протоиерей Николай Малиновский

Часть вторая. О Боге в отношениях Его к тварям

§ 1. Состав и разделение учения о Боге в отношениях Его к тварям

Триединый Бог, всесовершенный и всеблаженный, обитающий во свете неприступном (1Тим.6, 16), благоволил открыть Свое невидимое и непостижимое Божество и вечную ему (Рим.1:19–20), или славу Свою в мире, и, как всеблагий, восхотел сделать причастниками Своей благости и другие существа. Он привел из небытия в бытие все существующее, сохраняет бытие и силы тварей и многоразличными способами направляет и содействуете достижению ими великих целей, определенных Его святою волею. Другими словами, – Бог в отношении Его к миру есть Творец и Промыслитель мира. В частности, в делах Своего промышления о людях, чрез родоначальника которых вошли зло и смерть во весь мир человеческий, и даже неразумная тварь подпала временному рабству тления (Рим.8:20–22), Богу благородно было явить и особенным образом Свою благость и другие Свои совершенства. Особенными действиями Божия примышления в отношении к роду человеческому являются все действия Бога, как Совершителя нашего спасения ( οικονομία), – воплощение Сына Божия, искупление, освящение благодатью Св. Духа. Как существу всемогущему и высочайше премудрому, Богу не может быть свойственным, чтобы назначенные сотворенному бытию цели не пришли в определенное Им время и в определенной мере в исполнение. И Бог действительно в предназначенное Им время явится Выполнителем Своих вечных определений о всем мире и роде человеческом, – при втором славном пришествии Христовом, когда последуют кончина мира, воскресение мертвых, всеобщий суд, открытие царства славы. Таково в главнейших и общих чертах учение откровения и церкви о Боге в отношениях Его к тварям. Раскрытие этого учения составляет содержание второй части Догматического Богословия.

В разделении на частные отделы, – весь состав данного в откровении и проподаваемого церковию учения о Боге в отношениях Его к тварям обнимается и естественно располагается в такой последовательности:

Отд. I, – Учение о Боге, как Творце всего видимого и невидимого.

Отд. II. – Учение о Боге, как Промыслителе мира.

Отд. III. – Учение о Боге Спасителе и особенном отношении Его к роду человеческому ( θεολογία οικονική).

Отд. IV. – Учение о Боге, как Выполнителе Своих определений о всем мире и роде человеческом (эсхатология).

В таком порядке и изложим учение откровения и церкви о делах Божиих в отношении к тварям.



Источник: Малиновский Н. Православное догматическое богословие: В 4-х т. Сергиев Посад, 1910 (т. 2).

Вам может быть интересно:

1. Опыт православного догматического богословия. Том III – Часть вторая. О Боге в явлении Его тварям или Его домостроительство святитель Сильвестр (Малеванский)

2. Православное догматическое богословие. Том 1 – Часть первая. О Боге в Самом Себе протоиерей Николай Малиновский

3. Богословие деятельное – Часть VIII. О бессилии плоти по отношению к сокровенному сердца человеку святитель Иннокентий (Смирнов) Пензенский

4. Кризис в англикано-православных богословских обсуждениях архиепископ Василий (Кривошеин)

5. Нравственное Богословие в России в течении XIX-го столетия – VI. Состояние её от времени выхода в свет труда последнего до введения в духовно-учебные заведения устава 1867 г. Александр Александрович Бронзов

6. Святость Руси – Святой Дионисий Ареопагит профессор Константин Ефимович Скурат

7. Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том V – Исидор Твердислов профессор Александр Павлович Лопухин

8. Библейская энциклопедия – Клавдий архимандрит Никифор (Бажанов)

9. Слова и речи. Том I – Речь пред выносом тела в Бозе почившего Высокопреосвященного митрополита Никанора из митрополичьего дома в собор Александроневской... митрополит Никанор (Клементьевский)

10. Словарь о бывших в России писателях духовного чина Греко-российской церкви – Феодосий, Архиепископ Новогородский митрополит Евгений (Болховитинов)

Комментарии для сайта Cackle