Аннотация Источник

Аннотация АВ

Сочинение прп. Исаака Сирина «Слова подвижнические» представляет собой собрание наставлений, размышлений и аскетических поучений, обращенных к монашествующим и всем, стремящимся к духовному совершенству. Книга основана на личном опыте автора, проведшего годы в уединении и молитве.

Текст состоит из 91-го «Слова» (главы), каждое из которых посвящено различным аспектам духовной жизни: молитве, покаянию, борьбе со страстями, безмолвию, смирению и любви к Богу.

Основные темы произведения:

- путь монашеского подвига. Прп. Исаак Сирин раскрывает суть отречения от мира, послушания, поста и молитвы как средств стяжания благодати;

- борьба со страстями и помыслами. Автор описывает начало страстей, их проявление и способы преодоления через трезвение, смирение и покаяние;

- молитва и безмолвие (исихия). Молитва рассматривается не просто как формальное прошение, но как живое общение с Богом, способствующее преображению человека. Особое внимание уделено внутренней молитве, умному деланию и необходимости уединения;

- смирение и покаяние. Автор подчеркивает, что без истинного смирения и непрестанного покаяния духовный рост невозможен;

- любовь к Богу и ближнему. Высшая ступень духовной жизни, по учению прп. Исаака, есть совершенная любовь, которая побеждает страх и делает человека подобным Богу;

- мистические озарения и Божественные откровения. Автор описывает опыт созерцания Бога и состояния благодатного света.

В настоящей публикации представлен русский перевод творений прп. Исаака Сирина, изданный в 1854 г. Московской Духовной академией и отредактированный в начале XX в. профессором С.И. Соболевским. Перевод был выполнен не с сирийского языка, на котором писал прп. Исаак, а с греческого.

Слово 50. О пользе бегства от мира

Подлинно упорен, труден и неудобен подвиг, совершаемый нами среди дел житейских. Сколько бы человек ни мог соделаться непобедимым и крепким, однако, как скоро приближается к нему то, что служит причиною приражения браней и подвигов, – не оставляет его страх и угрожает ему скорым падением, даже более, нежели при явной брани с диаволом.

Поэтому, пока человек не удаляется от того, от чего сердце его приходит в смятение, врагу всегда есть удобство напасть на него. И если немного задремлет он, враг легко погубит его. Ибо, когда душа охвачена вредными встречами с миром, самые встречи сии делаются для нее острыми рожнами; и она как бы естественно побеждается, когда встретит их. И поэтому древние отцы наши, проходившие сими стезями, зная, что ум наш не во всякое время возможет и в состоянии будет неуклонно стоять на одном месте и блюсти стражбу свою, в иное же время не может и усмотреть того, что вредит ему, премудро рассуждали и, как в оружие, облекались в нестяжательность, которая, как написано, свободна от всяких борений (чтобы таким образом своею скудностью человек мог избавиться от многих грехопадений), и ушли в пустыню, где нет житейских занятий, служащих причиною страстей, чтобы, когда случится им319 изнемочь, не встречать причин к падениям, разумею же раздражение, пожелание, злопамятность, славу, но чтобы все это и прочее соделала легким пустыня. Ибо ею укрепляли и ограждали они себя, как непреоборимым столпом. И когда каждый из них мог совершить подвиг свой в безмолвии, где чувства при встрече с чем-либо вредным не находили себе помощи, для содействия нашему противоборнику. Лучше нам умереть в подвиге, нежели жить в падении.

* * *

Примечания

319

Отцам.


Источник: Слова подвижнические / Преподобный Исаак Сирин. - Сергиев Посад : Изд. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2008. - 632 с. (Сокровищница святоотеческой письменности).

Ошибка? Выделение + кнопка!
Если заметили ошибку, выделите текст и нажмите кнопку 'Сообщить об ошибке' или Ctrl+Enter.
Комментарии для сайта Cackle