Азбука веры Православная библиотека История Церкви Происхождение нотного музыкального письма у северных и южных славян по памятникам древности, преимущественно византийским



Константин И. Пападопуло-Керамевс

Происхождение нотного музыкального письма у северных и южных славян по памятникам древности, преимущественно византийским

Исследуя церковно-славянские музыкально-богослужебные памятники русской церкви XI, XII, XIII и XIV вв., мы различаем три системы нотного музыкального письма. Системы эти следующие: а) читально-певческая, б) кондакарная и в) знаменная.

Знаменами первой системы в древности читались нараспев евангелия, праксапостолы, пророческие книги и возгласы священников и диаконов. Памятником на церковно-славянском языке, доказывающим существование сей системы еще в XI веке у русских, служат Евангельские листы с нотами Императорской Публичной Библиотеки (№ 58), написанные, по словам известного палеографа А. И. Соболевского, в России (всего скорее в Киеве) в XI веке и списанные, вероятно, непосредственно — с древнеболгарского (или древнецерковнославянского, что одно и то же) оригинала. Позднейшим памятником с подобными знаками, на что обратил наше внимание А. И. Соболевский, является Евангелие XV века с нотами на всех листах, хранящееся в Архиве Святейшего Правительствующего Синода (№ 24), Последний манускрипт, хоть и единственный в своем роде, во всяком случае, доказывает, что древний обычай читать Евангелие на распев по известным нотным знакам продолжал практиковаться еще в XV веке в русской церкви.

Нотами второй системы — кондакарной — изложены кондаки, ипакои, некоторые седальны, катавасии, запричастны, Святый Боже, Всякое дыхание, припевы разные и другие песнопения, содержащиеся преимущественно в пяти памятниках, известных под именем кондакарей, частью же, совсем случайно, в минеях. Кондакарное знамя, как это ни странно, также можно встретить в качестве мелодического украшения и среди песнопений, изложенных исключительно знаменной нотацией.

(Фрагмент)


Данный труд пока не переведён в текстовый формат. В виде сканированного документа вы можете ознакомиться с ним по ссылке ниже.

Читать в формате pdf


Предлагаем помочь распознать текст этой книги и открыть его для тысяч читателей. Это можно сделать самостоятельно или привлечь профессионала. Предварительно просим уточнять, не взята ли эта книга на распознавание, написав по адресу otechnik@azbyka.ru


Источник: Пападопуло-Керамевс К. И. Происхождение нотного музыкального письма у северных и южных славян по памятникам древности, преимущественно византийским // Вестник археологии и истории, издаваемый Императорским Археологическим институтом. СПб., 1906. Вып. XVII. С. 134–171.

Комментарии для сайта Cackle