преподобный Исаак Сирин Ниневийский

Беседа 8. Каковы отличительные <черты> тех <вещей>, о которых говорилось <выше>: когда человек сосредотачивается в мысли своей404 и в безмолвии открываются они. И как ощущаются они и распознаются, и что они такое.

1. Откровение блага, скрытого внутри нас, есть чувство познания истины: Царство Небесное таинственно внутрь вас есть.405 Познание истины есть вкушение406 Царства Небесного. О том же, что все истинное в мире сем <на самом деле> не истинно, слушай. Истиной называем мы правильную мысль о Боге, которая – от Него, и которую человек встречает внезапно в уме своем,407 словно в некоем изумлении. И помыслы восхитительные появляются в душе, вместе с духовными мыслями о сокровенном.408 <Это> – изумление тайнам Духа,409 зрелость410 плодов образа жизни411 внутреннего человека.

2. Образ жизни внутреннего человека есть символ существования после воскресения, когда нет больше телесных действий, но при помощи мысленных движений совершается оно412 и ощущается. Здесь же, поскольку это лишь символ той истины, оно совершается при помощи многих размышлений. Ибо там, будучи совокупностью всего, оно оканчивается единым размышлением, если можно это так назвать, ибо это скорее усладительный взгляд и нерассеянное видение.

3. Чистота души есть обнажение от плотских забот и от обеспокоенности телесными помыслами.

4. Изумление божественному Естеству есть откровение нового века.

5. Откровения нового века суть движения восхищения Богом. Этими тайнами движимо все словесное естество в том грядущем существовании, в том небесном жилище.

6. Ибо святые силы существуют теперь в этих побуждениях; и таков их образ бытия; этой тайной восхищены они на всякое мгновение благодаря откровениям, которые получают они различным образом через устремленность свою к божественному Естеству.413 Это и есть тот чин, в котором все существует после воскресения.

7. Иное – откровения нового века, и иное – откровения о новом веке. Первые относятся к достославному и великому Естеству;414 вторые же – к различным видам дивных изменений, которые творение будет претерпевать,415 и к каждому виду будущего существования, который в откровении прозрений узнается умом благодаря постоянному размышлению об этом416 и озарению.

8. Мышление здравое и крепкое в своих проявлениях417 есть то, которое приобрело здравую заботу о божественных предметах.

9. Мышление детское и болезненное в своих проявлениях есть то, которое имеет слабые представления о божественных <предметах>: у него человеческие мысли о них, не соответствующие величию Божию.

10. Истинное воскресение тела – это когда оно неизреченным образом преобразуется418 в то будущее состояние, по обнажении от всякой плотской нечистоты и <свойственного> ей. Таинственное419 же воскресение тела – это когда воскресает оно от всякого греха, с котором было сопряжено в земной жизни,420 и отдается превосходному служению <Богу>.

11. Начало образа жизни нового человека есть постоянное ликование в божественной любви и радости:421 последние же от здравого знания о Боге рождаются в душе.

12. Прообразовательная свобода души, предызображенная в том свободном образе бытия, который ожидает нас <в будущем веке>,422 – это когда душа, не будучи связана ничем телесным, ни в одном из своих проявлений423 не подвержена страху по отношению к чему-либо в этом мире, происходящему от боязни житейских превратностей424 и отторгающему душу от вожделения одного из этих божественных <благ>.

13. Ибо как перемена места для тела вызывает изменения в его составе в соответствии с <новым> местом, точно так же перемена, <происходящая> в разуме, вызывает изменения в силе его деятельности.425

14. Иная сила у духовных прозрений, которые возникают в связи с мирскими предметами,426 и иная сила у просветленного размышления о грядущих <благах>: всматриваясь в них, разум приходит в изумление.

15. Помысел о веке грядущем с большей ясностью427 воспринимает разум и более беспрепятственно, чем прозрения относительно материального428 мира. Ибо для последних необходима особая чистота и великое здравие мысли, тогда как первое требует очень малого усердия; и быстро приобретает разум чудесное изменение и без труда проясняется вместе с мыслью. В этом случае, хотя человек занят прекрасными вещами,429 достаточно часто многие узы возникают для него, удерживая его от просветления, так что путь разума среди этих <прозрений> не бывает чистым. Но это не так в первом <случае>: ибо беспрепятственно прилежит <человеческое> естество заботе о них и возводится превыше страстей, чтобы пребывать в размышлении о них,  – если только мы <прилагаем> хотя бы малое усердие, – чтобы приносить разуму постоянное памятование о них, размышление о них430 и мысль о них. Ибо без труда получает разум это занятие431 и легко получает ощущение помощи, а страстные ощущения быстро отходят от него. Хорошо сказал блаженный Евагрий: «Крещением во оставление <грехов>432 для души является памятование о веке грядущем».433

16. Начало обновления внутреннего человека состоит, таким образом, в размышлении и постоянной мысли о грядущих <благах>. Через это очищается человек мало помалу от обычного блуждания по земным <предметам>: он бывает подобен змее, которая сбрасывает старую кожу, обновляется и молодеет. Подобным же образом, насколько телесные помыслы и забота о них уменьшаются в разуме, настолько же возрастает и усиливается в душе мысль о небесных <благах> и всматривание в грядущие. Наслаждение от служения этим <благам> превосходит наслаждение телесными помыслами и пересиливает его.

17. Постоянный плач, рождающийся от мысли о знании, есть признак души, ощутившей надежду свою: не от чтения и не от слышания, но в самой себе ощутила она надежду служения своего. Ибо когда открылась перед сердцем дверь прозрений, невозможно более для зеницы ока удерживаться от плача благодаря чувству наслаждения, получаемому душой иногда от сокрушения434 и смирения, иногда же от радости, которая возбуждается в человеке. С этого <времени> постепенно приближается он к изумлению через некую восхищенную мысль, которая по временам воцаряется в душе.

18. Есть блага, которые сокрыты внутри нас, но которые изнутри сияют благодаря подвижничеству в безмолвии.435 Всякий, кто усердствует в нем, не унывая, не сомневаясь и не отчаиваясь из-за продолжительности борьбы своей, несомненно получит исполнение436 надежды своей.

19. Не стремись двигаться быстрее, чем это угодно воле Божией; не спеши настолько, чтобы стараться обогнать ведущий тебя Промысл. Однако, я не говорю, что ты <вообще> не должен быть ревностным.

20. Тот, кто в вере и молитве предал себя Богу, не будет более мучим попечением о себе самом.437

21. Вверить себя Богу означает для человека, что он с этого момента не будет поглощен печалью о чем-либо или страхом перед чем-либо и не будет, опять же, мучим мыслью, подобно тому, кто думает, что никто не заботится о нём.438 Но когда от этой уверенности отпадает человек в сознании своем, отсюда впадает он в множество мысленных искушений,439 как сказал блаженный Толкователь440 в книге <толкований>441 на Матфея-Евангелиста: «Вся забота сатаны заключается в том, чтобы убедить человека, что Бог не заботится о нём».442 Ибо он знает, что до тех пор, пока мы ясно осознаем эту <заботу>, и пока <сознание это> укоренено в нас, в полном покое пребывает душа наша; приобретаем мы также любовь к Нему443 и попечение о том, что угодно Ему. Именно этот помысел <сатана> стремится похитить у нас.

22. Ибо без веры не может приблизиться человек к свободе помыслов.444

23. Свобода есть власть над помыслом, которая – от Бога; она не позволяет страху перед чем бы то ни было приблизиться к сердцу, или какому-либо беспокойному движению, которое помрачает его, благодаря той великой уверенности, которую вера дает верующей совести.445

24. Молясь с верой, не следует спрашивать у Бога: «Что Ты дашь мне?»446 Ибо уверена свободнорожденная душа в том, что Бог не нуждается в этом. Но чего-то большего просит она у Него в молитве, а именно: «Сохрани для меня в сердце моем это великое сокровище веры,447 чтобы оно не было похищено у меня и <чтобы> я не впал в бури помыслов». Впрочем, даже в такой <просьбе> не нуждается Бог.

25. Пока не разрушит человек веру сердца своего, то есть точное знание448 о божественном Промысле, не впадет он в помрачение разума, от которого происходят беспокойство и печаль, но наполнена душа его на всякий миг светом и радостью, и ликует душа его непрестанно. И словно на небе живет человек в озарении помыслов своих, которые вера сердца его дает ему; и с того <времени> удостаивается он также откровения прозрений.

26. Когда же усомнится человек в Промысле Божием о нем, тогда тотчас же впадает он в множество449 беспокойств.

27. Ибо даже грешниками не пренебрегает Бог; тем более теми, кто заботится о должном, кто стремится приблизиться к познанию Его и любви к Нему. Тот, кто обрел помысел сей внутри себя, в мире и наслаждении пребывает постоянно.

* * *

404

Букв. «приходит к мысли своей».

405

Ср. Лк.17:21.

406

Или "вкус".

407

Букв. «на которую человек натыкается», «о которую человек спотыкается».

408

Букв. «в духовных движениях <по отношению> к сокровенным <вещам>».

409

Вар. «духовным тайнам».

410

Или «совершенство».

411

Или «подвижничества» (сир. dubbara).

412

Т.е. существование, бытие.

413

Букв. «через откровения, которые получают они различными путями в этих движениях (возбуждениях) по отношению к божественному Естеству».

414

Букв. «к славному естеству величия <Божия>».

415

Или «получать».

416

Или "о Нем".

417

Букв. «в движениях».

418

Букв. «получает то неизреченное изменение».

419

Вар. «символическое», «мистическое».

420

Букв. «к которому оно было прилеплено в своей деятельности».

421

Букв. «в любви и радости, которые в Боге».

422

Букв. «в том существовании (поведении, образе жизни) свободы, которое будет нашим».

423

Букв. «движений».

424

Букв. «превратностей, которые обретаются в нем (т.е. в мире)».

425

Букв. «в силе его (т.е. разума) движений».

426

Или «относительно вещей мира сего».

427

Букв. «более просветленно».

428

Букв. «телесного».

429

Букв. «в этих <вещах>, хотя прекрасным образом занят человек».

430

Букв. «блуждание в них».

431

Букв. «собеседование» (сир. 'enyana).

432

Букв. «крещением и оставлением».

433

Ср. Евагрий. Capita cognoscivita. Ed. J.Muyldermans // Le Muséon 47 (1934). P.99.

434

Букв. «страдания».

435

Вар. «образу жизни, который <состоит> в безмолвии».

436

Вар. «утешение».

437

Вар. «о душе своей».

438

Букв. «что он не имеет попечителя», «что он не имеет того, кто бы заботился о нем».

439

Букв. «в десятки тысяч искушений помыслов».

440

Феодор Мопсуестийский.

441

Букв. «в томе».

442

По тексту преп. Исаака не вполне ясно, где именно заканчивается цитата из Феодора Мопсуестийского и где начинается авторский текст. Толкование Феодора на Евангелие от Матфея не сохранилось целиком, и цитированный фрагмент невозможно идентифицировать.

443

Богу.

444

Т.е. к тому, чтобы не быть порабощенным помыслами.

445

Или «верующему сознанию».

446

Букв. «молитва веры не выделяет <особого> вопроса в молитве к Богу: что Ты дашь мне?».

447

Букв. «это великое сокровище, которое есть вера».

448

Букв. «точность знания».

449

Букв. «десятки тысяч».



Источник: Перевод с сирийского, примечания и послесловие иеромонаха Илариона (Алфеева)

Вам может быть интересно:

1. Слова подвижнические – Слово 63. О том, чем охраняется доброта иноческого жития и о чине славословия Божия преподобный Исаак Сирин Ниневийский

2. Слова – Слово 29 преподобный Симеон Новый Богослов

3. Духовный мир преподобного Исаака Сирина – Введение. Исаак Ниневийский как духовный писатель церкви Востока митрополит Иларион (Алфеев)

4. Творения – Сказание о юродивой преподобный Ефрем Сирин

5. Путь богопознания. Гносеология святого Исаака Сирина – ЗАКЛЮЧЕНИЕ преподобный Иустин (Попович), Челийский

6. Слово 18, [состоящее] из сорока одной главы преподобный Каллист Ангеликуд

7. Аскетические опыты, 2 часть – Странник святитель Игнатий (Брянчанинов)

8. Изречения преподобный Арсений Великий

9. Умозрительные главы Евагрий Понтийский

10. Прение схоластика с аввой Марком преподобный Марк Подвижник

Комментарии для сайта Cackle