Сочинение прп. Исаака Сирина «Слова подвижнические» представляет собой собрание наставлений, размышлений и аскетических поучений, обращенных к монашествующим и всем, стремящимся к духовному совершенству. Книга основана на личном опыте автора, проведшего годы в уединении и молитве.
Текст состоит из 91-го «Слова» (главы), каждое из которых посвящено различным аспектам духовной жизни: молитве, покаянию, борьбе со страстями, безмолвию, смирению и любви к Богу.
Основные темы произведения:
- путь монашеского подвига. Прп. Исаак Сирин раскрывает суть отречения от мира, послушания, поста и молитвы как средств стяжания благодати;
- борьба со страстями и помыслами. Автор описывает начало страстей, их проявление и способы преодоления через трезвение, смирение и покаяние;
- молитва и безмолвие (исихия). Молитва рассматривается не просто как формальное прошение, но как живое общение с Богом, способствующее преображению человека. Особое внимание уделено внутренней молитве, умному деланию и необходимости уединения;
- смирение и покаяние. Автор подчеркивает, что без истинного смирения и непрестанного покаяния духовный рост невозможен;
- любовь к Богу и ближнему. Высшая ступень духовной жизни, по учению прп. Исаака, есть совершенная любовь, которая побеждает страх и делает человека подобным Богу;
- мистические озарения и Божественные откровения. Автор описывает опыт созерцания Бога и состояния благодатного света.
В настоящей публикации представлен русский перевод творений прп. Исаака Сирина, изданный в 1854 г. Московской Духовной академией и отредактированный в начале XX в. профессором С.И. Соболевским. Перевод был выполнен не с сирийского языка, на котором писал прп. Исаак, а с греческого.
Слово 82. Содержащее в себе предметы полезные, исполненные духовной мудрости
Вера есть дверь таинств. Как телесные очи видят предметы чувственные, так вера духовными очами взирает на сокровенное. У нас два душевных ока, как говорят отцы, подобно тому, как два телесных ока; но пользование для созерцания каждым из очей душевных не одно и то же: одним оком видим тайны Божией славы, сокровенные в естествах, т. е. силу и премудрость Божию и совечное промышление Божие о нас, постигаемое из величия управления Его нами; а подобно сему тем же оком созерцаем и небесные сослужебные нам чины. Другим же оком созерцаем славу святого естества Божия, когда благоизволит Бог ввести нас в духовные таинства и в уме нашем отверзет море веры.