епископ Михаил (Лузин)

Глава 4

Учение о Царстве Небесном в притчах: о сеятеле (1–9); причина приточного способа учения и объяснение притчи о сеятеле (10–20); приточные изречения о светильнике (21–23) и о мере (24–25); притчи о семени (26–29) и о зерне горчичном и др. (30–34). Укрощение бури на море (35–41).

Мк.4:1–2. «Опять»: см. Мк.3:7, 13, 20; пошел из Капернаума к морю, потом был на горе, потом в доме и теперь опять учил при море. – «Вошел в лодку, и сидел на море»: для удобства, чтобы не теснили Его и чтобы способнее было Ему учить, а им слушать (Мк.3и прим.). – «В учении Своем говорил», т. е. между прочим. Учил их Господь притчами много; из этих многих притчей ев. Марк избирает только три, тогда как ев. Матфей сообщает семь (Мф.13 гл.), – в обоих случаях священные числа. В общем составе притчей у ев. Матфея Царство Божие представляется более во временном его развитии, здесь же более в пространственном: первая притча (о сеятеле) представляет чрезвычайную трудность насаждения и устроения этого царства как в отдельных лицах, так и в целых обществах; вторая (о семени, находящаяся только у ев. Марка) – его твердое, необходимое, как законы природы, раскрытие в частных лицах и обществах; третья (о зерне горчичном) – его чудесное, славное и обширное распространение.

Мк.4:3–9. Изъяснение частных понятий в притче о сеятеле см. в прим. к Мф.13:3–9.

Мк.4:10–12. См. прим. к Мф.13:10–17. – «Окружающие Его» и пр.: У ев. Матфея говорится просто – «ученики»; ев. Марк показывает, что это были не только ученики из 12, но и другие с ними. Вероятно, это были ближайшие к Господу из последователей Его, сверх 12, более внимательные к учению Его и более понимавшие это учение; может быть, это были те, из которых Он избрал после, сверх 12, еще 70, хотя это избрание или отделение от прочих многочисленных последователей Его теперь еще не совершилось. – «О притче»: о смысле притчи, только что сказанной, которого они не понимали (ст. 13). Из ответа Господа (ст. 11–12), по сравнению с более определительными словами у ев. Матфея (Мф.13:10), видно, что спрашивали Господа не о смысле только произнесенной притчи, но и вообще – почему Он излагает перед народом учение свое в притчах.

«А тем внешним» и пр.: позднее, в апостольских писаниях, под именем внешних разумеются нехристиане (1Кор.5:12; Кол.4:5; 1Сол.4:12; 1Тим.3:7); у евреев (по Талмуду) внешними назывались неиудеи, а также неученые, не посвященные в тайны знания, простой невежественный народ. Здесь, по противоположности со словом «вам», это выражение означает тех, которые стоят вне небольшого круга ближайших учеников Христовых, т. е. весь простой народ, не посвященный в тайны Царства Божия. – «Все бывает в притчах» (у ев. Матфея: «им не дано», т. е. знать тайны Царства Божия): они не способны еще понимать учение о тайнах Царства Божия в его чистом, более возвышенном и духовном виде, без покрова доступного им внешнего образа; им «все» учение о сем предлагается и предлагаться должно еще в притчах. – «Так, что они» и пр.: см. прим. к Мф.13:13–15. У ев. Марка выражено короче, нагляднее и сильнее, чем у ев. Матфея, но то же самое.

Мк.4:13. «Не понимаете этой притчи? Как же» и пр.? Эта притча о сеятеле и семени служит как бы основой следующих притчей о Царстве Божием и по времени произнесения, как первая в ряду сих притчей, и по важности ее, и притом по-видимому она проще и яснее других. Если ученики и ее не понимали, то еще труднее было им понять следующие за ней; разъяснением же ее давался им ключ к верному открытию смысла и следующих притчей. Это, впрочем, не слова укоризны ученикам за непонимание речи Христовой, а оборот речи, имеющий целью обратить их внимание особенное на важность как этой притчи, так и последующих. Им, будущим проповедникам Евангелия и учителям вселенной, надобно яснее понимать тайны Царствия Божия и в притчах и без притчей. Если же теперь они не разумеют смысла этой притчи, основной по содержанию и более простой по изложению, как же они поймут смысл всех притчей, между которыми могут быть (и есть) более трудные для разумения? Итак, надобно им стараться вникать в смысл притчей.

Мк.4:21–23. «И сказал им»: по сказанию ев. Матфея следующие изречения были сказаны Господом при других случаях (Мф.5:15, 10:26) В пояснение сего и других подобных изречений заметим раз навсегда, что 1) евангелисты не следуют строго хронологическому порядку в своих повествованиях в отношении частных событии изречений Господа, и что 2) Господь, вероятно, повторял при разных случаях некоторые из своих изречений для того, чтобы сильнее запечатлеть их в памяти своих учеников и слушателей, причем эти изречения получали сами тот или другой оттенок в смысле и, может быть, повторялись не буквально. Так и здесь. – «Для того ли приносится свеча» и пр.? (см. прим. к Мф.5:15). По связи речи этим приточным выражением указывается цель, ради которой Спаситель излагает свое учение о тайнах Царства Божия в притчах – раскрывать эти тайны, чтобы свет их истины просвещал ум неведущих. – «Под сосуд»: с подлинника – мера, которой измеряются семена. – «Под кровать», или, как можно понимать, под стол; вообще же смысл – что свечу ставят не внизу чего либо, что закрывало бы свет ее, а наверху, чтобы свет от нее беспрепятственно распространялся в комнате.

«Нет ничего тайного» и пр. (см. прим. к Мф.10:26): тайна сообщаемая не имеет назначения оставаться тайной навсегда, вечно; она со временем должна открыться, и если когда сообщается как тайна, то лишь до времени по известным обстоятельствам или потребностям, с изменением или прекращением которых ей нет более причин оставаться тайной, и она может и должна открыться. Смысл обоих стихов, если разоблачить их от образного выражения, в связи речи таков: проповедь Моя о тайнах Царствия Божия в притчах назначена не для того, чтобы закрыть истину, но чтобы открыть ее, чтобы она светила всем подобно свече. И вы не думайте, что то, что Я открываю теперь вам наедине, тайно, так и должно оставаться тайной для мира. Нет, Я открываю вам истину, вношу в мир свет, – вы должны принять и понять эту истину и раскрывать ее миру, распространять по всей вселенной свет веры и ведения. Теперь говорю в притчах народу потому, что он еще не способен без покрова принять и понять принесенные и возвещаемые Мной истины; со временем, когда он будет способнее к сему, вы раскроете ему прямо, без покрова эти истины, эти тайны Царства Божия.

Мк.4:24–25. См. прим. к Мф.7:2, 13:12, 25и прим. к предшеств. ст. – «Замечайте, что слышите»: будьте особенно внимательны к Моим словам, чтобы выразуметь их смысл, важный в учении о Царстве Божием (см. прим. к Мф.6:1).– «Какою мерой мерите» и пр. По связи речи смысл изречения такой: по той мере, как вы будете внимательны к Моим словам, и, уразумев смысл их, окажете ревность к распространению истины, по той мере будет приумножаться ваше разумение и ваша ревность («в какой мере измеряете вашу внимательность, в такой мере прибавляться будет ваше ведение, то есть: насколько будет вашей внимательности, на столько же приложится вам ведение, и даже не на столько, а более того». Евф. Зигаб.).– «Вам, слушающим»: внимательно слушающим и разумеющим. – «Ибо кто имеет» и пр.: причина, по которой внимательно слушающие преуспевают более и более в познании того, что слушают и в ревности к проповеданию познанного (см. прим. к Мф.13:12, 25:29).

Мк.4:26–29. «И сказал», т. е. народу, поучая его в притчах (ст. Мк.4:2) – «Царствие Божие» (см. прим. к Мф.3:2). – «Подобно тому» (ср. прим. к Мф.13:24), т. е. в церкви Христовой, или церковью Христовой, а равно и с каждой душою христианской, в которой раскрывается Царство Божие (по сказанному: «Царствие Божие внутри вас», Лк 17:21) бывает или происходит то же, что и пр. В притче этой указывается раскрытие Царства Божия как в целых обществах, так и в каждом верующем человеке, твердое неизменное, как законы природы, и постепенное до окончательного совершения этого. – «Человек бросит семя в землю»: по связи речи, проповедник посеет в обществе или в отдельном человеке семя слова Божия, или преподаст учение Христово людям, готовым веровать ему и принять его. В этом смысле под человеком – проповедником можно разуметь главным образом Господа Иисуса Христа, принесшего на землю учение небесное и посеявшего его в сердцах людей, – потом первых проповедников Его учения во вселенной, их преемников и – наконец каждого верующего, воспринявшего в сердце свое учение истины. (При определении частных понятий притчи припомним здесь, что не для всякой частной черты притчи надобно усиливаться приискивать значение, но что многие черты в притчах употребляются только для оживления и украшения речи и для более естественного изображения приточного события; см. прим. к Мф.13:3).

«И спит, и встает» и пр.: спит ночью, встает утром, т. е. живет как обыкновенно, не оказывая никакого особенного влияния на произрастание семени. Из сего впрочем не должно заключать, что люди не должны употреблять своих усилий для возращения сего семени, для развития и утверждения в душе веры и добродетели; нет, выражение означает только, что люди не знают и не понимают только и не могут определить того способа, как всходит и растет семя, как зачинается, возрастает и укрепляется вера и добродетель в сердце как отдельного человека, так и целых обществ. Заметно, что семя это растет, но как? Внутренний процесс произрастания остается необъяснимым. Семя вещественное дает росток, стебель, цвет, плод, – и простой наблюдатель видит это и знает; ученый наблюдатель знает и условия, и законы прозябания и оплодотворения, но – и только. Как растет – никто не знает. То же и с религией в душе человека и целых обществ. Можно замечать нравственное преобразованием чувствовать нужду молитвы, самоиспытания, чтения Писания, упражнения в разных видах добродетели и пр.: но как раскрывается в духе истина религии, не понимаем.

«Ибо земля сама собою производит» и пр.; т. е. без ведома человека, по данным ей от Бога законам, в то время, как человек занят другими своими делами. – Не от человека данной ей силой земля произращает семя, хотя со стороны человека и нужны: возделывание земли, удобрение, уход. Так и Царство Небесное или религия в душе человека и в сознании целых обществ раскрывается не силой самих людей, хотя при этом и требуется их собственная деятельность, равно как и содействие божественное, содействие благодати, как для произрастания семени требуется солнце, влага и пр. Только человек не понимает и не знает, как она растет, раскрывается, усовершенствуется. – «Сначала зелень» и пр.: постепенное возрастание семени до полной зрелости. Так и вера или вообще благочестие постепенно возрастает в душе человека и в жизни обществ: сначала она слаба, нежна, как первый росток прозябающего семени, может быть, немалое время остается скрытой в глубине сердца, как семя под землей. Она требует забот, попечений, ухода, влаги благодати и луча солнца-правды, защиты и охранения от холода мира, от жара страстей, от бури разных житейских попечений; тогда, развиваясь далее и более, она дает полное зерно в колосе, – плод веры – добродетели. («Сначала, когда бываем младенцами, еще не достигшими в меру возраста Христова, мы произращаем «зелень», показываем начаток добра; потом – «колос», когда бываем уже в состоянии противостать и искушениям, затем образуются в колосе и «полные зерна», – это тогда, когда кто приносит плод совершенства» Феофил.).

«Когда же созреет плод» и пр.: жатва – кончина мира, жатели – ангелы (ср. прим. к Мф.13:39, 24:31); когда плоды добродетелей в Царстве Божием вообще созреют, когда придет определенное время суда над миром, тогда избранные будут отделены от бесплодных, как жнец отделяет добрые колосья от дурных трав, и первые собирает в житницу, а последние уничтожает (ср. еще прим. к Мф.13:49–50). Так бывает иногда и в частности с человеком: когда плоды добродетели его созрели и он готов для Неба, он вземлется от среды живых, как срывается готовый плод.

Мк.4:30. «Чему уподобим» и пр.? Выражение как бы раздумья о том, как бы еще более уяснить народу приточно понятие о Царстве Божием, какое бы найти сравнение более удобопонятное, образ более простой и доступный для народного разумения.

Мк.4:31–32. Притча о зерне горчичном (см. Мф.13:31–32 и прим.).

Мк.4:33–34. «Многими притчами»: ср. прим. к ст. Мк.4:1. – «Слово»: учение о Царствии Божием. – «Сколько могли слышать», т. е. понимать проповедуемое им. Народ был как дитя, которому нужно было буква за буквой уяснять учение о спасении мира, чтобы он понял, сначала хотя немного, не самую тайну учения о Царствии Божием, которой не понимали еще ясно и ученики, а по крайней мере внешнюю-то форму учения, проникая хотя мало и в то, что под ней сокрыто (ср. Феофил.). – «Без притчи не говорил им»: в это время (ср. прим. к Мф.13:34) и о сем предмете. – «Ученикам наедине изъяснял все»: потому что ученики, обращаясь постоянно с Учителем, были уже способнее понимать тайны царствия, чем простой народ; им уже дано было знать тайны царствия (Мф.13:11). С другой стороны, ученики скоро должны были сами сделаться учителями вселенной, и их нужно было особенно приготовлять к этому особенному служению; и Господь приготовлял их к тому, объясняя им наедине более, чем что говорил народу, разоблачая из-под внешнего покрова притчи духовный смысл тайн Царствия Божия.

Мк.4:35–41. См. прим. к Мф.8:23–27. «Матфей повествовал об этом иначе, нежели как Марк; о чем тот сказал пространнее, то этот сократил, и наоборот, что первый изложил кратко, о том последний сказал пространнее» (Феофил.), так что евангельские сказания в сем случае (как и во многих других) взаимно восполняются, не будучи разноречивыми. – «Вечером»: более точное определение времени, чем в параллельных местах в ев. Матфея и Луки, т. е. что буря и укрощение ее случились при наступлении ночи или ночью. – «Переправимся на ту сторону», т. е. Геннисаретского озера. Они были в то время в окрестностях Капернаума, на западной стороне озера (ср. ст. Мк.4:1), следовательно, готовились переплыть на восточную, или точнее, юго-восточную сторону, о чем и свидетельствует дальнейшее повествование о событии в стране Гадаринской.

– Отпустив народ: вероятно, через преподание Божия благословения и наставлений. – «Как Он был в лодке», с которой поучал народ (ст. Мк.5:1). – «Взяли Его с собою»: выражение, употребленное для большей наглядности речи. – «С ним были и другие лодки», которые, без сомнения, принадлежали Его последователям. Народ, увлеченный Его учением, как видно, не хотел расставаться с Ним, и имевшие возможность последовать за Ним на лодках воспользовались этой возможностью, чтобы продолжать пользоваться близостью к великому Учителю, слушать Его увлекательное учение, видеть Его поразительные дела. – «Поднялась великая буря» и пр.: рыболовная лодка, на которой они плыли, была, конечно, невелика; ветер, вырываясь из горных ущелий, окружавших восточный берег озера, производил сильное волнение; был вечер или даже ночь, усиливающая страшливость; лодка захлебывалась водой, – вера учеников ослабела. – «Неужели Ты не заботишься» и пр.? Выражение страха и малодушия. – «Умолкни, перестань»: слово Всесильного, которому покоряются стихии мира.

«И сказал им» и пр.: по сказанию ев. Матфея Господь сказал это до укрощения бури; по сказанию Марка, – после; различие в сказаниях очевидно не важное, когда бы ни был произнесен упрек ученикам за маловерие их; для истинности повествования это равнозначительно. – «Убоялись страхом великим»: сильнее, чем выражение у ев. Матфея, – «удивлялись». Буря, ночь, опасность великая, страх за жизнь, и вдруг тишина и безопасность по одному слову Иисуса Христа; страх за жизнь сменился страхом пред этой чудотворной силой, так смиряющей стихии; к этому страху неизбежно присоединяется удивление к Чудотворцу, как к тому страху перед опасностью примыкает маловерие; в этом удивлении коренится уже вера в Чудотворца, как Господа неба и земли, как Мессии, хотя вера может быть еще несколько темная, особенно у народа, сопровождавшего Его; ученики, без сомнения, были уже более подготовлены к чистой вере в Него, которую они и выразили в подобном случае после.


Комментарии для сайта Cackle