Святые отцы Церкви

Источник

Содержание

IV. Св. Игнатий Богоносец XXV. Преподобный Ефрем Сирин XLI. Святой Исаак Сирин

 

IV. Св. Игнатий Богоносец.

Св. Игнатий Богоносец родился в Антиохии Сирийской, был учеником св. Иоанна Богослова и епископом Антиохийским. Предание говорит, что название «Богоносца» он получил оттого, что в детстве его Сам Спаситель брал его на руки при благословении детей и наставлял учеников Своих: иже смирится яко отроча сие, той есть болий в царствии небеснем (Мф. 18:4). Но сам св. Игнатий на вопрос Траяна: «Кто такой Богоносец?» – отвечал: «Тот, кто имеет Христа в своем сердце». Рассказывается еще и то, что когда звери растерзали святителя, а воин разрезал сердце его, то в нем оказались золотыми буквами изображенные слова: «Иисус Христос».

По словам св. Иоанна Златоуста, св. Игнатий был «общником Апостолов и в речах, и в том, что неизреченно»; а в продолжение 40-летнего управления Антиохийскою Церковию был «образцом добродетелей». Ученики его пишут, что в гонение Домицианово св. Игнатий «кормилом молитв и поста, неутомимостию в учении, ревностию духа противодействовал волнению, чтобы не утонул кто-либо из малодушных или неопытных...» Слишком близка была душа его к Господу Иисусу Христу: он «носил Его в своем сердце»; но жажда любви его к Господу так была сильна, что он скорбел, что не достиг еще любви ученика Иисусова, и сильно желал соединиться с Господом своим посредством мученичества. Это желание святой любви не замедлило исполниться.

В 106 году имп. Траян, в походе против парфян, прибыл в Антиохию и потребовал к себе Игнатия. «Кто ты таков, злой дух, – спросил император, – что нарушаешь законы наши, да и других побуждаешь к тому же?» – Игнатий отвечал: «Богоносца не называют злым духом: злые духи бежат от рабов Божиих; если ты думаешь, что я неприязнен им: согласен и считаю это себе за честь». – По объяснении, что такое Богоносец, на вопрос Траяна: «Итак, ты думаешь, что мы не имеем в душе богов, которые помогают нам против врагов?» Игнатий отвечал: «ты по заблуждению величаешь языческих бесов богами; един есть Бог и един Христос Иисус, единородный Сын Отца». – «Ты говоришь о Том, что распят при Понтии Пилате?» – сказал Траян. «Да, о Том, – отвечал Игнатий, – Которого распяли на кресте мои согрешения вместе с их виновником». – Траян произнес определение: «Предать Игнатия в Риме на съедение зверям, для забавы народа».

Святитель Божий возблагодарил Господа, что удостоил его совершенной любви к Нему – уз Апостола, и возложил на себя оковы.

На пути св. Игнатия в Рим, епископы и пресвитеры окрестных городов и селений стекались приветствовать исповедника – мужа апостольского; и он особенно увещевал их удаляться еретиков. Предвидя, что римские христиане будут стараться избавить его от жестокой мученической смерти, св. Игнатий написал и отправил в Рим послание, состоящее из выражений пламенной любви к Господу, желающей одного – страдать за имя Его. Это послание писано в Смирне. Из Смирны же писал он к ефесеям, к мангезианам и траллианам; а пребывание в Троаде посвятил на послания к филиппийцам, смирнянам и Поликарпу.

После трудного путешествия с десятью «леопардами», т.е. жестокими воинами, св. Игнатий прибыл в Рим, и святое желание его исполнилось: голодные звери цирка растерзали его. На утешение верных остались только немногие – самые твердые части. Ночью священномученик явился скорбевшим о нем христианам. Святые останки его, как «драгоценное сокровище», отвезены в Антиохию. Это было в 107 году. Память священномученика Игнатия Богоносца в православной Церкви совершается 20-го декабря, а перенесение мощей его – 29-го января.

Главное содержание посланий св. Игнатия, – за исключением послания к римлянам, – составляют две мысли: а) соблюдать подчиненность власти Иерархической и б) удаляться еретиков, этих «зверей в человеческом виде», «бешеных псов» и «отравителей» ядом своего учения. Та и другая мысль соединяется в одной: «сохранять единение церковное в духе веры». Призывая верных к подчинению церковной власти и отклоняя от еретиков, Игнатий изображает Христа Иисуса, как начальника единой живой веры, обнимающей собою и древнее, и новое откровение: и в животворном духе сей веры убеждает искать решение всех сомнений и правила для всей жизни. «Убеждаю вас, – говорит он, – не делайте ничего по любопрению, но по учению Христову». «Он все претерпел для нас, чтобы мы спаслись: истинно воплотился от Девы, истинно страдал, как истинно и воскресил Себя».

Все драгоценные 7 посланий св. Игнатия Богоносца имеются на русском языке, в редакциях «Православного Собеседника» – в Казани и «Православного Обозрения» – в Москве.

XXV. Преподобный Ефрем Сирин.

Ефрем Сирин, прозванный от современников «пустынным соловьем» и «Сирским пророком», родился от бедных родителей, живших в окрестностях Низибии. О предках своих сам Ефрем говорит: «Родившие меня по плоти внушили мне страх Господень... От предков я получил наставление о Христе... Предки мои исповедали Христа пред судиею: я – родственник мученикам».

Пламенный от природы, он в юности своей был раздражителен: «За маловажные дела вступал в ссоры, поступал безрассудно, предавался худым замыслам и блудным мыслям... Но Промысл Божий вразумил мою пылкую молодость», – говорит о себе св. отец. Попавшись, за несправедливое обвинение в покраже овец, в темницу, он опытом дознал, что никакие грехи не остаются без наказания...

Событие это так поразило Ефрема, что он вскоре оставил мир и удалился в горы к отшельникам, где стал учеником св. Иакова Низибийского, с которым был на вселенском Никейском соборе. Под руководством Иакова, Ефрем, упражняясь в подвигах благочестия, изучал Слово Божие и учил других в училище; но по смерти св. Иакова, когда персы овладели Низибиею и разрушили в ней училище, св. Ефрем удалился в Едессу.

В Едессе, по особенному Божественному откровению и призванию, св. Ефрем начал устно и письменно поучать вере и благочестию. Для успеха в своем благочестивом деле, он открыл здесь училище, из которого впоследствии вышли знаменитые учители Сирской Церкви.

Пламенный ревнитель чистой Христовой истины особенно заботился о православии в Едесской Церкви и во всей вообще Месопотамии, где сильнее других были секты Вардесана и Ария. Со всею ревностию св. Ефрем обличал и поражал эти отродия нечестия, несмотря на то, что его подвиги стоили ему великих трудов, бед и даже опасности для жизни. Изумительная твердость в православии, какую оказали жители Едессы при Валенте, – после смерти св. Ефрема, – свидетельствует, что подвиги св. Ефрема за православие принесли прекрасный плод св. Церкви.

Из Едессы смиренный Ефрем путешествовал по разным странам, чтобы видеть великих христианских подвижников и поучиться у них жизни христианской. В Египте он виделся и беседовал с великим Паисием и другими египетскими подвижниками, у которых оставил по себе память, как о богопросвещенном муже. В Кесарии видел Василия Великого, который посвятил его в диакона, – хотел облечь его саном пресвитера, но Ефрем ни за что не согласился: впоследствии приглашал его даже на кафедру епископа, но смиренный Ефрем притворным сумасшествием отклонил от себя эту почесть, которой считал себя недостойным.

По возвращении из путешествия, св. Ефрем, чувствуя близость своей смерти, желал остаток жизни провесть в уединении: в это время он писал свои увещания. Но голод, поразивший едессян, еще раз вызвал его в Едессу – на помощь страждущим: сильным словом своим он заставил едесских богачей, не хотевших продавать лежавший у них хлеб, облегчить страдания бедных. И это был уже последний подвиг великого отца для Церкви.

По возвращении из Едессы в свое уединение, св. Ефрем скоро заболел и, написав знаменитое завещание, мирно скончался в 372 году. Память его 28-го января.

От преподобного Ефрема осталось весьма много сочинений. В русском переводе, при редакции «Творения св. отцов», издано их шесть томов 1. В одних из своих сочинений св. Ефрем является толкователем Св. Писания, в других – обличителем ереси и песнопевцем Церкви, в иных – учителем христианской жизни и в частности проповедником сердечного сокрушения. Толкования св. Ефрема составляют редкую драгоценность. Хорошо зная еврейский язык и восток, св. Ефрем сообщает самые верные и превосходные объяснения на Ветхий Завет. Он объяснял Писание буквально, но не оставлял без объяснения и глубин созерцания. – Как обличитель ереси и песнопевец, св. Ефрем не входил в намеренное рассмотрение оснований, на которых утверждается истина, а только указывал на эти основания, при излиянии чувств и благоговейных размышлений; почти никогда не разбирал он и тех оснований, на которых утверждались еретики в своих мнениях. Такой вид этих творений зависел от того, что они назначались для народного употребления, а частию – для пения в храме. Писаны они стихами и давали верную победу над еретиками. Кроме многих церковных песнопений – для Богослужения, св. Ефрем написал до 300.000 стихов – в обличение еретиков и в назидание верных. Ефрем видел, сколько едессян пленялись музыкою и пением, и решился отвлечь их от бесчестных песней. Он собрал дев обета и научил их песням и пению попеременному – по клиросам. Он, как отец и как дух ликоначальный, стоял среди них, назначал им разные песни и учил попеременному пению, пока, наконец, весь город стал собираться к нему, а враги рассеялись. – Сочинения св. Ефрема о христианской жизни и проповеди его о сокрушении сердечном составляют именную печать души его и вместе его славу на все века. «Плакать для Ефрема, – говорит св. Григорий Нисский, – было то же, что для других дышать воздухом: день и ночь лились у него слезы». В своих наставлениях он обнял почти весь круг нравственных предметов и преподал верное и полное понятие о нравственном совершенстве и добродетели, без всякого ригоризма и мистицизма: у него нет никакой крайности. И как церковный оратор, св. Ефрем занимает самое высокое место между церковными ораторами. Его слово, при теплоте своей, отличается обилием картин и переносных выражений. Оно течет, как поток, из чистого сердца. Красноречие его – красноречие сердца, – самое естественное и благотворное: оно всегда живо, сильно, но вместе кротко: предметы свои он обнимает полно, выражает ясно и верно. Что касается до простоты, то Ефрем и в самых высоких предметах понятен для каждого.

(Чит. «Псалтирь Ефрема Сирина», изд. Афонского Пантелеймонова монастыря, или – «Цветы из сада Ефрема Сирина», издание синодальное).

XLI. Святой Исаак Сирин

Сведения, передаваемыя нам историею о св. Исааке Сирине, относятся, главным образом, к его творениям: по ним можно судить о духе, характере и направлении его учения: но этих сведений весьма мало дошло до нас. Знаем только, что он родился в Ниневии, в V веке по Р. X., а в каком именно году и от каких родителей, неизвестно. Неизвестно и то, где и какое получил он образование. Можно только предполагать, что он воспитался в стенах монастырских, под руководством опытных наставников в христианской жизни, отцов-подвижников, и развился своим собственным чтением и размышлениями, потому что, оставив мир еще в цветущей юности, удалился сперва в общежительный монастырь, а потом в пустыню. Из пустыни слух о высоких подвигах и просвещении Исаака дошел до его бывших сограждан и возбудил в них общее желание – просить его на епископский престол Ниневии. Св. отец-подвижник изъявил свое согласие на их просьбу: но, пробыв на кафедре Ниневийской, кажется, один только день, опять удалился в Скитскую пустыню в Египте и был там до конца своей жизни 2. Скончался около половины VI века и причтен Церковию к лику святых. Память его совершается 28-го января. Вот и все сведения, какие мы имеем о жизни св. Исаака Сирина.

Предавши всего себя Богу и сосредоточенный – сперва в кругу опытных подвижников благочестия, а потом в самом себе, св. Исаак имел всю возможность собственным опытом изучить порядок богоугодной жизни. Кроме того, избранный во епископа, он имел случай собственными глазами видеть степень христианского образования и нравственности своих современников. И вот, имея в виду современный упадок христианского просвещения, происшедший вследствие разорения и закрытия многих христианских училищ, а также великий упадок христианской нравственности, при известных богословских спорах о христианских догматах и при появлении многих ересей, но, более всего, побуждаемый внутренним влечением, силою благочестия, любовию к ближним и желанием возвысить уровень их нравственного образования, – св. Исаак, в назидание своих современников и потомков пишет свои нравственно-аскетические поучения. «Сие на память себе и всякому, – говорит он, – читающему сочинение сие, написал я, как заимствовал из Писаний, из поведанного правдивыми устами, а нечто – из собственного опыта, чтобы послужило это в помощь тем, кому будет сие на пользу» (Сл. 65, стр. 493-я). Это сочинение предлагаю «для возбуждения и просвещения душ ваших и всех читающих оное, в той надежде, что, может быть, воспрянут и, вожделев сего, приступят к деланию» (Сл. 15, стр. 88-я). Таким образом и из пустыни св. Исаак, как бы с кафедры епископской, светил миру и своею жизнию, и своим учением: «был учителем и руководителем всех и всем вообще был пристанище спасения» (Хр. Чт. 1821, т. 2).

В своих поучениях, направленных, главным образом, к раскрытию правил нравственно-христианского учения и жизни, св. отец изображает нравственную жизнь человека с глубоким знанием различных сторон этой жизни и самых таинственных движений души человеческой. В них он заботливо, как бы за руку, проводит своих читателей по всему пути к нравственному совершенству, то устрашая их, то ободряя, то, наконец, изумляя раскрытием таинственнейшнх состояний человека в единении с Богом. Просветленный благодатию взор его проникает в самые сокровенные изгибы сердца человеческого, и он изображает, со всею возможною верностию Евангельскому учению, глубоко-назидательную картину нравственной жизни – и грешника, – и человека, который еще борется с грехом за праведность, – и праведника, утвердившегося в доброй жизни. «Подлинно божественно сие тайноводство, – говорится об учении св. Исаака в житии его, – как преподающее самую высокую добродетель и указывающее самый верх совершенства; а так же божествен, возвышен и совершен и тайноводитель, – ибо, как говорит, опытно изведал все то, чему наставлен был Божественною благодатию, – дознал это и написал». (Кратк. свед. о жизни св. Исаака. Изд. 1854 г. стр. VI).

Представляя раздельно различные состояния души человеческой, св. Исаак, при свете Божественного откровения, построяет на них все свое христианское нравоучение: человек состоит из тела и души; по назначению его, сторона духовная должна бы иметь в нем перевес над телесною, но он не устоял – пал. Вследствие падения плоть человека взяла перевес над духом, – все силы души расстроились, он ниспал в состояние греховное, – состояние ненормальное. Возвратиться из этого состояния в состояние первобытное человек может не иначе, как только под условием покаяния и веры в Евангелие, – под условием собственных подвигов в борьбе с грехом и утверждении себя в добродетели, при содействии благодати Божией. Укрепляясь более и более в борьбе с врагами своего спасения и грехом, и таким образом преуспевая постепенно в добродетельной жизни, восходя от силы в силу в своем стремлении к единению с Богом, человек, наконец, может, победив свою греховную природу, войти в это блаженное таинственное единение, – достигнуть своей цели и назначения. Таково, в общих чертах, развитие нравственной жизни, по учению св. Исаака. Отсюда в нравоучении его, очевидно, три степени, постепенно ведущие человека от совершенства к совершенству. Первая степень – состояние греховное, в котором преобладает тело, и которое св. отец называет плотским, или противуестественным; вторая степень – состояние борьбы с грехом и утверждение в добродетельной жизни, где уравновешиваются телесная и духовная стороны природы человека: это состояние св. Исаак называет душевным, или естественным; третья степень высшей, духовной, созерцательной жизни, где перевес на стороне духа, у св. Исаака называется духовною, сверх- или выше-естественною. Эти три степени св. Исаак называет еще – первою, второю и третью степенью ведения, так как все пути и направления зависят, главным образом, от такого или другого ведения, или знания дела (Сл. 28, сн. Сл. 3, 4, 55 и Сл. 25, 26, 27, 28). Всех слов св. Исаака 91. Они изданы в одной книге (Москва, 1852 г.) на русском языке 3. Есть и руководство к уразумению их, под названием «Нравственное учение св. Исаака Сирина», изд. Спб. 1874 года.

* * *

1

Данные на нач. 1895 года; 7-й и 8-й томы были изданы в 1895–1896 гг. (прим. – А. К.).

2

Причиною оставления св. Исааком еп. кафедры было дерзкое неповиновение не только ему, но и Евангелию, одного из его пасомых, которого он просил подождать долг за своим ближним.

3

Третье, исправленное издание под ред. проф. МДА Сергиея Соболевского вышло в свет в 1911 году. (прим. – А. К.).


Источник: Сочинения Иустина, Епископа Рязанского и Зарайскаго. Том II. — М.:

Комментарии для сайта Cackle