В.Л. Задворный (католик)

Источник

Иоанн II (Ioannes II)32

2. I. 533 г. – 8. V. 535 г.

После кончины Бонифация II, наступившей 17 октября 532 г., Римский Престол оставался незамещенным до января следующего года, причиной чего стало соперничество противоборствующих партий, которым не удавалось найти приемлемого для всех кандидата. Наконец, все же был избран священник церкви св. Климента – Меркурий, который, став Папой, сменил свое языческое имя на христианское – Иоанн. Это был первый случай изменения имени Папой (64, с. 58). По свидетельству Liber Pontificalis, Иоанн II был римлянином, отца его звали Проект.

Новый Папа стремился поддерживать добрые отношения как с готским правительством короля Аталариха, так и с императором Юстинианом. Он принял делегацию из Константинополя, прибывшую в Рим в связи с догматическим декретом Юстиниана от 15 марта 533 г., в котором наряду с подтверждением истинности и незыблемости учения четырех Вселенских Соборов, была включена предложенная скифскими монахами т.н. «Теопасхитская формула» (Unum de Trinitate crucifixum esse – один из Троицы был распят на кресте, или: Unus de Trinitate passus est in carne – Один из Троицы плотью пострадал), которую в свое время отклонил Папа св. Гормизд, полагая, что не следует вводить никаких новых формулировок. Для рассмотрения декрета Иоанн II созвал в Риме собор, который после соответствующего обсуждения принял этот догматический декрет Юстиниана.

После этого Иоанн II написал константинопольским монахам-акимитам33 – ревностным приверженцам Халкидонского Собора и верным сторонникам Рима, что императорский декрет, который они решительно отвергали, не содержит в себе ничего еретического и осуждает заблуждения как монофизитов, так и несториан.

Тем, кто не примет этот декрет, Папа пригрозил отлучением от Церкви. Это послание Иоанна II положило конец теопасхитским спорам.

Непродолжительный понтификат Иоанна II оборвался его смертью 8 мая 585 г. Папа был похоронен в соборе Святого Петра. На его могиле была начертана следующая надпись: Радуйся Папа наш Иоанн, называвшийся прежде Меркурием, посвященный из священника базилики святого Климента Святой Римской Церкви. Ради возвеличивания славы понтификата его покровителя святого апостола Петра Север, священник [церкви во имя] вериг его посвящает.

Сочинения

Император Юстиниан, действуя в русле политики своего предшественника, императора Юстина, обратившегося в свое время в Рим для подтверждения истинности исповедуемой им веры, и, вообще, с особым благоговением относившегося к Апостольскому Престолу, решил направить послание Иоанну II с целью заручиться авторитетом Папы при разрешении возникших в связи с «теопасхитской формулой» догматических вопросов. Юстиниан в своем письме изложил свое исповедние веры и попросил дать ответы на три вопроса.

В ответном послании, датированным 21 марта 534 г., Иоанн II одобрил вероучительную формулу Юстиниана. На вопрос «Может ли Христос быть назван один из Троицы?» Папа ответил утвердительно: «Да, Христос – это один из Троицы, иными словами лицо или ипостась» (термин «upostasiz» он перевел на латинский язык как «subsistentia»), подтвердив правильность этого суждения цитатами из Библии (Быт. 3, 22; I Кор. 8, 6) и сочинений Отцов Церкви: св. Августина, св. Григория Назианзина, св. Григория Нисского.

На второй вопрос: «Страдал ли по плоти Христос-Бог?» Иоанн II также ответил утвердительно, аргументировав это ссылками на библейские (Втор. 28, 66; Зах. 12, 10; Деян. 3, 15; I Кор. 2, 8) и святоотеческие тексты (св. Киприан, св. Августин, св. Григорий Назианзин, св. Кирилл Александрийский, св. Лев Великий).

На третий вопрос, заключавшийся в том, возможно ли употребление эпитета «Богоматерь» по отношению к Деве Марии? Папа ответил следующее: «Славную Марию, святую Приснодеву, католики должны называть, в собственном и истинном значении этого слова, Матерью Бога, Матерью Бога-Слова, Который от нее облекся плотью». А чтобы подчеркнуть правоверность своей позиции перед двумя, прямо противоположными еретическими уклонениями, Папа добавил: «Мы говорим: в собственном значении этого слова, чтобы никто не считал, что Господь Иисус Христос получил имя Бога в качестве титула чести или благодати, как думал недалекого ума Несторий. Мы говорим: в истинном значении этого слова, чтобы никто не считал, что Иисус Христос – это некий призрак (phantasma), или же, что Он не воспринял от Девы истинного тела, как утверждал нечестивый Евтихий» (Цит. по: 48, т. 8, стб. 596).34

* * *

32

«После Бонифация понтификат принял Иоанн...» (Anonymus Valesianus. Laterculus Pontifîcum Romanorum, 47).

33

Акимиты – дословно это «те, кто не ложится спать». Основной смысл этого монашеского движения – славословить Бога ночью, также как и днем. Первые такие монастыри были основаны в конце IV в. на берегах Ефрата св. Александром. Особое распространение они получили на Востоке, но также известны монастыри подобного рода и на Западе, например, основанный в 515 г. в Агауне бургундским королем Сигизмундом.

34

Издания: Corpus scriptorum ecclesiasticorum Latinorum. – Vienna. – T. 35. – P. 320 – 328. Patrologia Latina. Ed. J. P. Migne. – T. 66. – Col. 13 – 31.


Источник: История римских Пап / В.Л. Задворный. – Москва : Колледж католической теологии им. св. Фомы Аквинского, 1995-. / Т. 2: От св. Феликса II до Пелагия II (История Апостольского Престола в VI веке). - 1997. – 196, [2] с.

Комментарии для сайта Cackle