Приложения
№ 1 151
На подлинном собственною Его Императорского Величества рукою написано: «Щитать утвержденным, но не вносить в Свод Законов». Царское Село 15-го мая 1853 года.
Положение о Ламайском духовенстве в Восточной Сибири
§ 1
При тридцати четырех дацанах, находящихся ныне в Восточной Сибири, определяется прилагаемым при сем штатом комплектное число лам и ховараков.
§ 2
Все духовенство делится на следующие пять степеней:
1) Бандидо-хамба или первенствующий лама.
2) Ширетуй или настоятель дацана.
3) Лама-Гелунг или Лама-Гыцул.
4) Бандий.
5) Ховарак.
§ 3
Бандидо-Хамба пребывание свое имеет при Гусино-Озерском дацане.
§ 4
На него возлагается главное заведывание и управление, Ламайским духовенством и наблюдение, чтобы настоящий устав исполнялся в точности.
§ 5
Бандидо-Хамба подчиняется непосредственно генерал-губернатору Восточной Сибири.
§ 6
При открывшейся вакансии на должность Бандидо-Хамбы, до назначения на оную другого духовного лица, Ширетуй Гусино-Озерского дацана немедленно заступает его место и доносит о том генерал-губернатору, который со своей стороны делает зависящее распоряжение о производстве выборов в должность Бандидо-Хамбы.
§ 7
Выборы должны быть: а) при Селенгинской Степной Думе, б) начаться не позже как через три месяца со дня открытия вакансии и в) продолжаться не долее 6 дней.
§ 8
На выборах право голоса имеют одни только родоначальники и по одному депутату от приходов, которые должны быть назначаемы из людей духовного звания, имеющих не менее 25 лет от роду и несостоящих под следствием и судом, прочие же инородцы и остальное духовенство голоса в выборах не имеют и даже запрещается находиться им при оных. Для наблюдения же за порядком и правильным ходом выборов командируется на оные всякий раз особый чиновник, по распоряжению генерал-губернатора.
§ 9
В должность Бандидо-Хамбы избираются три кандидата, которые, кроме необходимых для сего звания познаний и качеств, должны непременно знать по-русски.
§ 10
Выбор кандидатов в звание Бандидо-Хамбы удостоверяется протоколом, о чем и доносит командированный чиновником Забайкальскому военному губернатору, который с мнением своим, представляет о сем генерал-губернатору, а сей последний достойнейшего из трех выбранных кандидатов представляет чрез Министра Внутренних Дел на Высочайшее утверждение, и, если он удостоится оного, то выдается ему на таковое звание Высочайшая грамота.
§ 11
Если выборы не начнутся или не кончатся в назначенный срок, или если на оных произойдут такие беспорядки, которые воспрепятствуют правильности выборов, то командированный генерал-губернатором чиновник прекращает оные, и, распустив собравшихся, доносит о том чрез Забайкальского военного губернатора генерал-губернатору, который тогда, по собственному уже усмотрению, представляет чрез Министра Внутренних Дел на Высочайшее утверждение достойнейшего в звание Бандадо-Хамбы.
§ 12
Бандидо-Хамба, по получении утверждения в должности, приводится к присяге по обряду ламайской веры в Гусино-Озерском дацане.
§ 13
Возведение в звание ширетуев, а равно и распределение их по дацанам делается по представлениям Бандидо-Хамбы к Забайкальскому военному губернатору, с утверждения генерал-губернатора Восточной Сибири.
§ 14
Ширетуи назначаются из среды лам всех дацанов в совокупности.
§ 15
На должность ширетуя выдается генерал-губернатором диплом за его подписью и печатью и в него вписывается имя определенного; по выбытии же такового из означенной должности, диплом на оную возвращается генерал-губернатору, от которого выдается новый заступившему его место, прочим же духовным лицам выдаются на звание их свидетельства, по приказанию генерал-губернатора.
§ 16
На ширетуев возлагается ближайшее заведывание своим дацаном и строгое наблюдение, чтобы подведомственные им ламы и ховараки исполняли правила настоящего устава в точности.
§ 17
Они подчиняются непосредственно Бандидо-Хамбе-Ламе.
§ 18
В случае смерти ширетуя, до утверждения его преемника, а равно на время болезни, заступает его место старший из лам того дацана, к которому ширетуй принадлежит.
§ 19
Возведение в ламское достоинство, т. е. в степени гелунга и гыцула, делается по представлению Бандидо-Хамбы, с утверждения Забайкальского военного губернатора. Распределение же их по дацанам, согласно сделанному в штате расписанию, зависит от непосредственного усмотрения Бандидо-Хамбы.
§ 20
Они избираются из числа состоящих при дацанах бандиев и подчиняются непосредственно по каждому дацану своему ширетую.
§ 21
На обязанности их лежит отправление богослужения по обрядам их веры в самом дацане и исполнение духовных треб вне дацана в черте прихода и не иначе, как по требованию прихожан, с соблюдением правил, ниже изложенных.
§ 22
Бандии назначаются и распределяются по дацанам, сообразно штату, непосредственным усмотрением Бандидо-Хамбы и из числа ховараков, находящихся при Гусино-Озерском дацане.
§ 23
Они подчиняются непосредственно каждый ширетую своего дацана, где исполняют всю прислугу, потребную для внутреннего в дацане богослужения.
§ 24
При Гусино-Озерском дацане, по распределении к местам за штатом оставшихся лам, содержаться будут 35 ховараков, которые должны, под главным ведением БандидоХамбы, обучаться Монгольской и Тибетской грамоте, полезным ремеслам и наукам, а преимущественно догматам ламайской веры, чтобы иметь возможность избирать из них в последствии в бандии для пополнения ламайского духовенства, при открывающихся вакансиях.
§ 25
При Гусино-Озерском дацане, под главным заведыванием Бандидо-Хамбы, ведутся точные послужные списки каждому из ширетуев, лам, бандиев и ховараков по формам, которые для сего будут составлены по распоряжению генерал-губернатора. В этих списках отмечаются неопустительно все перемены, происходившие с этими лицами, и все штрафы и наказания, коим они подвергались.
§ 26
Копии с таковых списков Бандидо-Хамба обязан представлять ежегодно к 1 мая Забайкальскому военному губернатору и генерал-губернатору Восточной Сибири.
§ 27
Кто имеет более двух сыновей, тому дозволяется одного из них отпускать в духовное звание, но для этого он обязан испросить предварительно согласие своего общества. Только, при имении подобного увольнительного от общества свидетельства, Бандидо-Хамба имеет право принять просящегося в ховараки и притом не иначе, как ежели будет существовать в то время при Гусино-Озерском дацане на эту должность вакансия.
§ 28
Определяющийся в ховараки должен быть не моложе 18 лет от роду и для поступления его в духовное звание должно быть собственное его желание, которое следует объявить ему своему обществу. В противном случае, сие последнее не имеет права выдавать ему увольнительного свидетельства.
§ 29
Всякое самовольное возведение в которое-либо из вышеприведенных духовных званий сверх комплекта, положенного штатом, а равно вне порядка, определенного сим уставом, строго воспрещается.
§ 30
Последствия такового неправильного возведения суть: а) для возведенного обращение в предшествовавшее его звание, и б) для возводившего лишение духовного его сана и обращение в светское состояние.
§ 31
Построение новых кумирень производится не иначе, как по удостоверению генерал-губернатора, что таковая постройка действительно необходима, и каждый раз с разрешения Министра Внутренних Дел.
§ 32
На все существующие ныне 34 дацана, показанные в штатах, должны быть составлены планы, которые имеют быть утверждены Министром Внутренних Дел и храниться при самых дацанах, а копии с оных в Департаменте Духовных дел иностранных исповеданий Министерства Внутренних Дел.
§ 33
Всякая пристройка к тем дацанам не может быть произведена без разрешения Министра Внутренних Дел. Исправление же их производится с разрешения генерал-губернатора Восточной Сибири, по представлению военного губернатора Забайкальской области.
§ 34
Постройка новых, отдельных от утвержденных кумирень, молитвенных зданий, воспрещается.
§ 35
Произвольно построенные дацаны и всякие молитвенные здания, а равно пристройки к ним немедленно уничтожаются, и виновные в том лишаются духовного своего звания и обращаются в светское сословие.
§ 36
Приход каждого дацана должен быть в точности определен, по соглашении Забайкальского военного губернатора с Бандидо-Хамбою и с утверждения генерал-губернатора. Всякое изменение по этому предмету впоследствии зависит также от окончательного утверждения генерал-губернатора.
§ 37
Никто из мирян, а в том числе и заштатные ламы, обращенные в светское состояние, не имеют права носить одежду, присвоенную ламайскому духовенству, под опасением в противном случае ответственности по законам.
§ 38
Все штатное духовенство избавляется от всех податей, а Бандидо-Хамба, ширетуи и ламы от телесного наказания.
§ 39
Ламайские духовные лица, по догматам их веры, не могут иметь отдельной собственности и обязаны вести жизнь безбрачную.
§ 40
Бандидо-Хамба и ширетуи отнюдь не должны отлучаться далее пределов своих приходов, исключая особых уважительных причин, в каковых случаях они испрашивают на то дозволение военного губернатора Забайкальской Области.
§ 41
Для исполнения в необходимых случаях духовных треб между мирянами могут отлучаться из дацана ламы, но не далее черты своего прихода, с дозволения от своего ширетуя и не иначе, как по требованию самих прихожан; по исполнении же у них необходимых духовных треб, обязаны немедленно возвращаться в дацан, не проживая без надобности в улусах.
§ 42
За нарушение предыдущих двух параграфов виновные обращаются в светское состояние.
§ 43
Строго воспрещается Бандидо-Хамбе, ширетуям, ламам, бандиям и ховаракам впускать в свои домы женщин, за нарушение же сего виновный низводится в низшую степень, а ховарак обращается в светское состояние.
§ 44
Духовное лицо, виновное в блуде или вообще замеченное в безнравственном поведении, лишается своего звания и обращается в светское состояние.
§ 45
Кто однажды исключен был из духовного звания, того впредь в таковое уже не принимать; виновный же в подобном принятии лишается своего звания и обращается в светское, куда возвращается также и принятый.
§ 46
Лишение духовного звания за нарушение постановлений, в сем уставе изложенных, и обращение в светское, за исключанием Бандидо-Хамбы. определенного в сию должность Высочайшею волею, зависит от генерал-губернатора, Восточной Сибири, но не иначе как по предварительному, форменному исследованию.
§ 47
На основании § 39, никто из духовных лиц не имеет никакой собственности; содержатся же они, равно как и самые дацаны, добровольными приношениями мирян в дацан и добровольною же, а отнюдь не вынужденною платою за исполнение духовных треб вне дацана.
§ 48
Поэтому все имущество, какое ныне находится у лиц, кои поступят в комплект нового штата, должно немедленно быть обращено: недвижимое в пользу родовых управлений, среди коих то имущество находится, движимое же в собственность дацанов, к которым означенные лица первоначально принадлежать будут.
§ 49
Для хозяйства же дацанов примежевать из прилегающих к ним земель количество, сообразное с числом лиц, находящихся в них по штату и полагая на Бандидо-Хамбу 500 десятин, на ширетуя – 200, на ламу – 60, на бандия – 30 и на ховарака – 15 десятин.
§ 50
Кто при первоначальном введении сего устава не согласен будет лишиться собственности, тот должен выбыть из духовного звания и обратиться в светское.
§ 51
Для заведывания как движимым, так и недвижимым имуществом дацанов определяется к каждому из них по одному старосте, избираемому на три года мирским приговором прихожан из среды их и утвержденному военным губернатором Забайкальской Области.
§ 52
Староста обязан ежегодно отчетностью обо всем имуществе дацана пред степною Думою, в непосредственном ведении которой он состоит; кроме того, имущество дацанов ежемесячно свидетельствуется ширетуями, которые отдают о нем в январе месяце отчет Хамбе Ламе, а сей последний доставляет также ежегодно общий из них отчет Забайкальскому военному губернатору не позже марта месяца.
§ 53
Староста должен жить при дацане и отлучается из него, с разрешения ширетуя и по письменным видам от степной Думы.
§ 54
Хозяйство, при каждом дацане находящееся, принадлежит всей общине того дацана нераздельно, а состоит только под главным заведыванием ширетуя.
§ 55
Денежные доходы дацана могут быть: а) от добровольных приношений мирян, б) от продажи бурханов, образов, молитв, поясов и других предметов церковных, по таксе, которую надлежит ежегодно составлять Бандидо-Хамбе и утверждать военному губернатору Забайкальской области и в) от продажи хозяйственных принадлежностей.
§ 56
Денежные доходы каждого дацана делятся на 10 частей, из коих 1/10 отсылается, по окончании года, каждое 1-е января, чрез посредство степных Дум к Бандидо-Хамбе как на его содержание, так и на покрытие канцелярских его расходов и содержание находящихся при его дацане ховараков; затем 2/10 поступают в пользу ширетуев; 3/10 на поддержание самих дацанов и канцелярские при них расходы; а остальные 4/10 разделяются между ламами и бандием.
§ 57
За исключением продажи хозяйственных произведений, всякий другой торг ламайскому духовенству строго воспрещается. Нарушители сего обращаются в светское состояние и, на основании ст. 1539 Уложения о наказаниях уголовных и исправительных, подвергаются денежному взысканию.
§ 58
Подобной же ответственности подвергаются виновные в сношениях с заграничным духовенством, с переселением в отдаленнейшие от границы места Восточной Сибири, по распоряжению генерал-губернатора.
§ 59
Бурханы, разные письменные изображения, молитвы, духовные книги, поясы и проч. выписываются из-за границы собственными лишь средствами дацанов чрез Кяхтинскую таможню, по особым каждый раз представлениям Хамбо-Ламы к Забайкальскому военному губернатору и по ближайшему усмотрению сего последнего.
§ 60
Для точного и безотговорного, по принадлежности, исполнения правил настоящего устава должно иметь при каждом дацане по одному экземпляру оного, скрепленного подписью и печатью генерал-губернатора, с переводом на монголо-бурятский язык; кроме того, экземпляры сего устава на русском и монголо-бурятском языках должны находиться во всех степных Думах и родовых Управах.
§ 61
Наблюдение со стороны светской власти за точным исполнением сего устава принадлежит местным гражданским начальствам, под главным руководством генерал-губернатора Восточной Сибири. Высшее же управление делами ламайского духовенства в Сибири принадлежит Министерству Внутренних Дел иностранных исповеданий.
Подлинное Положение за подписью председателя и членов Сибирского Комитета и скрепою статс секретаря.
На подлинном Собственною Его Императорского Величества рукою написано: «Быть посему».
Царское Село
15 мая 1853 года.
Штат Ламайского духовенства Восточной Сибири
№ | Наименование дацанов | При них число ламайского духовенства | ||||
Хамба | Ширетун | Ламы гелунги и Ламы Гыцулы | Ховараки и Бандии | Итого | ||
1 | Гусино-Озерский | 1 | 1 | 7 | 1 | 10 |
2 | Цонгольский | 1 | 12 | 1 | 14 | |
3 | Чжидинский | 1 | 9 | 1 | 11 | |
4 | Ацайский | 1 | 2 | 1 | 4 | |
5 | Сартольский | 1 | 3 | 1 | 5 | |
6 | Гыгетуевский | 1 | 2 | 1 | 4 | |
7 | Учотуевский | 1 | 2 | 1 | 4 | |
8 | Бултумурский | 1 | 4 | 1 | 6 | |
9 | Аракиретуевский | 1 | 4 | 1 | 6 | |
10 | Чжагуетаевский | 1 | 5 | 1 | 7 | |
11 | Кударинский | 1 | 6 | 1 | 8 | |
12 | Иройский | 1 | 4 | 1 | 6 | |
13 | Янгоумыский | 1 | 6 | 1 | 8 | |
14 | Ходонский | 1 | 12 | 1 | 14 | |
15 | Анинский | 1 | 11 | 1 | 13 | |
16 | Тугнугалтаевский | 1 | 9 | 1 | 11 | |
17 | Агинский | 1 | 19 | 1 | 21 | |
18 | Ацагатский | 1 | 5 | 1 | 7 | |
19 | Чицановский | 1 | 5 | 1 | 7 | |
20 | Хокюртаевский | 1 | 6 | 1 | 8 | |
21 | Эгитуевский | 1 | 9 | 1 | 11 | |
22 | Цугилинский | 1 | 15 | 1 | 17 | |
23 | Цулгинский | 1 | 3 | 1 | 5 | |
24 | Гунинский | 1 | 2 | 1 | 4 | |
25 | Токчинский | 1 | 2 | 1 | 4 | |
26 | Хужиртаевский | 1 | 2 | 1 | 4 | |
27 | Тарбагатаевский | 1 | 2 | 1 | 4 | |
28 | Бырцуевский | 1 | 2 | 1 | 4 | |
29 | Ольхонский | 1 | 2 | 1 | 4 | |
30 | Баргузинский | 1 | 6 | 1 | 8 | |
31 | Кыренский | 1 | 4 | 1 | 6 | |
32 | Балакский | 1 | 14 | 1 | 16 | |
33 | Барголтаевский | 1 | 5 | 1 | 7 | |
34 | Аларский | 1 | 15 | 1 | 17 | |
Итого | 1 | 34 | 216 | 34 | 285 |
№ 2
Наказ 152 игумену Феодосию и черному попу Макарию, чтобы в Даурах построить монастырь, иноверцев всех вере призывать к православной христианской вере крестить и учить.
«Лета 7189 мая в 15 день великого господина преосвященного Павла митрополита Сибирского и Тобольского указ игумену Феодосию, да черному попу Макарию с братиею: ехати им из Тобольска в Сибирские понизовые городы для того, в нынешнем в 189 году мая в 11 день, по указу Великого Государя царя и великого князя Феодора Алексеевича вся великия и малыя и белыя России Самодержца, и по благословению великого господина Святейшего Иоакима Патриарха Московского и вся России и по грамотам, велено их из Тобольска отпустить в Дауры в города на Селенгу, строить монастырь по реке Селенге, или где они к строению угодное место обыщут, и призывать и крестить в православную христианскую веру иноземцев; и им, игумену и черному попу, приехав в Дауры в Селенгинском и в иных Даурских городах и острожках иноверцев всяких вер от неверствия ко истинной православной христианской вере призывати, поучая от божественных писаний со всяким тщанием и прилежанием, безленостно, и крестити их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, и приводити к тому святому Божию делу иноверцев без тщеславия и гордости, со благоучительным намерением, без всякого озлобления и от такова святого дела никаким озлоблением не отревати, но по благоданней им от Пресвятого и Животворящего Духа чрез наше архиерейское благословение ко истинной православной христианской вере от неверия призывати и от тьмы во свет обращати, чтоб от каких слов строптивых иноземцев чем не отлучати, и от святого дела не отвратити, и о том к нам в Тобольск не отписываясь, и по крещении иноземцев велети жити, где они похотят в службе или в монастырех, или у всяких чинов русских людей, и над ними самим восприемником их смотреть, чтоб они преданную православную христианскую веру хранили твердо, и к церквам Божиим и на покаяние к отцам духовным приходили, а на прежние бесовские и темнообразные прелести не обращались, и кто в таковых прелестях объявитца, и таких имати в монастырь и держати в подначальстве и наказывати и учити со всяким тщанием, пока они истинное покаяние принесут и впредь от таких прелестей отстанут. К сему наказу великий господин преосвященный Павел митрополит Сибирский и Тобольский велел печать свою приложить».
У подлинной печать красного воска с благословляющею рукою.
№ 3 153
«В прошлом 1681-м году февраля 22 дня, по имянным блаженные и вечнодостойные памяти Великого Государя Царя и Великого Князя Феодора Алексиевича, всея великия и малыя и белыя России Самодержца указу, и по благословению Великого Господина Всесвятейшего Иоакима архиепископа Московского и России и всех северных стран патриарха по грамотам отпущены духовного чину игумен Феодосий, да с ним иеромонахи, да иеродиакон, да девять монахов, и того нас дванадесять братов с Москвы с его государевою казною и со всею церковною утварью за Сибирь в Даурские пределы на Селенгу реку, и велено нам на Селенге реке построить монастырь вновь Его Государевою казною для призывания иноверных в православную христианскую веру и крестить. И потому Его Великого Государя указу и святейшего патриарха по грамотам прибыли мы с ним игуменом Феодосием на сю сторону Байкала моря на Селенгу реку и во имя Пресвятыя Троицы монастырь в прошлых же (годах) 1683-м (основали), а церкви в нем, по благословенным блаженныя памяти от преосвященного Павла митрополита Тобольского и Сибирского грамотам, первую соборную 1684-м генваря 31, вторую во имя Николая чудотворца 1685 годех мая 9 чисел Его Государевою казною в совершенство построили и многих неверных крестили. И вышепоименованные игумен Феодосий со иеродиаконом пожил в том Троицком монастыре только дванадесять лет, поехал из того монастыря к Москве в 1692 году, и мимо Тоболеск едучи, за старостью своею бил челом оной игумен Феодосий блаженныя памяти преосвященному Игнатию митрополиту Тобольскому и Сибирскому, и подал челобитную за свею рукою, чтоб на его место посвятить в игумены в тот новопостроенной Троицкой Селенгинской монастырь помянутого его иеродиакона Мисаила, по которому его челобитью я и посвящен в 1694 года апреля 3 числа. А оной игумен Феодосий, из Сибири выехав, волею Божиею преставился на Устюге великом в Архангельском монастыре. А я, Мисаил, после того игумена Феодосия жил в оном Троицком Селенгинском монастыре в том своем игуменстве только семь лет, потом во архимандриты посвящен им же преосвященным Игнатием митрополитом в 1699-м году. А прочая братия, которые отпущены с нами с Москвы, волею Божиею преставилися при мне архимандрите Мисаиле в разных годех и числех, токмо из них один я архимандрит Мисаил и по ныне в оном Троицком Селенгинском монастыре жив обретаюся. А после того же игумена Феодосия в том же Троицком монастыре третья церковь от преосвященного Феодора митрополита Тобольского и Сибирского по дву благословенным грамотам построена на святых вратах, во имя всех Святых в 1719-м году августа 10 числа. – Вышеписанное монастырь и церкви и прочее все строение деревянное. Оному Троицкому монастырю были несчастливые случаи. В прежние годы обиды бывали от нападения неприятельских мунгальских людей, а именно конные табуны и рогатый скот сильно отъимали и отгоняли. Да в прежние ж годы волею Божиею две мельницы сгорели, да после того в монастыре хлебня и келья и башня и всего треть монастыря выгорело, а в которых годех и числех те пожары были, и о том записки в последнем пожаре сгорели. Да в прошлом же 728-м году генваря на 24 число казначейска келлия, и при ней другая келлия ж с казной и с казенными книгами и со всякими письмами сгорело. – Сел и деревень к тому Троицкому монастырю не приписывано, токмо по именному блаженныя и вечнодостойныя памяти Петра Первого Императора и Самодержца Всероссийского указу и по грамоте, присланной в Иркутскую канцелярию к воеводе Юрью Шишкину, велено нам в Троицком монастыре, вместо ружнаго жалованья вольных людей, кто похочет из ссыльных и из гулящих, принимать и селить в пашню по оной грамоте, которая и ныне обретается в Иркутской канцелярии. А по вышеупомяненным блаженные и вечнодостойные памяти Его великого Государя указу и святейшего патриарха по грамотам, в оном Троицком монастыре в толикие многие годы неверных крестили немалое число, а сколько именно, про то неизвестно, понеже в вышепомянутом последнем пожаре записная о новокрещенных имянная книга со прочими письменными делами сгорела; а потому имянным и перечневым числом показать невозможно. Тако ж и по ныне призываем и крестим».
№ 4
Грамота на Селенгу в новый Троицкой монастырь игумену Феодосию о том, чтобы унимал Даурских жителей от преступной связи с некрещеными иноземками, иноземцев крестил и венчал, а за духовенством имел наблюдение. 154
«От великого господина преосвященного Павла митрополита Сибирского и Тобольского на Селенгу, в новый Троицкой монастырь игумену Феодосию. В нынешнем в 191-м году марта в 10 день писал ты к нам: Даурские-де многие жители живут не по христиански с некрещеными иноземками блудно, беззаконством ребят приживают, и прижив с ними, тех иноземок продают, а себе для блудного беззаконного дела иных некрещеных иноземок покупают, и ты-де видя их такое беззаконство по многие времена от такова их дурна унимал и не многие послушали, окрестя иноземок святым крещением, венчалися на них законным браком; а попы тамошних стран, оставя церкви Божии, живут у часовен самовольством, и в том-де их самовольстве церкви Божии стоят без пения и наша архиерейская дань и пошлины теряютца, да и церковных раскольников умножилося; и как к тебе сия наша великого господина грамота придет, и ты бы тамошних жителей русских людей, которые живут неисправно и не по-христиански, истинного нашего православия закона не держатца, разговаривал и от божественного писания поучал с великим прилежанием без лености, чтоб они от душепагубные свои прелестные тьмы обратилися к свету пути истинного и жили по христиански, и к церквам Божиим к пению и на исповедь к отцам духовным приходили и всякой святыни сподоблялись; а которые попы живут у часовен, и их допросить, есть ли у них ставленые и благословенные грамоты и требники и освященное миро и масло и по какому указу служат, да буде грамоты есть, и тех грамот досмотреть, и о том о всем к нам великому господину отписал, а отписку велел подать на Сафейском дворе в нашем казенном приказе казначею Варлааму Поповцову да дьяку Михайлу Витязеву. Писан в Тобольске лета 7191-го марта в 11 день.
№ 5
Программа миссионерской деятельности в Восточной Сибири, составленная Иркутским епископом Софронием Кристаллевским. 155
1) «Призывать всем священникам идоляторов к познанию истинного Бога; принявших св. крещение учить вере и правым догматам, как возможно кратко, применяясь к деяниям апостольским; желающих крестили бы, начальнейших людей учили бы грамоте и показывали бы, что есть закон христианский; 2) доносили б о принявших св. крещение в светскую команду для дарования льготы от ясака, в консисторию для сведения, а новокрещенным давали бы от себя билет; 3) принявших крещение увещевать, чтобы к шаманам не ходили, учения их не слушали, идолов не имели и не кланялись; 4) повседневно продолжительных молитв не налагали б, только бы по 4-й заповеди в праздники собирались; и повседневно по утру и ложась спать краткими молитвами молились. И те молитвы, аще возможно, перевесть на их язык, а именно молитву пред началом всякого дела, молитву Господню и Богородице; 5) посты, с различением брашен, не налагали б, но учили б при каких ни на есть брашнах всегдашнего воздержания, и сказывали, что объедение и пьянство великий грех есть; 6) увещевали б, чтобы на всякий год, в определенное время, при воздержании плотоугодия и при искренней (как возможно) исповеди, причащались пречистых тайн, и чтобы к таковому великому таинству имели желание с верою и надеждою оставления всех грехов; 7) больных, а наипаче в нечаянии живота, так увещевали б, причащением, хотя и (в) неопределенное время и без алкания, сподобляли; 8) о делах милосердия учили б, чтоб всяк от имения своего подавал всякому брату неимущему; 9) если кто восхощет из новокрещенных иметь разговор о вере и чинах церковных, с другими не имели, кроме священников, и о всем требовали б объяснения от них, и смотрели б священники, чтобы кто-нибудь не ввел новокрещенных в сумнительство; о людях, вводящих в сумнительство, писали б в светскую команду и в консисторию; 10) смотрели б, чтобы новокрещенные не держались шаманства, волшебства, чародейства и колдовства, примет счастья, встречи словесных и бессловесных, и прочего суеверия; 11) у принявших крещение узнавали б, нет ли младенцев некрещеных – родственников и увещевали б крестить их; 12) о восприемниках у новокрещенных придерживались бы правил св. отцов; 13) по приобщении св. тайн, показывали б новокрещенным, дабы жили благоговейно, воздержено, яко христианам прилично; 14) проповедовали б, не имеют ли новокрещенные двух жен и кто имеет таковых, разлучали б и велели б жить с единою женою, с которою пожелает, повенчав их, и наказав жить воздержено и целомудренно; 15) о препятствующих проповеди среди идоляторов доносить, кому следует; 16) не желающим св. крещения после обращения и увещания принуждения не чинить и никаких угроз не делать, понеже христианской проповеди належит любовь со смирением, кротостью и тихостью, понеже сердце человеческое насильствуемо быть не может».
№ 6
Правила, кои приходский священник должен наблюдать при обращении иноверных в веру христианскую, или при утверждении в оной новообращенных. 156
1) «Учение преподавать ты должен из одного Евангелия, деяний и посланий апостольских, не отягощая обращаемых разума – яко во младенчестве веры еще сущего – преданиями, кроме самых нужнейших и к основанию веры служащих догматов.
2) К преподаванию сего учения наблюдать тебе следующий порядок: 1-е, должен ты изъяснять, что есть Бог; 2-е, что Он дал человеку закон: тут объяснить хотя кратко, но ясно, о тех делах добрых, которые Бог предписал человеку в законе.
3) Сии добрые дела суть следующие: 1-е, Бога любить и почитать всем сердцем; 2-е, идолов своих отвращаться и совсем забыть; 3-е, имя Божие вспоминать с почтением и ни в какой ложной клятве не призывать; 4-е, родителей своих любить и почитать, а во-первых верным быть своему Государю и от него установленным начальникам повиноваться; 5-е, в церковь в воскресные и праздничные дни ходить молиться с благоговением и слово Божие слушать со вниманием. Ежели же что не дозволить быть в церкви, в то время молиться в домах своих; 6-е, любить ближнего, то есть, не обидеть его ничем, не оскорбить печалью и никакой болезни ему не приключить, а толь наипаче не убить его на смерть, напротив, делать ему, сколько возможно, добро; так и своего живота беречь, разумея, что не имеет человек власти, по слову Божию, сам себя убить. Притом научать, чтобы не пьянствовали и были б трудолюбивы; 7-е, сохранять верность и чистоту как в супружестве, так и кроме супружества; 8-е, ни у кого ничего не отнимать и ничего не красть, а все желаемое стараться приобретать своими трудами; 9-е, ни на кого ни в чем не клеветать, не лгать и не обманывать; 10-е, ничьему имению не завидовать и ничего чужого себе не желать.
4) Потом приступить к догматам, которые заключаются в Символе Веры; оному в первых обучать тебе с кратким, но ясным толкованием и 1-е, повторить, что есть Бог; 2-е, что Он человека и весь свет создал и его хранит; 3-е, от сего Бога человеку дан закон; 4-е, что Бог, как милосерд, видя, что люди часто преступают Его закон и отдаются в непорядочную жизнь, послал им Спасителя Иисуса Христа, который как примером Своей жизни научил людей добродетели, так и дал закон Евангелия, в котором показано весьма ясно, как добра держаться, а худа убегать, и чрез то снискивать не только временное, но и вечное благополучие, и для того во Христа веровать, на Него надеяться неотменно надлежит; 5-е, что есть крещение, исповедь и причастие, научить кратко и о том, что за беззакония будет осуждать, а за добродетели награждать.
5) По изъяснении догматов веры, каждого научить, что вся сия вера сама собою спасти человека отнюдь не может, ежели обратившийся не будет иметь попечения о добрых делах весь свой век.
6) Но как веры сохранить, так и добрых дел исполнить не может человек без Божественныя свыше помощи, а оная дается наипаче тем, кто просит того у Бога прилежною молитвою: сего ради, хотя кратко, показать обращающемуся и о том, что молиться есть призывание Бога в помощь во всех наших делах, и за основание оной объяснить молитву Господню: «Отче наш», и проч.
7) О святых иконах поучать, чтоб их не боготворили, почитали только изображением, чрез которое на память приводится имя того, кто на них написан и для того, поклоняясь пред ними, помнили бы, что поклоняются не образам, но тем, кто на них написан.
8) Сего на первый случай обращающемуся ведать довольно: все же сие предлагать на рассуждение довольное, отнюдь не угрожая ничем, ниже приводя к тому насилием каковым-либо. Что же касается до преданий, яко то: чтения по вся дни многих молитв, соблюдения во всякой неделе постных дней и во всякой части года постов многонедельных, о том за первый случай упоминать, а отнюдь их не принуждать к той строгости, к которой в христианстве рожденные привыкли. Разумнейшим объяснить наипаче сие, что вера в Бога и в Спасителя есть первейшее христианства основание, что церковные учреждения и сохранение постов спомоществуют вере истинной, и что впрочем, хранение десяти заповедей есть самая главная добродетель, сопутствующая христианству, и никак и никогда неотделенная от веры: без которой и вера сама мертва. В заключение слова твердить иноверцам любовь к Богу и любовь к ближнему; к соблюдению же поста в страстную неделю, сколько возможно, поучением и увещанием приводить.
9) Сверх же учения, никаких суеверий, пустых рассказов, ложных чудес и откровений не прибавлять, пачеж басен нигде и никакими правилами церковными, тем меньше Священным Писанием не утвержденных, не проповедовать, толь наипаче своих не вымышлять, под опасением наистрожайшего истязания».
* * *
Архив Совета Православного Миссионерского Общества. Дело № 29 (С.-Петербургского Миссионерского Общества).
Буряты, ст. Ф. Шперка в Энциклопедическом Словаре Брокгауза и Ефрона, том V, стр. 62.
Ст. А. Стахеева: Буряты. Живописная Россия, том XII. Часть первая. Стр. 159–160.
Буряты, ст. Ф. Шперка в Энциклопедическом Словаре Брокгауза и Ефрона, т. V, стр. 64.
Ibіdеm. Стр. 62.
Древние Церконные грамоты Восточно Сибирского края (1653–1726) и сведения о Даурской миссии, собранные миссионором, архимандритом Мелетием. Казань. 1875. стр. 9–10.
Древние Церковные грамоты Восточно-Сибирского края. Архимандрита Мелетия, стр. XI–XIII.
Древние Церковные грамоты Восточно-Сибирского края. Архимандрита Мелетия. Стр. 12.
Напечатана в «Иркутских Епархиальных Ведомостях» за 1882 года, № 3, стр. 36–38. Нами заимствована из сочинения (рукописныя) священника Е. Кузнецова: История христианского просвещения инородцев Забайкалья (1643–1862 г.г.).
Заимствованы из брошюры Мелетия Епископа Рязанского и Зарайского: Пустынник Варлаам, основатель Иоанно-Предтеченского скита на границах Китайской Монголии, в Чикойских горах, за Байкалом. Изд. 4-е. Рязань. 1901. Стр. 13–16.