схимонах Иосиф Ватопедский

БЕСЕДА ДВАДЦАТАЯ. Мысленная брань и умерщвление страстей

Отцы и братия, в наше время распространяется некоторое ошибочное мнение, касающееся идеалов и значения монашества, которое многим кажется убедительным. «Монашеская жизнь скучна и что она дает?» – говорят некоторые. Рассмотрим эту нелепую точку зрения.

И в прошлом и в настоящем все люди во всех сферах и областях своей жизни стремились и стремятся осуществить свои цели. Любая деятельность имеет свою цель, и жертва, которая приносится человеком для достижения этой цели, доставляет ему соответствующее вознаграждение. Какова награда большинства благополучных занятий? Обычно это материальные блага и земные почести. Эти «великие награды» могут длиться до гроба, если еще раньше они не будут похищены нашими более ловкими конкурентами. В результате всего этого «награда» часто превращается в неподъемную тяжесть и даже страдание для так называемых победителей.

Награда монахов не может сравниться с вышеописанными успехами, потому что она – духовная и вечная. И этот небольшой подвиг, совершаемый монахами, – небольшой, потому что непродолжительна и сама наша жизнь – также не может быть сравним с последующей наградой, потому что награда эта божественна и вечна.

Христиане, которые подвизаются в миру и устают от постоянных искушений, стараясь угодить другим, получают, по всей видимости, некую пользу от своих усилий, особенно если испытывают оскорбления и унижения, но, по сравнению с монахами, они больше теряют.

Монахи никому не служат, ни на кого не работают, не платят налогов. Они свободны от мира. Своим малым подвигом они упраздняют дела и привычки безрассудной жизни, даром получая от Благодати выздоровление и равновесие всех своих естественных сил, которые были приведены в беспорядок грехопадением. Когда же, по Благодати Божией, они победят своего ветхого человека, тогда они снова возвратятся в естественное состояние человека, созданного по образу и по подобию Божию, и законно войдут в чертоги Небесного Отца и будут радоваться вечно, как боги по Благодати, всему, что им уготовал Бог от сложения мира.

Мы предлагаем знающим людям сравнить монашескую жизнь с жизнью мирского человека и показать нам, справедливы ли клеветы осуждающих нас, которые говорят, что монахи заблуждаются и неправы в своем «вредном» выборе и предпочтении.

Конечно, посредством своего выбора монахи терпят некоторые лишения. Однако в чем? Они лишаются только постыдного расточительства и злоупотреблений. Лишаются бесполезной потери драгоценного времени, конфликтов и ссор, лжи и клеветы, служения мамоне, а также ничтожного и бесцельного кокетства, которым так увлечен мир.

В нашей борьбе со своим падшим разумом и страстями существует важная деталь, требующая сурового подвига, и я рекомендую всем усердным братиям обратить на это свое внимание. Дело не только в страстях и привычках и даже не в самих демонах с их тысячелетним опытом. Дело в нашем характере и в нашей безудержно преступной прошлой жизни до монастыря. По причине всего этого требуется большое внимание, так как мелкие страсти и привычки, будучи второй природой, усмиряются нелегко, а постоянное ощущение своей испорченности порождает малодушие и уныние. Последним демоны особенно вооружаются и этим досаждают монахам. «Углебох в тимении глубины и несть постояния» (Пс. 68, 3) и: «Болезни адовы обыдоша мя», – это говорится о страсти отчаяния. «Зде мудрость есть» (Откр. 13, 18) и, конечно, должно быть рассуждение.

Не поддавайтесь ловушкам врага, честные мои братия, но будьте тверды и постоянны. Не обращайтесь вспять. Мы ни от кого не зависим, мы – дети нашего Отца, и сколько бы раз мы ни возвращались с покаянием, Он всегда ожидает нас. Он исходит в сретение нам и держит в руках Своих «первые одежды» и обувь на ноги, согласно притче о блудном сыне (см. Лк. 15, 11–32), и все это ради нашего спасения и наследования отеческого достояния. Презирайте крик отчаяния: Богу мы согрешаем, Богу и дадим ответ.

Часто, когда мы сильно оскорбляем Благодать Божию своей изменой, она матерински ненадолго оставляет нас без помощи и утешения. Это происходит потому, что через опыт оставления мы должны научиться самопознанию и смирению, которые так необходимы нам для собственной безопасности и преуспеяния. Если мы часто падаем, не будем прекращать снова и снова восставать после падения, чтобы не стать отступниками. Ведь мы не по своей воле таковы, какими нас пытаются представить перед Богом демоны, чтобы затем осудить. Но Сам Господь воодушевляет нас: «Дерзай, востани» (Мк. 10, 49) и спасешься. И Своему первоверховному апостолу Он заповедал прощать тех, кто кается, «до седмьдесят крат седмерицею» (Мф. 18, 22), то есть неограниченно.

Сказанное мною о прощении кающихся относится прежде всего к немощным, раненым и плененным, которых так много в нынешнем поколении, чтобы они не отступали назад и не отчаивались. Однако мы все должны понимать, что человеколюбие Божие не может быть поводом для лени и равнодушия.

Направляйте вашу мысль к высоким идеалам: «горе имеим сердца»67, и помыслы, и деяния. А идеал наш – это самопожертвование ради любви к Господу нашему. Как Он «возлюбль Своя... до конца возлюби их» (Ин. 13, 1), также должны поступать и мы. Все благое, что свойственно нашей человеческой природе, есть результат божественной любви, принадлежит Подателю этих благ и Ему одному должно быть приносимо. «Твоя от Твоих Тебе приносяще». Так мы опять оказываемся в выигрыше, потому что, как говорит Господь, «в нюже меру мерите, возмерится вам» (Мф. 7, 2). Значит, наши приношения и жертвы опять возвращаются к нам, и наш Господь и Владыка, будучи самодостаточным, ничего больше не требует от нас.

Подвизающиеся не должны сомневаться в своем спасении, чувствуя, как в душе возникает странная брань при воспоминании о вещах или о людях, которых в данный момент нет рядом с нами. Скорби могут быть вызваны и самими по себе страстными воспоминаниями, потому что воспоминания о прошлой жизни запечатлены в нашем воображении. Эти воспоминания обличают страстную часть нашей души, которая находится под их воздействием и в их плену. Цель нашей борьбы состоит в том, чтобы было устранено все, способствующее воспоминанию о лицах, вещах и пустых предметах, так как человек подвержен влияниям и легко увлекается.

Необходимо во что бы то ни стало стараться искоренять свои страсти. Это совершается, главным образом, через воздержание, взаимопомощь, трудолюбие и молитву. Писание предписывает это делание как основание духовной жизни. «Умертвите убо уды ваша яже на земли» (Кол. 3, 5). Апостол Павел, более подробно объясняя это, пишет: «Иже Христовы суть, плоть распяша со страстьми и похотьми» (Гал. 5, 24). Когда страсти и похоти, в которых запечатлен образ ветхого человека – его плотской разум, – будут умерщвлены и исчезнут, тогда мы возьмем крест и последуем за Христом. За умерщвлением страстей последует явление сокровенной во Христе жизни (см. Кол. 3, 3).

Кто хочет на практике подчинить свою плоть, тот не должен расслабляться и находиться в небрежении: «И плоти угодия не творите в похоти» (Рим. 13, 14). Если мы немного расслабимся, плоть тут же потребует своего. Мы не должны забывать, что наша общая цель – это забота о чистоте души. Основанием чистоты является целомудрие. Если это делание выполняется постоянно, оно приносит плод – непорочность, завершение которой называется Отцами бесстрастием. Чтобы этот подвиг достиг своей цели, требуется порабощение и озлобление плоти, ограничение ее в ежедневных потребностях и в устремлениях, приводящих к рассеянию. Иначе нами свободно овладевают страсти: как прошлые, против которых мы воевали и которые уже частично поработили, так и новые, которые накапливаются от невнимательной и рассеянной жизни. Важными и полезными средствами противостояния являются смиренное мнение о себе во всех обстоятельствах – порождение самоукорения, – усердная молитва и хранение ума от рассеяния.

Братиям, живущим в общежитии, нетрудно преуспевать, если они внимательны и не будут преступать того, что они начали совершать, удалившись из мира и предав себя послушанию, которое является основным принципом их жизни. Какая страсть или какое искушение может остановить монаха на подвижническом пути, когда он не имеет ничего своего: ни мнения, ни воли, ни суждения, но во всем зависит от того, что скажет и на что укажет Старец? Какие условия могут быть более легкими человеку для жизни, чем те, при которых он не имеет никаких попечений, а о нем заботятся другие, – заботятся не только об общих вещах, но и обо всей его жизни, поскольку он безропотно, с истинной покорностью и послушанием следует всему, что ему говорят?

С каким чувством вспоминаю я прежнее время68, когда мы выдерживали тяжелые подвиги послушания, и Господь «потоки сладости Своея» (Пс. 35, 9) изливал на наши смиренные души! С каким нетерпением ожидал я услышать очередную заповедь своего Старца и как сразу же бросался со всей готовностью выполнять послушание, никогда не имея никаких рассуждений, или сомнений, или трусости, или желания истолковать его слова по-своему, выполняя послушание без слов «если» и «может быть»! Я не преувеличиваю, когда говорю, что многие дни и месяцы я постоянно был в поту, никогда, однако, не испытывая при этом беспокойства и заботы. Часто естественная усталость была неощутима, потому что все восполняла мученическая благодать послушания и самоотвержения. Когда я слышал, как наш почтенный Старец отдает распоряжения, я желал, чтобы он оставил что-нибудь и для меня, пусть даже это время было временем моего отдыха после многочасового и трудного послушания. Однако зачем мне вдаваться в безрассудные воспоминания о прошлом, когда сейчас я – бесполезное и ничтожное существо, представляющее тяготу для других, неспособное вместе с братией подъять общий крест?

Молюсь, чтобы вашу ревность и благочестивое желание подвига сопровождало мужество в самоотречении и злострадании. Вспоминайте о святых мучениках, которые не только усердно подвизались, были несправедливо осуждены и претерпевали гонения, но и в ужасных пытках безропотно оканчивали свою жизнь. И что такое были эти короткие мучения, братия мои, по сравнению с той будущей славой, которую уготовал им Господь? «Вы есте пребывше со Мною в напастех Моих» (Лк. 22, 28), так как Меня гнали и распяли – и вас причислят к Моему жребию, и Я уготоваю вам трапезу, «да ясте и пиете... во Царствии Моем» (Лк. 22, 30).

Разве не кончились труды и болезни наших духовных предшественников, преподобных Отцов, хотя они и были долгими? Разве они не находятся сейчас у престола Господня и разве не имеют тех божественных наград, которые Он обещает последовавшим за Ним? «Радуйтеся, – говорит Он, – и веселитеся, яко мзда ваша многа на Небесех» (Мф. 5, 12). И апостол Павел, который видел эти награды, говорит нам, что они несравнимы и не поддаются описанию через категории тварной природы (см. 1Кор. 2, 9).

Пусть каждый из нас на том месте, где он находится, с мужеством и верой постарается приложить все свои усилия к духовному подвигу. Вашим послушанием может быть и общественное служение, и богослужение, и заботы по управлению, и прием гостей, но везде, куда бы мы ни были посланы, мы должны быть последовательными, да услышим обращенный ко всем нам глас: «Добре, рабе благий и верный... вниди в радость Господа Твоего» (Мф. 25,21).

* * *

67

Возгласы священника на евхаристическом каноне во время божественной Литургии.

68

Здесь говорится о том времени, когда старец Иосиф (автор книги) жил со своим учителем – старцем Иосифом Исихастом.


Вам может быть интересно:

1. Духовные беседы – Беседа 28: О сыноположении преподобный Софроний (Сахаров)

2. Искусство Спасения. Беседы. Том I – Беседа восьмая. Ревность духовная архимандрит Ефрем Филофейский, Аризонский (Мораитис)

3. Слова утешения. Беседы о духовной жизни и о монашестве – ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ схимонах Иосиф Ватопедский

4. Святость Руси – Святой Григорий Нисский профессор Константин Ефимович Скурат

5. Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том V – Илия Иоакимович профессор Александр Павлович Лопухин

6. К монаху Агафию – О житии блаженных и злоумии Диавола преподобный Нил Синайский

7. Историческое учение об Отцах Церкви. Том II – § 125. Его беседа; письмо; исповедание Св. Троицы. святитель Филарет Черниговский (Гумилевский)

8. Нравственные поучения – Слово 38. Послание к юноше Михаилу, сыну князя Петра Шуйского, о Христофоре преподобный Максим Грек

9. О физико-телеологическом доказательстве бытия Божия – Глава девятая. Об откровении благости Божией в мире протопресвитер Евгений Аквилонов

10. Библейская энциклопедия – Нун архимандрит Никифор (Бажанов)

Комментарии для сайта Cackle