прот. Александр Никольский

Забайкальская духовная миссия 1681–1903 гг.

Сколько бы ни было в Сибири проповедников, всем было бы зде место: жатва многа зело.

Из донесения Св. Синоду Тобольского Митрополита Антония (1721–1740).

Содержание

Предисловие

Забайкальская Духовная миссия(1681–1903): Очерк из истории православной миссии в Восточной Сибири I II III IV V VI VII VIII IX Приложения № 1 Положение о Ламайском духовенстве в Восточной Сибири Штат Ламайского духовенства Восточной Сибири № 2 № 3 № 4 № 5 № 6  

 
Предисловие

Нами задуман ряд очерков по истории православной миссии в Сибири с целью показать, что сделала эта миссия в прежнее время и что она делает теперь, и вместе выяснить те условия и обстоятельства, которые известным образом не могли не отражаться на ее деятельности, то расширяя, то сокращая эту деятельность.

He подлежит сомнению, что миссионерское дело для своего преуспеяния и дальнейшего развития требует живой, энергической общественной поддержки. Слышатся иногда жалобы на медленное, слабое развитие деятельности наших миссий, на ограниченность средств, которыми они располагают, на недостаток способных и благонадежных лиц для благовестнического служения, но все эти жалобы, справедливости которых нельзя вполне отрицать, давно утратили бы свой несколько острый характер, если бы мысль об особой не только церковной, но и государственной важности миссионерского служения и о необходимости для всех истинно-православных, русских людей оказывать дружное, материальное и нравственное содействие нашим миссиям глубоко проникла в общественное сознание, стала достоянием, как образованного общества, так и народных масс, в качестве мысли, имеющей высокий. Непреходящий, жизненный интерес... И здесь, чтобы достигнуть некоторых прочных результатов, надобно, конечно, много и долго, систематически работать, всесторонне раскрывая указанную мысль, особенно в виду некоторых явлений современной действительности, на которые нельзя не обращать внимания. В самом деле, с каждым годом возникают новые, разного рода просветительные и благотворительные учреждения, из коих каждое стремится найти себе поддержку и опору в общественном сочувствии, приобресть, по возможности, видное, выдающееся положение. Является своего рода конкуренция между прежде бывшими и вновь возникшими и нарождающимися обществами; выдвигаются на первый план иными из этих обществ симпатичные ближайшие дела и интересы, как объекты их деятельности; самые приемы и способы осуществления многочисленными обществами своих задач начинают сближаться и сходиться до полного тождества; внимание общественное, естественно, раздробляется и рассеивается... Неужели не ясно, что, при наличности подобных обстоятельств, для сохранения и усиления симпатий к нашим миссиям, особенно благопотребно теперь настойчивое, постоянное, самое широкое ознакомление общества с их полною живого интереса жизнью и деятельностью, как в прошлом, так и в настоящем?

Издавая свой очерк, под названием: «Забайкальская Духовная миссия (1681–1903)», мы не имеем претензий признавать за ним какое-либо научное достоинство, а, в виду вышеизложенного, придаем ему лишь самое скромное значение некоторого, исторически обоснованного напоминания об одной из старейших наших духовных миссий...

Протоиерей Александр Никольский

1 марта 1904 г.

Начальник Забайкальской Духовной миссии, Епископ Селенгинский Мелетий (1878–1890) † 14 января 1900 г. в сане Епископа Рязанского и Зарайского


Источник: Забайкальская духовная миссия. (1681-1903) : Очерк из истории православ. миссии в Вост. Сибири / [Соч.] Прот. Александра Никольского. - Москва : печатня А.И. Снегиревой, 1904. - [2], II, II, 98 с.

Комментарии для сайта Cackle