Заключение
Милосердие никого не осуждает,
любит врагов, полагает душу за друзей,
соделывает человека Богоподобным.
Святитель Игнатий Брянчанинов
И человеческое добро, и человеческое зло на земле суть введение и приготовление для человека к вечной жизни либо в Царстве вечного Божиего добра – в Раю, либо в царстве вечного диавольского зла в аду.
Рай не что иное, как осуществленное Евангелие, пережитое-прочувствованное Евангелие. Более того, Рай – это прочувствованный человеком Господь Христос в полноте Его Богочеловеческой личности. А Христос живет в человеке посредством Своих Богочеловеческих добродетелей. Они постепенно проникают в душу и неотступно выталкивают из нее грех, зло, смерть и диавола, а власть передают добру, Любви, истине, бессмертию и Богу»105.
Люди, о которых идет речь на страницах этой книги, сознательно выбрали Добро, выбрали Бога, – как единственный источник всякого Блага. Они были готовы пожертвовать всем на свете, и даже своей жизнью, для того, чтобы Доброе, Святое и Вечное – побеждало. Побеждало – в них самих, и – во всех, кого они встретили на своем пути.
Помню простые наставления матушки Надежды: «Вот читаешь житие святого и на каждом шагу – остановись: что этими словами мне Господь хочет сказать? Здесь – Он явно грех нераскаянный мне напоминает. А вот тут – в самую глубину нашу заглянул. Ждет, что сердце отзовется. Как Петр после крика петуха – ощутил на себе взгляд Христа и – заплакал... Не забывай, Господь гораздо в большей мере, чем человек, ждет ответа на Свою Любовь к нам, недостойным...»
Знаменитая блаженная – Паша Саровская, которую посетили Государь и Государыня в период прославления преподобного Серафима, предсказала Царю грядущие на Россию и Династию бедствия. Все последующие годы она ставила портреты Царя, Царицы и всей Семьи – в святой угол, земно кланялась перед Ними и предсказывала, что Государь – выше всех Царей будет. Когда уже недоставало сил, ее под руки поддерживали келейницы, и она делала земные поклоны с их помощью. Великая блаженная со слезами говорила, что на этих портретах ее родные, любимые, с которыми она скоро будет – жить вместе.
Но на самом деле и мы – в ожидании близкой встречи со всеми нашими ушедшими родными и любимыми святыми – с которыми мы готовимся всей нашей жизнью – жить вместе.
Матушка Надежда говорила: «Если нам особенно дороги эти святые, мы должны что-то делать в Их память – подражать Им в меру своих слабых сил. Ведь любовь к человеку, тем более святому, подсказывает нам, что у нас с Ним есть что-то общее – роднящее нас». Если нас глубоко восхищает жизнь Великой Княгини Елисаветы, значит, мы сами стремимся делать что-то, подобное тому, что делала Она. Если мы преклоняемся перед святыми Царственными мучениками – значит, мы хотим, чтобы Их мысли и чувства наполняли нашу жизнь – были и нашими путеводными звездами – в Царство Небесное.
Человек часто глубоко страдает в этом мире от одиночества, от неразделенности его лучших мыслей и чувств. Но с нами радом, в непосредственной к нам близости, наши родные усопшие, удостоившиеся, по Милости Божией, – Рая. Совсем близко от нас – наши святые, которым всегда есть до нас – дело. Которые касаются наших душ Божественным благоуханием Своих святых помыслов и намерений... желая еще на земле приобщить нас к Небесной жизни.
Несмотря на наше недостоинство – будем стремиться к единению с Ними всем существом. Я спросила матушку Надежду: «Как же я могу обращаться к Елисавете Феодоровне, Государю, Императрице... ведь я такая грешная?!» «Так оттого – Им нас – еще жальче! – с чувством произнесла матушка. – Ведь Они прошли тот же путь борьбы со своим несовершенством, который заповедан всем христианам. Не надо забывать, что кроме нашей настоящей вины, дополнительные греховные состояния нагнетает в каждом человеке – дьявол. Нет на земле беспорочного человека – Свят один Христос. Но мы-то грешить не хотим, не хотим огорчать наших Небесных родных, нашего любимого Господа, для Которого – мы, никчемные, – не только дороги, – драгоценны. Если бы мы понимали все это на самом деле – мы были бы счастливы каждый час делать что-то угодное Богу. Искали бы малейшего повода – сотворить хоть малое – добро...» Не будем верить бесу, который гипнотизирует каждого не защищенного молитвой человека: «ты – лишь комок грязи, и веди себя соответственно...» Будем верить Богу, Который создал нас, Своих детей, чтобы мы жили с Ним в Его Царстве Святости. И если мы грешим, не желая этого, Господь всегда, как мать родная, готов омыть Свое дитя в таинстве покаяния от скверны греха. Готов дать ему Свои силы на борьбу со злом, обновить и оживотворить его Своими Святыми Тайнами во Святом Причащении. Если мы любим преподобных, мучеников, праведных, значит, – нам дорого все подлинно красивое, возвышенное, благородное. Ведь святые – это наиболее близкие Богу и даже, в меру слабых человеческих возможностей, – похожие на Него, люди. И Христос хочет – видеть в каждом из нас – Своего близкого.
«Не теряйся, если тебе плохо, если непрерывные напасти и искушения, если в тебе и вокруг бушуют страсти... – это только свидетельство ненависти к нам демонов, – говорила матушка Надежда. – Гадкие помыслы, тяжкие душевные состояния – это все – не наше! Все это – ничто: одна «мечта бесовская». Не впечатляйся нападениями врага, внешними и внутренними. Это только «демонов немощные дерзости». Нападки лукавого полезны нам, чтобы разглядеть свое ничтожество, чтобы искреннее, отчаяннее взывать к Небесам, к родимым нашим заступникам и благодетелям. Ничего мы без наших святых не сможем. И первая среди них – Царица Небесная. Все святые повторяли: без молитв Матери Божией, без Ее Милостивого предстательства к Богу за нас, окаянных, – не было бы ни одного спасенного».
И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им.
(Ин.17:22)
«О! Любовь, Божественная Любовь, которой нет предела.
О! Любовь, Божественная Любовь, которая ради человека сотворила мир невидимый и этот – видимый, в котором все явствует, все указывает, все поет, все славословит, все воспевает день и ночь повсюду и всегда – незримое, но сладчайшее и радостотворное присутствие Твое: бесконечность Мудрости Твоей, бесконечность Любви Твоей, бесконечность Милосердия Твоего – своей тишиной, своим молчанием, своей красотой, своим благоуханием, своим таинственным славословием.
О! Благоуханное, таинственное, молчаливое славословие Бога творениями Его!
О! Боже мой! Отверзи очи души моей, да узрю и я величие природы Твоей. Отверзи слух души моей, да услышу и я это пение, этот напев Твой.
О! Любовь, Божественная Любовь, которая ради человека все свои Таинства преподнесла нам в дар: даром благодать Крещения, даром Миропомазание, даром Святое Тело Твое и Кровь, даром и сам – Твой Рай.
О! Любовь, Божественная Любовь: из Любви к человеку Господь оставил Небо и пришел, надел терновый венец... (Из немыслимой, невыразимой к нам Любви – Господь) распялся на Кресте.
О! Любовь, Божественная Любовь, – Иисусе Христе, Ты ожидаешь, что мы придем к Тебе, но вместо того, чтобы нам прийти, Ты Сам пришел. Пришел к нам и многообразно являешься в каждом из нас: жертвуешься, зришься, осязаешься, вкушаешься и пиешься...
Ядущие меня еще будут алкать, и пьющие Меня еще будут жаждать (Сир.24:23).
О! Любовь, Божественная Любовь. Из Любви к нам, Господи, Ты воззвал и постоянно зовешь. Я – свет миру. Я, свет, пришел в мир (Ин.8:12, 12:46). О! Свет, Свет предвечный... сладчайший мой Свет, просвети мрак мой, развей, Свет мой, темноту мою, помрачение мое...
О! Душе моя, душе моя, доколе будешь иметь очи твои закрыты?
Я сам их себе закрыл – тем моим непослушанием.
О! Душе моя, душе моя, как же я оскорбил тебя. Когда вспоминаю это, а об этом я помню всегда, то, как другой Петр, горько плачу горестными слезами.
Но приди и ты, душа моя, к Свету, хоть ты и слепа. Он, Свет, откроет тебе очи, и ты снова увидишь Его, и яко другой Фома возопиишь: Господь мой и Бог мой! (Ин.20:28)...»106
Два последние письма Великой Княгини Елисаветы, перепечатанные на пишущей машинке, я получила из рук матушки Надежды. Перечитывая эти драгоценные строки, я испытываю удивительное чувство: будто слова Великой Княгини, адресованные Своим духовным детям, обращены – ко всем нам. Это Она, ушедшая от нас на Небо, – глубоко страдает за всех нас, слабых и немощных, но глубоко любящих Ее. Будто Она Сама, болезнуя сердцем, говорит нам: Как я вас оставлю, мои деточки, как вас утешить, как укрепить? Ведь сколько христиан не имеет сейчас духовных отцов, не знает великого молитвенного подкрепления, которое дарило крылья, вдохновляло на настоящую жертвенную жизнь прежних христиан. И следующие Ее слова мы – можем прочувствовать, как сказанные лично нам: Помните, мои родные все, что я вам говорила. Всегда будьте не только мои дети, но послушные ученицы. Сплотитесь и будьте, как одна душа – все для Бога, и скажите, как Иоанн Златоуст: «Слава Богу за все!» Да-да, все что Она думала, говорила, писала – предназначалось не только тем, кого Господь поставил непосредственно подле Нее. Все наставления Матушки Великой и Сама Ее жизнь – есть Благословение Божие, идеал для подражания – великому множеству людей, способных их воспринять – отозваться собственной сердечной глубиной на глубину души – Великой Княгини Елисаветы.
Я буду жить надеждой скоро опять быть с вами, и хочется всех найти вас вместе. В этих строках ощущаю упование Великой Княгини обрести нас всех, любящих Ее, – в Царствии Небесном, рядом с Собой. Ей хочется до конца нашей жизни видеть нас – сплоченными вокруг Ее Пресветлого имени.
Первое письмо
«Господи, благослови.
Да утешит и укрепит всех вас Воскресение Христово. В 6 часов проехали Ростов, вечером Троице-Сергиеву... Да сохранит нас всех с вами, мои дорогие, преподобный Сергий, святитель Димитрий и святая Евфросиния Полоцкая. Мы очень хорошо едем. Везде снег.
Не могу забыть вчерашний день, все дорогие милые лица. Господи, какое страдание в них, о, как сердце болело. Вы мне стали каждую минуту дороже. Как я вас оставлю, мои деточки, как вас утешить, как укрепить? Помните, мои родные все, что я вам говорила. Всегда будьте не только мои дети, но послушные ученицы. Сплотитесь и будьте, как одна душа – все для Бога, и скажите, как Иоанн Златоуст: «Слава Богу за все!»
Я буду жить надеждой скоро опять быть с вами, и хочется всех найти вас вместе. Читайте вместе послания Апостолов, кроме Евангелия. Старшие сестры, объединяйте сестер ваших. Просите архимандрита Тихона «цыпляточек» взять под свое крылышко. Устройте его в моей средней комнате. Мою келью – для исповеди, и большая – для приема.
Если нигде не будет опоздания, тогда на пятый день только пребудем. Екатерина вернется скорее к вам, все расскажет, как мы устроились. Нам даны очень милые Ангелы-Хранители. Мало спали, потому что думы, думы ползут. Спасибо за провизию. По дороге достанем еще. Стараюсь читать преподобного Сергия. У меня с собой Библия, будем читать, молиться и надеяться.
Ради Бога, не падайте духом. Божия Матерь знает, отчего Ее Небесный Сын послал нам это испытание в день Ее праздника.
«Господи, верую, помоги моему неверию». Промыслы Божии неисповедимы».
Второе письмо
«Господи, благослови.
Дорогие мои детки, слава Богу, что вы причащались: как одна душа вы все стояли перед Спасителем. Верю, что Спаситель на этой земле был с вами всеми, и на Страшном Суде эта молитва опять станет перед Богом, как Милосердие друг ко другу и ко мне.
Не могу выразить, как я до глубины души тронута, обрадована вашими письмами. Все без исключения вы мне написали, что будете стараться жить так, как я часто с вами об этом говорила.
О, как вы теперь будете совершенствоваться в спасении. Я уже вижу начало благое. Только не падайте духом и не ослабевайте в ваших светлых намерениях, и Господь, Который нас временно разлучил, духовно укрепит. Молитесь за меня, грешную, чтобы я была достойна вернуться к моим деткам и усовершенствовалась для вас, чтобы мы все думали, как приготовиться к вечной жизни.
Вы помните, что я боялась, что вы слишком в моей поддержке находите крепость для жизни, и я вам говорила: «Надо побольше прилепиться к Богу. Господь говорит: «Сын Мой, отдай сердце твое Мне, и глаза твои да наблюдают пути Мои». Тогда будь уверен, что все ты отдашь Богу, если отдашь Ему свое сердце, т.е. самого себя.
Теперь мы все переживаем одно и то же, и невольно только у Него находим утешение нести наш общий крест разлуки. Господь нашел, что нам пора нести Его крест. Постараемся быть достойными этой радости. Я думала, что мы будем так слабы, не доросли нести большой крест. «Господь дал, Господь и взял. Как угодно было Богу, так и сделалось. Да будет имя Господне благословенно навеки».
Какой пример дает нам святой Иов своей покорностью и терпением в скорбях. За это Господь потом дал ему радость. Сколько примеров такой скорби у святых отцов во святых обителях, но потом была радость. Приготовимся к радости быть опять вместе. Будем терпеливы и смиренны. Не ропщем и благодарим за все.
Я читаю сейчас чудную книгу святителя Иоанна Тобольского. Вот как он пишет: «Милосердный Бог сохраняет, умудряет и умиротворяет сердечно предавшихся Его святой воле – всякого человека, и теми же словами поддерживает и укрепляет его сердце, – не преступать воли Божией, внушая ему таинственно: ты находишься всегда со Мной, пребываешь в Моем разуме и памяти, безропотно повинуешься Моей воле. Я всегда с тобой, с любовью смотрю на тебя и сохраняю тебя, чтобы ты не лишился Моей благодати, Милости и даров благодатных. Все Мое твое: Мое небо, ангелы, а еще больше Единородный Сын Мой «твой есмь и Сам Я есмь твой и буду твой, как обещался Я верному Аврааму. Я твой щит, награда Моя велика, вечно на веки веков» (Бытие). «Господи мой, ведь Ты мой, истинно мой... Я Тебя слышу и слова Твои сердечно исполнять буду». Скажите эти слова каждый день, и вам будет легко-легко на душе.
«Надеющиеся на Господа обновятся в силе, подымут крылья, как орлы, потекут и не устанут, пойдут и не утомятся» (Исаия). «Господи, верую, помоги моему неверию». «Дети мои, станем любить не словами или языком, а делом и истиной» (Послание).
Благодать Господа нашего Иисуса Христа с вами, и любовь моя со всеми вами во Христе Иисусе. Аминь. Ваша старая богомолица и любящая мать во Христе. Матушка»
И в Своем последнем письме Матушка Великая сквозь строки, посвященные Ее духовным сестрам, выражает надежду, что и мы будем стараться жить так, как Она нам всем об этом Своей жизнью говорила. Велика Ее жажда видеть каждого из нас – совершенствующимся в спасении. Только не падайте духом и не ослабевайте в ваших светлых намерениях, и Господь, Который нас временно разлучил, духовно укрепит, – эти слова предназначены нам с вами. И далее следует целая страница Ее наставлений, которым нет цены: Господь говорит; «Сын Мой, отдай сердце твое Мне, и глаза твои да наблюдают пути Мои». Тогда будь уверен, что все ты отдашь Богу, если отдашь Ему свое сердце, т.е. самого себя.
И когда нам придется понести самый тяжелый в своей жизни крест – эти строки станут нашим подкреплением на всю оставшуюся жизнь, ведь ими поддерживала Себя и Своих близких Великая Княгиня Елисавета: Я думала, что мы будем так слабы, не доросли нести большой крест. «Господь дал, Господь и взял». Как угодно было Богу, так и сделалось. Да будет имя Господне благословенно навеки. Вслед за Ней будем уповать, что после Великой скорби нам будет уготована Радость. И все наше отчаянно горькое – лишь подготовка к Радости быть вместе с Елисаветой Феодоровной, преподобным Серафимом, Царственными мучениками и всеми любимыми нашими святыми на Небесах: Будем терпеливы и смиренны. Не ропщем и благодарим за все.
Далее Она, словами святителя Иоанна Тобольского, делится с нами Своим сокровенным: «Милосердный Бог сохраняет, умудряет и умиротворяет сердечно предавшихся Его святой воле – всякого человека... напоминая, что главное – всеми силами стремиться не преступать Воли Божией».
Дай, Боже, нам почувствовать великую силу ободрения, заключенную в Матушкиных цитатах. Всесвятой Господь таинственно внушает тебе и мне: ты находишься всегда со Мной, пребываешь в Моем разуме и памяти, безропотно повинуешься Моей воле. Я всегда с тобой, с любовью смотрю на тебя и сохраняю тебя, чтобы ты не лишился Моей благодати, Милости и даров благодатных. Все Мое твое: Мое небо, ангелы, а еще больше Единородный Сын Мой «твой есмь и Сам Я есмь твой и буду твой, как обещал Я верному Аврааму. Я твой щит, награда Моя велика вечно на веки веков» (Книга Бытия).
После этих строк, дарующих святое прозрение нашим грустным душам о неизреченной близости к нам Бога – Его великой ко всем нам Любви, мы с трепетом повторяем вслед за Елисаветой Феодоровной слова, излившиеся из глубины Ее души: Господи мой, ведь Ты мой, истинно мой... Я Тебя слышу и слова Твои сердечно исполнять буду. Скажите эти слова каждый день, и вам будет легко-легко на душе. Дай, Господи, навсегда сохранить эти наставления в сокровенной глубине наших сердец.
Матушка Великая кончает последнее в Своей жизни письмо фразой Апостола Павла: Благодать Господа нашего Иисуса Христа с вами, и любовь моя со всеми вами во Христе Иисусе. Аминь. Слова эти, произнесенные почти две тысячи лет назад, воспринимаются Ее собственными. Ибо каждый истинный последователь Христа непременно становится, маленьким или большим, Его Апостолом. Такой равноапостольной святой стала и наша любимая Матушка. Как знаменитые святые первых веков христианства, обратившие ко Христу миллионы язычников, Великая Княгиня Елисавета является просветительницей христиан последних времен. И если мы называем преподобного Сергия Радонежского – Игуменом всея Руси, то ощущаю Великую Княгиню Елисавету – Игуменией всея Руси. Недаром в видении сестры Евфросинии, в Царствии Небесном, подле Престола Божия, мы видим Ее – рядом с преподобным Сергием Радонежским. Пусть кто-то скажет, что Елисавета Феодоровна не была игуменией в собственном смысле слова. Ее Обитель не считалась монастырем, а только общиной людей, посвятивших себя служению Христу. Кто-то решается утверждать, что Великая Княгиня не была в монашеском постриге. Но каждый, ощутивший благоговение перед святыней Ее облика, – знает, что Она избранница Неба от утробы матери. Есть избранные Божии, Которым с рождения суждено монашество. Несколько духовных лиц из Зосимовой пустыни рассказывали мне, что Матушка Великая была пострижена старцем Алексием в Великую схиму – в Зосимовой пустыни – с именем Алексии, в честь святителя Алексия, митрополита Московского. Кто-то называет эти сведения – Церковным преданием, ибо все документы тех лет уничтожены. Но монашество Великой Княгини светится в Ее облике. Она – Ангел Божий во плоти. Слава Богу, есть вещи, которые не нуждаются в документальных подтверждениях. Среди них – монашеское целомудрие.
Более важно то, что Обитель Елисаветы Феодоровны каждый день была готова принять в число своих тружениц – любую душу, преданную Господу, – мечтающую о монашестве или не смеющую о нем мечтать. Рядом с Елисаветой Федоровной – были княжны и простые деревенские девочки. Для Матушки Великой – не имеет никакого значения, к какому сословию мы с вами принадлежим. Думаю, на Небе многие простые крестьянки станут – княжнами по Духу. Как, например, Фросенька – матушка Любовь. Для Елисаветы Феодоровны важно в нас только одно: Любим ли мы Христа, готовы ли подтвердить свою Любовь – молитвами, внутренним устроением душ, нашими делами... Для Обители, как и для Господа, – неважно: молодые мы или пожилые, способны ли на активную внешнюю деятельность, ради служения Ему, или в своей физической немощи – мы можем подарить Христу – только наше постоянно доброе расположение ко всем людям, сердечное участие в чужих скорбях, посильную помощь близким, что совсем – немало. Матушка Надежда утешала всех больных: «Люди теперь не в силах нести прежних высоких послушаний Богу, но вместо них избранным Своим Бог дарует болезни и скорби. Болезнью не потщеславишься... Поэтому пусть страдальцы не ощущают себя никчемными, никому не нужными: не печалятся, что не могут совершить внешние добрые дела. Главные добрые дела для Господа – чистота помыслов, преданность и Любовь к Нему». Богу важно – чтобы в нас жил и проявлял себя – дух Его Божественного Милосердия. И если мы причастны ему – мы можем с дерзновением умолять Великую Княгиню Елисавету – принять нас в число Своих сестер. Многие тысячи людей не могут сегодня найти монастырь, в который им хотелось бы поступить. Причем, для Бога, как и для Обители, не имеет значения, в мужском или женском роде мы именуемся на земле, ибо в Царствии Божием, – нет ни мужчин, ни женщин, и все пребывают словно Ангелы на Небесах... Матушка Великая и сегодня говорит каждой любящей Ее душе (как когда-то утешала будущую матушку Надежду): «...Все равно ты наша сестра, только не в стенах наших. Мы сестер в другие города на послушания отпускаем – вот, представь, что мы тебе послушание дали – послужить маме...» (или любое другое доброе служение совершить). Долгие годы Зиночка жила этой надеждой – дождаться дня поступления в Обитель. Даже имя, полученное ею в монашеском постриге, запечатлело ее многолетнее ожидание... Красной нитью сквозь все ее воспоминания – звучит голос Великой Княгини Елисаветы: «... Ты веришь мне? Будешь, будешь, душенька, час придет и – будешь в Обители. И сама не заметишь – вот ты тут. Веришь мне?» Так и сегодня с великой Своей лаской и Любовью повторяет Матушка Елисавета эти слова – стремящимся в горнюю Обитель. Как часто мы чувствуем себя в этой жизни – заброшенными, ненужными, одинокими. Но это – неправда. Мы – не одиноки – ведь у нас есть Любовь и сострадание к нам, грешным, – Небесного Ангела – Великой Княгини Елисаветы
Помню, как меня поразила фраза преподобного Онуфрия, сказанная в Царствии Небесном будущей матушке Любови. Когда она, изумленная нездешней красотой Обители, – произнесла: «Какая великая Обитель...», – преподобный ответил ей: «Она может вместить – весь мир».
Мы помним, что Фросенька наблюдала в Раю – как Великая Княгиня Елисавета и батюшка Сергий – одного за другим вносят в Обитель расслабленных. Значит, и сегодня попасть в Обитель может и больной, и нищий, и всячески немощный, лишь бы его душа была причастна – добрым, сострадающим – Милующим. Мы знаем, что перед главными мгновениями Литургии, прежде чем дерзать просить Господа о совершении самого великого на земле чуда, – пресуществления простых земных веществ – хлеба и вина – в Пречистые Тело и Кровь Христовы, священник произносит: и просим, и молим и мили ся деем... То есть батюшка смиренно желает видеть свое сердце умиленным и Милостивым. Способным бесконечно снисходить, болезновать, сострадать... жалеть всех одинаково – праведных и – грешных. (Ибо Ты, Господи, создал нас по образу и подобию Твоему – значит, Ты создал нас Любящими и Милующими. Ибо Имя Твое – Любовь. Ты хочешь, чтобы над всеми нами сбылось Твое благословение: да будете сынами Отца вашего Небесного; ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо, если вы будете любить любящих вас, какая вам награда... (Мф.5:45–46).
Милосердие Божие столь невероятно, что по сей день в мире, где зло разрослось неимоверно, Бог продолжает равно Любить Своих чад, как мать любит всех своих детей: здоровых, больных и убогих. Бог одинаково хочет спасти лучших и худших, церковных и заблудших. Именно эту заповедь дал в напутствие преподобный Онуфрий будущей матушке Любови в Царствии Небесном: «Люби всех – равно».
В наше время мало тех, кто спасается подвигами прежних святых: редки великие постники, те, кто проводят ночи в бдении, носят вериги, спят на земле, творят непрестанную молитву... Но жалеть, сострадать, Миловать страждущих – что проще, естественнее, привлекательнее для христианской души. Милосердие – это, безусловно, – самый легкий и прямой путь ко спасению.
Всегда буду повторять слова матушки Надежды, которые она оставила нам в наследство: Ископай... в сердце своем кладезь Милосердия ко всякой твари Господней. Сердце жестокое и немилосердное – никогда не очистится пред Господом. Когда матушка ушла от нас, и годы спустя я открыла сочинения великого Исаака Сирина, прочла: начало пути жизни – поучаться всегда умом в словесах Божиих и проводить жизнь в нищете107 и с изумлением осознала: ведь именно так и жила наша матушка – в нищете и постоянном напоминании себе всех заветов Божиих. Она говорила: «Мы легко забываем самое главное – поэтому нужно не отмахиваться: я это знаю! – а терпеливо поучаться Слову Господню – каждый день».
Искренняя любовь моей подруги к книге о старце Силуане – сделала ее столь близкой преподобному, что он взял ее душу, – под свой молитвенный покров и подарил ей свое имя – при постриге. Светлана бесконечно почитала Великую Княгиню Елисавету и всю Обитель Милосердия – и стала последовательницей Их трудов. Подлинная христианская Любовь способна сделать близкими людей еще на земле. Тем более, если один из любящих – на Небе. Все дорогие друг другу – хотят быть вместе. Значит все, кто подтвердит жизнью свою Любовь к Елисавете Феодоровне – обязательно войдут в Ее святую Обитель. Ибо Обитель – может вместить весь мир – кающихся грешников.
Прошли годы после возвращения матушки Надежды к себе домой – в любимую Обитель. Но дело Великой Княгини Елисаветы продолжается. В Ее святую память создаются многочисленные сестричества, такие как в Алапаевске. Не без воли Матушки Великой, территория новой обители граничит с напольной школой. Здесь всегда приютят, накормят, примут с любовью каждого, кто постучал в дверь. Все здесь очень скромно, но Дух Великой Княгини посещает место святое сие... Обитель практически не имеет средств к существованию и очень нуждается в помощи добрых людей... Как хочется, чтобы дух Святой Обители Милосердия – изливался на всю нашу родную землю, чтобы жизнь простых людей – была ее продолжением. Ведь для этого Господь пересадил Свой лелейный цветок – юную жизнь немецкой принцессы Гессенской – на русскую почву, где Ее Небесные дарования смогли процвести незабываемым цветом...
Недавно стала свидетельницей телефонного разговора моей знакомой с родственниками новопреставленной рабы Божией Т. (последние ночи двадцатитрехлетняя девочка ухаживала за умирающей старушкой, которую до этого не знала.
Как могла, облегчала страдания. У больной были уже и пролежни, которые гнили). «Какое счастье, – говорила она, – отстрадалась, – умерла! Батюшка сказал, великая радость умереть на Пасху. Воскресение – завтра, но Христос уже Воскрес! Не плачьте! Особое утешение Божие обещано людям уходящим в эти дни. Она ведь верующая была, хотя в храм почти не ходила – жизнь страшная, советская. Но покаялась. Пособоровали, причастили. Когда приходила в себя, мы тут же молились вместе. А после второго причастия оставшиеся дни, в забытьи, всего два слова говорила: «Царство Небесное, Царство Небесное...» «Благодарите Бога! – утешала она плачущую родственницу покойной. – Какая Милость Божия к падшему человеку. Мне в первый раз в жизни не страшно было с умирающей. Уже и глаза подернулись пленкой, пена изо рта всю ночь – агония. А я ухаживаю – и такая радость. Совершается Великий переход человека. Думаю: тут ведь Господь рядом, Ангелы – только невидимо, тайно... Вот она, Пасха, сбывается для нас...» Она говорила, почти плача, вся светилась...
Двери Марфо-Мариинской Обители Милосердия – открыты для всех нас.
«Какая глубокая Любовь, – писал о деятельности Обители Великой Княгини Елисаветы диакон С. Иванов. – Нет того горя, нищеты, того зловония душевного и телесного, невероятных страданий, которые остановили бы неземную Любовь этих сестер».
Но к этой глубине жизни – призвана каждая человеческая душа. Ибо любая душа – христианка и, значит, – каждая – призвана быть маленькой обителью Бога – Обителью Милосердия.
Перед ликом Святым Твоим
В последнее время я, как никогда раньше, ощущаю святой взгляд Великой Княгини Елисаветы Феодоровны на всех нас. Как будто Она о чем-то спрашивает, чего-то ждет – от каждого. Преосвященный Анастасий – Первосвятитель Русской Зарубежной Церкви времен революции говорил, что для Великой Княгини Елисаветы не было законченного курса. Каждый день Она начинала, как первый, являясь прилежной ученицей – обстоятельств, дел, встреч. Нерасторжимо пребывая в молитве с Господом, Она внимала Ему сквозь всех и вся. Наверное, поэтому в Ее присутствии казались освященными самые ничтожные вещи и преображались люди.
Как я хочу, чтоб каждый день
в Ее глаза – все мы глядели.
Пусть канет в нас
тот кроткий взгляд,
что силу взял от колыбели –
вселенской нежной колыбели
Христа.
Чтоб самой тонкой
встрепенуться
струною сердца.
И отозваться –
до конца!
И жить – начать.
Чтобы понять,
что выше птицы
Она тебя зовет
стремиться –
к Богу.
Высь набрать,
пока мы живы.
И не осыпан край могилы –
моей.
Святейший лик,
еще мы можем
к Тебе припасть.
(Все ближе миг
и – не поможет – ничья молитва...)
О, не остави до конца, Ее мольбой,
Благая Мать.
Успею ль я Христу воздать?!
Ведь всех нас здесь соединила
Ее Любви святая сила,
чтоб Чистотою овевать –
сияньем лилий.108
Спаситель мой,
не дай солгать.
Остаток дней
дай устоять,
здесь –
на краю Ее могилы,
чтоб миги Смерти постигать –
Святыню Смерти...
Принцесса Ангельского мира,
Ты Чистоте весь свет учила.
О умоли –
не изменять душе своей.
Ты жить могла – как умирать.
Превозмогла
Христовой силой:
душе, Кресту – не изменила
* * *
В тысячекратно меньшей мере,
не на одних словах – на деле,
как ты – Христу,
дай жизнь отдать.
Великая Княгиня Елисавета оставила нам немного словесных наставлений. Ее дела и молчание по сей день наполняют землю и небо. Она незабвенна для каждого, кто узнал Ее при жизни или после смерти. Как нетленно то, что принадлежит в нас – самой сокровенной глубине... Была ли скорбь, явная или тайная, на которую бы Она не отозвалась? Она так глубоко воспринимала горе каждого, как будто Ее день вмещал больше минут и часов, и сердце не знало, что такое «уставать».
Состраданию Твоему
И невозможное сумевшая успеть...
Крылами мир объять –
и ни луча, ни тени
не нарушить.
И на сердце принять
дожди безвестных слез.
Натянутость всех струн
незримо облегчить –
для вечности
оттаивая души.
Как дети,
беззащитные пред болью,
(то сострадание
всесильнее молитвы) –
словами не умея,
в ладони дышат –
греют
обмерзшую иль умершую птицу...
И так желают
возвращенья жизни,
что чудо – происходит.
На одном из своих дообительских портретов, Она утопает руками в белых цветах, как будто Она – или они – Ее продолжение.
Великой Княгине Елисавете
Что ж ты плачешь, глупая душа,
иль и ты коснулась Чистоты?
Иеромонах Роман
Ты на одном
из светских портретов
предстала
на фоне голубом
в одеждах белотканых,
как будто свыше облекали
Тебя атласной тканью
из лепестков.
Тобой являя
не земное тело –
отсутствие оков, пределов,
которых Ты не в силах перейти:
с цветком –
небесным даром Чистоты
сливалась жизнь,
Творцу уподобляясь...
(запомни – удержи!)
Так руки погружала
в живые розы,
будто бы сейчас их к сердцу привлекала,
иль вынула
из самой души.
Жасмин Фавора
белоснежный,109
живой, нетленный –
зов совершенства.
Тобою дай мне надышаться,
наглядеться,
чтоб глубиной принять
все, что без звука хочешь
сказать
* * *
И как тогда,
так ныне
смиренная в цветах
Обитель.
Склоненья лилий,
воздеяние ветвей.
И, кажется, от белых камней
цветет мольба,
возносится горе.
И столько лет
без всяких перемен:
отсутствие крестов,
колоколов,
опустошенье стен...
И несмотря на это,
озарены
земля, и сад, и храм –
Обителью Небесной:
поток хрустальных сил
Творец пролил,
надеждой нас святою оживляя –
восстанет мир!
О снизойди...
О воздохни над всеми,
надо мной –
мольбой коснись:
пролей ту каплю
Чистоты,
чтоб хлынул ливень
из глубин души –
омыл мои
грехи.
Лицу Твоему
Неотразимый Свет –
бездонный лик –
слова не постигают
их значенья.
Как в первый раз,
душа в ошеломленье
и перед Вышним,
замерев, стоит:
душа и ум, и сердце –
на коленях.
Твое лицо –
Небес всех снисхожденье...
Печалью для Себя
нас сбереги,
не подвергай намеренья
Сомненью
* * *
И там, молю –
очей не отведи.
Матушке Великой
В тайне Неба слова о Тебе...
О Твоей светозарной судьбе
Не сложить ни поэм, ни стихов:
Словно Ангел, вне плоти оков,
Все томилась в пределах земных,
И подвластен лишь музыке стих
И стихии наитий Твоих.
Не внимали, и редкий познал...
Жизнь, взывает, как горний хорал.
Твой рассвет – цвет на зимних ветвях,
В покаянных пронзает дождях...
И в глазах всех сестер, матерей
Отражается лилий нежней,
Утишая пучину скорбей.
* * *
Преподобный Иустин (Попович). О рае русской души. Минск, 2001.
Старец Ефрем Катунакский.
Иже во святых отца нашего Аввы Исаака Сириянина слова подвижнические. Правило веры. М., 1993.
«Где бы ни появлялась, Она вносила с Собой чистое благоухание лилии. Быть может, поэтому Она так любила белый цвет. Это был отблеск Ее души» (Протопресвитер Михаил Польский).
При открытии святых мощей Великой Княгини Елисаветы Феодоровны – весь храм наполнился (по воспоминаниям Граббе) благоуханием «как бы меда и жасмина одновременно». Нетленная правая кисть Великой Княгини, сохраняющая движение для крестного знамения, была помещена в ковчег с непробиваемым стеклом. Святыню отправили в Америку, в главный Синодальный собор «Знамения» Божией Матери в Нью-Йорке – для совершения службы канонизации новомучеников и исповедников Российских в Зарубежной Церкви. На следующий день на обратной стороне стекла ковчега появились капли благоуханного мира.