Азбука веры Православная библиотека протоиерей Иоанн Бухарев Несколько слов воспитанникам и воспитанницам Московского мещанского училища при выпуске их из училища


протоиерей Иоанн Бухарев

Несколько слов воспитанникам и воспитанницам Московского мещанского училища при выпуске их из училища (накануне акта)

Издание третье

Вот уже, можно сказать, последние часы вы, дети, доживаете здесь в стенах училища, где одни из вас, провели небезвыходно, а другие безвыходно, кто 3, кто 4 и 5 лет. Я знаю, что вы уже давно мечтаете о том вожделенном для вас дне акта, когда проститесь навсегда с этим, обучившим и воспитавшим вас, заведением училища. В последние дни уже сочтены многими из вас и самые часы оставшегося вашего здесь пребывания. Наступит день акта, и, помолясь Богу в храме здешнего училища, где нисколько лет возносились своими сердцами к Богу, помолясь в последний раз, – помолясь за упокой благотворителей, – учредителей училища, по милости которых вы получили здесь обучение и воспитание, и в благодарение Богу за то, что Он даровал вам возможность поступить сюда в училище и помог совершить обучение и воспитание здесь, затем, получив аттестаты, как знаки окончания обучения и воспитания, вы проститесь с теми лицами, которые трудились, обучая и воспитывая вас, и с остающимися еще здесь, своими бывшими товарищами и подругами, и отправитесь отсюда в разные стороны не одного только здешнего столичного города, но и всего своего отечества – России.

Ваше пребывание здесь во все время обучения и воспитания и затем удаление отсюда по обучении и воспитании как похоже на возрастание и воскормление птичьих птенцов в гнездах, которые устраиваются, по внушению премудрого Творца всего, их отцами и матерями, и затем на вылет их из гнезда, по воспитании и вскормлении! И в самом деле, здешний дом обучения и воспитания вашего не был ли действительно для вас похожим на благоустроенное гнездо птенцов? Посмотрите на птичье гнездо, как прекрасно бывает устроено оно, каким бывает оно теплым и уютным! Посмотрите на птенцов в нем: как отец и мать заботливо относятся к своим птенцам, находящимся в гнездышке, как стараются устроить гнездо так, чтобы можно было скрыть в нем своих птенцов от вредного влияния непогоды и от врагов, могущих причинить им вред и гибель; как зорко следят они, чтобы враги так или иначе не повредили их птенцам и не погубили их; как усердно питают и выращивают их! Но вот птенцы вскормлены, они уже оперились и окрепли так, что сами могут летать и добывать себе пищу, и – отец и мать оставляют их, и они разлетаются по сторонам, и таким образом предоставляются самим себе. Не то же ли самое, что, как мы описали, бывает с птенцами, – не то же ли самое происходит и здесь с вами? Здешний дом училища не был ли для вас теплым, уютным и безопасным гнездом? Учителя и воспитатели не заботились ли здесь о вашем возрастании и укреплении физическом-телесном и духовном? Например, не заботились ли о том, чтобы питать вас сытно и здорово? Одевать вас тепло, прилично и опрятно? Не заботились ли о том, чтобы вы были здоровы, и, в случае болезни, не спешили ли к вам и с помощью доктора и с лекарствами? Не трудились ли, уча вас полезнейшему и главнейшему из всех знаний, как ведущему к вечному спасению и к вечному блаженству, – т. е. Закону Божию и, вместе с тем, нужным и полезным знаниям в жизни и особенно тем, который могут дать вам способ и средства к обеспеченному существованию? Не пеклись ли здесь не только о вашем обучении, но и о вашем нравственном воспитании? Не учили ли вас здесь молитве, и домашней, и церковной? Не приучали ли вас к исполнению христианских обязанностей по отношению к соблюдению праздников и постов, каждогодному говению? Не внушали ли вам правила христианской любви друг к другу, прощения обид? Не приучали ли вас к послушанию и к почтению старших? К терпению, честности, трудолюбию и к самому труду? Таким образом, не приготовили ли вас, насколько возможно, к жизни, – жизни истинного христианина и честного гражданина?

Но вот время вашего обучения и воспитания исполнилось: вы обучены и воспитаны должным, положенным здесь, способом, и вот с наступлением дня акта воспитатели и учителя ваши, простившись с вами, отпустят вас, и вы разойдетесь отсюда в разные стороны. Куда же разойдетесь? Некоторые из вас воротятся еще пока под попечительный кров своих родителей и родственников, другие – к своим благодетелям, а иные – к чужим, и прямо на приготовленный для них труд и службу, и таким образом все вы вступите в новую, как бы самостоятельную жизнь.

И по долгу человека благожелающего, но особенно по долгу вашего наставника – законоучителя и вместе духовного отца, могу ли я удержаться, чтобы не сказать вам несколько слов на прощание с вами? Надеюсь и уверен, что и вы охотно выслушаете меня, как и всегда, – я это видел, – вы охотно слушали.

Прежде всего благодарю вас за то расположение ко мне, как к своему наставнику и пастырю, и за то внимание к моим урокам и беседам, какие я имел утешение видеть с вашей стороны за время моей здесь, еще довольно короткой, службы. Трудился я, уча и поучая вас, насколько мог, при помощи Божией, с искренним желанием вам пользы и добра. Теперь прошу вас, насколько возможно, сохранить в сердце и памяти все мои вам уроки, советы и наставления, и поглубже положить в сердце свое и душу и настоящие мои вам слова и правила.

Завтра, в день акта, вы соберетесь в здешний училищный храм, в тот храм, где нисколько лет, во все время своего обучения и воспитания, вы возносили свои сердца и изливали свои чувства и желания перед св. Престолом Божиим, соберетесь помолиться – и помолиться, как ученики, в последний раз, чтобы помянуть за упокой усопших и о здравии живых благотворителей, – учредителей и попечителей здешнего училища, благодаря доброте душ которых вы имели возможность получить здесь обучение и воспитание, и чтобы возблагодарить Господа за то, что Он даровал вам благодать получить эту возможность к обучению и воспитанию и помог совершить оные. Я не сомневаюсь, а очень твердо уверен, что ваша молитва сия, и как последняя здесь, и как имеющая происходить от живого чувства признательности, будет самою сердечною, теплою и усердною. Также позволяю себе надеяться и быть уверенным, что молитва эта будет последнею только здесь в училище и храме, но не последнею за тем: и дома, и везде, где придется вам жить, если не всегда, то по временам будете возносить эту молитву. Вы поступили сюда и кончили здесь курс. Припомните, что многие вместе с вами желали поступить, но не поступили, и что некоторые и из обучавшихся с вами вместе не могли дойти до окончания курса. Так можно ли не ценить этого и не быть благодарными за это и к Господу, и к здешним благотворителям, во всю свою жизнь? Хотя и к стыду, но нельзя не сказать, что у нас благодарность часто забывается. А это-какой большой грех! Чтобы не забыть её вам, дайте обет молиться за своих благодетелей.

После акта вы оставите здешнее училище. В каких отношениях вы будете к самому здешнему училищу и к начальникам и учителям училища, где вы провели несколько лет, будучи и одетыми, и согретыми, и сытыми, и имея заботу только о том, чтобы быть исправными по урокам и поведению; где вас так любили, где об вас так заботились и где для вас так не мало трудились? Не может быть, чтобы вы не сохранили любви, как к сему дому вашего детства, дому вашего обучения и воспитания, так и к тем лицам, которые обучали и воспитывали вас. Нет, вы навсегда запечатлеете в своих душах этот, сделавший вам столько доброго и полезного, дом училища с св. храмом; вы постараетесь быть достойными его питомцами, не наложите своим поведением черного пятна на него; память, любовь и признательность к вашим учителям и воспитателям будет жить и жить в ваших сердцах, и если не всегда, то нет-нет, вы помянете их на своей домашней и церковной молитве. Правда, как-то тягостны бывают лица, не дающие простора нашей воле, как-то нелюбезно бывает училище, когда учишься, не желал бы видеть иногда эти лица, бежал бы из училища; но за то после, по выхода из училища, когда начнется жизнь, и не та, что в училище, а трудная­-трудовая и заботливая-самостоятельная, и когда случится так или иначе видеть приложение к жизни слов и внушение учителей и воспитателей своих: то какими любезными становятся самые стены здания училища и какою признательностью и любовью загораются сердца по отношение к бывшим учителям и воспитателям! Попомните дети, эти мои слова!

Оставляя училище после акта, вы отправитесь кто куда и, кто к кому: одни к родителям, другие – к благодетелям, а иные и к чужим, да и прямо на труд и службу. Нечего и говорить о том, что вы, хотя по 4 и 5-ти лет прожили вне дома своих родителей, родных и благодетелей, живя одни из вас – почти, а другие совершенно безвыходно все это время здесь в стенах училища, сумеете вести себя как должно по отношению к ним. Здесь вы научены этому и словом, и делом. Изучая Закон Божий, вы изучали в Свящ. истории примеры почтительного и непочтительного отношения к родителям и за первое видели воздаяние от Бога наградою, а за последнее наказанием. Вы знаете пример почтения и награды за то в лице сыновей Ноевых, Сима и Иафета и непочтения и наказания за то в лице второго из сыновей его же, Хама и внука его Ханаана и еще сына Давидова Авессалома. Вы знаете, что законом Моисеевым положена была смертная казнь за злословие против отца и матери. Из учения Закона же Божия вы знаете, что Иисус Христос Сам относился почтительно и внимательно к названному своему отцу, т. е. к своему благодетелю Иосифу, которому была обручена Матерь Его Св. Дева Мария. Из 10-ти заповедей Закона Божия вы знаете, и с подробным объяснением, 5-ю, касательно правильного отношения к старшим. Кроме того, я знаю, как вы вели себя по отношению к своим учителям и воспитателям; а это говорит о том, что вы не только знаете на словах, но умеете и на самом деле должным образом вести себя по отношению к старшим. Нет сомнения, что и те из вас, кому Господь судил быть слугами для других, сумеют вести себя достойными слугами: преданными, послушными, честными и трудолюбивыми; потому что здесь вы также научены и этому и словом, и делом. Та же 5-я заповедь учит тому, как слугам относиться к своим хозяевам, а Свящ. история указывает пример доброго и честного слуги Иосифа, сына патриарха Иакова в Египте, в доме вельможи Пентефрия и затем в темнице. Там и тут Иосиф вел себя прекрасно, пользовался доверием и расположением своих господ – Пентефрия и темничного начальника, и был награжден от Самого Бога. В Иосифе же виден пример такого слуги и человека, который лучше желал пострадать и пострадал, чем жить счастливо и богато, но быть бесчестным и обманщиком. Когда влюбилась в него жена его господина Пентефрия и склоняла его к обману перед своим мужем, то он ни за что не согласился на обман и пострадал за это взносом клеветы на него перед Пентефрием и темничным заключением. Иосиф не побоялся этой казни, лишь бы только не согрешить перед Богом и сохранить свою честь. За то Господь и прославил его. Известен еще из Евангелия пример доброго слуги – слуги сотника, за которого, когда он сделался болен, сам господин просил Иисуса Христа, чтобы Он исцелил его, и Господь исцелил. В Евангелии не говорится, каков был этот слуга; но само собою понятно, что он был хорошим, когда господин просил о его исцелении, и Иисус Христос скоро исцели его. Бывает нередко, что сами хозяева награждают хороших слуг; например, возьмем торговых людей, в среде которых большей части из вас, дети-мальчики, предстоит быть слугами: не видим ли мы иногда того, что хозяева своих хороших, так называемых у них, молодцов мало того, что ставят главными приказчиками, но даже делают своими компаньонами, завещают им свои капиталы и выдают за них своих дочерей и родственниц? Вас, дети, учили, как повелевает и сам св. Апостол, повиноваться господам – начальникам, хозяевам, не только добрым и кротким, но и суровым. Правда, очень тяжела служба у таких людей; но что же делать? Люди не все одинаковы. Придется, при помощи Божией, потерпеть. Терпеливым бывает большая награда и от людей, – сами же хозяева могут оценить такую трудную службу своего слуги, – и особенно от Бога. Переходить с места на место без крайней, – заметьте, дети, говорю: крайней, – нужды, не переходите. Это обыкновенно ведет не к пользе, а ко вреду. Один святой муж удостоился, прежде своей смерти, видеть места блаженства праведников в раю и, увидев там одного простого человека в очень славном месте, спросил: как он заслужил такое место? Тот отвечал ему, что он был слугою у одного злого господина и все терпел от него. Тут же скажу вам дети: берегите хозяйскую собственность, как свою, не пользуйтесь ею без ведома хозяев. Присваивать чужую собственность каким бы то ни было неправильным, нечестным путем, как вы знаете, запрещает 8-я заповедь закона Божия. Делающие это обыкновенно не богатеют, а еще более теряют. Бывает иногда, что и богатеют; но ненадолго: затем – смотришь – или сам разбогатевший нечестным путем разорился, или разоряются его дети, внуки и т. п.

Хочу высказать вам несколько слов и вообще относительно предстоящей вам по выходе отсюда, самостоятельной жизни. Вы, как мы показывали, хотя и учены, и научены доброму и полезному, не только словом, но и делом; но все-таки, во 1-х, еще молоды и неопытны, во 2-х, все время обучения жили кто – почти, а кто – совершенно безвыходно здесь, и потому видели мало и людей, мало встречали и разных случаев жизни. Поэтому нисколько слов о жизни вам необходимы, и прошу вас принять такие мои слова к своему сердцу.

Не думаю, чтобы вы, хотя и мало знаете жизнь, представляли себе предстоящую для вас ее рядом беззаботности, удовольствий и счастья. Нет, большая часть из вас все-таки видели и видят и на своих родителях, родственниках и других, что жизнь человеческая есть труд и труд, нередко скорби, лишения, болезни, борьба с различными греховными искушениями и лишь временно, весьма не часто, покои, удовольствие и счастье. Таким образом вы видите, что самостоятельная жизнь, о которой, несомненно, вы так мечтаете и к которой так стремитесь, желая поскорее выйти отсюда, эта жизнь – не совсем-то легкое дело. И такая человеческая жизнь, как вы не можете не знать из уроков Закона Божия, есть следствие грехопадения первых людей в раю. В поте лица твоего будешь есть хлеб твой, сказано было от Бога Адаму после грехопадения. С болезнью будешь рождать детей, сказано Еве тогда же. Если такова человеческая жизнь вообще, то что же поэтому следует сказать вам? Возвратимся несколько к тому, что высказано нами в начале. В начале говоря, мы находили сходство вашей жизни – обучения и воспитания здесь с жизнию птенцов в гнездах и удаление отсюда с вылетом птенцов из гнезда по возрастании. В этом действительно есть разительное сходство; но вот в дальнейшем-то – разительная разница. Птенцы выросшие, как неразумные существа, получают от своих родителей, для самостоятельной жизни только одно возрастание и вместе с тем от природы силы и для своего существования, и для своей защиты; родители не дают им больше ничего. Люди же, как существа разумные, для жизни получают от своих родителей, учителей и воспитателей, если не все нужное, то весьма многое, конечно, духовное, а не материальное. Вот и вас, как уже мы тоже показали, здесь научили необходимым для вас в жизни знаниям, – таким знаниям, которые могут доставить вам обеспечение, старались приучить вас к труду и покорной службе старшим, старались научить вас религии и нравственности, которые крайне необходимы всем нам не только для будущей, но и для настоящей жизни. Посему теперь мое вам слово и совет: не выпускайте из своих рук науки труда, ухватитесь за него и трудитесь, трудитесь честно, добросовестно и усердно, служите покорно другим. Если пошлет вам Господь то или другое счастье, то умейте беречь его и быть благодарными за него Господу. В жизни, как мы сказали, изредка – счастье, часто – скорби, лишения и болезни, особенно же часто, – на всяком шагу, греховные искушения. Держитесь крепко за религию и закон Божий. Они удержат вас в честном труде, не дадут вам уклониться к какому-нибудь бесчестному способу существования и приобретения имущества. Религия и закон Божий научат вас, какими вам должно быть в счастье, как уметь хранить его и благодарить Бога за него; они научат вас, как нести скорби, болезни и лишения; они укрепят вас среди искушений и не дадут вам пасть, или скоро могут восставить вас от падения, если бы как случилось оно по общечеловеческой слабости. Примеры труда указывает нам и Священная история. Мы знаем, что св. патриархи и пророки занимались скотоводством и земледелием. Авель и дети Иакова, сам он и Давид пасли стада. Елисей посвящен был Илиею на пророческое служение, когда пахал землю. Иосиф, обрученик Пресв. Богородицы, был плотником, и сам Иисус Христос до 30-ти летнего своего возраста помогал ему в его трудах. Пресвятая Богородица любила и знала хорошо женское рукоделье. Одного святого мужа занимала мысль, как бы ему спастись. И вот он видел Ангела, который показал ему это самым делом, явясь в виде человека, трудившегося и молившегося, и сказал: «трудись и молись, молись и трудись, и спасешься». Примеры счастья, и счастья, хорошо сохраненного и не действовавшего зловредно, вы видели в той же Священной истории, когда изучали ее. Вот Иосиф из темничного узника делается первым после царя Фараона начальником в Египте; вот Давида берут в царя из пастухов отцовского стада; вот незнатная еврейка Есфирь делается Персидскою царицею. И что же? Все сии счастливцы сохранили верность своему Господу, не забыли Его в счастьи, и сделали много добра другим, не возгордились в счастьи, богатстве и славе: их хранили религия и закон, которым они твердо были преданы. Религия же и закон сохранили Иосифа и Иова от падения в искушениях. Иосифа соблазняла на преступление жена Пентефрия, но его религия и закон говорили ему, что это будет грехом пред Богом и погибелью для его души, и он, сказав соблазнительнице: «Как я буду делать худое дело? Ведь я этим согрешу пред Богом», – решился лучше страдать, чем согрешить и тем купить себе счастье. Иов страдал жестоко: из богача сделался бедняком, несчастным образом лишился всех своих детей, повергся в страшную болезнь; жена и друзья вызывали его на грех ропота на Бога. Но что же Иов? Религия говорила ему, что Бог есть распорядитель всего во вселенной; Он, по своим благим и премудрым целям, посылает человеку счастье и несчастье, и долг человека – благодарить Бога за счастье и переносить терпеливо несчастье. Религия говорить, что, хотя добродетель весьма нередко и страдает на земле, хотя весьма часто и награждается, как показываюсь примеры Иосифа и Иова; а порок торжествует, хотя также нередко и карается еще здесь, – так покарал Бог Фараона, мучившего Евреев, Ирода, избившего младенцев и желавшего убить младенца Христа: но полная награда добродетели и должная, достойная, настоящая кара порока будет за гробом, как показал Сам Господь в притче о богатом и Лазаре и в своем учении о страшном суде. Религия скоро возставляет и от падения; вот нам примеры на это: падший царь Давид, прельстившийся чужою женою и погубивший ее мужа, и апостол Петр, отрекшийся от своего любимого Учителя и Господа. Повторим вам еще: помните, старайтесь не забывать преподанные вам здесь уроки честного и полезного труда и достаточных для вас знаний религии и закона Христова.

Помните еще, что вы молоды, неопытны. Встречая людей, вы старайтесь вглядеться в них, вдумывайтесь в их слова, не очень доверяйтесь им. Между людьми много есть худых, которые легко могут сделать вам зло. Между ними немало встречается соблазнителей и относительно веры, и относительно нравственности. Остерегайтесь этих людей. Их речи бывают сладки, подобно меду, но последствия дружбы с ними могут быть очень горьки и печальны. Бойтесь соблазнителей; но и сами бойтесь так или иначе соблазнять других, – подавать повод ко греху, втягивать, вводить других в трех. Тверже помните, что говорит Господь в своем Евангелии о соблазнителях: горе тому человеку, чрез которого соблазн происходит. Живее представляйте себе из Священной истории пример кары соблазнителям еще здесь, на земле. Возбудили к возмущению против Моисея и Аарона Евреев Корей, Дафан и Авирон, – и земля поглотила их и таким образом свела живыми в ад. Валаам научил Моавитян, как увлечь Евреев в идолопоклонство, – и был убит вместе с Моавитянами.

Сохраняйте, насколько это будет возможно, содружество со своими, бывшими по училищу, товарищами и подругами. Не дружитесь, всячески бегайте дружбы с худыми людьми. Погибельна такая дружба. Помните дружбу благочестивых потомков Сифа с нечестивыми потомками Каина. Чем она кончилась? Развращением благочестивого потомства и всеобщим потопом. Правда, молено сохранить себя и среди худых людей, как сохранился Самуил, имея товарищами развратных детей Илия; но это очень трудно.

Продолжайте вести себя относительно, например, соблюдения христианских православных правил и обрядов так, как научили и приучили вас здесь: не пропускайте церковных богослужений по праздникам, старайтесь говеть каждый год и т. п. То, к чему приучены вы здесь, старайтесь поддерживать в себе и по выходе отсюда: иначе легко можно отстать от того. Не сделай какого доброго дела раз – два, в третий раз не захочется делать, а затем и совсем оставишь это дело. А оставлять, напр., хождение в храм и говение, – вы знаете, – это гибельно для души.

По времени, когда Господь благословит тех и других из вас иметь семьи, т. е. жениться и выйти замуж и затем сделаться родителями, – то позволяю себе надеяться, что вы сумеете показать себя хорошими мужьями и женами, хорошими родителями – отцами и матерями. Из уроков закона Божия вы знаете, как быть таковыми. Из этих уроков вы знаете хороших мужей и жен, хороших отцов и матерей: Аврама и Сарру, родителей Исаака; Исаака и Ревекку, родителей Иакова; Иоакима и Анну, родителей Пресв. Богородицы; Захарию и Елисавету, родителей Предтечи и Крестителя Христова, и др. Какие эти прекрасные примеры! Не забывайте их. Сделавшись семьянинами, старайтесь подражать этим добрым примерам.

В день акта, вместе с выпускным свидетельством, все вы получите по книге своей христианской религии и закона, т. е. по Св. Евангелию, – получите его для того, чтобы, как служило оно руководством для ваших учителей и воспитателей при вашем обучении и воспитании здесь, так служило бы постоянным руководством и для вас самих во всей последующей вашей жизни и во всех ваших действиях. Прошу вас всех, как ваш законоучитель и духовный отец. когда вы получите эту Св. книгу, то не кладите ее далеко, но старайтесь читать ее часто, а, за невозможностью читать, хотя смотрите на нее часто; – только смотреть на Евангелие, и то спасительно, так как оно само собою напоминает нам весьма о многом, внушает нам весьма многое. Твердо помните и никогда не забывайте того, для чего оно дано вам здесь на прощанье с вами. Читайте и другие духовно-нравственные книги, к какому чтению приучали вас здесь, в училище. Кроме того вы получите, в благословение от св. храма здешнего училища, по книжке «Жизнь св. Александра Невского», имени которого посвящен храм и который был особенным вашим покровителем во все время пребывания вашего здесь в училище.

Вот мое последнее вам, дети, слово. За сим простите меня, если я в чем-нибудь поступал против вас. Благословляю вас своим священническим и отеческим благословением и желаю вам в предстоящей вашей жизни всего доброго, паче же – душеспасительного. Не забывайте, – еще повторяю вам, – на молитве благотворителей, по милости которых вы получили здесь обучение и воспитание, особенно, блаженной памяти, Благочестивейшего Императора Александра Николаевича, которому, по случаю бывшего его совершеннолетия, обязано своим начало настоящее училище, и всех, трудившихся в деле вашего обучения и воспитания, в том числе и меня. Я же, с своей стороны, не перестану молиться за вас пред св. Престолом в здешнем св. храме, да дарует Господь всем вам благоденствие в сей жизни, паче же -спасение в будущей. Аминь.

Приложение к брошюре «Несколько слов воспитанникам и воспитанницам Московского Мещанского училища, законоучителя Свящ. Бухарева».

(Из « Моск. Церк. Ведомостей» за 1885 г.)

Пятидесятилетний юбилей Мещанского училища, 17-го апреля 1885 г.

В Московском Мещанском училище, Московского Купеческого Общества, весьма долго пропомнится 17-ое и 18-е апреля 1885 года. В нем в эти дни, особенно-же 18-го было такое торжество, какое бывает весьма редко. Мещанское училище праздновало в эти дни пятидесятилетий юбилей своего существования. Пятидесятилетиее училища исполнилось собственно 17-го апреля; так как училище открыто в этот день, в память совершеннолетия Наследника Цесаревича, впоследствии Императора, блаженной памяти, Александра Николаевича, в 1885 г. Но Государь Император Александр Александрович, разрешая праздновать юбилей, перенес оный с 17-го на 18-е, имея в виду то, что 17-е есть день поминовения Августейшего Его Родителя, блаженной памяти, Государя Императора Александра Николаевича. И Мещанское училище поступило так, что 17-го творило молитвенное поминовение Государя Императора Александра Николаевича, как виновника своего возникновения, и, вместе с тем, всех, которые были учредителями и благоустроителями училища, и всех усопших из начальствовавших, учивших и учившихся в нем. Совершена была в этот день заупокойная литургия и панихида. 18-ое же число было днем самого юбилейного торжества. Торжество началось всенощным бдением св. князю Александру Невскому, которому посвящен храм училища. Всенощная совершалась соборно, в предстоянии о. Сергия, архимандрита Иосифовского Волоколамского монастыря, бывшего воспитанника училища, при протодиаконе Успенского собора и пении хора певчих Сахарова, в числе ста человек. Божественную литургию н после оной благодарственный молебен совершал преосвященнейший Алексий, епископ Таврический, бывший моск. викарием, в сослужении архимандрита Сергия, местного благочинного, протоиерея П. С. Ляпидевского, и местных священников. На торжестве присутствовали генерал-губернатор князь В. А. Долгоруков, губернатор В. С. Перфильев, попечитель Московского учебного округа, граф П. А. Капнист, Городской голова С. А. Тарасов, директор училищ Московской губернии А. В. Краснопевцев, обер-полицмейстер А. А. Козлов и многие другие из купечества и бывших воспитанников. Во время причастного стиха местным священником и законоучителем о. Бухаревым сказано было приличное торжеству слово. На молебне, после многолетия Государю Императору со всем Царствующим Домом, возглашена была вечная память Императору Александру Николаевичу; затем последовали многолетия: а) Св. Синоду и Московскому митрополиту Иоанникию, б) военачальникам, градоначальникам и пр., в) Московскому Купеческому Обществу и всем благотворителям училища и г) начальствующим, учившим и учившимся, учащим и учащимся в училище.

После богослужения, в обширной рекреационной зале открылся акт пением молитв: «Христос воскресе» и «Днесь благодать Св. Духа нас собра». Затем его сиятельство, князь генерал губернатор произнес следующая слова: «По случаю исполнившагося сегодня 50-летия существования Московскаго Мещанскаго училища, Его Императорскому Величеству благоугодно было повелеть объявить Московскому Купеческому Обществу искреннюю благодарность Его Величества за постоянную к поддержанию и развитию Мещанскаго училища заботливость Общества, соединенную с затратой весьма значительных общественных сумм, результатом которой является нахождение в настоящее время в училище более 750 учащихся обоего пола и выпуск в течение времени его существования более 2000 воспитанников, вполне подготовленных к практической деятельности. О таком знаке Монаршей к Московскому Купеческому Обществу милости почитаю себя счастливым объявить Обществу сегодня, в день 50-ти-летия учреждения им Московскаго Мещанскаго училища». Ответом на это объявление Монаршей милости была просьба старшины Московского Купеческого Общества Н. П. Сергеева, от лица всего Общества, «повергнуть от имени Общества к стопам Его Императорскаго Величества выражение верноподданнических чувств и безпредельной благодарности за изъявление Всемилостивейшаго Монаршаго Его Величества благоволения», и продолжительное «ура» посетителей и детей, сопровождавшееся народным гимном, исполненным троекратно оркестром и певчими. После сего инспектор училища И. П. Веревкин прочел краткий исторический очерк училища за истекшее 50-летие, который был выслушан всеми с особенным интересом. Вслед за сим чтением последовало чтение приветственных адресов от бывших воспитанников училища, проживающих в Москве, а также и от Московского Общества купеческих приказчиков, в числе членов которого имеется немало питомцев Мещанского училища. В своем адресе ученики с благодарностью воспоминают те заботы и попечения, которыми они пользовались во все время своего воспитания в училище, и от всей души благодарят Московское Купеческое Общество, которое посредством воспитания в своем училище открыло им хорошую дорогу в жизни.

После адресов прочитана была телеграмма, полученная из Парижа от почетного попечителя училища С. М. Третьякова, бывшего Московского городского головы. Наконец г. Веревкин заявил, что пм получено из разных мест еще 25 поздравительных телеграмм от бывших воспитанников училища1 и – этим, по пропетии народного гимна и при громких кликах «ура», закончился юбилейный акт.

После акта старшина предложил князю генерал-губернатору, преосвященнейшему Алексию и прочим почетным гостям осмотреть заведение училища и богадельню.

В заключение юбилейного торжества дан был в училище роскошный обед, сервированный в обеих огромнейших рекреационных залах и в соседних с залами четырех больших классах, для всех, присутствовавших на торжестве. В главной зале на стене устроен был из зелени и цветов вензель, в котором означены были годы 1885–1885 и инициалы 3-х монархов: Н. (Николая I), А. (Александра II) и А. (Александра III). Во время обеда первые тосты, сопровождавшиеся гимном и «ура», провозглашены были князем за Государя Императора, Государыню Императрицу, Наследника Цесаревича и Августейший Дом. Затем следовали тосты, произнесенные старшиною Сергеевым, за присутствовавших на обеде князя В. А. Долгорукова и преосвященнейшего Алексия, за начальствующих лиц и благотворителей училища и многих других. Перед тостом за князя, старшина Купеческого Общества Сергеев произнес следующую речь: «Настоящим торжеством нашим и тем, драгоценным для нас, знаком Монаршаго благоволения к Московскому Купеческому Обществу, которое передано нам сегодня через посредство вашего сиятельства, Общество обязано, как и всегда, вашему благосклонному к нему отношению. Я очень счастлив, что на мою долю выпала высокая честь благодарить ваше сиятельство от имени Московскаго Купеческаго Общества. Примите, ваше сиятельство, нашу глубочайшую сердечную признательность за ваше всегда сочувственное отношение ко всему, что составляет существенные интересы Общества». Князь, подняв бокал за Купеческое Общество, на слова старшины ответил следующими словами: «Благодарю вас, многоуважаемый Николай Петрович, и, в лице вашем, Московское Купечество за честь, мне оказанную вашим тостом. Мне остается пожелать, чтобы Мещанское училище продолжало свое блестящее развитие. Впрочем я в этом вполне уверен, потому что основой ему служат верноподданнические чувства, которые всегда присущи Московскому Купечеству».

На память об училище и о юбилейном его торжестве, все гости и все воспитанники, бывшие и обучавшиеся в то время, получили по книге «Исторический очерк училища за 50-летнее его существование», которая составлена инспектором училища И. П. Веревкиным с двумя преподавателями в училище М. Н. Студениковым и М. К. Окоемовым и напечатана Купеческим Обществом в количестве 2400 экземпляров2. Книга эта весьма интересна по своему содержанию и почтенна по объему, – имеет более 20 печатных листов. Она обнимает всю 50-летнюю жизнь и деятельность училища со многими весьма интересными подробностями. Ворота и наружный фасад дома училища во весь день юбилейного торжества были убраны разноцветными флагами, парадный же подъезд и главная лестница – красным сукном, деревьями и зеленью.

Так праздновался 50-летний юбилей Московского Мещанского училища, и, не можем не повторить, день сего юбилея долго будет памятен для всех – и для гостей, особенно же для близко стоящих к училищу, – для бывших его воспитанников, учителей и учащихся в нем в настоящее время!

 

Слово в день пятидесятилетнего юбилея Мещанского училища, учрежденного Московским Купеческим Обществом, 18-го апреля 1885 г.

 

Помянух дни древния, и поучахся

во всех делех Твоих, в творениях

руку Твоею поучахся. (Пс. 142:5).

Это – слова св. царя и пророка Давида. В них, как мы видим, св. царь и пророк соединяет две мысли. «Я, говорит он к Господу в одном из своих молитвенных псалмов, я воспоминал дни древние, – давно былые и вообще уже прошедшие, и в то же время поучался, т. е. находил поучительное для себя, во всех делах Твоих за это время и вообще во всех творениях рук Твоих».

Такие слова приходят нам на мысль здесь, в св. храме сего дома училища, сегодня, когда мы празднуем совершившееся пятидесятилетие существования сего училища. И поистине, чем всего лучше для нашей мысли и сердца завершить это прошедшее пятидесятилетие существования здешнего училища, как не воспоминанием прошедшей его жизни? А, делая cиe, мы несомненно увидим, что это прошедшее училища и поучительно для нас.

Училище, как известно, открыто и содержится на средства здешнего городского Купеческого Общества. Что было побудительною причиною открытия училища Обществом? В 17 день апреля 1834 г., в день исполнившегося в то время, совершеннолетия Наследника Цесаревича, впоследствии Императора – Освободителя и, блаженной памяти, Мученика Александра Николаевича, глава Общества обратился к представителям Общества с следующими словами: «Ныне, когда, по благости Всевышняго, исполняются надежды Монарха и Отца отечества, когда все сословия спешат ознаменовать cиe важное событие, отстанем ли мы от других в изъявлении достойным образом любви нашей и преданности к Монарху Отцу и Наследнику Его Престола»? и предложил ознаменовать оное событие добрым делом «содействия благотворному попечению Всемилостивейшаго Государя Императора о распространении в Pocсии истиннаго просвещения и о водворении воспитания, согласнаго с духом государственных учреждений», – а именно устроить на средства Общества училище для 50-ти беднейших мещанских детей, преимущественно сирот, мальчиков. И в следующем же году 17-го апреля училище было открыто.

Училище вначале, как мы сейчас видели, было открыто в довольно небольших размерах; но что представляет оно теперь, по прошествии 50-ти лет? Оно представляет огромнейшее и благоустроеннейшее здание с домашним храмом и с числом до 800 человек, содержимых и обучаемых учеников. Что так расширило и благоустроило его? То же чувство преданности Престолу и, в изъявление сей преданности, дело благотворительности. В 1840 году Московское Купеческое Общество узнает о помолвке Государя Александра Николаевича и, в память сего события, открывает при доме мужского Мещанского училища женское, для 25 человек бедных и сирот девиц. Затем, по случаю бракосочетания, женское училище увеличивается приемом в него еще 25 девочек. Потом и то и другое училище расширяются в своих помещениях и увеличиваются в числе воспитанников но подобным же высокоторжественным, радостным для Россиян, случаям: напр., рождения у Государя Цесаревича Александра Николаевича первенца- сына, Великого Князя Николая Александровича, восшествия Его на Всероссийский Престол; по случаю рождения и затем совершеннолетия ныне царствующего, Благочестивейшего Государя Императора Александра Александровича, Его вступления в супружество, Его восшествия на Престол и Коронования; по случаю рождения настоящего Наследника Цесаревича Николая Александровича и Его совершеннолетия.

И так, вот какие были причины открытия, развития и благоустроения здешнего училища! Это – чувства верноподданнические и благотворительные, – те самые чувства, который особенно по известным случаям одушевляли самих учредителей и благоустроителей училища.

Здесь не можем не привести на память слов, блаженной памяти, митрополита Филарета, из поучения, произнесенного им при освящении здешнего храма. «И так, учредители, говорил он, вы полагали, что дабы ознаменовать радость, надобно сделать доброе дело; что, дабы доказать любовь к Царю, надобно сделать дело человеколюбия; что, дабы сделать приятное Царю, надобно сделать дело благотворения. Прекрасно, возлюбленные! Такой образ мыслей достоин сынов России, достоин сынов веры! Такая мысль о Царе достойна истиннаго величия! Такое предприятие достойно верных подданных Царя Благочестивейшаго»!

Прекрасно, достойно сынов России и сынов веры побуждение, положившее начало и затем благоустроившее здешнее училище; таков же, достойный сынов России и сынов веры, и дух воспитания, положенный вначале и поддержанный доселе в училище. Глава Купеческого Общества, призывая Общество к открытию училища, высказал, что он имеет в виду цель содействовать благотворному попечению Всемилостивейшего Государя Императора о распространении в России истинного просвещения и о водворении воспитания, согласного с духом государственных учреждений. Затем, в день самого открытия училища, тот же глава Общества в своей речи, по случаю сего открытия, обратился к священнодействовавшему п присутствовавшему при открытии митрополиту Филарету с такими словами: «Вас, Высокопреосвященнейший Владыко, просим благословить детей на путь к истине и добродетели. Да утвердятся в юных сердцах их любовь к Богу, преданность к Монарху, уважение к поставленным от него властям, -духовным и гражданским, – стремление к истинному образованно и всем добродетелям гражданским». Таков благочестивый и верноподданнический дух был причиною открытия здешнего училища; таков дух положен здесь в основании образования и таков дух царит здесь и доселе!

Сегодня, когда мы празднуем исполнившееся пятидесятилетие так открытому и так устроенному училищу, благовременно спросить, каковы мы видим плоды за это время его существования, и насколько оно удовлетворяло и удовлетворяет духу, положенному в нем? Отвечаем на сей вопрос. За это пятидесятилетие в мужском училище воспитано и обучено, как показали статистические данные, до 2,5 т. человек детей мальчиков. До 2,5 т. человек воспитано с окончанием полного училищного курса; затем по разным причинам вышло до 1,5 т. человек, не вполне окончивших курс. Воспитать вполне до 2,5 т. человек детей из беднейших семейств, научить добрым и полезным знаниям, чтобы они могли быть добрыми христианами и гражданами, и в то же время содержать их всецело: и обувать, и одевать, и кормить, и снабжать учебными пособиями, и сверх того, почти всех их пристроить, по окончании воспитания, на места, – это не весьма ли великое благодетельное и плодотворное дело? На такие дела, как приведено в известность, израсходовано до трех миллионов, и все эти суммы пожертвованы добрыми людьми, – и Обществом, и частными лицами. Воспитать на началах благочестия и преданности Престолу, – на этих двух краеугольных камнях, на которых зиждется и земное благосостояние не только частных лиц, но и целых обществ и государств, и надежда вечного спасения, – это не высокое ли и благодетельное дело? (1Петр. 2:17; 1Тим. 4:8).

И так, рассмотрев историю возникновения здешнего училища и времени пятидесятилетнего его существования, видев дух училища и плоды его, можем ли мы, братие, не сказать, что действительно поучительно для нас все его прошедшее? Истинно, многому и многому можно поучиться из сей его жизни. Но не будем утомлять продолжительностью слова, поспешим заключить его. Чем заключить?

Прежде всего, воздадим славу Господу, Начинателю и Совершителю всякого благого нашего дела. Он, Всеблагий, вложил мысль учреждения училища; Он Премудрый и Всемогущий, помог благоустроить училище так, как оно благоустроено за время своего пятидесятилетнего существования. Слава Богу, действующему в нас, во еже хотети и деяти во благое!

Во-вторых, воздадим хвалу всем начинателям и совершителям такого благотворительная учреждения, как устроение здешнего училища. Кто не признает и не скажет, что это учреждение в высшей степени благодетельное? 50 лет льется щедрою рукою благодеяние бедным и нуждающимся детям, а вместе с ними и их родителям. Кто не знает, как высоки в очах Божиих благотворительные дела? (Мф. 7:7, Mф. 25:34–40). И земной Царь, блаженной памяти, Государь Николай Павлович, посетив в 1839 г. училище и похвалив его устройство, сказал: «Это – самое полезное употребление общественных капиталов». Вечная память Благочестивейшему Императору Александру Николаевичу, днем своего совершеннолетия давшему начало здешнему благому учреждению, и многие лета ныне царствующему, Благочестивейшему Государю Императору Александру Александровичу, днем коронования которого, и Наследнику Его, Благоверному Цесаревичу Николаю Александровичу, днем совершеннолетия которого, в конце пятидесятилетнего существования училища, завершено видимое его в настоящее время благоустройство! Вечная память и всем, почившим благотворителям, начиная с раба Божия Иоанна Алексеевича Колесова, главы Градского Общества, предложившего открыть и открывшего училище, и многая лета всем, здравствующим благотворителям и благоустроителям училища!

Самому же заведению пожелаем, при благословении Божием, стоять, расти и благоустроиться более и более, во славу Божию, на благо Церкви, Престолу и Отечеству, и на помощь бедным нашим горожанам.

Теперь обращусь к вам, дети, и обращусь с такими же словами, с какими нередко обращаюсь я к вам. Цените благодеяние воспитания своего здесь, в таком прекрасном училище, и при таких попечениях о вас попечителей и наставников. Где бы вам иметь то, что вы имеете здесь? Ваш долг – и днем и ночью, и в храме и дома молиться Господу за своих благодетелей. Выносите с собою этот долг молитвы за своих благодетелей, и когда выходите отсюда. Грех большой вам – забывать молиться за своих благодетелей.

Напоминая вам, дети, сегодня о долге молитвы за своих благодетелей, я могу с утешением и умилением засвидетельствовать пред всеми, что вы, когда находитесь здесь, умеете молиться за своих благодетелей. До сих пор, всякий раз, когда вы слышите на ектениях возглашение молния о Государе Императоре, падаете на колена. Что это, как не пятидесятилетнее признательное предание здешнего училища? Когда бывают панихиды по вашим благотворителям в особенные урочные дни, вы большую часть панихиды молитесь на коленах; вы каждый день на домашней молитве, как видим, усердно молитесь за своих благотворителей. Это похвально. Так и должно быть у вас. A сии, здесь учившиеся и воспитавшиеся, которые собрались сегодня сюда из разных сторон, – не только из одной Москвы, но и из других городов нашей России, – один же из них, достигший в монашестве сана архимандрита, священнодействовавший сегодня здесь с нами, – о чем свидетельствуют сии самым своим сегодняшнем собранием? О чем, как не о том, что они хранят, положенный здесь в них, дух благочестия, хранят вместе с тем и память и любовь к сему училищу, где получили свое доброе воспитание и задатки обеспечивающей жизни?

Да дарует же Господь сему заведению еще многие, многие и многие лета! Этими словами и заключим мы свое настоящее слабое слово. Аминь

Высочайшее посещение Мещанского училища и богадельни в 1886 г. 15 мая

Долго и долго пропомнят Москвичи недавнее посещение их города Высочайшими Особами. Долго будут говорить о сем посещении, долго и писать в издаваемых в Москве журналах и газетах. Долго будут предноситься и в очах и умах и ощущаться в сердцах тех из Москвичей, которые так или иначе были осчастливлены особенным посещением Высочайших Особ, образы этого посещения. Так долго будут помнить Высочайшее посещение в Московском Мещанском училище и богадельне, учрежденных Московским Купеческим Обществом. Прошлым годом с Высочайшего изволения, благотворительное учреждение Московского Купеческого Общества, так называемые Мещанские училище и богадельня, праздновали 50-ти летний свой юбилей. После торжества, когда представители Купеческого Общества и Попечители училища представились Государю Императору и поднесли альбом и исторический очерк училища, Государь Император благоизволил высказать готовность осчастливить своим посещение учреждение, с приездом в Москву. 15-е число сего мая было таким счастливым днем для Мещанского училища и богадельни. В этот день, осчастливив своим посещением Московский университет и лицей, Их Императорские Величества Государь Император и Государыня Императрица, в сопровождении Их Высочеств Государя Наследника Цесаревича и Великих Князей Георгия Александровича и Сергия Александровича с супругою Великою Княгинею Елизаветою Феодоровною посетили сказанные учреждения. Венценосных Гостей здесь уже ждали другой день. Здание училища и решетчатая ограда его были убраны множеством разноцветных флагов. На вершине здания училищного фасада поставлен был большой, раскрашенный герб Москвы, окруженный развевавшимися в воздухе флагами. Подъезд училища весь был убран множеством разноцветных флагов, между которыми поставлены были четыре небольшие герба Москвы. Перед зданием собралось множество народа. Венценосные Гости прибыли в 5 час. 20 мин. пополудни, и масса народа восторженно приветствовала прибытие их громкими криками: «Ура»! У подъезда училища Высокие Гости были встречены старшиною Купеческого сословия Сергеевым, почетным попечителем училища Третьяковым, попечителями и инспектором училища Веревкиным. Старшина поднес рапорт о состоянии училища и богадельни, а затем Государыне Императрице -роскошный букет из белых роз и лилий. После этого Высокие Посетители, в сопровождении всех, встретивших их лиц, поднялись по лестнице, устланной красным сукном и убранной зеленью, и вошли в церковь, где, при входе встречены были настоятелем и законоучителем о. Бухаревым, с животворящим крестом и св. водою. При этом училищный хор из воспитанников и надзирателей пропел молитву за Царя «Спаси, Господи, люди Твоя». Обозрев церковь, Высокие Гости перешли в зал Совета училища, где обратили свое внимание на портрет в Бозе почившего Императора Александра Николаевича, так сказать, виновника благотворительного учрежденья училища, потому что училище основано в 1835 году в память совершеннолетия Его, в бытность наследником. Из зала Совета Высокие Гости изволили пройти в рекреационный зал мужского училища, где ожидали их, стоявшие по сторонам зала, дети – мальчики, числом до 600 человек с надзирателями. Войдя в зал, Государь Император изволил сказать детям: «здравствуйте, дети»! На каковое, столь милостивое и дорогое приветствие, воспитанники, как бы в один голос, громко и радостно ответили своему Государю с Его Августейшим семейством: «Здравия желаем, Ваши Императорския Величества и Высочества». Затем все запели народный гимн: «Боже, Царя храни». Прослушав дружное и стройное пение детей, Государь Император удостоил их своею похвалою, обратил свое милостивое внимание на их свежий и бодрый вид и расспрашивал, куда поступают дети по выходе из училища. При выходе из залы Их Величеств и Высочеств дети запели «Славься, славься, наш Русский Царь», с радостными кликами: «Ура»! Из мужского училища Высочайшие Посетители изволили направиться в находящаяся в том же здании, в боковом корпусе, богадельни, – в одну из богаделен, так называемую Куманинскую. Здесь Они встречены были смотрителем богадельни Соколовым. В богадельне Они милостиво здоровались с призреваемыми старушками и старичками, которые от радости проливали слезы. Государыня Императрица изволила спросить старушек, хорошо ли им в богадельне. Из богадельни Высочайшие Гости изволили подняться в 3-й этаж училища, где находятся детский лазарет и спальни. В больнице осчастливили своим милостивым разговором находившихся здесь в это время, двоих легко больных воспитанников, расспрашивая о состоянии их здоровья. Из больницы спустились по боковой лестнице, убранной коврами, в женское училище, где были встречены попечительницею училища Хлебниковой и начальницею Дмитриевой, с надзирательницами. При входе в училище, воспитанницы пропели: «Спаси, Господи, люди Твоя». Здесь Государь Император и Государыня Императрица с их Высочествами изволили осматривать работы воспитанниц по рукоделию и рисованию и удостоили своей милостивой похвалы. Когда Их Величества с Их Высочествами уже намерены были проститься, чтобы отбыть из училища, четыре из воспитанниц поднесли Государыне Императрице подарок – труды рук своих, из дорогой материи, прекрасно вышитый шелком капот, в коробке, на которой красовалось следующая, исполненная тоже ручным шитьем, надпись: «Ея Императорскому Величеству Марии Феодоровне от Московского Мещанскаго училища». Приняв подарок, Государыня удостоила разговаривать с учительницею вышивания Городецкою. Затем Высокие Гости милостиво простились с воспитанницами и спустились по парадной лестнице женского училища. Пока они осматривали богадельню и женское училище, воспитанники успели выстроиться в два ряда, по всему большому переднему двору училища, до самых ворот. Увидев с крыльца сии ряды, Государь Император с улыбкой сказал окружавшим: «Э, да у вас их целый баталион»! Затем, прощаясь с провожавшими Его, сопричастными училищу, лицами, изволил выразить свое удовольствие относительно найденного Им в училищах и всюду в заведении порядка, а Государыня Императрица подала некоторым, для поцелования, руку. После того сели в экипажи и выбыли из училища, проехав между рядами воспитанников, которые, провожая глубоко чтимых ими Государя и Государыню с их Августейшим семейством громкими восторженными кликами: «ура!», бежали до самых ворот за их отъезжающими колясками. Проводив Высочайших Гостей, все направились в церковь для совершения Господу Богу благодарственного молебствия но случаю такого великого счастия для училища. Молебен предварен был следующими словами совершавшего его в сослужении двух старцев священников, настоятеля церкви и законоучителя. «Поздравляю и я, с своей стороны, всех с невыразимым счастием и неизобразимою радостию. Счастие это все мы испытываем и радость чувствуем в сердцах своих. Возблагодарим же Господа благодарственною молитвою за эти, дарованныя нам от Него, счастиe и радость». Вечером здание училища было роскошно иллюминовано, и дети несколько раз повторяли гимны: «Боже, Царя храни» и – «Славься, славься».

15-е мая сего 1886 г. никогда не забудется Мещанским училищем и богадельною. К 5-ти золотым доскам в зале совета училища, свидетельствующим о пяти Высочайших посещениях за прошедшее пятидесятилетие его, прибавлена 6-я, свидетельствующая о таковом же посещении в самом начале второго его пятидесятилетия.

* * *

1

В числе адресов находилось письмо, в котором Н.В. Немирова-Колодкин, один из членов Купеческого Общества, заявил, что он, в ознаменование 50-летия училища, жертвует в пользу оного 4000 руб.

2

Предполагалось, вместе с книгою, раздача медалей в память юбилея; к сожалению, их не успели выслать из С.­-Петербурга. Оне розданы были впоследствии.


Источник: Несколько слов воспитанникам и воспитанницам Московского мещанского училища при выпуске их из училища (накануне акта) свящ. Бухарева : С прил. ст. о 50-летнем юбилее и выс. посещении Училища / [Соч.] Законоучителя, свящ. Бухарева. Изд. 3. - Москва : тип. А.Г. Кольчугина, 1897. - 46 с.

Вам может быть интересно:

1. Несколько слов о честности и воровстве протоиерей Иоанн Бухарев

2. Слово пред отпеванием профессора богословии Василия Николаевича Карпова протопресвитер Иоанн Янышев

3. По поводу ожидаемых церковно-государственных преобразований в Сибири Евстафий Николаевич Воронец

4. Речь бывшего ректора Московской Семинарии, Заиконоспасского монастыря архимандрита Леонида, при наречении его во Епископа Дмитровского, Викария Московской Митрополии архиепископ Леонид (Краснопевков)

5. Три доселе неизданных слова преосвященного Иоанна Смоленского епископ Иоанн (Соколов)

6. Из чтений по христианской апологетике протоиерей Василий Рождественский

7. Отзыв об удостоенном Макарьевской премии сочинении "Христианская Нубия" профессор Иван Егорович Троицкий

8. Слово о равноапостольном Владимире архиепископ Нафанаил (Львов)

9. К статье о Греческом Кондакаре XII-XIII в. профессор Иван Данилович Мансветов

10. Слово при поминовении Ф.М. Достоевского протоиерей Иоанн Яхонтов

Комментарии для сайта Cackle

Ищем ведущего программиста. Требуется отличное знание php, mysql, фреймворка Symfony, Git и сопутствующих технологий. Работа удаленная. Адрес для резюме: admin@azbyka.ru

Открыта запись на православный интернет-курс