Азбука веры Православная библиотека Богослужение Богослужебное пение Русской Православной Церкви. Том II


Иван Алексеевич Гарднер

Богослужебное пение Русской Православной Церкви. Том II

  • Часть III. История. Вторая эпоха (1652 — 1918 гг.)
  • Глава 1. Вторая эпоха. Первый период (период польско-украинского влияния). Общая характеристика второй эпохи в истории богослужебного пения Русской Православной Церкви; разделения ее на периоды. — Характеристика первого ее периода. — Значение развития бого- служебного пения в юго-западной (польско-литовской) Руси для истории богослужебного пения Русской Церкви вообще. — Уния в правосдавных церквах Польши, православные братства, распро- странение там нотации и многоголосного хорового пения на западный образец. — Впечатления диакона Павла Алеппского. — В Московской Руси: Патриарх Никон и его реформы. — Уничтожение хомонии. Новые переводы богослужебных текстов. Раскол. Комиссия по реформе столповой нотации. — Прибытие киевских певцов. Введение партеса. — Грамота восточных патриархов отно- сительно богослужебного пения. — Партес и канты. — Борьба между старыми и новыми порядками в богослужебном пении. Обучение. — Царь Феодор Алексеевич. Государевы певчие дьяки. — Дилецкий, композиторы партесного пения. — Сдвиги в понимании богослужебного значения церковного пения
  • Глава 2. Вторая половина первого периода.  Общая характеристика второй половины первого периода второй эпохи в истории богослужебного пения Русской Православной Церкви. Памятники. — Основание Санкт-Петербурга и перенесение в него центра русской жизни. — Судьба Государевых певчих дьяков. — Судьба Патриарших певчих дьяков. — Богослужебное пение у старообрядцев и его значение для истории богослужебного пения Русской Православной Церкви. — Две богослужебно-певческие традиции: московская и петербургская. — Время царствования императриц.  — Печатание богослужебных нотных певческих книг, его подготовка и осуществление. Его значение для всего богослужебного пения Русской Церкви. — Начало влияния итальянцев.
  • Глава 3. Период итальянского светского влияния. Общая характеристика второго периода второй эпохи в истории русского богослужебного пения. — Гегемония Придворной пев- ческой капеллы. — Значение итальянцев для хорового русского церковного пения. — Концерты. — Ученики итальянцев. — Вольные хоры. — Турчанинов. — Синодальный хор. — Цензура капеллы. — Бортнянский. — Унификационные стремления капеллы. — Придворный напев. — Известность капеллы за границей. — Социальное положение церковных певчих.
  • Глава 4. Третий период (немецко-петербургский). Общая характеристика третьего периода второй эпохи в истории богослужебного пения Русской Православной Церкви. — А. Ф. Львов. А. Ф. Львов как духовный композитор. — Обучение регентов. - Обиход Львова-Бахметева. Вызванные им в Москве недоразумения. — Н. И. Бахметев. — Инспекция Львовым частных хоров в Москве. Любительские хоры. — Мероприятия Синода относительно хорового церковного пения. — Композиторы петербургской школы церковного пения. — Начало русского литургического музыковедения. — Искание новых путей гармонизации древнерусского церковного пения. М. И. Глинка. — Синодальный хор и училище. C. В. Смоленский. — Уход Бахметева с поста директора капеллы. — П. И. Чайковский. — Новое направление Придворной певческой капеллы. Реформы. — A. А. Архангельский. Введение женских голосов в церковные хоры. — Развитие духовно-музыкальной литературы. Критики.
  • Глава 5. Четвертый период. Общая характеристика четвертого периода второй эпохи в истории богослужебного пения Русской Православной Церкви. — Значение Придворной певческой капеллы. Петербургская школа. — Синодаль- ное училище церковного пения и Синодальный хор. — Регентские курсы. — Московская школа, ее деятели и композиторы. — Важней- шие композиторы московской школы. Другие духовные компози- торы начала XX века. — Развитие научной деятельности в области богослужебного пения Русской Православной Церкви. — Бого- служебное пение у старообрядцев. Граммофонные пластинки с цер- ковным пением старообрядцев и с пением синодальной Церкви. — Духовные концерты. — Русское богослужебное пение на Афоне и монастырях вообще. — Социальное положение церковных певчих и регентов. Вопрос о мальчиках и женщинах в церковных хорах. — Проблема личного вкуса. — Вопросы терминологии. — Катастрофа.
  • Указатель важнейших имен и предметов

Гарднер Иван Алексеевич (1898-1984) — выдающийся исследователь русского церковного пения, историк, регент, выпускник Православного богословского факультета Белградского университета, доктор философских наук Мюнхенского университета им. Людвига-Максимилиана, член международной комиссии по исследованию древнеславянских музыкальных памятников. Вниманию читателя предлагается второй том фундаментального научного труда «Богослужебное пение Русской Православной Церкви», посвящённого истории развития церковного пения. Эта книга является обобщением векового опыта исследования русского богослужебного пения, до настоящего времени не имеет аналогов по широте теоретического подхода и является незаменимым источником изучения церковного пения для многих регентов, певчих, ученых и просто любителей русского церковного пения.

***

Данный труд пока не переведён в текстовый формат. В виде сканированного документа вы можете ознакомиться с ним по ссылке ниже.


Читать в формате pdf


Предлагаем помочь распознать текст этой книги и открыть его для тысяч читателей. Это можно сделать самостоятельно или привлечь профессионала. Предварительно просим уточнять, не взята ли эта книга на распознавание, написав по адресу otechnik@azbyka.ru


Источник: Гарднер И. А. Богослужебное пение Русской Православной Церкви, II том. М.: ПСТБИ, 2004. — 523 с.

Комментарии для сайта Cackle