А.А. Кострюков

Источник

Глава 2. Московский Собор 1917–1918 гг.

§ 1. Первая сессия Собора. Восстановление патриаршества

Всероссийский Церковный Собор открылся в Москве в праздник Успения 1917 г. Делегатами Собора стали 564 человека – 80 архиереев, 129 священников, 10 диаконов, 26 псаломщиков, 20 монашествующих (архимандритов, игуменов и иеромонахов) и 299 мирян. Удаленные с кафедр архиереи, например, митрополиты Макарий (Невский) и Питирим (Окнов), участия в Соборе принять не могли. Уволенный с Харьковской кафедры архиепископ Антоний (Храповицкий) стал членом Собора от монашествующих, однако к началу его открытия был вновь избран на Харьковскую кафедру и принял участие в заседаниях как епархиальный архиерей. В состав Собора вошли все присутствующие в Синоде и правящие архиереи Российской Церкви, члены Предсоборного совета, наместники лавр и настоятели больших монастырей, глава военного духовенства протопресвитер Георгий Шавельский и настоятель Успенского собора протопресвитер Николай Любимов.

Основная часть Собора представляла собой делегатов от 66 епархий – от каждой избирался правящий архиерей, два клирика и три мирянина. Помимо того, в Москву съехались делегаты от монашествующих, от военного и морского духовенства, от действующей армии, от единоверцев, от духовных академий, от Академии наук и университетов, от Государственной думы и Государственного совета. В Соборе приняли участие представители Румынской и Сербской Церквей. По окончании Божественной литургии, совершенной митрополитами Киевским Владимиром, Петроградским Вениамином и Тифлисским Платоном, состоялся крестный ход и молебен на Красной площади. В этих торжественных службах принял участие и глава Временного правительства А.Ф.Керенский.

Следующее заседание Собора состоялось 16 августа в храме Христа Спасителя под председательством митрополита Владимира (Богоявленского). В этот день оглашались приветствия в адрес Собора. Рабочие заседания начались только 18 августа в Московском епархиальном доме. Председателем Собора был избран митрополит Московский Тихон (Беллавин), почетным председателем – митрополит Владимир (Богоявленский).

Товарищами (заместителями) председателя стали архиепископы Арсений (Стадницкий) и Антоний (Храповицкий), протопресвитеры Г. Шавельский и Н.Любимов, а также представители мирян – профессор E.Н.Трубецкой и М.В.Родзянко. Поскольку последний на Собор не явился, его место в феврале 1918 г. занял бывший обер-прокурор А. Д. Самарин. Секретарем Собора стал В.П.Шейн (впоследствии архимандрит Сергий), а членами Соборного совета – митрополит Тифлисский Платон, протоиерей А.Рождественский и профессор П.П.Кудрявцев.

Собору предстояло ответить на множество накопившихся за долгие годы вопросов, для удобного решения которых был образован ряд рабочих отделов и комиссий. Всего при Соборном совете было создано 23 отдела и 3 совещания. Отдел Высшего церковного управления возглавил епископ Митрофан (Краснопольский), отдел епархиального управления – епископ Георгий (Ярошевский), церковного суда – архиепископ Сергий (Страгородский), богослужения, проповедничества и храмов – архиепископ Евлогий (Георгиевский), внешней и внутренней миссии – митрополит Платон (Рождественский), единоверия и старообрядчества – архиепископ Антоний (Храповицкий).

Собор не мог не откликнуться на происходившие в стране события. Видя массовое дезертирство и падение дисциплины в армии, делегаты обратились к воинам с призывом продолжать исполнение своего долга. Еще один вопрос был связан с подготовкой выборов в Учредительное собрание. В стране развернулась предвыборная борьба, заявления некоторых кандидатов носили явно антицерковный характер. В связи с этим Собор решил обратиться к народу с посланием, где говорилось, что критерием для избрания должна быть не принадлежность кандидата к той или иной партии, а его преданность отечеству и Церкви.

Собор предпринял попытку воспрепятствовать изъятию у Церкви церковно-приходских школ. Однако эти школы ассоциировались у новых властей со «старым режимом», а потому старания православных ревнителей закончились неудачей.

Наиболее известным деянием Собора стало избрание патриарха. Изначально в повестку дня вопрос восстановления патриаршества не входил, однако нараставшая в стране напряженность постепенно меняла настроение соборян – необходимость в зримом символе единства Российской Церкви и символе исторической православной России ощущалась многими.

11 октября с предложением восстановить патриаршество выступил епископ Астраханский Митрофан (Краснопольский). По мнению святителя, патриаршество существовало в Русской Церкви всегда – в первые века после крещения она подчинялась Вселенскому патриарху, а в 1589 г. получила своего патриарха. Упразднение патриаршества при царе Петре I епископ Митрофан назвал нарушением канонов – прежде всего 34-го апостольского правила и 9-го правила Антиохийского Собора.

Священномученик Митрофан был не одинок – мысль о восстановлении канонического управления Церковью была поддержана немалой частью Собора. Помимо канонических принципов приводились принципы исторические и идейные. Наиболее ярким было выступление архимандрита (впоследствии архиепископа) Илариона (Троицкого):

«Зовут Москву сердцем России. Но где же в Москве бьется русское сердце? На бирже? В торговых рядах? На Кузнецком мосту? Оно бьется, конечно, в Кремле. Но где в Кремле? В Окружном суде? Или в солдатских казармах? Нет, в Успенском соборе. Там, у переднего правого столпа, должно биться русское православное сердце. Орел петровского, на западный манер устроенного самодержавия выклевал это русское православное сердце, святотатственная рука нечестивого Петра свела первосвятителя Российского с его векового места в Успенском соборе. Поместный Собор Церкви Российской от Бога данной ему властью поставит снова московского патриарха на его законное, неотъемлемое место».

Возражения против восстановления патриаршества сводились к тому, что избрание патриарха помешает соборности и приведет к деспотизму. Например, протоиерей Николай Добронравов (будущий архиепископ и священномученик) видел в единоначалии отголоски католицизма, говорил, что истории известны случаи недостойного поведения глав Поместных Церквей. Однако голоса противников патриаршества, поначалу настойчивые, с каждым заседанием встречали все меньше поддержки и постепенно утонули среди всеобщего подъема и воодушевления. Тем более что избрание первосвятителя не означало диктатуры одного лица и отмены соборности – высшая церковная власть должна была оставаться у Соборов.

28 октября Собор постановил:

«В Православной Российской Церкви высшая власть – законодательная, административная, судебная и контролирующая – принадлежит Поместному Собору, периодически в определенные сроки созываемому, в составе епископов, клириков и мирян.

Восстанавливается патриаршество, и управление церковное возглавляется патриархом.

Патриарх является первым между равными ему епископами. Патриарх вместе с органами церковного управления подотчетен Собору».

Была определена и процедура избрания. Члены Собора должны были подавать записки с именем кандидата. Если таковой набирал более половины голосов, то выборы считались состоявшимися. Если ни один из кандидатов не набирал должного количества, проводилось второе голосование. Теперь должны были подаваться записки с именами трех кандидатов. Получивший большинство голосов считался избранным в кандидаты. После того как три человека наберут должное количество баллов, пред полагалось выбрать одного из них жребием.

Многие полагали, что патриархом станет архиепископ Антоний (Храповицкий). Яркий публицист, он с дореволюционных времен пользовался в народе популярностью за свою последовательную православную позицию. На страницах печати иерарх высказывался по многим вопросам государственной и церковной жизни, например, по поводу реформ, единоверия, отношений с инославием. Архипастырь был известен и как монархист, как сторонник возвращения Константинополя православным царям. Задолго до Собора архиепископ популяризировал восстановление патриаршества, способствовал приглашению в Россию Патриарха Антиохийского Григория IV в 1913 г. Однако были у архиепископа Антония и недоброжелатели. Некоторые противники патриаршества признавались, что не хотели его восстановления из опасения, что патриархом станет консерватор и монархист. Однако тревога этой части Собора была напрасна – возглавить Российскую Церковь архиепископу Антонию не было суждено.

Первое голосование было назначено на 30 октября. Наибольшее число голосов (101) получил архиепископ Антоний. Остальные голоса распределились следующим образом. Архиепископ Кирилл (Смирнов) получил 27 голосов, митрополит Тихон (Беллавин) – 23, митрополит Платон (Рождественский) – 22, архиепископ Арсений (Стадницкий) – 14, митрополит Владимир (Богоявленский), архиепископ Анастасий (Грибановский), протопресвитер Георгий Шавельский – по 13, архиепископ Сергий (Страгородский) – 5, архиепископ Иаков (Пятницкий), архимандрит Иларион (Троицкий), А.Д.Самарин – по 3 голоса. Некоторые претенденты на патриаршество были предложены одним или двумя членами Собора.

После четырех туров голосования были избраны три кандидата – архиепископ Харьковский Антоний (Храповицкий), архиепископ Новгородский Арсений (Стадницкий), митрополит Московский Тихон (Беллавин). Говорили, что Собор избрал кандидатами самого умного, самого строгого и самого доброго из русских архиереев.

5 (18) ноября 1917 г. в храме Христа Спасителя состоялось избрание патриарха. Кандидаты на патриарший престол в храме не присутствовали – все они были на литургии в других церквах Москвы. А в храме Христа Спасителя готовились к великому событию. После литургии и молебна митрополит Владимир (Богоявленский) вынес на амвон ковчежец с жребиями и снял с него печати. Из алтаря вышел старец Зосимовой пустыни Алексий (Соловьев). Преподобный вынул один из жребиев и передал его митрополиту, который громко возгласил имя избранного патриарха: «Тихон, митрополит Московский – аксиос!»

Протодиакон Константин Розов возгласил многолетие избранному Патриарху Московскому и всея России: «Господину нашему высокопреосвященнейшему митрополиту Московскому Коломенскому Тихону, избранному и нареченному в патриархи богоспасаемого града Москвы и всея России».

Святитель Тихон совершал литургию на Троицком подворье. Об избрании ему сообщила делегация Собора во главе с митрополитами Владимиром, Вениамином и Платоном.

21 ноября в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы в Успенском соборе Московского Кремля состоялась интронизация нового патриарха. Для торжественного чина были взяты реликвии великих русских иерархов – жезл святителя Петра Московского, ряса священномученика патриарха Ермогена, мантия, митра и клобук патриарха Никона.

Восстановление патриаршества в Русской Церкви повысило статус ряда архиереев. Так, были возведены в сан митрополитов архиепископы Антоний (Храповицкий), Арсений (Стадницкий), Агафангел (Преображенский), Сергий (Страгородский), Иаков (Пятницкий).

Избрание патриархом святого Тихона было промыслительным. Даже противники патриаршества говорили, что примирились с этой идеей благодаря личности первосвятителя.

Избрание патриарха подразумевало и определение круга его прав и обязанностей: нести попечение о благополучии Российской Церкви и представлять ее перед государственной властью, сноситься с Автокефальными Церквами, обращаться к пастве с посланиями, заботиться о замещении архиерейских кафедр. Патриарх являлся правящим архиереем патриаршей области, в которую входила Московская епархия и ставропигиальные обители.

В непосредственном подчинении Святейшего находились кремлевские соборы, храмы и монастыри, Троице-Сергиева лавра, ставропигиальные монастыри и патриаршие учреждения. Остальной частью Московской епархии должен был управлять патриарший наместник.

Высшей властью в Российской Церкви являлись Поместные Соборы, в промежутках между которыми действовали Священный Синод и Высший церковный совет (ВЦС). В ведении первого находились дела пастырского, вероучительного, богослужебного характера, в ведении второго – дела административно-хозяйственные и школьно-просветительские. Ключевые вопросы – защита прав Церкви, подготовка к Соборам, открытие епархий – подлежали совместному рассмотрению и Священного Синода, и Высшего церковного совета, состав Синода кроме патриарха входило 12 членов – киевский митрополит, шесть иерархов по избранию Собора на три года, пять иерархов, вызываемых по очереди на один год. В ВЦС входило 15 человек – патриарх, три архиерея, делегируемых от Синода, один монах, пять представителей белого духовенства, шесть мирян по избранию Собора.

Было разработано «Определение о правовом положении Церкви в государстве». Согласно документу, Православная Российская Церковь

занимает первенствующее среди других исповеданий публично-правовое положение;

независима от государства в учении веры и нравственности, богослужении, внутренней церковной дисциплине, отношениях другими Поместными Церквами;

постановления Российской Церкви и акты церковного управления признаются государством имеющими юридическое значение;

государственные законы, касающиеся Церкви, издаются по соглашению с церковной властью;

глава Российского государства, министр исповеданий, министр народного просвещения и их товарищ и (заместители) должны быть православными;

имущество Православной Церкви не подлежит конфискации.

Однако все эти постановления не могли иметь силы – к тому времени (25 октября 1917 г.) власть была захвачена большевиками. Беспорядки переместились в Москву, стрельба шла на улицах,

Кремль, где засели юнкера, большевики обстреливали из пушек. Ходатайства русских иерархов прекратить разрушение святыни ни к чему не привели. Проникнуть в Кремль делегации уда лось не сразу.

Со стороны Собора последовал призыв ко всеобщему покаянию. «Вместо обещанного лжеучителями нового общественного строения, – говорилось в послании, – кровавая распря строителей, вместо мира и братства народов – смешение языков и ожесточение, ненависть братьев. <...> ... К нашему несчастью, доселе не родилось еще власти воистину народной, достойной получить благословение Церкви Православной. <...> Оставьте безумную и нечестивую мечту лжеучителей, призывающих осуществить всемирное братство путем всемирного междоусобия! Вернитесь на путь Христов».

§ 2. Вторая и третья сессии Собора

После рождественских каникул Собор продолжил свои заседания.

Вторая сессия Собора работала с 20 января по 20 апреля 1918 г. Из-за начавшейся Гражданской войны многие делегаты не смогли прибыть на Собор, не было кворума, а потому было решено проводить заседания при любом количестве присутствующих.

Важнейшим решением Собора стало постановление о преемстве церковной власти в случае непредвиденных обстоятельств.

В соответствии с решением, принятым на закрытом заседании 24 января 1918 г., патриарх должен был избрать несколько местоблюстителей на случай своей болезни, смерти или других непредвиденных обстоятельств. Святитель Тихон волю Собора исполнил. Впоследствии, когда коммунистическое государство не позволит Православной Церкви созывать Соборы для выборов нового Первоиерарха, прозорливое решение о назначении местоблюстителей, по сути, спасет Церковь от многих смут и потрясений.

Жаркие споры развернулись вокруг вопроса о епархиальном управлении. После продолжительных дебатов была выработана формула, что епархиальный архиерей «есть представитель местной церкви, управляющий епархией при соборном содействии клира и мирян». Епископом можно было стать только после 35 лет либо из монашествующих, либо из белого духовенства, не состоящего в браке при непременном условии пострижения. В епархиях предписывалось организовать епархиальные собрания, избираемые из клириков и мирян на трехлетний срок. Из них составлялись епархиальный суд и епархиальный совет. При этом без согласия архиерея решения этих органов силы не имели. Было принято также определение о викарных епископах, которые либо являлись помощниками правящих архиереев, либо управляли отдельными частями больших епархий.

Своего часа ждала еще одна проблема церковной жизни – введение единоверческого епископата. Единоверие зародилось в конце XVIII в., когда группа старообрядцев изъявила желание соединиться с Православной Церковью. В 1800 г. стараниями митрополита Московского Платона (Левшина) в Российской Церкви было введено единоверие – старообрядцы, стремившиеся к миру, присоединялись к ней, сохраняя дониконовские обряды. В течение XIX в. православные старообрядцы (единоверцы) просили поставить для них епископа. Этот вопрос, как и вопрос о снятии клятв со старых обрядов, обсуждался и на Поместном Соборе 1917–1918 гг. Лидером православных старообрядцев на Соборе был протоиерей Симеон Шлеёв, выступавший за учреждение самостоятельных единоверческих кафедр. Однако часть делегатов усмотрела в этом нарушение канонического деления Церкви, так как на территории России в таком случае появились бы параллельные епархии. После долгих дебатов Собор принял компромиссное решение – учредить пять единоверческих викариатств. Первым единоверческим епископом с титулом «Охтинский» стал протоиерей Симеон Шлеёв, постриженный в монашество с именем Симон. В архиерейском сане святитель служил Церкви до своей мученической кончины, последовавшей от рук подосланных убийц 18 августа 1921 г.

Собор уделил внимание и приходской жизни, регламентировав жизнь прихода. Предполагался созыв приходского собрания под председательством настоятеля не реже двух раз в год. Приход должен был решать вопросы содержания храма, обеспечения клира, избрания должностных лиц.

К тому времени в Москву уже поступали сведения о пострадавших за веру. Было решено возносить в храмах молитвы за гонимых, а также за погибших мучеников. Собор постановил учредить молитвенное поминовение исповедников и мучеников 25 января или в следующий за этой датой воскресный день.

5 апреля 1918 г. Собор принял решение причислить к лику святых священномученика Иосифа Астраханского († 1671) и святителя Софрония Иркутского († 1771).

Третья сессия Собора открылась после пасхальных каникул и проходила со 2 июля по 20 сентября 1918 г. Собор рассмотрел вопрос о порядке избрания патриарха. Процедура в целом осталась прежней за исключением более широкого представительства клириков и мирян Московской епархии, для которой патриарх является епархиальным архиереем.

Рассматривался вопрос и о монастырях. Постриг был возможен только по достижении 25 лет, а в более молодом возрасте – с благословения правящего архиерея. Братии монастырей было разрешено избирать настоятелей и наместников при условии последующего утверждения этого избрания Синодом. Предписывалось введение уставного богослужения без сокращений и указывалось на преимущество общежительного устава. Вся братия была обязана трудиться, было признано желательным иметь в монастыре старца или старицу для духовного окормления.

Зная о брожениях среди духовенства по поводу послаблений в канонической брачной практике, Собор указал на высоту пастырского служения и заявил о недопустимости второго брака для священников. Это решение впоследствии сыграло важную роль в борьбе с обновленческим расколом.

26 августа Собор восстановил праздник в честь святых, в земле Российской просиявших, во второе воскресенье после Пятидесятницы.

20 сентября на заключительном заседании Собора было принято определение по проекту «Положения о Временном высшем церковном управлении Православной Церковью на Украине». Этим определением устанавливалась автономия Украинской Церкви. Для нее при этом были обязательны постановления Поместных Соборов и патриарха.

Конфискация помещений, в которых проходили заседания Собора, остановила его работу. Хотя намеченная программа выполнена не была, принятые постановления Собора имели для Церкви огромное значение. Восстановление патриаршества помогло в будущем сохранить каноническое преемство и преодолеть обновленческий раскол. Сыграли свою роль в дальнейшей жизни Церкви и другие решения.

В литературе встречается утверждение, что Собор восстановил в сане митрополита Арсения (Мацеевича) (посмертно) и Григория Петрова, лишенного сана за политическую деятельность в 1908 г. В действительности митрополит Арсений был восстановлен в сане только в 1921 г. Священным Синодом. Г. Петров в сане восстановлен не был, тем более, что после его лишения он вступил во второй брак.

Следующий Собор было решено созвать в 1921 г.


Источник: Кострюков А. А. Лекции по истории Русской Церкви (1917—2008): Учебное пособие/ А. А. Кострюков. — М.: Изд-во ПСТГУ, 2018. — 368 с.

Комментарии для сайта Cackle