архиепископ Ириней (Клементьевский)

Псалом 42

Пс.42:1. Псалом Давиду, не надписан у еврей. Суди ми, Боже, и разсуди прю мою: от языка не преподобна, от человека неправедна и льстива избави мя.

НАДПИСАНИЕ

Сей псалом есть аки некое присовокупление, или паче сокращение предыдущаго псалма, и потому не надписан у Евреев.

СОДЕРЖАНИЕ

Давид, будучи изгнан из отечества коварным усилием врагов, просит защищения у Бога, и себя надеждою возвращения утешает.

ТОЛКОВАНИЕ

Давид, во-первых, жалуется на несправедливость врагов, препоручая защищение дела своего Богу. Ибо глагол суди, полагаемый в первом месте, означает то же, что приими на себя защищение дела моего; потом, яснее изображая мысль свою, присовокупляет: и разсуди прю мою. Итак, сущность молитвы есть та, чтоб Господь избавил раба Своего от беззаконных людей, неправедно озлоблявших праведнаго. Но понеже ведал, что Бог обещал помощь Свою одним токмо невинным: сего ради первее представляет себя на испытание, дабы Господь разсмотрев справедливость дела его, праведный приговор произнес, и подал ему помощь против языка непреподобнаго и мужа неправеднаго. Под именем языка непреподобнаго разумеет язык клеветнический, коварный и злоречущий; а под именем человека неправеднаго и льстиваго подразумевает или Саула тестя своего или вообще всякаго злонамереннаго и коварнаго.

Пс.42:2. Зане ты еси, Боже, крепость моя, Вскую отринул мя еси? и Вскую сетуя хожду, внегда оскорбляет враг?

Пс.42:3. Посли свет твой и истину твою: та мя настависта, и введоста мя в гору святую твою и в селения твоя.

Вторый стих одного содержания с стихом 10, положенным в предыдущем псалме, и разность состоит в одних токмо словах, а не в вещи. Давид хотя и жалуется здесь на лютость врагов своих, и оплакивает скорбь, причиняемую от них: однако, противополагая мучительству их щит терпения и уповая на Бога, не сомневается, что враги не больше имеют над ним власти, как разве столько, сколько Господь попускает им. А отсюду располагает дух свой к молитве, и просит Бога, дабы Он паки явил ему милость Свою, которую на время скрывать казался. Под именем света разумеется Божие благоволение. Ибо как противныя обстоятельства не токмо помрачают наше лице, но и самое небо делают для нас мрачным, так Божие благословение паки возвращает нам радостное ведро: паче же свет лица Его прогоняет весь мрак печали, которым мы покрыты были. Сим же словом означает и то, что все беды и несчастия не от чего инаго приключаются нам; как разве от того, что Бог отъемлет от нас знамения отеческия любви Своея, которыя паки приносят нам жизнь, как скоро Господь явит нам милостивое лице Свое. К сему присовокупляет истину, ибо свет жизни и избавления надеялся получить от Божиих непреложных обетований. Аки бы сказал: посли, Господи, свет милости Твоея, да озарит мрак печали моея, и тем да удостоверит, что Ты верен и непреложен еси во обещаниях Твоих. За сим показывает, чего ради о сем просит, и какое предполагает намерение возвращения своего во отечество. Та мя, глаголет, да наставят, и да введут в гору святую Твою, и в селения Твоя. Ибо как главная причина печали была та, что удален был от собрания людей благочестивых: так главною же причиною радости и благополучия почитает то, ежели возимеет счастие упражняться в делах благочестия и богослужения, во святилище присутствуя. Сие бо прикровенно назнаменует, упоминая о горе святей, сиречь Сионе, где водружена была скиния Божия, к которой относились все желания его, и откуду усилием врагов удален он был яко изменник. Сие примечания достойно потому, что будучи лишен жены, имения, дому и других удовольствий, ко храму токмо желанием горит, а прочее все пренебрегает, как о сем пространнее сказано во псалме предыдущем.

Пс.42:4. И вниду к жертвеннику Божию, к Богу веселящему юность мою: исповемся тебе в гуслех, Боже, Боже мой.

Сими словами дает обет принести Богу торжественную жертву в память избавления своего. Ибо не о повседневном токмо и обыкновенном богослужении глаголет, но упоминая о жертвеннике, где обыкновенно приносимы были жертвы мирныя, изображает особливую жертву благодарности, которую обещает принесть на оном жертвеннике. Нарицает Бога виновником веселия и радости своея, понеже имеет в намерении возблагодарить Его за то благодеяние, что Он печаль его преложил на радость.

Пс.42:5. Вскую прискорбна еси, душе моя? и Вскую смущаеши мя? уповай на Бога, яко исповемся ему, спасение лица моего и Бог мой.

Толкование пятаго и последняго стиха зри во псалме предыдущем.


Источник: Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому, истолкованное тщанием и трудами святейшаго правительствующаго Синода члена, покойнаго архиепископа Псковскаго, Лифляндскаго и Курляндскаго и кавалера, Иринея [Текст]. - Изд. 7-е. - Москва : в Синодальной тип., 1882. - 25 см.

Комментарии для сайта Cackle