Глава 15
Зач. 78-е. Притча о заблудшей овце и о потерянной драхме.
Читается в среду 26-й недели по Пятидесятнице.
Лк.15:1. Бя́ху же приближáющеся к немý вси́ мы́тарие и грешницы, послýшати егó.
Лк.15:2. И роптáху фарисéе и кни́жницы, глагóлюще, я́ко сéй грешники приéмлет и с ни́ми я́ст.
(Приближались к Нему все мытари и грешники слушать Его. Фарисеи же и книжники роптали, говоря: Он принимает грешников и ест с ними.)
Приближающеся к Нему, т. е. близко подходили к Господу, чтобы послушать Его учение. Вси – слово в Свящ. писании часто употребляется вместо многие, т. е. все желающие. Мытарие – сборщики государственных податей. (Читай о них в объясн. 12 ст. 3 гл.). Грешницы, т. е. люди порочной жизни, или такие, которые, подобно мытарям, по мнению фарисеев и книжников, считавших себя праведниками за некоторое исполнение закона и гордившихся: праведностию, считались грешниками. Сами фарисеи и книжники, по своей гордости, чуждались мытарей и других порочных людей, избегали всякого общения с ними, даже не садились за трапезу вместе с ними; потому они и роптали на Иисуса Христа за то, что Он принимает этих людей и ест с ними, т. е. не отгоняет их от Себя, как делали они сами, а относится к ним с любовию, приветливостию и благожеланием. По таким отношениям Господа к мытарям и грешникам они заключали: значит, и Сам Он похож на них, не понимали высоты Его любви к погибавшим людям и самой цели добрых отношений к таковым из людей, хотя Господь нередко говорил и показывал самым делом, почему Он так поступает. И здесь по этому именно поводу, Господь высказывает несколько притчей (что такое притча, чит. в объясн. 4 ст. 8 гл.), в которых изображается любовь Божия к грешникам, а чрез это сама собою выясняется причина, почему Он – Христос так любовно относится к таким людям, – что для Господа кающийся грешник дороже гордых праведников, каковыми были фарисеи, и что Он пришел привести не этих праведников, а грешников к покаянию.
Лк.15:3. Речé же к ни́м при́тчу сию́, глагóля:
Лк.15:4. кий человек от вáс имы́й стó овéц, и погýбль еди́ну от ни́х, не остáвит ли девяти́десяти и девяти́ в пусты́ни, и и́дет вслед поги́бшия, дóндеже обря́щет ю́?
Лк.15:5. И обрет возлагáет на рáме свои́ рáдуяся:
Лк.15:6. и пришéд в дóм, созывáет дрýги и соседы, глагóля и́м: рáдуйтеся со мнóю, я́ко обретóх овцý мою́ поги́бшую.
(Но Он сказал им следующую притчу: кто из вас, имея сто овец и потеряв одну из них, не оставит девяноста девяти в пустыне и не пойдет за пропавшею, пока не найдет ее? А найдя, возьмет ее на плечи свои с радостью и, придя домой, созовет друзей и соседей и скажет им: порадуйтесь со мною: я нашел мою пропавшую овцу.)
Притча о заблудившей овце находится и в Евангелии Матфея (Мф.18:12, 14). Овца заблудившаяся и обретенная, это – образ грешника, взысканного и спасенного Богом. Овца, убежавшая из стада и так. образом скрывшаяся из под надзора пастуха, есть самое жалкое животное: она подвергается опасности попасть туда, где нет ни корма, ни воды, затеряться в непроходимой лесной чаще или трущобе и сделаться добычею хищного зверя. Подобно сему и душа человеческая, удалившаяся грехом от Господа, есть несчастное существо: она обрекает себя на жертву всякого рода заблуждениям, подвергается владычеству страстей, терзающих своих рабов пуще лютого зверя, делается легкою добычею духовного льва – диавола, всюду ищущего, кого бы поглотить. Подобно пастуху, который, заметив пропажу одной овцы, оставляет свое стадо и идет искать заблудившуюся, Пастырь душ – Господь тщится спасти от погибели падшую душу. Он сошел с небес, где служат Ему тьмы верных Ему овец – святых Ангелов, на землю для того, чтобы обрести заблудившую овцу – род человеческий. Сего мало, Он и по совершении дела искупления крестною смертию, воскресением и вознесением на небо, продолжает с высоты святыя Своея призирать на каждого грешника, удалившегося от указанных ему путей спасения, – вразумляет его через совесть, чрез писанное Свое слово, чрез пастырей Церкви, чрез беседы людей, опытных в духовной жизни, чрез обстоятельства жизни – благоприятные, располагающие к благодарности Богу, или неблагоприятные, располагающие к смирению и покаянию. Число сто означает вобще много, целое стадо. Не оставит ли девятидесяти (девяносто) и девяти? Здесь разумеются и праведные духи – Ангелы, не имеющие нужды в покаянии, как совершенно окрепнувшие в добре, или же одни праведные люди, отшедшие в вечность и блаженствующие, которые также не имеют нужды в покаянии (Феоф.). Разумеются здесь и мнимые праведники – фарисеи (См. ниже). В пустыни, т. е. на обыкновенном пастбище, где остается стадо. Пастух, нашед пропавшую овцу, возлагает на раме свои (возмет ее на плечи свои), потому что она от долгого блуждания утомилась и не в состоянии следовать за ним. Подобно сему поступает Господь, когда обретает заблудившую душу. Она уже обнаружила готовность идти за пастырем, ей нужно теперь начать подвиги покаяния. Но на первых порах для нее трудны эти подвиги, нелегко вдруг расстаться с прежнею греховною жизнию. И вот милосердый Пастырь облегчает ей этот труд Своею укрепляющею благодатию. Стоит только грешнику остановиться на пути греха и погибели и сделать первый шаг, и – ему готова помощь в дальнейшем движении. Он уже не один пойдет по новому пути, но с Пастырем – Христом; будет претыкаться и падать, но Христос будет брать его на рамена Свои, т. е. ободрять и утешать его, посылать в его сердце умиление и радость – в молитве, благословлять победою над искушениями (Душ. Чт. 1881 г.).
Лк.15:7. Глагóлю вáм, я́ко тáко рáдость бýдет на небеси́ о еди́ном грешнице кáющемся, нéжели о девяти́десятих и девяти́ прáведник, и́же не трéбуют покая́ния.
(Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии.)
Так дорого для Господа спасение каждой души кающегося грешника! Если радуются на земле по случаю отыскания бессловесной твари, то не наипаче ли радуются по случаю обретения и спасения заблудшего разумного существа? Радуется о нем Пастырь душ, Господь, а с ним – друзья и соседи, т. е. небожители, присно близ Него живущие на небесах. – Некоторые толкователи под праведниками, иже не требуют покаяния (не имеющими нужды в покаянии) разумеют мнимых праведников – фарисеев: так как безгрешных нет между людьми и нет ни одного истинного праведника, который бы сознавал себя чуждым греха и не чувствовал нужды в покаянии. В гордом сознании своей праведности они не чувствуют нужды в покаянии и не каются, и далеки от спасения, и потому и девяносто девять их возбуждает на небе не радость, а скорбь, тогда как и один кающийся грешник возбуждает там радость.
Лк.15:8. Или́ кáя женá имýщи дéсять дрáхм, áще погуби́т дрáхму еди́ну, не вжигáет ли свети́лника, и пометéт хрáмину, и и́щет прилежно, дóндеже обря́щет?
Лк.15:9. И обретши созывáет други́ни и соседы, глагóлющи: рáдуйтеся со мнóю, я́ко обретóх дрáхму поги́бшую.
Лк.15:10. Тáко, глагóлю вáм, рáдость бывáет пред áнгелы Бóжиими о еди́ном грешнице кáющемся.
(Или какая женщина, имея десять драхм, если потеряет одну драхму, не зажжет свечи́ и не станет мести комнату и искать тщательно, пока не найдет, а найдя, созовет подруг и соседок и скажет: порадуйтесь со мною: я нашла потерянную драхму. Так, говорю вам, бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся.)
Притча о потерянной и затем найденной драхме имеет то же значение, что и притча о заблудшей и обретенной овце. Ею Господь показал, как дорого перед Богом и ангелами обращение грешника и почему Он так заботится о грешниках. Под образом женщины, потерявшей драхму, представляется Сам Иисус Христос, с материнскою заботливостию взыскующий погибающую душу. Под драхмою, украшенной изображением царя, разумеется душа, украшенная образом и подобием Божиим. Но чрез грехи человек погибал, и вот Бог-Творец сжалился над Своим созданием, ниспадшим с высоты богоподобия: Сам Единородный Сын Божий снисходит с неба на землю и взыскует Свое погибшее создание с такою заботливостию, с какою женщина отыскивает потерянную драхму. Для сего Он не жалеет никаких жертв и усилий – даже проливает Свою бесценную кровь на кресте. Драхма, это – небольшая серебряная монета, равняющаяся почти 15 коп. серебром, с царским изображением.
Зач. 79-е. Притча о блудном или распутном сыне.
Читается в неделю о блудном сыне.
Лк.15:11. Речé же: человек некий име двá сы́на:
(Еще сказал: у некоторого человека было два сына;)
В этой притче Господь пред фарисеями, которые роптали на Него за Его любвеобильное обращение с мытарями и грешниками (ст. 2), с особенною наглядностию и трогательностию изображает любовь Божию к кающемуся грешнику, каковыми были мытари и грешники, окружавшие Господа во время земной Его жизни, и отношение к грешнику людей, считавших себя праведниками, каковыми были книжники и фарисеи.
Под образом отца здесь разумеется Бог – Отец всех человеков, Который хочет всем спастись и в разум истины приити (2Тим.3:9); под двумя сыновьями его – люди: грешные, под именем младшего, и мнимые праведники, еврейские книжники и фарисеи, под именем старшего. Как сын имеет жизнь от отца по рождению, так и всякий человек имеет бытие и жизнь от Бога, по сотворению. Как сын при отце все, что имеет, имеет от отца, так и всякий человек все, что имеет, первоначально имеет от Бога. Некоторые толкователи разумеют под сыновьями иудеев и язычников, – две части рода человеческого до пришествия Христова, первых под старшим, а вторых под младшим.
Лк.15:12. и речé юнейший ею́ отцý: óтче, дáждь ми́ достóйную чáсть имения. И раздели́ и́ма имение.
Лк.15:13. И не по мнóзех днéх собрáв всé мний сы́н, отъи́де на странý далéче, и тý расточи́ имение своé, живы́й блýдно.
(и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую часть имения. И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно.)
Юнейший ею (младший из них), как более легкомысленный и неопытный. Достойную – следующую по закону Моисееву (Втор.21:17) – часть имения. Под имением разумеются дары Божии, получаемые человеком, – естественные, как-то: ум, воля, здоровье и т. п. и духовные, благодатные, получаемые в таинствах, – напр, в крещении очищение грехов, в миропомазании помощь к христианской жизни, в причащении освящение. Удаление сына от отца, который не мог дать ему свободы жить так, как хочется, означает удаление человека от Бога, или оставление пути спасения, который кажется ему тяжел, своеволие и забвение своих нравственных обязанностей. «Удаляемся мы от Бога, пишет Златоуст, не местом, но делами: ибо первое невозможно. Но грехи наши отлучают нас от Бога». Жизнь блудная (распутная) в дальней стране и расточение имения частию буквально изображают жизнь и состояние грешников в удалении от Бога. Вообще же этим означается то, что грешники, перенося свою любовь от предметов духовных и святых к чувственным и греховным, и прилепляясь к ним мыслями, чувствами, желаниями и делами, чрез это прелюбодействуют от любви Божией; и сластолюбивый расточает сокровище здоровья, имение, гордый – злато душевных сил даже до лишения ума (Филар.), теряют свою чистоту и силы Духа Святого, а с этим и надежду на небесное блаженство.
Лк.15:14. Изжи́вшу же емý всé, бы́сть глáд крепок на стране тóй, и тóй начáт лишáтися.
(Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться;)
Этим означается то, что в мире греховном человек грешник только на краткое время может находить услаждение чувственное; но вскоре ощущает голод духовный: потому что греховный мир предлагает только тленные, скоро исчезающие, услаждения; но душа человеческая нетленная и пищи требует нетленной (Фил.). Грешник иногда чувствует скуку и среди веселия. Также разумеются здесь и внешние бедствия, напр, беды, болезни, которые Господь посылает на грешника, чтобы наказать и тем вразумить его.
Лк.15:15. И шéд прилепи́ся еди́ному от жи́тель тоя́ страны́: и послá егó на сéла своя́ пасти́ свиния́.
(и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней;)
Кто житель страны, который послал несчастного сына пасти свиней? Это – диавол. Пасти свиней, это – самое унизительное для истого иудея занятие. Закон Моисеев запрещал иудеям есть свинину, и свинья была для них противным животным. Младший сын сделался пастухом свиней, – это значит, что он дошел до самого бедственного и унизительного состояния. «Пасти свиней, толкует митроп. Филарет, это – непрестанно питать чувственные скотские похоти, и в то же время чувствовать их низость, грубость и отвратительность.»
Лк.15:16. И желáше насы́тити чрéво своé от рожéц, я́же ядя́ху свиния́: и никтóже дая́ше емý.
(и он рад был наполнить чрево свое рожкáми, которые ели свиньи, но никто не давал ему.)
И это – указание на бедственное и унизительное состояние грешника. Рожки, это – плоды одного дерева, которыми откармливали свиней и которые иногда употребляли в пищу бедняки; они вроде наших дубовых желудей (Мих.). По изъяснению св. Кирилла Александр., рожки означают лживые учения язычников, которыми они думали заменить потерянное ими истинное учение веры. И никтоже даяше (никто не давал) ему, т. е. и этой скудной пищи, рожков, не удавалось приобрести, по причине сильного голода в той стране. «Так бедственны следствия греховной жизни! восклицает при этом еписк. Михаил. И благо грешнику, если он в этих бедствиях услышит милосердый голос Отца небесного, призывающий его к покаянию, и решится бросить греховную жизнь, как распутный сын в притче!»
Лк.15:17. В себé же пришéд, речé: коли́ко наéмником отцá моегó избывáют хлебы, áз же глáдом ги́блю?
(Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода;)
В себе пришед. Оборот речи весьма выразительный. Так говорят о человеке, когда, после тяжкой болезни, сопровождавшейся потерею сознания, у этого больного является сознание. Не так же ли, до потери сознания, бывает болен духовно человек грешник, когда не сознает требований воли Божией, забывает Бога и совесть, и честь? Наконец, тяжкие следствия греха и внешние бедствия, как Божии вразумления, приводят грешника в себя, и он как бы (просыпается, и начинает познавать предметы в их истинном виде (Мих.). Вошед в себя, он яснее сознает, чего требует душа его, и как многого ей недостает; воспоминает Отца небесного и блага, которых лишился чрез удаление от Него; и – решается возвратиться к Нему, т. е. оставить жизнь греховную и жить по заповедям Божиим. Все это самым разительным образом видно на блудном сыне в притче.
Лк.15:18. Востáв идý ко отцý моемý, и рекý емý: óтче, согреши́х на небо и пред тобóю,
Лк.15:19. и ужé несмь достóин нарещи́ся сы́н твóй? сотвори́ мя я́ко еди́наго от наéмник твои́х.
(встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих.)
Востав иду к отцу моему и пр. Это – решимость грешника оставить грех и покаяться. Согреших на небо (согрешил против неба), – все то же, что согрешить пред Богом: небо есть место особенного присутствия Божия; пред тобою – пред отцем, которому так много обязан и который, конечно, оскорблен удалением сына от него. Это – выражение глубокого и искреннего раскаяния во грехах! Уже недостоин (несмь достоин) называться (нарещися) сыном твоим и пр. Это – выражение самого глубокого смирения и недостоинства, каковыми обыкновенно сопровождается истинное раскаяние!
Лк.15:20. И востáв и́де ко отцý своемý. Ещé же емý далéче сýщу, узре егó отéц егó, и ми́л емý бы́сть, и тéк нападé на вы́ю егó, и облобызá егó.
(Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его.)
Еще же ему далече сущу (когда он был далеко) и пр. Это – образ неизреченной любви и милости Божией к кающемуся грешнику. Отец, завидев возвращающегося сына, сам спешит к нему навстречу, обнимает и целует его. «Дивное дело! восклицает св. Златоуст. Отец предваряет прощение сына и сам сретает его. Так-то милосердие Божие ожидает и предваряет наше покаяние!»
Лк.15:21. Речé же емý сы́н: óтче, согреши́х на небо и пред тобóю, и ужé несмь достóин нарещи́ся сы́н твóй.
Лк.15:22. Речé же отéц к рабóм свои́м: изнеси́те одéжду пéрвую и облецы́те егó, и дади́те пéрстень на рýку егó и сапоги́ на нóзе:
(Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги;)
Это значит, что, как скоро грешник в смиренном покаянии произносит на себя осуждение, Бог тайно на небесах и на земле чрез служителя таинства изрекает ему прощение; устраняет от него чувство наемника, работающего только ради воздаяния; облекает его в сыновнюю светлую одежду оправдания Христова, т. е. возвращает ему ту чистоту души, которая была получена им при крещении, дарует ему обручение, т. е. дары Духа Святого, дает его ногам готовность идти по пути правды и спасения (Фил.), т. е. дарует кающемуся грешнику силы Духа Св., которые он получил при миропомазании и потерял грехами, а с ними способность ходить по заповедям Божиим – жить добродетельно.
Лк.15:23. и привéдше телéц упитáнный заколи́те, и я́дше весели́мся:
(и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться!)
Так Бог, ради погибшего и взысканного им грешника, предал Сына Своего в жертву спасения и в пищу вечной жизни и веселия небесного (Фил.). Не один отец, но и дом наполнился радости о погибшем и обретенном сыне. Так точно радость бывает на небесах о грешнике кающемся (ст. 10).
Лк.15:24. я́ко сы́н мóй сéй мéртв бе, и оживé: и изги́бл бе, и обретеся. И начáша весели́тися.
(ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться.)
Мертв бе (был), и оживе (ожил). Грешник, удалившийся от Бога, то же, что мертвый, так как жизнь для человеческого духа возможна только в единении с Богом – Источником этой жизни, в удалении же от Него нет жизни (Рим.6:13; Тим.5:6). Поэтому обращение грешника к жизни в Боге и представляется, как воскресение его из мертвых.
Лк.15:25. Бе же сы́н егó стáрей на селе: и я́ко гряды́й прибли́жися к дóму, слы́ша пение и ли́ки:
(Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование;)
Сын его старей (старший). Кого изображает собою этот сын, который, возвратившись с работы и узнав, что отец устроил пир по случаю возвращения считавшегося погибшим, его младшего брата, не хотел войти в дом отца, несмотря на зов его, который упрекает отца за преимущественную любовь к нему, выставляет на вид свои труды и худо отзывается о брате? Здесь в самых ярких чертах изображены фарисеи (кто такие фарисеи, чит. в объясн. 17 ст. 5 гл.), гордые своею праведностию и холодные в отношении к согрешающим ближним. Бе на селе (был на поле), т. е. работал, не то, что младший, который не хотел этого делать, но ушел в дальнюю сторону жить по своей воле. Под образом этой работы разумеется то, что фарисеи старались исполнять требования закона, но как и для чего исполнять, не заботились об этом. Слыша пение и лаки (ликование), т. е. веселье и радость.
Лк.15:26. и призвáв еди́наго от óтрок, вопрошáше: чтó [ýбо] сия́ сýть?
Лк.15:27. О́н же речé емý, я́ко брáт твóй прии́де: и заклá отéц твóй телцá упитáнна, я́ко здрáва егó прия́т.
Лк.15:28. Разгневася же, и не хотя́ше вни́ти. Отéц же егó изшéд моля́ше егó.
(и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его.)
Разгневався и не хотяше внити (осердился и не хотел войти) – в дом отца на пир по случаю возвращения младшего сына, его брата. Так фарисеи, мнимые праведники, сами не хотевшие иметь общение с мытарями и грешниками, сердились и на Иисуса Христа за то, что Он не следует их примеру (ст. 1). «Бесчувственный брат! восклицает при этом архиеп. Филарет. Дикая душа его волнуется дикими страстями – завистью и гордостию. Он терзается тем, что веселятся в честь другого; в гневе за то, что оказывают любовь другому; он считает униженным себя оттого, что обращено внимание на другого.» Отец же, его изшед, моляше (звал) его. «Какой добрый, какой кроткий отец! восклицает тоже Филарет. Редко можно найти такого отца между отцами и христианскими, людьми, облагодатствованными, но никогда между людьми обыкновенными. Это – любовь небесная. Она выходит навстречу грешнику, стараясь привлечь его к себе; она знает его строптивый дух, и, несмотря на то, дышет на него кротостию и ласкою, нежностию сердобольною и снисходительною. Подобным образом Бог с любвеобильным словом откровения чрез Иисуса Христа обращался к гордым фарисеям.»
Лк.15:29. О́н же отвещáв речé отцý: сé толи́ко лет рабóтаю тебе, и николи́же зáповеди твоя́ преступи́х, и мне николи́же дáл еси́ козля́те, да со дрýги свои́ми возвесели́лся бы́х:
(Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими;)
Вместо сочувствия и любви к брату и отцу, старший сын начинает упрекать отца, выставлять свои заслуги, жалуется на обиду и поносит брата. В обращении к отцу у него не срывается нежного, любвеобильного слова: отче (батюшка); брата он не хочет назвать братом, а говорит: этот сын твой и резкой чертой указывает на его поведение – расточил (изъядый) имение твое с блудницами (любодейцами); с особенною настойчивостию указывает на свою верную службу своему отцу – столько (толико) лет работал тебе и никогда не преступал приказания твоего (николиже заповеди твоя преступих). Таковы были гордые, самолюбивые, самонадеянные и холодные исполнители внешних требований закона, фарисеи и книжники (Мих.). Се толико лет работаю тебе: «что же особенного, говорит по этому поводу архиеп. Филарет, если сын трудился в доме отца? Ужели добрый сын имеет право только гулять и терять время в праздности? Ужели тот, кому труд в тягость, человек порядочный?» Николиже заповеди твоя преступих. Но правда ли это? Как же могло случиться, что сын, почтительный к отцу, так холоден и жесток к брату? Как, добрый сын считается с отцом? Добрый сын требует платы от отца за любовь к отцу?! Сын ли это? Нет, это наемник, а не сын! Сын потерял любовь сыновнюю, живя в доме отца; не хуже ли он брата, затерявшего туже любовь вдали от отца (Архиеп. Филар.)?
Лк.15:30. егдá же сы́н твóй сéй, изъяды́й твоé имение с любодейцами, прии́де, заклáл еси́ емý телцá питóмаго.
(а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка.)
Изъядый имение твое с любодейцами: откуда он узнал это? Ах, как часто бывает, что люди, будучи сами худы, думают худое и о других! Будучи сами расположены к тому, чтобы делать то или другое грязное дело, переносят грязь и на других! Кто не узнает в этом гордом брате иудейских фарисеев и книжников, – представителей самонадеянности, нередко блистательной по наружной жизни, но отвратительной по сердечным расположениям (Архиеп. Фил.)? Не дал мне и козленка, заколол откормленного теленка. Это означает меньший и больший пир.
Лк.15:31. О́н же речé емý: чáдо, ты́ всегдá со мнóю еси́ и вся́ моя́ твоя́ сýть:
Лк.15:32. возвесели́тижеся и возрáдовати подобáше, я́ко брáт твóй сéй мéртв бе, и оживé: и изги́бл бе, и обретеся.
Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое,
а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся.
Ты всегда со мною и пр., т. е. не все имение мое растрачено братом твоим, и растрачено не твое, а только его собственное, выделенное ему; твое же осталось с тобою: все, что принадлежит мне, принадлежит тебе, и все это, конечно, стоит гораздо больше, чем твои труды. Чадо! называет отец сына при этом. «Сколько нежности в этом слове восклицает архиеписк. Филарет. И какой отец говорит это слово? Отец, осыпанный грубостями сына. Как терпелива любовь отца! Сын ни разу не назвал отца своего отцем, а отец говорит чадо? Как сильно это слово при всем том, что мягко? Оно так прямо идет к сердцу сына. Не хотел ли отец этим смягчить жестокосердие сына и возбудить в нем более человеколюбивые и нежные чувства? Ты всегда со мною и пр. В отношении фарисеев и книжников этими словами показывалось, что они могут иметь доступ к Богу, у них в руках закон, у них откровение, воля Божия им известна, дары и блага духовные они могут стяжать; но не могут они заслужить благоволения Отца небесного при таком извращенном и жестоком их духовно-нравственном настроении. Бог любви и милосердия не может благоволить к тем, кто должен бы был радоваться и веселиться о обращении грешника, как радуются Ангелы на небесах (ст. 6 и 10), а они отвращаются и не хотят иметь общения с ним.» Вот каким прекрасным назиданием родителям, наставникам и пастырям заканчивает толкование последней черты притчи о блудном сыне архиеп. Филарет: «добрый отец препирался с строптивостию сына. Чудная борьба любви с самолюбием гордым! Родители! вот как должны вы обходиться с худыми детьми. Наставники и пастыри! вот с каким терпением надобно вам выполнять свое дело! Как бы много худого ни видели вы в них, вы должны учить их доброму, должны наставлять их словом евангельским. Ваше дело сеять: что выйдет из этого, – не беспокойтесь о том, будущность не в ваших руках. Молитесь Тому, Кто посылает благотворную влагу и плодотворное тепло. Далее посмотрите, на отца: вызвала ли строптивость сына хотя одно жестокое слово из его сердца? Грубость и брань в ответ на грубость только раздражает грубого. Если нежность отца не всегда может смягчить злое сердце сына, то злость и шум столько же могут утишить его, сколько масло пламень. Будьте кротки, хотя для того, чтобы не уничижать себя пред детьми злыми.»
В отношении к язычникам притча о блудном сыне имеет следующий смысл. Было время, когда весь род человеческий составлял одно великое семейство, которое на одном языке прославляло одного Бога Отца. Что же заставило многих отделиться от истинноверующих? Страсти: напр., гордость при столпотворении Вавилонском; плотоугодие, корыстолюбие и дух преобладания при Аврааме и Моисее. Но отделившиеся от дома Божия, народы унесли с собой не только закон Божий в сердце, но и многие священные предания; только все сии сокровища скоро были утрачены, или были употреблены во зло – предания смешаны с вымыслами развращенного сердца, закон Божий затмился в душах, и таким образом не умедлил явиться у язычников ужасный голод – голод истинного слова Божия. И вот они прилепляются к чуждому властелину, чтобы чем-нибудь напитать дух свой. Этот властелин был диавол, а рожцы, коими питались язычники, было то ложное откровение, какое дал он им и которое довело их до состояния скотского. Чувствовали ли они это свое бедствие? По крайней мере, некоторые умнейшие язычники чувствовали, видели нелепость идолопоклонства и старались заменить религию системами философскими, кои казались им более питательными для духа. Наконец, – это особенно заметно около времен Христовых, – возбуждается в народах весьма сильное, почти всеобщее желание и ожидание лучшего. Тогда-то многие из язычников, многие даже города и целые народы языческие, по гласу проповедников Евангелия, совершенно познают свою бедность и обращаются к Отцу; тогда торжественно приемлется в отеческий дом блудный сын; тогда оживает мертвый, обретается погибший – язычники делаются народом Божиим – христианами. Что же тогда делает старший сын – Израиль? В самом начале обращения язычников, новообращенные иудеи смотрели на христиан из них оком враждебным: – зараженный древним предрассудком, думая, что ему одному принадлежит царство Божие, он гневается как бы на Самого Отца Небесного, зовущего к Себе всех и не хочет внити в Царство Христово. Будет однако время, когда, как уверяет св. ап. Павел, и этот сын послушает Отца, соединится с братом (Воскр. Чт. г. 8).
В притче о блудном сыне заключается поучительный урок для юношей. В блудном сыне мы видим полный характер ветреной юности: легкомыслие, необдуманность, страсть к независимости, словом, – все, чем обыкновенно отличается большая часть юношей. Юнейший сын возрастал в доме родительском. Достигши того времени, когда человек начинает рассуждать, он уже возмечтал, что родительский дом ему тесен; ему казалось неприятным жить под руководством отца и надзором матери; ему хотелось подражать своим товарищам, предававшимся шумным удовольствиям света. И легкомысленный юноша увлекся обманчивым блеском сих удовольствий и решился свергнуть с себя иго послушания, т. е. он выходит из повиновения св. Церкви. И вот он перестает внимать заповедям и внушениям св. Церкви; перестает заниматься словом Божиим и учением св. Отцев, а приклоняет слух свой к мудрованиям лжеименных учителей и убивает в этих занятиях самые лучшие часы своей жизни. Реже начинает или совсем перестает он посещать храмы Божии. Не находит возможным заниматься благочестием и упражняться в добродетели, потому что большая часть времени употребляется им на посещение зрелищ, общественных увеселений и т. п. Словом, с каждым днем все более и более предается миру и, наконец, отходит на страну далече. К чему же приводит такое удаление от св. Церкви? К тому же, к чему привело блудного сына удаление из дома родительского. Легкомысленные юноши очень скоро истрачивают прекрасные силы и способности своей души и тела и губят все, что было сделано ими доброго для времени и вечности. И – благо таким, если они опомнятся и, подобно блудному сыну, раскаются и исправятся. Иначе могут погибнуть не только временно, но и вечно (Воскр. Чт. г. 14).