схимонах Иосиф Ватопедский

ПРАВО БОЖЕСТВЕННОГО СЫНОПОЛОЖЕНИЯ

«Кто Мне служит, Мне да последует; и где Я, там и слуга Мой будет» (Ин.12:26).

Через Свое воплощение Бог Слово стал и «Сыном Человеческим», единосущным нам. Все то, что исполнилось в Его земной жизни, должно быть осуществлено применительно ко всему роду человеческому. Если во Иисусе Христе, по словам апостола Павла, «обитает вся полнота Божества телесно» (Кол. 2, 9) и Он Сам является мерой всего, то надлежит согласиться, что все, утверждаемое нами относительно человечества Христа, свидетельствует о полноте возможностей нашей собственной природы. Стало быть, справедливо и истинно написано, что «тем, которые приняли Его,... дал власть быть чадами Божиими» (Ин. 1, 12). В нас, которым «Он должен был во всем уподобиться» (Евр. 2, 17), хотя и был по сущности Богом, Христос не умаляет способности следовать Его примеру. Он говорит: "Дерзайте, Я победил мир» (Ин. 16, 33). Какой «мир»? Здесь подразумевается то его состояние, которое «лежит во зле», закон повреждения, ветхий человек, и все, что приводит к тлению и смерти. Мир был побежден не волшебством или одной лишь Божественной властью, без участия человеческой воли. Он присно побеждается добровольной борьбой, противостоянием злу. Сперва должна проявиться наша собственная воля, и уже потом – действие благодати. «Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил, и сел с Отцем Моим на престоле Его» (Откр. 3, 21). Важна наша собственная твердость в подвиге. «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить. Противостойте ему» (1Пет.5:8–9). Но современный человек поверг себя во мрак безначалия и отказался от всякой попытки противостоять падению. Даже свою обязанность бежать от греха он рассматривает как посягательство на свою свободу, и именно поэтому торжествует враг наш диавол!

Есть строгое мерило для жизни каждого человека – преисполненная добродетелей жизнь Спасителя, и тем самым «заграждаются всякие уста, и весь мир становится виновен перед Богом» (Рим. 3, 19). Добровольное нарушение человеком Божественной воли имело своим следствием отпадение от Бога. Человек виновен вдвойне: перед естественными законами человеческого существования, которое с момента своего возникновения зависит от Первопричины нашего бытия, и перед Богом – нашим Отцом и Создателем, Которого мы оскорбили и Которым пренебрегли.

Это двойное преступление произошло по собственной воле человека, без всякого принуждения. И преступнику надлежало самому на деле доказать свое исправление. Однако человеколюбивое домостроительство нашего Спасителя Христа смягчило горечь справедливого приговора. Он взял на Себя бремя ответственности и, в изъявление полной покорности, вочеловечился, а тем самым обратил подневольный труд в добровольное подражание Его всеблагому житию. «О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия!» (Рим. 11, 33).

Для человека, желающего приблизиться к условиям и путям своего воскресения, необходимым средством служит правая и здравая вера в Бога. Входом в такую веру стало явление Бога, Который открывается в любви Своей.

Уже прежде Своего воплощения Бог Слово являлся среди Своих верных рабов, праведников и пророков, пользуясь символическими образами и действованиями. Однако «когда пришла полнота времени» (Гал.4:4, Еф.1:10) Он явно и дерзновенно поселился вместе с нами, чтобы на деле научить необходимой истине. Более того, соблюдение Его Заповедей стало долгом всякого человека. «Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты – Христос, Сын Бога Живаго. Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах» (Мф. 16:16–17). Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое, ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа (Гал. 1, 11–12). А нам Бог открыл это Духом Своим (1Кор. 2:10). О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами,... и что осязали руки наши, о Слове жизни (1Ин. 1, 1). Мы представили эти свидетельства из Священного Писания, дабы подтвердить истинность откровения, которое, таким образом, заслуживает полного доверия. Итак, не существует иного пути к Божественному познанию, кроме строгого исполнения всего того, что заповедал нам Христос, как единый Спаситель мира.



Источник: Пер. с греч.: Д. А. Поспелов.

Вам может быть интересно:

1. Указание пути к спасению. Опыт аскетики – РАЗДЕЛ ЧЕТВЕРТЫЙ епископ Петр (Екатериновский)

2. Аскетизм по православно-христианскому учению. Книга 1 – 1) Епископ Феофан. профессор Сергей Михайлович Зарин

3. Пропедевтика аскетики – Часть III. Применение психологии иерей Вадим Коржевский

4. Трезвенная жизнь и аскетические правила – Толкование правил святого Макария схиархимандрит Эмилиан (Вафидис)

5. Аскетические воззрения прп. Иоанна Кассиана Римлянина архиепископ Феодор (Поздеевский)

6. Догматические основы христианского аскетизма по творениям восточных писателей-аскетов IV века профессор Павел Петрович Пономарёв

7. Стяжание Духа Святаго в путях Древней Руси – 1. Краткий Обзор Аскетики Иван Михайлович Концевич

8. Преподобная Синклитикия Александрийская или малая аскетика епископ Варнава (Беляев)

9. Аскетические опыты, 2 часть – Совещание души с умом. святитель Игнатий (Брянчанинов)

10. Путь аскетов: отрицание или утверждение? митрополит Каллист (Уэр)

Комментарии для сайта Cackle

Ищем ведущего программиста. Требуется отличное знание php, mysql, фреймворка Symfony, Git и сопутствующих технологий. Работа удаленная. Адрес для резюме: admin@azbyka.ru

Открыта запись на православный интернет-курс