С.В. Шумило

Источник

Ктиторство запорожских казаков на Афоне

Имеется немало описаний того, как происходил сбор пожертвований и милостыни афонскими монахами на Запорожской Сечи. В частности, епископ Екатеринославский и Таганрогский Феодосий (Макаревский) пишет, что на Сечи, как и вообще в Запорожских землях, афонские и греческие монахи всегда были желанными гостями, постоянно приезжали на Запорожье и даже проживали на Сечи по нескольку лет79, посещая вместе с монахами украинских монастырей «все слободы, все зимовники и хутора православного казачества для совершения у христиан церковных треб и для преподания верующим духовных утешений»80. Кроме того, по словам еп. Феодосия, иногда запорожцы и сами путешествовали на богомолье не только в украинские монастыри, но и на Афон, и в молдавскую Драгомирну81.

Иеромонах Леонтий (Яценко-Зеленский) описывает, как он приблизительно в этот же период собирал милостыню на Запорожье для своего Полтавского Крестовоздвиженского монастыря. В частности, он сообщает, что жили они на Сечи в отдельном так называемом «чернецком дворце»82, где останавливались монашествующие и священники. Собрав пожертвования, они «выехали из Сечи караваном, при коем угнали оттудуж 16 верховых лошадей, столько вывезли материи, сколько и галуну, сафяну, мишин и прочего», а также «с верхом два воза рыбой и два с солью»83.

Аналогично и в свидетельстве запорожского Коша, выданном посланнику прп. Паисия Величковского о. Пахомию, от 20 апреля 1771 г. (No 856) сообщается: «Монаху Пахомию дано сые в том, что имеющоеся у него на четырех возах, яко то железо, канат, полотно, вуны, церковные утварь и посуда, Евангелия два и что ны ест – то все испрошеное Войска Запорожского Нызового в Сечи от доброхотных дателей сего войска»84.

На основании этих описаний можем представить, как собирали пожертвования и посланные на Сечь монахи из святогорского «Черного Выра».

Как сообщает первооткрыватель архива Коша Запорожской Сечи А. Скальковский, «в особенности из Афонской горы монахи приходили для собирания милостыни в пользу своих монастырей. В Запорожском архиве беспрестанно встречаем об этом намеки и исчисления, сколько денег, рыбы, соли и мехов куды должно отправить»85.

В отличие от высшей элиты Российской империи екатерининской эпохи, постепенно отходившей от православия под влиянием новомодных антихристианских и гуманистических идей, запорожское казачество продолжало сохранять в своей среде консервативно-патриархальный строй и традиционные религиозные идеалы86.

Среди устоявшихся традиций запорожского казачества как раз и было оказание щедрых пожертвований на православные монастыри и церкви, которые они регулярно совершали во время паломничеств или посещения Сечи православными странствующими монахами и священниками. Практиче-ски каждый из казаков, избежав смерти на войне, оправившись от ранений или тяжелой болезни, делал посильный вклад на православные храмы и монастыри87. Кроме того, каждый запорожец перед смертью обязательно пытался отписать на церковь или монастырь пожертвования «на помин его души»88. Как отмечает Д. Яворницкий, «постоянные посещения богослужений и различных молебнов запорожскими казаками, особенно людьми старшего возраста, богатые пожертвования монахам, частые завещания казаков, учитывая близкую смерть, имущества в пользу церкви и духовенства, особенно бесчисленные пожертвования и разнообразные вклады, осуществляемые запорожскими казаками на монастыри, сечевые и приходские церкви, русские и греческие скиты деньгами, книгами, церковной одеждой, посудой, иконами, крестами, хоругвями, плащаницами, подвесками, золотыми и серебряными слитками, жемчугом, драгоценными камнями, дорогими тканями, богатыми кораллами – все это свидетельствует о большой ревности запорожцев ко храму Божию»89.

Эти описания помогают лучше понять причины особенного благоволения и ктиторства со стороны запорожских казаков в отношении основанного при их поддержке афонского скита «Черный Выр».

* * *

79

Феодосий (Макаревский), еп. Указ. соч. С. 90.

80

Там же. С. 85.

81

Там же. С. 92.

82

Две поездки в Запорожскую Сечь Яценка-Зеленского. С. 8.

83

Там же. С. 64–65.

84

ЦГИАК Украины. Ф. 229. Оп. 1. Д. 304. Л. 26.

85

Скальковский А. История Новой Сечи. С. 81.

86

Шумило С. В. Указ. соч. С. 377.

87

Скальковский А. Указ. соч. С. 81–82; Яворницький Д. І. Історія Запорізьких козаків. Львів: Світ, 1990. Т. 1. С. 196.

88

Яворницький Д. І. Там же. С. 196.

89

Там же. С. 194.


Источник: Шумило С. В. «Духовное Запорожье» на Афоне. Малоизвестный казачий скит «Черный Выр» на Святой Горе. — К. : Издательский отдел УПЦ, 2015. — 116 с.

Комментарии для сайта Cackle