архиепископ Ириней (Клементьевский)

Псалом 103

Пс.103:1. Псалом Давиду, о мирстем бытии. Благослови, душе моя, Господа. Господи Боже мой, возвеличился еси зело: во исповедание и в велелепоту облеклся еси:

НАДПИСАНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ

Сей псалом прилично положен на ряду с предыдущим. Ибо во оном приносится благодарение Богу за благодеяния благодати, а в сем за благодеяния природы: там прославляется Божие милосердие, а здесь проповедуется Божия премудрость, во-первых, от чудных дел, сущих на небеси; потом от дел, сущих в воздухе; за сим от дел, сущих на земли; наконец, от дел, сущих в мори.

ТОЛКОВАНИЕ

Сими словами Пророк, как и прежде возбуждает душу свою к хвалению Бога, а душа возбужденная тотчас востает, поражается удивлением, и хваля Бога, восклицает: Господи Боже мой, возвеличился еси зело! Бог хотя Сам в Себе ни увеличиться, ни уменьшиться не может, поелику есть безпределен и безконечен, но увеличивается пред очами Ангелов и человеков, и тем паче, чем более возрастает слава Его от созерцания могущества, премудрости и благости, сияющих в делах Его.

Пс.103:2. одеяйся светом яко ризою, простираяй небо яко кожу:

Сими словами объясняет, каким образом возвеличился Бог, употребляя прекрасное подобие, взятое от ризы. Якоже бо от светлыя ризы познаем царя, владыку и других высоких властей, тако от славы, еюже аки ризою одеян Бог, познаем могущество и премудрость Его. И хотя Бог Сам в Себе свет есть, и тьмы в Нем несть ни единыя (1Ин. 1:5), но как свет оный есть неприступный, Егоже никтоже видел есть от человек, ниже видети может (1Тим. 6:16), сего ради кроме онаго света, предложил нам другий некоторый свет славы, то есть свет, происходящий от дел Его. И о сем-то свете славы Пророк глаголет здесь, восклицая: в славу и велелепоту облеклся еси.

Пс.103:3. покрываяй водами превыспренняя своя, полагаяй облаки на восхождение свое, ходяй на крилу ветреню:

Здесь начинает описывать сияние силы и премудрости Божией, видимыя в творении тверди, или неба: и притом замечает два некоторыя весьма чудныя обстоятельства, которыя и нам на замечание предлагает. Первое, что Бог с такою легкостию распростер неизмеримую тяжесть тверди и ею окружил все нижния тела, с какою люди обыкновенно распростирают шатер или палатку, из кож сделанную. Второе, что Бог с непонятным искусством покрыл водами превыспренняя Своя, то есть, расположил воды выше неба, поставя оныя аки некие сосуды на огне, однако так, что ни вода не погашает огня, ни огонь истребляет воды. О сих водах много спорят между собою ученые люди, но Святые отцы вообще мнят так, что есть воды не токмо выше неба воздушнаго, где бывают облака, но и выше неба эфирнаго, которое твердию нарицается. Зри Василия Великаго беседу 3 на Шестоднев, Златоустаго беседу 4 на Бытие, Амвросия книгу.

С тверди небесныя Пророк снизходит на воздух и описывает чудную премудрость Божию, являющуюся во облаках, которыя будучи движимы силою ветров, с непостижимою скоростию переносятся от одной части мира к другой. Ибо иногда видим воздух ясный, но как скоро повеет южный ветр, то вдруг тот же воздух видим покрытый облаками: и напротив, видим иногда воздух отвсюду покрытый облаками, но как скоро повеет северный ветр, то облака мгновенно исчезают. Все же сие описывает Пророк стихотворческим образом, так как бы Бог сидел на облаках аки на колеснице, и управлял ветрами аки крылатыми конями. Но сими преносными словами не что иное означается, как то, что Бог есть Творец всех вещей и что мановением Его движутся ветры, и облака или находят, или уходят.

Пс.103:4. творяй ангелы своя духи, и слуги своя пламень огненный:

Сими словами описывает сильныя бури, громы и молнии, бывающия в воздухе; аки бы сказал, что Бог употребляет ветры и бури вместо Ангелов, то есть вестников, посылаемых для увещания людей: и пламень огненный, то есть молнии и громы, суть аки слуги Его, посылаемые для наказания тех же людей. Впрочем поелику апостол Павел в послании к Евр. 1, место сие толкует о ангельских духах и отсюду заимствует довод к доказательству Божества Христова и преимущества Его над Ангелами: то и мы должны сказать, что Пророк говорит здесь об Ангелах, в собственном разуме понимаемых. Аки бы сказал, что не одни токмо ветры и облака скоро носятся по воздуху и служат повелевающему Богу, но что Он имеет еще слуг, гораздо превосходнейших и легчайших, то есть Ангелов, коих посылает или для увещания, или для наказания людей.

Пс.103:5. основаяй землю на тверди ея: не преклонится в век века.

С воздуха снизходит Пророк на землю, и понеже она есть место жилища нашего и более нам известна, нежели другия части мира, для того долее на ней останавливается, занимаяся созерцанием и описанием чудных дел Божиих, видимых на ней. И первее начинает от творения ея, и разсуждает о непостижимой силе Бога, Который землю нашу, сию величайшую громаду, без всякаго основания повесил на подобие шара в самой средине мира, дабы стояла не на основании некоем, но на собственной тяжести своей: сего ради не преклонится, ниже подвижится во век века. Ибо повеление Божие тверже всякаго основания; и потому, как Он повелел, так и будет. Земля на тяжести своей во веки стоять будет непоколебимо.

Пс.103:6. Бездна яко риза одеяние ея, на горах станут воды:

Здесь стихотворческим образом описывает Пророк состояние земли, в каком она была в начале творения своего, изображая, что была она покрыта, или как бы одета глубокими водами аки ризою; ибо бездною нарицает неизмеримую глубину вод, как сказано в первой главе Бытия: и тьма бе верху бездны. И тогда-то на горах стояли воды, покрывавшия самые высочайшие верхи их. Глагол, станут, полагает вместо стояли, по свойству Еврейскаго слога, в котором будущее время, означая безпрерывное чего-либо продолжение, часто полагается вместо прошедшаго.

Пс.103:7. от запрещения твоего побегнут, от гласа грома твоего убоятся.

Сими словами означает, что воды, отвсюду покрывавшия землю, мановением Божиим собравшись во едино, стекли в нижния места земли: ибо Божие повеление было для них на подобие грознаго прещения или на подобие грома, устрашающаго людей.

Пс.103:8. Восходят горы, и низходят поля, в место еже основал еси им.

Сии слова также суть стихотворческия, означающия, что ежели бы Бог бездну вод в своих пределах не заключил, то не было бы никакого различия между горами и долинами, ибо всю землю потопили бы. Таким образом горы появились на высоких местах, так как бы ногами взошли на оныя; а поля или долины открылись на местах низких: но и те, и другия стали на своем месте, которое Бог назначил им.

Пс.103:9. Предел положил еси, егоже не прейдут, ниже обратятся покрыти землю.

Сими словами показывает, что по отступлении вод и по заключении их в земныя недра, Бог положил им известный предел, котораго они прейти не могут, ниже обратятся сами собою покрыти землю. А что во время потопа возвратилися и покрыли землю, то сие сделалось по повелению Бога и по Его силе. Предел же, который положил Бог водам, находящийся на верху брегов морских, как явствует из 38 главы Иова и из 5 главы Иеремии, сей предел положил Бог во время, когда распределял места стихиям по свойствам их, из коих вода, поелику естественно тяжелее воздуха, всегда опускается в места низшия, а воздух занимает или составляет высшия.

Пс.103:10. Посылаяй источники в дебрех, посреде гор пройдут воды.

Пс.103:11. Напаяют вся звери сельныя, ждут онагри в жажду свою.

Пс.103:12. На тых птицы небесныя привитают: от среды камения дадят глас.

Здесь описывает Пророк чудную Божию премудрость, видимую в произведении источников и рек: ибо ежели бы воды, при отступлении своем от земли, оставили оную совсем сухою, то животныя земныя погибли бы от жажды. Сего ради премудрость Божия произвела источники сладких вод, а из источников ручьи, которые бы везде протекая, подавали питие всем животным, а наипаче онаграм, то есть диким ослам, которые обыкновенно живут на горах и от природы жаждущи. От сих источников не токмо животныя четвероногия пиют, но и птицы небесныя при водах их гнезда вьют, дабы теми же водами могли пользоваться и хвалы воспевать своему Владыке, каким образом только могут.

Пс.103:13. Напаяяй горы от превыспренних своих: от плода дел твоих насытится земля.

Здесь воспевает другаго рода чудный Божий промысл, который кроме источников и рек, не могущих орошать высокие верхи гор и холмов, умыслил дожди произвесть, кои бы из облаков, яко из превыспренних источников, могли сообщать горам потребную влагу и делать их плодоносными. Таким образом, горы, которыя, по-видимому, осуждены на вечную сушу и некоторым образом висят на воздухе, изобилуют тучными пажитями. А как сие чудо не есть из числа обыкновенных дел, сего ради Пророк прилично заключает, что сие плодоносие не от кого другаго происходит, как от Бога, возделателя земли. Хотя же несвойственно приписывает Богу труд земледельца, однако и не без причины: ибо Бог, благословляя землю от превыспренних Своих, сильнее действует, нежели все смертные совокупными силами.

Пс.103:14. Прозябаяй траву скотом, и злак на службу человеком, извести хлеб от земли:

Первыя слова стиха сего относятся к животным безсловесным, а следующия к человекам, их же Бог, яко сынов, особеннаго удостоивает промысла. Итак, рекши о скотах, потом глаголет, что Бог производит жатву, а из жатвы хлеб, которым питает человеков; и не сие токмо, но и елей и вино присовокупляет, как увидим в нижеследующем стихе. Слово: на службу означает здесь то же, что на потребу: ибо сии две вещи, то есть, вино и елей, необходимо в жизни человеческой нужны, и служат не токмо для потребы, но и для увеселения. Имя хлеба означает не токмо обыкновенный хлеб, которым ежедневно питаемся, но и всякаго рода пищу. А когда говорит, что Бог производит злак на службу человекам, то чрез сие разумеет не токмо то, что земля подает нам пищу, состоящую в пшенице, но и в злаках и в других плодах: ибо мы не одним родом пищи кормимся.

Пс.103:15. и вино веселит сердце человека, умастити лице елеем: и хлеб сердце человека укрепит.

Сими словами показывает, что Бог промышляет не токмо о нуждах человеческих, подавая сколько потребно для обыкновеннаго содержания жизни, но по милости Своей гораздо щедрее питает нас, увеселяя сердца наши вином и елеем: ибо хотя человеческая природа могла бы быть довольна одним питием воды, но Божия щедрота дала еще в прибавок и вино. В том же смысле разуметь должно и оныя слова: умастити лице елеем. Ибо нет сомнения, что Пророк говорит здесь о невинном употреблении благовонных мастей и аромат, дабы показать, что Бог подает людям не токмо все нужное к жизни, но милость Свою простирает далее, снисходя и удовольствиям их. Последний член, где говорит Пророк: и хлеб сердце человека укрепит, означает, что хотя бы и одного хлеба довольно было для человека, чтоб подкрепить силы его, но Бог от избытков Своих подает ему еще вино и елей. Итак, повторение о употреблении хлеба не есть излишнее, но положено для прославления милости всеблагаго Бога, Который на подобие нежнейшаго отца воспитывает детей Своих. Здесь для наставления нашего заметить должно следующия три обстоятельства: первое, что Бог един есть виновник всех тех благ, которыя к содержанию телесныя нашея жизни относятся. Ибо люди сколько бы ни трудились, копая землю, засевая поля, насаждая древа, заводя сады, распложая и обрезывая виноградныя лозы, но ежели бы Бог солнцу Своему возсиявать не повелевал, ежели бы с неба дождей не посылал, ежели бы плодородия земле не сообщал, ежели бы сил людям не давал и с ними купно не содействовал, то поистинне, ничего бы у нас не было. А понеже Бог вся может творить без причин вторых, как Богословы говорят и как учинил Он в начале мира, вторыя же причины без Бога ничего творить не могут, для того весьма справедливо сказал Апостол: ни насаждаяй есть что, ни напаяяй, но возращаяй Бог (1Кор. 3:7). И паки: не несвидетельствована Себе остави Бог, благотворя, с небесе нам дожди дая, и времена плодоносна, исполняя пищею и веселием сердца наша (Деян. 14:17). Почему и Псалмопевец весьма прилично воспел: прозябаяй траву скотом, и злак на службу человеком. Второе: что Бог, яко отец прямо любящий детей, не токмо даровал нам самое нужное к содержанию жизни, яко-то, хлеб и воду, но приложил еще и то, что могло сделать пищу нашу приятнейшею, а питие сладостнейшим, дабы имели мы некоторое утешение в трудах. Ибо дал вино для увеселения сердца, по оному изречению Приточника: дадите сикера сущим в печалех, и вино пити сущим в болезнех (Притч. 31:6); дал и елей, частию для удобрения лица, частию для пищи, а частию для врачевания. Из чего явствует, коль неблагодарны те люди, кои приемля толикая благая от Бога, никогда не обращают мысленных очей своих к небу, дабы признать в Боге отца чадолюбивейшаго, питающаго и содержащаго их яко детей отеческими благими. Третие: что Пророк не смешивает здесь отеческий промысл Божий с чревоугодием и роскошью. Мы из слов его заключаем, что употреблять вино позволено не токмо для потребы, но и для увеселения: но сие увеселение должно растворять трезвостию, дабы люди не забывали себя и не теряли разума и сил, но веселилися пред Господем Богом своим, как повелевает Моисей Левитам в главе Лев. 23:40. Кто так будет веселиться, тот будет готов и к понесению печали, ежели Богу так угодно будет, по оному Павлову правилу: вем избыточествовати, вем и алкати (Флп. 4:12).

Пс.103:16. Насытятся древа польская, кедри Ливанстии, ихже еси насадил:

Пс.103:17. тамо птицы вогнездятся, еродиево жилище предводительствует ими.

Пс.103:18. Горы высокия еленем, камень прибежище заяцем.

Здесь паки проповедует о всеобщем Божием промысле, видимом в хранении всех частей мира. И во-первых, глаголет, что от напоения онаго, о котором выше в стихе 13 сказал, возрастают древа и дают жилище птицам. Потом говорит, что Бог дает убежище в горах еленям и зайцам, дабы показать, что нет ни одной части в мире, которая бы забыта была от всеблагаго Отца и что ни едина тварь не исключена от промысла Его. Пророк убо от людей преходит к древам, аки бы сказал, что не дивно, ежели Бог так щедро питает людей, созданных по образу Его, когда и на самыя древа промысл Свой распространять благоволит. Древами Божиими нарицает древа высокия и красотою своею пред другими гордящияся, каковы наипаче суть кедры Ливанские: ибо в них больше видимо бывает Божие благословение.

По переводу седмидесяти толковников, древами польскими нарицаются в том же смысле, потому что не от людей насаждаются и напаяются, но повелением Божиим сами собою раждаются на полях и орошаются дождями, падающими с неба от Того же Бога. О еродиевом жилище различныя у толковников находятся мнения. Иероним мнит быть ястреба, Августин – водяную кокошь, Суида – аиста, Пливий – цаплю, иные – род белаго ворона. Но вообще означается великая птица, которая вьет гнездо больше и выше других птиц. В Еврейском тексте читается так: Аист, на елях дом его.

Пс.103:19. Сотворил есть луну во времена: солнце позна запад свой.

Пс.103:20. Положил еси тьму, и бысть нощь, в нейже пройдут вси зверие дубравнии,

Пс.103:21. скимни рыкающии восхитити и взыскати от Бога пищу себе.

Здесь описывает другое действие Божия промысла, показывая, что Бог так расположил течение солнца и луны, что в них виден взаимный порядок и удивительный союз, котораго они не токмо не разрывают взаимными переменами, но и наилучшим образом служат к разделению времен. Когда говорит, что луна сотворена во времена, чрез сие разумеет, что луна не токмо разделяет дни от ночей, но и означает некоторыя нарочно установленныя времена (яко-то, дни праздничные), оканчивает месяцы и годы, и чрез то способствует к многоразличным пользам. Когда паки глаголет: солнце позна запад свой, чрез сие разумеет не токмо ежедневное кругообращение солнца, но и постепенныя удаления и возвраты к нам, посредством которых солнце приносит с собою лето, зиму, весну и осень. Когда, наконец, присовокупляет: положил еси тьму, и бысть нощь, в нейже пройдут вси зверие дубравнии, – чрез сие означает, что Бог и о хищных зверях имеет промысл, определя им нощное время для снискания пищи: ибо как от природы робки и людей боятся, то днем из логовищ не выходят, хотя бы и гладом томимы были, но избирают ночное время и тогда выходят. А хотя львы и скимны, будучи побуждаемы голодом, выходят иногда и посреде полудня для снискания пищи, но Пророк описывает здесь то, что случается чаще, и потому говорит, что скимны днем выходить не смеют, но во время ночное выбегают на добычу. Почему и здесь открывается чудный Божий промысл, когда толь страшное животное днем лежит в пещере, дабы люди свободнее могли ходить. А что львы и скимны, иногда и днем с великою вольностию бегая, нападают на людей, сие приписывать должно преступлению Адама, котораго грех отнял у нас господство над дикими зверями. Когда говорит, что скимны ищут пищи от Бога, чрез сие не то разумеет, аки бы они прибегали к промыслу Бога и признавали Его за попечителя, но означает, что Бог чудным образом промышляет пищу и толь свирепым зверям, как сказано выше. Здесь заметить должно, что зверям, не имеющим разума и рук, позволено хищением приобретать пищу, но людям, имеющим разум и руки, таковое хищение запрещено: ибо могут праведными трудами рук своих питаться, или возделывая землю, или упражняяся в торговле. Следовательно, воры и разбойники, и все те, кои или обманами, или ложью, или кражею, или грабительством живут, порядок Божия промысла испровергают.

Пс.103:22. Возсия солнце, и собрашася, и в ложах своих лягут.

Пс.103:23. Изыдет человек на дело свое и на делание свое до вечера.

Сими словами показывает, что время премудро расположено от Бога, и день собственно принадлежит человеку: ибо ежели бы Бог не удерживал диких зверей, толико нам вредных, то человеческий род вскоре погиб бы. Понеже убо, по падении человека, могли бы звери на погибель нашу раждаться, и всякаго встречающагося с ними человека разтерзывать и пожирать, сего ради нужно было, чтоб промысл Божий сию лютость зверей в узде содержал, и заключал их в ложах своих, устрашая солнечным светом. Сию-то милость Божию Пророк прославляет здесь: ибо иначе не имели бы люди никакой свободы упражняться в трудах и в делах необходимо нужных. поелику же солнечным светом защищается человек против насилия и лютости зверей: то отсюду ясно открывается безприкладная Божия благость, толико споспешествовавшая человеческим пользам.

Пс.103:24. Яко возвеличишася дела твоя, Господи: вся премудростию сотворил еси: исполнися земля твари твоея.

Пророк не все дела Божии подробно исчисляет (чему не было бы конца), но некоторых токмо отличнейших касается, предоставляя всем и каждому на собственное произволение точнее вникать, с коликим промыслом управляет Бог миром и всеми частьми его. Итак, прервав свое слово, с удивлением восклицает: коль возвеличишася дела Твои, Господи! Ибо тогда должная честь воздается Богу, когда мы, поражаяся удивлением, признаемся пред Ним, что чувства и языки наши к пению чудес Его недостаточны. Ежели малая часть Божиих дел приводит нас в изумление, то слабый разум наш может ли понять всю великость оных? Итак, во-первых, говорит, что Бог вся премудростию сотворил. Потом присовокупляет, что земля исполнена множеством богатства Его. Впрочем, полагая имя премудрости, не исключает силы, но разумеет, что в делах Его нет ничего такого, чтоб сотворено было безразсудно, или по случаю, но все устроено с величайшим разумом, что нет ни в чем ни недостатка, ни излишества: словом, нет ничего такого, что бы не имело своей причины в премудрости Божией. Под именем богатства разумеется благость Божия и благотворение: ибо не для Себя богат, но для нашего блага, дабы мы ни в чем недостатка не терпели, так как и земля не сама по себе изобилует богатством, но по Его же милости и щедротам.

Пс.103:25. Сие море великое и пространное: тамо гади, ихже несть числа, животная малая с великими:

Пс.103:26. тамо корабли преплавают, змий сей, егоже создал еси ругатися ему.

Пророк, прославив Божию премудрость от дел, Сущих на небеси на воздухе и на земле, здесь наконец приступает к морю, и воспевает премудрость Божию от пространства его, от множества и различия рыб, от пользы, какую приносит кораблеплавание, и от необычайной величины кита, живущаго в нем. Наконец заключает, что все оныя животныя, как большия, так и малыя, впрочем безчисленныя, питаются и сохраняются Богом. Таким образом Пророк представляет нам здесь новое зерцало могущества и премудрости Божией. Ибо ежели бы море и рыб не имело, то по одному пространству своему заслуживало бы удивление, не токмо когда бывает тихо, но и когда волны свои возносит до небес. Кораблеплавание хотя изобретено человеческим разумом, однако зависит от Божия промысла, проложившаго людям путь по водам. Изобилие и многоразличие рыб морских немало также увеличивает Божию славу, а наипаче кит, по Еврейскому тексту левиафам: ибо и одно сие животное довольно ясно показывает очам нашим страшную Божию силу, как в книге Иова пространнее повествуется о нем (Иов. 40:20). А понеже строение тела его не меньше страшно, как и самое море, сего ради Пророк глаголет, что он ругается морю, то есть играет в нем, как бы презирая его.

Пс.103:27. Вся к тебе чают, дати пищу им во благо время.

Пс.103:28. Давшу тебе им, соберут: отверзшу тебе руку, всяческая исполнятся благости:

Здесь паки Пророк описывает нам Бога, яко домовладыку и питателя, промышляющаго о всем роде животных. Выше сказал, под Пс. 103:14, что он возрастил траву на горах для скотов и дал пищу львам и другим хищным зверям, а здесь, с присовокуплением обстоятельства, изображает чудную Божию благость. Ибо как число животных всякаго рода есть почти необъятное, и каждое из них требует ежедневныя пищи, сего ради глаголет: сия вся к Тебе зрят, разумея, что ни одно животное не могло бы прожить даже и трех дней, ежели бы Бог, помогая нуждам их, не подавал ежедневныя пищи каждому из них. На сей-то конец и многоразличное множество плодов произвел, дабы всякому животному приличную и ему свойственную пищу дать. А хотя скоты, яко безсловесныя животныя, ни разума, ни разсудка не имеют, чтоб прибегать к Богу и требовать от Него пособия в нуждах своих, однако Пророк свойственно сказал, что они зрят к Богу. Ибо благость Божия зрит на них и не благоволит, чтоб они погибли от глада. Не излишни и оныя слова: дати пищу им во благо время. Они означают, что Бог заблаговременно и впредь готовит для животных пищу, дабы чрез все течение года могли чем кормиться. Ибо как земля в зимнее время заключает недра свои, то что бы воспоследовало с животными, да и с нами, ежели бы Бог не возимел попечения о заготовлении пищи? Итак, увеличивается чудо, когда Бог, в уреченныя времена плодотворя землю, распространяет благословение свое и на следующий год, хотя впрочем иногда и глад посылает на землю. Ибо ежели бы в каждый год родился хлеб в равномерном изобилии, то промысл Божий не так бы виден был; но когда земля суха и безплодна бывает, тогда Бог как бы сжимает Свою руку: и напротив, когда плодотворит землю, тогда как бы распростертою рукою пищу нам с неба подает. Прилично убо глаголет: давшу Тебе им, соберут: отверзшу Тебе руку, всяческая исполнятся благости. Откуду следует, что ежели Бог диким зверям и безсловесным животным подает благовременную пищу, которою они до сытости довольствуются, то благословение Его для нас будет неисчерпаемым изобилия, ежели только не заградим его нашею неблагодарностию или неверием.

Пс.103:29. отвращшу же тебе лице, возмятутся: отъимеши дух их, и изчезнут и в персть свою возвратятся:

Пс.103:30. послеши Духа твоего, и созиждутся, и обновиши лице земли.

Сими словами научает, что животныя (в числе которых и мы) или стоят, или падают, смотря по тому, как Бог расположен. Стоят ежели рука Его поддерживает; падают – как скоро жизненный дух отъемлет. Сие падение животных Пророк постепенно описывает. Во-первых, говорит, что они мятутся, ежели Бог лице Свое отвратил; потом умирают, ежели дух их отимет: и наконец, в персть свою возвращаются. Откуду следует, что лице Божие оживотворяет твари, доколе милостивым оком взирает на них, и напротив, бывает смертоносно, когда во гневе отвращается. Сими словами всех смертных от сна возбуждает, дабы возчувствовали, откуду жизнь свою заимствуют: и слепота наша стократно неизвинительна будет, ежели мы не обратим очей наших на ту благость, которая весь мир оживотворяет. Сего ради прилично глаголет, что мир ежедневно обновляется: ибо Бог посылает Духа Своего. В самом деле, мы видим в безпрерывном рождении животных всегда новое творение мира. А когда мир ежедневно в частях своих то погибает, то паки возраждается, то отсюду заключить следует, что он не иначе, как животворною Божиею силою стоит.

Пс.103:31. Буди слава Господня во веки: возвеселится Господь о делех своих:

Пс.103:32. призираяй на землю и творяй ю трястися: прикасаяйся горам, и дымятся.

Сими словами Пророк показывает, что он с тем намерением доселе прославлял видимую в делах Божиих силу, премудрость и благость, дабы возбудить людей к хвалению Творца и показать, что единственная благодарность Богу за Его к нам благодеяния состоит в том, когда чтим Его достодолжными хвалами. Следующее присовокупление: (да) возвеселится Господь о делах Своих, научает, чтоб мы хранили порядок, учрежденный Богом изначала в разсуждении употреблении даров Его, и чтоб Бог не имел причины сожалеть и раскаиваться о том, что сотворил человека, как сказано в 6 главе Бытия. Сие бывает, когда мы благословение Его оскверняем нашими злоупотреблениями и потому не может веселиться о нас. Впрочем, хотя Богу не может приличествовать ни сожаление, ни раскаяние, ни другая сему подобная страсть, но Он приемлет на Себя лице чадолюбиваго отца, который имея благонравных детей, чувствует удовольствие; напротив того, имея злонравных, скорбит и гневается. В следующем 32 стихе показывает, что состояние мира зависит от онаго удовольствия или неудовольствия Божия: ибо ежели не будет взирать на землю отеческим веселым оком, то она вся потрясется, и горы ея огнем воздымятся.

Пс.103:33. Воспою Господеви в животе моем, пою Богу моему, Дóндеже есмь:

Пс.103:34. да усладится ему беседа моя, аз же возвеселюся о Господе.

Пророк примером своим хощет предшествовать другим, возвещая, что он чрез все течение жизни своея неусыпно будет проповедывать Божие имя. Но признавая себя недостойным приносить Богу жертву хвалы, смиренно просит, да усладится Ему беседа его, то есть, да благоугодны будут те хвалы, которыя воспевает он Богу, аще и от нечистых уст. Ибо хотя нет ничего благоприятнее Богу, как пение похвал Его, но понеже нечистота наша оскверняет всякую святыню, сего ради праведно прибегает к милосердию Бога, дабы не возгнушался песньми его. Впрочем, хотя все без изъятия наслаждаются Божиими благодеяниями, но поелику едва один из тысящи благодарит благодетеля, сего ради прилично присовокупляет: аз же возвеселюся о Господе. Аки бы сказал: пусть иные чем хотят увеселяются, но мое увеселение будет состоять в едином Бозе, означая чрез сие редкую добродетель: ибо нет ничего труднее, как человеку, сущу посреде суетных веселостей мира, возводить мысль свою к Богу, и в Боге свое находить.

Пс.103:35. Да изчезнут грешницы от земли, и беззаконницы, якоже не быти им. Благослови, душе моя, Господа.

Сии слова имеют связь с предыдущим изречением: да возвеселится Господь о делах Своих. Ибо как беззаконники мерзкими делами своими оскверняют мир, то сие бывает причиною, что они и сами делаются мерзки пред Богом: понеже нельзя, чтоб не раздражали Бога те мерзости, которыя разлившись по всем частям мира, оскверняют толь благородное дело Его. Понеже убо нечестивые превратным употреблением Божиих даров делают то, что мир некоторым образом бывает непохож сам на себя, уклоняяся от перваго начала, сего ради Пророк праведно желает им, дабы исчезли от земли, и ктому не являлися на ней, якоже не быти им. За сим обратяся паки к душе своей, и повторяя в начале псалма реченныя слова, напоследок восклицает: благослови, душе моя, Господа!



Источник: Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому, истолкованное тщанием и трудами святейшаго правительствующаго Синода члена, покойнаго архиепископа Псковскаго, Лифляндскаго и Курляндскаго и кавалера, Иринея [Текст]. - Изд. 7-е. - Москва : в Синодальной тип., 1882. - 25 см.

Вам может быть интересно:

1. Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому – Псалом 104 архиепископ Ириней (Клементьевский)

2. Толкование на Псалмы – Псалом 103 епископ Палладий (Пьянков)

3. Толковая Псалтирь – Псалом 146 Евфи́мий Зигавинос (Зигабе́н)

4. Толкование на сто пятьдесят псалмов – Изъяснение псалма 85-го. блаженный Феодорит Кирский

5. Толкование на Псалтирь протоиерей Николай Вишняков

6. Руководственное пособие к пониманию Псалтири – Четвертая книга Псалтири. Псалмы 89–105 епископ Ириней (Орда)

7. Толкование особых изречений в церковной Псалтири, изложенное по руководству святых отцов Церкви – Часть вторая протоиерей Сергий Терновский

8. Толкование на книгу пророка Аввакума или опыт церковной теодицеи – ПРОТОИЕРЕЙ ГЕННАДИЙ ФАСТ протоиерей Геннадий Фаст

9. О памяти смертной, заповедях Божиих и послушании, а также иных предметах, душеполезных – На псалмы архимандрит Рафаил (Карелин)

10. Собеседование о Псалмах – Собеседование 34 на псалом 86 святитель Иоанн Златоуст

Комментарии для сайта Cackle