М.Х. Трофимчук

Источник

1960–1961

К этому времени богослужение и вся учебная жизнь в Московских духовных школах вошла в стабильное русло. По благословению Патриарха Алексия утвердилась определённая церковноприходская практика в отношении отправления богослужения в академическом храме. Подумалось, что коль скоро богослужебная и учебная жизнь в МДА и Семинарии более-менее устоялась и с тех пор практически без изменений держится в неких условных наработанных рамках, может быть, стоит дать описание годового цикла духовных школ?

Итак, на 1 сентября 1960 года преподавателями академии и семинарии числились: профессор протоиерей Константин Ружицкий (ректор), архимандрит Питирим (Нечаев) (инспектор), профессор протоиерей Алексий Остапов (секретарь Совета).

Профессора: протоиерей Иоанн Козлов, А.И. Георгиевский, И.М. Лебедев, Н.И. Муравьёв, М.А. Старокадомский, И.Н. Шабатин.

Доценты: иеромонах Тихон (Агриков), А.П. Горбачёв, К.М. Комаров, Н.Н. Ричко, В.Д. Сарычев, В.И. Талызин.

Преподаватели: иеромонах Симон (Новиков), иеромонах Павел (Петров), В.Ю. Вульферт, И.А. Глухов, К.Е. Скурат, М.Х. Трофимчук, А.В. Ушков, А.В. Ширяева.

Инспектором был иеромонах Питирим (Нечаев), помощниками инспектора иеромонах Павел (Петров) – старшим, А.П. Горбачёв, И.А. Глухов и В.Р. Бульчук.

На начало 1960/61 учебного года в семинарии числилось учащихся: в 1-м классе – 34 человека, во 2-м – 37, в 3-м – 32, в 4-м – 32. В академии на I курсе – 33 человека, на II – 23, на III – 17, на IV – 21.

В этом учебном году на IV курс академии был зачислен студент IV курса Ленинградской духовной академии иеромонах Ювеналий (Поярков), ныне митрополит Крутицкий и Коломенский. Стипендиат выпуска 1959/60 года иеромонах Илия (Шиолошвили) назначен на служение в Батумский кафедральный собор.

В академии ввели для изучения логику, преподавать её стал архимандрит Пимен (Хмелевский).

Для учащихся семинарии письменные работы были определены в таком количестве: в 1-м классе – 7, во 2-м – 7, в 3-м – 5 сочинений и проповедь, в 4-м – 5 сочинений и проповедь. В академии на I курсе нужно написать 3 сочинения и проповедь, на II – 3 сочинения и проповедь, на III курсе – 3 сочинения, IV курс – кандидатское сочинение.

1 сентября – начало экзаменов для поступающих в 1-й класс семинарии. Все абитуриенты были разделены на две группы, все они должны пройти медицинскую комиссию, написать изложение. В 1-й группе – на тему «Исцеление десяти прокажённых» (Лк.17:11–19); во 2-й – «Усекновение главы святого пророка Предтечи и Крестителя Иоанна» (Мф.14:6–12) (каждый год темы письменных изложений менялись). Далее – испытание на знание церковного пения и устные экзамены, когда поступающий читает наизусть определённые программой молитвы, указанный текст на славянском языке и отвечает на вопросы членов комиссии. Её возглавляет ректор. В комиссию входят инспектор, секретарь Учёного совета и преподаватели. Начинает спрашивать отец ректор. Вопросы может задавать любой член комиссии. Далее спрашивает инспектор, остальные члены комиссии, пока снова очередь не дойдёт до ректора.

Среди абитуриентов считалось, что легче поступить в космонавты, чем в семинарию. По поводу принимающих экзамены говорили, что те, которые с крестами на груди, не так строги, в отличие от тех, которые в галстуках.

Раз как-то преподаватель К.Е. Скурат вышел из аудитории, где принимали экзамены, и его тут же окружили поступающие. Стали пытать, как там спрашивают: строго или нет. Думали, что это абитуриент, их товарищ. Надо сказать, что прежде чем ребята начинают сдавать вступительные экзамены, с ними проводят собеседования, в которых принимают участие ректор, инспектор и секретарь Учёного совета. При ответах на испытаниях по церковному пению выявляется и качество голоса, и наличие слуха. Каждый раз ведутся разговоры между администрацией академии и регентами, чтобы зачислить как можно больше тех, кто обладает хорошим голосом и музыкальными способностями. Но, когда экзамены заканчиваются, выявляется, что таких только единицы. Духовная школа готовит ведь не только церковнослужителей, но и богословов. Зачисление происходит после обсуждения приёмной комиссией всех показателей. В первую очередь берут тех, кто при собеседовании произвёл благоприятное впечатление и у кого успеваемость не подкачала.

Через некоторое время появляются списки поступивших. Те, кого взяли, получают обмундирование: китель и брюки тёмного цвета.

В то время, когда до начала занятий остаётся несколько дней, преподаватель церковного устава составляет расписание на чтение молитв в храме во время праздничного и вседневного богослужения и на чтение утренних и вечерних молитв. Преподаватель церковного пения формирует из числа обладающих музыкальными способностями три хора: первый и второй – правые, которые чередуются на богослужении в Лавре и в академическом храме, и левый, который всё время должен петь в академическом храме.

В этом учебном году вторым правым хором управлял преподаватель Н.Н. Ричко, а левым – помощник инспектора В.Р. Бульчук. Кроме того, все учащиеся (независимо от музыкальных способностей) делятся на десять групп для пения за вседневным богослужением в академическом храме и для чтения. Для этих групп назначаются 10 регентов и 10 уставщиков. Уставщиков отбирают из воспитанников 4-го класса семинарии. Они же получают в библиотеке богослужебные книги и раздают их во время богослужения. Вместе с тем уставщики отмечают отсутствующих за богослужением.

Начало учебного года назначено на 10 сентября. В 8 часов – Божественная литургия, которую возглавил ректор протоиерей Константин Ружицкий. С ним служат многие учащие и учащиеся в сане. Оканчивается чтение часов. Диакон выходит на солею. Открываются Царские врата. Слышен голос диакона: «Благослови, владыко». Затем высокий и звонкий голос отца ректора возглашает: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа ныне и присно и во веки веков». Хор стройно и величественно поёт: «Аминь».

В пении литургии участвуют три хора (так как в Лавре в этот раз не заняты ни один из ученических хоров, все поют в академии): первый – на хорах, второй – на правом, а левый – на левом клиросах.

Каждый возглас в алтаре произносит иной священнослужитель, песнопения исполняют хорами попеременно. После запричастного стиха звучит величественное песнопение А. Гречанинова «Воскликните Господеви вся земля».

С окончанием литургии духовенство выходит на середину храма. Ректор протоиерей Константин поздравляет учащих и учащихся с началом учебного года. Говорит напутственные слова поступившим в семинарию.

Далее следует молебен перед началом учения. Присутствующие с особым чувством внимают словам прошений на ектениях и особенно в заключительной молитве, после которой провозглашается многолетие Патриарху, властям и воинству, учащим и учащимся, братии обители и всем православным христианам.

По окончании молебна завтрак, а в 12 часов все направляются в Троицкий собор поклониться преподобному Сергию. Некоторые из новичков до сих пор только слышали, что в Троице-Сергиевой Лавре был угодник Божий, и вот теперь они впервые стоят пред его ракой и могут помолиться и приложиться к его святым мощам.

Преподаватель архимандрит Тихон (Агриков) от имени наместника поздравляет всех с началом учебного года. Говорит кратко о преподобном Сергии, об учёбе в духовной школе. После молебна все прикладываются к святым мощам преподобного, далее у отца ректора целуют святой крест и получают окропление святой водой.

На собрании в актовом зале отец Питирим поздравляет всех с началом учебного года и делает сообщение о распорядке дня во время занятий.

На полднике помощник инспектора объявляет, что в 14 часов состоится первый урок, на котором учащиеся познакомятся с курсовыми руководителями и классными наставниками. Ещё с 1946 года установилась практика назначать из числа преподавателей курсовых руководителей для студентов академии и классных наставников для семинаристов. Их обязанность – заниматься воспитательной работой, дежурить во время вечерних занятий (когда учащиеся делают домашние задания) и даже присутствовать на ужине в столовой и на вечерней молитве (раз в неделю).

После ознакомительной беседы наступает время обеда. Перед едой все молятся, поётся «Отче наш», «Слава и ныне», после чего дежурный священник благословляет «ястие и питие», и начинается трапеза. Каждый курс академии и класс семинарии в столовой рассаживается на свои места. Старшие курсы и классы располагаются ближе к кухне, с них начинается раздача блюд. Первому классу отведено место у входа в столовую. За едой полагается молчать, так как в это время очередной чтец читает жития святых (как правило, святого настоящего дня). В столовой обязательно находится помощник инспектора и наблюдает, чтобы всё было чинно и благообразно. Иногда сюда заглядывает отец ректор, а чаще – инспектор. Во время еды или после делаются различные объявления. Вот и на этот раз помощник инспектора объявил, чтобы старосты получили после обеда сахар для своих курсов и классов, и напомнил, что в 18 часов – богослужение в академическом храме, так как завтра воскресенье и память Усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. После того как с едой все управились, инспектор говорит: «Прошу встать на молитву» (иногда говорят: «Помолимся»). Все стоя поют: «Благодарим Тя, Христе Боже наш, яко насытил еси нас земных Твоих благ». До богослужения у всех свободное время.

В 18 часов начинается всенощное бдение. На память Усекновения главы святого Иоанна Крестителя полагается строгий пост. Священнослужители облачаются в красное, напоминающее о крови, пролитой при усекновении главы Пророка и Крестителя Господня.

К вечеру многие, особенно только что поступившие, чувствуют усталость. Но для тех, кто хотя бы один год провёл в духовной школе, богослужение становится самым желанным в чреде вседневных дел. Ведь это и служба Богу, и молитва, соединяющая человека с Богом, и школа совершенствования церковной практики. Если, например, начиная с первого года обучения, учащиеся внимательно вслушиваются в каждое слово молитвы, в каждый звук церковного песнопения, в каждое слово проповедника, наблюдают за всем, что совершает священнослужитель, для него будет очень легко усваивать многие семинарские предметы: и церковный устав, и литургику, и гомилетику, и церковное пение – и, как следствие, легко будет служить на приходе. Нужно ещё сказать, что, если молящийся (любой, не только из учащихся) будет внимать происходящему в храме и от чистого сердца возносить свои молитвы к Богу, богослужение для таких будет не в тягость, а в облегчение души, да и служба пройдёт незаметно.

Вспоминается один мой одноклассник. Он очень любил стихи, сам иногда сочинял их, читал различных философов, его даже прозвали философом. Но церковный устав и литургика давались ему с трудом. Когда после окончания семинарии он оказался на приходе, то рассказывал потом, что ему было очень тяжело. Например, выходит он на «вход», приближается к Царским вратам, а они закрыты: оказывается, он забыл их открыть. Долгое время пришлось ему работать над собой, чтобы получалось всё как надо. Возникает вопрос: неужели за четыре года обучения нельзя было как следует всё усвоить? Конечно, можно. Для этого разрабатываются специальные программы обучения для каждого класса семинарии, для каждого курса академии. Кроме богослужебной практики в духовных школах преподают ещё и богословские дисциплины, которые помогают устремляться к Богу, к храму, к вере, к молитве...

Итак, начинается всенощное бдение. Оно состоит из вечерни и утрени. В двунадесятые и великие праздники на вечерне совершается лития. В Лавре по традиции лития совершается и на всех воскресных богослужениях.

На литию выходит духовенство во главе с отцом ректором в самый конец храма. При первом прошении диакона хор поёт сорок раз «Господи, помилуй». Следующее прошение сопровождается пением «Господи, помилуй» пятьдесят раз. Далее «Господи, помилуй» поётся три раза. По окончании литии духовенство при пении стихиры на стиховне проходит на середину храма, а после «Ныне отпущаеши...», Трисвятого и отпустительных тропарей ректор на уготованном месте благословляет пять хлебов, пшеницу, вино и елей. Затем все удаляются в алтарь.

Богослужение продолжается, и наступает самая главная часть всенощного бдения – полиелей, что значит «многий елей» или «многомилостив». В это время зажигается много света, хор несколько раз повторяет слово «милость». Песнопение начинается словами: «Хвалите имя Господне, хвалите, раби, Господа». Эти и далее звучащие стихи взяты из 134-го и 135-го псалмов.

При пении «Хвалите имя Господне...» духовенство выходит через Царские врата во главе с отцом ректором на середину храма, где на аналое находится икона святого Иоанна Крестителя. Став перед иконой, священнослужители поют величание святому Иоанну Крестителю. После этого хор поёт непорочны: «Благословен еси Господи...», а отец ректор начинает каждение иконы, алтаря, молящихся и всего храма. По окончании каждения диакон выносит из алтаря святое Евангелие, которое читает протоиерей Константин, все поют «Воскресение Христово видевше...» и происходит помазание верующих елеем, который благословлялся отцом ректором на литии. В первую очередь к помазанию подходят по чину священники, диаконы, затем инспектор, помощник инспектора, учащиеся и все присутствующие в храме. В это время хор поёт ирмосы канона, а чтец читает тропари канона.

Замечу, что после освящения академического храма начальство, начиная с инспектора Н.П. Доктусова, других преподавателей и помощника инспектора, во время богослужения держались у западной стены храма возле Церковно-археологического кабинета с правой стороны. Отсюда удобно обозревать весь храм, видно всех учащихся, кто как себя ведёт.

По окончании всенощного бдения читается 1-й час с псалмом «Милость и суд...», далее совершается панихида. На этом вечернее богослужение оканчивается, и все следуют в столовую на ужин. После ужина краткая вечерняя молитва и в 23 часа отход ко сну.

На второй день, в самый день памяти Усекновения, по звонку в 7 часов – подъём, а затем в 8 часов – литургия. Это главная часть всех богослужений, а главной частью самой литургии является пресуществление честных даров – хлеба и вина – в тело и кровь Христовы для причащения священнослужителей и верующих. Это пресуществление происходит во время пения «Тебе поем» при произнесении определённых молитв и действиях служащего священнослужителя. Причащение начинается после слов «Со страхом Божиим и верою приступите» и после молитвы «Верую и исповедую...».

Хотя это и воскресение, но в связи с особенностью дня памяти Усекновения некоторые песнопения исполняются в минорной тональности. На литургии была спета Херувимская Софрониевская, «Милость мира» А. Архангельского, № 6, «Достойно есть» протоиерея П. Турчанинова. После запричастного стиха (запричастный стих, или причастен, – это небольшое песнопение, во время которого священнослужители причащаются в алтаре) хор пропел «Покой Спасе» киевского распева – очень умилительное песнопение.

Далее студент говорит проповедь. После «Буди имя Господне...» проповедь произносит протоиерей Иоанн Козлов – старейший преподаватель академии.

Литургия заканчивается. Духовенство выходит на середину храма, отец ректор призывает учащихся к заупокойной молитве о всех в вере скончавшихся православных христианах и о всех воинах, погибших на поле брани. Начинается панихида (в дни поминовения панихида совершается и после вечернего богослужения.)

На отпусте молящиеся подходят к святому кресту, который даёт отец ректор. До обеда свободное время. Большинство учащихся отдыхают. Кто-то выходит на улицу подышать. Кто-то идёт в Лавру на позднюю литургию, чтобы только послушать «Милость мира» в исполнении академического хора и монастырскую проповедь. Некоторые ходили поклониться преподобному Сергию.

За обедом помощник инспектора объявляет, что приготовление домашних заданий – с 18 часов. Богослужение начинается в то же время. Он как раз и говорит, какая очередная группа (из десяти) сегодня участвует в вечерней службе.

Всё обозначено в расписании, но с начала учебного года ещё нечем заниматься. Некоторые пишут письма домой, делятся впечатлениями от первых дней учёбы. Начинается хождение по коридорам, но недремлющее око помощника инспектора за всем наблюдает, он старается всех усадить, чтобы не мешали другим заниматься.

В 19 часов звенит звонок: перерыв 15 минут. В 20.55 – звонок к окончанию занятий, а через 5 минут – на ужин. После ужина до вечерней молитвы есть ещё время. Его разрешают использовать по своему усмотрению.

В 22.30 по звонку в храме начинается вечерняя молитва. Затем один из воспитанников семинарии произносит проповедь (студенты академии произносят проповедь за богослужением). В 23 часа – отход ко сну, и везде воцаряется тишина. Если же где-то возникают разговоры и шум, сразу же появляется помощник инспектора и всех успокаивает.

Следующий день – учебный. Подъём в 7 часов. В 8 часов – утренняя молитва в столовой, затем завтрак. У тех, кто участвует во вседневном богослужении, подъём раньше, им к 6.30 нужно быть в храме на литургии.

Некоторые не дожидаются общего подъёма, просыпаются раньше и идут в Лавру на братский молебен, начинающийся в 5.30. Таких подвижников были единицы.

В 9 часов начало занятий на всех курсах академии и во всех классах семинарии (на IV курсе академии занятия бывают не каждый день, поскольку студенты пишут кандидатские работы). При появлении преподавателя в аудитории поётся молитва «Царю Небесный...». По окончании каждого занятия – молитва «Достойно есть...». Если же уроки проходят после двунадесятого праздника, то есть в попразднство, то вместо «Царю Небесный...» поётся тропарь праздника, а вместо «Достойно есть...» – 9-я песнь канона праздника или кондак праздника.

Занятия продолжаются до 10.40, далее по звонку учащиеся и преподаватели следуют на полдник. Это – возможность перекусить, чаще всего дают бутерброд с чаем.

Дневные занятия идут до 14.30, и через пять минут начинается обед. Далее свободное время. В 17 часов все собираются в аудиториях (в праздничные дни вечерние занятия начинаются в 18 часов), а те, у кого в этот день послушание в храме, после обеда идут на спевку, чтобы к 18 часам быть на богослужении.

В понедельник и четверг после ужина устраивают спевки всех хоров. В среду вечером богослужение начинается с 17.30 в связи с тем, что совершается акафист Покрову Божией Матери.

21 сентября – двунадесятый праздник – Рождество Пресвятой Богородицы. Все двунадесятые праздники совершаются с особой торжественностью, поются новые, только что разученные песнопения, и это украшает празднество. Возглавляет богослужение ректор протоиерей Константин Ружицкий, который служит благоговейно и величественно. Сослужат ему многие учащие и учащиеся в священном сане. В этот день облачение священнослужителей голубого цвета, как символ чистоты, непорочности Пресвятой Девы.

В праздничные и воскресные дни примерно в 13.30 в кинозале академии всегда демонстрируются фильмы. И на этот раз показывали документальный фильм «Свет любви». Что касается художественных лент, то администрация разрешала их, чтобы уберечь учащихся от хождения в городские кинотеатры. В основном демонстрировали исторические фильмы. В кино ходили по собственному усмотрению. Некоторые не посетили ни одного показа: считали, что смотреть художественные картины – это грех.

27 сентября – Воздвижение Животворящего Креста Господня. В этот праздник на всенощном бдении из алтаря на середину храма для поклонения выносят святой крест. При пении «Святый Боже...» после великого славословия отец ректор в полном облачении поднимает святой крест с престола, возлагает его на главу и выходит северными дверями алтаря в сопровождении множества духовенства и диакона с кадилом. Они обходят храм (внутри) при непрерывном каждении святого креста диаконом. Отец ректор на амвоне возглашает: «Премудрость, прости». Хор поёт тропарь «Спаси, Господи, люди Твоя...». Священник проходит с крестом на середину храма, благоговейно возлагает его на специально уготованное место и совершает троекратное каждение.

Затем священнослужители поют «Кресту Твоему покланяемся, Владыко...» и во время этого пения делают земной поклон.

В этот вечер стараются не затягивать богослужение, так как после него все во главе с отцом ректором следуют в Лавру на чин воздвижения.

Вынос святого креста из алтаря в Лавре происходит почти так же, как и в академии, но, когда священнослужитель с крестом доходит до середины храма, тогда бывает воздвижение креста. Диакон произносит поочерёдно пять особых прошений, начинающихся словами «Помилуй нас, Боже». После каждого прошения хор поёт сто раз «Господи, помилуй». При этом предстоятель воздвизает (поднимает) крест, осеняет им трижды народ и постепенно преклоняется с крестом. Затем медленно поднимает его и трижды благословляет молящихся.

В 327 году Елена – мать римского императора Константина – обрела на Голгофе крест Господень. Узнав об этом, люди собрались, чтобы увидеть этот самый крест. Тогда Патриарх Иерусалимский Макарий, став на возвышенном месте и воздвизая честной крест, показывал его и тем, кто стоял в отдалении. При этом народ в радостном восторге взывал: «Господи, помилуй».

Уточню: чин воздвижения совершается с благословения Патриарха только в Лавре. В академии, как можно было понять из сказанного, бывает только вынос святого креста.

8 октября – преставление преподобного Сергия, Радонежского чудотворца. На сей раз праздник совпал с субботой, что способствовало огромному стечению народа. Прибыл Патриарх Алексий и много епископов. Торжества в Лавре начинаются накануне малой вечерней с акафистом преподобному Сергию в Успенском соборе, а в академическом храме – только акафист. Патриарх совершает всенощное бдение в Троицком соборе.

Каждый год в этот день после литургии на лаврской площади совершается молебен. Под звон колоколов из Успенского собора выходят Патриарх, митрополиты, епископы – всё духовенство. Площадь заполнена народом. Священнослужители (в зелёных облачениях, как бы в напоминание о лесной пустыни, где подвизался авва Сергий) чинно во главе с Патриархом молятся возле большой иконы преподобного. Песнопения разносятся далеко окрест. По окончании молебна Патриарх шествует в свои покои, поднимается на балкон, откуда поздравляет всех собравшихся с праздником и благословляет. Хор поёт «Ис полла эти, деспота».

9 октября – преставление святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова – праздник академический. Много желающих, особенно среди приезжих, поприсутствовать на богослужении в академии. Велико желание своими глазами увидеть будущих пастырей Церкви, услышать их чтение и пение. Всенощное бдение и литургию в этот день совершали епископ Новгородский и Старорусский Сергий (Голубцов), епископ Подольский Никодим (Ротов) в сослужении ректора протоиерея Константина и академического духовенства.

Наступил самый торжественный день в жизни Московских духовных школ, престольный праздник академического храма – Покров Пресвятой Богородицы. Накануне вся академия и семинария готовились к нему. В ректорате обсуждали программу празднества. Хор, начиная с первого дня учебного года, усиленно готовится к концерту. Спевки бывают не только в понедельник и четверг после ужина, но иногда даже вместо дневных занятий. На спевках можно увидеть самого ректора.

Вечером ещё до начала всенощной в храме негде яблоку упасть. Богослужение начинается в 18 часов. В алтаре – Патриарх Алексий, архиепископ Тегельский Иннокентий (Сокаль), епископ Сергий (Голубцов), епископ Никодим (Ротов). 14 октября, в пятницу, в 8 часов, – водосвятный молебен. В 10 часов – Божественная литургия, которую возглавляет митрополит Крутицкий и Коломенский Питирим (Свиридов) в сослужении отца ректора, множества духовенства, а также наместника Лавры архимандрита Пимена (Хмелевского). Молебен по окончании литургии возглавил Святейший. До его начала он поздравил всех с праздником Покрова Божией Матери и пожелал успеха учащимся и преподавателям в их трудах на благо Святой Церкви и на пользу Отечества.

В день Покрова Божией Матери в Московских духовных школах проходит годичный акт.

К 13 часам актовый зал переполнен. Зажигается свет, появляется Патриарх Алексий в сопровождении ректора протоиерея Константина Ружицкого, инспектора иеромонаха Питирима (Нечаева), секретаря Совета протоиерея Алексия Остапова. С появлением Святейшего все стоя поют «Царю Небесный...». При пении величания «Ис полла эти, деспота» Патриарх всех благословляет.

Актовая речь отца Алексия Остапова посвящена преподобному Андрею Рублёву в связи с 600-летием со дня рождения прославленного иконописца. По предположению агиографов, свои молодые годы живописец провёл в Троице-Сергиевом монастыре. И, по всей видимости, застал в живых преподобного Сергия. «Образ святого игумена, его жизненный подвиг, великая мудрость и всеобъемлющая любовь запечатлелись в сердце юноши, чуткого ко всему высокому и прекрасному, на всю жизнь. Здесь же в монастыре Рублёв познал сладость книжного чтения, и здесь же закладывались в его уме основы художника-мыслителя и богослова... Творчество Рублёва отличается от творчества великих мастеров Запада тем, что, будучи иконописцем, он создавал священные изображения, согласно преданию Православной Церкви, сохраняя верность иконописному канону... Создание иконы было не просто ремеслом, а особым «деланием», связанным с личным подвигом воздержания и сугубой молитвы. Чистота сердца, строгая собранность, глубокая вера, свобода от страстей, духовное разумение, христианская настроенность и смирение – вот главнейшие качества истинного иконописца. Древний иконописец, чаще всего монах, создавая икону, как бы совершал богослужение, призывая благодать Святого Духа».

Далее в своей речи профессор А. Остапов останавливается на лучшем творении преподобного Андрея – на иконе Святой Троицы. «Несомненно, что создание образа «в похвалу» преподобного Сергия было для Андрея Рублёва делом величайшей важности. Это был дар великой любви и благодарности своему учителю и духовному отцу и вместе с тем наглядное изображение величайшей тайны Триединого Бога, служителем и носителем которой был преподобный Сергий. Только ученик преподобного Сергия, только подвижник мог создать такое произведение! Иконы, создаваемые «в похвалу», обычно помещались у гроба умершего. Можно предположить, что и рублёвский образ Пресвятой Троицы первоначально находился над гробом преподобного Сергия как величайший памятник великому угоднику Божию и как живое напоминание о его святой жизни и учении».

После актовой речи Святейший сказал несколько слов в назидание учащим и учащимся, а затем с поздравлениями выступили преподаватели других духовных школ, прибывших на праздник. Завершилось всё концертом академического хора, в программе которого были духовные песнопения, русские народные песни, произведения композиторов-классиков и советских композиторов, как например «Родина слышит» Дмитрия Шостаковича или «Летите, голуби» Исаака Дунаевского.

После престола Московские духовные школы праздновали память святителей Московских Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Ермогена (18 октября), затем 4 ноября – день Казанской иконы Божией Матери. В эти праздники занятия были отменены. Торжественные богослужения совершались в академическом храме.

В субботу, 5 ноября, в 8 часов, все учащиеся собрались в академическом храме на панихиду. Этот день называется Димитриевской родительской субботой и установлен Церковью в память погибших православных воинов – участников Куликовской битвы. Первое поминовение воинов было совершено преподобным Сергием Радонежским 20 октября 1380 года.

9 ноября по случаю 85-летия Патриарха Алексия в 8 часов совершался молебен, который возглавил инспектор Питирим.

А тем временем в академии произошло небольшое происшествие. Сейчас Церковно-археологический кабинет оборудован охранной сигнализацией, а раньше ничего такого не было: каждую ночь дежурили студенты. Во время такого дежурства семинарист Войнаков услышал какой-то шум и поднял тревогу. Вызванная милиция задержала вора, который, разбив окно, проник в Церковно-археологический кабинет. От лица администрации Войнакову была объявлена благодарность.

Начинается сорокадневный Рождественский, или Филиппов, пост, так как заговенье на него бывает 27 ноября – в день памяти апостола Филиппа.

4 декабря – праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. С этого праздника на утрене начинают петь катавасию из ирмосов Рождества Христова: «Христос раждается, славите, Христос с небес срящите (встречайте)». Эти песнопения напоминают верующим о приближении радостного праздника.

В текущем учебном году 14 декабря – день памяти Филарета Милостивого пришёлся на среду. Поэтому после вечернего богослужения все собрались в академическом храме на акафист Покрову Божией Матери, а затем проследовали в актовый зал на вечер, посвящённый митрополиту Московскому Филарету. На этот раз Святейший на вечере не присутствовал в связи с поездкой по святым местам. Доклад о жизни и деятельности митрополита Филарета сделал преподаватель догматического богословия В.Д. Сарычев.

Филаретовские вечера, начиная с 1951 года, проводились 14 декабря. Митрополит Филарет (Дроздов) был в тесных отношениях с предками Патриарха Алексия. Святейший говорил, что в их семье сохранились некоторые вещи, оставшиеся от Московского митрополита. Когда-то владыка Филарет благословил мать Патриарха Алексия, Ольгу Владимировну Симанскую, иконой преподобного Сергия. Эту икону мать передала сыну, и он хранил её всю жизнь. С малых лет Патриарх Алексий был проникнут уважением и почитанием к святителю. Каждый год 14 декабря утром в Духовском храме у гробницы Филарета учащими и учащимися совершалось заупокойное моление – иногда панихида, а когда и заупокойные литии. С 1959 года панихида или лития стали совершаться 2 декабря в день преставления митрополита Филарета. В 1994 году он был причислен к лику святых и мощи его были обретены, выставлены для поклонения в Лавре, а теперь они установлены в храме Христа Спасителя в Москве.

В конце первого полугодия администрация академии решила провести своеобразный конкурс между группами певчих, участвующих во вседневных службах. По условиям конкурса каждая из десяти групп должна была разучить и спеть три песнопения по своему усмотрению. На подготовку давалось десять дней. Надо сказать, что некоторые руководители решили разучить сложные номера, другие репетировали, как потом оказалось, самые простые. Оценивались песнопения только по качеству исполнения, невзирая на их сложность. В результате первое место заняла группа под управлением Владимира Агрикова. Второе – группа под управлением Льва Мормыля (будущего архимандрита Матфея, возглавляющего теперь Лаврский хор). После конкурса всем руководителям и певчим были вручены подарки.

Занятия продолжались до 31 декабря. В этот день ровно в 12 часов все собрались в академическом храме на благодарственный молебен в связи с окончанием первого полугодия. Часть учащихся к тому времени уехала на рождественские каникулы. Вечером в 23 часа служили новогодний молебен, который возглавил отец инспектор, затем дружной академической семьёй в столовой встречали Новый год. Архимандрит Питирим поздравил всех присутствующих, и после радиообращения правительства был лёгкий ужин.

5 января, в четверг, в 13 часов, началась исповедь для всех учащихся, которую провёл архимандрит Троице-Сергиевой Лавры Пётр (Семеновых). После обеда состоялись спевки правых хоров. 6 января, в пятницу, – канун Рождества Христова. Строгий пост. В 7.30 – начало часов. Литургию Василия Великого совершил инспектор архимандрит Питирим. Эта литургия имеет особую последовательность. Начинается она с вечерни, где после третьей паремии читаются особые тропари, окончания которых поются в алтаре духовенством. А затем – хором «С ними же, помилуй нас». После следующих трёх паремий поётся окончание тропарей: «Жизнодавче, слава Тебе» – очень торжественный и величественный напев, соответствующий характеру наступающего праздника. Далее читаются ещё две паремии и продолжается литургия. Все учащиеся и многие прихожане причащаются святых Христовых тайн.

По окончании литургии духовенство выходит на середину храма с предшествующей большой свечой, которая символизирует собой Вифлеемскую звезду, и поют тропарь Рождества Христова «Рождество Твое, Христе Боже наш». Хор поёт «Слава и ныне» и кондак «Дева днесь Пресущественнаго раждает...» на музыку Бортнянского. Тропарь и кондак, звучащие приподнято, как бы вводят верующих в атмосферу великого и светлого праздника Рождества Христова.

В самый праздник (7 января) литургия святого Иоанна Златоуста35 началась в 8 часов (в то время ночное богослужение в академии не проводили). Возглавляет литургию отец ректор. Всё чинно и величественно. Вместо изобразительных поются праздничные антифоны, вместо Трисвятого – «Елицы...», вместо «Достойно есть...» – задостойник. После запричастного стиха хор исполняет так называемый концерт36 Рождества Христова. Затем отец ректор читает рождественское послание Святейшего Патриарха Алексия. Богослужение подходит к концу, но никто не чувствует усталости. Все рады, что Господь сподобил встретить этот большой праздник в добром здравии и благополучии. Люди не спеша подходят приложиться ко святому кресту и расходятся по домам. Учащиеся, и вместе с ними ректор, инспектор, преподаватели разговляются в академической столовой.

Помощник инспектора объявляет, что в 14 часов в помещении библиотеки состоится рождественская ёлка. На такое празднование, как правило, собираются не только учащиеся, но и многие сотрудники академии, преподаватели, некоторые приходят с жёнами. В концерте хор исполняет рождественские песнопения и колядки, выступают студенты с отдельными номерами.

На второй день Рождества Христова после литургии в академическом храме и завтрака учащиеся и отец ректор отправляются в Лавру на литургию, которую совершает Патриарх Алексий. После запричастного стиха все по очереди заходят в алтарь к Святейшему под благословение. Рождественские и пасхальные поздравления Патриарха устраивались по-разному. Иногда Святейший делал это в своих покоях, а иногда – за богослужением, как в этот раз.

Ещё продолжались Рождественские торжества, как 12 января пришло печальное известие о кончине протопресвитера Николая Колчицкого, управляющего делами Московской Патриархии. Сразу же по окончании литургии в академическом храме была совершена панихида о упокоении его души. На второй день часть учащихся уехала в Елоховский собор на погребение протопресвитера.

Приближается Крещение Господне. Заблаговременно выставляются большие чаны для освящения воды. Ставят их храме возле ризницы и в других местах, чтобы всем удобно было взять воду после освящения.

Постепенно учащиеся возвращаются с каникул. Начало занятий – в пятницу, 20 января. Тем, кто оставался в академии, выдали билеты в Большой театр на оперу «Садко». После обеда они – всего 50 человек – уехали в Москву.

Вслед за Крещением Святая Церковь начинает готовить верующих к Великому посту и к встрече праздника праздников – Пасхи. С воскресенья, которое называется Неделя о мытаре и фарисее, в содержании богослужения упоминается об искоренении в душе гордыни, превозношения, слышны призывы обратиться к Богу с покаянием. На всенощном бдении по 50-м псалме по воскресным дням до пятой недели Великого поста поётся «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче...».

В те же дни в городском Дворце культуры состоялся концерт хора имени Пятницкого. Некоторые учащиеся пошли послушать выступление прославленного коллектива. Надо пояснить, что на этой седмице в среду и пятницу поста нет, поэтому она ещё называется «всеядной», или «сплошной». Церковь таким образом (способом от противного) обличает гордого фарисея, который хвалился двукратным своим постом, обличает она и армян, постившихся в продолжение всей недели.

Следующее воскресенье – Неделя о блудном сыне, напоминающая верующим, что каждый христианин (подобно евангельскому блудному сыну) должен «прийти в себя», обратиться к Отцу Небесному с покаянием и молитвой.

Каждое последующее воскресенье имеет своё название и особенности в содержании богослужения. Святая Церковь постепенно готовит верующих и к телесному посту – к ограничению во вкушении пищи. На литургии читают Евангелие о Страшном Суде, напоминающем, что Бог не только «щедр и милостив, долготерпелив и многомилостив», но Он и Судия праведный. Поэтому христианину не пристало жить по своим прихотям, надо соблюдать закон Божий, творить добрые дела, любить Бога и ближних.

На это же воскресенье пришёлся праздник памяти вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. По сложившейся практике в этот день принято совершать богослужение (частично) на греческом языке. В связи с этим появилась шутка, что, дескать, некоторые верующие при встрече друг с другом говорили: «Сегодня в академическом храме всё пели на греческом языке, только «Ис полла эти, деспота» по-нашему».

В среду, 15 февраля, на мясопустной седмице было Сретение Господне (сороковой день после Рождества Христова). На Сретение никого не может оставить равнодушным молитва Симеона Богоприимца «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко» и припев на 9-й песни канона «Богородице Дево, упование христианом, покрый, соблюди и спаси на Тя уповающих». Во все двунадесятые праздники на 9-й песни канона поются припевы в виде стихов. На Сретение эти припевы необычайно умилительные. Часто их поют на литургии после запричастного стиха. Наш хор выучил и спел на этот праздник «Ныне отпущаеши...» киевского распева в гармонизации П. Чеснокова.

Все дни от Недели о Страшном Суде до Прощёного воскресенья называются масленицей, или Сырной седмицей. На Сырной седмице в среду и пятницу литургия не совершается (кроме праздника). Называется она так потому, что мясо уже не разрешается, но ещё можно вкушать сыр, масло, молоко, яйца. Это последняя неделя перед Великим постом, и почти каждый год в академии в один из этих дней устраивают вечер самодеятельности. Так было и на этот раз. В пятницу, 17 февраля, собрались в актовом зале учащиеся, ректор, инспектор, секретарь Совета, преподаватели. Сохранилась даже программа того концерта.

I отделение

Хор учащихся Московской духовной академии и семинарии под управлением преподавателя М.Х. Трофимчука исполняет:

1. Русскую народную песню «Смолк давно соловушка».

2. Сочинение М. Глинки «Воет ветер».

3. «Проводы масленицы» на музыку П. Чайковского37.

II отделение

1. В исполнении ансамбля скрипачей (участники музыкального кружка) под управлением Д.А. Штрауса (у рояля Н.Д. Черкасова) прозвучит пьеса М. Глинки «Жаворонок».

2. Песню на музыку к драме «Князь Холмский» исполняют Василий Решетняк и Владимир Агриков.

3. Полонез М. Огинского исполняет Николай Юсухно.

А затем всем – и «артистам», и зрителям – была предложена беспроигрышная лотерея, организованная помощником инспектора А.П. Горбачёвым. Как бы теперь сказали, лототрон представлял из себя ящик, вращающийся вокруг оси, с отверстием, а внутри него – бумажки с порядковыми номерами. Приготовленные заранее подарки тоже были пронумерованы. Каждый вытягивал бумажку и в соответствии с означенной на ней цифрой получал подарок. Бывали случаи, что монашествующие выигрывали галстук или бритву, что, конечно, очень веселило публику. Словом, отдыхали, шутили, радовались, как и полагается на широкой масленице.

Последний день перед Великим постом – Прощёное воскресенье. Служба перед чином прощения состоит из одной вечерни. После «Свете тихий...» и великопостного прокимна песнопения поются уже великопостным распевом. После вечерни на аналоях полагаются иконы Спасителя и Божией Матери. Настоятель творит земные поклоны пред ними, лобызает их, затем произносит проповедь. В нашем академическом храме отец ректор вышел на амвон и произнёс проповедь о прощении друг другу обид. Заканчивая проповедь, он обратился ко всем учащим и учащимся и к народу, стоящему в храме, со словами: «Простите меня, грешного, если я кого-либо из вас обидел словом, делом, помышлением и всеми моими чувствами». При этом он встал на колени и поклонился. Весь народ, студенты и преподаватели произносят в ответ: «Бог вас простит, простите и нас, грешных». После этого отец Константин поднимается, остаётся на своём месте. Остальные по старшинству подходят к иконам, лобызают их, подходят к отцу ректору, кланяются, получают благословение и становятся рядом. Все испрашивают прощения у отца ректора, друг у друга. Хор в это время поёт «Покаяние», «На реках Вавилонских» и другие песнопения.

Заканчивается масленица. Завтра первый день Великого поста. Занятия в течение всей недели отменяются. Все будут молиться за богослужением в храме утром и вечером, чтобы в конце седмицы причаститься святых Христовых тайн.

Понедельник. Начало богослужения в 7.30. Приведу порядок и время утреннего богослужения в понедельник 20 февраля 1961 года.

1) Утреня – с 7.30 до 9.10; 2) 1-й час – с 9.10 до 9.26; 3) 3-й час – с 9.26 до 9.43; 4) 6-й час – с 9.43 до 10.08; 5) 9-й час – с 10.08 до 10.23; 6) Изобразительны – с 10.23 до 10.33; 7) Вечерня – с 10.33 до 11.28.

Итак, всего семь небольших богослужений. В конце каждого из них два раза произносится молитва преподобного Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего...». Первое произнесение молитвы сопровождается тремя земными поклонами, а второе – одним (кроме 9-го часа, там только три поклона). Кроме этого, на всех четырёх часах по три земных поклона положено на тропарях, три поклона после пения Блаженных, четыре поклона после изобразительных, три поклона после пения «Богородице Дево» на вечерне и один поклон в конце канона на утрене.

По окончании утреннего богослужения учащиеся следуют в столовую на завтрак. Обед в 15 часов. До 18 часов, когда начинается великое повечерие с пением и чтением Великого покаянного канона святого Андрея Критского, все свободны.

Канон Андрея Критского состоит из 306 тропарей, не считая ирмосов. Он разделяется на четыре части и читается в первые четыре дня на первой седмице на великом повечерии (в понедельник – 82 тропаря, во вторник – 77, в среду – 75, в четверг – 72 тропаря).

После шестой песни канона поётся кондак, призывающий верующих восстать от душевного сна. Начинается кондак словами: «Душе моя, душе моя, востани, что спиши, конец приближается...»

Чтение канона возглавляет отец ректор, который выходит на середину храма с несколькими священниками. Все они читают по очереди. На второй день опять начинает отец ректор, но священнослужители уже другие. Так все четыре дня.

В среду и пятницу утром, кроме указанных служб на понедельник, после вечерни совершается Литургия Преждеосвященных Даров, составленная Григорием Двоесловом. Она называется так потому, что Святые Дары освящаются на предшествующей литургии в воскресенье. Литургия сопровождается пением «Да исправится молитва моя» и «Ныне силы небесныя с нами невидимо служат».

На всех богослужениях утром и вечером присутствуют учащиеся академии и семинарии, отец ректор, отец инспектор, преподаватели.

К концу первой седмицы все готовятся к исповеди и причастию Святых Христовых Тайн. В то время духовником в академии и семинарии был архимандрит Пётр. Исповедать всех в один день он был не в состоянии. Поэтому администрация разделила учащихся на две группы. В четверг, 23 февраля, в 13.30, состоялась исповедь монашествующих и воспитанников семинарии. Все они причастились в пятницу на Литургии Преждеосвященных Даров, после которой был совершён молебен святому великомученику Феодору Тирону.

В тот же день в 13.30 состоялась исповедь студентов академии. Вечером в пятницу богослужение без поклонов, а в субботу литургия Иоанна Златоуста, за которой студенты причащались. По окончании литургии отец ректор поздравил учащихся с принятием Святых Христовых Тайн, а потом сообщив, что поскольку в этот день тезоименитство Патриарха Алексия, призвал всех помолиться о его здравии. После чего был совершён благодарственный молебен с многолетием.

Вечером в 18 часов началось всенощное бдение, посвящённое дню Торжества Православия. Это празднование установлено Святой Церковью в 842 году в память победы над иконоборцами и совершается в первую неделю Великого поста. Это своего рода напоминание православным христианам о том, что они, как истинно православные, верующие, должны принимать живое участие в общении с Православной Церковью: имеется в виду участие в богослужениях, молитвах, таинствах, подразумевается также исполнение заповедей Божиих и почитание святых икон.

В среду на второй седмице после вечернего богослужения совершается первый акафист Страстям Христовым, а всего во время Великого поста совершается четыре таких акафиста: на второй, третьей, четвертой и шестой седмицах. С самого начала, с 1957 года, акафист этот читался священнослужителями, но впоследствии администрация академии предложила его петь. Пришлось составить минорную мелодию, какая придумалась, так на эту мелодию он и поётся по настоящее время.

Следующее воскресенье посвящено памяти святителя Григория Паламы. Евангелие на литургии читается о расслабленном, которого исцелил Спаситель, и напоминает верующим, что все люди расслаблены и телом, и душой и всем следует обратиться с молитвой к Богу, чтобы Он их исцелил.

Если прошедшее время поста проходило более-менее размеренно, то на этой неделе сошлись несколько мероприятий, так сказать, общеразвивающих. В понедельник (6 марта) семинаристы 4-го класса уехали в Москву в Третьяковскую галерею. Во вторник (7 марта) в 13.30 состоялась лекция «Исследование Антарктиды». В пятницу (10 марта) в актовом зале академии состоялся концерт хора Болгарского подворья в Москве под управлением И.А. Павлова.

В субботу вечером – богослужение особое, с выносом святого креста на поклонение верующим. Неделя эта называется Крестопоклонной. Все действия совершаются тем же чином, как и на Воздвижение. Прошла половина поста. Чтобы укрепить молящихся, выносится святой крест, напоминающий о страданиях Христовых, не сравнимых с нашей усталостью, с нашим изнеможением от поста и молитвы.

В пятницу (17 марта) все собрались в актовом зале, чтобы послушать сообщение доцента протоиерея Алексия Остапова о паломничестве Патриарха Алексия в Иерусалим и древнейшие восточные патриархаты. На следующий день, в субботу, была прочитана лекция «Историческое значение Парижской коммуны».

Приближается Святая Пасха.

Наступило воскресенье, посвящённое памяти преподобного Иоанна Лествичника (†619), прозванного так по его сочинению, в котором даётся руководство к духовному совершенству и восхождению по лестнице, возводящей душу от земли к вечной славе. Евангелие в этот воскресный день читается об исцелении Иисусом Христом бесноватого немого отрока по его вере и вере его отца. Этим евангельским чтением Святая Церковь призывает усилить веру в Бога и чудеса по молитвам ко Господу, ибо всё возможно верующему38.

В среду, 22 марта, в 18 часов, все собрались в академический храм на богослужение, состоящее из утрени и Великого канона святого Андрея Критского, который читался на первой седмице Великого поста в течение четырёх дней. На этом богослужении читается ещё и краткое житие Марии Египетской, поэтому оно называется стоянием Марии Египетской, или Марииным стоянием. Хотя служба была долгой, но никто особой усталости не чувствовал. Каким-то благодатным успокоением веяло от богослужения.

Наступила суббота 5-й седмицы, называемая Субботой Акафиста. Субботняя служба получила название «Похвала Пресвятой Богородицы». В этот день читается акафист Божией Матери с разделением его на четыре части. Первая часть читается после первой кафизмы, вторая – после второй кафизмы, третья – после третьей песни канона, четвертая – после шестой песни канона. Очень торжественно совершается этот акафист.

Богослужение «Похвала Пресвятой Богородицы» совершается в пятницу вечером, а утром в субботу в храме поёт очередная вседневная группа. Вечером снова все собираются в храм на богослужение, посвящённое памяти Марии Египетской. Содержание этого богослужения указывает на то, что, хотя Мария Египетская была большая грешница, но, покаявшись, достигла такого совершенства, что Церковью причислена к лику святых. Пример, ободряющий всех христиан: нельзя отчаиваться, нужно каяться в своих грехах с надеждой на прощение.

Во вторник (28 марта) дневные занятия проходили по сокращённой программе, поскольку в 13.30 состоялась лекция «О международном положении».

Как видно из всего сказанного, дни Великого поста были насыщены до предела. Что же касается посторонних лекций, то они, хотя и расширяют кругозор учащихся, но отнимают много времени. По всей вероятности, это не зависело от администрации академии. Гражданские власти решали, какие лекции должны быть прочитаны семинаристам.

Идёт последняя седмица Великого поста. В среду вечером совершается последний акафист Страстям Христовым. В пятницу последние занятия в текущем учебном году. С субботы начинаются пасхальные каникулы, после которых – экзамены, а там и летние каникулы. При таком раскладе на пасхальные каникулы почти никто из учащихся не уезжает.

Вечером все присутствуют на богослужении Лазаревой субботы, которая называется так в воспоминание чуда воскресения Христом четверодневного Лазаря.

Наступает двунадесятый праздник – Вход Господень в Иерусалим, или Вербное воскресенье. Задолго до вечерни при входе в Лавру можно увидеть людей с охапками верб. К началу богослужения в академическом храме большое стечение народа. Все держат вербочки со свечами. Храм от этих огоньков, как звёздное небо.

После радостного праздника, напомнившего, как народ в Иерусалиме встречал Господа с ветками в руках и восклицал: «Осанна», наступают дни Страстей Христовых.

Во вторник и среду тот же порядок богослужения, что и в понедельник, только во вторник вместо трипеснца поётся двупеснец. В каждой службе этих дней в молитвах и песнопениях воспоминаются события из жизни Спасителя.

По окончании богослужения Великой среды за завтраком объявили, что в 13.30 состоится исповедь. После ужина учащиеся собрались в храм на чтение вечерних молитв и правила ко святому причащению.

В Великий четверг воспоминается тайная вечеря Спасителя со своими учениками, на которой было установлено таинство Евхаристии. С самого утра несколько учащихся уехали в Патриарший собор, чтобы увидеть чин омовения ног. Им там отвели место, чтобы они смогли во всех подробностях увидеть, как всё это совершается.

После чтения часов и изобразительных начинается вечерня, соединённая с литургией Василия Великого. Те, кого после исповеди допустили, причащаются святых Христовых тайн. Очень много причастников. После отпуста духовенство, участвовавшее в богослужении, во главе с отцом ректором выходит на солею и слушает вместе со всеми благодарственные молитвы по святом причащении.

В Великий пяток богослужение особое. Оно посвящено воспоминаниям о страданиях снятия со креста и погребения Спасителя. Обо всём этом повествуется в 12-ти Евангелиях, читающихся в четверг вечером. В этом году богослужение Великого пятка совпало с праздником Благовещения Пресвятой Богородицы. Служба в академическом храме начинается с 10.30: Великие часы, литургия святителя Иоанна Златоуста (по случаю Благовещения), по окончании которой вечерня с обрядом изнесения плащаницы. В предшествии священников и диаконов со свечами и кадилами износят её на средину храма, полагают на уготованную гробницу и совершается троекратное каждение вокруг плащаницы. Сразу же после этого иерей Иоанн Козлов говорит проповедь. Затем священнослужители читают канон «Плач Богоматери» при пении хором ирмосов «Яко по суху...». Богослужение закончено.

Молящиеся с благоговением прикладываются к святой плащанице. Хор поёт «Приидите, ублажим Иосифа приснопамятнаго...» на музыку Д. Бортнянского.

До выноса плащаницы есть не положено. Обед состоялся только в 15.30. В столовой помощник инспектора объявил, что вечернее богослужение в 19 часов, в Лавре оно начинается в 2 часа ночи. Остаётся немного времени, чтобы отдохнуть.

В Великий пяток вечером совершается чин Погребения Спасителя. Начинается оно с утрени. После пения тропарей и окончания каждения начинаются Непорочны. Такое наименование усвоено 17-й кафизме (118-й псалом). Далее следует канон Погребения «Волною морскою...». Во время пения хвалитных стихир духовенство с отцом ректором исходят Царскими вратами к плащанице. Во время пения великого славословия совершается троекратное каждение плащаницы и при пении погребального «Святый Боже...» отец ректор возлагает себе на главу Евангелие, а поверх – плащаницу и шествует к западным дверям храма. Плащаница обносится вокруг. После входа перед Царскими вратами отец ректор произносит: «Премудрость, прости» – и полагает плащаницу на прежнее место. Совершается её каждение при пении «Благообразный Иосиф...». Далее читается паремия и Апостол. Диакон громогласно возглашает: «Да воскреснет Бог, и расточатся врази его...» и другие стихи. Хор торжественно поёт после каждого стиха «Аллилуия». Далее читается Евангелие. По окончании богослужения духовенство, учащиеся и все верующие прикладываются к плащанице. Хор поёт стихиру «Приидите, ублажим Иосифа приснопамятнаго...».

Наконец совершается последнее богослужение перед Святой Пасхой. Это литургия Василия Великого, которую предваряет чтение часов и изобразительных. Далее – вечерня, соединённая с литургией. После службы совершается благословение хлебов и вина.

Литургию Великой субботы возглавил секретарь Совета протоиерей Алексий Остапов.

В этот день совершается освящение яиц, куличей и пасок. При этом поётся воскресный тропарь «Егда снизшел еси...». Освящать куличи приходит множество людей, выстраивается очередь не только в помещении, но и на улице.

Богослужение Страстной седмицы закончено. На середине храма остаётся плащаница, и верующий народ спешит воздать честь Богу и Спасителю, приложиться с благоговением и сердечным умилением к этой святыне.

До 22.30 все учащиеся свободны. Многие подшивают белые воротнички, готовятся достойно встретить праздников праздник.

Близится время пасхального богослужения. По звонку учащиеся следуют один за другим в храм. Ещё только 22.30, а народу уже полным-полно. Участники хора, чтобы не пробираться через толпу, проходят на хоры через Церковно-археологический кабинет.

Примерно в 23.20 выходят на амвон три священника и начинается полунощница. Она состоит из канона «Волною морскою...», тропаря «Егда снизшел еси...» и сугубой ектении. Особенность полунощницы состоит в том, что, когда хор поёт последние слова катавасии девятой песни канона «Востану бо и прославлюся...», священник поднимает плащаницу и полагает её на престол в алтаре, где она остаётся до отданья Святой Пасхи.

Полунощница окончена. Все в ожидании стоят со свечами – море свечей.

Пасхальное богослужение принято начинать в полночь. В напряжённой тишине из алтаря слышно тихое пение: «Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». После небольшой паузы пение звучит немного громче. В третий раз в алтаре поют ещё громче: «Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небесех». В это время Царские врата открываются, и хор торжественно заканчивает: «И нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити».

Духовенство во главе с отцом ректором выходит из алтаря, и начинается крестный ход с тем же песнопением. Впереди несут фонарь, за ним запрестольный крест, запрестольный образ Божией Матери; далее следуют хоругвеносцы, певцы, свещеносцы, диаконы, а за ними – священники. В последней паре духовенства идущий справа несёт Евангелие, а тот, что слева, – икону Воскресения. Завершает шествие отец ректор с трисвещником и крестом в левой руке. Певчие поют «Воскресение Твое, Христе Спасе...». В это время совершается крестный ход во всех храмах Лавры. Слышен звон колоколов. После крестного хода вокруг храма идущие останавливаются в притворе пред закрытыми западными дверями. Отец ректор возглашает: «Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей, и Нераздельней Троице всегда, ныне и присно, и во веки веков». Певцы поют: «Аминь». Духовенство поёт трижды: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав». Певцы повторяют то же. Это песнопение многие верующие воспринимают со слезами умиления. Далее духовенство поёт пасхальный стих «Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его...» и другие стихи. После каждого стиха и после «Слава и ныне» певцы поют: «Христос воскресе», то же повторяет духовенство. В это время открываются церковные двери и хор, который находится в академическом храме, с воодушевлением подхватывает: «И сущим во гробех живот даровав». Надо заметить, что на Пасху чтения почти нет, кроме Апостола и Евангелия, вся служба поётся.

На каждой песни канона совершается каждение алтаря, иконостаса, всего храма, народа. В это время священник возглашает: «Христос воскресе», народ отвечает: «Воистину воскресе». И так несколько раз. Первое каждение совершает отец ректор, далее – попарно два священника. У всех приподнятое настроение.

Но вот поют пасхальные часы и начинается Божественная литургия. Отец ректор и большинство духовенства переоблачаются. С давних пор принято на Пасху менять несколько раз облачение. Связано это с тем, что раньше многие зажиточные люди жертвовали в храм иконы, богослужебные сосуды, а также богато расшитые облачения. Некоторые жертвователи просили, чтобы в первый раз подаренное облачение было надето на Пасху. Но так как дарителей иногда оказывалось несколько, то приходилось священнику менять облачение столько раз, сколько к этой Пасхе было их подарено, чтобы не обидеть жертвователей. Такой обычай символизирует и неоднократное явление Господа по воскресении. Кроме того, это делалось, чтобы подчеркнуть особое торжество, полноту и красоту праздника.

Поются праздничные антифоны. На третьем антифоне «Христос воскресе» поётся различными напевами, а также на греческом и латинском языках. Звучит торжественный прокимен «Сей день, его же сотвори Господь...». Читается Евангелие на 14-ти языках. Литургия заканчивается. После запричастного стиха хор поёт несколько так называемых пасхальных концертов – сложные песнопения, прославляющие праздник. Через некоторое время отец ректор выходит из алтаря и читает пасхальное послание Святейшего Патриарха Алексия.

По заамвонной молитве освящается артос (хлеб). Пасхальное богослужение, продолжавшееся почти всю ночь, заканчивается. Многие поздравляют друг друга, христосуются.

В этот радостный день вспоминаются слова Христа Спасителя, сказавшего, что Отец Небесный повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных39. И на Святую Пасху Бог Отец Небесный посылает радость всем, но, в отличие от солнца и дождя, радость воскресения Христова воспринимается лишь теми, кто имеет веру в Бога, другие же этой радости лишены. Надо сказать, что, кто строго постился, исповедовался, тот чувствует праздник особенно остро.

После службы все учащиеся и преподаватели собрались в столовой и ожидают появление ректора. Когда он входит, все встают с пением: «Христос воскресе». Протоиерей Константин поздравляет с праздником Светлого Христова Воскресения, благословляет трапезу. На столах освящённые красные яйца, куличи, паски и другие яства.

Так закончился первый день Святой Пасхи 9 апреля 1961 года.

В понедельник Светлой седмицы литургию служит иерей Алексий Остапов. По окончании совершается крестный ход. Из алтаря выносят крест, хоругви. Хор поёт ирмосы Пасхального канона. На крестный ход выходят почти все верующие. Идут вокруг храма, Евангелие читается на всех четырёх сторонах храма, его стены и молящихся окропляют святой водой.

Литургию во вторник совершил отец Иоанн Козлов. В столовой объявили, чтобы все после завтрака собрались в Трапезном храме для поздравления Патриарха Алексия с праздником Святой Пасхи.

Литургию в среду, 12 апреля, возглавил иеромонах Анатолий (Кузнецов). А после богослужения все узнали о полете Гагарина в космос. Смотрели телевизор, много было всяких разговоров, но все рассуждения сводились к тому, что всё в мире совершается по промыслительной воле Божией.

В четверг вечером на богослужении в честь иконы Пресвятой Богородицы, именуемой «Живоносный Источник», поются особые стихиры в честь Богородицы, а на утрене добавляется канон. После литургии, в пятницу, совершается чин малого освящения воды.

В субботу особый день; раздробляется и раздаётся после литургии артос – хлеб, который освящается на Пасху. Очень большое количество верующих пришло на службу, артос непременно желают получить все. Это хлеб, напоминающий о том, что Иисус Христос Своей крестной смертью и воскресением сделался для нас истинным хлебом вечной жизни.

Первая неделя после Святой Пасхи подошла к концу. В среду (19 апреля) начинаются экзамены.

Во вторник после Пасхальной седмицы Святой Церковью установлено поминовение усопших. День этот называется Радоница. В понедельник вечером в академическом храме совершалось вечернее богослужение, после которого все собрались на панихиду. Во вторник литургию совершал отец ректор в сослужении академического духовенства. После литургии была совершена панихида частично пасхальным чином.

В среду начало богослужения в 7.30. В 9 часов по звонку учащиеся собрались в храме на молебен перед экзаменами. Но сначала отец ректор сказал слово, в котором призвал учащихся вознести молитву к Богу о помощи на экзаменах и призвал серьёзно отнестись к ним, пожелав успеха.

21 апреля, в пятницу, академию посетил Патриарх Алексий. Он присутствовал на зачёте у второкурсников. Затем Патриарх осмотрел роспись притвора Покровского храма и оформление столовой. К этому времени работы только что закончились.

В тот же день состоялась лекция, посвящённая В.И. Ленину. После ужина некоторые учащиеся смотрели передачу по телевизору.

С 27 апреля к участию в богослужении приступили воспитанники 1-го класса, для которых началась церковная практика. Это облегчало участь всех остальных, поскольку их освобождали от вседневных богослужений.

28 апреля в кинозале академии читалась лекция о Первомае.

1 Мая – выходной день. В 9.25 многие учащиеся смотрели по телевизору репортаж с Красной площади о параде войск и демонстрации трудящихся. А затем, кто хотел, остались на телевизионный эстрадный концерт.

3 мая, в среду, совершался акафист Воскресению, который возглавил отец ректор. Студент II курса Лев Мормыль произнёс проповедь о Воскресении Христовом.

Время шло. Наступил последний день, когда поются пасхальные песнопения, – отданье Святой Пасхи. По окончании утрени хор пропел почти все пасхальные концерты. На второй день литургия прошла торжественно, но чувствовалась некая грусть. Кто знает, сподобит ли Господь встретить этот светлый и радостный праздник в следующем году?

21 мая – празднование памяти апостола и евангелиста Иоанна Богослова – совпало с воскресеньем. В этот день шесть лет тому назад был освящён академический храм. С особым душевным расположением многие вспоминали об этом событии, усердно молились Господу.

Экзамены чередовались с молитвой в храме, что придавало силы, помогало добросовестно готовиться и прилично сдавать. А там наступил праздник святителя Николая – перенесение его мощей из Мир Ликийских в Бар. Этого Божия Угодника чтут во всем мире, особенно он любим русским народом. После всенощного бдения был совершён ему акафист.

Время неумолимо приближает окончание учебного года. В субботу перед Пятидесятницей творим память всех от века усопших христиан, отец и братий наших. Поминовение усопших совершается перед праздником Сошествия Святого Духа на апостолов, с тем чтобы все христиане, в том числе и усопшие, уповали на спасение через благодать Святого Духа. Этот день ещё называют Троицкой родительской субботой.

Поскольку учащиеся присутствовали на панихиде, то экзамены начались в 10.30. Сдавали студенты III и IV курсов академии и 1–4 классов семинарии. После обеда некоторых из ребят попросили украсить храм берёзками.

В 15 часов в академическом храме был совершён акафист Святой Троице, а в 18 часов началось всенощное бдение. В самый праздник Святой Троицы литургию возглавил отец ректор в сослужении протоиерея Иоанна Козлова, иеромонаха Анатолия (Кузнецова) и других священнослужителей. Протоиерей Алексий Остапов служил в Лавре со Святейшим Патриархом.

Богослужение в день Святой Троицы особое: сразу после литургии начинается вечерня с великим прокимном, священниками в алтаре читаются коленопреклонённые молитвы.

В среду, 30 мая, состоялось заседание Совета академии. В этот день духовные школы посетили сотрудники Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете министров СССР.

В воскресенье, 4 июня, – выпускной. После литургии епископ Ярославский и Ростовский Никодим (Ротов) произнёс напутственное слово, а затем был благодарственный молебен, после которого служили литию у памятника почившим наставникам, а затем – молебен у мощей преподобного Сергия в Троицком соборе.

В 1961 году кандидатами богословия академию окончили: священник Николай Алексеев, иеромонах Савва (Бабинец), Иван Бобрышев, иеродиакон Макарий (Васькин), иеродиакон Филарет (Вахромеев), Николай Гурьянов, Степан Домусчи, Пётр Илькевич, Иван Конарь, Степан Костюк, Александр Криворучко, священник Пётр Мороз, Борис Нелюбов, иеродиакон Феофан (Орос), Михаил Плешинец, иеромонах Ювеналий (Поярков), священник Виктор Самохвалов, Георгий Сергеев, диакон Сергей Суздальцев.

Семинарию окончили 31 человек.

При академии были оставлены:

1. Иеродиакон Макарий (Васькин Василий Борисович) сотрудником библиотеки.

2. Иеродиакон Филарет (Вахромеев Кирилл Варфоломеевич) профессорским стипендиатом и преподавателем истории и разбора западных исповеданий, а затем и гомилетики. 14 декабря 1961 года был рукоположен в сан иеромонаха, с октября 1962 года – старший помощник инспектора.

3. Борис Александрович Нелюбов профессорским стипендиатом и преподавателем древнегреческого языка. Одновременно работал в должности референта Отдела внешних церковных сношений (ОВЦС).

4. Иеромонах Ювеналий (Поярков Владимир Кириллович). По окончании Ленинградской духовной семинарии три года учился в ЛДА. В связи с переходом на работу в ОВЦС продолжал обучение в МДА. Был оставлен при академии преподавателем Священного Писания Нового Завета. В 1962 году был возведён в сан игумена и назначен редактором бюллетеня Средне-Европейского Экзархата «Голос Православия».

5. Михаил Степанович Плешинец профессорским стипендиатом.

В самый день выпуска в 17 часов в кабинет ректора пригласили всех преподавателей для беседы с сотрудниками городского финансового отдела, которые разъяснили, что, согласно новому положению, преподаватели должны теперь каждый квартал платить налоги. В зависимости от месячной зарплаты начислялся подоходный налог, доходивший иногда до половины причитающейся суммы.

Через некоторое время, когда первый взнос был уплачен, пришло уточнение, что по означенной статье платят только преподаватели в священном сане и работающие на приходе, остальные должны платить по другой статье, как кустари, то есть работающие не на производстве. Так как по этой статье налоги меньше, многим, уже заплатившим, деньги вернули. Когда люди получали в сберкассе свои деньги, то пустили слух, что духовную академию содержит государство.

Преподаватели А.И. Георгиевский и В.И. Талызин написали письмо генеральному прокурору с жалобой на финансовый отдел. Об этом стало известно в Совете по делам РПЦ при Совмине. Ректора протоиерея Константина вызвали и сделали ему замечание. Но отец Константин был большой дипломат и сказал, что преподаватели написали генеральному прокурору для того, чтобы не повторилось ошибки, в результате которой возник слух, что преподаватели духовной школы получают зарплату от государства. Все успокоились.

* * *

Примечания

35

Если канун праздника Рождества Христова и Крещения Господня совпадает с субботой или воскресеньем, то тогда совершается литургия святого Василия Великого.

36

Сложное песнопение, которое звучит по окончании богослужения. Текст этих песнопений составлен в основном из псалмов или из праздничных стихир.

37

Это очень сложное вокальное сочинение, полное название которого звучит так: «Проводы масленицы из музыки к весенней сказке А. Островского «Снегурочка»».


Источник: Академия у Троицы. Воспоминания о Московских духовных школах (1944–2004) / М.Х. Трофимчук. – Изд. Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. - Сергиев Посад: Тип. Патриаршего изд.-графич. центра, 2005. – 639 с.

Ошибка? Выделение + кнопка!
Если заметили ошибку, выделите текст и нажмите кнопку 'Сообщить об ошибке' или Ctrl+Enter.
Комментарии для сайта Cackle