В.Л. Задворный (католик)

Источник

Св. Агапит I (s. Agapitus I)35

13. V. 535 г. – 22. IV. 536 г.

Избранный Папой архидиакон Агапит происходил из знатной римской семьи. Его отец, Гордиан, после смерти жены ставший священником, в сентябре 502 г. во время раскола в Римской Церкви был убит сторонниками антипапы Лаврентия.

Византийские войска, которые вели успешные боевые действия в Африке, в 534 г. окончательно разгромили Вандальское королевство, и территории, прежде подчиненные правителям-арианам, вошли в состав империи, в которой господствовала Никейская вера. Начавшийся массовый отход от арианства, далеко не всеми принятого по доброй воле, но в большинстве случаев из-за страха перед свирепствовавшими гонениями, остро поставил вопрос о нехватке духовенства. Но в отношении священства Папа занял твердую позицию: бывшие ариане не могут быть посвящены в сан.

После разгрома королевства вандалов мечты Юстиниана о восстановлении Римской империи в своих прежних границах переставали быть чем-то эфемерным, начиная превращаться в реальность. Теперь императору необходимо было завладеть Римом, и поэтому судьба Италии, казалось, уже предрешена. Действительно, в следующем 535 г. армия победоносного полководца Велизария высадилась на Сицилии. Готского короля Теодата, вероломно завладевшего троном посредством убийства Амалазунты, охватил страх, так как он прекрасно понимал, что для Юстиниана это коварное убийство давало законный повод для вторжения в Италию. Пытаясь предотвратить войну, Теодат решил направить Папу с посольством в Константинополь: «Теодат же, почувствовав, что в лице императора он приобрел врага, посылает благочестивого Папу Агапита в Константинополь с тем, чтобы тот добился от Юстиниана прощения его преступления» (Paulus Diaconus. Historia Romana. XVI, 13). В случае же отказа от этой миссии Теодат угрожал Папе расправой (Liberatus. Breviarum. а. 536).

Прибыв в столицу империи 20 февраля 536 г., св. Агапит, будучи осведомленным о ситуации в Константинополе, где монофизиты, поддерживаемые императрицей Феодорой, имели достаточно твердые позиции, начал переговоры с Юстинианом с вопросов вероучения. Сначала Юстиниан, несмотря на обличения Папы Константинопольского патриарха Анфимия, совершенно определенно выступавшего против догматики Халкидонского Собора, пытался защитить своего епископа, но затем согласился на то, чтобы в его присутствии между двумя иерархами состоялся диспут. После этого диспута император вынужден был признать, что Анфимий не признает двух природ во Христе, и, сместив его с кафедры, предложил Папе самому избрать ему преемника. Выбор св. Агапита пал на священника Мину, которого он хиротонисовал 3 марта 536 г. «И рукоположен вместо него (Анфимия) Мина, пресвитер Сампсониевой странноприимницы, от руки Агапита, Папы Римского.» (Феофан. Хронография: 37, с. 167).

Вскоре после этого св. Агапит заболел и 22 апреля 536 г. скончался в Константинополе. Останки св. Папы были перенесены в Рим, и 20 сентября 536 г. положены в соборе Святого Петра (64, с. 59).

Память св. Агапита отмечается на Западе 22 апреля, а на Востоке – 17 апреля.

Сочинения

Послания, написанные св. Агапитом за время его непродолжительного понтификата, посвящены ответам на возникавшие вопросы церковной жизни. В послании Цезарию Арелатскому (июль 535 г.) Папа дал разъяснения, что нельзя продавать и раздавать церковную собственность на нужды бедных, указав, что на это есть специальная статья в расходах Церкви.

В ответном послании императору Юстиниану (октябрь 535 г.), в котором тот поздравлял его с избранием на Престол апостола Петра и просил дать разрешение на хиротинию в священный сан обратившихся ариан в связи с нехваткой православного духовенства в присоединенном к империи бывшем Вандальском королевстве, Папа, как уже отмечалось, занял твердую позицию: обратившихся ариан нельзя допускать к совершению божественной службы.

Но в историю литературы и образования имя св. Агапита вошло не в связи с его посланиями, а скорее благодаря тому, что именно он создал первую христианскую библиотеку в Риме. Хотя формирование фонда началось значительно раньше, когда Папа св. Дамас (366 – 384 гг.) организовал при базилике св. Лаврентия scrinium, представлявший собой вначале просто папский архив, который время от времени пополнялся различными рукописями, тем не менее именно св. Агапит превратил scrinium в библиотеку. Будучи архидиаконом Римской Церкви, он не только занимался собиранием книг для этой библиотеки, но и организовал работу по исправлению порченных кодексов и изданию хороших сверенных текстов (72, с. 165). Став Папой, он отреставрировал и украсил помещение библиотеки, о чем сохранилась надпись в стихах (72, с. 125).

Sanctorum veneranda cohors sedet ordine longo,

Divinae leges mistica dicta docens.

Hos inter residens Agapetus jure sacerdos

Codicibus pulchrum condidit arte locum.

Gratia par cunctis, sanctus labor omnibus unus;

Dissona verba quidem sed tarnen una fides.

Почтенная когорта святых восседает длинным рядом,

Мистическим изречениям Закона божественного обучая.

Есть среди них Агапит, священник законный,

Им для кодексов чудных красивое построено место.

Равная у всех благодать, труд святой их всех единяет,

Хоть у каждого различны слова, вера однако, едина.

Термин sacerdos (священник), использованный в этих стихах по отношению к Агапиту, в то время применялся не собственно к сану священника (sacerdotium), для которого использовался термин – presbyter, но именно к епископу, и, преимущественно, к епископу Рима.

Во время понтификата св. Агапита в Риме существовал интеллектуальный кружок, объединявший образованных людей, почитателей классической культуры Античности, в который, по-видимому, входили последний римский ритор Феликс, комментировавший Марцианна Капеллу, и консуляр Маворций, влюбленный в стихи Горация и Пруденция.

Папа также был дружен со знаменитым Кассиодором. Объединенные мечтой о соединении классического образования с религиозной жизнью, они хотели организовать в Риме христианский «университет» по подобию существовавших в Александрии и Низибии. Но мечты их так и остались мечтами: начавшееся вскоре завоевание Италии Юстинианом и связанное с этим полное разорение страны, погасило лампаду интеллектуальной жизни в Риме. Кассиодор писал: «Я прилагал все усилия вместе с блаженным Агапитом, Папой города Рима, чтобы сделать так, как это в свое время было учреждено в Александрии, а сейчас, говорят, в Низибии, городе сирийском, где усердно читают лекции евреям, чтобы собираемые в Риме средства получали бы учителя и профессора христианской школы, благодаря бы этому и души бы получали вечное спасение и язык бы верных совершенствовался в чистой и правильной речи. Но из-за ожесточенной войны, опустошившей Италийское королевство, я не смог исполнить свое желание». (Cassiodorus. De institutiones litterarum divinarum et secularum. I, praef.: PL. – T. 70. – Col. 1105 – 1106).

И теперь уже не в столице, а в калабрийском монастыре Вивариум, Кассиодор пытался воплотить в жизнь ту программу образования, которая была им задумана вместе с Папой Агапитом.

Но сама библиотека св. Агапита не пропала, она сохранилась и дальнейшая ее судьба была связана со св. Григорием Великим, который построил для нее новое здание на Латеране и перенес туда собрание книг своего предшественника (71, с. 167).36

Почитание св. Агапита I в России

Имя этого Папы было хорошо известно в Древней Руси. Канонизированный Восточной Церковью и включенный в литургический календарь, он почитался 17 апреля. Краткий рассказ о поездке св. Агапита в Константинополь, составленный на основании византийских источников, сохранивших сведения о пребывании его в столице империи и украсивших это путешествие чудесными явлениями, был помещен св. Макарием, митрополитом Московским, в его грандиозный свод житий святых – Великие Минеи-Четии (XV в.). Текст этого повествования, переведенный на гражданский шрифт, приводится по изданию апрельской Минеи. С этого текста и выполнен перевод на современный русский язык.

Иже во Святых Отца нашего Агапита, Папы Римского

Сей иже во святых отець нашь бяше во времени Иустиниана царя, постничеством и добродетелию воспитан, возведенъ быв к священническому сану. Идый же к Константину граду еже молитвовати и благословити царя Иустиниана, абие по добродетелному своему шествию и еже к Богу дерзновению чюдо показа. Ибо бывшу ему въ Еладе, обрете человека двойми страстми стражуща и не могуща весьма глаголати, ниж ходити, но от самого рожения его нема бывша и ползающа, иж и того, за руку емъ, ходити показа и, от тела Владычня вложи во уста ему, благоглаголива сотвори. Бывшу ж святому у Златых врат, слепцу тамо приседящу, иж и руку на очи его приложи прозрению силу дарова. И по истине достоинъ по своей добродетели всем синклитомъ и от самого царя прият бывъ, и от всего града, и Анфима, епископа Трапезоньскаго, зело37 воступлыиа на столь Константинаграда, изверже со стола, занеже мудрствующу ему Евтихиева и Севирова, и анафеме сего предасть и благочестиваго прозвитера Мину, святей велицей церкви житием и словом подобна суща и мудростию праву еже повере того, святивъ и на престоле посадивъ, по времени некоем ко Господу отиде.

Святого Отца нашего Агапита, Папы Римского

Этот святой отец наш жил во времена царя Юстиниана. Будучи воспитан в добродетели и подвижничестве, он был возведен в священный сан. Отправившись в Константинополь, чтобы помолиться и благословить царя Юстиниана, он вскоре в пути по своей добродетели и дерзновению к Богу совершил чудо. Находясь в Греции, он встретил человека, страдающего двумя недугами, который не мог ни ходить, ни говорить, но с самого своего рождения немого и передвигающегося ползком. Он взял его за руку и научил ходить, а затем в уста его вложил частицу Тела Господня, и сделал его говорящим. Когда святой находился около Золотых ворот, он возложил руку на очи сидевшего там слепца, даровав ему прозрение. По своей добродетели он заслуженно был почтен всем синклитом, самим царем и всем городом. Анфимия же, епископа Трапезундского, неправедно взошедшего на престол Константинополя, изверг с престола, потому что он следовал учению Евтихия и Севера, и отлучению его предал. А благочестивого пресвитера Мину, достойного житием и словом, и мыслящего по правой вере, святой и великой Церкви посвятил и возвел его на престол. По прошествии же некоторого времени отошел ко Господу.

* * *

35

«... после смерти [Иоанна] на его место Агапит был посвящен во епископы...» (Anonymus Valesianus. Laterculus Pontificum Romanorum, 48).

36

Издания: Patrologia Latina. Ed. J. P. Migne. – T. 66. – Col. 35 – 80. Corpus scriptorum ecclesiasticorum Latinorum. – T. 35.– P . 229; 330–347.

37

Вместо: зеле.


Источник: История римских Пап / В.Л. Задворный. – Москва : Колледж католической теологии им. св. Фомы Аквинского, 1995-. / Т. 2: От св. Феликса II до Пелагия II (История Апостольского Престола в VI веке). - 1997. – 196, [2] с.

Комментарии для сайта Cackle