праведный Иоанн Кронштадтский

Толкование на Евангелие от Матфея

 Глава 25Глава 26Глава 27 

Глава 26

«Гл. 26. Жена возливает драгоценное миро на главу возлежащего Иисуса. Чем же, между прочим, награждает ее Владыка мира и Творец веков? Он дарит ей на память Свое всемогущее слово, по которому везде, во всем мире до скончания века будут вспоминать о поступке ее. Замечательно, что с Господом все делалось по пророчествам: Сам Он нередко замечает, что надлежит... исполнить всякую правду [Мф. 3:15]; как же сбудутся Писания, что так должно быть? [ст. 54] и пр. И евангелисты еще чаще замечают: да сбудутся Писания, и пр. Из одного этого узнаю я в Сладчайшем Иисусе Сына Божия, Искупителя мира» [1, 132].

Мф.26:6. «Когда же Иисус был в Вифании, a доме Симона прокаженного,»

Мф.26:7. «приступила к Нему женщина с алавастровым сосудом мира драгоценного и возливала Ему возлежащему на голову.»

Мф.26:8. «Увидев это, ученики Его вознегодовали и говорили: к чему такая трата?»

Мф.26:9. «Ибо можно было бы продать это миро за большую цену и дать нищим.»

Мф.26:10. «Но Иисус, уразумев сие, сказал им: что смущаете женщину? она доброе дело сделала для Меня:»

Мф.26:11. «ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда имеете;»

Мф.26:12. «возлив миро сие на тело Мое, она приготовила Меня к погребению;»

Мф.26:13. «истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ее и о том, что она сделала.»

«Вот пример из евангельской истории. Однажды, когда Спаситель наш был в Вифании – в доме Симона прокаженного, к Нему подошла женщина со скляницей драгоценного мира, разбила сосуд и возливала Ему миро на голову, и помазала Ему ноги, которые и отерла волосами своими. Весь дом наполнился благоуханием от мира. Когда другие негодовали на трату драгоценного мира, Господь похвалил ее и сказал: доброе дело сделала она для Меня: возлиявши это миро на тело Мое, она приготовила Меня тем к погребению. Истинно говорю вам: где только будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ее и о том, что она сделала (См.: Мф. 26:6–13).

Это пророчество Спасителя, как видите, исполняется доселе во всем мире, везде, где есть Церкви Господни; каждый год в слух всей Церкви восхваляется ее похвальное усердие к Господу и будет восхваляться до скончания века. Так, возлюбленные, хорошо служить Господу от всего сердца, с великою любовию! О тебе сохранится память во все века до скончания мира! О тебе вечная память на небе; тебе вечная радость и слава на небе! Да еще и на земле тебе так бывает приятно, как не бывает приятно никому из людей, кои не служат Господу от всего сердца. Доказательством этому служат все святые – апостолы, пророки, святители, мученики, преподобные и праведные. Послужили они Господу от всего сердца на земле – и из века в век прославляются они на земле; вечная слава им и на небе» [9, 124].

Мф.26:23. «Он же сказал в ответ: опустивший со Мною руку в блюдо, этот предаст Меня;»

Мф.26:24. «впрочем Сын Человеческий идет, как писано о Нем, но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы этому человеку не родиться.»

Мф.26:25. «При сем и Иуда, предающий Его, сказал: не я ли, Равви? Иисус говорит ему: ты сказал.»

«Уне было бы, дабы не родился человек тот (Ср.: Мф. 26:24): и вот многие не рождаются. Отчего многие рождаются с неисправными членами, слепые, глухие и др.? – Да помилованы будут в вечности, да научат родителей смирению и преданности в волю Божию» [8, 145].

Мф.26:26. «И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое.»

Мф.26:27. «И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все,»

Мф.26:28. «ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов.»

«Вместо древа жизни – хлеб жизни; вместо плодов древа познания добра и зла – тот же животворящий хлеб жизни. Тогда сказано: не прикасайтесь, да не умрете [Быт. 3:3], ныне сказано: вкусите, и живи будете [Ср.: Ин. 6:51, 58]. Тогда поверили Ева и Адам обольстителю и умерли; ныне напротив мы веруем словам Господа жизни: сие есть Тело Мое, сия есть Кровь Моя [Мф. 26:26, 28; Мк. 14:22, 24] и оживотворяемся; чем пали, тем и восстали; пали неверием Богу, непослушанием, восстали послушанием веры. Там мы согласились с диаволом против Бога и соединились с ним – лжецом – на смерть себе; ныне мы всем сердцем соглашаемся с Самою Истиною – Богом Спасителем и истинствующим сердцем соединяемся с Ним на жизнь себе, на покой и радость. Оле страшнаго таинства! Оле благоутробия Божия! Како Божественных Тела и Крови брение причащаюся и нетленен сотворяюся [канон ко причащ., песнь 8]!» [5, т. 2, 507–508].

«Чьи это слова: Приимите, ядите: сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов, и пейте от нея вси: сия есть Кровь Моя Нового Завета, яже за вы и за многая изливаемая во оставление грехов (Мф. 26:26–28)? Не Творца ли всеблагого и всемогущего и Спасителя всещедрого всего человеческого рода, Агнца Божия, вземлющего грехи всего мира? Арий еретик низвел Творца в ряд тварей и не признал Его единосущным и совечным Отцу, Единым с Ним и Духом Святым Существом. Может ли тварь претворять существо вещей в совершенно другую природу, например – пшеничный хлеб в самое пречистое Тело Божие и красное виноградное вино в самую пречистую и животворящую Кровь Божию? Не Творец ли всемогущий может это творить и претворять? Арий с единомышленниками, коих были десятки тысяч, не признавали Иисуса Христа Творцом. Вот в чем великая беда была для православных и еретиков: они в случае доверия Арию лишились бы общения с Церковью и вечного спасения. Еретик Арий хотел уничтожить православную веру спасительную и ввести веру еретическую, погибельную. Поэтому православные архиереи, священнослужители и миряне православные крепко противостали Арию. Сам благочестивый император Константин равноапостольный собрал со всех концов православного мира святых епископов, пресвитеров и отчасти дьяконов, в числе которых был святой архидьякон Афанасий, потом поставленный в архиепископы Александрии в Египте. Они рассмотрели, взвесили и опровергли нечестивое учение Ария и его единомышленников и предали проклятью как богопротивное, и составили изложение православной веры, или Символ веры , на все времена до скончания века, по ясному и властному и премудрому учению Святого Духа Божия. И мы досель все согласно и единомысленно веруем в этот Символ веры и ни одной йоты не прибавляем к нему, чтобы не лишиться спасения за ложную прибавку, как католики, лютеране и англиканцы. Богу нашему, в Троице славимому, слава во веки веков! Аминь» [6, 14].

«Приимите, ядите... Пейте от нея вси (Мф. 26:26–27)... Все ли едят и пьют Плоть и Кровь Господа по заповеди Его? У нас в мире православном в иных местах в церкви хоть шаром покати – никого нет причастников; в университетах – нет причастников, не говоря уж о других вероисповеданиях христианских... Нам до себя. Что у нас-то творится!.. О Божественная наша вера! Божественное православие, паче солнца сияющее православие, завоеванное нам кровью апостольскою, иераршескою, мученическою, преподобническою и всеправедническою, приди к нам! О драгоценнейшая жемчужина! О сокровище, сокровенное на поле (в сердце и в церкви)! О обновление! О нетление! О свет! О соль Божественная! О солнце пресветлое! О самая жизнь вечная! О примирение, совершенное с Богом праведным людей грешных! О златая цепь с небом! О златая лествица на небо» [6, 68].

«Какая чудная, святая, пленяющая разум, сердце и волю – идея о Церкви Христовой вселенской, возглавленной Самим Основателем ее – Христом Богом! В Евангелии и в литургии, как в зеркале, отображается вся благость и правда Божия, вся любовь, вся премудрость Божия, все всемогущество Божие, все дивное домостроительство Божие о спасении рода человеческого, вся Божественная оценка падшего человечества, созданного в начале по образу Божию, все чудное общение Бога с человеками возрожденными, все обожение, на небеса возведение человеческой природы и спосаждение ее с Богом. Как дивно блаженно, с какими трудами физическими и духовными совершали святые свой путь житейский, приготовительный, и как они прославлены Богом при жизни и по смерти! Как возблагоухали духом и телом и явились живыми и по смерти! Вникните в эту идею о Церкви, в идею литургии, в эту приготовительную ее часть (проскомидию), как и в литургию оглашенных и в литургию верных, смотрите на идею Церкви как Тела Христа, с Которым христиане верные соединены неразлучно; смотрите, какое взаимодействие членов одних на других, земных и небесных, пророков, патриархов, апостолов, мучеников, святителей, преподобных и всех святых; смотрите, какое попечение Церкви земной о преисподней, или об умерших. Смотрите, какое общение Церкви земной с небожителями, или совершенными членами Церкви Христовой, получившими нетленные, вечные блага; смотрите, какое общение наше со всеми святыми; мы их прославляем, ублажаем, величаем, умоляем помочь нам в деле победы над страстями нашими и невидимыми врагами; как мы благодарим Бога, что Он прославил их и сделал молитвенниками за нас, особенно Пресвятую Богородицу, и в довершение всего нашего удивления Божию милосердию – мы причащаемся (некоторые) ежедневно пречистого Тела и Крови Христовых, преискренно общаясь с Самим Главою Церкви, в залог вечной жизни на небесах. О святая Церковь! О Божественная литургия! Сколь вы Божественны, святы, животворны! В католической вере нет идеи о Церкви. Она пошла насмарку: проскомидии в ней нет, пречистой Крови не дают мирянам, а она-то именно необходима. Пейте из нея все, говорит Господь, сия есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая, во оставление грехов (Мф. 26:27–28)» [6, 29].

«Вместо древа жизни – хлеб жизни; вместо плодов древа познания добра и зла – тот же животворящий хлеб жизни. Тогда сказано: не прикасайтесь, да не умрете [Быт. 3:3], ныне сказано: вкусите, и живи будете [Ср.: Ин. 6:51, 58]. Тогда поверили Ева и Адам обольстителю и умерли; ныне напротив мы веруем словам Господа жизни: сие есть Тело Мое, сия есть Кровь Моя [Мф. 26:26, 28; Мк. 14:22, 24] и оживотворяемся; чем пали, тем и восстали; пали неверием Богу, непослушанием, восстали послушанием веры. Там мы согласились с диаволом против Бога и соединились с ним – лжецом – на смерть себе; ныне мы всем сердцем соглашаемся с Самою Истиною – Богом Спасителем и истинствующим сердцем соединяемся с Ним на жизнь себе, на покой и радость, Оле страшнаго таинства! Оле благоутробия Божия! Како Божественных Тела и Крови брение причащаюся и нетленен сотворяюся [канон ко причащ., песнь 8]» [5, т. 2, 507].

«Сильно пострадал я сегодня за огорчение на диакона Петра Александровича во время обедни за монотонное и растянутое чтение праздничного Евангелия и за усумнение в нахождении Господа в Пречистой Его Крови. О! Как диавол теснил и палил меня! Проповедь едва говорил голосом страдальческим, голосом скорби и тесноты. Молебны едва служил: совсем расслабел. Какое нужно незлобие и снисхождение к немощам брата во время службы! А диавол вызывает на злобу из-за самого благовидного предлога. – Должни есмы мы сильнии немощи немощных носити (Рим. 15:1). – Слова: Глаголы, яже глаголах вам, дух суть и живот суть (Ин. 6:63), относятся к Телу и Крови Христовым. Значит, равно весь Христос находится как в Теле, так и в Крови Христовой. – Уже самое мучение душевное вследствие усумнения в нахождении Господа в Крови Христовой служит доказательством, что помысл этот – от диавола и есть прелесть, ложь, мечта. – А глаголы Господа: сие есть Тело Мое, и сия есть Кровь (Мф. 26:26, 28) – не одинаковы ли, не равносильны ли? Тело и Кровь не одно ли существо Тела составляют? – Воистину. – Кроме того, Иисус Христос Сын Божий есть Дух всюду сущий» [10, 368].

Мф.26:29. «Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего.»

«Отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего (Мф. 26:29). Это говорит Господь как человек: Он предвидел небо новое и землю новую, в которых все человеке избранные обновятся и будут иметь все новое – и новый град, духовный Иерусалим, и новую пищу, и новое питье, которые суть Сам Христос и Дух Святой, и новое Солнце, или Светильник который есть Христос. Нынешний плод лозный – Кровь Христова есть образное питье будущего истинного приобщения Христова во царствии Его (подобного). Истее Тебе причащатися в невечернем дни Царствия Твоего» [6, 118].

Мф.26:36. «Потом приходит с ними Иисус на место, называемое Гефсимания, и говорит ученикам: посидите тут, пока Я пойду, помолюсь там.»

Мф.26:37. «И, взяв с Собою Петра и обоих сыновей Зеведеевых, начал скорбеть и тосковать.»

Мф.26:38. «Тогда говорит им Иисус: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со Мною.»

Мф.26:39. «И, отойдя немного, пал на лице Свое, молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты.»

Мф.26:40. «И приходит к ученикам и находит их спящими, и говорит Петру: так ли не могли вы один час бодрствовать со Мною?»

Мф.26:41. «бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна.»

Мф.26:42. «Еще, отойдя в другой раз, молился, говоря: Отче Мой! если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить ее, да будет воля Твоя.»

«Не имей пристрастия не только к пище и питью, к одежде, к просторному и благоукрашенному жилищу, к богатой утвари домашней, но и к своему здоровью, даже к своей жизни не имей ни малейшего пристрастия, предав всю жизнь свою в волю Господню, говоря: мне бо еже жити Христос, и еже умрети, приобретение (есть) [Флп. 1:21]. Ненавидяй души своея в мире сем, в живот вечный сохранит ю [Ин. 12:25]. Пристрастие ко временной жизни, к здоровью ведет ко многим уклонениям от заповедей Божиих, к потворству плоти, к нарушению постов, к уклонению от добросовестного исполнения обязанностей службы, к унынию, нетерпению, раздражительности. Никогда не спи вечером пред вечерним правилом, да не одебелеет сердце твое от неблаговременного сна и да не запнет его враг окамененным нечувствием на молитве. Трезвитеся, бодрствуйте [1Пет. 5:8]. Бдите и молитеся, да не внидете в напасть [Мф. 26:41]. Бдите убо, яко не весте дне ни часа, в оньже Сын человеческий приидет [Мф 25:13]. Бдите убо: не весте бо, когда Господь дому приидет, вечер, или полунощи, или в петлоглашение, или утро: да не пришед внезапу, обрящет вы спяща. А яже вам глаголю, всем глаголю, бдите [Мк. 13:35–37]» [5, т. 1, 197].

«Завет дерзновенно и неблагодарно был нарушен первою четою, и страшная порча греха и тления заразила Адама и Еву, и – так как они носили в чреслах весь род человеческий, от них происшедший, то эта зараза перешла и во все человечество, – как и видим это доселе на себе и на всех людях. Чрез нарушение завета человечество отринулось от Бога, Источника жизни, поработило себя врагу Божию, врагу всякой правды и истины, сочеталось, срастворилось с всезлобным и вселукавым естеством диавола, подверглось проклятию Божию и временной и вечной смерти.

Но, так как падение первых человеков было не ими измышлено, а существом падшим, бестелесным и разумным, сильным в злобе и лукавстве – диаволом, и свершилось по обольщению от него неопытной первозданной четы, и потому не было так глубоко, как падение Денницы, то правда и милость Божия допускали восстановление и искупление падшего человека и возведение в первую доброту и достояние, – и в предвечном Совете Божием было определено – искупить падший человеческий род чрез воплощение Сына Божия и содеяние Им всей правды Божией, чрез Его искупительные, добровольные крестные страдания, чрез Его вольную смерть за виновных, и – по безмерной благости Своей и состраданию к падшим – Он принял на Себя тяжкое бремя искупления и сказал Отцу Своему: се, иду сотворити волю Твою, Боже (Ср.: Пс. 39:8–9; См.: Мф. 26:36–42).

Вот величайшая и спасительная Тайна Креста! Вот объяснение, почему висит пред очами нашими Тот, Кто повесил землю на водах, Кто держит дланию руки Своей небо и землю, Кто сотворил все светила небесные и дал твердые законы всем звездам.

За безмерные грехи человеческие принесена безмерно великая Жертва, за продавшихся врагу диаволу – бесконечно великий выкуп – добровольные страдания во плоти Самого Жизнодавца и смерть Безгрешного. – Спросите: как мог страдать безгрешный и бесстрастный Богочеловек и умереть – непричастный ни единому греху? Ведь страдания свойственны грешному человеку, и смерть не может иметь власти над безгрешным, так как смерть есть следствие греха и наказание за грех – оброцы греха смерть, говорит Святое Писание (Рим. 6:23). – Но Христос страдал не Божеским естеством, которое не подвержено страданию, а человеческим, – и умер телом, а не Божеством, и принял страдания и смерть добровольно, для искупления нашего и для победы над всеродною смертию человеков, иначе страдания и смерть не могли бы коснуться Его Богочеловеческой души и тела» [9, 110].

«Рцы некий глагол ко Господу – и умри (Иов. 2:9). Иова заставляла хулить Господа в болезни телесной и в скорби душевной жена его – это образ того, что нас всегда заставляет хулить Господа и Пречистую Его Матерь в болезни телесной и в скорби душевной диавол. – Скажи какую-нибудь хулу на Господа и на Матерь Его и умри. Ей, так бывает. – Знай и крепись. – Терпи и молись. Знай, что без соизволения Божия и мгновения страданий не потерпишь. Душевные и телесные страдания – воля Божия. Молись: Отче мой! Аще возможно есть, мимо неси от Мене чашу сию, обаче не якоже Аз хощу, но якоже Ты (Ср.: Мф. 26:39). – Помни еще, что страдания телесные и духовные посылаются для пользы душевной. – Ручательство тому правда, благость и премудрость Божия и последующее за болезнями или скорбями состояние души. – Пострадавши плотию преста от греха (1Пет. 4:1). Не малодушествуй же и не предавайся нетерпеливым стонам и крикам» [10, 460].

Мф.26:48. «Предающий же Его дал им знак, сказав: Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его.»

Мф.26:49. «И, тотчас подойдя к Иисусу, сказал: радуйся, Равви! И поцеловал Его.»

«Многие долго и часто причащаются, а внутренне не изменяются, страстей своих, дурных привычек и пристрастий оставить не хотят. – Это – лобзание Иудино (См.: Мф. 26:48–49). Земля, пившая множицею сходящий на ню дождь и раждающая 6ылия добрыя оным, или же и делаема бывает, приемлет благословение от Бога: а износящая терния и волчец непотребна есть... (Евр. 6:7–8)» [11, 97].

Мф.26:53. «или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов?»

«Есть ли Ангелы хранители у каждого? Есть и должны быть. Природа духа необыкновенно деятельна и не может не действовать; мы видим это на душе своей. Природа доброго духа необходимо ищет деятельности и расширения круга этой деятельности, распространения царства истины и добра; как, напротив, природа злого духа ищет соответственной себе деятельности и расширения царства лжи и всякого зла. Что бесы всеми мерами стараются о распространении царства зла – это мы чувствуем в себе, и Св. Писание о том свидетельствует: диавол, яко лев рыкая, ходит, иский кого поглотити [1Пет. 5:8]. Как же не допустить и по требованию здравого разума той истины, что Ангелы действуют везде в мире, стараются о распространении царства добра и ищут Спасения человеческого! О, верно слово, что радость бывает на небеси о едином грешнике кающемся [Лк. 15:7], и как диавол есть при каждом человеке, так добрый Ангел есть также при каждом человеке; как присутствие того мы ясно чувствуем, так и присутствие этого, хотя, по самолюбию, мы привыкли все добрые мысли, чувства, расположения и намерения приписывать себе, а не Ангелу хранителю. – Достаточно ли будет Ангелов хранителей для каждого человека? – Достаточно, и с избытком. Когда Апостол Петр бросился с ножом на раба архиереева – защищать своего Учителя и Господа, то Господь сказал ему: или ты думаешь, что Я не могу ныне умолить Отца Моего, и Он пошлет Мне больше двенадцати легионов Ангелов [См.: Мф. 26:53]? – Это означает, что у Господа их всегда с избытком достаточно для защищения всякого человека (Елисей, Иаков), а для Сына Божия воплотившегося – по преимуществу. Еще известно, что Ангел хранитель явился Спасителю в Гефсиманском саду для укрепления Его; Ангели приступиша и служаху Ему [Мф. 4:11], после сорокадневного поста и искушения в пустыне; Ангел хранитель Младенца Спасителя являлся Иосифу во сне и распоряжал его движениями» [5, т. 2, 543].

«Праведны присно над нами суды Божий (Ср.: Дан. 3:27): каждый из нас умирает насильственно от той страсти, которой порабощен был преимущественно и нераскаянно, то есть неисправимо: пьяница умирает от пьянства, обжора – от боли желудка, прелюбодей – от прелюбодейства или от болезней, сопутствующих этому пороку, честолюбец – от порывов честолюбия (поединка, им горячо принятого к сердцу), скупой – от скупости, раздражительный – от раздражительности, убийца – от рук других: вси вземшии нож ножем погибнут (Ср.: Мф. 26:52); болтун злобный – от своего языка и т. д. Итак, братия, берегитесь: будьте внимательны к себе в привременной сей жизни; замечайте, какая господствующая в вас, неисправимая по вашей лености страсть: исправляйтесь от ней скорее, иначе вы погибнете от ней, как от домашнего убийцы. Господствующая страсть в человеке оказывается, таким образом, по словам Спасителя, ножом, который перерезывает нить нашей жизни. – Аминь» [8, 353].

Мф.26:54. «как же сбудутся Писания, что так должно быть?»

«Гл. 26. Жена возливает драгоценное миро на главу возлежащего Иисуса. Чем же, между прочим, награждает ее Владыка мира и Творец веков? Он дарит ей на память Свое всемогущее слово, по которому везде, во всем мире, до скончания века будут вспоминать о поступке ее. Замечательно, что с Господом все делалось по пророчествам: Сам Он нередко замечает, что подобает исполнить всяку правду, как сбудутся Писания, яко тако подобает быти (ст. 54) и прочее. И евангелисты еще чаще замечают: да сбудутся Писания и прочее. Из одного этого узнаю я в Сладчайшем Иисусе Сына Божия, Искупителя мира» [1, 132].

Мф.26:63. «Иисус молчал. И первосвященник сказал Ему: заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий?»

«Смирение, между прочим, состоит в том, чтобы терпеть незлобиво несправедливые обиды и не отверзать пред обидящими уст своих (Ср.: Ис. 53:7; Деян. 8:32). Иисус же молчаше (Мф. 26:63). – Смирение – не искать поставить на своем. Смирение – быть доброхотным и скоропослушным во всем начальнику и даже низшим себя» [8, 442].

Мф.26:69. «Петр же сидел вне на дворе. И подошла к нему одна служанка и сказала: и ты был с Иисусом Галилеянином.»

Мф.26:70. «Но он отрекся перед всеми, сказав: не знаю, что ты говоришь.»

Мф.26:71. «Когда же он выходил за ворота, увидела его другая, и говорит бывшим там: и этот был с Иисусом Назореем.»

Мф.26:72. «И он опять отрекся с клятвою, что не знает Сего Человека.»

Мф.26:73. «Немного спустя подошли стоявшие там и сказали Петру: точно и ты из них, ибо и речь твоя обличает тебя.»

Мф.26:74. «Тогда он начал клясться и божиться, что не знает Сего Человека. И вдруг запел петух.»

Мф.26:75. «И вспомнил Петр слово, сказанное ему Иисусом: прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня. И выйдя вон, плакал горько.»

«Когда говоришь: и не введи нас во искушение (Мф. 6:13), – то ты просишь Отца Небесного, чтоб Он удалил от тебя такие случаи, в которых может поколебаться твоя вера, твоя верность и преданность Господу Иисусу Христу, особенно если ты не тверд в вере; например, чтоб тебе в каком-либо случае не отречься от Него, как отрекся апостол Петр (См.: Мф. 26:70–75), чтоб не постыдиться исповедать Его имя, чтоб не постыдиться Креста Его, Пречистой Матери Его или святых Его; вообще этими словами ты просишь Отца Небесного удалить от тебя как от слабого человека вражеские или плотские и мирские искушения, которых так много в окружающем нас мире» [11, 44].


 Глава 25Глава 26Глава 27 

Требуется программист