Азбука веры Православная библиотека Иван Георгиевич Айвазов О Слове Божием или об источниках христианского вероучения

О Слове Божием или об источниках христианского вероучения

Источник

«Братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом, или посланием нашим» (2Сол. 2:15).

Всем нам известно, что «без веры невозможно угодить Богу» (Евр. 11:6), что вера так же необходима для нашего спасения (Мк. 16:16), как необходимы для поддержания временной жизни нашего тела здесь на земле пища, питие и воздух; известно также и то, что истинная вера зарождается в нашем сердце (Рим. 10:10) не от слышания «слов человеческой мудрости» (1Кор. 1:20; 2:4–6), но «от слышания Слова Божия» (Рим. 10:17), возвещающего всем людям спасительную для них волю Отца их Небесного (Мф. 7:21). Эта воля Божья первоначально была открываема людям через особых избранников Божьих: патриархов и пророков, а потом – чрез Единородного Сына Божия, Господа Нашего Иисуса Христа (Евр. 1:1 ст.) Посему, ныне мы должны искать источник истинной веры в словах Иисуса Христа, твердо помня, что вне слышания и исполнения их нет спасения.

Но, если современники Иисуса Христа могли похвалиться тем, что они «видели Его своими глазами и слышали Его своими ушами» (1Ин. 1:1–3), так, что воспринимали «Слова Божии» (Ин. 3:34) непосредственно из уст Самого Христа, то спрашивается, откуда мы, да и все, лично не слышавшие Христа, можем почерпнуть Его благовестие? Известно, что Сам Христос возвещал миру волю Божью устно, что он не благоволил, подобно Моисею, записать «Слова Божии» для нашего поучения на «скрижалях каменных» (Исх. 34:28) или «чернилами на бумаге» (2Кор. 3:3), но что силою Духа Святого (Ин. 14:26) Он «вложил их в мысль и написал их в сердцах» Своих учеников, которых и послал вместо Себя проповедовать Евангелие всей твари (Мк. 16:15), так что всякий, слушающий их, тем самым слушал Самого Христа (Лк. 10:16). Следовательно, благовестие Христово после вознесения Христа на небо хранилось полностью и неповрежденным у св. Апостолов Христовых.

Апостолы, согласно повелению Спасителя: «идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» (Мк. 16:15), рассеялись после дня Пятидесятницы по разным странам с проповедью евангелия и, по примеру Своего Небесного Учителя, возвещали миру «Слова Божии» также устно, благодаря Бога, что верующие принимали слышанное от них слово как «Слово Божие» (Рим. 10:14–17; 2Кор. 3:1–6; Гал. 1:11; 1Сол. 2:13). Лишь спустя лет восемь после вознесения Господня стали впервые появляться письменные повествования апостолов о земной жизни и учении Христа; таковы: Евангелие Матфея и вскоре следующие за ним Евангелия Марка и Луки. В конце I века пишет Евангелие апостол Иоанн. Но, заключая в письмена устно переданное им Евангелие Христово, апостолы далеки были от мысли записать его полностью, почему последний евангелист Иоанн, имевший y себя под руками евангельские записи Матфея, Марка и Луки, и со своей стороны записавший много из опущенного в этих записях, так оканчивает свое Евангелие: «многое и другое сотворил Иисус; но если бы писать о том подробно, то думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг» (Ин. 21/25). И, действительно, уже первым своим посланием an. Иоанн ясно доказывает, что не все благовестие Христово хранится в евангельских записях, когда, по поводу внутренних нестроений в малоазиатских церквах, он предает письму многое из того, что не записано в Евангелиях и что передавалось верующим в устном слове апостолов (2Ин. 1/12; 3Ин. 1/14). Еще яснее мы видим, что апостолы не записали всего благовестия Христова из посланий св. апостола Павла. Получив от Самого Господа повеление возвестить евангелие язычникам (1Кор. 1:17; Гал. 1:11; Деян. 22:21; 26:15–18), он также благовествовал его им устно (1Кор. 15:1–3; 2Кор. 3:1–3; Гал. 1:11), и если иногда прибегал к записи своей проповеди в форме посланий или писем к отдельным христианским общинам и лицам, то руководился не желанием передать письму все благовестие Христово (2Кор. 3:1–3), а особыми обстоятельствами, которыми вызывались его послания и от которых зависело их содержание. Обстоятельства эти были следующего рода. Обычно апостолы: Павел и другие, согласно повелению Спасителя, являлись с проповедью об Иисусе Христе в то или другое место. Там они оставались до тех пор, пока устной проповедью о Христе не приобретали большего или меньшего числа верующих. Устроив церковь, они с проповедью шли далее. Но в скором времени узнавали, что среди верующих, живших на местах их прежней проповеди, возникли нестроения, распри, ереси, появились пороки, а также нередко верующие подвергались гонениям со стороны врагов церкви Христовой. В таких случаях апостолы, за невозможностью лично явиться, посылали письма христианам. В этих письмах они рассеивали их заблуждения (послания Иоанна, Иуды, Солунянам, Ефесянам и Колосеянам), утешали, увещали и обличали их (Иакова, ап. Павла 1-е посл. к Коринфянам), поддерживали их в борьбе с ересями (к Тимофею), защищали свое апостольское достоинство, попираемое лжеучителями (Коринфянам и Галатам), свидетельствовали о взаимном согласии в учении (2-е Петра); иногда писали послания в благодарность верующим за их заботы о нуждах апостолов, а также и по другим случайным обстоятельствам, как, напр., послание к Филимону и т. д. Посему, в посланиях св. апостолов мы находим изложение не полностью всего благовестия Христова, а лишь разрешение некоторых вопросов христианского упования, сообразно с вызвавшими их обстоятельствами. Подтвердим это примером. Св. апостол Павел «три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого пресвитера в Ефесе и возвестил им всю волю Божию» (Деян. 20, 27, 31), но послание того же апостола к Ефесянам состоит всего из шести кратких глав! Спрашивается, ужели в шести главах можно изложить трехлетнее учение, содержащее в себе «всю волю Божию»?! Нет, этого не может быть, что ясно доказывается и содержанием послания к Ефесянам, в котором ап. Павел раскрывает мысль лишь о единении верующих из язычников и иудеев под главою Христом и призывает их к сохранению единства духа и святости жизни. Таким образом, апостолы не имели намерения излагать в своих св. писаниях все благовестие Христово. Они предали записи лишь часть «Слов Божиих», и свое устное научение предпочитали письменному наставлению в вере (2Ин. 1:12; 2Кор. 3:1–6). По этой же причине многие из апостолов Христовых вовсе не оставили после себя писаний, но подобно Иисусу Христу передали миру Евангелие Царствия Божия в устном слове. Так, действительно, смотрели сами апостолы на свои писания, как на часть переданных им Иисусом Христом «Слов Божиих». Другая же часть Евангелия Христова хранилась в устном слове св. апостолов (2Ин. 12:3; Ин. 14; 2Кор. 3–6).

Посему апостолы, благовестив верующим Евангелие (1Кор. 15:1; Гал. 1:11), убеждали их хранить «Слова Божии» в том виде, как они переданы им, то есть в писаниях и устном слове апостолов: «стойте братия, писал св. aп. Павел, и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим» и «удаляйтесь от всякого брата, поступающего бесчинно, a не по преданию, которое вы приняли от нас» (2Солун. 2:15; 3:6). Отсюда ясно, что еще при св. апостолах важно было в церкви Христовой не только Св. Писание, но и Св. Предание, ибо только в этих двух источниках в совокупности хранится полностью и не поврежденным возвещённое миру Христом чрез св. апостолов евангелие Царствия Божия.

По повелению апостолов их ученики и преемники их пастырского служения в церкви Христовой в свою очередь должны были передать то, что слышали от апостолов, своим преемникам, верным людям, которые также должны были других научить сему (2Тим. 2:2) и т. д. Значит, и для будущих времен церкви Христовой должно быть неизменно свято и к исполнению обязательно все слово апостольское, как хранящееся в Св. Предании, так равно и записанное в Св. Писании. И известно, что святая церковь времен послеапостольских принимала и хранила, как истинное Слово Божие, все то, что передали ей устно и письменно св. апостолы и их ученики. Насколько высоко она ценила хранящееся в Св. Предании устное слово апостолов, видно из того, что им она обличала всякие лжеучения. Так, например, один из учеников св. Поликарпа, ученика св. апостола Иоанна, – Ириней, епископ Лионский, обличая еретика, отвергавшего Св. Писание и искажавшего Св. Предание, в письме к последнему, между прочим, писал: «такого учения не предали нам предшествующие нам пресвитеры, которые обращались с самими апостолами. Я был еще отроком, когда видел тебя в Малой Азии у Поликарпа. Что было в то время, я помню живее, чем недавно случившееся. Что мы слышали в детстве, то укрепляется вместе с душою и укореняется в ней».

Посему ныне св. церковь Христова хранит переданное ей апостолами благовестие Божие в двух равно важных источниках: Св. Писании и письменном Св. Предании, поучая верующих, что: «из сохраненных в церкви догматов и проповеданий некоторые мы имеем от письменного апостольского) наставления, а некоторые прияли от апостольского предания по преемству в тайне, и те, и другие имеют едину и ту же силу для благочестия. И сему не воспрекословит никто, хотя мало сведущий в установлениях церковных. «Ибо аще предприимем отвергати неписанные обычаи, аки не великую имеющие силу, то неприметно повредим евангелию в главных предметах, или паче сократим проповедь в единое имя без самыя вещи» (91 прав. св. Вас. Вел.); посему и апостол глаголет: «хвалю вас, братие, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам» (1Кор. 11:2), то есть – «или словом или посланием" (2Сол. 2:15).

В этом Св. Предании, ныне хранящемся в письменных памятниках, мы и находим все то, чего апостолы или вовсе не записали, или на что лишь кратко указали в своих писаниях. Так: «например, упомяну о первом и самом общем, чтобы уповающие на имя Господа нашего Иисуса Христа знаменались образом креста, кто из апостолов учил сему писанием; к востоку обращаться в молитве, какое писание (из апостольских) нас научило; слова призывания при преложении хлеба евхаристии и чаши благословения, кто из святых апостолов оставил нам письменно; ибо мы не довольствуемся теми словами, о коих упомянул апостол (в посланиях) или евангелии, но и прежде и после оных произносим и другие, как имеющие великую силу в таинстве, приняв их от неписанного (апостольского) учения. Благословляем также и воду крещения и елей помазания и самого крещаемого, по какому (апостольскому) писанию, не по преданию ли (апостольскому)» (91 прав. св. Вас. Вел.)? Также: «последующе преданию кафолической (апостольской) церкви со всякой достоверностью определяем: подобно изображению честнаго и животворящаго креста, полагати во святых Божиих церквах, на священных сосудах и одеждах, на стенах и досках», в домах и на путях честныя и святыя иконы, написанныя красками и из дробных камений и из другого способнаго к тому вещества устрояемыя, якоже иконы Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и непорочныя Владычицы нашей Богородицы, такожде и честных ангелов, и всех святых, и преподобных мужей. Елико бо часто чрез изображение на иконах видимы бывают, потолику взирающий на оныя подвизаемы бывают воспоминати и любити первообразных им и чествовати их лобызанием и почитательным поклонением, не истапным по вере нашей, богопоклонением, еже подобает единому божескому естеству, но почитанием по тому образу, якоже изображению честнаго и животворящаго креста и святому евангелию и прочим святыням фимиамом и поставлением свещей честь воздается, яковый и у древних благочестивый обычай был. Ибо честь воздаваемая образу преходит к первообразному, и поклоняющийся иконе поклоняется сиществу изображеннаго на ней. Тако бы утверждается учение святых отец наших, то есть предание кафолической (апостольской) церкви, от конец до конец земли приявшия евангелие» (опред. 7 Всел. Соб.). – Достаточно и приведенных из Св. Предания примеров, чтобы видеть, как Св. Писание и Св. Предание взаимно пополняют и уясняют одно другое; посему-то апостолы повелевали верующим хранить в совокупности Св. Писание и Cв. Предание как один неразрывный полный и неповрежденный источник христианской веры.

И наша православная русская церковь, приняв христианство из места колыбели его, в то же время приняла оттуда и два источника христианского вероучения: Св. Писание и Св. Предание, и как они преданы ей преемственной от апостолов церковью, так она и хранит их доселе. Так что когда появляется в православной церкви какой-либо еретик, или сектант, то она обличает его, по примеру апостолов и их преемников, учением Св. Писания и Св. Предания неразрывно.

И еретики-сектанты знают это; знают они всю силу обличения их заблуждений Св. Преданием и потому извращение благовестия Христова начинают прежде всего с отвержения апостольского устного предания, а потом уже в угоду своим прихотям и вымыслам извращают смысл и Св. Писания. Таковы, например, молокане, штундисты, баптисты, адвентисты и др… Вопреки апостольскому повелению: «братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом, или посланием нашим» (2Солун. 2:15), – все эти сектанты отвергли словесное или устное апостольское предание и тем сократили апостольское благовестие, забыв, что «слышанное от апостолов слово есть слово Божие, а не человеческое» (1Солун. 2:13), и что отвергающийся апостолов тем самым отвергается Христа и пославшего Его Отца (Лук. 10:16). Посему мы и видим, что названные сектанты не имеют многих из содержимых православной апостольской церковью и хранящихся в апостольском Св. Предании догматов и правил благочестия.

Но не в том только погрешили молокане, штундисты, баптисты, адвентисты, «евангелисты» и друг. сектанты, что отвергли Св. Предание; вслед за сим они извратили и смысл Св. Писания. Известно, что истины, изложенные в Св. Писании, иногда передаются не прямо и не вполне понятно для нас. – По свидетельству ап. Петра, в посланиях ап. Павла есть «нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные к собственной погибели превращают, как и прочия писания» (2Пет. 3:16). Извращение писаний в данном случае произошло вследствие того, что читатели посланий ап. Павла пытались истолковать их своим умом. А если предоставить одному уму объяснение Св. Писания, то получится столько разнообразных толкований, сколько есть отдельных человеческих умов. Да и ум одного изменяется: что сегодня признает, то потом уже отвергает. Поэтому-то ап. Петр и дает заповедь: «никакого пророчества в Св. Писании нельзя разрешить самому собою» (2Пет. 1:20). Но чем же руководятся молокане, штундисты, баптисты, адвентисты, «евангелисты» и прочие сектанты при изъяснении Св. Писания, как не одним только собственным разумом?! И не от «прекословий ли их лжеименного знания» происходят у них, да и у всех отвергших устное апостольское Предание, взаимные противоречия? Впрочем, не удивительно, – потому что каждый из них говорит лишь как ему кажется и свое произвольное личное истолкование Писания выдает за истину Божию; так что у сектантов не человек судится Словом Божиим, а Слово Божие является на суд человека!.. Между тем истинное понимание Св. Писания сохранилось в том «научении» (2Тим. 3:14), которое апостолы передали в устном слове своим ученикам, а сии своим преемникам и т. д., и которое впоследствии было записано и стало известно под именем письменного Св. Предания. К нему-то и должно обращаться каждому читающему и желающему разуметь записанное апостолами слово Божие.

Бессильными оказываются сектанты дать ответ вопрошающим их и об источниках их упования. Правда, они указывают на книги Св. Писания. Но откуда они знают, что книги, именуемые Св. Писанием, действительно написаны пророками и апостолами, что сии писатели написали именно столько книг, сколько хранится их в Библии и что, наконец, писали их по внушению Св. Духа? Ведь были и подложные апостольские писания (2Сол. 2:2) и притом «повреждающия Слово Божие» (2Кор. 2:17)! Само Св. Писание не дает нам ответа на эти вопросы. А между тем эти вопросы настолько важны, что за последнее время многие сектанты, в бессилии оправдать свои заблуждения Св. Писанием, стали подозревать многие книги Св. Ппсания в подлинности, неповрежденности и особенно богодухновенности! И если эти заблудшие наши братия не обратятся во-время к Св. Преданию, в котором мы находим несомненные свидетельства о том, кто были писатели свящ. книг, как они написали их и сколько, – то, по естественному ходу человеческой мысли, они скоро придут, как уже и пришли некоторые из «обезумевших мудрецов мира сего» к отвержению всего Св. Писания и замене его «философиею по стихиям мира», вымыслом или преданием собственно человеческим (Колос. 2: 8).

Таковы-то плоды отвержения заблудшими христианами сектантами устного слова апостольского. Посему, братия, твердо стойте и держите предания, которым вы научены или словом, или посланием св. апостолов, памятуя, что «ежели, чего не дай Бог, – отважимся отвергать неписанные в Св. Писании обычаи, как будто не великую важность имеющие, то неприметно повредим евангелию в самом главном, или паче от проповеди апостольской оставим пустое имя». И сами, удаляясь от «всякаго брата, поступающаго безчинно, а не по преданию» (2Сол. 3:6), вы в то же время заботьтесь и о том, чтобы и заблудшие наши братия возвратились на путь истины и исполнили завет апостола всем хрйстианам: «братия, стойте и держите предания» (2Сол. 2:15).

Аминь.


Источник: О слове Божием или об источниках христианского вероучения : (В обличение рус. сектантов) / И. Айвазов. - Москва : «Русская Печатня», 1910. - 20 с. (Книгоиздательство "Верность". Миссионерский отдел № 15).

Комментарии для сайта Cackle