Источник

Беседа на Евангелие четырнадцатой недели по Пятидесятнице2

Притча о браке царского сына (Для получения спасения недостаточно того, чтобы быть крещеными)

Какое Евангелие сегодняшнего дня?

Притча о званных на брак сына царского, в которой изображается отвержение Иудеев и призвание к христианской вере язычников, и вместе указывается, что для спасения должно не только принять веру христианскую, но и творить добрые дела (Мф. 22:2–14. Зач. 89).

...

«Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего и послал рабов своих звать званных на брачный пир; и не хотели придти. Опять послал других рабов, сказав: скажите званным: вот, я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и всё готово; приходите на брачный пир. Но они, пренебрегши то, пошли, кто на поле свое, а кто на торговлю свою; прочие же, схватив рабов его, оскорбили и убили их. Услышав о сем, царь разгневался, и, послав войска свои, истребил убийц оных и сжег город их. Тогда говорит он рабам своим: брачный пир готов, а званные не были достойны; итак пойдите на распутия и всех, кого найдете, зовите на брачный пир. И рабы те, вышедши на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых и добрых; и брачный пир наполнился возлежащими. Царь, вошедши посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду, и говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал. Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов; ибо много званных, а мало избранных».

...

В начале Евангелия в притче говорится, что Царство Небесное подобно царю, который сделал брачный пир для сына своего.

Что называется здесь Царством Небесным? Кто такой царь, который сделал брачный пир для сына своего? Кто такой сын, и что разумеется под брачным пиром для него?

"Царством Небесным», как мы объясняли прежде, называется здесь христианская Церковь на земле и райское блаженство на Небе. «Царь» – это Бог Отец, царь всего мира. «Сын царский» – это Господь Иисус Христос, Спаситель человеков, Сын Божий. «Брак для сына» – это учреждение Церкви Христовой в мире. Вообще – это воплощение Сына Божия для спасения людей, т. е. теснейшее соединение в Нем естества Божеского и человеческого; в частности – это духовный союз Христа с Церковью, т. е. со всеми истинно верующими и со всякою xристианскою душою.

Далее в притче говорится, что царь «послал рабов своих звать званных на брачный пир; и не хотели пpидти. Опять послал других рабов, сказав: скажите званным: вот, я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и все готово; приходите на брачный пир. Но они, пренебреши то, пошли, кто на поле свое, а кто на торговлю свою; прочие же, схватив рабов его, оскорбили и убили их. Услышав о сем, царь разгневался, и, послав войска свои, истребил убийц оных и сжег город их».

Кто такие рабы, которых два раза, одних после других, посылал царь звать на пир? Кто эти званные, которые отказались от пира под разными предлогами: кто пошел на поле свое, кто на торговлю свою, а некоторые даже оскорбили и убили звавших их рабов? Когда действительно последовало наказание отказавшихся от пира – истребление убийц, звавших рабов и сожжение города их?

"Званные на брак» – это Иудеи, которых преимущественно пред другими народами на земле Господь приготовлял к принятию веры Христа Спасителя. Первые звавшие Иудеев «рабы» – это ветхозаветные проповедники, пророки. Вторые – это посланники Божии уже при появлении на земле Спасителя, новозаветные проповедники, каковы св. Иоанн Предтеча Христов и св. апостолы. Первые рабы звали просто, вторые звали, говоря от лица царева: «обед мой я приготовил, тельцы мои и что откормлено, заколото...» Здесь в зове вторых рабов как новозаветных проповедников под «заколотыми тельцами» разумеется пречистое тело и кровь закланного за грехи мира на Кресте Агнца Божия – Иисуса Христа. «Отказавшиеся от брачного пира» – это Иудеи, которые не уверовали во Христа Спасителя. Не уверовали одни под тем предлогом, что «ушли на поле свое, на торговлю свою», т. е. потому что были очень привязаны к земному и думали видеть в Мессии земного, а не духовного царя. Иные же из званных «оскорбили и убили звавших их на пир» – это Иудеи же, воздвигшие гонение на проповедников Христовых и одних из сих, как например, апостолов Петра, Иоанна и Павла, заключали в узы, в темницу, секли, а других умертвили, например, архидиакона Стефана, Иакова брата Господня и др. Чрез 36 лет после Вознесения Господня последовало наказание Иудеев, отвергших Господа Спасителя: Иерусалим и храм в нем были сожжены; жители одни были избиты мечем, другие – изморены голодом, третьи – рассеяны по всей земле. Об этом наказании Евреев мы говорили в прошлое воскресенье.

Далее в Евангелие говорится, что когда званные на пир отказались, тогда царь говорит рабам своим: «брачный пир готов, а званые не были достойны; итак пойдите на распутия и всех, кого найдете, зовите на брачный пир. И рабы те, вышедши на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых и добрых; и брачный пир наполнился возлежащими».

Кто такие, которых вместо отказавшихся, царь приказал созвать на пир? Что значит, что эти собранные были взяты на распутиях? И что, между ними, были и добрые и злые?

"Собранные на пир вместо отказавшихся» – это язычники, которые привлечены были к христианству новозаветными проповедниками вместо отказавшихся от принятия христианства Иудеев. Язычники представляются ходящими «на распутиях» в том смысле, что они жили не по закону, данному Богом, а по своему ложному учению и закону, ими самими придуманному. Между язычниками одни оказались «добрыми», другие – «злыми». Это значит, что одни из них стараются жить честно, внимая голосу разума и совести, которые обыкновенно одобряют добро и осуждают зло, а другие ведут жизнь совершенно беспорядочную. Первые из них в притче названы добрыми, а вторые – злыми.

В конце притчи говорится, что царь, вошедши посмотреть возлежащих на пиру, «увидел там человека, одетого не в брачную одежду, и говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал. Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов; ибо мною званных, и мало избранных».

Что значит все это?

На царский пир нужно было явиться не иначе, как в «брачной», т. е. праздничной, лучшей одежде, которую, как было в обычае у Евреев, давал бедным сам царь, приглашавший на пир. Один же из пирующих оказался в простой, будничной одежде, не позаботился о получении брачной одежды, за что и был наказан тем, что удалили его с пира и по тогдашнему Иудейскому обычаю (о котором мы уже говорили вам, братие) связали и заперли в особую темную и холодную комнату. Это значит то, что те, которые примут христианскую веру, должны заботиться хранить одежду чистоты, полученную ими при Св. Крещении, т. е. душу свою, очищенную и освященную в Таинстве Крещения, стараться не осквернять грехами. Одним словом, с верою соединять добрые дела. Иначе, и имея веру и приняв крещение, будут изгнаны в ад на мучения.

В самых последних словах Евангелия «много званых, а мало избранных» кратко указывается значение притчи, т. е. многие из Иудеев были призываемы к христианству, но не многие приняли оное. Еще также, что многие из других народов принимают христианскую веру, но не многие из них будут избраны, т. е. войдут для блаженства в Царство Небесное, потому что, как показано в самой притче, для сего недостаточно быть христианином только по имени, а должно быть и по жизни и делам.

Чему особенно поучает сегодняшнее евангельское чтение?

Оно поучает тому, что для получения вечного спасения недостаточно быть крещеным и называться христианином, а должно вести жизнь истинно-христианскую – по Евангелию Христову.

Если мы, братие, после сих слов обратимся к себе, то увидим, как больше мы похожи на того недостойного гостя ныне читанной из Евангелия притчи, который пришел на пир не так как другие достойные и за то был жестоко наказан, т. е. как большая часть из нас суть православные христиане только по имени, а не по делам и жизни. Нельзя не сознаться, хотя и к стыду своему, что хуже всех исполняет свои религиозные обязанности большая часть нас, православных христиан. Между нами есть немало людей и неверующих и мало верующих, каковых почти совсем нет и между Евреями, Татарами и язычниками.

Возьмем то, как многие из нас исполняют свои нравственные обязанности.

Например, какова между нами любовь друг ко другу? Не сильнее ли всего в нас любовь к самим себе?

Как у нас сохраняются праздники и посты? Не хуже ли Евреев и Татар, которые свято хранят свои праздники и посты?

Как хранят себя у нас молодые люди, да и не одни молодые, холостые и девицы, но и самые супруги? Стыдно об этом и подумать, не то что сказать!

А пьянство, сквернословие как сильны у нас!

У нас всё можно! Всё – или не грех, или, если и грех, то говорится: «Бог милостив, Он всё простит!»

Недостойный гость притчи был жестоко наказан. Он был прогнан с пира и, связанный по рукам и но ногам, заключен в темную холодную комнату. Не рай и блаженство в нем, а ад и мучения в нем ожидают и тех из нас, которые крещены и называются «христианами» и «христианами православными», но живут не по-христиански, а еще хуже не только неправославных христиан, но и Евреев, Татар и язычников. Так что сии Евреи, Татары и язычники меньше будут отвечать перед Богом и не так строго будут наказаны, как такие из нас.

* * *

2

В нед. приходится иногда Неделя пред Воздвижением, а в 15-ю – Неделя от Воздвижения. См. ниже, в конце книги.


Источник: Беседы пастыря на воскресные литургийные евангельские чтения : Объясн. сих чтений с прил. вытекающих из них нравств. поучений / Сост. свящ. И. Бухарев. - 2-е изд. - Владимир : тип. П.Ф. Новгородского, 1887. - 212 с.

Комментарии для сайта Cackle