Источник

Беседа на Евангелие шестнадцатой недели по Пятидесятнице

Притча о талантах (Какие таланты у нас от Бога, и как мы их употребляли)

Какое Евангелие читалось сегодня?

Притча о человеке, разделившем таланты между своими рабами, в которой Господь показывает, как Он будете судить людей при втором пришествии Своем, и поучает, что те, которые жизнь и деятельность свою употребляли во славу Божию, на пользу ближних и свою – те получат соответственную их усердию награду, а нерадивые будут наказаны (Мф. 25:14–30. Зач 105).

...

«Некоторый человек, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое: и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился. Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов; точно так же и получивший два таланта приобрел другие два; получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего. По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета. И, подошед, получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них. Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен; над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего. Подошел также и получивший два таланта и сказал: господин! два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них. Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего. Подошел и получивший один талант и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал, и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое. Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал; посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, пришед, получил бы мое с прибылью; итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет; а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. Сказав cие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!»

...

В начале Евангелия в притче говорится, что некоторый человек, «отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое: и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился».

Кто такой «человек, который, отправляясь в чужую страну, поручил рабам своим имение свое»: кому – больше, кому – меньше, например, кому 1, кому 2, кому 5 талантов – «каждому по его силе»?

«Человек, поручающий рабам имение свое» – это Бог, Который дает каждому человеку различные дары Свои, как-то: душевные способности (например, ум, духовный дарования, силы вести благочестивую жизнь) и внешние блага (например, богатство, телесные силы, разные общественные должности). «Отправление человека в чужую сторону» – это означает отшествие Иисуса Христа с земли на Небо по совершении спасения людей на земле и пребывание там до 2-го пришествия на землю для всеобщего суда, также – и время жизни нашей до потребования от нас отчета. «Талант» – это сумма, равняющаяся нашим более 2000 руб. Иному из рабов дал 1 талант, другому – 2, третьему – 5, «каждому по силе», т. е. Бог дает блага Свои человеку, зная по предведению, сколько кому нужно, сколько кто в силах употребить в пользу.

Далее в притче говорится, что «получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов; точно также и получивший два таланта приобрел другие два; получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего».

Что значит что, получившие 2 и 5 талантов употребили их в дело и приобрели еще по 2 и 5 талантов, а получивший 1 талант скрыл его в земле?

«Употреблять в дело», приобретать таланты на таланты подобно торгующим людям – это значит употреблять данные нам Богом дары в славу Божию и для пользы ближних и своей. Например, кто, имея здоровье, честным трудом пропитывает себя с семейством; имея богатство, помогает бедным; занимая известную должность, исправляет ее честно и полезно для общества – те все употребляют свои таланты в дело и приобретают таланты на таланты. «Скрыть талант в земле» – это значит по лености и нерадению оставлять без употребления данные нам Богом дары или и употреблять оные, но употреблять недостойно человека и христианина. Например, кто имеет хорошие способности и по лености и нерадению не заботится о своем образовании; кто, имея богатство, употребляет оное только на свои прихоти и удовольствия – те скрывают свои таланты в земле. Иные часто ничего полезного не делают под тем предлогом, что не занимают видного места в обществе, мало имеют дарований и благ, как бы не могут ничего делать, на что между прочим указывается тем, что одному из рабов дал он только талант. Но этот предлог не основателен, потому что везде и всякому, даже и самому незначительному человеку, можно действовать во славу Божию для пользы ближних и своей, например, и нищие могут подавать милостыню, и бедные могут доставить пользу богатым своею молитвою о них.

Далее в Евангелие говорится, что возвратившийся «господин рабов»,/style> получивших таланты, «требует у них отчета. И, подошед, "получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них. Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многими тебя поставлю; войди в радость господина твоего. Подошел также и получивший два таланта и сказал: господин! два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них. Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многими тебя поставлю; войди в радость господина твоего. Подошел и получивший один талант и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал, и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое. Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал; посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, пришед, получил бы мое с прибылью; итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, ибо всякому имеющему дастся и npиyмножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет, а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов».

Что означает возвращение господина и требование им отчета у рабов и как понимать слова, которые он говорил двум верным и одному неверному рабам своим?

"Возвращение господина» – это второе пришествие Христово для всеобщего суда над родом человеческим. «Отчет» – это суд. В словах же господина рабам говорится о награде за доброе употребление и наказание за злоупотребление вручаемых нам от Бога даров. «В малом ты был верен, над многим тебя поставлю». Эти слова взяты с того, что для верного и исправного слуги в доме награда, когда хозяин доверяет его заведыванию и распоряжению большую часть хозяйства своего, чем какая была у него прежде, так что вместе с тем делаются подвластными ему низшие слуги.

«Войди в радость господина твоего», т. е. в радость о том, что имение его хорошо употреблено верными рабами. Это указание на блаженство праведных со Христом в Его Небесном Царстве. «Я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал, и, убоясь, пошел и скрыл талант твой в земле». Такие слова говорил в свое оправдание неисправный раб. «Бог очень требователен и жесток», – говорят иные из грешников в извинение своей худой жизни. Но сими же словами самих грешников Бог осуждает их. Если ты знал, т. е. если ты думал, что Я действительно таков: жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал, то хотя не из любви ко Мне, а из страха не следовало ли тебе отдать серебро мое торгующим, и я, пришед, получил бы мое с прибылью? Т. е. следовало бы тебе не скрывать Моих даров, а приумножать их – не грешить, а делать больше добра. «Отдать торгующим», >т. е., если самому, своею собственною деятельностью лень было приyмножить данное серебро, то, по крайней мере, отдал бы оное за известные проценты торгующим, и капитал все-таки умножился бы. Это значит – никто и ничем не может оправдаться в том, что не мог ничего сделать во славу Божию и для пользы ближнего и своей. Кто слаб силами – тот более молись и Бог даст помощь; неведущий – учись у разумного и опытного; подчиненный – повинуйся власти; бедный – служи другим. «Всякому имеющему дастся и npиумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет,» т. е. кто заботится о добром употреблении даров Божьих, у того более и более умножаются самые дары, например: кто учится усердно – тот более и более развивает и усовершает свои способности и приобретает познания, а кто ленится – тот притупляет способности, забывает и то, что узнал было. Кто из богатых усердно помогает бедным – у того богатство не оскудевает, а умножается; а скупые в отношении к бедным, тратя богатство на собственные прихоти и удовольствия, обедневают. Кто воздержен – тот здоров и живет долго; кто не воздержен – тот болеет и рано умирает.

Что значат последние слова Евангелия: «кто имеет уши слышать, да слышит!»?

Т. е. все, что сказано, заслуживает особенного внимания и никогда не должно быть опускаемо из виду. Иисус Христос такие слова говорил нередко, именно для возбуждения особенного внимания к какому-либо особенному Своему учению.

Какое особенное поучение нам, братие, можно вывести из сегодняшнего Евангелия?

То, что данные нам от Бога те и другие таланты или дары мы не должны оставлять втуне, а употреблять их в дело, тем самым всю свою жизнь и деятельность мы должны стараться употреблять для славы Божьей и для пользы ближних и своей собственной, и за то будет нам на небе награда. В противном случае мы там будем наказаны.

Посему, братие, кто из нас, имея хороший ум и силы, мог бы служить с пользою обществу, но по лености или другим каким очень неуважительным причинам не служит или скоро оставляет службу – тот зарывает свой талант в землю и за гробом будет он не награжден, как добрый и усердный раб в притче, а наказан, как небрежный и ленивый раб той же притчи. Равным образом также будет поступлено и с теми из нас, которые, имея богатство, могли бы употребить его на пользу других, употребив его, например, на ремесленные и промышленные дела и на помощь бедным и нуждающимся, но сего не делают, а хранят его в своих кладовых или тратят только на свои прихоти и удовольствия – они зарывают данный им талант в землю. Также будут наказаны и те из нас, которые, занимая те или другие, особенно высшие, должности, где могли бы служить полезно и благодетельно для других, не делают сего, а занимаются только своими интересами да наградами или, что еще хуже, делают вред другим, например, похищают доверенные им капиталы – они зарывают в землю данные им таланты. Также зарывают в землю свои таланты, т. е. силы, нищие лентяи и тунеядцы.

Убоимтесь все мы, братие, несчастной загробной участи тех, которые зарывают в землю свои таланты, а постараемтесь быть подражателями добрых и верных рабов, не зарывающих в землю, а своим усердием и трудами умножающих данные им таланты, т. е. будемте жить и вести себя во всем для славы Божьей, для пользы ближнего и для своего собственного душевного спасения.


Источник: Беседы пастыря на воскресные литургийные евангельские чтения : Объясн. сих чтений с прил. вытекающих из них нравств. поучений / Сост. свящ. И. Бухарев. - 2-е изд. - Владимир : тип. П.Ф. Новгородского, 1887. - 212 с.

Комментарии для сайта Cackle