Источник

ОБ АНТИХРИСТЕ И КОНЧИНЕ ВЕКА НА ОСНОВАНИИ ОТКРОВЕНИЯ СВЯТОГО ИОАННА БОГОСЛОВА

«Блажен читающий и слушающие слова пророчества сего и соблюдающие написанное в нем; ибо время близко» (Откр. 1, 3).

Откровение святого апостола Иоанна – священная книга, где детальнейшим образом описывается непрестанная борьба диавола против Церкви и Истины. Не сумев воспрепятствовать, как сказано, спасительному делу Слова Божия, древний змей обрушил всю ярость на созданную Им Святую Церковь и не оставляет с тех пор злоумышлении против верных ее чад.

Откровение Иоанново ясно говорит об отпадении и спасении – двух состояниях, определяющих судьбы тварного мира, и событиях, предваряющих торжество вечного Царства Божия, уготованного для истинных слуг Христовых. Но в пророчествах святого апостола и евангелиста не указано время их исполнения, ибо это откроется лишь при конце человеческой истории. Своеобразие пророческого повествования в том, что оно не держится строго определенного порядка, постоянно вводит новые образы, меняет местами предшествующее и последующее и поэтому на каждом шагу озадачивает читателя очередной загадкой. Попытка проникнуть в сокровенный смысл многих мест этой книги – дело духовно небезопасное, ибо они зачастую непостижимы для человеческого разума.

Итак, содержание Откровения вкратце определяется нами как непрестанно совершающаяся и беспощадная битва сил тьмы во главе с диаволом против сил света во главе с Богом, осуществляющим Свой превечный замысел о спасении всего творения и его венца – человека. Излишне говорить, что битва эта беспощадна от начала, а началась она с первого грехопадения. Кульминация же ее принадлежит последним временам, когда главное орудие злоначальника выступит как полномочный его представитель и, справедливо именуясь у верных антихристом, явится им на деле. В эти лютые времена сатана начнет действовать в открытую и человечество в своем трагическом выборе между Богом и всеобщим врагом будет в буквальном смысле «просеяно, как пшеница» (ср. Лк. 22, 31), и не втайне, как прежде, но явно для всех. Воплощенный образ и действие диавола антихрист потребует от людей не просто нарушения нравственного закона, содержащегося в заповедях Божиих, а прямого поклонения и служения себе как истинному Богу. Всепагубное его дело будет попущено Вседержителем на краткое время с тем, чтобы принесли во всей полноте последнее свидетельство своей веры и истины незлобивые агнцы, непорочные рабы и друзья Великого Агнца – Христа. Световидное украшение Церкви торжествующей, они будут мучимы врагом с неслыханной жестокостью до поры, когда его поразит десница Божия и настанет конец царству диавола, греха и смерти. Когда же принесет свое свидетельство последний друг Христов и сын Царства, то Бог Слово, сокрушив державу антихриста, ввергнет его в «озеро огненное» (Откр. 19, 20) со всеми, кто принял печать «зверя» и поклонился его образу.

В тринадцатой главе книги описан вышедший из моря «четвертый зверь» о десяти рогах и семи головах (Ср. Откр. 13, 1). Образ того же зверя, который «был отличен от всех и очень страшен, с зубами железными и когтями медными, пожирал и сокрушал, а остатки попирал ногами», встречается в книге пророка Даниила (Дан. 7, 19), где он подробно истолкован. В двенадцатой главе Откровения фигурирует красный дракон, хвост которого низвергает «с неба третью часть звезд» (Откр. 12, 4). Далее о драконе сказано, что он дал зверю «силу свою и престол свой и великую власть» (Откр. 13, 2). Так как мы вплотную подходим к основной нашей теме, следует более подробно остановиться на священных текстах. Дракон – не кто иной, как денница-сатана, и огненно-красный цвет его означает, что он – «человекоубийца от начала» (Ин. 8, 44).

Мы знаем, что пророку Божию Даниилу были явлены в видении четыре зверя – символы последовательно сменяющих друг друга языческих империй. По наиболее авторитетным толкованиям, это царства Халдейское, Мидо-Персидское, Греко-Македонское и Римское. И хотя известно, что властители первых трех царств преследовали богоизбранный народ Израиля, но только о четвертом звере (в Апокалипсисе он – первый), то есть о державе римлян, святой Иоанн Богослов говорит, что «дал ему дракон силу свою и престол свой и великую власть» (Откр. 13, 2). Особое попечение сатаны о последнем звере и будет сейчас в центре нашего внимания.

Римская империя, как мы уже говорили, не заканчивается эпохой собственно римских императоров. Пережив византийский период, она продолжает свое существование и до наших дней как «западный мир», чьи политические и военные объединения находят весьма точное соответствие во множестве глав, рогов и венцов этого чудовищного зверя.

«И поклонились дракону, который дал власть зверю, и поклонились зверю, говоря: кто подобен зверю сему? и кто может сразиться с ним?» (Откр. 13, 3–4). Но утвердившееся в наши дни потворство всякому злу, пороку, безрассудству и несправедливости, внутренняя солидарность с любым грехом, с любой диавольской ложью – что это, если не приятие начертания сатаны и поклонение его образу? «И даны были ему уста, говорящие гордо и богохульно, и дана ему власть действовать сорок два месяца» (Откр. 13, 5). Сказанное означает, что сей губитель имеет власть не сам по себе, но лишь по мере попущения Божия. Определен здесь и кратчайший срок, на который дана ему свобода гнать верных. В другом месте вместо сорока двух месяцев говорится о «времени, временах и полвремени» (ср. Откр. 12, 14).

«И отверз он уста свои для хулы на Бога, чтобы хулить имя Его, и жилище Его, и живущих на небе» (Откр. 13, 6). Но какая хула на Бога и Христа сравнима с узурпацией Божественного верховенства человеческим убожеством – той узурпацией, на какую впервые в истории дерзнет антихрист, многоликий изверг, всецело порабощенный злу, чье нестерпимо смрадное дыхание уже ощущается в мире!

«И дано было ему вести войну со святыми и победить их» (Откр. 13, 7). Слово «победить» подразумевает здесь не победу антихриста над святыми, но лишь то, что гонения римских императоров-язычников воспринимались первыми христианами как попущенные Богом ради полноты свидетельства об Истине. И потому временное торжество империи вместо победы стало для ее владык постыдным поражением от тех, кого по человеческим меркам считали самыми беззащитными. «Победа» сына погибели над святыми означает, что Бог не воспрепятствует ему до времени мучить и убивать их, дабы они, как и предшественники их, кровью засвидетельствовали свое исповедание.

«И дана была ему власть над всяким коленом и народом, и языком и племенем» (Откр. 13, 7). Но как возможет диавол, не имеющий власти и над свиньями, присвоить господство над народами и племенами без попущения Бога и Господа всех? Однако и это будет попущено Вседержителем из-за любогреховного произволения, неверия и злонравия огромного большинства людей, ибо диаволу в образе антихриста «поклонятся... все живущие на земле, которых имена не написаны в книге жизни у Агнца, закланного от создания мира» (Откр. 13, 8). Открывая верным страшную картину конечного отпадения человеческого рода, святой Иоанн Богослов в то же время ободряет их указанием: «Здесь терпение и вера святых» (Откр. 13, 10). Терпение и вера – залог спасения среди всевозможных скорбей и тяжких обстояний, о чем говорит и Господь: «претерпевший же до конца спасется» (Мф. 10, 22) – и: «терпением вашим спасайте души ваши» (Лк. 21, 19).

Все вышесказанное наводит на мысль, что дух враждебной Христу римской власти (одного тела при множестве рогов и венцов) сполна реализовался в духовно-нравственном состоянии современного Запада, который вот-вот породит из своих недр чудовищного идола – знамение грядущей гибели. В гниении и распаде европейского общества оживет все та же закваска всецелого растления. "И увидел я, – продолжает апостол, – другого зверя, выходящего из земли; он имел два рога, подобные агнчим, и говорил как дракон» (Откр. 13, 11). Не вызывает сомнений, что зверь сей и есть антихрист, обладающий всеми признаками, перечисленными в пророчествах о нем. Отцы говорят, что по присвоении обеих властей, духовной и светской (откуда и два рога зверя), он будет с успехом разыгрывать роли образцового государя и покровителя религий. Особо подчеркнем, что первыми и главными помощниками антихриста станут иудеи, которые примут его за мессию, а он, желая теснее привлечь их к себе, примет личину благочестия и святости. Почему и апостол Иоанн за много веков до пришествия антихриста по благодати Божией провидел в его облике обманчивое сходство с агнцем.

«И творит великие знамения, так что и огонь низводит с неба на землю перед людьми» (Откр. 13, 13). Могучими орудиями сатаны при уловлении немощных в вере станут лжесвятость и мнимые чудеса, основанные на магических манипуляциях или элементарном обмане. Дух по естеству, диавол может мгновенно покрывать большие расстояния и узнавать о явлениях и событиях, удаленных от нас временем и пространством. Легко перемещая вещи и их элементы, принимая всевозможные виды и образы, он обладает и поразительной способностью перевоплощаться в человека. Получив попущением Божиим возможность вредить святому Иову, он свел огонь с неба, наслал разбойников, вызвал ураган и, коротко сказать, во мгновение ока уничтожил все земное достояние праведника. С другой стороны, жития святых полны примерами того, как бессильны бесы, подвергшиеся их запрещению и заклятию. Конечно, благодать Божия, особенно после Пришествия Господня, положила предел поползновениям сил тьмы. Но при конце времен, когда благочестие и добродетель оскудеют, а порок безмерно усилится, оковы их будут ослаблены всеобщим отступлением от Бога и бесовское зло явит себя с небывалой силой. И хотя диавол и грех были смертельно уязвлены Пришествием и Крестом Христовым, в последние дни, с умножением неверия и грехолюбия, враг и орудия его получат свободу.

«И чудесами, которые дано было ему творить... обольщает живущих на земле... И он сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их» (Откр. 13, 14, 16). Отбросив личину агнца, зверь-антихрист явит свою истинную сущность и, принимаемый ранее за мессию и спасителя, окажется всеобщим губителем. «И... никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его» (Откр. 13, 17). Но и не имея никакой власти над верными, которые осенены Крестом и благодатью, диавол не оставляет привычных козней и обольщений, чтобы завлечь их в свои сети. Чего же ожидать от добровольных и послушных рабов врага, которые не только охотно поклонятся «образу», но и с готовностью примут «начертание» истинного своего владыки, то есть знак всецелой зависимости от него? Какой ум и какая фантазия опишут величайшее бедствие, когда «человекоубийца от начала» станет безраздельным господином людей, в то же время сознающим, что «немного ему остается времени?» (Откр. 12, 12).

Первую рану нанесли диаволу Крестная смерть и воскресение Господа. А второй и последней раной для него станет Пришествие Господне в силе и славе. И свершится оно, когда всегубитель, прославляемый в лице антихриста как истинный царь и бог, достигнет, казалось бы, предельного могущества. Главное действующее лицо двенадцатой главы Откровения Иоаннова – Церковь, непрестанно воюющая с сатаной и соблюдаемая от поглощения адом непостижимой силой ее Главы и Зиждителя. Церковь явлена апостолу как «жена, облеченная в солнце», которая «имела во чреве, и кричала от болей и мук рождения» (Откр. 12, 1, 2). Но что есть дело и назначение Церкви, как не рождение людей в жизнь вечную? Воистину, «многа чада пустыя», то есть Церкви, некогда бесчадной, а ныне многочадной, «нежели имущия мужа» (Ис. 54, 1). Церковь раждает, питает и усовершает чад своих, приводя их «в меру возраста полноты Христовой» (ср. Еф. 4, 13), и, по обетованию Спасителя, «врата адовы не одолеют ее» (ср. Мф. 16, 18).

Оголтелая ярость сатаны открывается духовным очам тайнозрителя как присутствие подле жены огневидного дракона, готовящегося пожрать ее новорожденное чадо. Но дитя, которому надлежало упасти все народы, сразу по рождении «восхищено... было к Богу и престолу Его» (ср. Откр. 12, 5), между тем как жена «убежала в пустыню, где приготовлено было для нее место от Бога» (Откр. 12, 6). Итак, не сумев погубить плод жены-Церкви, дракон обрушивает свою ярость на мать, но и она находит защиту в пустыне. А что иное означает это бегство, как не обращение Церкви, искушаемой от сатаны, к духовному деланию – усиленной молитве, подвигам поста и благодушному терпению зол, в чем подвизались ее чада-пустынножители? И кто на протяжении многовековой борьбы Церкви с силами зла спасал ее от ересей и прочих соблазнов, если не «пустынное порождение» – богоносные отцы, которые ниспровергли ложь, украсили Церковь святостью и обезопасили правилами? Но повествуя о жене, соблюдаемой в пустыне, Богослов подразумевает те эсхатологические времена, когда антихрист, крайнее порождение зла, двинет против Церкви все свои силы. «Питали ее там тысячу двести шестьдесят дней» (Откр. 12, 6). Указанное число – иное обозначение срока, ранее открытого нам как «время, времена и полвремени» (См. Откр. 12, 14).

«Горе живущим на земле и на море! потому что к вам сошел диавол в сильной ярости, зная, что немного ему остается времени. Когда же дракон увидел, что низвержен на землю, начал преследовать жену, которая родила младенца мужеского пола» (Откр. 12, 12–13). Как душеполезно и спасительно для верных это напоминание о неистовой злобе диавола и каким бесценным предостережением служит оно нам, если только постоянно содержим его в памяти! Согласно отцам, враг, несомненно, торжествует, а мы терпим поражение всякий раз, когда забываем о постоянном его злоумышлении, когда не внемлем или не доверяем свидетельству о том Писания и Церкви.

«И даны были жене два крыла большого орла, чтобы она летела в пустыню в свое место от лица змия и там питалась в продолжение времени, времен и полвремени» (Откр. 12, 14), то есть в продолжение трех с половиною лет, пока сын погибели будет удерживать венец царства.

Сделаем малое отступление, чтобы показать удручающую слепоту и безответственность людей нашей эпохи. «Для чего нужна пустыня? – вопрошают многие из них. – Зачем покидают мир и человеческое сообщество питомцы ее в лице монахов? Какая польза обществу от этих дезертиров?» Ответ очевиден. Убегающие в пустыню созидают щит и ограду Церкви, воздвигают твердыни, о которые разбивается всякая дерзость, всякое злоухищрение сатаны. Образно говоря, они конструируют радиоприемники, настроенные на человеческие частоты и улавливающие небесные сигналы, с помощью которых открывают хромающему на обе ноги человечеству повеления Божии и разоблачают козни врага-сатаны. Вот в чем главная польза человечеству от неусыпной стражи этих «дезертиров», упразднение которой есть упразднение замысла Божия о мире!

«И пустил змий из пасти своей вслед жены воду как реку, дабы увлечь ее рекою. Но земля помогла жене, и разверзла земля уста свои, и поглотила реку, которую пустил дракон из пасти своей» (Откр. 12, 15–16). Безумная брань сатаны и его воинства с Церковью усиливается и расширяется, но та, чудесно ограждаемая промышлением Господа Вседержителя, остается невредимой. Не добившись успеха в преследовании жены-Церкви и думая затопить ее потоками ересей и лжеучений, враг вступает в схватку «с прочими от семени ее, сохраняющими заповеди Божии и имеющими свидетельство Иисуса Христа» (Откр. 12, 17).

Кроме непрестанной смены картин и образов, Откровению Иоаннову присущ, как мы уже сказали, сложный порядок повествования, где последующие события опережают предыдущие, а реалии раннехристианской истории вводятся в эсхатологическую перспективу. Лица и события, которым принадлежит ключевая роль в повествовании, выступают здесь в самой неожиданной последовательности. Главным «героем» последних дней, наряду с диаволом, оказывается антихрист – крайнее воплощение лютой ненависти сатаны, направленной против Церкви и верных рабов Божиих. С определенного момента в действие вступает третье лицо – «лжепророк», который довершает дело прельщения, подготовив фундамент духовной власти антихриста, а значит – всевластия сатаны. «И увидел я другого зверя, выходящего из земли; он... действует... со всею властью первого зверя и заставляет всю землю и живущих на ней поклоняться первому зверю» (Откр. 13, 11–12).

И здесь необходимо напомнить о человеколюбивом домостроительстве Господа нашего, Который в эти страшные и беспросветные дни попрания истины пошлет двух великих ее светочей – пророков Илию и Еноха, чтобы отвратить человеческий род от антихристова соблазна. Даже в последней фазе всеобщего отступления всеблагой Бог не отменит Своего замысла, но призрит на остаток ищущих спасения. Три с половиной года будет продолжаться служение святых Илии и Еноха. Ободряя и научая христиан противиться обоим зверям – антихристу и лжепророку, эти посланцы Божии, пророки, по окончании их миссии будут убиты слугами антихриста, три дня пребудут без погребения и, чудесно воскрешенные силой Божией, вознесутся на небо. После этого начнется безраздельное господство диавола и сына погибели над несчастным родом человеческим, но одновременно – подвиг последнего свидетельства и всесовершенного исповедания. Его принесут Богу последние святые, чьи имена записаны в «книге жизни Агнца, закланного от сложения мира» (Откр.13:8).

Этот период станет самым тяжким испытанием для Церкви в лице остатка верных, а ее победа – победой их терпения и мученичества. Соблюдаемая и питаемая в пустыне, истинная Церковь пребудет там до исхода дней, или славного Пришествия ее Жениха Христа, Который явится в силе и славе и сокрушит многовидного врага. «Диавол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков» (Откр. 20, 10). Окончательное упразднение зла предваряется последовательным сокрушением главных после антихриста орудий сатаны. Из них в образе «града Вавилона» представлен материально-вещественный оплот его власти, в образе «жены-блудницы» – дух растления, поработивший человечество последних дней.


Источник: О кончине века и антихристе / Cтарец Иосиф Ватопедский ; Пер. с новогреч. Ю.С. Терентьев. - Москова : Московское Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2010. - 80 с.

Комментарии для сайта Cackle