М. Рождественская

Источник

Христиане – мученики

Житие святого Федора Тирона212

Месяца февраля в шестнадцатый день213 слово святого мученика Федора Тирона. Господи (благослови).

Во времена царствования царя Валента214 в Афинейских пределах и при его мужественных боярах появился некий воин в городе, называемом Андреокий, – сильный, дерзкий, очень богатый, по имени Федор, первый боярин среди всех, и был он возлюбленным рабом Божьим. И жил святой в том городе, где был колодец, кипящий благодатной водой. Охраняли тот колодец звери и змеи, и множество других гадов. И каждый год царь приносил им жертву: коров двенадцать, и девиц восемьдесят, и ягнят двадцать пять. И (тогда) колодец выпускал воду, и весь народ насыщался (ею).

И вот однажды в те дни царь увидел сон, и охватил его страх, и с тревогой послал он за Федором с просьбой прислать его воинов. И согнал (к себе) царь всех, и призвал своих бояр, которые веселились, и сказал им: «Бояре и все князья, и все собравшиеся! Кто из вас (когда-нибудь) видел сановника с копьем в руках, имеющего при себе обоюдоострое оружие и сзади оружием опоясанного? Тот (человек) первым напал на меня, и внезапно пронзил меня, и жилы целой не оставил». И отвечали ему князья, говоря: «О царь, владыка властный! Мы о таком человеке не знаем, не ведаем». Царь же исполнился гнева и ярости и сказал: «Не прейдет царство мое, пока не найдется человек тот, овладевший славой моей, и князья мои не сменятся».

Святой Федор, видя, что царь опечалился, сам затужил. И сказал собравшимся так: «О люди мои! Мы – воины царя и пока живы, готовы умереть за него». Так сказал Федор.

Поднявшись наутро, взял он своих боевых коней, облачился в доспехи и оружие взял, и отправился по странам и племенам, что закона не чтут, но не нашел того, кого искал. Много дней спустя прибыл он в Сирию и подъехал к темному лесу. Пришел он на открытую поляну и обнаружил там выкопанный колодец, затянутый тканью, и спустился в него, и увидел в нем сарацин, числом сто, а женщин – восемьдесят и детей – сто. Увидел Федор, что они наги215, и, схватив меч свой, напал на них. Они же, не имея оружия, стали сопротивляться. И победил их Федор, и, связав, погнал их в Римскую землю, где находился царь. И как увидел их царь, то вдруг узнал некоего чужеземца, которого видел во сне, и сказал: «Это царство мое Бог испытывает». И велел схватить его и отсечь ему голову. Девяносто же (человек) велел убить, а тридцать – затворить в темницу, а детей и жен взять в рабство. И был царь радостен, и в то время не приносил жертву змею. И разгневался змей и остановил воду, и были люди все опечалены этим, и скот у них подох. Увидела же мать Федора, что конь сильно жаждал воды (испить), ведь конь этот был первым в битвах. И взяла она собственноручно его под уздцы и одна пошла к колодцу. Было же то место, где он находился, ужасным и страшным, из-за сильных потоков и пропастей, через которые ей надо было перебраться, и зверей было полно. Когда же она подошла к колодцу, то увидела место это дикое и страшное и пришла ужас. Но затем отбросила всякую женскую немощь, набралась мужества и устремилась туда. Подойдя к самому колодцу, увидела, что внизу воды мало. Она привязала у берега коня, вошла (в воду) и, напоив коня, вышла. Была же она женщиной с прекрасным лицом и волосами. И как увидел ее змей, то задумал похитить, и смотрел он на нее свирепым взглядом. И вот, когда вошла она внутрь колодца в третий раз, появился громадный змей и с громким криком схватил ее. Женщина же, увидав (змея), услышав страшный его голос, внезапно опрокинула сосуд, переменилась в лице и голос потеряла. И тут схватил ее змей, потащил в свое жилище и запер (в нем).

И вот пришли слуги, искавшие ее, и не нашли нигде, но нашли привязанного коня и сосуд, стоявший у колодца. И поняли, что ее похитил змей, и с рыданием возвратились домой.

Федор де был тогда в палатах у царя, и вернулся он в свой дом, и услышал, что плачут о матери его, и расспросил своих слуг. И сказали ему слуги: «Твоя мать, а наша госпожа, похищена змеем!» Слышав их плач и рыдания, Федор воскликнул: «Увы мне, мать моя! Не нашлось никого, кто бы пришел на помощь к тебе в тот час, когда напал нечестивый змей! И я отлучился от благой твоей души, противно Богу!» И, сказав так, Федор прекратил плач, препоясался оружием и отправился к колодцу, чтобы сразиться со змеем. А царь отправился к Федору и увидел, что тот вооружен и хочет идти к колодцу. И сказал ему царь: «О Федор, чадо (мое), что ты не можешь сделать, то и не думай о том!» Святой же Федор ответил царю: «Ты ведь знаешь, царь, что среди всех народов, куда ты посылал меня, я мужественно (сражался) и заслужил твою похвалу. А теперь как я могу ради спасения матери не повоевать?» И сказал царь: «Я увидел, что среди разных народов, куда я тебя отправил, ты мужественно (воевал), имея ум твердый, оружие острое и сердце бесстрашное. Добрые воины воевали тогда с тобой, а теперь тот вход, в который ты хочешь войти, слишком узок, а змей ненасытен. Нет там места, где бы против (змея) встать, ни оружие вынуть, (змей же) ползает животом и грудью по земле и невидим, не сможешь ты с ним сразиться». Федор на это ответил: «Если хочешь владыка, устрой по-доброму дом мой, скот раздай вдовам и сиротам, а рабов освободи, коней же моих и оружие воинское держи в царстве своем. В первую субботу совершай поминовение по мне. И повели мне сотворить молитву да идти к источнику, а не расслабляй меня». Увидел царь, что он непреклонен, и, став на колена, начал молиться, говоря так: «Господи Боже! Как к наследникам своим Иакову и Иосифу216, когда хотели они идти в Египет, ты пришел и дал власть, так услышь, господи, голос молитвы моей, избавь раба Федора от беды, от всяческих вражьих помыслов, и благослови, чтобы снова возвратился он ко мне». И, окончив молитву, сказал царь: «Чадо мое Федор, не допусти похвалы другому, да недремлющий ангел хранит тебя!» Федор преклонил колена свои, принял молитву отца и отправился на колодец, а царь сидел у колодца три дня и три ночи, ожидая воина.

По прошествии трех дней вошел он в палату свою, печалясь о воине. И призвал архиереев и сказал им: «Отцы и братья, помолитесь о нем перед Богом, чтобы избавил господь доброго воина от зверя, об опасности которого я слишком мало думал».

А раб Божий Федор проник в змеево жилище и обнаружил свою мать, убранную золотыми и серебряными украшениями, словно девица, и двенадцать больших змей обвивали ее ноги, а перед нею (находилась) аспида морская. А старый змей восседал впереди на золотом престоле, и некоторые гады, большие и малые, лежали перед ней, сторожа ее. Увидев это, раб Божий в ужас пришел. И вот увидел он свою мать, замыслил ее похитить и приблизился к ней. Но вдруг поднялись со свистом двенадцать змей, а мерзкая аспида зашипела и облизывала свою пасть. И старый (змей) надвинулся (на него) так, что невозможно человеку и глаза поднять на него, желая сожрать живым раба Божия. Федор же, увидев множество змей, пришел в ужас и молился, говоря так: «Господи Боже, знающий все, Властитель над всем невидимым и непостижимым, Создатель всего, услышь молитву мою, чтобы одолеть мне врагов, мерзких змей этих, и прославится имя твое святое!» И был голос ему, говорящий: «Мужайся, Федор, я с тобою!» И простер (Федор) руку свою, и пронзил змея и аспиду, и все воинство змеиное победил.

Но громадного змея не было там, он охотился в поле. И схватил Федор свою мать, говоря ей: «Выходи, мать моя, уйдем из адовых рук». И пока они говорили, возвратился громадный зверь и увидел их. Взор его был грозен и страшен, и в длину имел он семь локтей, а ширину – двенадцать, да три головы. И притащил он с собой двух отроков и трех оленей, и осмотрелся нечестивый, и увидел, что жилище его разрушено, увидел воина, обнимавшего свою мать, и сильно рассвирепел. И гневно испустил на них дым и тьму кромешную. А раб Федор в ужас пришел и стал молиться: «Господи Боже наш, ты извел Иону из чрева кита217, который, сначала пожрав его, через три дня выпустил, ты Даниила избавил от напастей львиных218, так помилуй же и спаси меня и рабу свою, да одолею я змея этого!» И снова был ему голос, говорящий: «Мужайся, Федор, я с тобою!» И замахнулся (Федор) копьем, и ударил змея так, что не мог тот видеть, и пронзал утробу его, и изнутри, и снаружи.

И семь дней был Федор вместе с матерью в затворе. И молился Федор Богу, так говоря: «Господи Боже, сущий на небесах и на земле, разрушивший врата и цепи адовы, внемли молитве моей, ибо ныне слава моя в горьких пропастях пребывает, сошел я в глубины земные, да отринет жизнь моя печаль и устремится она к тебе, Господи Боже мой!» И, желая спасти его и избавить от беды, Господь Бог послал к нему архангела Михаила, и тот заставил воду течь своим путем. И повелел рабу Божию (Федору) выйти с матерью своею и с двумя отроками и отправился возвестить (об этом) царю. И вот появилось облако светлое и покрыло их. И потекла вода обильная, словно река, и увидели люди воду на месте том и раба Божия (Федора) с матерью его и с двумя отроками, и пошли известить об этом царя. И обрадовался царь, встретил (Федора) и стал расспрашивать, как же он убил змея и все его войско. И поставил его первым надо всеми, и с тех пор боролся (Федор) с разными народами и побеждал их.

А потом умер царь и Федор преставился в Пенетии Ираклийской219. Царствовал там царь Ликиний220, и много страданий от него принял (Федор) и усечен был им. Принял он венец (мученический) от Бога и бесов изгонял, слепым зрение давал, глухим – слух, немым – голос, а нам, почитающим его, подаст милость и щедроты, каковые дает всем, кто с упованием творит пречестную память о нем.

И подаст им господь Бог помощь неизреченную, наполнятся (дома их) пшеницею и вином, и маслом, и всеми благами. И подаст Господь им благословение, как Аврааму, Исааку и Иакову, и да удостоит их Царства Небесного! Богу нашему (слава).

Житие святого мученика Никиты

Месяца сентября в пятнадцатый день страдания святого Христова мученика Никиты. Господи благослови, отче.

Некогда жил мудрый муж по имени Никита, сын царя, которого звали Максимианом. И сильно любил он Христа, желая быть сосудом избранным для него. И увидел он ночью во сне видение пречестного креста над своей головой, а, увидев, пал ниц и поклонился ему. Когда же он восстал ото сна, то вышел в город и стал спрашивать всех, говоря: «Кто покажет мне тот образ, что видел я во сне ночью?» И вот встретил он женщину по имени Ульяна, которая сказала ему: «Ты владычествуешь надо всем миром, я же боюсь отца твоего, а то показала бы тебе тот образ, что видел ты этой ночью». И ответил блаженный: «Не бойся, женщина, много богатства дам тебе (за это)». И нагнулась блаженная (женщина), просунула руку в утробу свою и вынула крест221, (изображавший) пресвятую Богородицу Марию. Увидев крест, блаженный поклонился ему, говоря: «Воистину это то самое видение, что видел я сей ночью!»

В тот же час отправился он к отцу своему и сказал ему: «О неверный ты беззаконник! Приносил жертвы языческим богам, не ведая до сих пор (истины)». И совлек он с себя дорогую одежду, сам оделся в нищенское суконное платье, говоря: «Господи, настави меня на путь твой, я буду молиться тебе».

И явился к царю юный отрок по имени Ульян – преступник, пришел он к отцу его, говоря: «Уверяю тебя, царь, что милый сын твой молится Богу, рожденному Девой Марией, и отрекается от твоих кумиров». И сказал ему царь: «Отрок мой, если ты расскажешь мне (все), то много богатства дам тебе, и по повелению божьему мою вторую дочь отдам за тебя, и станешь мне зятем».

Узнав, что Никита молится в церкви Богородицы на восток, сказал ему царь: «О сын мой милый, слышал я о том, но не верил, нынче же увидел я тебя сам и поверил, что молишься ты богу христианскому, а от моих кумиров отрекаешься!» И сказал ему святой Никита: «О беззаконник, боги твои глухи и немы, слепы и безгласны, уста имеют, а не говорят, глаза имеют, а не видят, уши имеют, но не слышат, руки имеют, но не осязают, ноги имеют, но не ходят, ноздри имеют, но не обоняют, падают, а не встают. Если они сами себе помочь не могут, то как другому помочь – не ведают. А если ты упрекаешь меня, то отдай мне своих кумиров, сколько есть, и я тайно поклонюсь им!» Царь обрадовался и отдал ему двенадцать золотых кумиров. Взял их блаженный (Никита) и отнес на место судное. Там, схватив жезл, растер их в порошок. И вот сошел царь с престола своего и сказал: «О сын мой милый, не видел я, как ты жертву моим богам приносишь». Тогда сын взял его за руку и привел на место судное, где были кумиры и где поклонялись им. И взглянул правитель, и не увидел ничего, и вскричал со словами: «О сын мой, кто же сделал это, не Егорий ли тебя подучил, которого брат мой Дадиан замучил?»222 И ответил ему святой Никита: «Никто не подучил меня, а уповаю я на Бога моего живого и бессмертного, дабы избавил он меня от беды».

И тогда велел царь вывести Никиту за пределы города и привязать его к столбу, и бить бычьими жилами, омоченными в уксусе и желчи.

Добрый же мученик Христов Никита вытерпел это мучение и помолился, говоря: «Благодарю тебя, Господи мой, что похвальной памяти удостоился я и плоть моя от железа гибнет, и тонкое тело мое увядает!» И сошел к нему ангел Господень по имени Михаил и сказал ему: «Радуйся, мученик Христов Никита, вестник наш, наказание бесам и соблазн для демонов, взгляни (наверх) и увидишь благие твои дела!» И взглянул блаженный на небеса, и спросил его Михаил: «Что видишь?» Он же ответил: «Вижу венец, посреди него руку Господню, а в ней словно бы голубь и столп огненный от земли до небес». И спросил Михаил: «Что скажешь о том?» Блаженный же ответил: «Говорю, что не Бог ли это». И сказал ему Михаил: «Это не Бог, это венец твой (мученический)».

Затем царь повелел привести святого и, развязав его (руки и ноги), положить под четырьмя колесами. И привести красивую девицу, и положить к нему, чтобы сочеталась она с ним, и так принесли бы они жертву языческим кумирам.

Тогда блаженный отгрыз язык свой и выплюнул его в грязь. Непотребная девица увидела, что уста его наполнились кровью, и погнушалась им, не содеяла греха. Отправилась она к отцу его и сказала: «Уверяю тебя, что сын твой языка не имеет, язык он отдал Богу своему!»

Тогда царь велел принести ложе, были же у него девять колес223. И разожгли на нем огонь со смолою, и положили на него Никиту. Добрый же мученик Христов, вздохнув, дунул на ложе, и тогда проросла на нем трава, и возлег он на ней, распевая: «Благословен грядущий во имя господне, Бог, явившийся нам»224. Увидел царь совершившееся чудо, страшно удивился и разгневался. Тогда повелел он воинам отвести святого Никиту на высокую гору и, связав, спустить вниз с горы. Святой же слетел с горы ничем не вредим. Воины, увидев чудо, совершившееся со святым Никитой, поклонились ему, говоря: «Веруем и мы в Бога твоего, мученик Христов Никита!» И перекрестил он их правой рукой, и сказал им: «Идите с миром – и войдете в рай». И пошел он к отцу своему и сказал ему: «Немилостивый беззаконник, разве не видишь ты силы Бога моего?» Услышав это, царь сидел как немой, не в силах ничего ответить. Поразмыслив, повелел он обернуть Никите уста ремнем и затянуть (всего) так, чтобы тот не смог двигаться, принести рогатину железную размером в двенадцать локтей и острую с четырех сторон. И велел царь просунуть эту рогатину в право ухо, а вынуть из левого, под ноги ему рассыпать угли, а в рот ему насыпать пепла, резко подвесив, а под мышки ему поставить два железных светильника. А затем велел царь поджечь под (мучеником) хворост.

И, явившись к нему, дьявол начал говорить так: «Закуйте нашего попирателя и мучителя, никто из ваших властителей не одолел нас, этот же победил было нас, да ныне сам ни во что (обратился)» Святой же Никита отвернул лицо свое, чтобы не видеть его. Дьявол же вскричал: «О горе мне лютое! Схватить меня хочет мученик Христов Никита!» И, произнеся это, дьявол отошел от него.

Потом повелел царь заковать святого Никиту оковами и посадить в темницу. Дьявол же облачился в ангельское одеяние и отправился в темницу, говоря Никите: «Радуйся, мученик Христов Никита!» Блаженный спросил: «Кто это приветствует меня?» А дьявол ответил: «Я, ангел Господень, с небес сошел поговорить с тобою, чтобы ты принес жертву кумирам, а потом помолись Богу своему, и не ввернешь себя во многие мучения». Блаженный же, воздев руки свои к небесам, а колена преклонив к земле, помолился, говоря: «Господи, покажи, кто это говорит со мной, ведь не на пользу (душе) моей говорит?» И сошел ( с небес) архангел Михаил, говоря ему: «Протяни руку свою, мученик Христов Никита, и схвати того, кто сам про себя скажет».

И протянул блаженный руку, и схватил дьявола, и повергнул его пред собой, и наступил ему на шею, и задавил его. Увидел он, что дьявол засипел, и снял с себя железные оковы, которые были у него на ногах, и стал бить дьявола оковами, говоря: «Отвечай мне, демон и бес, кто послал тебя сюда?» Бес же сказал: «Страстотерпец Божий, ослабь мне (тяжесть) ног твоих, и я скажу тебе, что послал мен отец мой, Сатана, который приходил к тебе». И спросил его святой Никита: «Скверный, нечистый, как же ты дерзнул сюда войти?» Отвечал ему бес: «Страстотерпец Божий, как ты стремишься из рук Вседержителя венец принять, так и мы стремимся от отца нашего Сатаны благодарность получить!» И сказал ему страстотерпец: «Ответь мне, бес, как зовешься ты по имени?» И отвечал ему бес: «Я тот, кто называется Вельзевул. Я тот, кто борется с епископами, я тот, кто толкает людей в огонь и потопляет в водах, я тот, кто заставляет людей грешить и платить женщинам (заставляю их так поступать), и у нас на том свете воздастся им мзда и обличат (они) ее. Да лучше бы им безо (всякой) мзды согрешать! Я тот, кто устраивает так, что молвят люди, якобы некий поп грешен, и не будем мы, мол, из его рук причастие принимать! Да будут прокляты говорящие так, а поп таков, что когда входит он в дом Божий, преклонит (колена) и снимет (с себя) бремя грехов своих, и войдет в алтарь в пламенных ризах и потом скажет: „Да наполнятся уста ваши”, и снова поклонится и, взяв бремя грехов своих, выйдет вон».

И вот, когда прошло три года, как сидел святой Никита в темнице, вспомнил о нем царь и повелел привести его на судное место. И когда вели его туда, то держал он беса за руку, и придя на судное место, поверг беса ниц пред царем. И сказал ему царь: «О Никита, это бог твой!» Блаженный же ответил: «Это не бог мой, но это приспешник твоих козней!»

И повелел царь приковать святого Никиту между двумя столбами и перепилить тело его пополам. Добрый же мученик Христов Никита и эту муку вытерпел и помолился со словами: «Благодарю тебя, Господи Боже мой!» И, сказав это, остался невредим, а пила стала как воск.

И вот стали похваляться два кудесника, называемые Нахомей (Пахомий) и Адонай, говоря царю, что якобы могут они Никиту предать смерти. И сказал им царь: «Кудесники мои, если сотворите это, то будете мне друзьями и большое богатство я вам дам». И добыли кудесники змеиный яд (растертый) с травой и много другого зелья, и дали блаженному испить из чаши. Добрый же мученик Христов Никита взял чашу, совершил над ней крестное знамение, вздохнул, и тогда выпала роса с неба и капнула в чашу, и закипела чаша, и все зелье волшебное выкипело и вылилось на землю. А блаженный испил чашу с телом и кровью Христовой и пребывал так, славя Господа нашего Иисуса Христа. Увидели кудесники такое чудо и поклонились ему, говоря: «Веруем и мы в Бога твоего, мученик Христов Никита». И спросили они его, говоря: «Страстотерпец Божий, как называется имя твое?» И сказал он им: «Первое имя мое – христианин называюсь, а второе – Никита, Христов мученик». И, пав пред ним, поклонились ему кудесники, говоря: «Веруем и мы в Бога твоего, мученик Христов Никита!» И окропил он их из чаши и крестил их во имя Отца и Сына и Святого Духа, и сказал им: «Идите с миром в рай!»

И сказал отцу своему святой Никита: «О беззаконник, почему не осознаешь ты свершившихся чудес, которые сотворил Бог мой, и не веруешь в него?» И сказал ему царь: «Стоит издавна столп каменный, а в нем лежат мертвые, и если ты убедишь каменный столп воскресить мертвецов, то поверю и я в Бога твоего». И сошел (с небес) архангел Господень Михаил и сказал ему: «Радуйся, мученик Христов Никита, услышана молитва твоя». И перекрестил Никита столп правой рукой. И тогда выросла из столпа лоза и наполнилась гроздьями виноградными, а среди них медом добрым. И восстали двое супругов, и пошли, и поклонились ему, говоря: «Веруем и мы в Бога твоего, мученик Христов Никита». Спросил их страстотерпец: «Откуда имя мое знаете?» Они же отвечали: «От века мы лежали и мучились, а ныне именем твоим здесь пребываем, как же нам не знать твоего имени?» И тогда вскричали все жители города: «Веруем и мы в Бога твоего, мученик Христов Никита!» И сказал им царь: «Не прельщайтесь, люди мои, хитрит он и соблазняет вас».

И восстали все люди с царицею против царя, а из столпа того потек мед, смешанный с миром и маслом. Блаженный же Никита крестил весь город, восемь тысяч мужчин и четыреста, а женщин девять тысяч, а детей тысячу.

Упокоился же святой мученик Христов месяца сентября в пятнадцатый день, в воскресенье в три часа дня. И спустились ангелы Господни, не дали телу его лежать на земле, но взяли его в святой град, где почивают мощи святых мучеников Харлампия и Евлампия, и В(о)нифатия. И мощи его (тоже) в святом граде.

Где читается и кто слышит святое чтение о пречестном и преславном мученике Христовом, врачевателе Никите, тот, если начинает плохо учиться делу своему, то хорошо научится, если болеет – получит исцеление, если в горьком рабстве пребывает, то освободится, если бесы мучают, то избавится от них, а сирота и вдовица заступничество получат. У кого же будет это чтение о святом преславном мученике Христовом Никите, то за шесть дней отбегут от него грехи, а за сорок дней – демоны.

О Христе Иисусе, о Господе нашем (молимся), Ему же слава ныне и присно и во веки!

* * *

212

Греч. «новобранец».

213

Так в рукописи. Память вмч. Федора Тирона совершается 17 февраля.

214

Валент – Валент Флавий, римский император (364–378).

215

Т. е. не вооружены.

216

Иосиф – старший из двух сыновей патриарха Иакова, о его жизни и деяниях рассказано в Книге Бытия. Иосиф кормил народ хлебом в голодные времена, владея землей в Египте. Пророк Моисей, выводя евреев из египетского плена, вынес оттуда и набальзамированное тело Иосифа и похоронил в земле Ханаанской.

217

Иона – пророк, живший в царствование израильского царя Иеровоама. Однажды он получил от Бога повеление идти в Ниневию с проповедью покаяния. Но Иона не послушал бога и, сев на корабль, отправился в другую сторону. Поднялась буря, и когда мореплаватели бросили жребий, кого принести в жертву небесам, выбор пал на Иону. Он сознался в неповиновении Богу и просил бросить его в море. Буря мгновенно утихла, а Иону сожрала огромная рыба. Иона находился в ней три дня и три ночи, постоянно молясь о спасении, и был выброшен на сушу целым и невредимым. В христианской традиции Иона символизирует трехдневное пребывание грешника в аду и чудесное спасение в покаянной молитве.

218

Даниил – один из так называемых «больших пророков», царского происхождения, иногда его относят к роду царя Давида. За свою привязанность к отеческой вере Даниил при правлении царя Дария был брошен в ров к разъяренным львам, но чудесным образом был спасен Богом (см. Дан. 6:10–24).

219

Скорее всего, имеется в виду город Гераклея Понтийская в области Вифиния, расположенный на берегу Черного моря, Понта Эвксинского.

220

Ликиний (Лициний) Публий Флавий Галерий Валериан (ок. 263–324) – римский император (312–324).

221

В других списках говорится не о кресте, а об образе Богородицы. Данный текст ближе греческому оригиналу, где назван энколпион – известный на Руси небольшой двусторонний крест, часто изображающий на одной стороне образ Спаса, а на другой – Богородицу.

222

Скорее всего, имеется в виду римский император Диоклетиан (284–305), при котором был замучен св. Георгий. Отличался особо жестокими гонениями на христиан.

223

В других списках сказано, что ложе, или одр, имело размеры в девять локтей. Место не совсем ясное.

224

Слова церковного песнопения.


Источник: Апокрифы Древней Руси / Сост., предисл. М.В. Рождественской. – СПб: Амфора, 2002. – 239 с.

Комментарии для сайта Cackle