Записи из тетради матушки Надежды
Ископай... в сердце своем кладезь великого Милосердия ко всякой твари Господней. Сердце жестокое и немилосердное – никогда не очистится пред Господом (Преподобный Исаак Сирин).
Одна есть в мире красота –
Любви, печали, отреченья
И добровольного мученья
За нас распятого Христа.
К.Д. Бальмонт
Молитва мученика Анфима
Иисусе Христе, Свете красен и Слава, прибежище на Тебя упование возложившим, тихое пристанище труждающимся, Иже Святым Своим Апостолом благодать терпения даровав! Тя призываю Вездесущаго и зде ныне стоящаго и вся совершающа: даждь и мне терпение на побеждение неистоваго мучителя, да разумеют вся царства, яко Ты еси един Господь Бог, Иже Единосущным Сыном Твоим дарова победу боящимся Имени Твоего, рекшему: се Аз дам вам власть наступати на змия и скорпия и на всю силу вражию.
Молитва святого Феодота
Господи Боже сил, возлюбленнаго Твоего Сына Иисуса Христа Отче! Благословляю Тя, яко сподобил мя еси имени Твоего Святаго – не отречься. И ныне молю Тя, Господи, молящася мене послушай и даждь скончатися ми в сих узах и во он мир взыти и обрестися со святыми Твоими и со возлюбленными, и избави мя от бед мучителей.
Маргарит духовный
О вере в Бога
Вера в деле нашего спасения тоже, что основание в здании; подкопано основание – неизбежно рушится здание. Где нет веры, там необузданность страстей, увлекающая человека в бездну зол; за безверие постигает гнев Божий; это видим в погибели древнего мира в потопе и в поглощении землею нескольких городов. Неверующий хуже безсловеснаго животнаго, потому что и оно знает господина своего: познал вол стяжавшаго и осел ясли господина своего... (Ис.1:3).
Вера тогда только спасает человека, когда дела его сообразны с нею, вера без дел мертва есть (Иак.2:26); и дела наши добрые тогда только приятны Богу, когда они совершаются с верою в Иисуса Христа (Гал.2:16). Вера – это небесный луч, просвещающий тьму нашей жизни, руководящий нас к небесному нашему Отечеству. Вера есть тот голос, которым слепец кричал: Сыне Давидов, памилуй мя!..
Молись Богу, поучает святитель Тихон, чтобы Он подал тебе истинную, живую веру, береги веру более, нежели жизнь свою, ибо и жизнь свою должны мы за веру положить...
Вера производит в сердце верующего радость и веселие о Господе Спасе, о Его благости и человеколюбии; она смягчает злострадание и скорби упованием за них небесного воздаяния, делает человека холодным ко всему земному, преходящему, побуждает его искать вечного, нетленного, небесного; она таинственно соединяет душу верующего с Христом, как невесту с женихом: Обручу тя Себе в вере, говорит Пророк от лица Божия, и увеси Господа... (Ос.2:20).
Блажен, кто в дни борьбы мятежной,
В дни общей мерзости людской
Остался с чистой, белоснежной,
Неопороченной душой.
Блажен, кто в годы преступлений,
Храня священный идеал,
От повседневных искушений
Умом и сердцем устоял.
Блажен, кто, вписывая повесть
В скрижали четкие веков,
Сберег, как девственница, совесть
И веру дедов – стариков.
Блажен, кто Родину не предал,
Кто на Царя не восставал,
Кто чашу мук и слез изведал,
Но малодушно не роптал.
Сергей Бехтеев 1921 г.
О молитве
Как в естественном состоянии младенец не вдруг делается взрослым, но полной зрелости достигает мало-помалу; так и в состоянии духовном человек не вдруг из плотского и греховного может сделаться духовным, Богоугодным, но восходит на эту высоту постепенно, подвизаясь в добродетелях, в главе коих стоит молитва, ибо молитвою мы все испрашиваем у Бога по реченному Им: просите, и дастся вам; а если не будем просить, то и не получим ничего, ни одной добродетели не совершим, если не обратимся с молитвою к Господу, прося Его помощи...
Молитва есть благоговейное стремление души человеческой к Богу, или сердечная беседа человека с Богом, во время которой человек, представляя Бога невидимо при себе находящимся, изливает пред Ним чувствования души своей...
Молитва – царица в лике добродетелей. Она есть возвышение ума и сердца к Богу, ею человек вступает в сонм ангелов и делается участником их блаженства, озаряется их мудростию. Молитва есть фимиам, благоприятнейший Господу, надежнейший мост для прохождений житейских волн искушений, необоримая стена всех верующих, безопасное пристанище, божественная одежда, облекающая душу в великое благообразие и красоту. Молитва – мать всех добродетелей, хранительница целомудрия, печать девства, верная оборона против всех ухищрений исконнаго врага нашего диавола. Поражай супостатов именем Христовым, то есть молитвою, как поучают святые отцы, ибо крепче сего оружия нет ни на небе, ни на земле. Молитва – утверждение мира, умилостивление Бога о грехах, необуреваемая волнами пристань, просвещение ума, секира отчаянию, разрушение печали, рождение надежды, утоление гнева, заступница судимых, отрада заключенных, спасение погибающих... Даже и самые апостолы, когда не могли изгнать нечистых духов, то Господь сказал им: сей род не исходит, токмо молитвою и постом (Мф.17:21).
В жизни человека нет ничего драгоценнее молитвы, она и невозможное делает возможным, трудное легким, неудобное удобным: молитва столько же необходима для человеческой души, сколько воздух для дыхания, или вода для растения. Кто не молится, тот лишается общения с Богом и уподобляется сухому бесплодному дереву, которое посекается и во огнь вметается (Мф.7:19). Кто не молится, тот не получает благословения Божия на дела свои, по реченному: Аще ни Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии (Пс.126:1).
Несчастие для слепца – не видеть света, но гораздо большее несчастие для христианина – потерять расположение к молитве, лишить душу свою Божественнаго света: в такой душе водворяется тьма, а по исходе из тела, уделом ее будет тьма вечная.
Молитва Оптинских Старцев
Господи Иисусе Христе Сыне Божий, сохрани нас от обольщения близ грядущего богомерзкого антихриста и избави от всех козней его и укрой нас и вся православные христианы от коварных сетей его в сокровенной пустыне Твоего спасения и не дай нам, Господи, убояться страха диавольского паче страха Божия и не отступить от Тебя и от Святой Церкви Твоей. Но даждь, Господи, лучше пострадать и умереть за имя Твое Святое и веру православную, но не отречься от Тебя и не принять печати проклятого антихриста и не поклониться ему. Даждь нам, Господи, день и ночь плач и слезы о грехах наших и пощади нас, Господи, в день Страшного Суда Твоего. Аминь.
О даровании Иисусовой молитвы, молитва Оптинских старцев
Господи Иисусе Христе, Сыне Божий! Имени Твоему поклоняются Ангелы и человецы, Твоего Имене трепещут адские силы, Твое Имя – верное оружие на прогнание супостата, Твое Имя попаляет грехи и страсти, Твое Имя подает силу в подвигах, собирает воедино разсеянный ум и во исполнении заповедей Твоих обогащает добродетелями, Твое Имя творит чудеса и соединяет нас с Тобою, дарует мир и радость о Духе Святом, а в жизни будущей – Царство Небесное. Сего ради я, недостойный раб Твой, молюся Тебе: прожени от нас неведение духовное, просвети познанием Божественной истины и научи нас незаблудно, во смирении, внимательно, с чувством покаяннаго сокрушения, устами, умом и сердцем творить непрестанно молитву сию: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго». Ты бо рекл еси, Господи, пречистыми устами Твоими: «Аще чего просите во имя Мое, Аз сотворю». Се, молитвами Пречистыя Матере Твоея, святителя Иоасафа Белгородскаго, преподобнаго Серафима Саровскаго и всех преподобных отец наших, о даровании прошу молитвы Иисусовой: молитвы Пресвятаго и Всемогущаго Имени Твоего. Услыши мя, обещавый услышать всех призывающих Тя во истине. Твое бо есть еже миловати и спасати, и даровати просимое молящемуся во славу Твою со Отцем и Святым Духом. Аминь.
О чем и как должно молиться
Человек, стоящий на молитве, тоже, что воин на поле брани... «Начало молитвы, – как пишет святой Иоанн Лествичник, – состоит в том, дабы отгонять помыслы при самом их появлении; средина ее есть то состояние, когда ум наш не расхищается помыслами, а совершенство молитвы состоит в восхищении к Богу всего существа нашего»...
Какой образ молитвы – Богоприятнейший: прежде всего принесем искреннее благодарение Богу, потом исповедание грехов и сокрушение души в чувстве, и наконец, да представляем Царю всяческих наши прошения.
Видим из святого Евангелия, что судия исполнил просьбу вдовицы, убежденный лишь неотступностию ее, также и друг, который сначала отказал было другу своему в просьбе его, но когда тот, не отходя от него, продолжал умолять, то он наконец уступил его настойчивости (Лк.18:5). Притчами этими Господь научает нас, как мы должны поступать, дабы получить просимое...
«Помыслим, говорит святой Иоанн Златоуст: к кому мы приступаем и зачем? Что желаем получить? – Мы приступаем к Богу, при созерцании Коего Серафимы отвращают лице, не имея сил сносить сияние; приступаем к Богу, Который живет во Свете Неприступном, и приступаем для того, чтобы Он избавил нас от геенны, отпустил нам грехи наши, освободил нас от нетерпимых наказаний и даровал нам Небо и его блага».
Итак, припадем к Нему и телом и мыслию, чтобы он Сам воздвиг нас лежащих, будем беседовать с Ним с кротостию и со всяким смирением. На кого воззрю, говорит Господь, токмо на кроткаго и смиреннаго, трепещущаго словес Моих... (Ис.66:2).
Хотя бы ты и на всю лествицу добродетелей взошел, однако и тогда о прощении согрешений молися, слыша Апостола Павла о грешниках глаголющаго: от них же первый есмь аз.
Многое время пребывая в молитве и не видя плода, не говори, что будто ты ничего не приобрел и ничего не исправил: ибо самое пребывание в молитве есть уже приобретение и исправление... (Если плачешь о грехах) не оставляй молитвы... ибо, может быть, другого такового времени к прощению грехов твоих во всю твою жизнь не получишь.
Молитва о прощении забытых грехов преподобного Варсонофия Великого
Владыко Господи, поскольку и забыть свои прегрешения есть грех, то я во всем согрешил Тебе, Единому Сердцеведу; Ты и прости мне все по Твоему человеколюбию; тем-то и проявляется великолепие славы Твоей, когда Ты не воздаешь грешникам по делам их, ибо Ты препрославлен во веки. Аминь.
Если ты какими словами молитвы усладился, продолжай оные, ибо Ангел-Хранитель твой молится тогда вместе с тобою. Святый Нифонт видел однажды некоего инока, идущего и про себя читающего молитву, которая, как пламень огненный, исходя из уст его, досязала небес; инок шел в сопровождении Ангела, имевшего в руках своих огненное копие, которым он отгонял бесов от него.
Святой Макарий Великий: Хотя младенец ничего не может делать, однако же он, ища матери, движется, плачет, и матерь сжаливается над ним; она рада, что дитя с усилием и воплем ищет ее, и так как младенец не может идти к ней, то сама мать, преодолеваемая любовью к младенцу за долгое его искание, подходит к нему и с великою нежностию берет, ласкает и кормит его. То же делает и человеколюбивый Бог с душою, которая ищет Его...
Один Богомудрый отец говорит: «Аще хощеши в теле, яко безтелесен, Богу служити непрестанно, стяжи молитву тайно в сердце твоем, – и душа твоя прежде смерти будет яко ангел».
Святитель Василий Великий говорит, что надобно заключать свою молитву не в словах, а, напротив, всю силу ея поставлять более в душевном желании и в непрестанно продолжающихся подвигах добродетели, ибо сказано: аще убо ясте, аще пиете, аще ли ино что творите, вся во славу Божию творите (1Кор.10:31).
Что ни делал бы ты, но наивозможно чаще призывай имя Божие, за все благодари Господа – за радости и скорби, так как все посылается для нашего блага: тогда освятится вся твоя жизнь и будет непрестанною молитвою.
Не оставим без внимания ежедневно произносимых нами в молитве Господней слов: и остави нам долги наша, яко же и мы оставляем должником нашим; подобно сему сказано и во святом Евангелии; егда стоите малящеся, отпущайте, аще что имате на кого, да и Отец ваш, Иже есть на небесех, отпустит вам согрешения ваша. Аще ли же вы не отпущаете, ни Отец ваш, Иже есть на небесех, отпустит вам согрешений ваших (Мк.11:25–26). Следовательно, если мы на кого имеем в сердце злобу, то дотоле, пока не примиримся, напрасна молитва наша. Если в происшедшей с кем либо ссоре и правыми считаем мы себя, но во всяком случае должны мы первые искать примирения, если же и за всем тем оскорбившие нас не пожелают примириться с нами, то мы уже не будем пред Богом отвечать, как искренно желавшие и искавшие примирения.
Молитва – это труд... Надобно не тогда только молиться, когда есть расположение к молитве, но молиться и тогда, когда не хочется молиться, когда лень, сон, заботы, суеты и прочее удаляют нас от молитвы, и если, несмотря на все это темное полчище, мы молимся, подвизаемся, принуждаем себя, боремся с собою, то таковая молитва проникнет небеса и предстанет пред Престолом Господа. Время ночное очень удобно для уединенной молитвы... ночные, моления низводят на молящихся сугубые щедроты Божии... Молитвы продолжительные, как ночные так и дневные, должно совершать не иначе, как по совету и благословению опытных духовных руководителей...
Святой Апостол говорит: да просит же верою ничтоже сумняся, сумняйся бо уподобися волнению морскому, ветры возметаему и развеваему. Да не мнит бо человек он, яко приимет что от Бога.
Посылаемые нам от Бога наказания, как-то: болезни, голод, войны, не благовременные дожди, засухи и прочее – все это за грехи наши, следовательно, причина всех зол лежит в нас самих. Отсюда опять является крайняя нужда молить Господа о прощении наших согрешений... Непрестанно убо молитеся... и в домах и в пути... молящеся на всякое время духом, и все, чего ни просите у Господа с верою, получите: вся, елика аще воспросите в молитве верующе, приимете (Мф.21–22).
Хотя бы Господь и не скоро даровал просимое, терпите, ожидайте и уповайте несомненно. Сам Он уверяет нас: просите и дастся вам; ищите и обрящете, толцыте и отверзется вам. Всяк бо просяй приемлет, и ищай обретает, и толкущему отверзется (Мф.7:8).
Молитва пророку Божию Илии о защищении от голода
Во плоти Ангел, пророков основание, вторый предтеча пришествия Христова, Илие славный, от Ангел пищу приемый и сарептскую вдовицу во время глада препитавый, сам и нам, почитающим тя, благодатный питатель буди. Аминь.
Необходимые и главные условия при молитве: совершенная преданность воле Божией, сознание своего крайнего недостоинства и греховности и искреннейшее желание исправить жизнь свою, а наипаче всего – беззлобие...
Однажды спросили святого Макария Великого, как спастись? Он отвечал: братие, повергнемся пред Господом и будем плакать о грехах наших: малые сии слезы утушат геенну огненную, тогда как грешники, некающиеся и неплачущие ныне, на том свете горько будут плакать и рыдать, как младенцы, и слезы их будут жечь тела их, как огонь, но уже не принесут им никакой отрады. Всякая добродетель, а тем более молитва – мать всех добродетелей, требует принуждения, усилия со стороны нашей, по реченному: Царствие Небесное нудится, и нуждницы восхищают е (Мф.11:12)...
Если дар получается без труда, то мы не всегда ценим его и легко утрачиваем, а приобретаемое усиленными трудами храним, как драгоценное сокровище. Хорошо молиться, когда Господь дарует слезы умиления, в подобные минуты всего лучше, подражая жене-грешнице, мысленно припадать к стопам Распятого и, омывая их слезами покаяния, просить отпущения бесчисленных своих согрешений, и при этом ни во что вменять ничтожные свои добродетели, но всю надежду, все упование возлагать на одно беспредельное Божие Милосердие, покрывающее все грехи наши...
Исполнение прошения нашего должны мы предоставить совершенно Промыслу Божию, памятуя слова Божественного Искупителя: Отче мой, аще возможно есть да мимо идет от мене чаша сия: обаче не яко же Аз хощу, но яко же Ты (Мф.26:39)...
В случае особых нужд должно по примеру Спасителя молиться до трех раз, как Он молился в Гефсимании пред страданиями Своими.
Для человека, обремененного скорбями, нет лучшего утешения, как молитва. Злостраждет ли кто в вас, да молитву деет (Иак.5:13). Если беседа с другом утоляет скорбь, то не тем ли более с Самим Создателем, истинным Утешителем души...
Молитва преподобного Симеона Нового Богослова
Не попусти на меня, Владыко Господи, искушение или скорбь или болезнь свыше силы моей, но избавь от них или даруй мне крепость перенести их с благодарением.
О любви к Богу
Возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем умом твоим, и всею крепостию твоею (Мк.12:30). Исполнение этой первой и большей заповеди заключается в сих Евангельских словах: Аще кто любит Мя, слово Мое соблюдет; далее говорит Господь; и Отец Мой возлюбит его, и к нему приидем и обитель у него сотворим (Ин.14:23).
Итак, любовь к Богу состоит в исполнении святых Его заповедей, из коих главная – это Любовь к ближним, что видим мы из Евангельского повествования о дне Страшного всемирного Суда Божия, на коем Любовь, оказанную ближним, Господь вменит – Себе Самому и за оную сподобит вечного блаженства. Следовательно, тот любит Бога, кто любит ближнего своего; если же кто в этом усумнится, того да уверит святой Иоанн Богослов: Аще кто речет: любит Бога, а брата своего ненавидит, ложь есть, ибо нелюбяй брата, его же видит, Бога, Его же не виде, како может любить...
Диавол, ища погибели человека, угашает в нем чувство Любви к Богу, возбуждая вместо ее пристрастие к земному, неблагодарность, холодность, неверие, ропот, гордость; он тщится напоить человека тем смертным ядом, которым сам упился. Любовь к Богу возгорается в сердце человека при размышлении о благодеяниях Божиих, излитых на род человеческий, и как нам не Любить Бога, ибо Он сотворил нас невинными и блаженными, напечатлел в нас образ Своего Божества, вдохнул в нас бессмертную душу, украсил ее мудростию, святостию и правдою, соделал человека владыкою всех земных тварей, и когда он за преслушание подверг себя и все свое потомство, погрязшее в нечестии, вечному осуждению; то Господь извлек нас, падших, из этой бездны, сошел с Небес, принял на Себя естество наше, пролил за нас Пречистую, Святейшую Кровь Свою и не только избавил нас от вечного осуждения, но соделал нас чадами Божиими, наследниками бесконечного Небесного Царства... По истине, кто не любит такого благодетеля своего, тот хуже язычника, ибо и они любят любящих их..
Кто увлекается грехами, не сопротивляется им, в том нет и признаков Любви Божией. Иные, сделав навык к грехам и пребывая в них, мнят иметь Любовь к Богу, но суетная их надежда оная ничто иное, как самообольщение, ибо кое общение свету ко тьме?..
Любовь Божия есть вино, веселящее сердце человека (Пс.103:15); вкусили этого Божественнаго пития невоздержники и стали подвижниками, вкусили грешники и стали праведниками, вкусили богатые и возжелали нищеты, вкусили блудники и стали целомудренными, вкусили немощные и стали непобедимы, вкусили невежды и умудрились, вкусили скорбящие и возвеселились. Дары Духа Святаго, изливающиеся на любящих Бога, бесчисленны...
Кто истинно любит Бога, тот предан Его святой воле, и чтоб его ни постигло, он все приемлет, как от руки Божией, с твердою верою, что все это послужит к его душевной пользе... Для души, преданной Богу, несчастия, постигающие ее в сей жизни, служат степенями, возводящими ее к совершенству... Любящий ни о чем столько не мыслит, как только о любимом: ибо таково свойство нашего сердца, что, кого мы любим, тот непрестанно у нас в мыслях. Мы часто бываем удалены пространством от того, кого любим; но в мыслях всегда с ним, смотрим на него, слушаем его и говорим с ним, по утру просыпаемся – и первый предмет нашей мысли – тот, кого мы любим; занимаемся ли каким-либо делом для себя или для других – и никакое дело не мешает нам мыслить о том, кого любим...
Любовь к Богу обнаруживается расположением к чтению или слышанию слова Божия...
Любовь к Богу обнаруживается благочестивою христианскою жизнию, исполнением воли Божией. Таково свойство нашего сердца: кого мы любим, того и волю усердно тщимся исполнить; в этом уверяет нас Сам Создатель наш: аще кто любит Мя, слово Мое соблюдет; не любяй Мя, словес моих не соблюдает (Пс.118, 97, 303)
Горящий Любовию к Богу человек так обращается на земли, как бы имея жительство свое на Небеси, и никакими вещами от добродетельного течения удержаться не может. Все приятности и досады жизни сей презирает, поспешая к Небесному отечеству своему.
Кто из смертных сподобился высочайшего дара Любви Божией, тот только телом пребывает на земле, а блаженная душа его уже воспарила в Горния селения и наслаждается блаженнейшим общением с небесным Утешителем...
Молитва
Господи Иисусе Христе, Боже наш, приими от нас, недостойных рабов Твоих, усердное моление сие, и, простив нам вся согрешения наша, помяни всех врагов наших, ненавидящих и обидящих нас, и не воздаждь им по делом их, но по Велицей Милости Твоей. Обрати их, неверных – ко правоверию и благочестию. Верных же во еже уклонитеся от зла и творите благое. Нас же всех и Церковь Твою Святую всесильною Твоею крепостию от всякаго злаго обстояния Милостивно избави. Отечество наше от лютых безбожников и власти их – свободи, верных же раб Твоих, в скорби и печали день и нощь вопиющих к Тебе, многоболезненный вопль услыши, Многомилостиве Боже наш, и изведи из истления живот их. Подаждь же мир и тишину, Любовь и утверждение и скорое примирение людям Твоим, ихже Честною Кровию Твоею искупил еси. Но и отступившим от Тебе и Тебя не ищущим явлен буди, во ежи ни единому от них не погибнути, но всем им спастися и в разум истины приити. Да вси в согласном единомыслии и в непрестанней Любви прославят Пречестное Имя Твое, терпеливодушне, незлобиве Господи – во веки веков. Аминь.
О любви к ближним
Подобная первой заповеди о любви к Богу, есть любовь к ближним, возлюбиши искренняго твоего яко сам себе (Мф.22:39). На сих двух заповедях основан весь закон Божий и все пророчества. Любовь покрывает множество грехов, а без нее ни посты, ни молитвы и ничто неугодно Богу...
Сколь приятна Богу взаимная наша любовь: это видно из многих Евангельских изречений; о сем разумеют вси, яко Мои ученицы есте, аще любовь имате между собою (Ин.13:35). Любяй брата своего во свете пребывает... а ненавидяй брата своего во тьме есть, и во тьме ходит, и не весть камо идет, яко тьма ослепи очи ему... (1Ин.2:10–11) всяк ненавидяй брата своего, человекоубийца есть (1Ин.3:15).
Если будем благодушно прощать обидящим нас, то и нам простит Господь согрешения наши... Господь явил нам образ совершенного незлобия в молитве за распинателей Своих, и мы, подражая сему, должны искренно молить Бога о ненавидящих и обидящих нас. Хотя вначале таковая молитва бывает очень трудна, но впоследствии она делается утешительною, при всем том мы должны извинять им, стараться оправдать их... должны искать примирения с ними... оказывая им добро, внимая Божественному Апостольскому учению: не побежден бывай от зла, но побеждай благим злое (Рим.12:21)...
Когда видим больного, то не упрекаем его, а состраждем ему, желаем облегчения... не должно за оскорбление оскорблением платить, а снисходить им, сожалеть о них как о немощных, тогда взаимно и нам в наших немощах будут тоже оказывать (снисхождение), и исполнится на нас слово Апостольское: друг друга тяготы носите и тако исполните закон Христов (Гал.6:2).
(«Как терпелив Господь к нашим собственным немощам!», – приписка матушки Надежды.)
Кто не желает ближнему спасения и даже радуется погибели его, таковой хуже демона, коему, как духу злобы, свойственно желание это, но человеку оно непростительно...
Если хочешь одержать победу над врагом своим, окажи ему Любовь и возможную благотворительность, тем самым посрамишь духа злобы и послужишь спасению брата, а наипаче своему...
Кто любит ближнего своего, тот, несомненно, и Бога любит... Истинная Любовь состоит в делах Милосердия: видишь ты бедного погибающего от нужды, помоги ему чем можешь, Господь многого не требует, а чтобы было от искреннего сердца по силе твоей; видишь кого в скорби неутешной, или болезни, или иной беде, утешь его – утешит и тебя Господь; ищи случая быть полезным кому чем и как можешь, отирай слезы плачущих – и твои слезы отрет Господь, упокой странного – и тебе упокоит Господь, молись Ему о страждущих – и твои страдания утолит Он Всеблагий; не осуждай согрешающих – и тебя не осудит Праведный Судия, насыть алчущего и жаждущего – сподобишься и ты Небесной Трапезы в Царствии Божием; посети больного, скорбного – и тебя утешит Господь Святого Духа пришествием.
Где любовь, там и благословение Божие, а где нет ее, там тьма и мрак греховный, там жилище бесов злобных. Любовь – надежнейшее средство к спасению души. Если мы как немощные не можем долго поститься и молиться и совершать иные подвиги добродетелей – то восполним это Любовию.
Из всех дел Милосердия Господу приятнейшее и нам спасительнейшее, если кто обратит грешника от пути беззакония на путь спасения, таковому простит Господь множество согрешений его, в сем удостоверяют нас слова Апостольские: Братие, аще кто в вас заблудит от пути истины, и обратит кто его, да весть, яко обративый грешника от заблуждения пути его, спасет душу свою от смерти, и покрыет множество грехов (Ик.5:19–20). Но кто совратит кого на путь нечестия, таковаго ожидает геенна огненная.
Видим мы из святаго Евангелия, что в великий день всемирного Суда Божия, когда решится участь каждого из нас, особенно благословения Божия сподобятся те только, которые Милосердны были к ближним своим...
Святой Ефрем Сирин: ... блажен человек, в котором есть Любовь Божия, потому что нашел он в себе Бога; Бог любы есть, и пребываяй в любви, в Бозе пребывает и Бог в нем пребывает (1Ин.4:16). В ком Любовь, тот вместе с Богом превыше всего, в ком Любовь – тот не боится, потому что совершенная Любовь вон изгоняет страх (1Ин.4:18); в ком Любовь, тот никем никогда не гнушается, вся уповает, вся терпит (1Кор.13:7). В ком Любовь, тот исполняет волю Божию, тот ученик Божий, ибо Сам Благий Владыка наш сказал: о сем разумеют вси, яко мои ученицы есте, аще любовь имате между собою (Ин.13:35). По сему блажен кто приобрел Любовь, а с нею переселился к Богу, потому что Бог знает Своих и приимет их в лоно Свое. Делатель Любви будет сожитель Ангелов и со Христом воцарится28.
Молитва о том, чтобы с любовию ухаживать за болящим
Господи, Иисусе Христе, Сыне Бога Живаго, Агнче Божий, вземляй грехи мира, Пастырю добрый, положивый душу Твою за овцы Твоя, Небесный Врачу душ и телес наших, исцеляяй всякий недуг и всякую язву в людех Твоих! Тебе припадаю, помози мне, недостойной рабе Твоей. Призри, Многомилостиве, на делание и служение мое, даждь ми быти верною в мале: послужити болящим, Тебе ради, носити немощи немощных, и не себе, но Тебе единому угодити во вся дни живота моего. Ты бо рекл еси, о Сладчайший Иисусе: понеже сотвористе единому от сих братий Моих меньших, Мне сотвористе. Ей, Господи, суди мне, грешной, по сему глаголу Твоему, яко да сподоблюсь творити благую Твою волю во отраду и утешение искушаемых, недугующих раб Твоих, их же искупил еси честною Твоею Кровию. Ниспосли ми благодать Твою, попаляющую во мне страстей терние, призвавый мене, грешную, на дело служения о Имени Твоем; без Тебе не можем творити ничесоже: посети убо нощию и искуси сердце мое, внегда предстояти ми у возглавия болящих и низверженных; уязви душу мою Твоею Любовию, вся терпящею и николиже отпадающею. Тогда возмогу, Тобою укрепляемая, подвигом добрым подвизатися и веру соблюсти, даже до последняго моего издыхания. Ты бо еси Источник исцелений душевных же и телесных, Христе Боже наш, и Тебе, яко Спасителю человеков и Жениху душ, грядущему в полунощи, славу и благодарение и поклонение возсылаем, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Русь глухонемая
Был к Иисусу приведен
Родными отрок бесноватый:
Со скрежетом и в пене он
Валялся, корчами объятый.
– Изыди, дух глухонемой, –
Сказал Господь. И демон злой
Сотряс его и с криком вышел –
И отрок понимал и слышал.
Был спор учеников о том,
Что не был им тот бес покорен,
А Он сказал: «Сей род упорен:
Молитвой только и постом
Его природа одолима».
Не тем же ль духом одержима
Ты, Русь глухонемая! Бес,
Украв твой разум и свободу,
Тебя кидает в огнь и воду, ·
О камни бьет и гонит в лес.
И вот взываем мы: Прииди...
А избранный вдали от битв
Кует постами меч молитв
И скоро скажет: «Бес, изыди!»
6 января 1918 г. М.А. Волошин
(Одна из основных мыслей матушки, которая помогает мне в жизни постоянно: «Главное – сохранить чистоту намерения. Все равно ничего не сможешь сделать так, как хотела. Враг всеусиленно будет мешать. Но на это есть покаяние. Но хоть что-то надо принести Господу – непорочным. Бог будет судить нас по нашим намерениям. Главное – блюди чистоту намерения».)
Потертые листочки ксерокопии с наставлениями старца Агапита остались у меня со времени жизни у нас матушки Надежды. Она бесконечно почитала старца и говорила: «Вот образец любвеобильного отца, какие ранее встречались, а теперь – редки».
Наставления архимандрита Агапита Нило-Столобенского29
1. Все мы люди – семья Божия, все мы дети единого Отца, и потому, распаляясь любовью Божией, я желал бы слить весь род человеческий в одно целое, дабы прижать это целое к груди моей и умереть за спасение его в лютых пытках муки.
2. Я смотрю на людей как на детей единого Отца, вообще, как на члены Господа моего Иисуса, и не имею к ним иного чувства, кроме сильного желания спасти их души и особенно души тех, которые мне как отцу доверили себя. А это желание до того объяло мое сердце, что я в ад спущусь за ними, и нет силы на земле, которая бы могла разорвать мое внутреннее с ними единство.
3. Опытно знаю, что умеет Господь наш Иисус Христос утешить нас, успокоить и возвеселить; а что мы неутешны, в том виноваты сами. Стоит только в скорби из глубины души сказать вместе скорбящему с нами Господу вашему Иисусу Христу: Господи! Ты мой Помощник, и Он тотчас же поможет. Мне, грешнику, Он всякий день тьмочисленно и при всяком скорбном случае – милосердно помогает. Господь наш сказал: блажени будете, егда возненавидят вас: почему же нам не терпеть обид от других? Всякий бы любил нас, ежели бы Господь видел, что мы, любимые от всех, – спасемся. А как многих из нас Господь спасает через скорби, то и должны быть такие люди, через которых бывает нам скорбь. Однако ж нам не следует винить их, потому что не они навели на нас скорбь: она определена для нашего спасения самим Господом. Следовательно, мы не остались бы без скорби, когда бы оскорбляющих и не было.
4. Один брат, встревоженный слухом об удалении отца Агапита из монастыря, пришел к нему в слезах; но отец Агапит, встретив его с веселым и радостным лицом, улыбнулся и спросил, не обидел ли кто его. Когда же тот объяснил причину своей скорби, сказав: «Ты знаешь, что мы служим Господу. А кто служит Господу, тот никогда не погибает. Буди воля Господня всегда с нами... И если Господь, по молитвам Пречистой Матери и преподобного отца нашего Нила, оставит меня, многогрешного, послужить в сей святой обители, то слава неизреченному Его милосердию! А когда Господу угодно удалить меня куда-либо, и то буди имя Господне благословенно во веки!» Потом обратился он к образу Спасителя и, воздев руки, произнес: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе! Благодарю Тебя, Господи, что не оставляешь меня грешного, по милости Своей». А брату сказал: «Видишь, брат, как Господь-то любит меня грешного. Другому не пошлет такого крестика, какой мне-то грешному послал».
5. Нет у меня ничего заповедного; и вы, чада мои, или не давайте мне ничего, или не оскорбляйтесь, если ваш подарок скоро перейдет в другие руки.
6. Встревоженные, огорченные сильной скорбью его при молитве, некоторые с участием просили его открыть им причину таких слез. «Отец ваш, – отвечал он, – или всегда так плачет, или ему еще тяжелее бывает». – О чем же, батюшка? – «О грехах ваших и моих, и всего вверенного мне братства и всего человечества».
7. «Я в муках деторождения, чада мои, дóндеже вообразиться в вас Христос», – говорил он часто своим детям духовным.
8. Занимаясь по воле Божией спасением людей, я, по данному мне от Бога чувству любви к ним, не подорожу в себе ничем для их спасения; ни достоянием моим, ни земною честью и славой, ни даже самой жизнью. И что такое достояние, честь и жизнь моя? Не дар ли Божий, данный мне на время? И что такое ближний мой? Не чадо ли самого Христа? Итак, жалеть чего-нибудь для ближнего своего не значит ли – жалеть возвратить Богу дар его? – Нет, Господи, да не будет сего никогда со мною!
Наставления отца духовного сестрам Марфо-Мариинской Обители Милосердия «По стопам Христа»
1. Сестра во Христе! ежедневно, вставши от сна, скажи сама себе: «Я решилась идти по стопам Христа, моего Спасителя; Господи, благослови и помоги мне сегодня исполнить на деле во внутренней и внешней моей жизни это мое сердечное желание и долг... иду». После этого иди или на общую молитву обители, или сама прочти внимательно положенное правило, после которого еще можешь помолиться своими словами. Затем или прослушай, или прочти несколько стихов из Евангелия, посланий св. Апостолов, один псалом, житие дневного Святого. Читай и проси внутренно Господа, чтобы прослушанное или прочитанное было тебе как бы уроком для подражания и исполнения на сегодня, и потом иди на дела твои.
2. Сестра, помни всегда ту цель, ради которой учреждена обитель и ты пошла на труд. Цель эта: при помощи Божией показать настоящему обществу истинно христианскую жизнь так, как светилась она пред древним языческим обществом. Этим сознанием укрепляй свою бодрость духовную. Употреби же все силы твои, чтобы явить на деле силу религии Христовой. Покажи, что еще жива вера Христова, что еще действенна любовь Христова, что учение и благодать Христовы действительно преображают душу, тело и всю жизнь отдельного христианина, семьи и общества. Покажи на себе, что эту силу Христову не могут поколебать ни соблазны мира, ни злоба, ни зависть, ни раны и болезни, ни самая смерть. Она – эта сила велика и вечна, как велик и вечен Христос.
3. Сестра, помни, что ты трудишься во славу Бога, благо ближних и спасение души своей; благословен да будет труд твой и память о нем у Господа и в сердцах людей во веки.
4. Сестра, когда ты приходишь в храм для молитвы, или прислуживать в нем, или читать и петь, всегда помни, что храм есть видимое небо, рай, дом Божий, как и сказано в богослужебной книге: В храме стояще славы, на небеси стояти мним... – Посему будь внимательна ко всему, что делается в нем; это святой Хозяин принимает тебя, разговаривает с тобой, поучает тебя, утешает и услаждает тебя, насыщает бессмертною трапезою – Телом и Кровию Своею. – Возможны ли здесь небрежность, рассеянность, смех?! На служащего священника смотри, непременно забывая о его частной жизни. Взирай на него, как на посланника Божия, служителя и строителя Таин Божиих. Посему и священные одежды на нем; они закрывают от взора людского, что он подобный всем человек, и являют его нам преукрашенным, блистающим, как бы Ангелом Господним. Уста его, вещающие нам слова Евангелия и молитвы, – есть Уста Божии, благословение его – есть благословение Христа, действующего в благодатном таинстве священства. За частную же жизнь не суди иерея, а молись о его спасении, ибо трудно священнику, весьма трудно и опасно: для него Страшный Суд – всех страшней, ему ведь поручено служение на земле, какое не дано даже Ангелам. Если, по благословению священника, ты удостоишься служить при храме, читать и петь, то считай это за великую честь и счастье: ты делаешься как бы Ангелом Господним, возвещающим людям волю Божию, ты в пении сливаешься с Серафимами, ты делаешь великое дело любви к ближним, так как примером благоговейного стояния в храме, прекрасным чтением и пением ты согреваешь души людей, приводишь их к Богу. Помни: храм и прекрасно совершенное христианское Богослужение есть первая и великая проповедь о Христе и вечном спасении. Делай же это святое дело со страхом, благоговением и радостию.
5. Сестра, если ты увидишь, что мало как будто бы результата, плода дает труд твой, а также деятельность обители вообще; или по каким-либо причинам ближние твои будут внушал тебе это и у тебя начнут появляться мысли: «не бросить ли? стоит ли отдавать силы и здоровье на столь невидное и малоплодное дело?!» – Тогда, раскаявшись внутренно в этом грехе твоем, спеши сама себя успокоить. Вспомни тогда слово Христа, что подавший во Имя Мое чашу (только-то) холодной воды – не останется без награды. Неужели же этой «чаши-то холодной воды» не найдется в трудах твоих? Успокойся, найдется, только бы в делах твоих была любовь, усердие, ревность, что, собственно, и нужно Господу. Помни: хотя капля, но пользы, а ведь из капель ручьи, реки и моря составляются. Ты принесла на жертвенник Божественной Любви и Правды каплю, другая сестра каплю, все по капле, а целая обитель уже ручей, реку, а пройдут годы, и обитель принесет Господу целый океан труда, веры и любви. Помни это и гони от себя немедленно все внутренние и внешние искушения, мешающие мирной работе твоей.
6. Сестра, если ты на этом истинно-христианском пути жизни заболеешь, или получишь насмешки, оскорбления, даже раны и побои, обеднение, потеряешь земной блеск, величие и славу, даже преждевременно от великого труда твоего сойдешь в могилу – смирись, благодари, претерпи до конца. Помни, что тогда тот блаженный венец, получить который уповали первые христиане и которого многие из них удостоились, – венец мученичества за Христа обещан и тебе, если, уповая на помощь Господа, смиренно и благодарно терпеливо претерпишь все до конца.
7. Сестра, естественна во всяком труде усталость, ослабление энергии; старайся ободрить себя и прежде всего:
а) возможно частою, даже непрестанною молитвою к Богу. Помни: Господь Отец твой всегда с тобою, дочерью Своей, как и Сам сказал: Я с вами до скончания века. Он премудр, всеблаг, всемогущ, знает движения сердца и мысли твоей. Неужели же Он оставит без поддержки уставшую, ослабевшую на христианском труде Свою дочь? – Никогда! Ведь это Господь устами Апостола Своего сказал заранее всем труженикам правды и любви Христовой: Не дам испытания сверх сил, а с испытанием дам и облегчение (1Кор.10:13). Только одно необходимо: это отсутствие гордости в труде нашем, сознание собственной немощи и полное с доверием и любовию единение немощных сил наших со Христом – Источником жизни и воскресения; плодом же этого единения является ничем не сокрушимое мужество, крепость христианина и успех в трудах его. Послушай, как ясно говорит об этом Господь: Я есмь Лоза, а вы ветви. Как ветвь не может приносить плода, если не будет на лозе, так и вы, если во Мне не пребудете. Кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода, ибо без Меня не можете делать ничего. Не бойся, только веруй, – все возможно верующему. Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня, а кто любит Меня, то возлюблен будет Отцом Моим, и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам (Ин.15). А святой апостол Павел, когда изнемогал в трудах своих и видел в них одни лишь немощи свои, услышал от Господа великое слово: Сила Моя в немощи совершается и потом, укрепляемый этой силой, восклицал: Вся могу о укрепяяющем мя Иисусе, и еще: Благодатию Божиею есмь еже есмь (Флп.4:13; 1Кор.15:10).
Поэтому, сестра, молись, то есть благоговейно говори со Христом – Отцом твоим, как дочь, откровенно о всем, что наполняет существо твое. Молись возможно чаще, не только на утреннем и вечернем правиле, но говори с Ним и ходя, и сидя, и лежа, и работая. Говори хотя внутренно короткими воздыханиями, примерно так: «Господи Иисусе Христе, спаси же, помоги же, не дай погибнуть; вразуми; охрани; подкрепи падающие мои силы; прости греховные движения существа моего; благослови обитель нашу и труды мои; помоги простить всех, любить всех; спаси всех; устрой жизнь мою по Твоей святой воле, благодарю Тебя за все в моей жизни».
б) Сестра, помни: если живые люди мало или вовсе не поймут и не поддержат тебя, то у тебя есть целый сонм Святых и Ангелов – этих вечных друзей твоих. И каких? Уже прошедших первый период вечной жизни, – прошедших доблестно, показавших ясно на себе, что истины христианства, при благодатной помощи Господа, осуществимы и на земле настолько, чтобы преобразить человека в истинного сына Божия. Подкрепись же их примером и брось раз и навсегда пустую, обычную отговорку лени: «ведь, они были святые, а мы грешные, немощные». Нет, они не были святые, а стали святыми, благодаря своей вере, любви и подвигу!.. Стремись же и ты, сестра, стать святой подвижницей: это вполне возможно для тебя и для всех. Не только учись у святых, но и зови их на помощь: «Пресвятая Богородица, спаси, помоги; Ангел Хранитель, благослови, помоги; святая (чье имя носишь) и все святые, благословите, помогите данною вам благодатию Божиею, вразумите вашим духовным наставлением!» Пример святых, поддерживаемый чтением их жизни и писаний, и беседа с ними или молитва сделают то, что ты никогда не будешь себя чувствовать одинокой и скоро обогатишься умением жить по-христиански.
в) Сестра, еще помни средство для поддержания сил своих, средство таинственное, но могучее: это теснейшее единение со Христом духовно-телесным существом своим в таинствах, и особенно в таинстве Святого Причащения. Посему, достойно приготовившись, говей и приобщайся Святых Таин не менее шести раз в год.
г) Наконец, не забудь, что у тебя в обители есть твои духовные отец и мать – духовник и настоятельница, которые хотя и сами грешные люди, но всегда готовы и должны поддержать слабеющих, наставить неумеющих. Бог поможет им и тебе, так как ты идешь к ним во имя Христа, – они идут к тебе в Его же Имя, – а где двое или трое соберутся во Имя Христа, там и Он посреди их.
8. Сестра, старайся побеждать в себе начинающийся грех. Мысль, воображение, слово (или дело) – вот три фазы греха. Лови себя на мысли и немедленным покаянием уничтожай грех в начале, тогда и воображение твое будет чисто и слово и работа святы, мирны, плодотворны. Вечером же непременно приучи себя к вечернему покаянию, то есть после вечернего правила осмотри духовным взором прожитый день, стоя внутренно пред Самим Христом, и в плохом принеси сердечное раскаяние с решимостью исправиться, а за хорошее воздай славу и благодарение благодати, милосердию и долготерпению Господа. Непременно вспомни о смерти, прототип которой есть сон. Вспомни о краткости земной жизни, о переменчивости и изживаемости земных счастий – красоты, богатства, славы, наслаждений. Вспомни о сладости блаженной вечности со Христом. Вспомни о свойствах Божиих: вечности, благости, мудрости, могуществе, святости, правде, вездесущии, неизменяемости и проч. и сообразно с этим спрашивай себя: уподобляешься ли ты Господу, любишь ли Его, надеешься ли на Него? и проч. Усни с этим, и сон твой будет мирен и тих.
9. Сестра, помни: каждый человек есть создание Божие, но создание заблудшее: он – брат твой больной: смотри же, без раздражения ухаживай за больными – грешными людьми. Рассуди: Бог Святая Троица едина по существу, но раздельна в Лицах, и деятельность Святой Троицы так едина, гармонична, что эта раздельность Лиц – не делит Существа, и причина деятельности есть – Любовь, а плод ее – чудный мир сей, вселенная. Бог – Троица и человека создал по Своему образу и подобию, так что и человечество то же едино по существу, хотя и раздельно в лицах. Деятельность всех людей должна быть единая, деятельностью Любви. Все люди, уподобляясь Творцу своему, должны составлять одно гармоничное целое, духовный организм, где все части – люди действовали бы на пользу друг другу без противоречий; причем это святое единение людей должно быть результатом свободного произволения каждого отдельного человека. Счастливы люди, если они помнят о вечном своем назначении – Богоуподоблении, выражающемся главным образом в деятельной Любви; это – основа Царства Божия, которое, начинаясь на земле, в полной мере расцветет после общего воскресения. Вдвойне же счастливы те люди, которые не только сами стремятся к этой цели, но и самоотверженно трудятся для ближних, чтобы и в них пробудить сознание необходимости жить только Богоподобно. – Видишь, сестра, как велика, славна цель жизни человека и человечества и как позорно забыть эту цель. Посему в каждом встречающемся тебе на пути жизни человеке ищи прежде всего хорошее, остатки образа Божия, они есть несомненно, только часто, ах! как часто прикрыты густым слоем разврата, суеты. Не обижайся же на скверные выходки по отношению к тебе грешника, он больной, прости его, кротко обойдись с ним, постарайся пробудить в нем раскаяние и сознание своего подобия Богу, не осуди его. Вообще, прими за непременное правило: снаружи никогда не раздражаться, не осуждать – внутри же немедленным покаянием и непрестанною молитвою за согрешающего отгоняй от себя гнев и осуждение. Не забывай о подобии человека Богу и постарайся помочь самому последнему бедняку и развратнику сбросить с себя скорлупу разврата, греха и засиять своим Богоподобием, как и нужно истинному сыну Божию. За всякого оскорбившего тебя или на твоих глазах согрешающего внутренно молись примерно так: «Благодарю Тебя, Господи, что меня, грешную, Ты удостоил принять поношение за Имя Твое; спаси сего грешника и наставь его на путь покаяния и исправления, ведь Ты и за него страдал». Не забывай богатых и здоровых, но немощных духом; они тоже люди, часто гибнут от маловерия, греха, незнания истинной духовной жизни: они часто скорбят, как и прочие. Вспомни слово мудрости народной: «И чрез золото слезы льются!»
10. Сестра, помни, что ты пошла работать в жизнь, как бы в поле, чтобы сеять в себе и во всех окружающих семена веры, любви, мира, смирения, утешения, довольства. Смотри же, не сделайся когда-либо причиной раздора, зависти, горя ближнему; в этом отношении особенно бойся собственного твоего языка. Господь Иисус Христос сказал, что человек от слов своих или оправдается, или осудится, а св. апостол Иаков говорит: «Язык небольшой член, но много беды делает, он огонь, прикраса неправды, им благословляем Бога, им же проклинаем ближнего!» Это совершенно верно: сказанное слово не вернешь, и часто одно неосторожное слово делается основанием большого горя и зла. Смотри же, сестра, храни в себе, что видишь и слышишь вокруг; ближнему говори только то, что ему на пользу. Храни честь обители, храни порученную тайну, какой бы она ни показалась тебе пустой, – для больного и несчастного человека все важно. Вообще запомни, что пустяков нет в жизни; ты живешь и работаешь пред Лицом Бога, в очах Которого даже мысль и движение сердечное весьма важны.
11. Сестра, когда идешь на работу, имей при себе непременно св. Евангелие (вместе с Апостолом и Псалтирью), молитвенник и книгу для назидательного чтения. Где придется работать, не только сама исполняй положенное тебе правило, но постарайся с любовью и кротостью возбудить желание, чтобы те, за кем ходишь ты или с кем работаешь, прослушали читаемое тобою правило. Помни, это то же великое лекарство для больных душою и телом людей (ведь грех есть основание и телесных болезней). Люди часто не умеют ни молиться, ни читать св. чтения. Они или забыли это после учения своего или вовсе не знали, ведь общеизвестно, что религиозно-нравственное воспитание и духовная жизнь, по заветам Евангелия и Уставу Святой Церкви, в большинстве нынешних семейств ужасно пали; напомни им, помоги им, научи их. Имей при себе список книг которые следует прочитать христианину для укрепления веры и для научения правильной христианской жизни. Вообще имей пред твоими духовными очами слова святого апостола Павла: Рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобным, с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины.
12. Сестра, всегда носи в уме и сердце твоем пресветлый образ Заступницы усердной рода христианского, Матери Божией; к Ней обращай твое сердце; Ей, как нежной Матери, открывай свои скорби, поведай в детской простоте свои немощи, свои нужды и заботы. Памятуй, что Она – первая и величайшая в мире крестоносица, а посему – первая и всемощная за всех скорбящих и обремененных Заступница и к Сыну Своему, и Богу Ходатаица. Ее покрову и заступлению вручил Он с креста всех верных чад Церкви Своей в лице возлюбленного ученика Своего, когда Ей изрек: Се сын Твой, а ему – Се Мати твоя. Чаще перечитывай умилительные сказания о Ее земной жизни и подвигах и, укрепляя себя Ее примером, проси Ее благодатной помощи. Вся Ее святая жизнь, особенно после вознесения Господа на небо, была посвящена тому же служению Богу в ближних, какому в некоей малой мере желаешь и ты себя посвятить. Она – первая в Христианской Церкви и сестра, и Матерь милосердия; около Нее объединились и Марфа и Мария, и Магдалина и Саломия, и другие святые жены евангельские, которые почитали Ее как бы настоятельницею своей святой общины. Вот почему – услышишь ли бой часов в тишине ночной, почувствуешь ли непосильную тяготу своего послушания, повеет ли холодом в сердце дух уныния – спеши повторять в глубине души Архангельское Ей приветствие: «Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою». О, как близка Она ко всем, кто призывает Ее с верою, кто вручает себя Ее матернему заступлению!
13. Получивши из рук Архиерея, служителя Христова, как бы из рук Самого Христа, Крест – всегда помни, сестра, что это тебе, идущей работать среди тьмы греха, скорбей и болезней, Христос дал зажженный светильник, при свете которого ты удобно и успешно совершишь свою спасательную работу. Когда ревет буря и волны бросают корабль, как щепу, – тогда капитан глаз не сводит с виднеющегося вдали маяка. Он твердой рукою направляет корабль к этой светящейся точке, так как уверен, что там спасение, тихая пристань, и не ошибается. Так и для тебя, сестра, Крест должен быть духовным маяком среди житейского моря. Крест Христов – это есть жизнь Христа. Господь наш, несмотря на бесчисленные и даже бешеные нападения сатанинской и человеческой злобы, всегда неизменно служил Отцу Своему, любил людей и их страдания, смирялся, благодарил, терпел даже до смерти и смерти Крестной, и вот в результате победа: воскресение и торжество христианских начал в мире. Значит, Крест есть символ всего самого возвышенного, благородного, святого, прекрасного. Он есть знамя победы. Отсюда и ты помни, что как бы ни были сильны нападения на тебя сатаны и людской злобы, как бы ни были вообще жестоки волны житейского моря, ты победишь их несомненно, если Крест Христов, а с ним и Жизнь Христова будут всегда сиять пред твоими глазами как духовный маяк. «Тихая пристань»: сознание исполненного христианского долга и отсюда мир души, затем и Воскресение уже для вечной блаженной жизни со Христом ждет тебя и тех, для которых ты трудилась.
* * *
Примечания
Маргарит. Издание Святой Афонской Горы Русского Пантелеймонова монастыря. М., Типография И. Ефимова. 1882.
Сегодня эти замечательные страницы, многие десятилетия недоступные читателю, наконец, переизданы: Великие русские старцы. Жития, чудеса, духовные наставления. Трифонов Печенегский монастырь. «Новая книга». «Ковчег». 2002.