О посте и молитве
Вот и великий пост, слава Богу, наступил! все христиане теперь обязаны поститься и молиться.
Пост и молитва, по указанию Св. Отцов Церкви и опыта, суть два крыла, при помощи которых, христианин может возлететь на небо, то есть – может отрешиться от всего греховного и водвориться в области всего святого. Так необыкновенно велика сила поста и молитвы! Но эту силу и мы с вами, возлюбленные, можем стяжать, при помощи благодати Божией, если поймем смысл и значение поста и молитвы – правильно и будем упражняться в них – как должно.
И так начнем, в эти постные дни, – начнем с полным вниманием изучать пост и молитву; а вместе с тем, и на самом деле, будем поститься и молиться.
О посте
1
Пост не есть только обыкновенное воздержание в пище и питии, предписываемое благоразумием и врачебною наукою – для сохранения здоровья тела; но есть высшая степень воздержания, вместе с различением пищи и пития, – воздержание, предписываемое Св. Церковью чадам её на известные постовые времена и дни.
Пост, по изъяснению св. отцов установлен был Самим Богом, еще в раю, когда первым людям – прародителям нашим запрещено было вкушать плоды с древа познания добра и зла (Быт.2:17). В ветхом завете находится много примеров поста (Числ.29; 1Цар.7; Пс.34:13; 1Мак.3:47). В новом завете, Сам Спаситель, приходивший не разорить, а исполнить закон, пред вступлением в общественное служение, Сам освятил пост своим сорокадневным пощением в пустыне. Кроме примера, Он и словом Своим научал посту, когда говорил ученикам Своим: внемлите себе, да не когда отягчают сердца ваша объядением и пианством (Мф.6:16). Чему учил Иисус Христос и что Он заповедал, тому Св. Церковь всегда следовала неуклонно. – В Апостольских Деяниях находится не мало примеров строгого хранения поста – первыми христианами; и затем Св. Церковь никогда не забывает поста. У св. Отцов и учителей Церкви находится множество наставлений и постановлений о св. посте. Св. Василий Великий прямо говорит: «за то, что мы – в лице прародителей не постились, мы изринуты из рая; так будем поститься, чтобы снова взойти в рай» (Сл. 1. О посте). Потому-то св. Церковь установила, наконец по четырем временам года, четыре поста, как времена для общественного пощения и покаяния: два поста в честь Господа Иисуса Христа – Великий и Рождественский, один в честь Божией Матери – Успенский, и один в честь сошествия св. Духа на Апостолов – Петров пост. Кроме того, мы имеем посты однодневные – в день Воздвижения Креста Господня и усекновения главы св. Иоанна Предтечи; в среду – в воспоминание предания Господа нашего Иисуса Христа на страдания, а в пятницу – самого страдания и смерти Его. Все эти посты безусловно обязательны для каждого христианина, как сына Церкви, за исключением больных и немощных.
Правда, к сожалению, всегда были люди, а теперь особенно много таких людей, которые злоупотребляют постами, или и совсем отвергают их, не обращая внимания на то, что через это делаются непокорными сынами Церкви, заповедавшей посты, наживают себе бесчисленные болезни, постоянно лечатся и умирают, не дожив своего века. Как жалки эти люди! Они до того несмысленны и слабы, что им кажется лучше заболеть и преждевременно умереть, чем когда-либо не сладко поесть. О дети, дети!
Зато сколько Церковь Христова имеет великих и разумных постников – и в ветхом и новом завете: там Моисей, Илья, Давид; здесь Креститель и бесчисленные подражатели его, которые все жили здраво, долговечно и хорошо, жили и великие дела совершили. В субботу Сырной седмицы Св. Церковь вспоминает и прославляет неисчислимый сонм святых угодников Божиих всякого рода, звания, возраста и пола – в посте просиявших. Делает это св. Церковь пред Великим постом, между прочим, и для того, чтобы указать нам примеры и образцы постничества.
«Имея вокруг себя такое облако свидетелей поста, свергнем с себя, возл., всякое бремя детскаго неразумия и невоздержания и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще поста, взирая на Начальника и Совершителя веры – Иисуса, который вместо предлежащей Ему радости претерпел Крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия» (Евр.12:1–2). Аминь.
2
Составив себе общее понятие о посте, раскрыв в кратких чертах смысл и значение его для нас, теперь, возл., приступим к раскрытию сущности его.
По двоякому существу нашему – телесному и духовному, и пост заповедан нам Церковью – двоякий: телесный и духовный. Прежде скажем о телесном посте.
Что такое телесный пост?
Пост телесный есть умеренное употребление пищи и пития, и притом пищи не скоромной, а постной. В Церковном Уставе ясно изображено и время употребления и качества постной пищи. И с какою разумною любовию все это сделано?! Иногда, когда это нужно, не полагается никакой пищи; иногда указывается самая суровая пища – один хлеб с водою и солью; иногда даются плоды и овощи; иногда какое-либо варево; иногда определяется для трапезы одно кушанье, иногда два, иногда дается вино, а в большие праздники и рыба. Все строго рассчитано, с тою целью, чтобы ослабить в нас страстные движения плоти, возбуждаемые обильным и сладким питанием тела; но так, чтобы не совсем расслабить нашу телесную природу, а – напротив – сделать ее легкою, крепкою и вполне способною подчиняться движениям духа и выполнять бодренно его требования. Если бы кто решился провести пост по указанию Церковного Устава относительно употребления пищи, тот на опыте узнал бы всю благотворность и спасительность уставного сухоядения. Испытали это бесчисленные сонмы святых угодников Божиих, просиявших в посте. Все они строго держались раз навсегда положенного правила и порядка в употреблении количества и качества пищи. И что-же? Были всегда здоровы, почти никогда не лечились; а если и лечились когда, то лечились тем же постом и воздержанием; потому и жили по сту лет, совершая неимоверные подвиги.
Итак, возл., пост состоит в употреблении нищи – согласно определению Церкви, относительно количества, времени и – особенно качества её. Верующие должны во время поста употреблять пищу не прежде полуден, не иначе, как постную, и притом – в умеренном количестве; должны удалиться не только от всех питий, разгорячающих кровь или услаждающих вкус, но и от всех забав, игр, удовольствий и праздных собраний, вообще всего, что льстит чувственности.
На каждом сыне Православной церкви лежит обязанность сохранять посты, как учреждение Божественное и как действие или средство Богопочитания. Господь Сам повелевает: освятите пост (Иоиль.1:14, 2:15); обратитеся ко Мне всем сердцем вашим в посте: и в плачи и в рыдании (Иоиль.2:12). За нарушение постов гнев Божий постигает великими бедствиями семейства, народы и царства (Пс.77:29–30; Лк.21:34). За несоблюдение постов, как непочтение к законам Церковным, человек не может быть истинным сыном Церкви. Можно ли ожидать от непослушного, в легком внешнем деле, сына Церкви Православной, чтобы он сохранял послушание в обязанностях более важных? Пост есть необходимое средство для успеха в жизни духовной и для получения спасения, ибо пост, отнимая у плоти излишнюю пищу и излишнее питие, ослабляет силу чувственных влечений. Отсюда видно, что и польза поста многоразлична: а) пост скоро и ясно показывает человеку, что для его жизни нужно немногое, и здоровье его зависит не от изысканной, но от простой пищи и пития; б) пост очень скоро обнаруживает господствующие в человеке страсти и пороки, к которым он прилепился сердцем, и что плоть его больше всего любит; в) пост делает нас способными к молитве и размышлению о Боге и Божественном: «кто постится, тот с добрым духом молится», – говорит Св. И. Златоуст. Вообще пост есть весьма сильное средство приготовления ко всем великим и спасительным делам. Это глубоко чувствовали все благоразумные и Боголюбивые люди – всегда и везде. Все святые весьма строго постились сами и единодушно советовали поститься другим.
Возлюбленные мои слушатели! Разобрав сущность и поняв смысл и значение поста, мы конечно, как послушные сыны Церкви, не будем уже более противиться учению Церкви о посте, и решимся исполнять все предписываемые св. Церковью посты, по её уставу. Но к посту нужно нам приготовлять себя постепенно: разом сделаться постником нельзя. Аминь.
3
Как нам, возл., приучить себя к посту? Для этого, прежде всего, требуется постепенность приучения. Некоторые необдуманно и поспешно берутся за подвиги поста и начинают безмерно поститься. Таковых пост не прочен, не полезен, а скорее вреден: они или расстраивают свое здоровье, или от голода делаются нетерпеливы и раздражительны, – без толку злятся на всех и на все, или же пост скоро делается для них невыносимым и они бросают его. Чтобы наше расположение к посту сделать прочным, нужно приучать себя к посту не спеша, внимательно, не разом, а постепенно – мало по малу. Вот как делали это опытные постники: Препод. Дорофей так приучал к умеренности (воздержанию в пище) ученика своего Досифея. – Сначала спросил его: сколько он съедает в день хлеба? Тот отвечал: полтора. Учитель велел ему съедать один хлеб и четверть другого. Через несколько времени, спросил опять: довольно ли, не голоден ли? Ученик отвечал: немного как будто мало, но довольно, я не голоден. Учитель велел съедать один только хлеб. И таким образом довел ученика до последнего предела, когда он вкушал мало, чувствовал себя и здоровым, и сытым, и легким, и способным к делу. Дальше уже учитель не дозволил ученику сокращать количество пищи, чтобы не ослабел и не сделался неспособным к послушаниям. Главное здесь – постепенность, с которою человек может привыкнуть ко всему хорошему, даже трудному, легко; а хватаясь за то и другое без порядка, едва ли кто можете приучиться к чему-либо порядочному. И так, по указанному примеру, каждый обрати полное внимание на свой желудок, и определи – сколько ему требуется в сутки пищи и пития; потом, понемногу уменьшай количество употребляемой тобою пищи, и доведи его до того, что больше уже нельзя сокращать свое питание, чтобы не подвергнуться ослабению, изнурению, – неспособности к делу. Тут главное правило, данное Самим Господом: не отягчают сердца ваша объядением и пианством. Это о количестве пищи: сколько её употреблять.
А о качестве, или о том, какую именно употреблять нам пищу, премудро распорядилась любвеобильная Мать наша св. Церковь. Она не назначила нам сплошной пост, как многие из нас назначают себе сплошное мясоястие. – Нет; св. Церковь лучше нашего знает способы нашего питания. Она назначила четыре многодневных поста в году и два дня в неделе. Для чего так расположила Церковь свои посты? Кроме нравственных целей – ослабить тело и сделать его более послушным орудием духа, и таким образом очистить его от всякой скверны греховной, – при распределении постных дней и времен, св. Церковь имела в виду и цели врачебные. Если бы наше тело, в продолжение всего года питалось однообразною пищею – скоромною или постною; то желудок наш легко мог бы или утучняться, или ослабевать, и вообще засариваться; потому его необходимо по временам очищать, или приводить в порядок, как это и делают, и советуют делать врачи. Имея это в виду, Церковь расположила свои посты так, чтобы они служили для нас врачевством: после продолжительного употребления скоромной пищи дает пост, чтобы очистить и восстановить деятельность желудка; и, сделав это, опять разрешает скоромную пищу.
Время употребления пищи во время поста полагается не ранее полудня. К этому также нужно приучить себя постепенно. После приучении себя к количеству пищи, это сделать уже не трудно будет. Но один пост телесный недостаточен; с ним неразрывно связывается пост духовный. Аминь.
4
Что такое пост духовный?
Пост духовный тесно соединяется с постом телесным, на подобие того, как душа наша соединяется с телом, проникает его, оживляет и составляет с ним одно целое, как душа и тело составляют одного живого человека. И потому, постясь телесно, в тоже время, необходимо нам поститься и духовно: «постящеся, братие, телесне, постимся и духовне, – разрешим всяк союз неправды», заповедует св. Церковь. Как же это поститься постом духовным?
В посте телесном на первом плане – воздержание от обильной, вкусной и сладкой пищи; в посте духовном – воздержание от страстных греховных движений, услаждающих наши чувственные наклонности и пороки. Там – оставление пищи скоромной – более питательной, и употребление пищи постной – менее питательной; здесь – оставление любимых грехов и прегрешений, и упражнение в противоположных им добродетелях. Духовный пост состоит в том, чтобы все силы и способности нашей души, равно как и все члены тела нашего постились. Пусть постится ум, не допуская пустых и дурных мыслей; пусть постится сердце, удерживаясь от греховных чувствований; пусть постится произволение наше, устремляя все желания и намерения свои к единому на потребу. Пускай постится язык от постыдных речей и злословия; ибо что пользы, если мы от птиц и рыб воздерживаемся, а братий наших грызем и пожираем своим злым языком? «Кто злословит, тот пожирает мясо братнее, – грызет плоть ближнего», говорит св. И. Златоуст. Пусть постятся глаза, научаясь не разбегаться по красивым лицам, не заглядываться на чужую красоту; ибо пища глаз – созерцание; оно вредит посту, ниспровергает спасение целой души, если беззаконно и не позволено; но оно и украшает пост, если законно и безгрешно. Весьма было бы нелепо – устами, чрез пост, воздерживаться от снедей и даже от позволенной пищи; а глазам позволять и непозволенную. Ты не ешь мяса; не пожирай же и глазами своими сладострастия (Златоуст). Пусть постится слух; пост слуха не внимать злословию и клеветам: да не приемиши слуха суетна, говорит Писание (Исх.23:1). Пусть постятся и руки, очищая себя от похищения чужого и многостяжания. Пусть постятся и ноги, переставши бегать на беспутные зрелища и душевредные гулянья, на соблазнительные танцы и срамные пляски. «Ты постишься, говорит св. И. Златоуст; вырази же это самыми делами твоими. Какими делами? скажешь. Если увидишь бедного, – окажи ему милость; если увидишь врага, – помирись с ним; если увидишь друга, совершающего похвальные дела, не завидуй ему, если увидишь благообразную женщину, – иди мимо».
Короче, сущность поста выражена в следующей церковной песни: «постясь от брашен, душа моя, а от страстей не очищаясь, – напрасно утешаемся неядением: ибо – если пост не принесет тебе исправления, то возненавидена будет от Бога, как фальшивая, и уподобится злым демонам, никогда не ядущим. Итак, не твори поста непотребным согрешая; но пребывай непреклонною к греховным стремлениям и старайся предстоять Распятому Спасу, заботясь о сораспятия тебя ради Распявшемуся, вопия Ему: помяни мя, Господи, егда приидеши во царствии Твоем!» (Сред. Сырн. седьм, на стиховне ст. 1).
Вот настоящий пост!
Если мы, возлюбленные, постараемся так соединить в себе с постом телесным пост духовный, то наш пост будет «истинный и благоприятный»; а если будем осуществлять такой пост на деле, – то у нас вырастет здоровое и сильное постное крыло. Но с одним крылом летать еще нельзя; нужно позаботиться о другом крыле молитвенном. Аминь.
О молитве
1. Что такое молитва?
Молитва есть умная и сердечная беседа христианина с Богом, обращенная к Нему – для прославления Его святого Имени, или – для принесения Ему благодарности, или для испрошения у Него всего нам нужного для жизни духовной и телесной. Посему существуют три вида молитвы: славословие, благодарение и прошение.
Дело молитвы есть самое первое, самое важное дело в жизни христианской. Молитва есть дыхание и жизнь нашего духа, так что, если есть у нас молитва, то дух наш живет; а если нет молитвы, то и жизни в духе нашем нет.
Молитва весьма благотворна для души, для тела и для внешнего благосостояния христианина: приближая душу к Богу, молитва просвещает ее, врачует её немощи и исполняет ее духовной радости; молитва укрепляет здравие телесное, исцеляет болезни, и – низводит благословение Божие на труды человека и все его житейские занятия.
Молитва бывает внутренняя и внешняя: внутренняя молитва есть та, которая совершается в душе человека (Исх.14:16); внешняя молитва та, которая сопровождается внешними знаками и совершается видимо.
Мы имеем множество молитв готовых – и в слове Божием, и в творениях св. отцов и особенно к церковных Богослужебных книгах. Высочайший образец всех молитв есть молитва Господня: «Отче наш».
Не возбраняется молиться нам и краткими молитвами, из коих главная: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного!» Можно даже каждому из нас молиться и своими молитвами, по мере открывающихся наших нужд, лишь бы только молитвы эти были исполнены истинного благочестия и проникнуты любовию к Богу.
Вся наша забота, при совершении молитвы, должна быть о том, чтобы в сердце нашем возникали одно за другим благоговейные чувства к Богу, – чувства самоуничижения, преданности, благодарения, славословия, прошения, сокрушения, покорности воле Божией, усердного припадания и проч., – чтобы душа наша была полна этими чувствами и сердце не было пусто. Когда есть у нас эти чувства, устремленные к Богу, – тогда молитвословие наше есть молитва, а когда нет, – наша молитва не есть еще молитва. Молитву, или устремление сердца к Богу нужно возбудить и возбужденную укрепить, или – что тоже – нужно приобрести и воспитать в себе дух молитвенный.
Способ и средства к стяжанию молитвенного духа находятся в самых молитвах, нами, как должно, совершаемых. Читай или слушай молитвословие, как следует, и непременно возбудишь и укрепишь восхождение в сердце твоем к Богу, то есть войдешь в молитвенный дух. В молитвах св. отцов движется великая молитвенная сила, и кто всем вниманием и усердием проникает в них, тот непременно вкусит молитвенной силы, по мере сближения настроения своего с содержанием молитвы. Чтобы наше молитвословие сделать нам действительным средством к воспитанию молитвы, необходимо совершать его так, чтобы и мысль, и сердце воспринимали содержание молитв, составляющих молитвословие, – говорит Епископ Феофан, известный, великий и опытный молитвенник.
Но к такому совершению молитвы нельзя приступать зря – не подумавши, как попало: из такой молитвы ничего не выйдет, кроме разве одного греха. Нет, возл., к надлежащей – спасительной молитве необходимо, со всем вниманием, – тщательно приготовиться. Аминь.
2. Как приготовиться к молитве?
Святитель Димитрий Ростовский учит: «молитва есть обращение ума и мыслей к Богу. Молиться значит предстоять Богу своим умом и взирать на Него мыслию неуклонною, и с Ним беседовать с благоговейным страхом и упованием. Итак, если хочешь молиться, собери все мысли твои и, отложив все внешние житейские попечения, представь твой ум Богу и взирай на Него.
Отсюда следует, что – прежде, чем приступишь к молитве и станешь совершать свое молитвословие, постой немного, или походи, – отрезви мысль свою, отвлекши ее от всех земных дел и предметов, и – подумай: кто ты такой, – желающий молиться, и Кто Тот, Кому хочешь молиться? И возбуди в душе своей соответственное тому настроение самоуничиженного и проникнутого благоговейным страхом предстояния Богу. Для сего необходимо, как можно живее представить себе беспредельное величие Бога вечного, всемогущего, вездесущего и всевидящего, у Которого небо – престол, а земля подножие ног, – представить так живо, как бы Он стоял пред тобою, смотрел на тебя и слушал тебя. Моисею Бог открыл свое имя Сый – всегда сущий и живущий; и Моисей пал пред Ним в великом страхе и трепете; Аврааму Бог сказал: Я Бог всемогущий, всегда, везде сущий; ходи предо Мною и будь непорочен: и Авраам исповедал себя прахом и пеплом пред Ним. Пр. Исаия узрел Господа на престоле высоце и превознесенне, окруженного Архангелами и Ангелами, в неприступном свете; и признал себя окаянным грешником. Царь Давид так был настроен, что видел Бога одесную себя; и назвал себя червем, а не человеком. Вот примеры, как нужно представлять Бога и настраиваться становящемуся на молитву!
Затем, приготовляя себя к молитве, нужно: а) очистить свою совесть от всех нечестивых и грешных мыслей; б) собраться в себя и сосредоточить все свои мысли в Боге; в) особенно же устранить всякую вражду на ближнего, зависть и зложелательство. Самую молитву должно совершать не иначе, как во имя Господа Иисуса Христа, с несомненною верою и надеждою на получение просимого, с глубоким смирением, от искреннего расположения. Нужно знать, что предметом молитв наших должно быть все Богоугодное и святое, как-то: слава имени Божия, спасение наше и ближних наших, а из временных благ – только необходимое, существенно полезное нам и ближним нашим. Притом мы должны быть постоянными в молитве, хотя бы иногда и долго не получали просимого. Наконец, знай и то, что стоять пред иконою и класть поклоны – не есть молитва, а только принадлежность молитвы; читать молитвы на память, или по книжке, или слушать их не есть еще молитва, а только орудие молитвы, или способ обнаружении и возбуждения её. Самая молитва есть, как мы сказали, возникновение в сердце нашем одного за другим благоговейных чувств к Богу: чувства самоуничижения, преданности, благодарения, славословия, прошения, сокрушения, покорности воле Божией, усердного припадания и прочих. С этими мыслями и чувствами, начинай твою молитву. Аминь.
3. Как совершать молитву?
Приготовившись к молитве как должно, христианин благонадежно становится на молитву: возжигает свечу или лампаду пред святыми иконами, ограждается крестом, кладет пред Богом земной поклон и начинает обычное молитвословие. Совершая молитвословие, он должен читать не спешно, вникать в каждое слово, мысль всякого слова доводить до сердца, и сопровождать все это поклонами с крестом. В этом все дело приятного Богу и плодоносного молитвословия, или чтения молитвы.
Вникай во всякое слово молитвы, и мысль слова доводи до сердца, то есть: понимай что читаешь и понятое чувствуй. Читаешь, например: «очисти мя от всякия скверны», – восчувствуй всю скверноту свою, сокрушайся о ней, возжелай чистоты, и с полною надеждою – проси ее у Господа. Читаешь: «да будет воля Твоя», – и в сердце своем совершенно предай участь твою Господу, с полною готовностью благодушно встретить все, что Господь пошлет тебе. Читаешь: «и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим», – и в душе своей всем прости все, и таким образом себе проси прощения у Господа Бога. Если так будешь действовать при всяком стихе молитвы твоей, то у тебя будет надлежащее молитвословие. А чтобы тебе успешнее совершать его именно таким образом, для этого нужно: а) иметь у себя известное молитвенное правило не большое, чтобы, при своих обычных делах, ты мог исполнять его не спешно; б) в свободное время, вчитываться и вдумываться в молитвы твоего правила, понять каждое слово молитвы и прочувствовать его, дабы наперед знать, что при каждом слове у тебя должно быть на душе и сердце, чтобы, во время молитвословия, легко тебе было понимать и чувствовать читаемое.
Если, во время молитвы, твоя летучая мысль будет отбегать на другие предметы, – напрягайся сохранить внимание, и возвращай мысль свою к предмету молитвы; а опять отбежит, – опять возврати. Повторяй чтение, пока каждое слово молитвы не прочтешь с понятием и чувством. Это поможет тебе отучить мысль свою от рассеянности в молитве. (Мысли Е. Феофана). Но св. Василий Великий спрашивает: «Как достигнуть нерассеянности в молитве?» И отвечает: «Несомненно убедившись, что Бог пред очами. Молящийся с этим убеждением будет иметь ум, не уклоняющийся от Испытующего сердца и утробы... Для сего не должно давать душе времени быть праздною от помышления о Боге и о Божиих делах и дарах, так же от исповедания и благодарения за все». А если какое слово молитвы сильно подействует на душу, – нужно остановиться на нем и не читать далее, – стоять на этом месте вниманием н чувством, напитать им душу свою, или теми помыслами, которые оно будет производить, – не разорять этого состояния, пока оно не пройдет само. – Это значит, что дух молитвы начинает внедряться в сердце так молящегося; а состояние это – самое надежное средство к воспитанию и укреплению в нас духа молитвенного. Аминь.
4. Что делать после молитвы?
Навыкнув обращаться к Богу умом и сердцем по готовым молитвам, необходимо затем приучать себя – обращаться к Нему и со своими собственными молитвенными воздыханиями, как можно чаще.
Окончив молитвословие, особенно утром, скажи с св. Димитрием Ростовским: «иди св. Богомыслие, и погрузимся в размышление о великих делах Божиих»; при этом сядь и начинай размышлять – ныне об одном, завтра о другом Божием свойстве и действии, и – производи в душе соответственное тому расположение; растрогивай этим свое сердце, и начнешь изливать душу свою в молитве. – Стань, например, размышлять о благости Божией, – увидишь, что ты окружен милостями Божиими и телесно и душевно, – и падешь пред Богом в излиянии чувств благодарности; стань размышлять о вездесущии Божием, – уразумеешь, что ты всюду пред Богом и Бог пред тобою, – и не можешь не исполниться благоговейным страхом; стань рассуждать о правде Божией, – уверишься, что ни одно худое дело не останется без наказания, – и непременно положишь – очистить все грехи свои сердечным сокрушением пред Богом и покаянием; стань размышлять о всеведении, познаешь, что ничто в тебе не скрыто от Ока Божия, – и непременно положишь – быть строгим к себе и внимательным во всем, чтобы как-нибудь не оскорбить Всевидящего Бога. Это первый способ обучения души, как можно, чаще обращаться к Богу со своей молитвою, то есть – Богомыслие.
Второй способ к этому – обращение всякого дела во славу Божию. Если положишь себе за правило, по заповеди Апостольской (1Кор.10:31), все делать, даже есть и пить, во славу Божию; то непременно, при каждом деле – великом и малом – вспомнишь о Боге, и вспомнишь не просто, а с опасением, как бы не поступить в каком случае неправо и не оскорбить Бога каким-либо делом. Это и заставит обращаться к Богу со страхом и молитвенно просить у Него помощи и вразумления. А так как мы почти непрестанно что-нибудь делаем, то почти непрестанно будем молитвенно обращаться к Богу. Так мы можем научить душу свою, как можно чаще, в продолжение дня, обращаться к Богу.
Третий способ обучения души чистому обращению к Богу есть частое взывание из сердца к Богу краткими словами, судя по нуждам души и текущим делам. Начинаешь что делать, – говори: Господи, благослови! Кончаешь дело не языком только, но и чувством сердца говори: Слава Тебе, Господи! Страсть какая подымется, говори: Спаси, Господи, погибаю! Находит тьма сумнительных помышлений, взывай: изведи из темницы душу мою! Предстоят не правые дела и грех влечет к ним, молись: настави мя, Господи, на путь Твой, или не даждь во смятение ноги моея! Грехи подавляют и приводят в отчаяние, возопии гласом мытаря: Боже милостив буди мне грешному! Так и во всяком случае. Или просто говори чаще: Господи помилуй! Владычице моя, Пресвятая Богородице, спаси мя! Ангеле Божий, Хранителю мой Святый, сохрани и защити меня! Или другим каким словом взывай; только делай эти воззвания как можно чаще, и всячески старайся, чтобы они выходили из сердца, как бы выжатые из него; и таким образом получишь навык умного собеседования с Богом.
И так, кроме молитвенного правила, следующее за ним – Богомыслие, обращение всякого дела нашего во славу Божию, краткие сердечные взывания к Богу – суть самые действительные орудия к стяжанию постоянного духа молитвенного и надлежащей Богоугодной и благотворной молитвы.
О, м. в., если бы мы расположились молиться по указанному; мы, при помощи Благодати всесвятаго Духа, стяжали бы дух молитвенный и настоящую молитву! Тогда у нас выросло бы другое здоровое и крепкое крыло молитвенное, и мы на крылах поста и молитвы легко возлетели бы горе – к Богу. Аминь.
5. О молитве Иисусовой
Всякому истинному христианину нужно всегда помнить и никогда не забывать, что ему необходимо соединиться с Господом Спасителем всем существом своим, – надобно дать Ему (Господу) вселиться в уме и сердце нашем, необходимо начать жить Его пресвятою жизнию. – Он принял плоть нашу, а мы должны принять и плоть и всесвятый дух Его, – принять и хранить навсегда. – Только такое соединение с нашим Господом доставит нам тот мир и то благоволение, тот свет и ту жизнь, кои потеряны нами в Адаме первом, и возвращаются теперь от лица Адама второго Господа Иисуса Христа. А к такому соединению с Господом, после Причащения Тела и Крови Его, лучшее и надежнейшее средство есть умная молитва Иисусова, которая читается так: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя!
Этой молитве многие св. Отцы и многоразлично учат нас. Св. Иоанн Лествичник говорит: «Подвизайся заключать мысль свою в словах молитвы Иисусовой, – молись гласно и умом и внимательно: во внимательной молитве не может не принять участия и сердце. Таким образом, кто будет молиться по сему способу, тот будет молиться и устами, и умом, и сердцем. Тот, преуспев в молитве, стяжет умную и сердечную молитву, – привлечет в себя Божественную благодать». Этот способ св. Иоанна Лествичника есть самый простой, понятный и лучший.
Из наших Русских подвижников св. Нил Сорский завещает молчать мыслию, – ни о чем не помышлять, во время молитвы, ни о худом, ни даже о добром. Вместо всякой мысли он повелевает непрестанно взирать в глубину сердца и говорить: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй, мя грешного, или – грешную!» Молиться, по учению св. Нила Сорского, можно и стоя, и сидя, и лежа, не стесняя тела, чтобы дух свободно в нем действовал, только приудерживая дыхание, чтобы тихо и не часто дышать.
Отец Серафим Саровский завещавает новоначальному творить непрестанно молитву Иисусову. При молитве, говорит он, внимай себе, то есть: собирай ум и соединяй его с душою. Сначала – день два и более – твори эту молитву одним умом, раздельно, внимая каждому слову особо. Когда Господь согреет сердце твое теплотою благодати Своей и соединит тебя во един дух; тогда потечет в тебе эта молитва непрестанно, и всегда будет с тобою, наслаждая и питая тебя: и сначала должно тебе творить молитву Иисусову голосом, то есть: устами, языком и речью, – в слух себе самому. Когда же насытятся уста, язык и чувства молитвою, произносимою гласно, тогда гласная молитва прекращается, и начинает она произноситься шепотом.
«Тогда, говорит Русский Священноинок Дорофей, умная и сердечная молитва начнет манием – самовластно, непрестанно подвизаться, обноситься и действовать, на всякое время, при всяком деле, на всяком месте».
Чтобы не теряться нам в разнообразных способах и определениях молитвы Иисусовой, довольно и сих учителей её – св. Иоанна Лествичника, св. Нила Сорского, отца Серафима Саровского и Дорофея. Итак, стоишь ли, сидишь ли, ходишь ли, лежишь ли, – упражняй мысль свою от всего, молчи мыслию (Нил Сор.); внимай себе, собирай ум и соединяй его с душою, – сначала – день два и более – твори эту молитву одним умом, раздельно, внимай каждому слову особо (о. Сераф. Сар.); старайся заключать мысль в словах молитвы, – молись гласно и умом, внимательно, при участии сердца (св. И. Леств.); сначала твори молитву в слух себе самому, потом шепотом и поучайся в ней умом (Дор.).
На основании всего вышесказанного о молитве Иисусовой, можно составить себе понятие о практическом производстве её. «Когда вдыхаешь в себя воздух, говори: Господи Иисусе Христе Сыне Божий, и таким образом мысленно вводи Господа в сердце твое; а когда выдыхаешь, продолжай: помилуй мя грешного! И таким образом мысленно выгоняй из себя именем Спасителя свою греховность». Такому способу совершения молитвы Иисусовой всего легче научиться, и им можно денно-нощно молиться.
Что такое четки? Какое их значение? Носимые нами четки напоминают нам о нашей обязанности непрестанно молиться молитвою Иисусовою; но они служат и пособием считать молитвы, особенно при совершении правила Преп. Пахомия Великого, которым положено совершать в день 1200 и в ночь 1200 молитв Иисусовых, всего – 2400, на каждый час по 100 молитв.
Обязательна ли молитва Иисусова и для мирян, а не для одних только монашествующих? Непременно обязательна, потому что всякому христианину, как сказано в начале сего поучения, необходимо соединиться с Господом в сердце: а к сему соединению лучшим способом служит молитва Иисусова. Аминь.
6. О молитвенном восхождении в сердце к Богу
В псалме 83 говорится: Блажен муж... Вхождения положи в сердце своем. Что это за восхождение? В молитвенном отношении, это есть не что иное, как собирание мыслей и чувств во едино, и представление их Богу – в молитве. В церковных книгах есть и способы к этому. Это – в старинных книгах, так называемое начало приходное и отходное, а в наших книгах – начало обычное.
Начало приходное до сих пор употребляется у старообрядцев и читается так: «Боже очисти мя грешного! Боже милостив буди мне грешному! Создавый мя, Господи, прости! Без числа Тебе согреших, очисти! Достойно есть, яко воистину блажити Тя Богородицу... И отпуст: Слава Тебе, Христе Боже, упование наше слава Тебе! и проч.» Какой смысл и значение этого начала? Оно, между прочим, может служить превосходным способом – собирать наши, блуждающие по разным предметам, мысли и сосредоточивать их на воплощенном домостроительстве спасения нашего, и таким образом погружать все грешное существование наше в бездну беспредельного милосердия Божия.
Так, покаянные молитвы сего начала: Боже, очисти мя и проч. напоминают внимательному времена ветхозаветные, когда падшее человечество воздыхало к заключенному для него небу о помиловании; Песнь Богородицы – Достойно есть. Напоминает небесную дверь, отверзшую нам Царство благодати – воплощением в себе Сына Божия – Спасителя нашего; отпуст: Слава тебе, Христе Боже: указывает на спасительное новозаветное время, и заставляет благодарить и славословить Господа Бога за дарование нам спасения. Так приходное начало собирает рассеянные наши мысли и сосредоточивает их на воплощенном домостроительстве спасения нашего и приготовляет нас к спасительной молитве. Оно употребляется в начале молитв, в конце которых совершается тоже начало, в том же смысле, и называется отходным: то и это начало непременно сопровождается земным поклоном.
У нас в начале молитв употребляется начало обычное, то есть: «Благословен Бог наш. Слава Тебе, Боже наш: Царю небесный: Святый Боже 3: Слава и ныне – Пресвятая Троице: Господи помилуй 3: Слава и ныне – Отче наш».
Какой смысл и значение этого правила? В нем смысл глубокий и значение высокое.
Человек-христианин, как создание Божие по своему происхождению, и как сын Божий по благодати искупления, всегда обязан благословлять своего Создателя и Спасителя, если не хочет быть извергом рода человеческого. И вот он и всегда, по примеру св. Псалмопевца, сказавшего о себе: благословлю Господа на всякое время, выну хвала Его во устех моих (Пс.33:1), особенно же приступая к молитве, взывает: «Благословен Бог наш, всегда ныне и присно, и во веки веков; аминь».
Но зная, что сам по себе, предоставленный самому себе, в деле спасения без благодати Божией, христианин и помыслить не может ничего доброго, но все довольство Его от Бога, особенно же он не знает, о чем и как ему должно молиться; и только Дух Святый наставляет его, о чем подобает ему молиться, и ходатайствует о нем воздыханиями неизглаголанными (Рим.8:26). Зная все это, христианин обращается к Св. Духу, с молитвою: «Царю небесный» и проч.
Призвав Св. Духа в свою душу и сердце, очищенный благодатию Его от всякой скверны плоти и духа, и поставленный Им на путь спасения, христианин таким образом полагает в сердце своем восхождение к Богу, возводит к Нему ум и сердце свое, отрешившись от всего земного и вознесенный как бы на первое небо, воссылает к Богу трисвятую песнь, слышанную некогда одним отроком, восхищенным от земли к небу: «Святый Боже 3».
Воспев трисвятую Ангельскую песнь, христианин, сознавая себя не Ангелом небесным святым, а человеком земным – грешным, дерзновенно идет мыслью и сердцем своим далее, выше, ближе к Богу, – восходит как бы на второе небо, притрепетно, с благоговением взывая: «Слава Отцу и Сыну и Св. Духу: и глубоко сознавая свою греховность, свое беззаконие и свои немощи, с воплем крепким и со слезами молится, или – по крайней мере – должен молиться: Пресвятая Троице, помилуй нас и проч.»
Не останавливаясь и на этом, христианин, с молитвою: «Господи помилуй 3» – стремится выше, с хвалою в сердце и устах: «Слава и ныне», мысленно восходит как бы уже на третье небо, пред Лице Самого Господа Бога, вечно пребывающего в славе неизреченной, беспрестанно воспеваемого Архангелами, Ангелами и всеми святыми Божиими, восходит на сию безмерную высоту, с золотым ключом от самого, так сказать, сердца Божия – с Молитвою Господнею, данною нам Господом нашим Иисусом Христом, и с живою, искреннею верою в крестные заслуги Искупителя рода человеческого, положив на себя знамение Креста Господня, с сыновним дерзновением, молится Отцу небесному: «Отче наш, Иже еси на небесех»...
Восхищенный, таким образом, до третьего небеси, подобно св. Ап. Павлу, и сознав, что он окроплен кровию Сына Божия, объят благоволением Бога Отца и оживотворен благодатию Св. Духа, христианин опять из глубины души взывает: «Господи помилуй 12. Слава Отцу и Сыну и св. Духу» … И, зная, Кто даровал ему такую благодать, он в прах повергается пред Спасителем своим, всеми силами и чувствами своего духа и тела взывая к Нему: «Приидите поклонимся 3».
Затем уже спокойно, сознательно, с глубоким чувством, читает молитвы по порядку, начиная с «Помилуй мя Боже» и «Верую», во исполнение первой Евангельской заповеди: покайтеся и веруйте во Евангелие.
Начало сие не в начале только наших молитв полагается, но и в средине их, и не один раз, так что в девяти ежедневных, особенно совершаемых В. Постом, его повторяют более двадцати раз; и это для того, чтобы внимание наше иногда ослабевающее, постоянно держать на молитвенной высоте.
Таков смысл и значение начал – приходного и обычного! Первое собирает рассеивающиеся наши мысли и чувства, и сосредоточивает их на воплощенном домостроительстве спасения нашего, без которого никакая молитва немыслима; а второе полагает в сердце нашем восхождение к Богу, совершенно необходимое для надлежащей и спасительной молитвы.
О, мои возлюбленные, если бы вникали в смысл наших молитв, разумевали их значение и стяжали дух молитвенный! Тогда мы окрыленные постом и молитвою, неудержимо стремились бы к Богу; тогда у нас не было бы этой несчастной вялости, тупости, лености, неохоты молиться; напротив, тогда мы горели бы духом и с неутомимою жаждою стремились бы к молитве; одним словом, тогда осуществлялись бы в нас слова Псалмопевца: Имже образом желает елень на источники водныя, сице желает душа моя к Тебе, Боже возжада душа моя к Богу крепкому, живому: когда прииду явлюся лицу Божию... (Пс.41:1).