, потому и полезно бывает либо когда кто хочет приблизить к себе Бога, либо говорить о Нем.
Ветераны и многоопытные подвижники духа – старцы по необходимости становятся духовными учителями и поводырями христиан, которые приходят к ним или из любопытства, или из интереса, или будучи движимы более глубокими духовными потребностями.
К ним обращают они настойчиво свои вопросы, касающиеся основных духовных проблем. «Отче, скажи мне слово, как спастись? Что мне делать со страстями? Дай мне заповедь и да буду соблюдать ее! Что мне соблюсти, чтобы угодить Богу?»
Отвечают старцы обычно коротко, сжато, порой изречениями. Речь их не имеет ничего общего с речью мыслителей, поскольку не является результатом интеллектуальной работы, но есть слово выстраданное, зрелое, искреннее, сильное, безыскусное, которое проникает в самую глубину души вопрошающего.
Говоря языком простым, лишенным сложных риторических построений, они открывают утаенные сокровища духовной жизни и все, что исходит из их уст, всегда своевременно и актуально. Они – маяки плавающим в мятежном и мутном море заблуждений.
Смиренные, незаметные и тайные подвижники – старцы, обладая даром прозорливости, проникают в души собеседников, так что ответы их соответствуют действительным нуждам последних.
Цель слова старца – «назидание в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим» (Еф. 4:29). И ничего не отвечает старец, если вопрошающий видит, чем старец занят в данный момент, и может поучиться от примера его поведения.
Когда некогда один брат попросил авву Сисоя: «Скажи мне слово», – тот ответил: «Что ты вынуждаешь меня празднословить? Вот, что видишь – делай».
Слово старца – всегда жизненно и преследует практические цели, а именно: помочь в стяжании совершенства и во Христе освящения. Оно исполнено любви, как это и видим в предании церковном, когда старцы признаются, что «давать и принимать было мне в любовь».
Практическое воплощение в жизни важнейшей заповеди любви привело к появлению в монашеской среде выражения «творить любовь». Когда авва Феодор пришел за советом к авве Памво, тот ответил: «Ступай и будь милостив ко всем, ибо милость имеет дерзновение пред Богом».
Движимый любовью блаженный старец наш Иосиф в первой части этой небольшой книги дает ответы на вопросы наших любезных паломников. А во второй части, которая носит название «Выбранные места из Добротолюбия», приводятся небольшие отрывки из Добротолюбия и святых отцов, имеющие отношение к вопросам первой части.
Мы желаем, чтобы эта книга помогла подвизающимся в миру благочестивым братиям проводить жизнь в святости, «без которой никто не может узреть Господа».
Настоятель святого и честного великого ватопедского монастыря архимандрит ЕФРЕМ Неделя Жен-Мироносиц, 2003 г.