схимонах Иосиф Ватопедский

Аскеза – матерь освящения

Аннотация

Краткое руководство к аскетической жизни старца схимонаха Иосифа Ватопедского (род. 1921), одного из ближайших учеников старца Иосифа Исихаста († 1959), явившегося возродителем монашества на Святой горе Афон в XX в.

Содержание

К русскому изданию

Предисловие

Необходимость подвига Виды подвижничества о Господе Молитва Воздержание и пост Покаяние Право божественного сыноположения Долг и вера как его источник Деятельное благочестие. Законы и способы духовной войны по учению отцов Добродетели и страсти Трехчастное строение души и ее исцеление Помыслы и противостояние им Семь телесных дел покаяния Дела нового и ветхого человека Делание и созерцание. Полезные речения из опыта отцов Память смертная и памятование о будущем Всеобъемлющее злострадание и молитва Предлог домостроительства Бесцельные развлечения Весь живот наш Христу Богу предадим Внимание и усердие Взаимозависимость добродетелей и пороков Памятование о Боге Боговидное устроение человека Устранение причин ко греху Изменения к худшему Последовательное соблюдение духовного распорядка Смирение и самоукорение Уныние – наш коварный враг Занятие умной молитвой в миру Карает ли Бог человека?
К РУССКОМУ ИЗДАНИЮ

Автор настоящей книги, старец схимонах Иосиф Ватопедский (род. 1921) – один из ближайших учеников известного афонского старца Иосифа Исихаста (f 1959). явившегося возродителем монашества на Афоне в XX в.

Юноша, которому суждено было стать одним из птенцов безмолвнического гнезда Иосифа Исихаста, родился на о. Кипр. Его отец и мать были простыми крестьянами. Образование ограничивалось только первыми классами школы, но это не помешало ему впоследствии стать прекрасным знатоком и исследователем аскезы, ибо, по слову ап. Павла, «Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых» (1Кор. 1, 27).

Уже в ранней юности, в шестнадцать лет, будущий подвижник Афона принял ангельский образ в кипрской обители Ставровуни. В 1945 г., покинув родной остров, он прибывает на Святую Гору, где не сразу обретает своего духовного наставника, что свидетельствует о высоких духовных запросах будущего старца. Но подобно тому как сладкоголосая птица рано или поздно находит в бескрайних, тихих и уединенных лесах подобную себе, так и неугомонный скиталец нашел в пустыне афонской дивного духовного соловья безмолвия – старца Иосифа Исихаста. Словно расцветающий росистым вечером цветок, монах Иосиф воспринимает не для всех видные лучи заката солнца духовного сияния великого аскета, ибо «старец [Иосиф Исихаст] придерживался особого образа жизни и свидетелей, видевших его своими глазами и слышавших его речи, не так много»1. Иосиф ученичествует у старца Иосифа Исихаста в течение последних 12 лет его жизни, то есть застает духовный расцвет пустыннической маленькой общины великого подвижника.

После блаженной кончины духовного наставника Иосиф вкушает безмолвие пустыни, а с ним и духовное безмолвие – исихию. Позднее, следуя апостольскому речению «увещевайте друг друга и назидайте один другого» (1Фес. 5, 11), Иосиф стал духовником монашеского братства в Новом Скиту и обители Кутлумуш. Как прекрасный цветок привлекает пчел, усердных собирательниц пыльцы, так и речи старца привлекли к себе усердных собирателей пыльцы духовной. Первым из них стал нынешний игумен священной обители Ватопед, архимандрит Ефрем, автор предисловия и инициатор настоящего издания.

Одной из важнейших заслуг старца Иосифа является прославление своего учителя, Иосифа Исихаста, о котором он немало написал.

По благословению Константинопольского патриарха Священный Кинот Святой Горы поставил старца схимонаха Иосифа восстанавливать внутреннюю жизнь и внешнее величие Ватопеда, второго (после Великой Лавры св. Афанасия) крупнейшего монастыря Святой Горы Афон.

К «ватопедскому периоду» литературной деятельности старца можно отнести не только книги Ватопедские оглашения2 и Афонские беседы3 , но и серию «Душеполезное чтение Ватопеда» Bazonaibiva), в которой и была опубликована настоящая книга – Аскеза – матерь освящения В ней с искусностью и подробностями отражены важные этапы духовной борьбы монаха и христианина вообще.

Старец подмечает не только естественные и «неестественные» (привнесенные врагом) слабости подвизающегося, но и «слабые места» противника-диавола, дабы латы гордого врага пробила острая стрела смирения, а меч любви Христовой нанес смертельный удар в самое сердце лукавого.

монах Симеон Святогорец

ПРЕДИСЛОВИЕ

В наш век приземленности и материализма речь о подвижничестве воспринимается с трудом. Это происходит потому, что сердца наших христиан отягчились «объедением и пьянством и заботами житейскими» (Лк. 21, 34), и нам очень трудно слышать о посте, бдении, молитве и прочих лишениях и подвигах. Наш «род неверный и развращенный (Мф. 17, 17; Лк. 9, 41) заботится и печется о многом, кроме единого на потребу (Лк. 10, 41–42).4 Однако евангельское слово пребывает неизменным и не подстраивается под какие бы то ни было течения и тенденции той или иной эпохи. Искупительная проповедь Богочеловека Иисуса кажется чем-то несовременным и трудным для понимания на фоне нашего века автоматизации и равнодушия к духовному. Но именно в духовном – вечная истина и единственный путь богопознания.

Безразличие многих людей и их отказ следовать по пути обретения истины нас не удивляют по той причине, что и Сам Господь, когда «пришел к своим, свои Его не приняли» (Ин. 1, 11), ибо «мир Его не познал» (Ин. 1, 10). Лишь те, кто, вопреки всеобщему безразличию, смогли последовать «скорбным и узким путем» (Мф. 7, 14), в новом рождении окажутся одесную Спасителя, дабы услышать: «хорошо, добрый и верный раб!» (Мф. 25, 21). Более того, «тем, кто приняли Его, верующим во имя Его, Он дал власть быть чадами Божиими» (Ин.1, 12). Такие и только такие люди «ни от крови,... ни от хотения мужа, но от Бога родились» (Ин.1, 13).

На Святой Горе мы пытаемся, насколько это возможно, противостать закону плоти и материи и осуществить закон духа. Это и есть подвижничество, которому посвящена настоящая книга – очередной труд нашего старца монаха Иосифа. Эта книга – плод более чем шестидесяти лет его подвижнической жизни во всех разнообразных ее видах, как на Афоне, так и в других местах. Нашему старцу не пришлось получить так называемого внешнего образования, даже в его наиболее простых формах. Однако же мы дерзаем о Господе хвалиться тем, что Иосиф удостоился божественного воспитания у ног святых старцев, которые пребывают ныне на небесах. Он не только многому научился у них, но и сам пережил опыт Богообщения, а на своем опыте учит и нас, неопытных и более юных.

Напряженные усилия требуются и в добровольных подвигах, и в глубоком терпении тех невзгод, что мы терпим не по нашей воле, – дабы изгладить след всего того, что мы вкусили по преступному вожделению. Лукавейший род бесов, который господствует в наш коварный век, «не может выйти иначе, как от молитвы и поста» (Мк. 9, 29). Молитва, пост и прочие формы духовного упражнения – только средства, но отнюдь не цель. Они являются разве что необходимым средством для того, чтобы мы «очистили старую закваску, чтобы быть нам новым тестом» (1Кор. 5, 7), и смогли «отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях,... и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины» (Еф. 4, 22–24).

Главы, включенные в настоящее руководство, представляют собой, по большей части, устные беседы, записанные на пленку независимо друг от друга. Мы лишь обработали их, и поэтому в тексте неизбежны повторения. При этом мы руководствовались нормами разговорного языка (димотики), как единственно понятного для подавляющего большинства мирян.

Цель настоящего издания заключается в том, чтобы наконец и в нашу, воистину мрачную, эпоху засиял «Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир» (Ин. 1, 9), – свет, который «во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин. 1, 5). И если кто-то из наших братьев во Христе получит пользу от этой книги – а это и было нашей целью, – пусть помолится о тех, кто над ней потрудился.

Настоятель священной и высокочтимой великой обители Ватопед Архимандрит Ефрем и собратия мои во Христе.

* * *

1

Монах Иосиф, Старец Иосиф Исихаст, Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2000, с. 15.

2

Старец Иосиф Ватопедский, Ватопедские оглашения, Богородице-Сергиева пустынь, 2004.

3

Старец Иосиф Ватопедский, Афонские беседы: ответы афонского старца на вопросы паломников, Санкт-Петербург, 2004.

4

Здесь и далее астериском () отмечаются те цитаты из Священного Писания, которые даются по памяти (слегка измененными или в виде аллюзий)


Источник: Пер. с греч.: Д. А. Поспелов.

Вам может быть интересно:

1. Основы искусства святости. Том III епископ Варнава (Беляев)

2. Вера и причины неверия архиепископ Варлаам (Ряшенцев)

3. Душеполезные поучения преподобный Макарий Оптинский (Иванов)

4. Полемические сочинения монах Давид Дисипат

5. Поучения сердца моего архимандрит Клеопа (Илие)

6. Вера святых. Катехизис Восточной Православной Церкви святитель Николай Сербский

7. О надежде, вере и любви священномученик Зенон Веронский

8. О духовном восхождении человека по степеням христианского совершенства кавказского инока Стратоника старец Стратоник

9. Аскетизм по православно-христианскому учению. Книга 1 профессор Сергей Михайлович Зарин

10. Указание пути к спасению. Опыт аскетики епископ Петр (Екатериновский)

Комментарии для сайта Cackle