Источник

Поминай Господа Иисуса Христа, восставшего от мертвых

«Поминай Господа Иисуса Христа, воставшаго от мертвых» (2Тим.2:8), это заповедал Павел ученику своему Тимофею.

Воскресение Христово есть такой предмет, о котором память подобает иметь нам не в дни только Пасхи Господней. Святая Церковь хочет утвердить в нас сию память, как можно глубже, хочет, чтобы мы поминали Господа нашего Иисуса Христа, воставшего от мертвых, как можно чаще. Для того-то она посвятила сей памяти один из дней каждой седмицы, который и называется воскресным, потому что в сей день, первый по субботе, и воскрес Господь, и сделала оный, вместо ветхозаветной субботы, достойно и праведно, днем празднственным на вечное время.

Впрочем, и сего не довольно, а подобает нам, христианам, всегдашнюю, непрестанную иметь память о воскресении Господа Иисуса. Навяжи ю на твою душу присно, и обяжи ю о твоей выи. Егда ходиши, води ю, и с тобою да будет: егда же спиши, да хранит тя, да востающу ти глаголет с тобою (Притч.6:22). Если к чему, то к сему святейшему предмету веры нашей идет наипаче сие наставление Премудрого. Ибо воскресение Христово есть такой неисчерпаемый источник наставления и укрепления, из которого всякий христианин, во всяком состоянии и положении своем, может всегда почерпать с преизбытком все потребное для себя для преспеяния своего в жизни богоугодной, для спасения души своей.

Поминай Господа Иисуса Христа, воставшаго от мертвых ты, душа праведная, или, по крайней мере, алчущая и жаждущая правды, ищущая спасения своего и стремящаяся к Нему путем добродетели и творения заповедей Господних. Труден сей путь: ибо царствие небесное с усилием достигается, по слову Самого Господа; неизбежна борьба со страстями и похотями растленной грехом природы нашей, непрестанно воюющими на дух, с прелестями и суетою мира сего, с кознями диавола. Неминуемы иногда и преткновения, и падение по немощи естества. Во всех сих случаях в памяти о воскресшем Господе найдешь ты самое действительное ободрение и укрепление. Ибо будешь зреть в Нем не только Начальника, но и Совершителя спасения нашего, Которому дадеся теперь всяка власть на небеси и на земли, как Сам Он говорит, Который и, вознесшись на небо, обетовал нам – быть с нами во вся дни до скончания века (Мф.28:18–20), – для чего? Для того, чтобы непрестанно простирать к нам Свои всемощные руце, привлекать нас к Себе и помогать нам побеждать все трудности и искушения на пути спасения и восстановлять нас от наших преткновений и падений. Будешь зреть Того, Кто с высоты небесной, в ободрение нам, указывает в руце Своей венец живота всем, подвизающимся на земле добрым подвигом жизни богоугодной и до конца течения своего веру соблюдающим. Побеждающему, говорит воскресший Господь нам, дам сести со Мною на престоле Моем, якоже и Аз победих, и седох со Отцем Моим на престоле Его (Откр.3:21).

Поминай Господа Иисуса Христа воставшаго от мертвых ты, душа грешная, чувствующая тяжесть своих грехов, сознающая свое удаление от Бога, мятущаяся при мысли об ожидающей тебя погибели и готовая, быть может, прийти в отчаяние, а между тем не имеющая в себе довольно сил и решимости расторгнуть греховные узы, поминай Господа Иисуса Христа воставшаго от мертвых и – в сей памяти найдешь самое сильное побуждение к покаянию и самое отрадное ободрение несомненною надеждою, что оно будет принято. Ибо ты узришь в воскресшем Господе Того, Кто и умер за грехи наши и востал за оправдание наше, по слову Апостола (Рим.4:25); Того, Чьей крови достаточно было, чтобы очистить и омыть все грехи целого мира, – достанет и для очищения твоих грехов; узришь Того, Кто даже во ад сходил, чтобы оттоле извлечь узников, от века держимых, совоскресить их с Собою и воззвать к новой жизни, и каких узников? Между прочим – противившихся тогда, егда ожидание Божие долготерпение во дни Ноевы (1Пет.3:20). Тем паче станет могущества у воскресшего Господа, чтобы тебя, и какого бы то ни было грешника, оживить и спасти, но, конечно, тогда, когда ты сам сего хочешь и каешься, и полагаешь благое начало новой жизни своей собственною посильною деятельностию, и дотоле, доколе не разверзся под тобою ад и не поглотил тебя: в другой раз воскресший Господь уже не будет сходить туда для спасения грешников.

О, если бы поминал Господа Иисуса Христа воставшаго от мертвых и ты, грешник, – коснеющий во грехах нераскаянно, или по беспечности и нерадению, или по ожесточению и упорству? Ах! Конечно, и твое сердце мало по малу, как лед тает от теплоты солнечной, растаяло бы от Солнца правды, воссиявшего от гроба, пришло в сокрушение и согрелось чувством умиления и спасительной печали о грехах, и – ты не остался бы нераскаянным! Ибо от воскресшего Господа, давно ждущего твоего обращения, слышал бы непрестанно тот же глас, которым обращен и сделался из гонителя и хульника великим Апостолом – Павел: Савле, Савле, что Мя гониши? (Деян.9:4) Слышал бы от него и другой голос: аще не покаетеся, вси погибнете (Лк.13:3); узрел бы в Нем не только премилосердого Спасителя всех каюшихся грешников, но и грозного Судию, паки грядущего в мир судити живым и мертвым и воздать каждому по достоянию деяний, воздать горе и погибель вечную от лица Господня грешникам нераскаянным.

Поминай Господа Иисуса Христа воставшаго от мертвых ты, счастливец мира сего, проводящий жизнь свою в покое и довольстве, коими благословил тебя Господь. В счастии люди часто забываются. В покое и предаются лености и беспечности о делах благочестия, в почестях и постоянных успехах в своих делах и предприятиях впадают в гордость и самомнение, в богатстве – поддаются суетности, корыстолюбию, немилосерднию к бедным, забывают о горнем и духовном и всею душею привязываются к земному и вещественному. Память о воскресшем Господе самое надежное предостережение от всего этого. Ибо взирая на воскресшего Господа, ты постоянно будешь слышать наставление апостольское: аще воскреснусте со Христом, вышних ищите, идеже есть Христос одесную Бога седя. Горняя мудрствуйте, а не земная (Кол.3:1–2); будешь поучаться не привязываться душею ни к чему земному и временному, но возбуждать и питать в сердце своем жажду и любовь к духовному и вечному, к чему человек и создан, а тем паче воссоздан во Христе Иисусе; будешь также поучаться всеми земными благами так пользоваться, чтобы во всем славился единый давший их Господь, и все они служили не запятием к соединению с воскресшим Господом, а, напротив, содействием к сему, как таланты, данные каждому против силы его, для благого и полезного не нам одним, а и ближним нашим делания, которое бы заслужило нам от Домовладыки не укор и осуждение, как ленивому рабу, но одобрение и награду: добре, рабе благий и верный... вниди в радость Господа твоего (Мф.25:21).

Поминай Господа Иисуса Христа воставшаго от мертвых, ты, несчастливец, который не видишь себе ни в чем успеха и радости, стонешь под игом нищеты, или терпишь клевету, гонение, вообще испытываешь уничиженную и скорбную на земле долю, и – в сей памяти найдешь себе истинную отраду и наилучшее утешение. Ибо узришь и Самого Господа Иисуса Христа не путем счастия и благополучия земного, но, как говорит Апостол, за приятие смерти, славою и смертию венчанна (Евр.2:9), и превознесенна от Бога и получившего имя, еже паче всякого имени за то, что Он смирил Себе, зрак раба приим, послушлив быв даже до смерти, смерти же крестныя (Флп.2:8–9). Если же тако подобаше пострадати Христу и внити в славу Свою (Лк.24:26), – дивно ли, что тем же путем Он ведет и тебя к прославлению вместе с Собою, и не уподобляет ли это тебя Ему Самому, и тем не дает ли твердой надежды, что аще с Ним постраждешь благодушно, с терпением и благодарением, то с Ним и воцаришься, как говорит Апостол (2Тим.2:12), и как Сам Господь обетовал небесное блаженство наипаче – кому? Не богатым и насыщенным, не смеющимся и подобным, но нищим духом, плачущим, алчущим и жаждущим правды, гонимым правды ради (Лк.6:20–26). Но и не там только, т. е. в жизни будущей, указывает воскресший Господь утешение и воздаяние нам за скорби и терпение, – хотя и этого не долго дожидаться, по краткости самого, повидимому, долгого века жизни человеческой, – а еще здесь, если это только полезно будет для тебя, Он обещает, на время мало оставив тебя, с милостию великою помиловать, и извести яко свет правду твою и судьбу твою яко полудне (Пс.35:6).

Поминай Господа Иисуса Христа воставшаю от мертвых ты, крепкий силами, цветущий возрастом, обещающий себе долгий век, и эта память предостережет тебя от злоупотребления, какое часто позволяют себе юность неопытная и избыток телесных сил, кои часто иждиваются не богоугодно, на служение плоти и миру. Ибо в воскресшем Господе узришь Того, Кто ценою бесценной крови Своей, пролитой на кресте, Себе купил тебя всецело; купил и душу твою и тело, как говорит Апостол: куплени есте ценою и несте свои (1Кор.6:20), и потому требует Себе всецело, в жертву живу, святу и благоугодну, и духовную и телесную нашу природу, как говорит опять тот же Апостол: прославите Бога в душах ваших и телесех ваших, яже суть Божия, и в воскресении и прославлении Своем указывает нам образ того состояния, к которому все мы предназначены: быть наследниками и причастниками славы Его в царствии Его, где и души наши просветятся, яко солнце, по слову Самого Господа (Мф.13:43), и, – как говорит Апостол, – мы подобни Ему будем, ибо узрим Его, якоже есть (1Ин.3:2), где и самое тело наше преобразится, якоже быти ему сообразным, по слову Апостола, воскресшему и прославленному телу Господа нашего (Флп.3:21).

Поминай Господа Иисуса Христа воставшего от мертвых, наконец, ты, немощный и посещенный от Господа болезнию или удрученный тяжестию прожитых уже тобою лет, и – в сей памяти тоже найдешь отраду и утешение, ибо в воскресшем Господе узришь Того, Кто и сам болел тяжкими болезнями, когда предан был за грехи наши в руки мучителей, так что говорил чрез Пророка: обратитеся и видите, аще есть болезнь, яко болезнь Моя. Можешь ли думать, что Он милосердый и искусивыйся по всяческим, во еже искушаемым помощи, как говорит Апостол (Евр.2:18), не сочувствует и не состраждет тебе, и,– когда то благоугодно будет Ему и полезно тебе, – не даст тебе вновь и здоровья и крепости сил, силою воскресения Своего, могущею восстановлять не только больных от одров, но и мертвых от гробов? А если бы кому и предстояло расстаться с сею жизнию, которая и не может быть ни в каком случае вечна, и разлучиться с сим телом, бренным и тленным: то, взирая на воскресшего Спасителя с истинною и совершенною верою, может ли христианин, и при этом, слишком возмущаться духом, роптать и скорбеть, якоже язычники не имущие упования? Ах! Господь Сам прошел уже врата смерти и страшный мрак её озарил светом Своего воскресения: страшно ли после сего христианину умирать и проходить чрез этот мрак? Христос воста от мертвых, начаток умершим бысть, да якоже о Адаме мы вси умираем... такожде о Христе вси оживем (1Кор.15:20–22), и мертвенное сие тело наше тогда облечется в бессмертие и тленное облечется в нетление; стоит ли после сего христианину, накануне всерадостного утра всеобщего воскресения, жалеть о разлуке с этим телом?

Так, поминай, христианин, как можно чаще, не в дни только Пасхи Господней, но ежедневно, постоянно, непрестанно Господа Иисуса Христа, воставшего от мертвых. А тем паче да будет для каждого христианина свят и посвящен единой памяти о воскресшем Господе день, нарочито определенный на сие святою Церковию, день воскресный. Да святится этот день, по заповеди Господней, упразднением от обычных суетных, корыстных, единой плоти служебных занятий, а наипаче от дел порочных и богопротивных, на которые и никогда не дано человеку времени, – и посвящением его молитве, слушанию службы Господней во храме Божием, поучением в законе Господнем, творением дел милосердия и человеколюбия, вообще – дел, полезных для души и для спасения нашего вечного. Таким образом, день сей будет и для нас поистине днем воскресения, – оживотворения и для тела нашего, требующего отдыха и покоя для восстановления сил своих, изнуряемых шестидневным трудом, и для духа, подавляемого обычными житейскими попечениями и живущего сродною себе жизнию только среди свойственных богоподобной его природе занятий – молитвы, богомыслия, добродетели.

Что же после сего сказать нам, братие, о тех христианах, которые не только не имеют всегдашней памяти о воскресшем Господе, но и не посвящают ей и единого дня в неделю, дня воскресного, забывают и пренебрегают заповедь о священии сего дня, а проводят его, в уровень с работными шестью днями, вместо храма Божия – на торжищах, или в обычных местах своего ежедневного труда и ремесла, или же, еще хуже, – в местах невоздержания и беспутства, и, вместо дел душеполезных и богоугодных, в обыденных своих занятиях, или в совершенной праздности? О, это великая неблагодарность и преступная холодность к умершему и воскресшему ради нас Господу! Это похищение у Господа священного дня, Ему исключительно принадлежащего, и употребление для своей корысти или угождения плоти, – великий ущерб и для вечного спасения души нашей и для временного благополучия нашего. Это-то наипаче лишает дела рук наших благословения Божия, без которого все труды наши ничтожны и бессильны для устроения истинного блага нашего; это низводит на нас и гнев Божий, карающий нас часто и частными и общественными бедствиями...

Да не будет сего с нами, братие возлюбленные! – Но да исполняется у нас свято и ненарушимо, как всегда, так наипаче в дни воскресные заповедь Апостола: поминай Господа Иисуса Христа, возставшаго от мертвых. Аминь.

(Из соч.Антония, архиеп. Казанского).


Источник: Что такое жизнь и как должно жить : статьи для религиозно-нравственного чтения / [Собр. епископ Иустин]. - Санкт-Петербург : Издание книгопродавца И.Л. Тузова, 1901. - 452, II с.

Комментарии для сайта Cackle