Источник

Беседа на Евангелие семнадцатой недели по Пятидесятнице

Исцеление дочери жены Хананейской (Как нам поступать, если Бог не исполняет наших прошений)

Какое Евангелие слышали вы, братие, сегодня?

О чуде исцеления Иисусом Христом бесноватой дочери Хананеянки (Мф. 15:21–28. Зач. 62).

...

"Иисус пришел в страны Тирские и Сидонские. И вот, женщина Хананеянка, вышедши из тех мест, кричала Ему: помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется. Но Он не отвечал ей ни слова. И ученики Его, приступивши, просили Его: отпусти ее, потому что кричит за нами. Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева. А она, подошедши, кланялась Ему и говорила: Господи! помоги мне. Он же сказал в ответ: нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам. Она сказала: так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их. Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь её в тот час».

...

В Евангелие говорится, что однажды, когда Иисус Христос пришел в страну, где были города Тир и Сидон, и там женщина Хананеянка просила Его об исцелении своей бесноватой дочери, то Иисус Христос сначала не отвечал ей ни слова на её просьбу.

Кто такая была эта Хананеянка и почему Иисус Христос, всегда такой внимательный и милостивый ко всем, сначала совершенно не внимал просьбе сей Хананеянки об исцелении её дочери?

"Хананеянка» – это то же, что финикиянка. Хананеи, или финикияне, были язычники, жившие в соседстве с Иудеями. Тир и Сидон были главными городами в земле Финикиян, или Хананеян. Хананеянка эта, как видно, не только знала веру Иудеев в пришествие Мессии Христа Спасителя, но вместе со многими Иудеями и веровала, что явившийся чудотворец Иисус – есть именно этот Mecсия. Она и называет Его Сыном царя еврейского Давида, из рода которого Бог обещал происхождение Христа Спасителя.

Господь долго не исполнял просьбы Хананеянки для того, чтобы испытать и обнаружить пред другими веру её и с верою – терпение и смирение.

Далее в Евангелие говорится, что когда апостолы стали просить Иисуса Христа за Хананеянку, то он сказал им: «Я послан только к погибшим овцам дома Израилева», а затем, когда Хананеянка, несмотря на видимое как бы невнимание к ней Иисуса Христа, все-таки не переставала просить Его, то Он сказал: «нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам» и, наконец, когда Хананеянка возразила на эти слова Христа: «так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их», то тогда только Иисус Христос, сказав: «о, женщина! велика твоя вера; да будет тебе по желанию твоему», исцелил её больную дочь.

Как понимать все эти действия и слова как Иисуса Христа, так и женщины Хананеянки?

Слова «Я послан только к погибшим овцам дома Израилева» значат, что прежде Он пришел к Иудеям, так как им был обещан Mecсия. Иудеи были народом, избранным для приготовления к принятию Мессии, и среди них действительно Он явился, хотя пришел Он для спасения всех человеков. И после coшествия Св. Духа на апостолов они отправились с проповедью о Христе по всей вселенной.

В словах «нехорошо взять хлеб у детей и дать псам" «детьми» называет Иисус Христос Иудеев, так как их из всех народов Бог избрал и как бы усыновил Себе. «Псами» – язычников, так как они, не имея Божия закона, вели жизнь нечистую, предавались порокам. Признавая себя чадами Божиими, Иудеи называли язычников таким именем подобно тому, как теперь в своем заблуждении нечестиво называют так христиан магометане. Под «хлебом» здесь разумеется евангельское учение и чудеса. Смысл всех этих слов такой: «Несправедливо оказать чудесную помощь язычнице, которая также мало стоит её, как пес хлеба, когда дети мои, Иудеи, еще голодны, т. е. нуждаются в сей Моей помощи».

Глубоко верующую и смиренную Хананеянку не оскорбили слова Иисуса Христа: «нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам». Она отвечала Иисусу Христу: «Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их», т. е. она как бы так говорила: «Так, Господи! Я – язычница, по жизни своей подобна нечистому псу, но и я все-таки Твое творение и нахожусь под Твоим промыслом. Отдай лучшую пищу детям, т. е. пусть Иудеи пользуются великими благодеяниями Твоими, но позволь и мне хотя мало воспользоваться ими, все равно, как собаки пользуются крохами – остатками от стола, т. е. исцели и дочь мою».

Какое особенное поучение нам, братие, можно вывести из сегодняшнего Евангелия?

Рассказ о чуде исцеления Иисусом Христом дочери жены Хананейской особенно поучает нас, братие, усиленной и неотступной молитве. Только после такой молитвы Господь исцелил больную дочь жены Хананейской. Иисус Христос во время земной Своей жизни не раз и учил такой молитве, учил и прямо, учил и притчею. Вот слова прямого Его учения о такой молитве из Евангелия. «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят. Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его просит у него хлеба, подал бы ему камень? и когда попросит рыбы, подал бы ему змею? И... если вы, будучи злы, умеете даяния благия давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него» (Мф. 7:7–11). А вот и притча Христова относительно усиленной и неотступной молитвы.

некотором городе был судья, который Бога не боялся и людей не стыдился. В том же городе была некоторая вдова, и она, приходя к судье, говорила: защити меня от соперника моего. Но он долгое время не хотел. А после сказал сам в себе: хотя я и Бога не боюсь и людей не стыжусь, но, как сия вдова не дает мне покоя, защищу ее, чтобы она не приходила больше докучать мне». Сказав притчу, Господь прибавил: «слышите, что говорит судья неправедный? Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их? сказываю вам, что подаст им защиту вскоре» (Лк. 18:2–8).

Да и в самом деле, возможно ли для любящего нас сердца Божия не внимать нашим нуждам, не слышать наших молитв в этих нуждах и не избавлять нас от этих нужд? Апостол Иоанн говорит, что «Бог есть одна любовь» (1Ин. 4:16). Он и сотворил нас по сей любви для того, чтобы блаженствовать не Ему одному, а чтобы и мы, Его творения, разделяли с Ним Его блаженство. Он, например, в молитве Господней, где мы просим Его о разных благах для себя, повелел нам называть Себя не иначе как Отцом: «Отче наш» (Мф. 6:9). Устами одного из пророков Он так говорит преимущественно своим верующим и чтущим Его: «Свойственно ли матери забывать своих детей? Но если бы и она забыла, то Я никак никогда не забуду вас» (Ис. 49:15).

Посему, конечно, братие, во всех своих нуждах к кому нам больше всего и обращаться, как не к Господу – своему Творцу и Промыслителю? И мы, обыкновенно, обращаемся, мы вздыхаем к Нему, мы молимся Ему, просим Его.

Но бывает иногда, нам долго приходится быть в нужде, долго молиться и просить Бога, а Он как будто и не видит нашей нужды, не слышит нашей молитвы и не желает избавить нас от сей нужды подобно тому, как все это делал сначала Иисус Христос по отношению к жене Хананейской. Пусть так, а мы все-таки не должны прекращать своей молитвы, все-таки должны продолжать просить Его, как и делала жена Хананейская. Она не скоро, но все-таки получила просимое исцеление своей дочери. Также, мы знаем, долго с молодых лет до самой старости Авраам и Сарра, Иоаким и Анна, 3axapиa и Елисавета просили себе у Бога детей и Бог не давал им детей. Но они все-таки не переставали просить. И что же? Хотя в старости, но получили. Да и Сам Иисус Христос притчей о неправедном судье замечает, что Бог исполняет нашу усердную молитву, хотя, бывает, иногда и медлит исполнять.

Но впрочем, нельзя не сказать, что иногда Бог и не исполняет наших молитв и прошений, и долговременных и усердных. Это бывает по разным ведомым Ему причинам. Посему молясь о своих нуждах, и молясь усердно и долговременно, мы должны в то же время думать, чувствовать и говорить словами молитвы Господней: «Да будет, впрочем, воля не моя, но Твоя, Господи, и надо мною на земле, как она постоянно есть над Ангелами на Небе», и терпеть нужду, если Господу Богу будете угодно не исполнить нашей молитвы о нужде и оставить нас в этой нужде.


Источник: Беседы пастыря на воскресные литургийные евангельские чтения : Объясн. сих чтений с прил. вытекающих из них нравств. поучений / Сост. свящ. И. Бухарев. - 2-е изд. - Владимир : тип. П.Ф. Новгородского, 1887. - 212 с.

Комментарии для сайта Cackle