архиепископ Ириней (Клементьевский)

Псалом 104

Пс.104:1. Аллилуиа. Исповедайтеся Господеви и призывайте имя его, возвестите во языцех дела его:

Пс.104:2. воспойте ему и пойте ему, поведите вся чудеса его.

Пс.104:3. Хвалитеся о имени святем его: да возвеселится сердце ищущих Господа:

НАДПИСАНИЕ и СОДЕРЖАНИЕ

В сем псалме содержится достопамятная повесть о благодатном усыновлении народа Израильскаго, и о исходе его из Египта: она сочинена для воспоминания Божиих чудес.

ТОЛКОВАНИЕ

Сие увещание относится к тому, чтоб Израильтяне, происшедшие от рода Авраамля, все блаженство свое поставляли в благодатном усыновлении, котораго удостоил их Бог. Ибо хотя не маловажно и то благодеяние, что они, будучи созданы от Бога, наслаждаются отеческим Его промыслом в мире и пищу от руки Его приемлют; но гораздо превосходнее и важнее то, что Бог избрал их в особенное достояние Свое, и тем отличил от прочих народов, дабы могли хвалиться священным именем Божия народа. Сию-то Божию милость прославляя, Пророк собрал толикое множество слов: ибо здесь не о творении мира разсуждает, как в предыдущем псалме, но проповедует отеческое благоволение Бога, в котором содержал Он Израильский народ. И хотя неопределенно упоминает о делах и чудесах Его, но обоя относит к духовному оному завету, по силе котораго избрал Иудейскую церковь, дабы сынове ея, живя на земле, поучалися небесному жительству. Чудесами убо нарицает здесь не то, что солнце, луна и звезды, ежедневно восходя, освещают мир, что земля во свое время проращает траву, что животным всякаго рода изобильная подается пища и что человеческому роду доставлены толикия выгоды, но что Бог из растленнаго Адамова племени малую некую часть избрал Себе в достояние, дабы быть ему во отца. Сего ради повелевает исповедатися Господеви, то есть, прославляти Бога, и призывати имя Его. А как сей долг приличествует единой церкви; то из сего явствует, что Пророк обращает слово к одним токмо верным, коих Бог восприял под покровительство Свое и повелел хвалитися именем Своим. Они означаются здесь под именем ищущих Бога.

Пс.104:4. взыщите Господа и утвердитеся, взыщите лица его выну.

Пс.104:5. Помяните чудеса его, яже сотвори, чудеса его и судьбы уст его,

Хотя люди одарены свободною волею и не требуют понуждения, но оно бывает нужно по причине врожденныя нам лености; сего ради Пророк сильно настоит и понуждает, дабы народ прилежно искал Бога: ибо глагол утвердитеся, означает то же, что не ослабевайте во взыскании Бога, но напрягайте душевныя силы и неослабно ищите. Когда говорит: взыщите лица Его, чрез сие без сомнения означает видимые знаки явления Божия, коими по тогдашним обстоятельствам свидетельствовал Бог присутствие Свое во храме и тем привлекал к Себе грубый народ. Известно также и из других премногих мест, что крепостию и лицем Божиим обыкновенно нарицается ковчег завета, яко видимый знак, которым напоминаемо было народу, что Бог к нему близок, и что сила Его была ему известна. Итак чем ближе был к нему Бог, тем усерднее повелевает искать Его. Аки бы сказал: ищите благодатнаго присутствия Господня, являемаго в видимых знаках; потщитеся приобретать милость и благоволение Его, дабы Он всегда кротким лицем взирал на вас, дабы благодетельствовал вам и не отвращал лица Своего от вас, ниже в гневе Своем наказывал вас. К сему присовокупляет слово – выну, дабы кто в подвиге сем не обленился, или бы, надмен будучи безумным мнением о своем совершенстве, не пренебрег внешних благочестия пособий, как делают многие, кои два или три часа постояв на молитве, почитают себя равноангельными. Потом паки повелевает воспоминать чудеса Божия, которыя соделал Господь при изведении народа из Египта, оказав там силу Свою новыми и необыкновенными знамениями. Под именем судеб устных некоторые закон разумеют; но поелику Пророк в одной связи стихов три имени положил, то без сомнения говорит о тех же знамениях, которыми Бог смирил гордость Фараонову.

Пс.104:6. семя Авраамле раби его, сынове Иаковли избраннии его.

Пс.104:7. Той Господь Бог наш: по всей земли судьбы его.

Нарицает Израильский народ собственным его именем, дабы показать, от кого он произшел и чего ради принят в благодатное усыновление, и чрез то предпочтен всем прочим народам. Итак, нарицая Иудеев семенем Аврамлим и сынами Иаковлевыми, напоминает, что они не своими заслугами получили толикую честь, но поелику рождены от Святых прародителей. Но купно показывает, что и святость прародителей проистекает от единаго избрания Божия, а не от природы их. Ибо и то и другое ясно изображает, когда нарицает Авраама рабом, а Иакова избранным Божиим, как в Еврейском тексте изображено, где читается так: семя Авраама раба Его, сынове Иакова избраннаго Его. Из сих слов выводит, что хотя владычество Бога распространяется на всю вселенную, и судьбы Его видимы повсюду, но народ Израильский един из всех находит в Нем особливаго для себя Бога, как сказано в песни Моисеевой: егда разделяше вышний языки, бысть часть Господня людие Его Иаков, уже наследия Его Израиль (Втор. 32:8, 9). Но и паки глаголет, что израильтяне не потому отличаются, аки бы были лучше других, но по единственной причине Божия благоволения: ибо ежели судьбы Господни распространяются по всем частям мира, то состояние всех народов есть равное вместе с ними. Откуду следует, что различие состоит в одном токмо благоволении Бога, и что усыновление есть дар, туне данный.

Пс.104:8. Помяну в век завет свой, слово, еже заповеда в тысящы родов,

Пс.104:9. еже завеща Аврааму, и клятву свою Исааку:

Пс.104:10. и постави ю Иакову в повеление и Израилю в завет вечен,

Пс.104:11. глаголя: тебе дам землю Ханааню, уже достояния вашего.

Здесь говорит о произведении в действо того завета, который учинил Бог древле с праотцем Авраамом, и доказывает событием обетования, даннаго ему в разсуждении усыновления потомков его. А как между обетованием и исполнением онаго много времени протекло, сего ради употребляет глагол воспоминания, аки бы сказал, что продолжение времени не загладило Божиих обетований, и хотя бы весь мир почитал их забвенными, но они памятны пред Богом, Который во свое время непременно исполнит их. Сие яснее подтверждает во втором члене стиха, где упоминает о взаимном согласии между заветом и событием онаго, аки бы сказал: Бог не на один или не на два дни учинил завет со Авраамом, но в тысящи родов обещал быть Богом потомству его; и наконец самым делом доказал, что слово Его течением времен и древностию лет не изменяется. А как Авраам родился между идолопоклонниками, и первый призван был в веру, сего ради Пророк первее от его лица и начинает; потом упоминает об Исааке, и Иакове, из коих первый был сын, а другой внук. Таким образом Бог заповедал завет Свой первее Аврааму, и дал ему слово, которое торжественно подтвердил клятвою, чтоб быть семени его в Бога. Но дабы более удостоверить в том, благоволил повторить Свою клятву пред Исааком и Иаковом; ибо сим образом как истина Божия глубже укореняется в сердцах человеческих, так и милость Его известнее и светлее становится, будучи свидетельствуема частыми повторениями. Для сей-то причины постепенно изображается, колико тверд и непоколебим был оный завет. За сим следуют самыя слова в завете изображенныя: тебе дам землю Ханааню, уже достояния вашего. Перемена числа единственнаго на множественное показывает, что Бог не с одним токмо Авраамом, Исааком и Иаковом постановлял завет оный, но вообще со всем народом, аки бы сказал: земля которую тебе обещал и в которой теперь живут Хананеи, достанется по тебе в наследие сынов твоих, а по них прейдет в роды родов. Я разделю оную потомкам твоим ужем жребодаяния, дабы каждый владел своею частию: таким образом завет Мой пребудет вечен. Сие есть второе знамение благодатнаго усыновления; за сим следуют другия.

Пс.104:12. Внегда быти им малым числом, малейшым и пришельцем в ней,

Пс.104:13. и преидоша от языка в язык и от царствия в люди ины:

Здесь исчисляет Божия благодеяния, оказанныя святым патриархам еще из начала, дабы показать, что завет за долго прежде избавления Израильтян имел свою силу: ибо повесть, которую увидим ниже, клонится к тому, что Бог с того самаго времени, как призвал Авраама в веру, не преставал его любить и чудным образом покровительствовать. Не меньшую любовь оказал и к другим двум патриархам, то есть к сынам его, Исааку и Иакову.

Впрочем, когда говорит, что были они числом весьма малы, то сим обстоятельством не токмо прославляет Божию силу, но купно означает и причину, чего ради Бог толико милостив был к ним: понеже были весьма слабы и от всех презренны, яко люди нищие и убогие. Когда паки глаголет, преидоша от языка в язык, то сим обстоятельством яснее показывает чудный Божий промысл в разсуждении хранения их: ибо странствуя по различным местам и отвсюду с ненавистию будучи изгоняемы подобно праху, возметаемому ветром, не находили они даже и презренныя хижины для своего успокоения. Понеже убо таковая жизнь всюду подвержена была опасностям, а перемена мест ежеминутно угрожала новыми бедствиями, то отсюду гораздо яснее открывается Божия сила, повсюду их защищавшая. Здесь заметить должно, что Пророк с намерением описывает сие Божие благодеяние, и говорит, что святые праотцы были люди бедные, презренные, и в малом числе скитавшиеся по свету, дабы Иудеи ничего надменно себе не присвояли, но избрание свое приписывали единому благоволению Бога, а не многолюдству своему, ниже знатности предков своих, якоже и Моисей, укоряя их, глаголет: не яко мнози есте паче всех язык, предприя и избра вас Господь, вы бо есте меньшии от всех языков: но яко возлюби Господь вас (Втор. 7:7).

Пс.104:14. не остави человека обидети их и обличи о них цари:

Известно из священной истории, что не два или три человека были неприязненны Аврааму и сынам его, но от целых народов претерпевали обиды, которые толпами одни после других нападали на них. Сего ради Пророк неопределенно глаголет: не попусти человеку обидети их, полагая одного человека за многих, по риторической фигуре. Потом увеличивает Божию любовь к верным рабам еще и тем, что Он защищал их и от самых царей: ибо не пощадил ни Египетскаго царя, ни Герарскаго. Отсюду явствует, колико Бог любил Авраама, и сынов его, когда предпочтил их самым царям, хотя были они презренны от мира, как сказано выше.

Пс.104:15. не прикасайтеся помазанным моим, и во пророцех моих не лукавнуйте.

Пророк далее идет здесь, показывая, что Бог защищал рабов Своих от насилия царей и народов не токмо потому, что бедным и неправедно угнетаемым людям обыкновенно помогает, но и потому, что восприял их под особенное Свое покровительство, и по силе благодатнаго усыновления обещал быть за них мстителем. По сей‐то причине отличает здесь святых патриархов двумя почтенными именами, нарицая их пророками и помазанниками Своими. О других сказал бы Бог: не прикасайтеся людям невинным, не делайте вреда бедным, которые никакого зла не причинили вам, но в разсуждении Авраама и сынов его другую показывает причину защищения. Он нарицает их помазанными, то есть такими, коих особенно освятил Себе. В том же разуме нарицает их и Пророками, как именно сказано о Аврааме (Быт. 20:7). И сие не токмо потому, что Бог ближе открыл Себя им, но и потому, что они небесное учение в роды родов распространили, и тем имя Его и по смерти своей прославили. Хотя же помазание не было еще тогда во употреблении, так как после было в законе, но что Бог в законах обрядовых показал после, то Аврааму сообщил прежде, нарекши его пророком и помазанником, так как и всем избранным Своим дает титло освященных. О чем зри пространнее в первом издании, в толковании на сие место.

Пс.104:16. И призва глад на землю: всяко утверждение хлебное сотры.

Здесь в доказательство Божия промысла о народе избранном приводит достопамятный случай, при котором Божий завет открылся во всей своей силе, хотя и казалось, что был уничтожен. Выше сказано, что Бог в подтверждение верности завета Своего, вместо залога обещал Израильтянам в наследие землю Ханаанскую. А как схождение во Египет отнимало у Иакова надежду зреть когда-нибудь землю сию, то нельзя было не подумать, чтоб завет оный не пресекся.

Но здесь-то и просияла Божия истина. Он при сем самом искушении еще яснее доказал, колико отеческий промысл Его был попечителен о сохранении рода Авраамля. Разсмотрим каждую часть особливо. Во-первых, говорит, что голод оный, который понудил Иакова пойти во Египет, был не случайный, но от Бога посланный. Сие обстоятельство сильнее выражает глаголом: призва, – так как бы голод был служитель Божия гнева готовый к повиновению, или подобен некоему вооруженному воину, расположенному следовать из одного места в другое. За сим следует действие глада: ибо Бог посредством онаго стерл всякое утвержение хлебное. Слово: утвержение – весьма прилично здесь положено; ибо хлебу свойственно утверждать и подкреплять человеческия силы; сокровенное внутрь и от Бога данное ему свойство есть аки некая подпора, поддерживающая нас на подобие жезла, доколе Богу угодно сим пособием подкреплять наши силы. Оный глад чрез целыя седмь лет продолжался, в которыя не было ни орания, ни сеяния, ни жатвы, как повествуется Быт. 45.

Пс.104:17. Посла пред ними человека: в раба продан бысть Иосиф.

Сия и следующая связь стихов аки перстом показывает, что все, касающееся до народа Израильскаго, делалось по намерению Бога, и под Его всесильною рукою: ибо по Его намерению Иосиф предпослан был во Египет, дабы препитать дом отца своего, и глад призван на землю, дабы Израиль сверх всякаго чаяния мог увидеть то, чего никогда видеть не чаял. Сего ради полагает два, по-видимому, противныя между собою обстоятельства, дабы тем лучше открыть провидение Бога: ибо каким образом Иосиф послан был от Бога? Он осужден был на смерть, но случилось так, что братья лучше согласились продать его, нежели оставить во рве на смерть. Но и самая продажа, ежели судить по ней самой, аки некиим облаком закрывала промысл Божий; ибо когда положено уже было намерение совсем погубить Иосифа, то кто бы мог подумать, что он будет питателем отца и всего дома его? Потом хотя избежал он жестокой смерти, но будучи, ввержен в ров, каким бы образом мог помочь другим? Велико счастие было и то, что вышел жив из рва и продан. Но и по сих паки будучи ввержен в темницу, едва не истлел во оковах на подобие мертваго трупа. Судя по сим превратностям, кто бы мог подумать, что управлял Божий промысл? Сего ради Пророк предварительно глаголет, что Иосиф по мнению людей предан был на погибель, но по Божию промыслу послан был для благополучия своего и других, как сам Иосиф после братьям своим сказал: вы совещасте на мя злая, Бог же совеща о мне во благая (Быт. 50:20).

Пс.104:18. Смириша во оковах нозе его, железо пройде душа его,

Пророк не всуе продолжает описывать превратныя оныя обстоятельства, которыя могли сильно поколебать человеческия мысли в разсуждении промысла Божия: ибо как можно было не усумниться, чтоб Бог чрез толь косвенныя пути достиг до намереваемаго конца? Но промысл Божий по преодолении толиких препон гораздо светлее стал, нежели тогда, когда бы все дело кратчайшим и удобнейшим путем до совершения довел. И подлинно: ежели бы Иосиф вдруг, по пришествии своем, приведен был к царю и сделан первейшим вельможею во Египте, то дело тем бы и решилось, без дальняго ощущения Промысла. Но когда в темницу вверженный вне человеческаго сообщества полумертвую жизнь препровождает, потом по прошествии многаго времени, сверх всякаго чаяния, делается царю известен, то сия внезапная перемена гораздо светлее проповедует чудо. Следовательно, обстоятельство сие, о котором Пророк упоминает здесь, к существу настоящей материи много способствует. Сего ради глаголет: смириша во оковах нозе его. О чем хотя Моисей и не повествует, однако без сомнения говорит так, как о вещи известной. Следующия за сим слова: железо пройде душа его – а по иным переводам: железо пройде душу его – означают, что муж святый так стеснен был оковами, как бы жизнь его к железу прикована была и как бы он осужден был на вечныя узы. Откуда следует, что не можно было ничего надеяться от него, как от мертваго трупа.

Пс.104:19. дондеже прииде слово его: слово Господне разжже его.

Сими словами Пророк научает, что хотя Бог, по чувственному мудрованию плоти, весьма медленно поступает во избавлении рабов Своих и хранит строгое молчание, так как бы казался спящим на небеси, но в самом деле Он неусыпно бдит о спасении их. Слово в сем месте не учение означает, но небесное определение или судьбу; а оное местоимение – его, хотя можно относить к Иосифу, как многие относят, но лучше – к самому Богу, Который сокровенным образом открыл Иосифу, какой конец возимеют бедствия его. Но ежели кому угодно относить слово к Иосифу, то чрез оное должно разуметь пророчество, которое предрек он старейшинам царя Фараона, заключенным вместе с ним в темнице, толкуя виденныя ими сны, и которое наконец дошло до царя и было причиною освобождения его. Следующия за сим слова: слово Господне разжже его – в Еврейском тексте читаются так: слово Господне искуси его – и не к пророчеству относятся, но к обстоятельствам Иосифа; ибо доколе не пришло счастливое время, которое Бог долго в сокровенности содержал, дотоле Иосифово терпение аки огнем искушаемо было. И что мирские люди, не признающие Божия промысла в мире, судьбою или роком называют, то Пророк самым свойственнейшим именем нарицает, глаголя: слово Господне искуси его.

Пс.104:20. Посла царь и разреши его: князь людий, и остави его.

Пс.104:21. Постави его господина дому своему и князя всему стяжанию своему,

Пс.104:22. наказати князи его яко себе и старцы его умудрити.

Пророк описывает здесь освобождение Иосифа самыми великолепными словами, ибо в деле толь невероятном великолепно просияла и Божия сила. И подлинно: может ли что быть необыкновеннее, как царю самому надменнейшему призвать из темницы человека страннаго и сделать его властелином над всем царством своим, да еще повелеть и вторый степень иметь по себе? Следующия за сим слова: наказати князи его яко себе и старцы его умудрити, означают, что Фараон не токмо поставил Иосифа господином дому своему, но еще повелел и начальнейших людей царства своего, то есть, самых старейших советников своих, коим поручены были дела государственныя, обучать той же мудрости и знанию, каким сам был одарен. А как нет сомнения, что Иосиф с сими почтенными особами не яко властелин, кольми паче не яко тиранн обращался, хотя и трудно человеку, на высоком степени достоинства поставленному, удержаться в надлежащих пределах умеренности, то и они с своей стороны, без сомнения, заимствовали от Иосифа пример мудрости и благоповедения.

Пс.104:23. И вниде Израиль во Египет, и Иаков пришельствова в землю Хамову.

Здесь не полную историю помещает о Иакове, да и нужды в том не было; но токмо представляет о нем промысл всеблагаго Бога, чего многие не замечают, читая повествование Моисеево. Итак, говорит, что Иаков тогда уже пришел во Египет, когда все дела чудным образом приведены были в порядок и когда Иосиф мог уже с честию принять к себе отца со всем домом его. Откуду явствует, что мнимая медленность судеб Божиих не к чему другому относится, как только к тому, чтоб наилучшим образом совершить дело свое.

Пс.104:24. И возрасти люди своя зело и укрепи я паче врагов их.

Здесь другим обстоятельством показывает особенное благоволение Божие к церкви Иудейской, повествуя, что Израильский народ в краткое течение времени, против общаго порядка природы, умножился и возрос так, что и по сей части ясно открылось чудное благословение Божие, посрамляющее гнусный лай некоторых псов, кои умножению народа, о котором повествует Моисей, дерзко смеются потому только, что оно превышает общий порядок природы. Мы же, ведая, что сила Божия не измеряется ни нашим слабым понятием, ни общим естества законом, должны со благоговением удивляться сему чрезъестественному делу его. По сих, то же самое повторяя, присовокупляет: и укрепи я паче врагов их. Сему подобное изречение читаем Исхода в главе Исх. 1:7, где сказано: сынове Израилевы возрастоша, и умножишася, и укрепишася зело зело. Здесь глагол возрастоша, по силе Еврейскаго знаменования, прилагается к размножению пресмыкающихся, или насекомых. И потому умножение Израильскаго народа во Египте сравнивается со множеством муравьев или червей, которые в каком-нибудь месте так распложаются, что и исчислить невозможно.

Пс.104:25. Преврати сердце их возненавидети люди его, лесть сотворити в рабех его.

Сими словами Пророк изображает, что Египтяне из благосклонных и человеколюбивых странноприимников сделались после лютыми врагами, но и сие также приписывает промыслу всеблагаго Бога, Который непостижимым образом так в отверженных людях намерения Свои совершает, что из тьмы выводит свет, а из зла творит добро. Он, превратя сердце Египтян в ненависть против Израильтян, сделал то, что сии наконец со славою вышли из Египта. Впрочем, когда говорится, что Бог превратил сердце Египтян в ненависть против Евреев, то сие не так понимать должно, аки бы Бог посеял в сердцах их злобу: да не будет (ибо Бог не бывает причиною греха), но поелику, благодетельствуя народу Своему и благословляя его необычайным чадородием, подал некоторым образом случай развращенным сердцам Египтян позавидовать чужому благополучию и потому возненавидеть ближняго.

Предвидя такую зависть и злобу, имеющую по сему случаю родиться в Египтянах, употребил оную во благо, с одной стороны, в наказание Египтян, а с другой, во избавление Своего народа. Следующия за сим слова: лесть сотворити в рабех Его – означают, каким образом Египтяне начали вред причинять Божию народу: ибо не явно напали на Израильтян, чтоб вдруг погубить их, но первее хитростию и коварством по малу угнетать вздумали, как и Моисей, из котораго Пророк заимствовал слова сии, повествуя, глаголет: прехитрим их, да не когда умножатся (Исх. 1:10). Сие с намерением сказано, дабы ведали мы, что сердца нечестивых добровольно стремятся на нашу погибель, но какия бы козни ни устрояли они против нас, однако Бог все усилия их испровергает. Сего довольно было бы для нас, но Божия милость сугуба есть: ибо мы слышим, что она не токмо руки их связует, но и сердца и мысли, дабы ничего не совещавали, разве что Богу угодно.

Пс.104:26. Посла Моисеа раба своего, Аарона, егоже избра себе:

Здесь вкратце описывает Пророк все то, что ни случилось достопамятнаго при исходе Израильтян из Египта: ибо ежели бы Египтяне добровольно отпустили народ, то не было бы нужды ни в содействии Моисея, ни в чудесах. Бог убо так расположил исход оный, что отрицать не можно, чтоб не Сам Он был виновником онаго. В сем разуме нарицает Моисея рабом Господним, дабы мы ведали, что он не сам собою приступил к сему делу, но поелику был служитель Божий, то и исполнил должность, возложенную на него свыше. То же самое ясно видим и в лице Аарона, который так же нарицается избранным от Бога. А что приписывается одному, то приличествует обоим, то есть, что не сами собою представили услугу Богу, но что Бог избрал их к тому: ибо хотя Моисей был муж великия добродетели, но ежели судить по нем самом, то он был не что иное, как человек обыкновенный. Сего ради Пророк повелевает приписывать единому Богу все то, что ни повествуется достопамятнаго как о нем, так и о брате его Аароне.

Пс.104:27. положи в них словеса знамений своих и чудес своих в земли Хамове.

Сими словами Пророк показывает, что Бог, посылая Моисея и Аарона для изведения сынов Израилевых из Египта, дал им власть творить чудеса и знамения в земле Египетстей, дабы как сыны Израилевы, так и Египтяне поверили, что Моисей и Аарон посланы от Бога, и им бы повинулися яко проповедникам истиннаго и всемогущаго Бога. Здесь заметить должно, что речение: словеса – у Евреев весьма пространное имеет знаменование, так что не токмо речи, но и всякия вещи означает. В сем месте: словеса знамений – берутся или за самыя знамения, или, как сказали мы, за власть чудотворения, а в следующем стихе за повеления.

Пс.104:28. Посла тьму и помрачи, яко преогорчиша словеса его.

В сем стихе и в следующих осми описывает Пророк по частям вышереченныя чудеса, соделанныя во Египте, коими Бог аки бичами наказал Фараона и Египет. Впрочем, заметить должно, что Пророк не все исчисляет здесь язвы, и не тем порядком, как повествуется о них во Исходе: ибо не историю слагает, но стихи пишет в похвалу Бога. Итак начинает от тьмы, которая чрез целые три дни покрывала Египет: она полагается в числе последних в книге Исхода во главе 10. Тьма оная так была густа, что никто друг друга узнавать не мог и, что еще удивительнее, никто не мог востать от одра своего. Следующия за сим слова: яко преогорчиша словеса Его – означают, что тьму оную послал Бог того ради, понеже Египтяне многократно презрели повеление Божие и тем попремногу огорчили Его.

Пс.104:29. Преложи воды их в кровь и измори рыбы их.

Пс.104:30. Воскипе земля их жабами в сокровищницах царей их.

Коль тяжка была сия язва для Египтян, можно заключить из того, что стихия водная одна есть из главных начал жизни. Но сила Божия еще яснее просияла из того, что Египтяне умирали от жажды при самом изобилии воды: ибо, как известно, страна их напаяема была Нилом. Потом говорит, что земля их воскипела жабами, которыя проникли даже до внутренних чертогов царских, чем ясно засвидетельствовал Бог и силу, и гнев Свой, когда не пощадил и самых царских чертогов. Впрочем, царями нарицает или первейших людей в царстве, или сынов царевых, имевших быть преемниками царства: ибо известно, что один Фараон тогда царствовал во Египте. А отсюду научаемся, коль легко может Господь смирить суетную гордость плотских людей, и притом еще с посмеянием: ибо не сильное воинство собрал для сражения с египтянами, ниже Ангелов вооружил, ниже гром и молнию с неба послал, но жаб произвел, дабы гнусную надменность народа онаго своими ногами попрали.

Пс.104:31. Рече, и приидоша песия мухи и скнипы во вся пределы их.

Пс.104:32. Положи дожди их грады, огнь попаляющь в земли их:

Пс.104:33. и порази винограды их и смоквы их, и сотры всякое древо предел их.

Глагол рече изображает, что песии мухи и скнипы (просто, вши) не по случаю напали на Египтян. Ибо хотя глагол сей произнесен был устами Моисея, но силу глаголу его дал Бог, так как бы Сам возгремел с небеси. Но здесь паки заметить должно, что Египтяне не без причины преданы были мухам и вшам: ибо Бог с большим поруганием хотел чрез сие низложить как гордость, так и ожесточение их. Далее, когда говорит Пророк, что Бог превратил дожди их в грады, то чрез сие означает, что казнь сия была страшная, и такая, которую не можно приписывать природе. Ибо достоверно сказать можно, что Египет никогда прежде такому несчастию подвержен не был, или по крайней мере, меньше, нежели как другия страны; поелику дожди в нем редко бывают, но по большей части орошается Нилом, как сказано выше, и потому странно было для Египтян видеть землю свою поражаему градом. К сему еще приложил Бог огнь, который попалил все винограды их и всякое древо, растущее на полях: ибо град упадал вместе с громом и молниею, дабы Египтяне познали, что они имеют дело не с человеком, но с Богом.

Пс.104:34. Рече, и приидоша прузи и гусеницы, имже не бе числа,

Пс.104:35. и снедоша всяку траву в земли их, и поядоша всяк плод земли их.

Пс.104:36. И порази всякаго первенца в земли их, начаток всякаго труда их:

Сие опустошение полей нельзя также отнести к случаю: ибо прузи и гусеницы (просто, саранча) в одну минуту родились, и притом без числа, так что весь Египет покрыли. Сие было чудо весьма явное, а глагол рече отъемлет всякое сомнение: ибо Пророк ясно говорит, что саранча напала на Египет по Божию повелению, подобно воинам, бегущим на корысть по данному знаку. Сие насекомое, пожирающее нещадно плоды земные, хотя всегда и везде для людей вредоносно, но Пророк замечает здесь нечто чрезвычайное. Потом, наконец, упоминает о последнем чуде, которое произвел Ангел пред самым исходом Израильтян из Египта, избив в одну ночь всех первородных Египетских. Сию Божию силу, или паче, сей Божий гнев увеличивает повторением тех же слов, говоря, что Бог поразил начатки всякаго труда их, в чем бы они ни состояли, в первородных ли младенцах, или в животных, или в плодах земных всякаго рода.

Пс.104:37. и изведе я с сребром и златом: и не бе в коленех их боляй.

Здесь от противнаго обстоятельства превозносит Божию милость, оказанную избранному народу: ибо Господь не токмо избавил его от горькия работы Фараоновы, но еще и обогатил сребром, златом и драгоценными одеждами, коими напутствовали их сами Египтяне. К сему благодеянию присовокупил еще и другое: ибо в то самое время, когда Египтяне многоразличными болезнями страдали, и когда первородных своих лишалися, Израильтяне никакой болезни не чувствовали: яко не бе в коленах их боляй.

Пс.104:38. Возвеселися Египет во исхождении их: яко нападе страх их на ня.

Сие сказано в добавок к вышереченному благодеянию: ибо Египтяне, не терпя более тяжких болезней, не токмо не стали удерживать Евреев, но и с радостию отпустили их, опасаяся больших зол, то есть, чтоб всем не погибнуть, – и не токмо с радостию отпустили, но и сами понуждали Евреев скорее выдти от них, как повествуется Исхода в главе Исх. 12:33.

Пс.104:39. Распростре облак в покров им, и огнь, еже просветити им нощию.

Пс.104:40. Просиша, и приидоша крастели, и хлеба небеснаго насыти я:

Пс.104:41. разверзе камень, и потекоша воды, потекоша в безводных реки:

Пророк исчисляет здесь некоторыя чудеса, коими засвидетельствовал Бог милость Свою Израильтянам в пустыни. Сию часть псалма заметить должно, ибо она присовокупляется к настоящей материи вместо сильнаго подтверждения, каким образом Бог пекся о спасении Своего народа, будучи вождем его в пути. Он проведши его чрез Чермное море, распростерл над ним облак, дабы днем покрывал его от зноя солнечнаго, а ночью освещал столпом огненным, дабы Израильтяне в самой темноте видели светлое присутствия Его знамение. Сие руководство, поистине, было ясным свидетелем сильныя любви, показующим, что Бог усыновил детей Авраамовых с тем, чтоб покровительствовать их вечно. Следующее повествование о крастелях Пророк приводит здесь с другим намерением, нежели инде: ибо известно, что сие чудо приписывается более гневу Божию, нежели благодеянию, за что Израильтяне и наказаны были, как видели мы во псалме Пс. 77:27. Но Пророк, оставя неблагодарность их, прославляет здесь безпрерывную к ним Божию милость. За сим следует насыщение от хлеба небеснаго, который так нарицается по превосходству: ибо как естественно нам питаться хлебом, раждающимся от земли, то Бог щедрее тогда отверз руку Свою Иудеям, и ниспослал хлеб с небеси. А понеже одного хлеба не довольно было для неблагодарных, то Бог дал и питие, расторгнув камень, из котораго потекли воды по пустыне.

Пс.104:42. яко помяну слово святое свое, еже ко Аврааму рабу своему.

Здесь паки показывает причину, чего ради Бог толико милостив и долготерпелив был к народу Своему, приписывая оную завету, в котором древле обещал Бог Аврааму хранить милость к семени его, и сие утвердил словом Своим, дабы удостоверен был, что милость и истина Его во веки пребудет свята и непоколебима, как сказано выше. По сей причине Пророк паки повторяет, что Бог не новое нечто являет, избавляя народ Свой от плена, но непреложность древняго завета Своего утверждая, подобно тому, как если бы кто изнес сокровище на свет, чрез многое время хранившееся в земле и как бы забвению преданное. Сего ради слово оное нарицает святым, дабы показать, что Он и по смерти Авраама силу Свою сохранил живу: ибо хотя и с человеком смертным глаголал Бог, но завет Господень вместе с человеком не умер. Бог явил Себя непреложным даже и к поздним потомкам Авраама.

Пс.104:43. И изведе люди своя в радости и избранныя своя в веселии.

О радости и веселии упоминает с тем намерением, дабы великость Божией милости, елико возможно, светлее прославить: ибо не надлежало ли радоваться и веселиться народу, который недавно под тяжким игом работы стенал, или паче, в пещи железной почти бездыханен лежал, ныне же свободен вышел? Сию радость и веселие можно отнести и к оному времени, когда Израильтяне, погрязшу Фараону в мори, воспели оную радостную песнь: поим Господеви, славно бо прославися (Исх. 15:1).

Пс.104:44. И даде им страны язык, и труды людий наследоваша:

Пс.104:45. яко да сохранят оправдания его и закона его взыщут.

Здесь показывает конечную причину, чего ради Бог толикие употребил способы и толь чудную явил силу во избавлении Израильскаго народа, чего ради не преставал хранить и питать его в пустыни! чего ради обещал ему землю, текущую медом и млеком, и оную действительно дал: яко да сохранят, рече, оправдания Его, и закона Его взыщут. Сей был конец избрания и усыновления Израильских людей. Бог хотел, чтобы на земли был хотя один народ, который бы чтил и призывал Его, когда все прочие ослеплены были идолопоклонством. Сия была единственная причина, чего ради Бог под предводительством Иисуса Навина ввел людей Своих во обладание пространных языческих стран и земель, и всего того, что многие народы с великим трудом приобрели, а Иудеи аки по праву наследства за собой удержали.



Источник: Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому, истолкованное тщанием и трудами святейшаго правительствующаго Синода члена, покойнаго архиепископа Псковскаго, Лифляндскаго и Курляндскаго и кавалера, Иринея [Текст]. - Изд. 7-е. - Москва : в Синодальной тип., 1882. - 25 см.

Вам может быть интересно:

1. Толкование на Псалмы – Псалом 104 епископ Палладий (Пьянков)

2. Толкование на сто пятьдесят псалмов – Изъяснение псалма 99-го. блаженный Феодорит Кирский

3. Толковая Псалтирь – Псалом 82 Евфи́мий Зигавинос (Зигабе́н)

4. Толкование на книгу пророка Аввакума или опыт церковной теодицеи – ПРОТОИЕРЕЙ ГЕННАДИЙ ФАСТ протоиерей Геннадий Фаст

5. О памяти смертной, заповедях Божиих и послушании, а также иных предметах, душеполезных – На псалмы архимандрит Рафаил (Карелин)

6. Собеседование о Псалмах – Собеседование 34 на псалом 86 святитель Иоанн Златоуст

7. Руководственное пособие к пониманию Псалтири – Четвертая книга Псалтири. Псалмы 89–105 епископ Ириней (Орда)

8. Толкование на 1-е послание к фессалоникийцам святого апостола Павла – Толкование на третью главу преподобный Иустин (Попович), Челийский

9. Слова и речи. Том I – Слово в неделю о разслабленном митрополит Никанор (Клементьевский)

10. Игумения Антония настоятельница Московских монастырей Страстного (1861-1871 гг.) и Алексеевского (1871-1897 гг.) священник Георгий Орлов

Комментарии для сайта Cackle