под редакцией  А.В. Елисеева

Источник

Глава четвертая

Путь от Одессы до Яффы

Запасшись всем необходимым для путешествия и вознеся к Господу Богу молитвы о благополучном совершении дальнего пути, конечная цель которого – священные места Палестины блестят издали и манят к себе путника, как лучезарная звездочка маяка, паломник садится на пароход в Карантинной гавани.

Простой и небогатый паломник, едущий в третьем классе, припрятав, как можно дальше, паломническую книжку и деньги (лучше всего в голенище или зашив бумажки в одежду, оставив при себе лишь мелочь), должен по возможности выбирать для себя место поближе к середине парохода, где не так сильно чувствуется качка; в защиту от ветра и воды, которая иногда бьет через борт, во время бури лучше всего можно посоветовать устраиваться около разных пристроек, находящихся на пароходе. Не мешает также запасаться в Одессе разными съестными припасами, иначе еда на пароходе будет обходиться паломнику не менее 40–60 к. в сутки, что для дальнего путешествия накладно.

Пароход трогается из Одессы обыкновенно перед вечернею, и до Константинополя идет 36 часов, из них часов 28 путник не видит берега. Константинопольский залив или Босфор, к которому подъезжают всегда на заре, так узок, что путешественник, входя в него, видит оба его берега, азиатский и европейский. Через час или час с четвертью по вступлению в Босфор, пароход подплывает к столице Турецкой империи и вступает в бухту, называемую Золотым Рогом. Уже с этого места перед взорами паломника среди груды зданий открывается Святая София, на куполе которой, увы! вместо креста Христова водружен мусульманский полумесяц. Панорама Константинополя необыкновенно живописна и великолепна; оба берега Босфора усеяны массой построек, среди которых виднеются огромные мечети. По прибытии в гавань, паломник должен быть очень осторожен с лодочниками, которые во множестве подплывают к пароходу и часто рвут из рук вещи паломника, чтобы перевезти его на берег. Не обращая внимания на их крики и поднимаемую ими суматоху, паломник, собрав около себя свои вещи, должен дожидаться прибытия афонских монахов, имеющих в Константинополе свои подворья: Пантелеймоновское, Андреевское и Ильинское, также как и в Одессе. Монахи, знающие все порядки, усаживают поклонника, проводят через таможню и ведут в подворье, где встречают его чаем и белым хлебом. Тем же порядком монахи отвозят паломника обратно на пароход, принимая на себя улажение всех препятствий со стороны туземной полиции и таможни. Переезд на лодке стоит 10–20 копеек с человека.

Лучшее из трех афонских подворий – Пантелеймоновское, устроенное в четыре этажа. Комнаты в нем опрятны, кровати снабжены чистым бельем, имеется хороший рыбный стол и чай. Истинным благодетелем для наших паломников здесь является настоятель подворья схимонах о. Паисий, который внимательно относится ко всем их нуждам и доставляет им всяческие удобства в продолжении почти 20 лет. Подворья эти так удобны и помощь монахов так велика, что даже самому требовательному путешественнику не для чего брезгать услугами подворий и хозяев их. Кто не желает останавливаться в подворье, сделает всего лучше, если на борту парохода наймет себе одного из драгоманов, снабженных рекомендациями или карточками от консульств.

Для совершения разных закупок русские меняют в Константинополе часть своих денег на турецкие. Лучше всего делать это при помощи монахов. При мене следует брать только серебряную монету, и притом лучше всего только турецкую: 1) бешлик, ценностью около полтинника, 2) пиастр или лев, (груш) около гривенника и 3) меджидиэ – почти серебряный рубль.

Бумажек турецких или медной монеты лучше не брать вовсе. Обыкновенная медная турецкая монета – пара или паричка около полушки ценой. При покупках следует ознакомиться с весом продаваемых вещей, так как на Востоке продается почти все на вес, даже большие плоды. Употребительнейшие меры веса: ока – около 3 русских фунтов и батман – около 7 фунтов.

Пароход стоит в Константинополе чаще два, а иногда и три дня; поэтому паломник имеет время осмотреть город хотя и поверхностно. Одному ходить по городу не следует, а всегда партиями с другими паломниками. Об этом дадут совет и указания афонские монахи, к которым и должен за всеми обращаться паломник, они же дают и проводников из своей прислуги, которые и водят поклонников по святыням Царь-града. Лица, не останавливающиеся в подворьях, а в отелях, получают проводников из гостиницы или сами нанимают себе драгоманов .

Город Константинополь или Царь-град основан святыми равноапостольными императором Константином Великим на месте древней Византии, построенной греками в нынешней турецкой части городе Стамбуле, за 2500 лет перед сим. Много великих событий совершилось в нем, много православной святыни хранилось в стенах Византии. После страшных гонений на христианство от языческих императоров Римской монархии, в Византии впервые обрела Церковь Христова мир и тишину. Великие святители церкви восседали здесь на патриарших престолах; здесь утвердилась и воссияла христианская истина; сюда переносились отовсюду и нетленные мощи угодников Божиих. Для нас, русских, Константинополь памятен походами Аскольда, Дира и Олега, повесившего свой щит на вратах Царьграда, и крещением св. благоверной княгини Ольги. Константинополь был для нас и рассадником христианской веры, и многие благочестивые русские люди приходили сюда поклониться его святыням. Но слава Константинополя начала меркнуть с тех пор, когда отовсюду начали надвигаться на него различные враги, наносившие тяжкие удары древнему могуществу греческих императоров. К несчастью, первый наибольший вред нанесли ему крестоносцы, направлявшиеся на Восток для освобождения Святой Земли от мусульманского ига. В 1204 году, забыв свое христианское имя, они разграбили и сожгли город, истребив или похитив хранившиеся в нем святыни. С тех пор греческая империя уже не могла оправиться и, просуществовав еще два столетия, окончательно пала в 1453 году, когда Константинополь был взят и разрушен турецкими ордами. Всё подверглось тогда страшному опустошению, последние святыни погибли, храмы разрушены или превращены в турецкие мечети, и на развалинах Греческой империи возникла империя Турецкая. Самый город переименован турками в Стамбул. В настоящее время, великолепный снаружи, город является внутри грязным и вонючим с узкими улицами и множеством бродячих собак. Только европейская часть города Пера, и отчасти Галата и центральная часть Стамбула у св. Софии сохраняют вполне благообразный вид.

Из замечательных мест и святынь паломнику следует, во время кратковременного пребывания своего в Константинополь, осмотреть: Патриарший дом, церковь Влахернской Богоматери, Живоносный источник Балыклу и, наконец, величайшую христианскую святыню, ныне превращенную в турецкую мечеть, храм св. Софии-Айя София.

Патриарший дом, ныне существующий, устроен 300 лет тому назад на месте исчезнувшей теперь женской обители Пресвятой Богородицы. Первое, что обращает здесь на себя внимание – это заложенные ныне ворота, на которых повешен был турками в день св. Пасхи 12 апреля 1821 года патриарх Григорий V. Внутри двора находится самый дом, где живут и поныне патриархи, и патриаршая церковь св. Великомученика Георгия. Замечательна она тем, что в иконостасе её находится древнейшая икона Пресвятой Богородицы, а у правой стены покоятся мощи царицы Феофании, супруги императора Льва Мудрого, и Великомученицы Ефимии, перенесенные сюда из Халкидона, где собирался в 451 году четвертый Вселенский собор, осудивший ересь Евтихия и утвердивший равенство Константинопольской патриаршей кафедры с Римской. Тут же хранится великая святыня – часть каменного столба, к которому привязан был в Иерусалиме Иисус Христос, когда был заключен в темницу перед крестной смертью Своею. Наконец, здесь же сохраняется богато украшенный престол, по преданию, принадлежавший св. Иоанну Златоусту и ныне служащий престолом Константинопольских патриархов.

Церковь Влахернской Богоматери сооружена была св. царевной Пульхерией по близости знаменитого дворца греческих императоров. В настоящее время это бедная церковь, славная только своими воспоминаниями. Здесь хранилась честная риза Пресвятой Богородицы, принесенная двумя братьями из Святой Земли при императоре Льве Мудром, и чествовалась чудотворная икона Влахернской Божией Матери, сделанная из воско-мастики и впоследствии перенесенная на Афон, а оттуда в Московский Успенский собор, где сохраняется и доныне. Из этой церкви совершался крестный ход в Софийский собор в первую неделю великого поста, по восстановлении почитания св. икон, посему и установлен был праздник Православия; в этой церкви св. Андрей юродивый удостоился видать Пресвятую Богородицу, благословляющую народ своим омофором; в память этого видения установлен праздник Покрова Пресвятой Богородицы 1 октября; и наконец в этом же самом храме Пресвятая Дева явилась в виде Царицы и вручила четырем мастерам икону Своего Пречестнаго Успения и деньги на сооружение великой Киево-Печерской церкви. Сия святая икона хранится и поныне в Киево-Печерской лавре и составляет главнейшую её святыню. Во Влахерне имеется целебный источник, и в небольшой часовне над ним чествуется древняя икона Пресвятой Богородицы.

Живоносный источник Балыклу, по преданию, имеет следующее происхождение. Император Лев Мудрый, будучи еще простым воином, встретил однажды слепца, который просил у него напиться воды. Долго искал Лев какой-нибудь источник, чтобы утолить жажду несчастного, и наконец, услышал голос, который сказал ему: «Царь Лев, войди в лес, и там найдёшь воду, которой утолишь жажду слепца и исцелишь его». Удивлённый наименованием царя воин исполнил данное ему повеление, нашел источник и напоил из него слепца, а последний, помазав водой глаза свои, внезапно прозрел. Сделавшись впоследствии императором, Лев в воспоминание этого чуда воздвигнул над источником великолепный храм, а над источником изобразил икону Пресвятой Девы с Предвечным младенцем, из лона которых как бы вытекал источник, прозванный Живоносным по истекавшим от него чудотворениям. Храм этот многократно подвергался разрушению, и в настоящем виде существует лишь 50 лет.

Храм св. Софии первоначально был воздвигнут равноапостольным императором Константином и значительно увеличен и украшен сыном его Константином. Впоследствии, когда, по случаю изгнания св. Иоанна Златоуста с патриаршего престола, произошло народное восстание, храм этот сгорел, а на его месте построен был Феодосием младшим, другой храм, в свою очередь тоже сгоревший. Храм св. Софии, существующий поныне, воздвигнут был императором Юстинианом в 537 году. Постройка этого храма является, можно сказать, чудом архитектурного искусства, как по расположению частей, громадности купола и массе доставляемого света, так и по необыкновенному богатству украшений. К несчастью, богатства этого величайшего храма, который, по словами его создателя Юстиниана, превзошел по великолепию храм Соломонов, были расхищены крестоносцами; по завоевании турками Константинополя Св. София была обращена в мечеть. Турки, однако, сохранили за ними не только название Айя-София (что значит по-гречески – Святая Премудрость), но и многие его украшения; лишь только то, что напоминало в нем христианство, было уничтожено. Великолепные барельефные изображения серафимов и иконы из мозаики были закрашены известью, хотя след их всё еще заметен и теперь над средними дверями напр., до сих пор можно различить изображение Спасителя на престоле, по бокам – иконы Божией Матери и Архангела Михаила, а внизу коленопреклоненного императора Юстиниана. Видны также еще изображения и крылатых херувимов на четырех столбах храма и икона Богоматери с воздетыми к небу руками, кресты на перилах хор и, наконец, алтарное изображение Божией Матери на правых хорах. Тяжелое впечатление производит нынешнее состояние этой древней и чудной святыни христианской на верующего, и невольно возбуждается в сердце его заветная мысль, – что наступит некогда время, когда снова восстановится христианское предназначение храма, снова будут возноситься в нем молитвы христианских служителей, а на его главе воссияет опять крест Распятого Христа.

На примыкающей к храму св. Софии площади, бывшей свидетельницей стольких событий во времена Восточной империи и называемой по-турецки Мейдан, сохранились еще: обелиск императора Феодосия, перевезенный им из Египта, бронзовый столб, представляющий трех сплетенных змей и перенесенный сюда императором Константином из Дельф, знаменитых древним оракулом, и так называемая обожженная колонна, воздвигнутая императором Константином Багрянородным, бывшая некогда покрытой вызолоченными досками, а потом ободранная крестоносцами, которые думали, что доски эти из чистого золота.

Отбытие из Константинополя. Пароход отправляется в дальнейший путь обыкновенно к вечеру. Обогнув Сераль – угол Стамбула, где находится св. София и где был некогда дворец византийских императоров, а теперь находится резиденция турецких султанов, пароход входит в Мраморное море. Против Сераля, на Азиатском берегу, видно предместье Скутари, а далее Кадыкей, находящийся на месте Халкидона, знаменитаго своим Вселенским собором. Далее в самом море выступают Принцевы острова, на которых размещено несколько православных монастырей; в одном из них на острове Халки находится главная богословская школа Константинопольской патриархии; направо, на Европейском берегу, мы примечаем стены и башни древнего Стамбула, знаменитый семибашенный замок Еддыкуль и наконец Сан –Стефано – маленькое местечко, ознаменованное пребыванием русских войск в 1878 году. Здесь, по окончании последней восточной войны, остановились победоносные войска почти у самых ворот Царьграда, и здесь же был заключен известный Сан-Стефанский договор.

По Мраморному морю пароход идет ночью, и к утру входит в новый пролив – Дарданеллы или Геллеспонт, соединяющий Мраморное море с Архипелагом. Пройдя городок Дарданеллы, у которого пароход останавливается недолго, мы выходим в Архипелаг. При выходе из пролива путь раздвояется; сворачивая к северо-западу направо, мы можем придти на Афон, взяв же южное левое направление, идём на Смирну, а потом к берегам благословенной Палестины. Пароход, везущий паломников в Св. Землю, идет по этому последнему пути. Здесь, при самом выходе из Дарданеллов, на Азиатском берегу, видны развалины древней Трои, воспетой Гомером в знаменитейшей поэме древнего мира – Илиаде. Погребальные холмы Ахиллеса и Патрокла, а также угол Гиссарликского плато, на котором Шлиман отыскал останки древнего Илиона, хорошо видны с самого борта парохода. Область Трои или Троады известна и в истории христианства; ее дважды посетил св. Апостол Павел. В первое свое посещение, Апостол языков имел здесь видение, призывавшее его к проповеди в Македонии, во второй раз св. Павел посетил Троаду по возвращении из Македонии. События эти описаны в 16 и 20 главах книги Деяний Апостольских.

Смирна. Пройдя описанным путем целый день, на другое утро или в тот же день к вечеру пароход подходит к знаменитой Смирне и останавливается здесь на целые сутки. Этим временем паломнику следует воспользоваться во-первых, для того, чтобы отдохнуть на берегу, во-вторых, – закупить припасов для следующего долгого перехода по морю, и наконец для того, чтобы посетить город, упомянутый в Апокалипсисе св. Иоанна Богослова, где ему предрекается венец живота «после многих скорбей. Более половины жителей этого города христиане, а потому мусульмане называют Смирну – неверной; она отличается великолепной панорамой, богатством прибрежных строений и ведёт обширные торговые обороты. Для верующего Смирна памятна также по мученической кончине св. Поликарпа, ученика Иоанна Богослова и первого епископа этого города. В Смирне имеется несколько православных храмов, из них самый богатый во имя св. мученицы Фотины, блаженной жены самарянки, которую Господь удостоил беседы у колодезя Иаковлева (см. Евангелие от Иоанна. глава 4-я).

Путь от Смирны до Александретты продолжается около четырех суток. Выйдя около полуночи, пароход утром останавливается у острова Хюса, против которого виден городок Чесма, прославленный победой графа Орлова- Чесменского над турецким флотом в 1770 году, а часах в 2-х пути от Чесмы, не видный с парохода, лежат развалины знаменитого некогда города Ефеса, прославленного проповедью Апостола Павла, который писал известное послание к жителям его Ефессеям, а также и пребывавшем в нем св. Иоанна Богослова, который провел здесь последние дни своей жизни и здесь же погребен. Гробницу всехвального Апостола видел еще наш русский паломник игумен Даниил, посетивший Ефес во время путешествия своего в Святую Землю в 1113–1115 году, но теперь её невозможно отыскать, так как разрушен совершенно самый храм, её содержавший. В Ефесе и теперь показывают гробницу Ап. Павла, могилу Марии Магдалины и пещеру семи спящих отроков. Самое название деревни Айя-Сулук, стоящей на костях Ефеса, есть испорченное греческое Агиос-Феологос – святой богослов. В Ефесе собирался третий Вселенский собор в 431 году, осудивший ересь Нестория.

Ночью или на рассвете следующего дня пароход проходит мимо небольшого острова Патмоса, где св. Иоанн находился в заточении и написал Евангелие и Апокалипсис. На месте пребывания Апостола находится монастырь, который можно видеть с парохода. Весь этот день пароход идёт между небольшими островами Архипелага и на рассвете проходит в виду острова Родоса, знаменитого своими рыцарями, бывшими первыми христианскими борцами против мусульман. Напротив Родоса на берегах Анатолии находится город Патар, месторождение святителя Николая Чудотворца; не далеко от него на берегу стоит и Мир-Ликийский, где святительствовал и скончался сей великий угодник Божий. Место погребения святителя и церковь над ним ныне принадлежат России; они приобретены графом Игнатьевым, бывшим послом нашим в Константинополе. Русский консул в Дарданеллах г. Югович делает раскопки на этом месте и освобождает от массы песка засыпанную грандиозную постройку. О возобновлении этого древнего храма уже поступило энергичное ходатайство в России. От параллели Мира в хорошую погоду синеют направо вдали горы острова Кипра.

На следующий день, обогнув полуостров Анатолии и продолжая путь уже по открытому морю, опять на рассвете, пароход подходит к городу Мерсин, о котором можно упомянуть паломнику лишь потому, что верстах в 25 от него находится город Тарс – родина св. Апостола Павла, соединенный с морем железной дорогой.

У Мерсины пароход стоит целый день и уходит лишь к вечеру. Паломники, соскучившиеся на пароходе, здесь могут сойти на берег отдохнуть, накупить провизии и побродить по садам Мерсины. Съезжать лучше компанией, что обойдётся гораздо дешевле. Пройдя от Мерсины ночь, пароход на утро бросает якорь у Александретты, где опять останавливается на целый день. Если из Мерсины пароход отходит днем, то уже к ночи он приходит в бухту Искандеруна (так называют турки Александретту). От Мерсины и Александретты начинает уже слышаться не турецкая, а арабская речь, так как тут проходит граница между обоими этими главными языками Передней Азии.

Александретта ничем не замечательна, и если путешественники сходят здесь на берег, то единственно для того, чтобы отдохнуть от продолжительного морского плавания. Верстах в двух от города, по берегу моря, находятся два каменных столба, указывающие место, куда, по словами местных жителей, кит выбросил пророка Иону после трехдневного его заключения в своем чреве. Для желающих осмотреть это место, надо нанять лодку (за которую, если наберется человек 10 или 15, каждому придется заплатить копеек по 15–20-ти в оба конца) и съехать на берег. Отсюда надо пойти по берегу пешком до столбов, которые видны и с парохода. Вообще же надо остерегаться слишком долго оставаться вне парохода и глядеть в оба, так как здесь бывают внезапные ветры, которые сильно затрудняют возвращение на пароход. Купаться в море надо тоже осторожно и не уходить в воду далеко, потому что здесь, как и на всем побережии, водятся акулы.

От Александретты до Яффы. Выйдя из Александретты под вечер, мы на утро приходим в Латакию, где пароход стоит недолго, и сходить паломнику на берег никогда не удается. Латакия, древняя Лаодикия, основана Селевком Никатором; её не надо, однако смешивать с другой более знаменитой Лаодакией, где собирался поместный Собор 360 года, и которая упоминается в послании к Колоссянам, гл. 4, и в Апокалипсисе, гл. 1 и 3.

В тот же день после обеда пароход бросает якорь перед красивым тройным городом Триполи, тонущем в садах. Высаживаться тут за недостатком времени тоже не удается, но зато на борт здесь привозят массу апельсинов, так как Триполи считается столицей царства апельсинов.

Уходя вечером из рейда Триполи, на утро пароход приходит в Бейрут. Этот город в древности назывался Беритом и был родиной финикийского историка Санхониатона. Христианство насаждено было здесь очень рано. В Берите были знаменитые училища, сначала языческие, а потом христианские, в которых воспитывались св. Иоанн и Аркадий. Здесь совершилось некогда чудо, рассказанное св. Афанасием Александрийским. Евреи, найдя икону Спасителя, подвергли её поруганию и пронзили мечем, и из раны вытекла кровь и вода, как некогда из прободенного на кресте пречистого тела Господня. Здесь находится православный собор во имя св. Великомученика Георгия, подле которого живет митрополит, и церковь, называемая русской, потому что она построена на пожертвования из России. За городом возле одной мечети указывается место, где, по преданию, св. Великомученик Георгий убил змея. В мечети показывают круглый камень, на котором будто бы отдыхал после своей победы св. Георгий. Здесь же находится и источник, изведанный, по преданию, св. Георгием, почувствовавшим жажду после поражения змея. Горы, что высятся над Бейрутом и блестят часто своими снеговыми верхушками, суть знаменитые горы Ливанские, населённые, по преимуществу, христианами. Из Бейрута проложена прекрасная шоссейная дорога в столицу Сирии – Дамасск.

По выходе из Бейрута пароход проходит ночью в виду знаменитых в древности городов Сидона и Тира, ныне потерявших всякий след своей древней славы. Паломники, в чаянии скорого появления берегов Св. Земли проводящие эту ночь на борту, могут видеть около полуночи маяки Тира и Сидона. Страны Тирские и Сидонские посещаемы были Спасителем, совершившим здесь многие чудеса; отсюда же многие приходили в Иерусалим послушать слов Божественного Учителя. Это первые места, которые видит паломник уже освященные стопой Богочеловека. Христианство распространили здесь св. Апостолы, как это видно из повествования книги Дияний Апостольских, глава 21.

Недалеко от Тира, на берегу, находится и древняя Птолемаида, ныне Акка, также посещенная Апостолами; а рядом с ней – грозным мысом, выдаваясь в море, высится прославленная гора Кармил-Мар-Елиас или св. Пророка Ильи, с католическим монастырем, воздвигнутым в память подвигов великого Пророка. У подножия Кармила лежит городок Кайфа с цветущей немецкой колонией. С Кайфы уже можно сказать, начинается берег Св. Земли, и небольшой городок, лежащий на прибрежье, справедливо носит имя Кесарии Палестинской. В ней, по сказанию книги Деяний Апостольских, св. Апостол Петр крестил сотника римского Корнилия; позднее здесь пребывал св. Апостол Павел. Ныне этот город, почти деревушка, заселён после последней войны болгарами, к сожалению, отступившими от православия в магометанство.

Пароход, покинувший под вечер рейд Бейрута, к утру следующего дня подплывает уже к Яффе – Евангельской Иоппии, и паломники после 14-ти дневного томления на пароходе и скитания по морям могут вступить на Святую Землю, – предмет их горячих христианских помыслов и стремлений. Многие русские паломники, бодрствующие последнюю ночь пребывания на пароходе, с первым же проблеском утренней зари могут видеть берега Святой Земли и синеющие горы Иудеи, за которыми прячется трижды благословенный Иерусалим. –

Туда и летит уже своими помыслами и желаниями, с горячей верой и радостным сердцем, паломник! ...


Источник: Путеводитель по Святой земле. Изд. ред. журн. «Русский Паломник» под ред. А.В. Елисеева. - СПб.: Типо-Лит. П.П. Сойкина, 1888. – 182 с.

Комментарии для сайта Cackle