Распечатать
Скачать как mobi epub fb2 pdf
 →  Чем открыть форматы mobi, epub, fb2, pdf?


схимонах Иосиф Ватопедский

Аскеза — матерь освящения

Глава 1

   

Аннотация

Краткое руководство к аскетической жизни старца схимонаха Иосифа Ватопедского (род. 1921), одного из ближайших учеников старца Иосифа Исихаста († 1959), явившегося возродителем монашества на Святой горе Афон в XX в.

Содержание

    К русскому изданию
    Предисловие
Необходимость подвига Виды подвижничества о Господе Молитва Воздержание и пост Покаяние Право божественного сыноположения Долг и вера как его источник Деятельное благочестие. Законы и способы духовной войны по учению отцов Добродетели и страсти Трехчастное строение души и ее исцеление Помыслы и противостояние им Семь телесных дел покаяния Дела нового и ветхого человека Делание и созерцание. Полезные речения из опыта отцов Память смертная и памятование о будущем Всеобъемлющее злострадание и молитва Предлог домостроительства Бесцельные развлечения Весь живот наш Христу Богу предадим Внимание и усердие Взаимозависимость добродетелей и пороков Памятование о Боге Боговидное устроение человека Устранение причин ко греху Изменения к худшему Последовательное соблюдение духовного распорядка Смирение и самоукорение Уныние — наш коварный враг Занятие умной молитвой в миру Карает ли Бог человека?
К РУССКОМУ ИЗДАНИЮ
   Автор настоящей книги, старец схимонах Иосиф Ватопедский (род. 1921) — один из ближайших учеников известного афонского старца Иосифа Исихаста (f 1959). явившегося возродителем монашества на Афоне в XX в.
   Юноша, которому суждено было стать одним из птенцов безмолвнического гнезда Иосифа Исихаста, родился на о. Кипр. Его отец и мать были простыми крестьянами. Образование ограничивалось только первыми классами школы, но это не помешало ему впоследствии стать прекрасным знатоком и исследователем аскезы, ибо, по слову ап. Павла, «Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых» (1 Кор. 1:27).
   Уже в ранней юности, в шестнадцать лет, будущий подвижник Афона принял ангельский образ в кипрской обители Ставровуни. В 1945 г., покинув родной остров, он прибывает на Святую Гору, где не сразу обретает своего духовного наставника, что свидетельствует о высоких духовных запросах будущего старца. Но подобно тому как сладкоголосая птица рано или поздно находит в бескрайних, тихих и уединенных лесах подобную себе, так и неугомонный скиталец нашел в пустыне афонской дивного духовного соловья безмолвия — старца Иосифа Исихаста. Словно расцветающий росистым вечером цветок, монах Иосиф воспринимает не для всех видные лучи заката солнца духовного сияния великого аскета, ибо «старец [Иосиф Исихаст] придерживался особого образа жизни и свидетелей, видевших его своими глазами и слышавших его речи, не так много»1. Иосиф ученичествует у старца Иосифа Исихаста в течение последних 12 лет его жизни, то есть застает духовный расцвет пустыннической маленькой общины великого подвижника.
   После блаженной кончины духовного наставника Иосиф вкушает безмолвие пустыни, а с ним и духовное безмолвие — исихию. Позднее, следуя апостольскому речению «увещевайте друг друга и назидайте один другого» (1 Фес. 5:11), Иосиф стал духовником монашеского братства в Новом Скиту и обители Кутлумуш. Как прекрасный цветок привлекает пчел, усердных собирательниц пыльцы, так и речи старца привлекли к себе усердных собирателей пыльцы духовной. Первым из них стал нынешний игумен священной обители Ватопед, архимандрит Ефрем, автор предисловия и инициатор настоящего издания.
   Одной из важнейших заслуг старца Иосифа является прославление своего учителя, Иосифа Исихаста, о котором он немало написал.
   По благословению Константинопольского патриарха Священный Кинот Святой Горы поставил старца схимонаха Иосифа восстанавливать внутреннюю жизнь и внешнее величие Ватопеда, второго (после Великой Лавры св. Афанасия) крупнейшего монастыря Святой Горы Афон.
   К «ватопедскому периоду» литературной деятельности старца можно отнести не только книги Ватопедские оглашения2 и Афонские беседы3 , но и серию «Душеполезное чтение Ватопеда» Bazonaibiva), в которой и была опубликована настоящая книга — Аскеза — матерь освящения В ней с искусностью и подробностями отражены важные этапы духовной борьбы монаха и христианина вообще.
   Старец подмечает не только естественные и «неестественные» (привнесенные врагом) слабости подвизающегося, но и «слабые места» противника-диавола, дабы латы гордого врага пробила острая стрела смирения, а меч любви Христовой нанес смертельный удар в самое сердце лукавого.
    монах Симеон Святогорец
ПРЕДИСЛОВИЕ
   В наш век приземленности и материализма речь о подвижничестве воспринимается с трудом. Это происходит потому, что сердца наших христиан отягчились «объедением и пьянством и заботами житейскими» (Лк. 21:34), и нам очень трудно слышать о посте, бдении, молитве и прочих лишениях и подвигах. Наш «род неверный и развращенный (Мф. 17:17; Лк. 9:41) заботится и печется о многом, кроме единого на потребу (Лк. 10:41-42).4 Однако евангельское слово пребывает неизменным и не подстраивается под какие бы то ни было течения и тенденции той или иной эпохи. Искупительная проповедь Богочеловека Иисуса кажется чем-то несовременным и трудным для понимания на фоне нашего века автоматизации и равнодушия к духовному. Но именно в духовном — вечная истина и единственный путь богопознания.
   Безразличие многих людей и их отказ следовать по пути обретения истины нас не удивляют по той причине, что и Сам Господь, когда «пришел к своим, свои Его не приняли» (Ин. 1:11), ибо «мир Его не познал» (Ин. 1:10). Лишь те, кто, вопреки всеобщему безразличию, смогли последовать «скорбным и узким путем» (Мф. 7:14), в новом рождении окажутся одесную Спасителя, дабы услышать: «хорошо, добрый и верный раб!» (Мф. 25:21). Более того, «тем, кто приняли Его, верующим во имя Его, Он дал власть быть чадами Божиими» (Ин.1:12). Такие и только такие люди «ни от крови,... ни от хотения мужа, но от Бога родились» (Ин.1:13).
   На Святой Горе мы пытаемся, насколько это возможно, противостать закону плоти и материи и осуществить закон духа. Это и есть подвижничество, которому посвящена настоящая книга — очередной труд нашего старца монаха Иосифа. Эта книга — плод более чем шестидесяти лет его подвижнической жизни во всех разнообразных ее видах, как на Афоне, так и в других местах. Нашему старцу не пришлось получить так называемого внешнего образования, даже в его наиболее простых формах. Однако же мы дерзаем о Господе хвалиться тем, что Иосиф удостоился божественного воспитания у ног святых старцев, которые пребывают ныне на небесах. Он не только многому научился у них, но и сам пережил опыт Богообщения, а на своем опыте учит и нас, неопытных и более юных.
   Напряженные усилия требуются и в добровольных подвигах, и в глубоком терпении тех невзгод, что мы терпим не по нашей воле, — дабы изгладить след всего того, что мы вкусили по преступному вожделению. Лукавейший род бесов, который господствует в наш коварный век, «не может выйти иначе, как от молитвы и поста» (Мк. 9:29). Молитва, пост и прочие формы духовного упражнения — только средства, но отнюдь не цель. Они являются разве что необходимым средством для того, чтобы мы «очистили старую закваску, чтобы быть нам новым тестом» (1 Кор. 5:7), и смогли «отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях,... и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины» (Еф. 4:22-24).
   Главы, включенные в настоящее руководство, представляют собой, по большей части, устные беседы, записанные на пленку независимо друг от друга. Мы лишь обработали их, и поэтому в тексте неизбежны повторения. При этом мы руководствовались нормами разговорного языка (димотики), как единственно понятного для подавляющего большинства мирян.
   Цель настоящего издания заключается в том, чтобы наконец и в нашу, воистину мрачную, эпоху засиял «Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир» (Ин. 1:9), — свет, который «во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин. 1:5). И если кто-то из наших братьев во Христе получит пользу от этой книги — а это и было нашей целью, — пусть помолится о тех, кто над ней потрудился.
    Настоятель священной и высокочтимой великой обители Ватопед Архимандрит Ефрем и собратия мои во Христе.


1   Монах Иосиф, Старец Иосиф Исихаст, Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2000, с. 15.
2   Старец Иосиф Ватопедский, Ватопедские оглашения, Богородице-Сергиева пустынь, 2004.
3   Старец Иосиф Ватопедский, Афонские беседы: ответы афонского старца на вопросы паломников, Санкт-Петербург, 2004.
4   Здесь и далее астериском () отмечаются те цитаты из Священного Писания, которые даются по памяти (слегка измененными или в виде аллюзий)

Глава 1


Источник: Пер. с греч.: Д. А. Поспелов.

Помощь в распознавании текстов