Толкование «Песни песней»

Источник

1. Мудрость была у Соломона, не то, чтобы он был Мудростью. Он обрел благодать через Бога, а не то, чтобы он сам был благодатью. Он был сын Давида, а не то, чтобы он сам и был Христом. Ему Богом была дана благодать сочинить три книги в мире.

В каковых трех книгах он, руководимый св. Духом, открывает некоторую силу. Ибо наставлением благодати обретено Слово, и так как Мудрость поселилась с ним, то он не был без доли с Богом1.

Три некия домостроительства назначает Он ему. Ибо эти три книги были изречены святым Духом по воле святого Духа и святых Его уст. Святой Дух и изрекал о Троице, чтобы огласилась благодать Отца и Сына и св. Духа.

Ибо провидящею мудростью сочиняет он [во-первых] Притчи, в которых высказывается дивная и неоткрываемая благодать Отца: – [во-вторых] Екклезиаст (букв.: собрание) из книг, в котором он словом Его мудрости открыл нам затемненное (именно то), что был Сын; в-третьих, целиком устрояет нечто о святом Духе, Коего воспеванию св. Дух учил многих.

Итак, три эти (сочинения) стали книгою единения. Третье же было с запечатлением (образа) св. Духа. Ибо во-первых (в Притчах) выражено, что дивен Отец и богатство от Мудрости: [вторая книга] выражает миру, что земля, сборище мрака, научается Сыном и темнота постигает; третья – песнопение для увеселения св. Духа и расточания утешения: она же – познание Бога, открытое многим.

Итак, удостоенный благодати от св. Духа, он говорит: «Сей есть, создавший все это»2. Он, конечно, не был Тем Самым, но он был слушатель, и выучено было им все это у Него.

Ибо Слово чрез него вопияло; ибо Само Оно было Мудростью и являло по отношению к нам ему то, что угодно было Отцу даровать пророкам, действующим от Слова. В той Мудрости он не был без доли, но самой Мудростью он [не] был, а с ним развивалась Мудрость, которая говорила: «Я родилась прежде всех гор»3. Ныне родилась та Мудрость от Отца прежде всех гор, каковою Мудростью устроена красота сего мира.

Ибо таким образом Мудрость различною благодатью Отца открывала нам нарядность по воле Отца и, когда та Мудрость поселилась в этом же мире, то говорит, обращаясь к Соломону: «Я, Мудрость, поселилась с тобою, тайна (мысль) и знание»4. Итак, знание сообщает волю по мысли Отца, когда оно даровано верующим.

Итак, эта Мудрость была не кто иной, как Христос. И Христос есть Сын. И что это так, свидетельствует апостол Павел и говорит про Христа: «мы проповедуем могущество Бога и Мудростью Бога»5. Теперь эта Мудрость выражается устами блаженного Соломона: добрую благодать, дар Духа, выражает он в новой песне.

Ибо он пел Ему новую песнь, поучая мысль (тайну) откровения, откуда можно уразуметь, что он говорил об имеющем быть потом. Эти слова писатель пророчески пишет, сочиняя лицедейства и песни, ибо о нем говорится: «он изрек три тысячи притч6 и пять тысяч песней и о кедрах Ливана вплоть до растений, что на крышах, и о птицах, и о зверях, и о пресмыкающихся, которые двигаются на земле»7.

И где все это великое знание? Или где (тайна) мысль, издавна сказанная? Скрылась. Или кто тот, который изрек это? Где те книги? Ибо существуют эти Притчи, но только немногочисленные, сказанные Мудростью. Есть и другая книга Екклезиаст с порядком в семьсот восемь стихов и Песня песней (букв.: Хвала хвал)8, в которой не больше трех песней. Итак, как будто погибли все те книги.

Однако9, если кому-либо кажется ложным написанное [в Книге царств10], то да не будет этого11.

Напротив, много исчезло (букв.: уменьшилось) из этих писаний, из-за чего скор Он даровать, творить благо для каких-то видов.

И он заранее написал песнь (букв.: возлияние, воспевание). Об этом уведомляет в этих многих, заранее изложенных по чину песнях.

Ибо в (Книге) царств он говорит, что изрек пять тысяч притч, здесь же уменьшает (დაარჩოდებს). Ибо в Песне песней только говорит, что Песня песней научает нас, ибо у него было собрано пять тысяч, [и их] он явил быстро в одном12.

И так за скорым обнаружением следует и сила. И из тех [песней], которыя были древними, годными для всех, он выбрал Духом. И теми, которые только суть данники церкви соглядатайством, это потом было понято.

Но чтобы вы умели бояться этого слова, смотрите, [как] со всею мощью и жизненно изложено оно (это слово) в тех писаниях13 и то, что не упомянуть в тех притчах, ибо так говорит писание в книгах:

«Эти притчи Соломона неиспытанныя, которыя выбрали друзья царя Езекии»14. И выбор этот происходит после кончины Соломона. Так, где притчи Соломона неисследованные, которые исследовали друзья царя Езекии?

Где те книги, в которых изрекает он три тысячи притч? Это и поведано в них – в сказаниях друзей Езекии, которые были мудры.

Исследовали потом и прибавили к древним, избранным, для назидания церкви. Но видна причина и для обнаружения этого, ибо кое-что было превратное, и кое-что являлось годным, чтобы ими назидался тот, кто мог бы слушать.

Итак, между тем, как это так обстоит, посреди одиноко лежит, свалившись, некое другое духовное сказание, ибо сказывать об устаревшем надлежит тем, которые могут рассказывать с верою. Итак, Дух воспевает то, что установлено по чину в церквах, ибо Он являет нам разнообразно домостроительство образов, о чем надлежит нам поведать тем, которые могут слушать с верою.

2. Итак, придите и рассмотрим, что означает предложение это15: «лобызай меня лобзанием своих уст, ибо твои сосцы прекраснее вина и благоухание твоей масти больше всех курений. И как благоухание масти, распространено твое имя». Тем, которые внимают, мы должны поведать, какова воля Духа? К чему клонится сила (этих) слов, или каково значение их смысла (тайны)? Это есть образ народа, который молит небесное Слово лобызать его, так как желает коснуться лицом к лицу, желает, чтобы сила Духа вселилась в него.

И он говорит: «лобызай меня лобзанием своих уст!»16 Что́ есть главная из тех заповедей, которые Он заповедует. Вселяется эта (заповедь) в меня, ибо от Твоих уст исходит любовь – удостой меня (ея)! Ибо говорит: «лучше для меня сосцы твои вина»17. Ибо каким образом вино веселит сердце, таким образом веселят заповеди Христовы: как младенцы, сосущие сосцы для высасывания молока, так же все должны высасывать из закона и евангелия заповеди, обретать вечную пищу, ибо сосцы Христа не что иное, как два закона, и молоко то не что иное, как заповеди закона18.

Итак, пососи (букв.: подои) от тех сосцов молока, чтобы ты получил назидание и сделался совершенным свидетелем19. Ибо (Соломон) говорит: «желанны сосцы твои более вина, и благоухание твоей масти более растворенных курений».

Итак, что такое благоуханная масть Христа, если не Слово, справедливо почитаемое выше курений? Ибо как растворения курений издают благоухания, так же Слово, исходя от Отца, веселит слушателей. «Распростертое благоухание масти – имя твое»20.

О, новое домостроительство и дивные таинства, проповеданные св. Духом! Конечно, недостаточно было сказать «масть благовония – имя твое», а – «масть распростертая благовония – имя твое»21. Ибо как сосуд, в котором находится масть, не испускает благовония, пока он закрыт и запечатан, хотя в нем есть эта сила, когда же его откроют, (масть) издает свое благоухание и наполняет близких своих и дальних, точно так же Слово было в сердце Отца, и, пока не исходило, Оно никого ни в чем не веселило, когда же Отец испустил дух благоухания, то Слово распростерло веселие на всех.

О, доброта благоухания, которое Он распространил, чтобы наполнить мир! Поэтому говорит (Соломон): «распростертая масть благоухания имя твое»22. Ибо открылся сосуд веселия, т.е. уста Отцовские: принося от Него, честное Слово испускает (к нам) с неба то благоухание.

Оно, нисходя, наполняло всех. Им каждое пророческое воспевание исполнялось, (его) несли все праведные и хватали стяжатели, так как собирали добро в своих душах, чтобы все зараз исполнились благоухания.

Итак, выучи, о, человек, это предложение и эти порядки, именно то, что благоухание масти от Отца для нас Христос. Конечно, когда ты вращался в язычестве, то никто не насылал на тебя охуждения; но теперь слово святости принесено оттуда (с неба), и Христом ему обучен (ты), чтобы ты сделался сейчас учеником, (и) скорей была принята твоя масть распростертая – обнаруженная в трудах.

Все тотчас наложено (букв.: двинуто) на тебя, ибо Дух то и являлся бременем. Некоторым от Него было тяжело, а некоторых Он веселил. Так, крепость благоухания была тягостна, а некоторых она веселила, так как она покоряла верующих в Бога и пленяла непокорных благоуханием. Распростерто имя Твое.

Смотрите, как разостлано благовоние масти на каждом в отдельности, раскинувшись на многих.

Разлитое – презренно, а разостланное не убывает и в самом сосуде и наполняет близких. Такова по природе эта масть. О, возлюбленные, это – источник благой вести: он постоянно бьет и сам не убывает. Принеси сосуд, о, человек, и приди, приблизься к нему, чтобы ты мог наполнить его этою мастью23. Прими эту честную масть, не для того, чтобы продать за триста червонцев, но чтобы ты помазался ею бесплатно! Не будь подобно Иуде, чтобы не огорчиться, но полей себе на голову Христа с верою, чтобы ты разделял с Ним жительство (букв.: был сообитателем). Эта масть развеселила праведников. Так как ее возлюбил Ной, он был оправдан и спасся ковчегом. Она была обесчещена Хамом: он открыл срамоту своего отца. Ею развеселился блаженный Евер: он не последовал за теми, которые задумали дело столпа. Она была обесчещена Нимвродом: он приготовлял пищу богоборцам. К ней вожделел блаженный Авраам: он поспешил из халдейской земли прийти в наследие. К ней вожделел блаженный Исаак: он хотел принести себя в жертву миру. Из-за нее предуведомленный, блаженный Иаков схватил за пяту Исава. Она была обесчещена Исавом: он лишился (букв.: удалился от) первородства, так как продал его за кушанье. Ее захватить усердствовала блаженная Тамара и явилась Иуде, как развратная.

Ее увидел и удивился восприемник Младенца, так как на Младенце лежал знак красного цвета24, и как бы сила была дана для тебя той ограде25. Ее возлюбил блаженный Иосиф: он терпел, когда продали его в Египет: из-за нее не хотел он собирать и не дал согласия царице развратиться развратом. Из-за этой масти Иосиф выучился терпению: он явился князем над египтянами. Из-за нее возревновал блаженный Моисей: сам сделался взыскателем и властителем над Израилем. Вожделея к ней, блаженный Аарон был помазан во священники. О ней ревновал блаженный Финеес и ранил копьем распутницу и Замврия. К ней вожделея и ее ожидая, блаженный Иисус, сын Навия (Навин), стал слугою Моисея. Воззрите, о, люди, на воспевание всех праведников, как они вожделели к ней – к благоуханной этой масти. О, блаженный Иисус Навин, который из камня новое показывал, как бы явить ту масть: вожделея к ней, блаженный Иисус Навин вторично камнем обрезывал сынов Израиля. Ее возлюбил Блаженный Давид26: из него, [как] из сердца Отца, вышел рождением [Сын]27.

И каков образ о блаженном Давиде от Бога. (когда Он говорит)28 – «Я обрел человека Давида среди сыновей Иессея в угоду Моего сердца»29? Что намерен Он сказать или какое толкование для этого? О люди, зрите же! Прекрасно сказал Отец и в высшей степени прекрасно: как Слово вышло из Моего сердца, так выйдет и из Давида человек. Ибо Он говорит: «Я обрел Давида, человека по сердцу Мне. Мое сердце родило Слово, а от Давида родился человек». О, Давид, праведный человек, смешавшийся с сердцем Отца! Отныне им высказывается великая тайна (мысль) той масти.

Вожделевший к ней блаженный Соломон наследовал вечную мудрость30. Зрите, о люди, воспевания праведников, которые, перенимая друг у друга, приняли св. Духа, как масть31. Блаженный Даниил вожделел к этой масти и спасся во рве львов. Анания, Азария и Мисаил вожделением вожделели к этой масти, чтобы помазаться: поэтому они казались четырьмя в печи, ибо эта масть и была то, что спускалось на землю, как роса.

*32К этой масти вожделея, блаженный Иосиф сделался советником Бога. К этой масти вожделевшая блаженная Дева Мария зачала в утробе Слово33.

О, новые тайны (мысли) и истинные праведники, которым она явилась**. С вожделением несла Марфа эту масть, которою и окропила она Христа со всяким молением и утешением. Эту масть возненавидел Иуда и продал Христа за тридцать червонцев34. О ней говорил он с воплем: «почему было разлитие этой масти? Она стоила в продаже триста червонцев». О, люди, сказанное показывает некий образ.

Итак, кто была эта масть, если не Сам Христос? Разве эта цена в червонцах еще до страстей не знаменует самих страстей? Он оказался проданным для страстей за тридцать червонцев. Ибо так надлежало Истине, чтобы Она продавалась за доступную цену и чтобы даже бедные легко могли приобрести Ее. Так было, о, возлюбленные.

Из этого же открывается нам великая тайна (мысль). За это «разостланная масть благоухания – имя Твое, за это отроковицы, молодые девицы, возлюбили тебя и оделись»35.

Кто те, которые возлюбили Тебя, если не церкви? Или кто те, которые оделись, если не церкви, (одевшиеся) в веру с неба, чтобы Мое благоухание разостлалось на вас?

«За это девицы возлюбили Тебя, оделись в Тебя. Следуя по Твоим следам, по следам благовония Твоих мастей мы стремились»36. Ибо, одевшись во Христа, надлежало быстро следовать по Его следам, чтобы за благоуханием Твоих мастей стремились мы.

Следуй за Христом, слушая заповеди, веди себя по правилам, ухватись за вершины, чтобы унялось твое помышление (сердечное стремление, часто: порочное).

3. «Ввел меня царь в сокровищницы свои»37. И кто этот царь, если не Сам Христос?38 Или что это за сокровищницы, если не царские чертоги? Это говорил народ. «Возрадуемся и возвеселимся о Тебе»39, ибо всех зовет Он.

Сначала говорит нам о прошедшем, затем открывает о будущем в час покаяния. «Возрадуемся и возвеселимся о Тебе. Я возлюбил твои сосцы (букв.: сосуды молока) более вина»40, не того, которое растворяется Христом, а того, от которого раньше ошеломился Ной, опьянев, и которое совратило Лота, более этого вина возлюбил я Твои источники молока, ибо сосцы (букв.: сосуды молока) Христовы это два завета (букв.: заповеди): (вино это) веселит, а не то, что ошеломляет. Поэтому-то говорит апостол: «вина чрезмерно не пейте, напиваясь»41. Итак, от этого говорит, о, возлюбленные42: «я возлюбил твои сосцы (букв.: сосуды молока) более вина»; «справедливость возлюбила тебя». Ибо именно последовавшие за справедливостью и суть те, которые возлюбили тебя.

Неверующие же возненавидели Тебя и подлежат мзде Судьи.

4. «Черна я и прекрасна, дочери Иерусалима!»43 Я грешна, но более прекрасна, так как Христос возлюбил меня. «Черна я и прекрасна, дочери Иерусалима». Соберитесь, все народы, приходите и посмотрите на меня, возлюбленную. «Не удивляйтесь моему виду, что я почернела, ни тому, что солнце посмотрело на меня косо»44.

Посмотри на слово собравшихся, которые признали прошлое: не смотрите на грешную, и потому-то пренебрег мною Христос. И, конечно, об этом поистине оке солнца45 говорит, ибо говорит так: «и вам, боящимся имени Моего, явится Солнце правды»46.

5. «Не смотрите на меня, что почернела я, ни на то, что солнце пренебрегло мною»47. Оно пренебрегло потому, что она поверила, что примирится с Ним покаянием. Ибо «сыновья моей матери восстали против меня»48. Пророки неустанно призывали меня: «обратись в закон Моисея!» «Он поставил меня стражем виноградника»49. Они замышляли погубить меня из-за того, что я принимала приходивших. «Своего виноградника я не устерегла»50. И так как народ Израиля назван виноградником, то прийди Исаия, свидетельствуй и говори: «виноградник Бога Саваофа дома Израиля. Я стоял и ждал, что он произведет виноград, а он произвел терние»51. Поэтому говорит: «своего виноградника я не устерегла».

6. «Скажи мне ты, которого возлюбила моя душа»52. Скажи мне, Христе, ответь мне что-либо, умоляю Тебя53. «Где пасешь? Где покоишься в полдень?» Ты бросил меня и покинул. Ты пошел к язычникам, и я осталась сиротою. Великая, я стала вожделеть к нищенству. «Где пасешь? Где покоишься?»54 Да не буду я оставлена без внимания, как потерянная из стада. Да не будет со мною, чтобы я, впервые принявшая пришельцев (букв.: приходивших), сделалась посмешищем язычников.

7. Тотчас же дошел глас молитвы, и с тех пор открылся Христос, глас, призывающий народ55: «Если ты не будешь знать, прекрасная среди женщин»56. А это значит: если ты не обратишься всем сердцем своим и если (не) исповедуешь грехов, чтобы оправдаться. Если же не будешь знать, прекрасная среди женщин, оглашая и говоря: «черна я и прекрасна, грешна я, но возлюблена», никакой помощи не представит для тебя одна эта возлюбленность. Ибо Бог может и из камней воздвигнуть детей Авраама.

Пусть не пленяет тебя обещанное праотцам. Я не буду лицеприятен к людям. Но теперь, «если не познаешь себя»57 и не раскаешься, Авраам вот спасен, но тебе ни в чем не пособить, так как родство помогает тому, у кого окажется вера. Были бы у нас добрые дела, чтобы был выбор праведных родов. Если из-за этого (обладания добрых дел) кто-либо не узнает тебя, прекрасную среди женщин, то «уходи, следуй следами стад и паси твоих козлят»58. Что значит следующее59: босая и нагая, беги за Мною, так как я выбрал для Себя отборных овец, а ты сочтена в число козлят, перевесив налево. Себе же Я овец зачел справа. После этого не будет более числиться за Тобою в качестве паствы Израиль. Ибо Иакова белые и с крапинками, а червивых он отделял.

Ибо Иакову он назначает свое стадо, тогда как у Лавана многоцветные. Поэтому если только одноцветная белая принадлежит Иакову60, а многоцветная – Лавану, то раз она с отпечатком, то уже известна.

Какая же с отпечатком, ту паси ты, босая. Если ты не будешь прекрасна, известная среди женщин, то «уходи, следуй по следам стад и паси козлят своих на пастбище пастухов»61. Итак, иди к язычникам и будь образом всех венценосцев. Пастухами он называет царей, к коим он пришел, распространился по всему миру. «Если ты не будешь знать, прекрасная среди женщин, то уходи по следам стад»62.

8.63 «Верховому животному моему в колеснице фараона уподобил я тебя, ближняя»64. О, великие тайны (мысли)! О, истина, правдиво поведанная нам! Если обратишься ты, народ, тогда сочту тебя Моею собственностью, как то верховое животное, что запряжено в колесницу фараона. И будешь ты в то время благородным верховым животным. И как величественна и прекрасна колесница фараона, египетского царя, стройная, так и ты будешь прекрасна, если покаешься. И затем всмотритесь в новую благодать домостроительства, ибо верховое животное было из того народа, именно блаженные апостолы, точно кони (букв.: верховые животные), пущенные бежать в мир, и колесницею (сделалось) собрание язычников. И запрягшись в церковь, апостолы везли по правильному порядку по ступеням неба. И так как апостолы называются конями, то пророк говорит: «ты послал коней своих и взволновал воды»65. И потом говорит: «взошел ты на свою колесницу, и конница твоя есть жизнь мира»66. То, что он сказал: «послал ты коней своих и взволновал много воды», то это (значит) смятение многих родов, которые, подобно водам, приведенные в смятение волнением, были сокрушены, которые были в смятении от беспокойного нрава. Ныне они67 упасены в стоянке и, признав Христа, оправданы:68 о, прекрасные народы, они обрели коней, скакание коих по образу праведников, которые не блистанием меча делали что-либо, ниже (военным) подвигом, а благовествовали всем мир. Ибо эти кони, запряженные друг с другом, ни отвращаются друг от друга, ни борятся, ни падают сколько-нибудь духом, ни сбрасывают ярма.

А вот как опытные, покорившись ярму, они, запряженные для спасения, тянут много народов, точно колесницу. Итак, те двенадцать коней, без пастыря, праведные, оказались запряженными и направленными, укрепленные вожжою любви точно кожаным ремнем и покорные ярму веры. Они сообщали тайну проповедования четырех евангелистов как бы четырьмя колесами. Доброе Слово, Возницу колесницы, они разносили и, совершая езду для правды, для назидания мира через двенадцать, они назначали себе все народы, как потоки вод.

О, вожделенность блаженных коней! Ибо колеса их были как бы (вставлены) в колесах, так как это новое евангелие было запряжено в ветхий закон. *Но и колесница весьма прекрасна, ибо она разрисована многообразно: при ней были лев, виноградная лоза69, человек и орел. О, новый разнообразный вид Евангелия, запряженный в колесницу с праведными! Ибо лев ее был проповедан евангелистом Матфеем, как царь. И лоза была проповедана Лукою, как виноград первосвященника. И человек ее выражен Марком, как страдавший. И орел ее, как Слово, возлетевшее на небо, (был выражен) блаженным Иоанном. Этою мыслью поведана тайна проповедования**70.

В колесницу вставлены колеса, которые не обращались вспять, так как в колеснице был дух знамения. *Ибо Иезекиилем было нам сообщено, что в Евангелии был дух, полный множества глаз, с призывом различных народов при посредстве заповедей**71. Итак, он и есть среди коней праведный, и о нем и вопиет и говорит: «коня моего в колеснице фараона уподобил я тебе, ближняя моя»72. Кайся, сборище, чтобы ты также проповедовало о Христе, будь Ему ты конем для быстрой езды в мире, как Павел, и пастырем, как Петр, чтобы через Христа ты явился праведником, или вожделенным из учеников, чтобы и ты был запечатлен вместе с несказанными конями. О, новые тайны (мысли), ибо Он воздает праведную мзду: «коню моему уподобил я тебя в колеснице фараона, ближняя моя»73. Если покаешься, то узнаешь, в какую красоту ты будешь наряжена.

9. «Ибо украсились у тебя ланиты как горлицы»74, ибо у тебя есть краснота веры, предостерегающая Словом.

«Шея твоя, как [башня]75 из слоновой кости»76, ибо у тебя смелость благородства: смотришь, не свесив головы, а напротив, высоко (держа ее) по направлению к небу.

10. «Подобие золота сделаем мы тебе из серебряных талантов»77. Ибо что из них только умеренно (букв.: для меры) заслуживало доверия по закону, в том теперь чрезмерная красота золота поселилась и благая весть. Ибо из серебряных талантов точно из золота будет для тебя [наряд]. Ибо я уподоблю тебя людям праведным, которые испытаны и очищены, как золото.

11. «Пока царь находится в своем месте возлежания»78. Ибо Христос пришел и поспел с царством. Распространившийся народ – Его запах. Закрытый сосуд для меня мой племянник79.

12. «Нард мой издал благовоние свое»80. Масть благодати разостлалась, чтобы и обрезание могло спастись. Сосуд для благовонной масти Христос, облачением в плоть (точно) вервью любви укреплен, чтобы ею (букв.: из-за нее) быть давленным, как гроздь винограда. «Племянник мой (сын сестры) среди грудей (букв.: сосудов молока) моих пребывает»81, ибо Он Помазанник закона и евангелия82: «сосуд для благовонной масти племянник мой, среди моих грудей поселится»83.

13. «Нард точно кипера племянник мой в винограднике Енгада»84. О, красота от кипера, коим наряжена помазанность, чтобы енгадский виноградник был сочтен праведным! Енгад85 – местность одна в стороне Иудеи, где находится бальзам86.

Имеются там виноградники распустившиеся с деревьями. Этот (бальзам), добываемый от тех деревьев, издает благовонную масть образно [т.е. как образ Христа]. Итак, она говорила: «племянник в винограднике енгадском»87, что означает следующее: Он был силен на древе, когда страдал и был ранен в ребро. На древе том Он испускает благовоние, точно благовоние бальзама. Как из уст Его исходило (букв.: издавалось) Слово, так издал Христос Свое благовоние. Но, возлюбленные, доколе будут пребывать плоды на древе в винограднике, пока не давлены, оно не издает Своего благовония. Когда же искусный очищает его ножом, тотчас же быстро издает (благовоние) со слезами. Ибо и Христос тогда прослезился над народом, так как Он мог разостлать на них благовоние, оказав помощь открыто. Ибо на древе был уязвлен в саду, чтобы показать нам доброе благовоние масти. И Слово, о, возлюбленные, потом еще поселилось в плоти, и Великий явился как бы униженным, чтобы открыться. И он являл новую благодать домостроительства. Богатый обеднел для нас, чтобы мы разбогатели Его богатством. Итак, с тех пор, о, возлюбленные, как висит Он на древе, благовоние масти обнаружилось, ибо Слово смирило Себя и, направившись к нам, запело и тогда наполнило благовонием, распространив его, чтобы потом также являлась постоянно милость домостроительства расстиланием благовония масти для увеселения, так как Оно вышло (букв.: было издано) из сердца Отца и благовещало земле.

Само (Слово) вознеслось с земли и явилось, как благовоние масти, устремилось вверх к небу. Разостланное с неба, Оно с земли всходило на небо. Роса, выгоняющая плод, спустилась с высоты, чтобы запечатлеть нас, земных, для жизни, т.е. Слово сошло, чтобы люди могли подняться на небо. Подобие такого рода открыто словом: «племянник мой в енгадском саду»88.

14. И тотчас же отвечает он и говорит: «вот ты прекрасна, ближняя моя! Вот ты89, прекрасная!»90. Это же отвечает Он и потом91: «только исповедуй Меня хорошо! Для этого более исповедую тебя, прекрасную». Так что же значит, что Христос говорит: «о, ты прекрасная!», если не то, что ты «мужайся, дочь, отпустятся тебе грехи твои»92.

15. Затем же она ответила и сказала: «вот ты хорош, племянник (сын сестры) мой!»93 И прекрасен, потому что Ты94 возлюблен для всех, даже для тех, которые не знают Тебя. Ибо в то время и те, которые раньше не знали, будут научены Христом; тогда, хорошо уразумев, они уверуют и скажут: «о, какой то мудрец сей человек! Он велик и неизвестен, Он – Бог». Так отныне, о, люди, разумейте, что лежит перед нами.

«Вот ты прекрасен, племянник (сын сестры) мой, и сделано над моим ложем осенение (букв.: прохладитель)»95. Что же она намерена сказать о местопребывании? Она говорит: «над ложем осенение хорошо». Это указывает96 нам благодать Духа, которая есть осенение для всех, которых настигает зной. Ибо как [терпящие] от зноя спасаются в осененные (букв.: прохладные) места для отдыха под ними, так и все те, которые связаны грехами, стремятся страстно к осенению Христа, чтобы достигнуть осенения святого Духа. «Над ложем нашим хорошо осенение»97.

16. «Балки домов наших из деревьев кедровых»98. Так кто это такие99, если не отцы? Как не сгниет кедр, так слава отцов не сокрыта. «Стропила для нас из кипариса»100, ибо стропила несут на себе все устройство. О, возлюбленные, у кипариса никогда не пропадает цветок; напротив, у него подобие его вечно, и оно одинаково пребывает летом и зимою.

Таким же образом апостолы никогда не слабеют: они – стропила и скрепления церквей. У них же сила мощью святого Духа, и кто на Нем, тот в силах держать. «Стропила для нас из кипариса»101.

17. Отсюда она начинает хвалить себя с оправданием и говорит102: «Я – цветок поля»103. Ибо она не разостлана во всю ширь земли, так как верою в Тебя вот я цветок для всех людей.104 И это подобно тому, как когда кто-либо из обрезанных уверовал бы во Христа и явился в виде цвета, то он был бы силен и в старом, и в новом. «Я – цветок [поля], как лилия долин. И как лилия среди тернов»105. О, тайны, открытые праведными устами, что являются в притчах! Ибо говорит: «я – цветок поля, как лилия в долинах. И как лилия среди тернов»106. Благовоние лилии он открывает нам, как образ святых. Ибо как блестящая лилия распространяет (букв.: издает) красоту, так и дела праведников блестят и цветут в долинах.

Таким же образом взойдет над униженными та благодать и не заглохнет в мирских делах, как среди терний.

И разноцветное, как бы подобие лилии, представил он нам образом Истины: Себя Самого Он являет, потому что в Нем имеется и золотой цвет. Ибо из погребения Он в наряде извлекаем и забираем руками, как плоть Христа сохранена духом, или теми, чьи руки окровавлены безверием. А который уверует, тот возрадуется от благовония Его масти. Ибо к белизне ее примешан и золотой цвет, так как в духе открывает нам страсти плоти, чтобы тайна та распространения открылась всем праведникам исповеданием и стяжанием духовного сияния. «Я цветок поля, как лилия долин и как лилия среди тернов»107.

18. Ныне тем, которые приняли это благовоние, он говорит: «вот я – прекрасен, ближняя моя». И затем еще он говорит: «вот я – прекрасен!» Это он говорит про Христа. «И вот я сотворен, племянница (дочь сестры), как яблоня среди деревьев лесной чащи»108. Ибо как, возлюбленные, из яблока исходит (букв.: издается) благовоние более (чем от) всех плодов, так же Христос среди всех пророков, повешенный на древе, издавал благовоние, точно благовоние яблока.

19. И он говорит: вот племянник мой отвечает мне и говорит: «приблизься ко мне, ближняя и красота моя, голубица моя, совершенная моя»109. Итак110, поистине он говорит об этой голубице, что она кротка, ибо призывает ее с вожделением и говорит: «придите ко мне все труждающиеся и обремененные»111. Кто же эти обремененные, если не сборища, к которым он обращался с речью. Близ привития112 призывает ее (голубицу).

И что такое это привитие, возлюбленные, как не правая сторона у ограды. Ибо ограда та есть убежище перед (нами). Приди, приблизься ко Мне в евангелии, чтобы ты оказался соравным праведникам через то привитие. «Покажи мне лицо твое и дай мне услышать голос твой, потому что спокойно лицо твое и голос твой прекрасен»113. «Покажи мне лицо твое и дай мне услышать голос твой», [т.е.] смело покажи Ему христианство, отпечатлев его на лбу114; «дай мне услышать голос твой», [т.е.] исповедуй истину, высказав ее. «Покажи мне лицо твое и дай мне услышать голос твой, ибо спокоен и мил»115 (букв.: сладок), кто исповедал Христа, и прекрасно лицо, у которого есть смелость от Него.

20. И он отвечает и говорит: «ловите нам лисиц, портящих виноградник, так как виноградники наши цветут»116. О, вожделенный голос!117 О, истина, по справедливости распространившаяся, которою изловлены еретики.

Ловите нам лисенят, пока они молоды! Остерегайтесь, чтобы, став совершенными, они лукавством не наполнили виноградников, пока они в цвету. Это он говорит поучительно. Ибо, говоря «ловите нам лисенят», он говорит не что иное, как «уничтожьте ересь среди вас, чтобы «тесто обнаружилось чисто»118, если хочешь разуметь, о человек, ибо лисами он называет еретиков. Ибо лжепророки не что иное, как еретики, так как кто учит навету и проповедует ложь, те – еретики. Ибо Иеремия вопиет и говорит: «вот лжепророки твои, Иерусалим, стоят в норах, как лисицы»119. И затем Сам Христос отвечает Ироду и говорит: «скажите этой лисе. Вот, сегодня и завтра совершу силу и на третий день я прославлюсь»120.

И Самсон совершил некое новое таинство по отношению к лисицам: когда была отнята у него жена, он изловил триста лисиц, привязал их друг к дружке, привязал к хвосту каждой из них головню и сжег всю пашню и виноградник121.

И это было знамение, ибо он говорит число, что триста лисиц привязал друг к дружке и зажженный сзади их огонь палил. Показывает то, что они были еретики122.

Ибо страсти Христа исповедали около трехсот, но они не стяжали никакой мощи. Что касается того, что он перевязал хвосты, это для того, чтобы показать безобразие их и пререкательство, ибо и они друг с другом пререкаются в словах123. И на хвостах их были зажжены светильники, ибо конечное наказание их – огонь сжигающий. И так потому говорит Дух: «ловите нам лисенят, портящих виноградники»124. Какие виноградники, если не тот виноградник, который был новым насаждением и еще в цвету хотел дать плоды, портили они, растлевали и разрушали, не позволяя, чтобы та кисть была сорвана Христом зрелая? «Теперь виноградники наши цветут»125.

21. Отвечает и говорит: «вот, племянник скача подоспел и пришел»126. О вожделенный голос!127 Ибо когда будет потом мщение за виноградник, [то решено,] чтобы были сожжены лисицы. Справедливо вопиет и говорит: «Вот, племянник мой скача подоспел, чтобы перескочить через вершины гор, через холмы. Племянник мой подобен серне или молодому оленю на долинах гор – на ложе моем»128.

*О, домостроительство новой благодати! О, величайшие тайны (мысли)! «Вот, племянник мой, скоком подоспел и пришел»129. Что значит это скакание? Слово соскочило130 с неба в утробу Девы, поскакало вверх на древо из святого чрева, скакало с древа в ад**131, выскочило оттуда в человеческой плоти на землю. О, новое воскресенье!

Затем поскакало с земли на небо. Оно сидит одесную Отца и затем соскочит на землю, чтобы воздать взамен воздаяние. «Вот, подоспел скача по вершинам гор, перескакивая через холмы»132, ибо на тех, которые высокомерны, не поставит Оно ноги, а проскочит мимо, не остановившись у них.

22. «Подобен племянник мой серне или ее детенышу»133134. Ибо высота135 Слова обновлена и легка, кому только Оно было проповедано.

Увидишь, о, человек, что легко было бегание: с востока Оно появилось на западе и с запада Оно оказалось подоспевшим на юг. С юга Оно открыто достоверным в колеснице, в деве. Взгляните на бегание Правды: Она спустилась в преисподнюю и устремилась на небо, так как не остановилась во тьме мира, а, явившись светом, Она взошла на небо и потом еще взлетела.

Как большая звезда, блестит (Христос), явившись глазом солнца правды136 на престол, славимый с Отцом. О Доблесть и бегание крайней высоты137 Его! От юности всем предстал Он, чтобы обнаруживать быстроту ног иногда, как серна, и иногда, как олень. Итак, взирай на Христа, иногда быстрого в беге, как серна, и иногда прекраснорогаго, как олень. И оба с рассеченными копытами и жуют. И святой закон ясно показывает это, ибо святость была открыта. Христос открывает веру двух законов, постоянно хвалит твердость закона и евангелия, над откровенными и чистыми некоторыми Он разлился (распространился) по обету Слова. Поэтому говорит так: «вот, племянник мой уподобился серне и ее детенышу»138.

23. Потом еще вопиет: «вот, племянник мой в окно смотрит, заглядывает через сетку племянник мой. Иди сюда, близкая моя, красавица и голубица»139.

О, новое проповедование по разным местам. И затем открыто с искренностью вопиет Дух: «племянник мой смотрит через окно». Но кого же он называет окнами?

Иди сюда, предстань, пророк! Свидетельствуй и говори: «окна открылись в небесах»140. И о чьем говорит окне, если не об окне пророков, через которых Слово, вскипев, излилось и разложено по сю сторону. Через окно глядит на меня и говорит мне: «иди сюда, ближняя моя, иди сюда».

Это и подразумевается, ибо чрез всех пророков вопиет и говорит: «приблизься ко мне!» Иди сюда, предстань, о, блаженный пророк Илья, свидетельствуй! Справедливо сказал ты Израилю: «доколе вы не перестанете хромать на обе ноги?»141.

Это означает: «приблизься ко мне, иди сюда, ближняя моя, иди сюда скорей, голубица моя, совершенная, иди сюда!»142

24. Поэтому потом еще вопиет и говорит143: «ночью искала я того, кого полюбила душа моя; искала я его и не нашла. Нашли меня стражи, которые сторожили город»144. «Одного, которого полюбила душа моя, я нашла и не отпущу, пока не приведу его в дом матери моей и в сокровищницы той, которая зачала меня»145. *146О, вожделенный голос! О, блаженные женщины, открытые пророчески прежним!

Поэтому вопиет и говорит: «ночью искала я того, кого полюбила душа моя»147. Смотри, как это исполнилось над Марфою и Мариею. С ними сборище старательно искало Христа умершего, Которого не считало живым148. Ибо так учит нас и говорит: «ночью искала я и нашла того, которого возлюбила душа моя»149. Гласит написанное в Евангелии: ** «пришли женщины ночью искать на могилу»150. «Искала я и не нашла», – говорит.

«Каким же образом ищете Живого с мертвыми?» Никто из своих не оказался там, ибо не гробница та была местопребыванием Его, а небеса. «Чего ищете на земле Того, Который вознесшись сидит на престоле? ***151 Чего ищете Величайшего среди великих в сей презренной могиле? Чего ищете Совершенного в гробнице?»

И когда вот камень отвален, чего ищете в могиле Того, Который исполнен благодати на небесах? Чего ищете развязанного, как связанного там, точно заточенного в темнице.

Смотрите, как исполнилась там новая тайна (мысль), ибо так вздыхает и говорит: «искала я его и не нашла. Нашли меня стражи, которые стерегли город»152.

Кто это такие, которые нашли, если не ангелы, сидевшие там? И какой город (стерегли они), если не новый Иерусалим Христовой плоти? «Нашли меня стражи, которые стерегли город»153. Спросили женщины эти: «видели ли вы Того, Кого полюбила душа?» Те же сказали: «Кого ищете вы? Иисуса Назареянина? Вот, Он воскрес».

25. «И когда немножко отдалилась я от них»154, т.е. (букв.: и) когда они повернулись и ушли,155встретился с нею [собственно: с ними] Спаситель156. Тогда исполнилось сказанное: «вот, когда я отдалилась немножко, нашла того, кого полюбила душа моя»157.

Спаситель же ответил и сказал: «Марфа! Мария!» Те сказали: «раввуни», что в переводе значит «господин мой»158. «Нашла я того, [которого] я полюбила, и не отпущу его». Ибо тогда она держит крепко, обняв ноги, а Он вопия говорит: «не прикасайся ко Мне, ибо я еще не возшел к Отцу Моему»159. Она же схватилась и говорила: «не отпущу Тебя, пока не введу Тебя и возшлю в сердце». «Не отпущу его, пока не введу в дом матери моей и в сокровищницы той, которая зачала меня»160. Так как любовь Христа собрана у нее в утробе, она не хочет отстать. Поэтому с криком говорит: «нашла я его и не отпущу его»161. О, блаженная женщина, которая ухватилась за ноги Его, чтобы быть в состоянии возлететь на воздух. Это говорили Марфа и Мария. Правдивую тайну (мысль) предуказывали через Соломона, говоря: «не позволим тебе возлететь».

Взойди к Отцу и принеси новую жертву! Принеси в жертву Еву, которая уже не совратилась, а ухватилась рукою страстно за древо жизни: *162вот я ухватилась за колена, не так, как за шнурок, чтобы разорваться, а ухватилась я за ноги Христа. Не оставь меня на земле, чтобы я не совратилась, восхить меня на небо!

О, блаженная женщина, которая не хотела отстать от Христа. Поэтому говорит: «когда я немножко отдалилась, нашла того, которого полюбила душа моя»163.

Возьми, сердце мое, смешайся с духом! Утверди, исполни, чтобы она (плоть) могла соединиться с небесною полтью! Смешай эту мою плоть с небесною плотью!

Пей, как вино! Возьми, доставь вверх на небо затем новый растворенный напиток, за которым желает она последовать, а не совращаться. Не ужалена в пяту164, и не прикасалась к древу знания. Но, побежденный смертью на древе165 здесь, отселе прими Еву, чтобы она не рождала со стоном, ибо «болезни, стоны и горести прогнаны»166.

Отселе прими Ты Еву, богатую законностью, прими и познай это приношение, которое предложено Отцу, снова принеси в жертву Еву, когда она уже не обнажена.

Уже не листья смоковницы облачением у нее, а одета она святым Духом, ибо она оделась в добрую одежду, испортить которую нет возможности. Христа носила, конечно, не обнаженного: хотя пелены лежали в могиле, но Он не был наг. Ибо Адам также [не] был сначала наг: одет он был в обновленный наряд невинности, кротости и нетленности, *167 преступив который, он был найден обнаженным. Но теперь, признав, одетым оказывается он вторично.

После этого сборище с криком исповедует через этих женщин.

Доброе свидетельство являют168 нам те, которые становились апостолами для апостолов, посланные Христом, которым впервые сказали ангелы: «идите скажите ученикам: предваряет вас в Галилее. Там увидите Его»169. А чтобы апостолы те не усомнились в ангелах, то встретился с апостолами Сам Христос, чтобы эти женщины были апостолами Христа и восполнили послушанием то, что недоставало древней Еве. Отселе они, покорно слушая, явятся совершенными. О, новое утешение! Ева называется апостолом.

Вот с этих пор понято лукавство змеи, и она (Ева) более не соблазнится. Ибо того, на которого она взглянула, возненавидела после этого и сочла врагом того, кто соблазнил ее помышлением. После этого не соблазнит ее более древо соблазна. Вот, жизнью возрадована она после этого благодаря исповеданию древа: от древа вкусила через Христа, сподобилась добра и замыслила есть.

После это не будет она голодать и не предложит мужам пищи растлевающей. Она приняла нетленность. Она в единении (союзница) после этого и помощница, ибо Адам предводительствует Еве. О, добрая помощница преподнесением мужу благой вести, которую жены благовещали ученикам.

И поэтому они сочли их совращенными в том, в чем они сомневались. Причина же была та, что у Евы было обыкновение рассказывать соблазн, а не правду. Что это за новое сказание, о, жены, о воскресении! И поэтому сочли они их совращенными, чтобы не оказаться совратителями.

Но они правдоречивы – тогда Христос явился им и, сказав: «мир с вами!», тем указал: «Я именно явился женам и пожелал послать их к вам, апостолам». Ныне, так как это случилось, о, возлюбленные, после этого вот умиротворяет (прекращает) сборище (синагогу), и церковь прославляется.

26. И к чему говорит: «кто это, который выходит из пустыни? Как клубами дыма восхождение. Благоухание курения пущено вверх – смирна и ладан со всем благовонием растворений»170. О, новый голос!171 О, дивные тайны (мысли)! О, церковь, выходящая из пустыни для того, чтобы быть согражданкою Христа! Кто это выходит из пустыни, ибо с давних пор язычники стали пустынею для Бога.

С этих же пор милостью Божьею сочтены согражданами святых, так как нарядной церковь явлена растворением благовонных мастей172.

И говорит: «так кто это выходит из пустыни, как дым курений, пущенный вверх?»173 О прекрасные курения, благовонные курения в растворении!

Ибо про кого говорит он, что пущен вверх, как благовонный дым курений? Дым, выйдя из огня, поднимается на воздух, и он показывает нам пламя, как возницу колесницы, и оно является. Таким же образом благая тайна (мысль) Христа, распространившись и став известной нам, поднимается с земли на небо.

Ибо сообщением тайны воскресения (мысли о воскресении) он производил прекрасное курение, точно восходящий клубами дым курений.

Ибо поэтому подобно благовонию Он не только внизу на земле обретается, но и на небо поднялся, как пламя огня, который воскурили смирною и ладаном со всяким (благовонием) мастера благовонных мастей. О, великие же тайны (мысли)! О, правдивая проповедь! Ибо смирною будет повествовать о страстях Христовых при погребении, а ладан воскурен Богом для прославления, но смешан со всяким (благовонием) мастерами благовонных мастей. Все вместе собрано благовоние Христом, какое проповедано заповедями и евангелием. Поэтому возглашая говорит: «смирна и ладан от всех мастеров благовонных мастей, смешивающих их»174.

27. «Вот, одр Соломонов, и шестьдесят воинов из сильных Израиля обвились вокруг него; у каждого меч при бедре: они научены в брани»175. О, вожделенные уста! О, одр для покоя!176 Ибо одром Соломона он открывает не что иное, как Самого Христа.

Ибо как кто-либо, утомленный многими трудами, всходит для отдыха на одр, чтобы отдыхом удалить усталость, так же и мы, обратившись от суетности этого мира, удаляем ношу, которая лежала у нас на плечах, – бремя грехов. Прибегая ко Христу, мы находим место упокоения, точно одр.

Таким же образом все поколения отцов, могшие наследовать полное упокоение, не чем-либо иным упокоялись, как Христом. О, благие места упокоения! Таинственно этот одр, способный все вместить, готовила Сунамитянка блаженному Елисею.

На этом одре восстали упокоившиеся мертвые. Сын вдовы подарен, и отрок Сунамитянки воскрешен. Этот одр несли открытым, и еще не успели пройти ворота, как произошла схватка.

Христос явился и, показывая Свое воскресение, властно сказал тем, которые держали: «поставьте ношу эту, не поднимайте, чего не можете нести». И как только был поставлен одр, взял он отрока за руку и отдал его вдове177. На этом же одре лежала в расслаблении дочь начальника, которая была двенадцати лет.

Тогда он вошел в дом в присутствии свидетелей и воскресил девицу. К этому одру стремилась женщина, с давних пор не излечивавшаяся от женского закона: коснулась рукою подола. Смотрите на дивный одр, ибо все, которые видят его, вкушают от праведного брака явно с обращением воды в вино.

О, вожделенный одр, на котором возлежал Авраам; на котором приносится в жертву Исаак; на котором возвеличивается Иаков; на котором Моисей сделался властителем; на котором Аарон возносит молитву.

О, блаженные дети, которые действительно утверждают за собою наследие отцов. Смотрите на разноцветный одр, на котором явились шестьдесят воинов.

Этот одр праведный род отцов присвоил себе, собрав у себя всех праведников во Христе, так как он рождается всеми. Ибо Писание говорит: «шестьдесят мощных вокруг него из израильского народа», ибо из всего израильского народа по выбору принимают сильнейшие, явившиеся отцами, которые могут с мечом на толстом бедре схватиться. И что такое меч «при толстом бедре», если не Слово, Которое прошло через отцов, вышедши из стегна, чтобы сделать могущим Того, Который от стегна (имел) родиться. Ныне их шестьдесят тысяч (sic), и не то, что это есть ложь.

Ибо от Адама до Христа исполняются шестьдесят раз тысячи (sic), упокоившиеся на том одре, через которых Слово распространено. (Это) учит нас выходу Его из стегна. Потому Авраам велел управляющему двором положить руки на его стегно, ибо Слово имело выйти из того стегна178.

И Иаков клятвою велел Иосифу положить руки ему на толстые бедра.

О, вожделенное стегно, могущее родить вожделенное Слово, Которое рождает Отец из сердца. Мы Его видим вышедшим из этого стегна.

Справедливо повествователь этой открытой тайны есть то слово. Ибо шестьдесят отцов от Адама до Христа, когда это свершилось и таинство истины открыто распространено.

И одр Соломона появляется, ибо не Соломон был одром, а Соломоном был открыт одр, чтобы всем явились тайна (мысль) успокоения и драгоценным камнем отделанная любовь. Смотри, как распространен род отцов от начала мира, как явились праведные роды.

И скопленное отцами открыто, и одр, служащий для [75] упокоения, распространен. И кто это такие из отцов, придите и рассмотрим.

Итак, смотри же ты: сначала у Адама родился Сиф179, и у Сифа Енос, и у Еноса Каинан, у Каинана Малел, у Малела Иаред.

У Иареда Энох, у Эноха Мафусаил, у Мафусаила Ламех, у Ламеха Ной, у Ноя Сим, у Сима Арфаксад, у Арфаксада Салла, у Саллы Евер, у Евера Фалег.

У Фалега Рагав, у Рагава Серух, у Серуха Нахор, у Нахора Фара, у Фары Авраам.

У Авраама Исаак, у Исаака Иаков, у Иакова Иуда, у Иуды Фарез, у Фареза Есром, у Есрома Арам, у Арама Аминадав, у Аминадава Наасон, у Наасона Салмон.

У Салмона Вооз, у Вооза Иовед, у Иоведа Иессей, у Иессея Давид, у Давида Соломон, у Соломона Ровоам.

У Ровоама Авия, у Авии Аса, у Асы Иосафат, у Иосафата Иорам, у Иорама Озия, у Озии Иоафам, у Иоафама Ахаз, у Ахаза Езекия, у Езекии Манасия, у Манасии Амос, у Амоса Иосия, у Иосии Иехония180 и братья его. Из наследия своего двинулся в Вавилон. И после пленения их в Вавилон Иехония родил Салафиила. Салафиил (родил) Зоровавеля, Зоровавель Авиуда, Авиуд Элиакима. Элиаким Азора, Азор Садока, Садок Ахина, Ахин Елиуда, [Елиуд] Елеазара, Елеазар Матфана, Матфан Иакова, Иаков Иосифа. За Иосифом была выдана Дева Мария, от которой Родился Господь наш Иисус Христос.

Это святой одр, на котором собирает святых праведников и вокруг которого стоят шестьдесят меченосцев, отгоняющих соблазнителя, чтобы он не был в силах прикоснуться181. Над ним собраны из язычников оправданные упокоением, славящие Бога, Которому слава и сила во веки веков. Аминь.

* * *

1

К этой мысли возвращается Ипполит и в Слове о Давиде и Голиафе, стр. 3161–3162: ამისთჳსცა წამებს წიგნი იგი და იტეჳს: და იყო დ˜თ გულისხმის ყ˜ლსა ზ˜ა და უფალი იყო მისთანა об этом-то свидетельствует та книга и говорит [1Цар.18:14]: «и был Давид разумевающим все, и Господь был с ним».

2

Мудрость 9:1

3

Притч. 8:25. В другом месте (О вере, стр. 3991 – 3992), говоря о предвечности Сына, Ипполит ссылается на Пс. 109 (110), 3: რ˜ წამებს საფსალმუნჱ იგი შესხმასა მას თჳისსა: ვ˜დ წინავე მთიებისა იყო სახელი მისი: და მისა მიმართ იკურთხნენ ე˜ნი ნათესავნი ქვეყნისანი: ამით სიტყჳთა ჴორციელად შობასა მას გჳითხრობს: და ერთითა მით: ღ˜თებასა მას გჳჩუენებს რ˜ლ თქუა: საშოჲთ წინავე მთიებისა გშევ შენ Ибо свидетельствует Псалтирь в своем восхвалении, что прежде зари было имя Его, и в Нем благословились все народы земли. Этим словом повествует нам о телесном Его рождении, а тем, что сказал: «из утробы прежде зари родил Тебя», показывает нам Его божество.

6

Московское издание грузинской Библии (4:25–26) вм. სამათასნი იგავნი три тысячи притч имеет безсмысленное чтение ს˜მართალნი იგავნი правосудныя притчи!

8

Греч. (Hipp., I. стр. 343, 2–4).

9

Стих = მუჴლი. См. словарь §28

11

Греч. (Hipp., I. стр. 343, 1–5).

12

Греч. (Hipp., I. стр. 343, 6–7).

13

Греч. (Hipp., I. стр. 343, 7–11).

14

Притч. 25:1. Армянский перевод буквально содержит это чтение, помимо глагола «избрали», замененного в вульгатном тексте глаголом «написали».

17

II. Слав. (У, л.4а) (Hipp., стр. 344, 2–8)

18

Это же сравнение находим мы у Ипполита в Толковании благословений Иакова (стр. 3121, 10–17): კურთხევა მას ძუძუთასა | იტყჳს: გინა თუ ორთა მათ შვუილთაგან: რ˜ლთამიერ იქადაგა: სიტყ˜ჲ იგი: რ˜ა სოფელსა გამოუჩნდეს: რ˜ლთა მათმიერ ჩ˜ნცა | ვ˜ა ხმითა გჳფუფუნებს: და გაუზრდის და წარგუადგინებს | ვ˜ა შვილთა ღ˜თისათა Благословение сосцов | он говорит: или (нрзб.) через который было проповедано Слово, чтобы явилось Оно миру, и которыми, как молоком, нежит нас также, растит и представляет, точно сынами Бога.

21

Слав. (У, л.4а, 21 – 5а, 7).

23

Слав. (У, л. 5а, 7 – 5b, 20).

24

Слав. (У, л. 5b, 20 – 6а, 17).

25

Возможен и такой перевод: «и как бы сила была дана тебе той оградою».

26

Слав. (У, л. 6а, 17 – 20).

29

Слав. (У, л. 6а, 20 – 21).

30

Слав. (У, л. 6а, 21 6b, 1).

31

Слав. (У, л. 6b, 1 – 13).

32

XVIII. Отсюда и спр. до** (de Lagarde. ASy. cтр. 87, 6–10 – Pitra, ASa, IV, стр. 40, II A)

33

(Hipp., I. стр. 359, 8–11.)

34

Слав. (У, л. 6b, 13–15).

38

III. Слав. (Hipp., I. стр. 344, 10 – 345, 5).

45

См. § 10

53

IV. Слав. (Hipp., 1, стр. 345, 7–9).

55

V. Ср. Слав. (Hipp., 1, стр. 345, 11–17).

59

VII. Слав. (У, л.9а, 20 – 9b, 16). (Hipp., 1, стр. 346, 3–11).

60

Ср. Быт. 30:32–33, См. §34.

64

Слав. (У. л.9b, 17 – 10b, 9).

65

Аввак. 3:15, см. § 34.

67

Конями как выше.

68

Слав. (У. л.10, 9 – 12а, 15)

69

См. § 29.

70

От * до ** и в спр. (de Lagarde, ASy, стр. 90, 25–91. 2 = Pitra, ASа IV, стр. 41. III. 1–8).

71

От * до ** ср. и в спр. (de Lagarde, ASy, стр. 90, 21. 21 = Pitra, ASа IV, стр. 41. III. 1–4).

75

См. §25, 1.

79

Племянник. букв. Сын сестры, см. §34.

82

VIII. Слав. (У, л.16а, 5–7). (Hipp., 1, стр. 346, 13–14).

85

Енгад, см. §29.

86

Слав. (У, л.16а, 11–16b, 10).

89

Ты, см. §34.

91

IX. Слав. (У. л.17a) (Hipp., I., стр. 346, 16–19)

94

Ты, см. §34.

96

Слав. (У. л.18b, 3–14).

99

Слав. (У. л.18b, 14 – 19а, 7).

102

Слав. (У. л.19b, 8 – 11).

104

X. Слав. (У. л.21a, 9 – 12 b, 3). Hipp. I. стр. 346, 21 – 347, 6

110

XII. Слав. (У. л.30а, см. также 33b, 9 – 11). (Hipp., I. 349. 2–5).

112

См. §28.

114

XIII. Слав. (У. л.35b, 4–10). (Hipp., I. 349. 7–11).

117

XIV. Слав. (У. л.36а, 22 – 37а, 16). (Hipp., I. 349. 13 – 350, 9).

122

XIV. Слав. (У. л.37а, 16–19). (Hipp., I. 350. 9–10).

123

XIV. Слав. (У. л.37а, 19 – 37b, 2). (Hipp., I. 450. 10–13).

127

XI. Слав. (У. л.41b, 19 – 42b, 4). (Hipp., I. 347, 8 –348, 5).

128

Песн. 2:8–9 ср. 2, 17 – 3, 1a

130

Если держаться знака препинания грузинского подлинника, подчеркнутое место может быть переведено так: «Что значит это слово скакания? Соскочил» и т.д.

131

От * до ** и сир. (de Lagarde, ASy, стр. 87, 10–13 = Pitra, ASa, IV, стр. 41 В.)

134

XI. Слав. (У. л.42b, 4 – 43а, 21). (Hipp., I. 348. 6–24).

135

Высота. См. § 34.

136

См. § 29.

137

Высота. См. § 34.

143

XV. Арм. (Pitra, ASa, II, стр. 232, 1 – 233, 4.) (Hipp., I. 350. 15 – 351, 16).

146

Отсюда и слав. (У. л.46a, 13 – 47а, 6). (Hipp., I. тамже).

151

От ** и сир. (de Lagarde, ASy, стр. 87, 13–17 = Pitra, ASa, IV, стр. 41 C) (Hipp., I. 350. 21 сл.). до *** Здесь обрывается сир.

155

XV. Слав. (У. л.47a, 6 – 49b, 14). Арм. (Pitra, ASa, II, стр. 233, 1 – 233, 16). (Hipp., I. 351. 16 – 155, 30).

162

* Отсюда в армянском пробел.

164

См. § 34.

165

Слав.: «но дре́во сме́рть побѣди́ти могущее, прі̀имѝ Е҆́вву».

167

Отсюда опять имеется армян. (Pitra, ASa, II, стр. 233, 17–235, 8). (Hipp., I. 353, 15).

168

«Являют»: в арм. этого слова нет, и «доброе свидетельство» служит дополнением сказуемого в предыдущем предложении.

171

XVI. Слав. (У. л. 51a, 3 – 52а,2). (Hipp., I. 355. 32 – 356, 19).

176

XVII. Слав. (У. л.54b, 7 – 56b, 7). (Hipp., I. 356. 21 – 358, 21).

179

Отсюда ср. Слав. (У. л. 56b, 7 – 11). (Hipp., I. 358, 21 – 359, 1).

180

У Иосии Иехония так в груз., арм. и сир. текстах Мф. 1:11 и в древнейших греческих рукописях, где читается «Иосия родил Иехонию», а не «Иосия родил Иоакима, Иоаким родил Иехонию». Тем не менее в оригинале у Ипполита Иоаким был, по всей вероятности, назван, так как иначе род от Адама до Марии не составляет шестидесяти родов.

181

XVII. Слав. (У. л.56b, 11 – 57а, 1). (Hipp., I. 359. 1–6).


Источник: Тексты и разыскания по армяно-грузинской филологии / Пер. Н. Марр. - Санкт-Петербург: Тип. В.Ф. Киршбаума, 1901. - [2], 61, [3] с., 60 ил., 2 л. цв. ил. (Изд. Факультета восточных языков Императорского Санкт-Петербургского университета. № 5) / Сочинение блаженного Ипполита. Толкование «Песни песней». 1-32 с.

Комментарии для сайта Cackle